Аннотация Источник

Аннотация АВ

«Изъяснение псалмов» является самым известным экзегетическим сочинением блж. Феодорита Кирского. Оно написано между 441-449 гг. и представляет собой последовательное изложение всех псалмов. Это одно из немногих полных толкований на Псалтирь, написанных в древности.

Блж. Феодорит пишет, что Священное Писание есть абсолютная истина, как слово самого Бога: «возглаголал благодатию Всесвятаго Духа, вместо орудия употребившею язык Пророка» (гл. 59). Он подчеркивает высокое значение Псалтири среди прочих книг Священного Писания. Для него эта книга в первую очередь пророческая.

В предисловии автор говорит, что он давно хотел написать о пророчествах Давида, и ему приходилось читать разные толкования на Псалтирь. Одни были слишком аллегорическими, другие объясняли пророческие места Псалтири как указания на события прошлого, что больше подходит для иудеев, чем для христиан. Он же, напротив, стремится избежать этих крайностей и намеревается изъяснить исторически то, что относится к истории. То, что является пророчеством о Христе, Церкви, Евангелии и апостолах показывает в истинном значении.

Блж. Феодорит пишет о том, что истолкование пророческих писаний должно заключаться в признании, что сообщенное Богом может быть раскрыто только Богом. Экзегет постигает это лишь в той мере и силе, поскольку дарует ему это Господь: «Точное истолкование сей приписки знает один тот, кто употребил оную, и еще разве тот, кто, подобно ему, приял озарение Святого Духа» (Предисловие). Раскрытие ветхозаветных писаний в новозаветных должно служить незыблемым руководством для комментатора, ибо это есть изъяснение Самого Святого Духа.

За буквально-аллегорическим и нравственным смыслом блж. Феодорит указывал еще высший смысл (указания на сокровенные догматы христианского богословия). Например, ближе всего раскрывает историю миротворения псалом 32: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их» (Пс.32:6).

Автор предполагает существование двух небес – видимого и высшего: «Ибо видимое небо устроено как некий кров над землею; высшее же небо для видимаго есть то же, что видимое для земли; и потому как называется небом небесе, так именуется и небесами небес» (гл. 18).

По мнению блж. Феодорита, в ветхозаветном откровении уже предсказывается то, что осуществляется в Церкви Христовой. Царь Давид издали усматривал евангельское совершенство, предрекал его (Пс.54:6).

В комментариях сочетается патристическая традиция с личными размышлениями автора, акцентируется внимание на Божественной благодати, милосердии и справедливости, а также на важности покаяния и стремления к святости.

Изъяснение псалма 75-го.

Пс.75:1.   Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом Асафа. Песнь.

«В конец, в песнех псалом Асафу, песнь ко Ассирианину». Прибавления: «ко Ассирианину» не нашел я в ексаплах, но есть оно в других списках. Содержание же псалма следующее: он предвозвещает события при Сеннахириме и наказание, которому подверглось воинство его.

Пс.75:2.   Ведом в Иудее Бог; у Израиля велико имя Его.

«Ведом во Иудеи Бог: во Израили велие имя Его». Ибо когда в одну ночь столько тысяч прияли смертоносный удар от ангела, тогда известным для всех соделался Бог всяческих, особенно промышляющий об Израиле и во Иудеи явивший Свое присутствие.

Пс.75:3.   И было в Салиме жилище Его и пребывание Его на Сионе.

«И бысть в мире место Его, и жилище Его в Сионе». Ибо, по истреблении сего множества, оставшиеся бежали, соделавшись вестниками божественнаго могущества, для чего и не были истреблены с прочими. С сего времени город наслаждался миром, и все уразумели, что истинно благоволил Бог обитать в Сионе. Потом Пророк показывает, как «ведом Бог во Иудеи».

Пс.75:4.   Там сокрушил Он стрелы лука, щит и меч и брань.

«Тамо сокруши крепости луков, оружие и мечь и брань». Пред стенами градскими, говорит Пророк, истребив вместе тяжело вооруженных воинов и стрельцев и щитоносцев, вовсе безполезными соделал их оружия.

