Евфимий Зигавинос (Зигабен)

Псалом 125

Песнь степеней

Пс.125:1. Внегда возвратити Господу плен Сионь, быхом яко утешени

(1) И этот псалом находится в связи с предыдущим. Здесь возвращением называет приведение в отечество – Сион чад его, каковые составляли плен Сионов. Далее, говоря об утешении, он разумеет свободу их и облегчение: по возвращении, говорит, нашем, мы Иудеи были весьма утешены; ибо союз: ωσει (как) по замечанию Феодорита означает усиление, тоже что: весьма, как и в следующем месте: как благ Бог Израилев (Псал. 72:1)! Или мы были в таком состоянии, в каком бывают утешенные, т. е. мы были благодушны и веселы. (2)

(1) Феодорита: Господь, как царствующий над всеми, повелел Иудеям возвратиться. Но весьма многие злонамеренные и во всем противные законам Божиим, не согласились на сие возвращение; а те, которые тщательно упражнялись в прародительском благочестии и имели любовь к законному богослужению, охотно приняли предложение о возвращении. Сии то в сем псалме, видя свою свободу, радуются и молятся, чтоб и все единоплеменники получили оную.

(2) Плен, по словам Златасловесного, имеет четыре вида: один добрый, как сказано: берем в плен всякое помышление, для покорения Христу; другой злой, как говорится в сих словах: пленяют (обольщают) женщин; другой – чувственный, о котором Давид говорит здесь; есть еще и умственный, о котором сказано: проповедать пленным свободу. Но опаснее чувственного (плена) умственный. Ибо захватывающие, по закону войны, часто щадят захваченных и нисколько не вредят душе. Но пленник, которым овладел грех, имеет ничего нещадящего и жестокого господина, понуждающего его к самым нелепым делам; ибо сей жестокий владыка не умеет щадить и миловать. Посему станем убегать с великою тщательностью владычества его и противиться ему и никогда не мириться с ним; а когда освободимся от него, то пребудем в нашей свободе.

Пс.125:2. Тогда исполнишася радостью уста наша, и язык наш веселия

По возвращении, говорит, нашем в отечество наше Иерусалим, уста наши были исполнены радостных слов, выражавших внутреннюю душевную нашу радость; и язык наш был полон веселия, где Давид говорит о будущем, как о прошедшем, по свойству пророчества. (1)

(1) Слова Феодорита: Тотчас исполнившись веселия, мы употребили языки на песнопение: ибо Акила радость перевел хвалением, а Симмах благословением. Никиты Стифатийского: Как народ Израильский, освободившись от долговременного оного плена, с веселием вступил в путь ко граду Иерусалиму, так и не бывший прежде народом, но после названный народом Божиим, т. е. народ христианский из язычников, освободясь от нечестия идолопоклонства, возвратился в небесный град Иерусалим и Церковь Божию. Так и каждый из нас, удостоиваясь свободы от страстей, выходя из плена злого духа и греха, с веселием и радостью возвращается в Иерусалим, град бесстрастия. Оригена: В сих словах находится пророчество о словах апостолов о самих себе и о находящихся среди народа, а равно и наставление происшедшим из язычников, чтобы они говорили: возвеличил Господь сотворить с нами, а о себе благодарили: возвеличил Господь сотворить с ними; и когда мы сидели при реках вавилонских, тогда мы плакали; а когда Господь возвращал плен Сионов, то уста наши исполнились радости. Безыменного: Когда мы исполним оное обещание: я сказал: сохраню пути мои, чтоб не грешить мне языком моим; тогда исполнятся радости уста наша. Так исполнились радости и уста Филиппа, когда он, начав со слов: как овца на заклание поведен, благовествовал Евнуху – Eфиопу о Иисусе.

Тогда рекут во языцех

Тогда, говорят, когда увидят нас между народами, т. е. народы, что мы возвратились в отечество наше и водворились там, станут удивляться странному возвращению нашему, и скажут следующие слова:

Возвеличил есть Господь (дело), сотворити (милость) с ними.

Язычники, говорит, скажут о нас – евреях, что великое дело сделал Бог евреям, оказав им милость. Потом обращается к лицу говорящих сие евреев.

Пс.125:3. Возвеличил есть Господь (дело), сотворити (милость) с нами.

Так подлинно, подтверждает, как сказали язычники, скажем и мы, что великое дело сделал Господь с нами – Иудеями, по изъяснению Феодорита. Надобно заметить, что и это свойственно языку еврейскому – говорить с опущением, что сделано с таким то, без прибавления, что сделано, как здесь: сделал милость.

Быхом веселящеся

Мы Иудеи радовались, продолжает, о возвращении нашем в свое отечество и о явлении близ Иерусалима живущим народам бывшей над нами силы Божией.

