святитель Феофан Затворник

БОЛЕЗНИ

1. Жить или умереть – да будет, как Богу угодно

Желание пожить естественно живому. И тут нет греха. Но настоящее в этом отношении расположение есть: «Буди воля Божия!» Жить ли, умереть ли – да будет, как Богу угодно. Это расположение надо усилить и довести до того, чтоб оно не давало порождаться какому-либо относительно сего беспокойству (1, с. 28).

2. Покаяние и добрые чувства и расположения в сердце заменяют делание добродетелей (у больного)

С чем явиться? Пред Бога лучше всего явиться с этим ничего неимением. Только бы все очищено было покаянием и в сердце были в движении чувства и расположения: и религиозные, и нравственные, особенно страх Божий сыновний, предание себя в волю Божию, упование на Его милосердие, смирение и подобные... В вашем состоянии (болезненном) воспроизведение таких чувств заменяет деяния добродетелей (1, с. 28).

3. Уныние – от немощи телесной

Бог никого не оставляет. У Него все дети. Нет пасынков. И тяжелые случайности и состояния – все на добро нам направляется. Если бы мы могли узреть это, не было бы ни в чем тяготы... Уповающего на Бога милость обыдет. Упование не посрамит (1, с. 30–31).

4. Предание всего на волю Божию – покой всех болящих

Предавшись же в волю Божию, уже не следует туда и сюда влаяться, а быть внутренно согласну на то, что подает Господь. В этом покой всех вообще, тем паче болящих. Где ни умереть, не все ли равно (1, с. 31)?

5. Болезни вместо епитимий идут

Болезни вместо епитимий идут. Терпите благодушно: они будут, как мыло у прачек. В церковь не ходите?.. (по болезни). Дома почаще взывайте к Богу! Что вы не можете, это не значит, что вы пасынок» (1, с. 32).

Все от Бога: и болезни, и здоровье, – и все, что от Бога, подается нам во спасение наше. Так и ты принимай свою болезнь и благодари за то Бога, что печется о спасении твоем. Чем именно посылаемое Богом служит во спасение, того можно не доискиваться, потому что и не узнаешь, может быть. Посылает Бог иное в наказание, как епитимию, иное в образумление, чтобы опомнился человек; иное – чтоб избавить от беды, в которую попал бы человек, если бы был здоров; иное – чтоб терпение показал человек и тем большую заслужил награду; иное – чтоб очистить от какой страсти, и для многих других причин... Ты же, когда вспомнишь о грехах, говори: «Слава Тебе, Господи, что наложил Ты на меня епитимию в наказание» (1, с. 41–42)!

6. Поминание страждущих и гонимых утешает в болезни

Терпите да терпите! И еще: благодушествуйте! Восставьте веру в то, что все от Бога и все во благо нам, хоть мы ясно того не видим. К невидимому-то и потребна вера, а к видимому – к чему вера? Господь да утешит вас утешением внутренним – невидимым... Господь да уврачует вас, и Матерь Его Премилосердная, и Ангел Хранитель. Поминайте страждущих и утешайтесь их терпением. Поминайте гонимых, мучимых и теснимых и их терпением воодушевляйтесь (1, с. 32).

7. Промысл Божий о судьбе болящего. Пример пирога и хозяйки

Господь близ нас, и Богоматерь, и Небо с скорыми помощниками объемлет нас. А болеть все же болим и исхода не видим. Ужели это случайно?! Ужели они не видят?! И видят, и состраждут, и готовы помочь, и все же оставляют нас томиться. Если они – вся любовь, то все, конечно, допускают это не по неприязни. Если так, то что же это?! То же, что бывает между пирогом, жаренным в печи, и хозяйкой. Дайте пирогу чувство, мысль и язык... Что бы он заговорил хозяйке?! – Матушка! Засадила ты меня сюда и жарюсь... Ни одной крупинки у меня не осталось нежаримой, все горит до нестерпимости... И то беда, что исхода не вижу и конца не чаю. Обращусь направо, обращусь налево, вперед, или взад, или кверху – отовсюду заперт и со всех сторон не прохладой, а жаром несет до нестерпимости. Что я тебе сделал? За что такая неприязнь... и пр. и пр... Дайте хозяйке уменье понимать речь пирога. Что бы ответила она ему?! – Какая тут неприязнь?! Я, напротив, о тебе только и радею. Потерпи еще немного... и увидишь, какой ты у меня выйдешь красавец! Все наглядеться на тебя не наглядятся!.. А какой аромат от тебя пойдет по всему дому?.. Это диво дивное! Так потерпи еще чуточку и увидишь отраду. Пирогову речь вы прописали. Теперь переймите речь хозяйки и благодушно перейдите к ожиданию благодетельного исхода... Положите себя в руки Божии и ждите. Вы все же в руках Божиих, только двигаете руками и ногами... Перестаньте это делать и лежите спокойно (1, с. 33).

8. Господь везде есть; молясь в келии (не бывая в храме по болезни), сами храмом Божиим бываете

Великое будто дело, что приходится сидеть в келии, что в храме не бываете (не по лености, а по болезни). Когда молитесь, вы всякий раз храмом Божиим бываете (см. 2Кор. 6, 16). Ибо Господь везде есть (1, с. 34).

9. Болезни приводят на путь спасения и заменяют внешний подвиг

Читайте почаще “Отче наш...” и “Богородице, Дево, радуйся...” Бог – Отец наш, а Богородица – Мать наша. ...Святые Таины – сосцы Ее, ибо они – плоть, от Нее заимствованная! Так и занимайте ум... Еще пусть лежит пред глазами развернутое Евангелие и Апостол. Прочитайте стишок и старайтесь всякое слово обратить в предмет рассуждения. Если Бог подаст мысль... запишите ее. Пусть лист лежит на столе... И другие добрые мысли записывайте (1, с. 34–35).

