«Изъяснение псалмов» является самым известным экзегетическим сочинением блж. Феодорита Кирского. Оно написано между 441-449 гг. и представляет собой последовательное изложение всех псалмов. Это одно из немногих полных толкований на Псалтирь, написанных в древности.
Блж. Феодорит пишет, что Священное Писание есть абсолютная истина, как слово самого Бога: «возглаголал благодатию Всесвятаго Духа, вместо орудия употребившею язык Пророка» (гл. 59). Он подчеркивает высокое значение Псалтири среди прочих книг Священного Писания. Для него эта книга в первую очередь пророческая.
В предисловии автор говорит, что он давно хотел написать о пророчествах Давида, и ему приходилось читать разные толкования на Псалтирь. Одни были слишком аллегорическими, другие объясняли пророческие места Псалтири как указания на события прошлого, что больше подходит для иудеев, чем для христиан. Он же, напротив, стремится избежать этих крайностей и намеревается изъяснить исторически то, что относится к истории. То, что является пророчеством о Христе, Церкви, Евангелии и апостолах показывает в истинном значении.
Блж. Феодорит пишет о том, что истолкование пророческих писаний должно заключаться в признании, что сообщенное Богом может быть раскрыто только Богом. Экзегет постигает это лишь в той мере и силе, поскольку дарует ему это Господь: «Точное истолкование сей приписки знает один тот, кто употребил оную, и еще разве тот, кто, подобно ему, приял озарение Святого Духа» (Предисловие). Раскрытие ветхозаветных писаний в новозаветных должно служить незыблемым руководством для комментатора, ибо это есть изъяснение Самого Святого Духа.
За буквально-аллегорическим и нравственным смыслом блж. Феодорит указывал еще высший смысл (указания на сокровенные догматы христианского богословия). Например, ближе всего раскрывает историю миротворения псалом 32: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их» (Пс.32:6).
Автор предполагает существование двух небес – видимого и высшего: «Ибо видимое небо устроено как некий кров над землею; высшее же небо для видимаго есть то же, что видимое для земли; и потому как называется небом небесе, так именуется и небесами небес» (гл. 18).
По мнению блж. Феодорита, в ветхозаветном откровении уже предсказывается то, что осуществляется в Церкви Христовой. Царь Давид издали усматривал евангельское совершенство, предрекал его (Пс.54:6).
В комментариях сочетается патристическая традиция с личными размышлениями автора, акцентируется внимание на Божественной благодати, милосердии и справедливости, а также на важности покаяния и стремления к святости.
Изъяснение псалма 74-го.
Пс.74:1. Начальнику хора. Не погуби. Псалом Асафа. Песнь.
«В конец, да не растлиши, псалом песни Асафу». А Симмах перевел: «победный о нетлении псалом Асафу». Поскольку псалом сей содержит в себе предречение о праведном суде Божием, и предвозвещает, как погибель делателям лукавства, так благия воздаяния любителям добродетели, то пророческое слово не без основания повелевает в надписании, не растлевать благочестивых помыслов, но хранить их здравыми и наследовать нетление. И сей псалом изрекается от лица пленников в Вавилоне, дающих обет песнословить Бога, если сподобятся Божией милости.
Пс.74:2. Славим Тебя, Боже, славим, ибо близко имя Твое; возвещают чудеса Твои.
Пс.74:3. «Когда изберу время, Я произведу суд по правде.
«Исповемыся Тебе, Боже, исповемыся Тебе и призовем имя Твое». И из сего явствует, что изрекли сие, не улучив еще возвращения; дают же обет песнословить Бога и возвеличиться досточтимым именем Его. Ибо сказанное: «призовем имя Твое», означает: снова будем именоваться Твоим именем, и наречемся народом Твоим.
«Повем вся чудеса Твоя».
«Егда прииму время». А Акила и Симмах переводят так: «когда будет собрание»; то есть, когда возвратимся и будем собираться в Твой священный храм, тогда законно станем и Тебя песнословить, и возвещать благодеяния Твои неведущим. Ибо то время дозволит нам сделать сие, а ныне взываем: «како воспоем песнь Господню на земли чуждей?» (Пс. 136:4). Так пророческое слово, научив, что надлежало говорить пленникам в Вавилоне, показывает, как Бог отвечает на данные обеты и говорит;
«Аз правоты возсужду», то есть, по закону воздам справедливость и вам и Вавилонянам.
Пс.74:4. Колеблется земля и все живущие на ней: Я утвержу столпы ее».
«Растаяся земля и вси живущии на ней», потому что Я – Судия целой вселенной и на всех наложу достойныя наказания.
