блаженный Феодорит Кирский

Толкование на второе послание к Коринфянам

Глава 11

2Кор.11:1. О, если бы вы несколько были снисходительны к моему неразумию! Но вы и снисходите ко мне.

«О да бысте мало потерпели безумию моему». Знаю, говорит Апостол, что тем, которые отличаются высоким умом, не надлежит распространяться в собственных своих похвалах; но я принужден сделать это. Посему потерпите малому безумию. Потом выражается мягче.

«Но и потерпите мя». Показывает же и цель того, что говорит.

2Кор.11:2. Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою.

2Кор.11:3. Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе.

«Ревную бо по вас Божиею ревностию: обручих бо вас единому мужу деву чисту представити Христови. Боюся же, да не како, якоже змий Еву прельсти лукавством своим, тако истлеют и разумы ваши от простоты, яже о Христе». Споспешником и посредником был я вашего брачного союза; чрез меня получили вы дары от жениха; посему-то я с ревностию занимаюсь вами, боясь и трепеща, чтобы лукавство их не препобедило вашей простоты. Всю Церковь наименовал Апостол "девою", называя так чистоту веры; ибо не все верующие дают обет девства, но искренностию веры надлежит украшаться всем. Весьма же прилично упомянул не о диаволе, но о змее, показывая, что и противники его, подобно змию, сделались орудием диавола. А самое повреждение Апостол назвал растлением, потому что коринфян наименовал девою.

2Кор.11:4. Ибо если бы кто, придя, начал проповедовать другого Иисуса, которого мы не про­поведовали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали, – то вы были бы очень снисходительны к тому.

«Аще бо грядый инаго Иисуса проповедает, егоже не проповедахом, или Духа инаго приемлете, егоже не приясте, или благовествование ино, еже не приясте, добре бысте потерпели». Апостол обратился с обвинением к вдавшимся в обман и ясно показал нелепость обмана. Ибо говорит: «Чем же и каким образом вы увлеклись? Разве иного Иисуса проповедали вам? Иные дары Духа преподали? Иное предложили Евангелие?»

2Кор.11:5. Но я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов.

«Непщую бо ничимже лишитися предних Апостол». Но излишнее дело, говорит Апостол, сравнивать себя с ними, ибо думаю, что мы не ниже и великих проповедников истины. Впрочем, и это растворил он скромностию, ибо не сказал: равен я «предним Апостолам», но говорит: "непщую", то есть думаю, «ничимже лишитися их».

2Кор.11:6. хотя я и невежда в слове, но не в познании. Впрочем мы во всем совершенно известны вам.

«Аще бо и невежда словом, но не разумом». Хотя мог он сказать, что и верховные апостолы были люди неученые однако же о них не сказал ничего, а говорит о себе: «у меня хотя язык неученый, однако же ум украшен Боговедением».

«Но везде явльшеся о всем в вас». В этом и вы свидетели, потому что вам известно стало дело наше.

2Кор.11:7. Согрешил ли я тем, что унижал себя, чтобы возвысить вас, потому что безмездно проповедовал вам Евангелие Божие?

«Или грех сотворих себе смиряя, да вы вознесете ся, яко туне Божие благовествование благовестих вам?» В том, вероятно, моя вина, что весьма скромно вел я себя вас и, проповедуя вам Евангелие, не пользовался от вас необходимым пропитанием.

2Кор.11:8. Другим церквам я причинял издержки, получая от них содержание для служения вам; и, будучи у вас, хотя терпел недостаток, никому не докучал.

2Кор.11:9. Ибо недостаток мой восполнили братия, пришедшие из Македонии; да и во всем я старался и постараюсь не быть вам в тягость.

«От иных церквей уях, приим оброк к вашему служению». Вам предлагая проповедь, от других я пользовался необходимым пропитанием. Прекрасно же употребил слово "оброк", потому что в сказанном прежде упоминал о воинской службе. Сказал же: «от иных уях церквей», потому что, проповедуя у коринфян, пропитание получал от других.

«И пришед к вам, и в скудости быв, не стужих ни единому: скудость бо мою исполниша братия, пришедше от Македонии». Всем этим Апостол доказал и скупость коринфян, и свою щедрость. Ибо говорит: «у вас я был, вам предлагал Божественную проповедь и находился в скудости, но не согласился обременять вас, ибо македоняне удовлетворяли моей нужде». И это – самое тяжкое для коринфян обвинение, ибо Апостол живет у них, а пропитание получает от других. Но, чтобы не подумали, будто бы он говорит сие с намерением получить что-либо от них, по необходимости присовокупил:

«И во всем без стужения вам себе соблюдох и соблюду». А чтобы не подумал кто, будто таков он только на словах, присоединил и клятву.