Лечиться же нет греха, хоть и от Бога болезнь, ибо и разум лечебный Бог дает, и лекарства Бог же создал. Потому, прибегая к лекарю и к лекарствам, не будешь прибегать к тому, что находится вне Божиих путей и учреждений. Вот заговоры – те не Божии, туда и нечего ходить (1, с. 42).

10. Молиться о выздоровлении нет греха, прибавляя «аще волиши, Господи!»

Молиться о выздоровлении нет греха. Но надо прибавлять: аще волиши, Господи! Полная покорность Господу, с покорным принятием посылаемого как блага, от Господа благого, и мир душе дает... и Господа умилостивляет... И Он или оздравит, или утешением исполнит, несмотря на прискорбность положения (1, с. 37).

11. Лечить сестру или к святым прибегать – одно другому не мешает. Лекаря Бог сотворил, и лекарства суть Божии творения. Лекарь не сам лечит, а Бог чрез него лечит

Лечить сестру или к святым прибегать – одно другому не мешает. Лекаря Бог сотворил, и лекарства суть Божии творения. Лекарь не сам лечит, а Бог чрез него лечит. Бог внушает лекарю, и он прописывает настоящее лекарство. А когда Бог не помогает лекарю, не знаю, попадает ли кто из них тогда на настоящее лекарство... И ко святым угодникам прибегайте, и все делайте, что люди благочестивые делают в таких случаях (только знахарок не знайте)... Может быть, Бог судил ей быть такою, потому что это для ней спасительно. И она во всю жизнь такою останется ради своего спасения. Или послал Бог сию болезнь на время, чтобы испытать веру ее и родителей ее. Бог один все сие ведает (1, с. 38–39).

12. От Бога все милость: хоть болезнь, хоть беда

Болезнь не покор и не есть знак отвержения Божия. Напротив, и это милость Божия. От Бога все милость: хоть болезнь, хоть беднота, хоть беда (1, с. 39).

13. Болезненное или здоровое состояние тела Бог посылает в видах спасения

Сестре – терпение и молитва, смиренная покорность Божию определению и жизнь чистая по заповедям. Болезненное или здоровое состояние тела Бог посылает в видах спасения. Если благоволит Бог ей исцеленной быть чрезвычайным способом, то Он это укажет... А так, только молиться... и молитва везде целебна (1, с. 40).

14. Благодушное терпение болезней – прямой путь в рай

Примите сию болезнь как Богом посланную во спасение вам. И будет, что, терпя благодушно свое болезненное состояние, вы идете прямым путем в рай... Путь туда и тесен, и прискорбен... Вот он и есть у вас: вы на нем. Смотрите не пропустите или, проще, не проглядите спасения (1, с. 40).

Благодушествуйте же! Сходить в какое-либо святое место в чаянии исцеления хорошо. Но не по своему гаданию, а когда будет какое указание. На колодезь о. Серафима (Саровского) хорошо добраться... но если вера есть теплая (1, с. 41).

15. Нужно молиться (о холере), но и то верно, что Бог бережет береженого

Будем молиться и просить Господа о помиловании. Однако ж и то верно, что Бог бережет береженого. Есть книжки, где прописано, какие брать предосторожности, и в газетах писали. Читайте и исполняйте. Сырого не есть, воду кипяченую пить... (1, с. 66).

16. Болезнь от Господа – благо для души

Муж болен; конечно, это во благо ему и вам, ибо все от Господа, а что от Господа, то благо, как бы горько ни было... На свою часть берете, что болезнь мужа за ваши грехи. И сие добре! Добре и то, что помните о грешности и почитаете себя достойною наказания за нее. И апостол Павел во всю жизнь не забывал, что был гонитель Церкви, хоть трудами своими для Церкви мог загладить грехи десяти гонителей (1, с. 122).

17. Гнев Божий – в болезни – за нарушение обета, и прекращение ее – вследствие раскаяния

Гнев и милость над вами! Гнев – в болезни, посланной, очевидно, за нарушение обета, а милость – в прекращении сей болезни, в силу раскаяния и полного восстановления обета (1, с. 214).

Обычно узкий путь нам не нравится... Подавай нам широту и простор. Не слышит разве Господь воплей сих? Слышит, но переменить домостроительства жизни нашей не хочет, потому что это было бы не к добру нам. Так устроилось положение наше, что только теснота держит нас в настоящем строе... Как только вступим в широту, расплываемся и гибнем. Вот и царит на земле теснота как наилучшая для нас обстановка. Апостольский ум видит вообще в тесноте и в особых стеснительных случаях отеческую к нам любовь Божию и о тех, кои в тесноте, судит как о близких к Богу сынах (1, с. 214).

18. Страстные суть бесноватые

Ведь все страстные суть бесноватые. Всякая страсть имеет своего беса, который чрез человека питает свою страсть или себя. Выгнать его – и опор страсти опадет. Тогда с тем, что естественно, например привычка... очень легко можно справиться (2, с. 3).

19. Она (болящая) – затворница без затвора

Болезнь прямо приводит к памяти смертной; но можно и без того ухитриться: прививать к мысли память о смерти (2, с. 81).

Хорошо вы сделали, что посетили болящую N... Конечно, тяжело ее состояние, но я полагаю, что оно необходимо для ее души. Она – затворница без затвора. Запрятал ее Господь внутрь. И хотела бы быть в общении с другими, да не может. Вот и сиди одна с Единым Господом (2, с. 81).

20. Ободрение и наставление болящему

Умирать собираться надо каждый день и час и всегда быть в таких чувствах, в каких вы теперь. А кто собирается умирать, видит ли он близость смерти или нет, надо совесть очистить от всех дел неисправных (2, с. 190).

Какие плоды покаяния теперь? Кроме покаяния, теперь что другое уместно? Извольте каяться, сокрушаться и плакать. И обещайте, что если Бог даст здоровья, то непрестанно будете так плакать и сокрушаться и не допускать впредь ничего плохого: ни в мыслях, ни в словах, ни в делах. Вот и все (2, с. 190).