«Аз утвердих столпы ея». Я – над всем властелин, как Создатель всего. Ибо Я сотворил и основал землю, как некиими столпами подпирая ее Моими уставами, «повеление положи, и не мимо идет» (Пс. 148:6). Посему, и как судия не хочу наказывать, но предсказываю наказания, чтобы согрешающих угрозою соделать целомудреннейшими, и увещаваю, и советую возненавидеть всякий вид беззакония, позаботиться же о правдивом и скромном образе мыслей. Сему учит и в присовокупляемом:
Пс.74:5. Говорю безумствующим: «не безумствуйте», и нечестивым: «не поднимайте рoга,
«Рех беззаконующим, не беззаконнуйте: и согрешающим, не возносите рога». Ибо из всех недугов самый жестокий не только грешить, но и величаться этим.
Пс.74:6. не поднимайте высоко рoга вашего, [не] говорите [на Бога] жестоковыйно»,
«Не воздвизайте на высоту рога вашего». Потом показывает Пророк, какую разумеет высоту.
«И не глаголите на Бога неправду». Животныя, у которых есть рога, слишком величаются ими. Пророческое же слово увещавает не увеличивать беззакония высокомерием и не отверзать уст против Бога.
Пс.74:7. ибо не от востока и не от запада и не от пустыни возвышение,
Пс.74:8. но Бог есть судия: одного унижает, а другого возносит;
Пс.74:9. ибо чаша в руке Господа, вино кипит в ней, полное смешения, и Он наливает из нее. Даже дрожжи ее будут выжимать и пить все нечестивые земли.
«Яко ниже от исход, ниже от запад, ниже от пустых гор»:
«Яко Бог судия есть». Исходами Пророк назвал восток (так показывает и пятое издание), а пустыми горами – северныя и южныя страны, потому что оныя по чрезмерному холоду и жару остались совершенно необитаемыми. Посему Пророк учит, что не возможно избежать суда Божия; потому что достигнет ли кто востока, покусится ли уйдти на запад, или на юг, или на север, – везде подлежит Божию приговору. Потом учит, что перемены в жизни бывают по Божию определению.
«Сего смиряет, и сего возносит».
«Яко чаша в руце Господни, вина не растворена исполнь растворения, и уклони от сея в сию». О сей чаше учит и пророчество божественнаго Иеремии. Ибо повелевается ему Богом всяческих взять чашу, и напоить Иерусалим, и князей, и сопредельные народы (Иер. 25, 15–28). Вином же называет Пророк наказание, потому что подобно упоению отъемлет силу, и нарушает стройность в составах. Посему пророческое слово сказует, что праведный Судия, иногда на нас, а иногда на них налагает наказание; и ныне одного возносит, а другаго смиряет, и иным опять дает высоту, и напасти пременяет, и благоденствие прелагает. Пленным в Вавилоне не просто внушалось говорить это, но предвозвещались им и рабство Вавилонян, и собственная их свобода, потому что, по истечении не многаго времени, Кир сокрушил силу Вавилонян, и возвратил прежнюю свободу Израильтянам.
«Обаче дрождие его не истощися, испиют вси грешнии земли». Самое тяжкое наказание назвал дрождием. Я, говорит, испил более устоявшееся, то есть, подвергся меньшим бедствиям, а Вавилоняне испиют самые подонки, то есть, потерпят бедствия жесточайшия тех, какия причинили. Я, семдесять лет быв в рабстве, возвращен, они же преданы будут вечному рабству.
Пс.74:10. А я буду возвещать вечно, буду воспевать Бога Иаковлева,
«Аз же возрадуюся в век, воспою Богу Иаковлю». Как они издевались над нашими бедствиями, когда испивали мы их, так и мы, видя наказание их, вознесем песнопение Богу, не над ними посмеваясь, но изъявляя признательность за благодеяния.
Пс.74:11. все роги нечестивых сломлю, и вознесутся роги праведника.
«И вся роги грешных сломлю, и вознесется рог праведнаго». Сими словами предвозвещалось им, что сокрушит врагов, которые ополчатся на них по возвращении. Посему-то и сказал Пророк: «вся роги грешных», так как, из разных собравшись народов, предприняли против них войну. Упоминают же о сем пророчества: Иезекиилево, и также Михеино и Захариино. По сокрушении сих врагов, Израильтяне соделались славны и знамениты, как одержавшие такую победу. Рогом же праведнаго Пророк назвал благочестивый образ мысли. А если кому угодно разуметь, что называемый здесь праведным есть Зоровавель, котораго употребив служителем, совершил Бог сию победу, то не погрешит он против истины.