2Кор.11:10. По истине Христовой во мне скажу, что похвала сия не отнимется у меня в странах Ахаии.

«Есть истина Христова во мне, яко похваление сие не заградится о мне в странах Ахайских», то есть никто не заградит мне уста и не лишит меня похвалы за эту щедрость. Потом, видя, что сказанное тяжко, облегчает это.

2Кор.11:11. Почему же так поступаю? Потому ли, что не люблю вас? Богу известно! Но как поступаю, так и буду поступать.

2Кор.11:12.  чтобы не дать по­вода ищущим повода, дабы они, чем хвалятся, в том оказались такими же, как и мы.

«Почто? Зане не люблю ли вас? Бог весть». Сим свидетельством отклонил всякое худое подозрение. Итак, почему же не берет?

«А еже творю, и сотворю, да отсеку вину хотящим вины, да, о немже хвалятся, обрящутся якоже и мы». Для моих противников делаю это, им пресекая поводы злословить нас. Показал же Апостол, что они величаются на словах, тайно же собирают деньги. Ибо это говорит вскоре за сим: «приемлете бо, аще кто вас порабощает, аще кто. поядает, аще кто не в лепоту проторит» (2Кор. 11, 20).

2Кор.11:13. Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых.

2Кор.11:14. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света.

2Кор.11:15. А потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их.

«Таковии бо лживи апостоли, делателе льстивии, преобразующееся во Апостолы Христовы. И не дивно: сам бо сатана преобразуется во аггела светла: не велие убо, аще и служителие его преобразуются яко служителие правды: имже кончина будет по делом их». У диавола в обычае подражать Божественному, как против пророков выводить полчища лжепророков, так подражать по наружности Ангелам и обольщать людей. Посему неудивительно, если они присвояют себе личность именуемых апостолами и употребляют обман, споспешествующий к обольщению людей. Но не в продолжительном времени пожнут плоды своих предначинаний.

2Кор.11:16. Еще скажу: не почти кто-нибудь меня неразумным; а если не так, то примите меня, хотя как неразумного, чтобы и мне сколько-нибудь похвалиться.

«Паки глаголю, да никтоже мнит мя безумна быти: аще ли ни, поне яко безумна приимите мя, да и аз мало что похвалюся». Апостол многократно, решившись на пользу ученикам описать собственные свои труды, снова налагал на себя узду собственного своего благоразумия и скромности. Посему и здесь умоляет, чтобы не почли его делающим дело безумного. А если не убежду вас к этому, говорит он, то потерпите сие, как от безумного.

2Кор.11:17. Чтo скажу, тo скажу не в Господе, но как бы в неразумии при такой отважности на похвалу.

«А еже глаголю, не глаголю по Господе, но яко безумии в сей части похвалы». Есть Владычний закон, который учит: «егда сотворите вся сия, глаголите, яко раб неключими есмы: яко еже должни бехом сотворити, сотворихом» (Лк. 17, 10). Посему-то богомудрый Павел сказал: «еже глаголю, не глаголю по Господе», то есть говорю это не по Его закону. Но чтобы не подумал кто, будто бы в учение свое называет безумием, по необходимости присовокупил: «в сей части похвалы», то есть в этих словах называю себя безумным.

2Кор.11:18. Как многие хвалятся по плоти, то и я буду хвалиться.

«Понеже мнози хвалятся по плоти, и аз похвалюся». Сим "по плоти" наименовал здесь Апостол внешнее богатство, благородство, доброречивость; потому что противники, как евреи, высоко о сем думали и выставляли на среду патриарха Авраама.

2Кор.11:19. Ибо вы, люди разумные, охотно терпите неразумных.

«Любезно бо приемлете безумныя, мудри суще!»

2Кор.11:20. Вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо.

2Кор.11:21. К стыду говорю, что на это у нас недоставало сил. А если кто смеет хвалиться чем-либо, то (скажу по неразумию) смею и я.

«Приемлете бо, аще кто вас порабощает, аще кто поядает, аще кто не в лепоту проторит, аще кто по лицу биет вы, аще кто величается. По досаждению глаголю». Апостол показал, что противники напрасно величаются презрением денег; ибо для сего-то и употребил выражения: «аще кто поядает, аще кто не в лепоту проторит». А сие: «аще кто по лицу биет вы» – значит: если кто обходится презрительно, ругается над вами. Ибо присовокупил Апостол: «по досаждению глаголю», то есть сказал я это по причине бесчестия, какое наносят они вам.

«Зане аки мы изнемогохом». О нас думаете вы, что ничего такого не делаем по бессилию.