21. Поправляющемуся больному о предании себя в волю Божию и молитве

Очень рад, что здоровье ваше поправляется... Предайте все Господу: и жизнь свою, и смерть... Как Его святой воле угодно, так и да сотворит. Он и без такого решения сотворит как Ему угодно, но для вас большая разница вступить в сие Богом определенное решение с преданностию теплою, полною веры и упования, или без оной...

Когда так расположитесь, тогда и молитва ваша пойдет исправнее. Вам совсем не следует делать молитву, как пишется у некоторых отцов, то есть с напряжением внимания к сердцу и стеснением дыхания. Оставьте это. А навыкайте ходить в присутствии Божием и памяти смертной, и это приведет к тому же (2, с. 191).

22. Наставление при болезни

В болезни учитесь смирению, терпению, благодушию и Бога благодарению. Что приходит нетерпеливость, это дело человеческое... Придет – отгонять надо. На то и чувство тяготы положения, чтоб было что терпеть. Если не чувствуется тягота, то и терпения нет. Но когда приходит чувство тяготы и сопровождается желанием ее сбросить, то тут ничего нет грешного. Это естественное чувство! Грех начинается, когда вследствие сего чувства душа поддается нетерпеливости и начинает склоняться к ропотливости. Пришло чувство – надо его прогнать, Бога же поблагодарить (2, с. 214215; 8, с. 97).

23. И лекарь не мешает, и преданность Богу нужна

И лекарь не мешает, и преданность Богу нужна. То и другое пусть идет. Не попал – переменить лекарство. Молитесь, чтоб Господь его надоумил. Если не надоумляет, верно, лучше жить с больною головою (2, с. 216).

24. Больному юноше – о врачевании болезни и благословение в монастырь

Господь Милостивый да избавит вас от обдержащей болезни. Но от катара есть врачебные пособия. Употреблены ли они? И те пособия Божии суть.

Поступить вам в монастырь (юноше 18 л., слабому здоровьем) да благословит Господь (с согласия родителей) (2, с. 218).

25. Благодушное терпение скорбей спасительно, и они составляют жизненный крест – ключ рая

Ваше болезненное состояние другие, конечно, имеет причины. И вам в отношении его ничего другого предпринимать нет нужды, кроме как терпеть благодушно и благодарно, ибо все от Господа и все для существенного блага нам, именно в деле спасения. При благодушном терпении и молиться можно, чтоб Господь избавил от немощи, если то будет для вас спасительно (2, с. 225).

26. Наставление тяжко болящему

Молитва ко Господу да не пресекается на устах ваших.

Переселитесь умом и сердцем в другую жизнь и не спускайтесь оттуда в землю, в суету здешнего пребывания. Озираясь вспять и видя многое неисправное, оплакивайте то и, каясь пред Господом, прощения испрашивайте. За всякое благо – и духовное, и житейское – благодарение воздавайте Всещедрому Богу. Врата смерти зря всегда пред собою, питайте христианскую надежду и, ею отгоняя ужасность смерти, радуйтесь как вступающий в царские палаты (2, с. 236).

27. Наставление выздоравливающему

«Даруй, Господи, чтоб и до конца испарилась ваша болезнь. А что теперь получили, примите за начало... и благодарите Господа, и паче молитесь, да начавший сию милость и совершит ее. Сидя молитесь Господу коротенькими молитвами. Заучите 24 молитовки св. Златоуста, что между молитвами на сон помещены, и повторяйте их раза по 3–5 каждую, и навыкнете памяти Божией (2, с. 237).

28. О больных, впавших в неверие

Об N. жалею. Даруй ему, Господи, здоровье, если оно спасительно; но всяко – да образумится. Уж, конечно, нечего высоко думать о тех, кои не веруют ни во что. Дух замер. Как успевают они его убить? Не постигаю. Ведь он есть часть нашего естества. Верно, уж время такое дурное. Моровое поветрие нашло на духовную жизнь. Буди воля Господня! (3, с. 71).

29. Терпеливо переносящий болезни сподобляется части мучеников, которых Господь любит холить и украшать

N.N. спаси, Господи! Я всегда ее поминаю на проскомидии. Давно страдает. Даруй, Господи, терпение. Выполаскивает Господь, чтобы белее была. А мучеников так еще подрумянивал Господь. Вот как Он любит Своих холить и украшать! (3, с. 78).

30. Совет о пользовании болящей припадками

Но молитва молитвою, а доктора докторами. И докторов Бог дал, и к ним обращаться Божия есть воля. Господь с Своею помощью приходит, когда естественных средств, Им же нам устроенных, оказывается недостаточно. Потому молиться – будем молиться, а естественных средств все же пренебрегать не следует. Ищите и обрящете! (3, с. 97).

31. Утешение этой болящей

Верно, теперь вы уж съездили в Москву и воротились. Что Бог дал? Уразумел ли Захарьин, в чем сила? Если да – слава Богу! Если нет – что делать? Но все же не отчаивайтесь! Может быть, в Киеве найдется... Болезнь эта очень скрытная. И добраться до корня не дает...

Я не думаю, чтобы тут было что душевное или вражье. Нет, это одна из болезней, в которых жизненная сила встречает какую-то по временам задержку в своем движении. Отсюда обмороки.

Но что такое жизненная сила... уловить никто не уловил еще... И в этом причина неуспешности всякого лечения.

Но положите, что и совсем не найдется доктор, умудриться могущий вылечить, и тут не робейте. Потому что жизненная сила опять может взять силу... и исправить дело сама... Как и бывает, что припадки прекращаются сами собою.

Припадки, конечно, вещь неприятная, но ведь жить все же можно. Сто лет можно прожить... Плохое это утешение и для больной, и для вас... Но что же делать-то?! Бог – Владыка наш. Он судил так сему быть...

Как мы можем сказать, что эта болезнь не послана Господом для отвращения какой-либо беды от болящей или от вас...

Течение жизни сокрыто от нас, и случайности ее бывают так непонятны, что нам ничего не остается, как взывать: «Буди воля Твоя, Господи!»