Пс.125:4. Возврати, Господи, пленение наше, яко потоки югом

Хотя и сказал выше, когда возвратит Господь плен Сионов; однако и теперь говорит здесь, возврати плен наш. Это потому, что возвратившиеся в Иерусалим Иудеи просят и о тех, которые еще оставались в Вавилоне, где было их еще много, о возвращении которых и просят они. Ибо два, или три были, по словам Златоуста, восхождения их. Возврати, говорят, Господи, и остальных иyдейских пленников, оставшихся позади, и для сего побуди их скоро возвратиться, как заставляешь воду посредством южного ветра, чтоб протекала в сухих зимних потоках, так как южный ветер, разрешая столпившиеся облака своею теплотою и низводя дожди, таким образом приводит в движение с великим стремлением и быстротою течение воды в сухих потоках. Или сказав: как потоки, сим выражает прошение к Богу о возвращении Иудеев в Иерусалим с такою скоростью, с какою стремятся потоки, чтобы все пленные освободились скоро из Вавилона, чтобы никто не остался в нем; так как и потоки скоро истощаются и высыхают. Или югом называет, по разумению Феодорита Иерусалим, как называют его многократно и пророки (Иезекииль и Аввакум): потому что он находится на юге по отношению к стоящему на сивере Вавилону. Итак, возврати, говорит, Господи, на юг, т. е. в Иерусалим пленных братьев наших, оставшихся в Вавилоне (1)

(1) Григория Нисского: Севером в высшем смысле называется диавол, а югом Господь, как назван от Невесты в Песни Песней: востань север, и приди юг; ибо отрекается от сатаны (т. е. церковь), а сочетается со Христом. И мы также, как бы от. холодного места и как бы от севера – от греха и отца его (диавола) обращаемся к добродетели и ко Господу и делаемся духом пламенны. Никиты Стифатийского: Так и святые непрестанно умоляют о возвращении своего плена, т. е. ума югом, т. е. подателем слез покаяния – Духом, так чтобы оно при безмятежном и тихом уме источало в них на подобие зимнего потока волны умиления

Пс.125:5. Сеющии слезами, радостию пожнут

Те, говорит, которые сеют молитвенные слезы в надежде спасения, пожнут плод молитвы с радостью, каковой состоит в освобождении от скорби, возмущающей их. Сии слова общи и приличны всем, находящимся в нуждах и искушениях. (1)

(1) Златословесного: Семена будущих благ суть внутренние ради Бога скорби и почти всякое злострадание здесь доставляет вечные блага. Ибо такова добродетель; она сопровождается блистательными воздаяниями за труды. Мы должны прежде изнемогать от изнурения, и тогда искать послабления. Другой говорит (быть может Великий Василий): сии слезы бывают семенем и залогом вечной радости. И как что кто сеет, то и пожнет: тот, кто при достодолжном покаянии сеет в духе милостыню, сострадательность, смиренную молитву, правду, непрестанные.слезы, тот, как сеющий слезами, пожнет с радостью, получая снопы покаяния. Златословесного: Итак, станем сеять слезы, чтобы пожинать радость. Не столько дождь освежает и произращает семена, сколько льющиеся дождем слезы воскрешают и делают изобильными семена благочестия. Преподобного Никиты Стифатийского: Tе, которые в настоящем веке текут путем заповедей Божиих с плачем, расширяются сердцем в любви к Богу и ближним своим и получают утешение от находящего на них Духа. Ибо блаженны, говорит, плачущие, потому что они утешатся. Оригена: Кто сеет со слезами, тот сеет (в душу), и такие плачущие называются блаженными; такой в радости пожнет жизнь вечную, когда достигнет исполнения сказанного, что воссмеются.

Пс.125:6. Ходящии хождаху и плакахуся, метающе семена своя

Здесь от общего выше сказанного снова Давид обращается к частному и говорит об Иудеях в плену, что когда они шли в плен, то шли и плакали, сея, как мы сказали, слезами надежду на свободу и спасение свое. (1)

(1) Златословесного: Всякий человек, если хочет приобресть что-либо полезное, должен подвергаться трудам и изнурению. Итак, слова пророка значат следующее: что должно радоваться не только при возвращении, но и во время плена, и как за первое, так и за второе, приносить благодарение. Ибо то были Семена, a сие самые пироги. Итак, когда, говорит, метая семена, не о пшенице говорит, но о делах, научая слушателя не сетовать в скорбях. Ибо как тот, кто сеет, не сетует, хотя и много трудностей у него, так и скорбящий не должен негодовать, хотя и много печального у него, когда ожидает сладкой пищи, плодов, изобилия – сей прибыли, рождающейся от скорби. Великого Василия: Слезы и радость не от одних начал получают свое бытие. Слезы обыкновенно рождаются тогда, когда нечаянный какой-нибудь случай, подобно удару, поражает и повергает в уныние душу, и кровь около сердца стесняется; когда внутренность мозга, будучи наполнена парами, происшедшими от печали, которые от скопившейся во внутренности теплоты поднимаются вверх, как бы посредством некоторых каналов – глазных отверстий, облегчается от тяготящей ее влаги; и облако в капли, как густота паров разрешается в слезы; напротив радость есть как бы некое играние души, восхищающейся благополучным течением дел, и почти скачущей и только что от удовольствия не исторгающейся из тела (Слово о благодарении.)

Грядуще же приидут радостию, вземлюще рукояти своя

Когда, заключает, евреи будут возвращаться из плена в отечество свое – Иерусалим, тогда будут нести с радостью снопы посева своего, т. е. пожнут плод надежды на освобождение свое, который сеяли со слезами: потому что как семя пшеницы требует для произращения плода дождей, так и семя надежды требует для плодородья слез; и как нива имеет потребность в вспахании и разделении сохою на борозды; так и душа имеет нужду в искушениях и скорбях для умягчения жестокостей ее, дабы не произрастила тернов и репейников – страстей и других подобных, по выражению божественного Златоуста, растений греха.


Источник: Толковая псалтирь Евфимия Зигабена (греческого философа и монаха) изъясненная по святоотеческим толкованиям (пер. с греч.), Изд. 3-е. – Киев: тип. Киево-Печерской Лавры, 1907. – 1162 с.

Комментарии для сайта Cackle