«О немже аще дерзает кто, несмысленно глаголю, дерзаю и аз». Апостол смягчил, чтo намеревался сказать, назвав это безумием, но дает знать, что он осмеливается не оскорблять, не поядать, не проторить их, но выставить собственные свои труды, и прежде всего выставляет то, что у них почиталось достоуважаемым, научая, что и в этом не имеют они никакого пред ним преимущества.

2Кор.11:22. Они Евреи? и я. Израильтяне? и я. Семя Авраамово? и я.

«Еврее ли суть? И аз. Израильтяне ли суть? И аз. Семя Авраамле ли суть? И аз». Апостол привел это, потому что они так говорили о себе, и в этом показал свое с ними равенство, а в преспеяниях произвольных показывает преимущество.

2Кор.11:23. Христовы служители? (в безумии говорю) я больше. Я гораздо более был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти.

2Кор.11:24. От Иудеев пять раздано мне было по сорока ударов без одного.

2Кор.11:25. Три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской.

«Служителие ли Христовы суть? Не в мудрости глаголю, паче аз». Опять употребил выражение: «не в мудрости», давая сим знать, что принужден сказать сие против воли. Объясняет же самый образ превосходства, выставляя на вид не чудотворения, не мертвецов воскрешенных, не хромых ходящих, не бегство демонов, не спасение вселенной, но страдания свои за Евангелие.

«В трудех множае, в ранах преболе, в темницах излиха, в смертех многащи. От Иудей пять краты четыредесять разве единыя приях. Трищи палицами биен бых, единою каменьми наметан бых, трикраты корабль опровержеся со мною, нощь и день во глубине сотворих», то есть когда ладия была разбита и я тогда целую ночь и целый день туда и сюда носим был волнами. А наносить по сорок ударов без одного в обычае было у иудеев.

2Кор.11:26. много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями.

«В путных шествиих множицею»: потому что ради проповеди предпринимал я труды путешествия.

«Беды в реках»: потому что во время путешествий принужден был переправляться чрез реки.

«Беды от разбойник», нападавших во время пути.

«Беды от сродник,» – разумел иудеев.

«Беды от язык». Само собою понятно, что говорит Апостол.

«Беды во градех,» – сим означил бывшие против него возмущения.

«Беды в пустыни». Ибо многократно принужден был один проходить пустынными местами.

«Беды в мори». Вдавался и в мореплавание, промышляя о том, чтобы острова и сушу наполнить благочестием.

«Беды во лжебратии». Ибо диавол издревле посевал плевелы.

2Кор.11:27. В труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе.

«В труде и подвизе» – в труде учения и в подвиге при рукоделии.

«Во бдениих множицею»; ибо и в узилищах не предавался сну, как свидетельствует о сем бывшее в Филиппах.

«Во алчбе и жажди» – это один из непроизвольных трудов.

«В пощениих многащи» – а это один из произвольных.

«В зиме и наготе» – это было следствием скудости и крайней нищеты.

2Кор.11:28. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневно стечение людей, забота о всех церквах.

«Кроме внешних». Из многого, говорит Апостол, принужден я пересказать немногое.

«Нападение еже по вся дни», то есть всякий день водят меня и переводят с места на место, то в сонмище, то в темницы, то в судилища.

«И попечение всех церквей». А если когда гонители и успокоятся, снедает меня самая забота о церквах, потому что всегда преследует меня попечение о целой вселенной.

2Кор.11:29. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?

«Кто изнемогает, и не изнемогаю?» Не сказал: «Изнемогаю с другими», но просто: «изнемогаю». Как обложенный самою немощию, так скорблю и сетую.

«Кто соблазняется, и аз не разжизаюся?» Когда соблазняются другие, я распаляюсь и сгораю.

2Кор.11:30. Если должно мне хвалиться, то буду хвалиться немощью моею.

«Аще хвалитися ми подобает, о немощи моей похвалюся». Апостол дал видеть, что мог указать он на совершенное им по благодати, но думал, что наиболее приличны ему подвиги терпения.

2Кор.11:31. Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословенный во веки, знает, что я не лгу.

«Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа весть, сый благословен во веки, яко не лгу». Слово "Бог" опять отделяет от слова "Отец", ибо нам Он Бог, а Господу Отец».

2Кор.11:32. В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня; и я в корзине был спущен из окна по стене и избежал его рук.

«В Дамасце языческий князь Арефы царя стрежаше Дамаск град, яти ми хотя: и оконцем в кошнице свешен бых по стене и избегох из руку его». Апостол великость опасности дал видеть в самом способе бегства.


Комментарии для сайта Cackle