Ибо знаем, что от Господа идет всегда одно добро (3, с. 98–99).

32. Нужно слушаться доктора

Очень рад, что вы нашли наконец доктора, которому доверяете немощь дочери. Даруй, Господи, ей поправиться! Про Захарьина говорят, что он мастер своего дела. И можно не сомневаться, что он попал на настоящее место болезни, именно – в ненормальном состоянии крови, как вижу по рецепту. Теперь исполняйте только точно прописанное, а Бог даст, все пойдет добре! (3, с. 99).

33. Утешение при продолжении болезни

Вашей красавице все не легче... Очень жалею, но не допускаю ропотливых мыслей. Все от Бога, а Бог лучше нас знает, что кому пригодней... и на лекарей не серчайте. Они не сами лечат. А вылечивают, когда Бог благословит. У Бога же о болезненном и здоровом состоянии совсем другие мысли, чем у нас, и они отстоят от наших, как небо от земли.

Бывает, что Бог болезнью укрывает иных от беды, которой не миновать бы им, если бы они были здоровы. Вон Веру Алексеевну Бог укрыл болезнию от женихов. И ведь не к худу! Веруйте в Бога – и все перенесете добре (3, с. 100).

34. После благодатной помощи обращаться ли к доктору?

Колеблетесь, ехать ли к Захарьину? Когда дочь ваша здорова и это, как веруете, помощь свт. Тихона, то к Захарьину ехать не следует.

Слыхали пословицу: после скобели топором? А вам владыка святой говорит: Бог поругаем не бывает. Это резон и высшего разряда, и сильнее. Слушайте своего владыку и войдите в силу веры его. Его путь надежнее (3, с. 101).

35. Средства врачевания, естественные и сверхъестественные, – все от Бога

Как я писал уже и теперь прописываю, что к лекарствам обращаться нет греха, ибо и лекарь Божий, и лекарства Божии, и рецепты Божии. Спросите у смиренных докторов. Они откровенно скажут, что не знают сами, как пишутся рецепты исцеляющие. Итак, если вы, уповая на Бога и от Него чая помощи, а не от доктора и лекарств, обращаетесь к естественным средствам врачевания, то тут нет греха. Когда Богом даны сии средства, то к ним и обращаться должно. Богу угодно было окружить нас, кроме естественных, и сверхъестественными средствами. И никому не закрыт доступ к сим источникам. Ключ к ним – вера. И Бог, когда хочет сим образом исцелить, Сам же влагает и силу веры и влечет туда, где благоволит дать исцеление. Мы слепы. И не зная, где сокрыто Богом для нас врачевание, ходим по всем Богом данным средствам: и естественным, и сверхъестественным... (3, с. 101)

36. Наставление о том, как следует молиться о болящей

Вы добре устроили молитвование о своей дочери. Два молебна на неделе да на проскомидии помин. Кажется бы, довольно. Но кто же тут болезненно молится? Бог внимает молитве, когда молятся болящею о чем-либо душою. Если никто не воздохнет от души, то молебен протрещат, а молитвы о болящей не будет. То же и проскомидия, то же и обедня. Только и есть тут ваша вера и надежда, знамением коих служат ваши заказы. Но сами вы бываете ли на молебнах? Если нет, то и ваша вера безмолвна... Вы заказали – но, дав деньги, чтоб другие молились, сами сбросили с плеч все заботы... Болящего о больной никого и нет. Служащим молебен и на ум не приходит поболеть пред Господом душою о тех, коих поминают на молебне... Да и где им на всех наболеться?!

Другое дело, когда вы сами на молебне или в церкви на Литургии, когда поминается N. на проскомидии... Тогда ваше болезнование берется молитвою Церкви и быстрее возносится к Престолу Божию... и самую молитву Церкви делает болезнующею, хотя служащие и не болят...

Так видите, в чем сила!.. Бывайте на молебнах сами и болите душою о болящей... И дело будет. В церкви на Литургии болите во время проскомидии... и особенно когда после Тебе поем Богородичную поют песнь: Достойно есть... Тут поминаются снова за совершенною Жертвою живые и умершие... Обедня сильнее, чем поминовение только на проскомидии потому, что это выражает сильнейшее ваше соболезнование о болящей и с тем сильнейшую веру и надежду, что Господь не оставит вас Своею помощию... Где заказать? В Задонске у св. Тихона... А если душа лежит к Киеву, в Киеве... Куда душа лежит, там и закажите...

Но, главное, сами болите о больной... И больше бедным помогайте... не тем только, которые ходят... Облегчите тяготимое бедностью семейство. Его молитва облегчит вашу тяготу сердечную... (3, с. 102–103)

37. Трубный глас за болящую

У вас на душе впереди всего стоит болезнь дочери. Болите о ней и болезненно взывайте ко Господу, и дочери то же внушите, и всем своим то же скажите. Тогда все молитвы о ней сторонние сольются с вашею и составят трубный глас, сильный привлечь внимание Господа... (3, с. 104)

38. Совет о головной боли

Головная боль в таком виде, как у N.N., прямее всего указывает на утомление головы углубленными соображениями. Но то же бывает и от других случайностей, например от незамеченной простуды или охлаждения спины и задней части головы. Последний случай, скоро захваченный, недолго беспокоит болью. Первый поглубже забирает, но и его бояться нечего. Надобно, однако ж, лекарей послушать. Надо дать голове отдых. Поехать бы куда-нибудь на месяц хоть, да просто покататься по чугункам без всякой цели. А дела поручить на это время – по каждой части – более смышленым и доверенным служащим, дав им полную инструкцию, сколько возможно определив возможные случайности. Я думаю, что это возможно сделать. И ущербов бояться нечего. Поезжайте и вы с ним. Дом останется на руках матушки. Побейте баклуши месяц, голова проветрится и окрепнет. Я не разгульную предлагаю... Молитесь Богу, читайте Евангелие, всю печаль возвергните на Господа... Если неудобен этот способ оздравления – вот другой. Ведь не столько углубление умов томит голову, сколько крушит забота и томит сердце, а из сердца томление переходит в голову. Второй мой рецепт на это и направлен, именно – не томить сердца крушением и заботою, а всю печаль и заботу предать в руки Божии, так чтобы сердце оставалось совершенно свободно. Тогда голова, сколько ни углубляйся, все перенесет без изнеможения. В установлении такого настроения труд идет нравственный, с размышлением, которое оживляло бы упование на Бога. Извольте так сделать, N.N.