Пс.75:5.   Ты славен, могущественнее гор хищнических.

«Просвещаеши Ты дивно от гор вечных». А Симмах перевел так: «славен Ты и неизмеримо велик от гор добычи», потому что на горах наших, предав неприязненных в добычу смерти, всем явил Себя неизмеримо великим и славным. Ибо чудом сим просвещаешь неведущих и научаешь, кто Ты.

Пс.75:6.   Крепкие сердцем стали добычею, уснули сном своим, и не нашли все мужи силы рук своих.

«Смятошася вси неразумнии сердцем: уснуша сном своим, и ничтоже обретоша», потому что, превознесшись против Тебя мыслию, подверглись внезапному смятению по неразумию души. Думая предаться сну небоязненно, обманулись в надежде. Ибо за сном последовала смерть. Сие показывает и история, потому что возстав нашли одни мертвыя тела.

«Вси мужие богатства в руках своих». А Симмах перевел так: «все мужи крепкие руками своими», то есть, ни сколько не помогла им сила рук, которою надеялись расхитить богатство всех. И показывая, что ни малой не получили от сего пользы, Пророк присовокупил.

Пс.75:7.   От прещения Твоего, Боже Иакова, вздремали и колесница и конь.

«От запрещения Твоего, Боже Иаковль, воздремаша вседшии на кони». По мановению Твоему немедленно пали кичившиеся тем, что знают искусство править конями. Словом: «воздремаша» Пророк изобразил скоропостижность смерти. Как дремлющий захотев легко засыпает, так и они прияли скорый конец жизни.

Пс.75:8.   Ты страшен, и кто устоит пред лицем Твоим во время гнева Твоего?

«Ты страшен еси, и кто противостанет тебе?» Кто в состоянии противостать Тебе и избежать насылаемаго Тобою наказания?

«Оттоле гнев Твой». Едва услышав хулы, мог Ты наказать виновных, но долготерпел, ожидая перемены.

Пс.75:9.   С небес Ты возвестил суд; земля убоялась и утихла,

Пс.75:10.   когда восстал Бог на суд, чтобы спасти всех угнетенных земли.

«С небесе слышан сотворил еси суд», то есть, свыше произносишь приговоры, над кем Тебе угодно.

«Земля убояся и умолча:»

«Внегда востати на суд Богу, спасти вся кроткия земли». Все исполнились страха, говорит Пророк, и перестали нападать на нас, узрев, что Ты, как некий судия, произносишь на них приговор, а те, которые водились правыми помыслами и возвещали помощь Твою, улучили спасение.

Пс.75:11.   И гнев человеческий обратится во славу Тебе: остаток гнева Ты укротишь.

«Яко помышление человеческое исповестся Тебе: и останок помышления празднует Ти». Насладившись сими благами, песнопению посвящаем помыслы, и малой их части, не обращая на другое попечение.

Пс.75:12.   Делайте и воздавайте обеты Господу, Богу вашему; все, которые вокруг Него, да принесут дары Страшному.

Пс.75:13.   Он укрощает дух князей, Он страшен для царей земных.

«Помолитеся и воздадите Господеви Богу нашему». Побуждают друг друга и обещать дары, и исполнить обещания. Ибо стыдно и крайне не признательно, когда все сопредельные народы делают сие по страху, – сподобившимся благодеяния болезновать неблагодарностию. Сие самое и выразил Пророк в присовокупляемом: «Вси, иже окрест его, принесут дары».

«Страшному и отъемлющему духи князей, Страшному паче царей земных». Принесут же дары, будучи устрашены соделанными чудесами, и дознав из самых дел, что Он есть истинно Бог, Который насылает смерть на властелинов и думающих о себе, что царствуют на земле.


Источник: Блаженный Феодорит Кирский : [Сочинения : пер. с греч. : В 2-х том.]. - Москва : Изд. совет Рус. православ. церкви, 2003-. (Творения святых отцов и учителей церкви). / Т. 2: Изъяснение псалмов. - 2004. - 535 с.

Комментарии для сайта Cackle