Можно оба эти плана совокупить. Бросить все и поехать кататься нельзя, не возложив всего упования на Бога... Живя в сем уповании исключительно целый месяц, душа укрепится в нем. Затем, по возвращении, стоит только поддерживать его... и оно останется у вас на всю жизнь и всю жизнь будет облегчать тяготу забот... и не даст голове так утомляться, как теперь...» (3, с. 105–106)

39. О благодушном терпении болезни

«...Нам надо держать в мысли закон, по которому Господь размеряет участи наши на земле. Тут все от Господа – от мала до велика, и се есть средство в деле приготовления к будущей жизни. Такой же смысл болезней и здоровья, таков смысл и болезни вашей N.

Ей на дороге к будущей блаженной жизни непременно, по Божию премудрому и благому суду, надо потерпеть, что терпит. Усвойте сие воззрение и ей то же самое внушите, и то, что есть тягостного в этой болезни, перестанет тяготить душу и успокоит ее. Вера – целительница души, упованием окрыленная и любовию согретая (3, с. 109).

40. Терпящие покорно горести и болезни состоят в чине мучеников

Здоровье ваше пошатнулось. Пошатнутое здоровье может пошатнуть и спасение, когда из уст болящего слышатся ропотные речи и возгласы нечаяния. Да поможет вам Бог избавиться от той и другой беды!..

Видите, куда я веду речь-то?! У вас прорываются такие речи, а речи, конечно, от чувств и помышлений, сии же последние такого суть рода, что при них дело спасения не в силе. Извольте внять сему и поправиться... (3, с. 113–114)

Здоровье и нездоровье в руках Божия промышления о нас суть средства к спасению, когда тем и другим пользуются в духе веры... Но они же и в пагубу ведут, когда относятся к ним своенравно. Что для вас особенно потребно – есть терпение благодушное и Богу покорное.

Как только покажется в вашей душе такое расположение, тотчас вы вступите на путь спасения – в рай. И смотрите тогда воодушевляйтесь!.. (3, с. 114)

Другая у вас боль от болезней дочери... Вот что вам скажу... Как вы уже все возможные средства перепробовали, то вам остается одно – помириться с этим горем и нести его с покорностью Богу, веруя, что эта болезнь необходима для спасения вашего и дочери вашей... а также и мужа ее...

Помирившись таким образом, и держите себя спокойно и то же спокойствие одолжите и дочери. Поминайте положение мучеников, которые иногда, будучи измучены, оставляемы были в темнице на несколько лет – на 5, 10, 20. Но покорно терпели и благодушествовали, имея рай пред глазами... за терпение (3, с. 114).

41. Болезнь не всегда есть наказание Божие за грехи, но все – от Бога, к благу душевному

Что болезнь свою почитаете наказанием Божиим за грехи... это так бывает, хоть не всегда видится. Ибо все от Бога и все ко благу нашему – душевному и вечному (3, с. 125).

42. Немощи смиряют душу

Здоровье, Бог даст, воротится во всей силе... Потерпите. И Бога не забудьте благодарить, что смиряет душу вашу немощами. Чувство же, будто надоело, прогоняйте. Оно не угодно Богу. Потому что означает, что вы недовольны Божиими о вас распоряжениями... и указать Ему хотите. Причаститься Святых Таин позаботьтесь в этот пост. Господь да посетит душу вашу и пребудет в ней (4, с. 78).

43. Уход за больными – благословенный труд

Потрудились над больными? Благословенный труд, ибо и тут приложимо утешительное слово: болен бех и посетисте Мене 25 . За это и Господь посещает души милостивые и доброхотные к нуждающимся. И если увидит какую болящею, как тещу Петрову некогда, берет за руки – готовность покорствовать Ему – и восставляет (4, с. 90).

44. Наставление болящей

Воодушевитесь! Весело смотрите в глаза болезни... Но мечтайте меньше... Пойдут в голове роиться разные пустяки... Браниться будете с кем попало... Все это в мыслях... Потом все пройдет (4, с. 113).

Благодушествуйте! Верно, вас что-нибудь опасное встретило бы в дороге. Вот Господь и посадил или положил вас дома... Благодарите Господа. А все-таки и молитесь, да благоволит оздороветь вам (4, с. 114).

Не успели вы написать, что оправились, как болезнь снова схватила. Очень жалею. Да даст вам Господь крепость переносить болезни и благодушествовать в тяжелом болезненном состоянии. Молитвою Иисусовою можно заменять все молитвословия. Выучили бы, если не выучили, 24 молитовки и почасту читайте их. Посредством их и размышленья о духовных предметах поддерживаться будут, и молитва подогреваться (4, с. 117).

Да возвратит вам Господь поскорее здравие. И храните его. А хлопоты по хозяйству переложите на другую голову; свою же берегите, пока все укрепится в вас во здравии (4, с. 117–118).

45. Всякая болезнь посылается от Бога во благо нам

Ваши мысли об отчаянном будто положении своем никуда не гожи. Это враг мутит. Кто может сказать, что будет? Один Бог. Но враг, богом себя нечестиво заявляя, всюду встревает с своим пророчеством лукавым и веру возмущает и покой от сердца отгоняет. Не слушайте его, а стойте в вере, что болезнь от Бога и во благо вам и, когда сделает свое дело, отойдет... и здравы будете, и поработаете Господу в какой-либо обители (4, с. 114).

46. Болезнь учит смирению и покорности воле Божией

О том, что вы не оправились еще, очень жалею. Даруй вам, Господи, оздороветь совсем... Болезнь, впрочем, учит смирению и покорности воле Божией. Благодушествуйте и Бога за все благодарите в уверенности, что все к лучшему, хоть это не видно теперь. После увидите (4, с. 115).

47. Болящей о провождении праздников

Празднуйте духом. Читать все, конечно, нельзя, но побольше обыкновенного почитать должно... Затем помолиться, кроме молитвенного своего правила; потом думать и рассуждать о чем-нибудь духовном... Это займет довольно времени. А то, чтобы, упразднившись от всего, с одною мыслию о Боге побыть, сидя, или ходя, или стоя... это куда как хорошо. Думаю, впрочем, что немного поделать что-либо легкое, не как работу, а так, мимоходом – можно... (4, с. 115)

48. Наставление болящей о говении

Очень рад, что вам легче. Блюдитесь, чтобы не раздражать опять боли. Относительно говенья не слушайте доктора, а только спросите: какая постная пища вам пригожа? Не спрашивайте, можно ли говеть, а прямо говорите: хочу говеть, какая пища? И что бы он ни говорил, не покоряйтесь! Мало ли пищей легких постных? Суп на миндальном молоке... Жидкая кашица из каких-либо круп... манных, овсяных и др. Чай с тем же молоком – вечером. Да неделя – много ли? Вон наши монахи иные совсем всю неделю не едят... (4, с. 115–116)

49. Наставление болящей о пище

Спаси вас, Господи! Кушайте рыбу, когда немощны. Бог благословит.

Тут нет греха, когда делается по необходимости, а не по прихоти. А когда станете говеть, тогда воздержитесь, если будете крепки; а если нет, то воздержитесь день-другой пред самым Причастием; даже и без этого можно, когда немощь. Я писал тогда, полагая, что вы совсем оправились (4, с. 116).

50. Выздоравливающей об обновлении духовном

Очень рад, что наконец вы стали на ноги. Выздоровевший обыкновенно чувствует себя обновленным. Думаю, что и у вас было то же чувство. Надо сделать, чтоб это обновление телесное сопровождалось обновлением духовным.

Вам Бог дал или указал его в краткой молитве, которую вы творили тогда. Мне и пришло на ум подсказать вам: возьмитесь за одну коротенькую молитовку – и все ее творите... и за делом, и без дела, и ходя, и сидя – непрестанно. Сначала вы будете заставлять себя творить эту молитовку, а потом она сама будет читаться...

Только возьмитесь и без перерыва трудитесь...

Это молитва: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную. Внимание же при этом держите не в голове и не на Небе, а в сердце, там, внутри, под левою грудью. Когда навыкнете, то этим будете разгонять все смущающее и призывать мир на душу (4, с. 116–117).

51. Об уходе за болящим

Силы ваши хоть не совсем возвратились, однако ж их достаточно оказывается, чтоб ходить за болящим, не стоящим такого ухода. Но Господь милостивый не посмотрит на недостоинство болящего и к Себе отнесет уход сей. И потом утешение за то пошлет или полное оздравление или награду должную отложит на будущий век (4, с. 118).

52. Добрые плоды болезни

Непокой духа и страсти портят кровь и существенно вредят здоровью.

Пост и вообще постническая жизнь – лучшее средство к хранению здоровья и процветанию его... (4, с. 154)

53. Опасно разболевшейся – наставление о молитве, пище и поклонах

Когда боль есть, можно послабить немного, особенно какао пить ничего бы. Что не все кладете поклоны – ничего. Можете не записывать в штрафную книгу пропусков, а что записали, вычеркните. Исполняйте правило молчаливою молитвою Иисусовою. При этом, если можете класть поклоны, положите сколько по силам, а то так стойте. Если не можете стоять, сидите; если сидеть не можете, лежите. Умом только с Господом быть не переставайте (4, с. 237).

54. Наставление о мужественном перенесении болезни

За все благодарите Бога и за нездоровье благодарите. Мне со стороны легко так говорить, вам же на деле нелегко, может быть, так чувствовать. Всяко при слове о терпении и молюсь, да даст вам Господь благодушно перенести болезнь и научиться в ней чему-нибудь. Для чего связал вас Господь, кто угадает? Но то несомненно, что и это попущено вам в видах споспешествования целям жизни, которую вы избрали и в которой хоть кое-как держать себя стараетесь. С этой стороны можно и не пытать более дела болезни вашей (4, с. 239).

Мужества же себе к благодушному терпению в минуты отяжеления страданий ищите, кроме сказанного, в воспоминании терпения всех святых, и особенно мучеников. Сколько и как терпели?! И вообразить трудно. Да и всем многими скорбьми подобает внити в Царствие Божие (Деян. 14, 22)26. И то, что обетовано Господом, называется венцом. Чего ради? Того ради, что туда нельзя взойти без страданий. Туда дорога одна – крест, произвольный или непроизвольный (4, с. 239).

55. Утешение в скорби о душевно болящей

В горестях благо скрыто под скорбию сердца, оттого не ощущается и не видится, хотя есть не думательно, а действительно. И у вас теперь оно есть и действует, как в N., так и в вас. Благодушествуйте же, смиренно веруя, что так есть и для вас, хоть не видно (4, с. 250).

Так вот и положите в уме своем и в сердце своем, что для N. по теченью событий жизни вашей и ее, которых вы не видите и не знаете, необходимо было пресечь вкушение благ видимых – на время или навсегда. И Господь так устроил. Устроив или попустив ей тяжкую болезнь, Он прикрыл ее тем от всего, что могло нехорошо действовать на ее настроение. Пройдут опасности – здравие возвратится. Не пройдут – так останется (4, с. 250–251).

56. Утешение скорбящей о болезни дочери

Какая вы мудреная?! Не поскорбеть, конечно, нельзя, но убиваться какой смысл? Что за беда, что заболела дочь? Поболит и оздоровеет. Ведь не все заболевающие умирают. С какой же стати вы провожаете на тот свет дочь, когда она только что заболела? Что ей стало хуже, обычный порядок болезней. Было хуже, а когда до вас доехал нарочный, ей уж лучше стало. А когда приедете туда, увидите, что она ходит по комнате.

Конечно, все мы в руках Божиих и смерть каждого может застать в каждую минуту.

У больного та особенность, что смерть, если ей суждено прийти, придет не внезапно. В этом отношении выгода у заболевшей от болезни. Она может подумать о себе и приготовиться к исходу по-христиански.

Вот об этом и надобно позаботиться теперь паче, нежели убивать себя гореванием.

Положим – самое большое – что умрет. Какая беда, что умрет? Разве она одна только подвергается сему? Ведь и мы же все умрем. Она – ныне, мы – завтра. Какая разница? Умрет ведь не она... Тело умрет, а душа жить будет. И ей без тела еще лучше будет, чем с телом. Вышедши из тела, к вам прилетит... и будет ласкать вас. Она будет говорить душе вашей: «Ах, мама, как мне хорошо! Бросай скорее землю и переходи ко мне». Она не будет в состоянии понять вашу скорбь, когда ей лучше, а вы скорбите.

Так вот видите, что не только и по причине болезни, но даже по причине смерти, если бы она случилась, не следует убиваться. И извольте сейчас же встать, одушевиться и быть покойною... и всех тем утешить (5, с. 134–135).

57. Наставления заболевшей среди трудов для больного

Трудились много больного ради и свалились. Вам можно утешать себя тем, что не по своей вине свалились. Хоть А. и не стоит того, но Господь, по милости Своей и ради вашей материнской любви и терпения ради оскорбляющего вас, примет уход за ним как уход за Собою: болен бех... Даруй вам, Господи, оправиться... к тому времени, как весенний воздух установится... чтоб освежиться им и новую вдохнуть крепость (5, с. 156).

58. Молиться ли об избавлении от болезней?

Очень жалею, что немощь ваша все длится и еще расширяет свое владычество; даруй, Господи, вам избавиться от этой болести. Хотя у Господа, посылающего недуги, всегда имеется в виду наше благо, однако же мы не без соизволения Божия молимся об избавлении от них, как бы отвращаясь от блага, сим путем обещаемого. Ибо, может быть, и того чает от нас при сем Господь, чтобы мы усерднее молились Ему. Тогда молитва наша совпадет с намерениями Божиими (6, с. 100).

59. Благожелания и утешения болящей

Главное желаю, чтоб здоровье ваше восстановилось вполне и затем не переставало быть исправным. Затем желаю, чтоб внутреннее ваше продолжало быть в таком же добром порядке, в каком вы его представляли в письмах...

И еще прибавлю: чтоб новый владыка, который не замедлит посетить обитель вашу, был к вам многомилостлив. Все сие получить вам, думаю, не будет не утешительно (6, с. 125).

А если все еще болеете – терпите. У одра болезни – молотьба. Чем больше ударов, тем больше зерен выбьется и тем богаче умолот. Потом надо зерно под жернова, затем муку в смешение теста и вскисание его, потом в виде хлебов в печь и, наконец, на трапезу Божию (6, с. 125).

Когда-нибудь надобно же отходить отсюда?.. Часом раньше или позже – разница невелика. Если теперь судит Господь позвать вас, покорно примите звание и грядите с миром.

Можно бы желать продления дней в видах преуспеяния. Но основы милости прочные: там дозреете, если недостаточно созрели. Ибо смерть не пресекает хода духовной жизни.

Переселитесь отсюда и мыслию, и сердцем – и будьте там неотходно, забывая все текущее (6, с. 126).

Про целебность артоса с богоявленскою водою и я слыхал. Однако ж – буди воля Божия. А лекарств разве вы не употребляете?! И то, и другое можно употреблять – и Божеское, и человеческое... И в человеческих средствах действие целебное от Бога. По сей вере и человеческое переходит в Божеское... или Божеское приходит чрез человеческое (6, с. 128–129).

Приходит на мысль, что вам лучше бы еще пожить... Но буди воля Божия во всем, наипаче в сем деле. Кто весть, что породит находящий день? Если отойти предлежит вам, идите с миром. Если остаться, да даст вам Господь побыть здесь в вящшее убеление ризы души вашей к благонадежному вступлению потом в чертог Жениха небесного (6, с. 129–130).

Благодушие всякую напраслину превращает в задаток ублажения в будущем. И держитесь в этом тоне до конца. Тут убыток только кажущийся... на деле же – все прибыток, и самый верный, и богатый, богаче, чем ожидать можно. В терпении вашем стяжевайте душу вашу многострадальную (6, с. 130–131).

Вашею немощию Господь прикрыл вас от чего-нибудь... что было бы гораздо тяжелее. Так мне подумалось.

Благодушествуйте, пока Господу угодно продержать вас в сей пещи... (6, с. 131)

60. Наставления выздоровевшей

Оправились?! Слава Богу! Но того расположения и чаяния, что вот-вот смерть, не отлагайте... и вследствие того пребывайте в состоянии готовящейся поминутно отойти... Дай вам, Господи, еще потрудиться во славу Его (6, с. 131–132).

Что вы душою расстались уже со всеми вещами, добре... И не ворочайте их в душу... пусть вне, будто чужие (6, с. 132).

61. Не надо пренебрегать лечением

Ваше противление лекарским указаниям едва ли достойно похвалы... И лекаря, и лекарства Бог создал не затем, чтоб у нас они только существовали, но затем, чтоб ими пользовались больные. Все от Него; Он попускает поболеть, и Он же окружил способами врачевательными. Если есть долг блюсти Божий дар жизни, то и лечиться, когда есть болезнь. Можно не лечиться в ожидании, что Бог излечит, – но это очень смело. Можно не лечиться для упражнения в терпении, в преданности в волю Божию, – но это очень высоко, и при этом всякий ох! будет в вину, уместно же только одно благодарное радование... (6, с. 156)

62. Болезни иногда нужнее для спасения, чем здоровье

Я продолжаю пить глазолечебную воду. Только что получил новую и первый день употребляю ее... Тут примочка – большого градуса. Это, полагаю, самое лучшее средство. Но поможет ли? Желательно, а будет то, что Богу угодно... Есть болезни, на излечение коих Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье. Не могу сказать, чтоб это не имело места в отношении ко мне (6, с. 167).

63. Наставление болящей о домашнем поведении во время служб церковных

Свое домашнее молитвословие хорошо применять к церковным службам и при сем немножко читать, немножко молиться своею молитвою, но и все можно заменять своею молитвою умною, или Иисусовою, разве коротенькие какие молитовки проговаривая на память, как: «Се Жених грядет...», «День он страшный...» и подобные... А то и это лучше, когда без слов есть чувство к Господу, носящее упокоение в Боге. Тут можно целый день пролежать и не терять внутреннего уверения, что служба Божия не прекращается. Однако ж в те часы, в кои идет в церкви служба, лучше не лежать, а усесться на постели, прислонясь, если немощь одолевает, к стене, и так молиться умно и сердечно, с полным желанием и бодренностию духа (6, с. 210).

64. Лечиться нет греха

Что лечиться нет греха, об этом и вопроса не должно быть. Но что многие не пользовались этим средством по вере и для терпения, это не лишено цены. Надо только потом уж и терпеть благодушно, чтоб не впасть в ропот. Ропот уж грех. Кто не чувствует мужества, каковы мы все, грешные, то лучше прибегать к лекарям, все же помощи ожидая от Бога, ибо Он вразумляет лекарей (7, с. 47).

65. Врачества болезней – обычные и благодатные

Главное – что Бог не всегда хочет иждивать Свои необычайные средства, а окружил нас средствами обычными, которые тоже Его суть. К необычным переходят по истощении обычных. Конечно, и это не закон, ибо Бог независимый действует как Его святой воле угодно. Одна старушка из простых болела долго от простуды. Измучившись, плакать начала и после плача, в некоем вдохновении веры, велела внучке своей, маленькой девочке, подать лампадку, горевшую пред свт. Николаем, помазалась маслом – и встала здоровою. Это в нашей губернии (8, с. 18).

66. Совет о лечении

Мужу вашему надо спешить к докторам. Бывает катар... но бывает и ревматизм в легких и даже в сердце... Тут без лекаря беда. Или в Москву, или здесь с докторами потолковать... Но в Москву, конечно, лучше и вернее (8, с. 25).

67. Благословение ехать лечиться

Господь да благословит путь ваш... и да пошлет Ангела Хранителя охранять, руководить и защищать вас. Помоги, Господи, и дочери вашей получить пользу от лечения. Пусть молится и просит Господа вразумить лекарей, чтобы и болезнь угадали, и лекарства должные придумали. Ибо Господь лечит. Лекаря – орудия (8, с. 31).

68. Мысли и чувства, приличествующие болящим

Бог послал болезнь. Благодарите Господа, потому что все, что от Господа бывает, – к добру. Если чувствуете и видите, что сами виноваты, то начните с раскаяния и жаления пред Богом, что не поберегли дар здоровья, Им вам данный. А потом все же сведите к тому, что болезнь от Господа, ибо всякое стечение обстоятельств от Господа есть и случайно ничего не бывает. И вслед за сим опять благодарите Господа. Болезнь смиряет, умягчает душу и облегчает ее тяжесть обычную от многих забот (8, с. 61).

69. Наставление болящим

В болезни учитесь смирению, терпению, благодушию и Богоблагодарению. Что приходит нетерпеливость, это дело человеческое. Придет – отгонять надо. На то и чувство тяготы положения, чтобы было что терпеть. Если не чувствуется тяготы, то и терпения нет. Но когда приходит чувство тяготы и сопровождается желанием ее сбросить, то тут ничего нет грешного. Это естественное чувство! Грех начнется, когда вследствие сего чувства душа поддастся нетерпеливости и начнет склоняться к ропотливости. Пришло чувство – надо его прогнать. Бога же поблагодарить (8, с. 97).

70. Лекарь и молитва

И лекарь не мешает, и преданность Богу нужна. То и другое пусть идет. Не попал – переменить лекарство. Молитесь, чтобы Господь его надоумил... Если не надоумит, верно, лучше для вас жить с больною головою. Благослови, Господи, вам поговеть в утешение и укрепление (8, с. 99).

Соседка ваша изнемогает под тяжестию болезни, да дарует ей Господь упокоение в воле Божией! Во всех наших невзгодах не можем мы иного утешения находить, как в вере, что все случается по воле Божией. Воля же Божия ничего для нас не хочет, паче спасения нашего, и к сей цели направляет все мучающееся. Да вразумит ее Господь (8, с. 103–104).

Болящая ваша соседка да предаст участь свою в руки Божии и да успокоится на уверенности, что все от Господа и все во благо ей, видит ли она то или нет. Мы все у Господа родные чада. Нет у Него ни пасынков, ни падчериц. Что значит болезнь, в это лучше не углубляться. Она означает милость Божию – не видную для нас, но тем не менее действительную (8, с. 105).

Черничка и другою заболела болезнию. А я думал, что теперь уже она совсем оправилась. Дай ей, Господи, благодушное терпение на претерпение немощи и трудов по выздоровлению (8, с. 106).

71. Лечиться молоком можно и в пост

Собираетесь молочничать! Добре! Да будет во здравие. поелику это будет как курс лечения, то тут нет никакого греха, если нарушится пост (8, с. 130).

* * *

25

...был болен, и вы посетили Меня (Мф. 25, 36).

26

...многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие.


Источник: Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского. Изд. 2-е. - М., "ДАРЪ", 2008. - 640 с. I8ВN 978-5-485-00165-0

Комментарии для сайта Cackle