Азбука верыПравославная библиотекасвятитель Феофан ЗатворникУказания, по которым всякий сам для себя может составить из четырех Евангелий одну последовательную историю Евангельскую


святитель Феофан Затворник

Указания, по которым всякий сам для себя может составить из четырех Евангелий одну последовательную историю Евангельскую

Привести в порядок Евангельские сказания и составить из них одну последовательную историю не так затруднительно, как представляется с первого раза. В этом удостоверится всякий, кто со вниманием проследит предлагаемые указания, исполнимые для всякого, кто только умеет читать.

Ключ к этому наглядный конспект содержания каждого Евангелия, в параллельных столбцах, подобный предлагаемому. Гораздо лучше, если возжелавший приступить к сему труду, сам для себя свой составит конспект, заботясь только так его начертать, чтобы можно было охватывать его одним взором. Кому не охотно это делать, пусть просмотрит предлагаемый, раз и два, с Евангелием в руках.

Приготовясь так, приступайте к делу. Первое что должно, это оставить всякий произвол, и тем паче всякую попытку построить Евангельскую историю по какой либо идее, или вообще строить ее по своим соображениям. С самого начала надобно связать себя правилами, требуемыми существом дела, и потом следовать им неуклонно.

Главное правило – совершенная покорность указаниям.

От входа в Иерусалим поднимайтесь вверх, по конспекту, в каждом столбце. Дойдете у Евв. Матфея и Марка до: «идет в Иудею Заиорданскою стораною» (Мф. 19:1; Мк. 10:1), у ев. Луки до: «приблизились дни взятия... идет в Иерусалим» (Лк. 9:51); у. Ев. Иоанна до праздника кущей (Ин. 7:2). Между, этими пунктами и входом в Иерусалим содержатся сказания, о коих многое нам предлежит слово. Ибо за исключением того немногого, что значится у Евангелистов: Матфея и Марка, – согласных с ними пунктов Евангелиста Луки в гл. 18-й пред самым входом, и имеющих к ним соотношение пунктов у Евангелиста Иоанна в гл. 11-й, тоже пред входом, все прочие сказания, у Евангелиста Луки очень многие, с конца 9-й главы до начала 18-й гл., – и у Ев. Иоанна, о праздниках кущей и обновления стоят особно одни от других, без всякого взаимного соотношения. – Вопрос, какой дать им порядок, решается предположениями. – И это есть единственный отдел из всей Евангельской истории, где позволительны свои соображения и догадки, и, следовательно, разности в сочетании событий. Мы надеемся, однако ж, законно положить здесь строгие пределы произволу. Это одна грань!

Найдите теперь преображение Господне. Просмотрите следующие ниже его пункты до проведенной уже грани, и увидите, что они в общих чертах сходны у всех трех Евангелистов. У Евангелиста Луки, они несколько сокращеннее, у Евангелиста, Марка более подробны; у Евангелиста Матфея еще подробнее, и пространнее. Но, в общем, видно, что течение событии здесь у всех одно. Поднимитесь затем вверх от преображения... Здесь вы найдете, что у Евангелистов Матфея, и Марка, порядок событий совершенно сходен до смущения Иродова. У Евангелиста Луки не все есть пункты, которые есть у первых двух; но которые есть, те в порядке своем совершенно сходны с порядком тех. Евангелист Лука сверх того, вместе с Евангелистом Марком, еще на один пункт выше возводят сходство сказаний, именно до послания 12‑ти Апостолов на проповедь. Заключаем, что этот отдел событий от послания святых Апостолов на проповедь до проведенной прежде грани мы должны признать имеющим уже свой порядок, на основании согласных указаний всех трех Евангелистов. Это еще грань!

Осталась еще грань, от возвращения Господа в Галилею из Иудеи до послания святых Апостолов на проповедь. С первого раза может показаться, что приведение в исторический порядок поминаемых здесь событий сопряжено с большими затруднениями, потому что каждый Евангелист будто следует своему порядку. – Но присмотритеся повнимательнее, и увидите, что каждый Евангелист, в порядке сказаний, не стоит решительно одиноким, а идет согласно, то с одним, то с другим из прочих Евангелистов. Это согласие двух мы и возьмем себе в руководительную нить. Мы будем исполнять при сем одно из принятых в начале правил: два свидетеля преимуществуют пред одним, – или ряд событий, которого держатся два Евангелиста, должно предпочитать ряду событий, которого держится один. К сему прибавим одно замечание, что сказание и одного Евангелиста должно быть привлекаемо в ряд сказаний двух, хотя оно находится у него в других сочетаниях: при чем, коль скоро беромое у него событие имеет у него какие-либо особенности, их должно привносить в общее сказание, – и как скоро у него с тем событием сочетаваются другие, которым давать иное место нет основания, то и их должно вносить в предпочтенный ряд.

Это разделение Евангельских сказаний на группы сочли мы нужным сделать предварительно, чтоб воодушевить приступающего к сему труду несложностью предлежащих ему работ и легкостью исполнения их и вместе, чтоб разредить это подавляющее множество пунктов, которое представляет с первого взгляда не малый на вид конспект.

Освоившись наперед, как следует с предложенными руководительными замечаниями, начинайте самое сочетание событий, или составление обозрения Евангельской истории.

– Общее введение в Евангельскую историю составят: предисловие Евангелиста Луки (Лк. 1:1–4), которым утверждается достоверность Евангельских сказаний; учение святого Евангелиста Иоанна, о Божестве Христа Спасителя, Его творчестве, промышлении и искуплении (Ин. 1:1–18); родословие Христа Господа, которое наводит на мысли о приготовлении рода человеческого к принятию Искупителя и на пророчества о Нем (Мф. 1:1–17; Лк. 3:23–28).

Следовать за тем должны события, составляющие начало Евангельской истории до возвращения Господа из Иудеи в Галилею и начала Его всенародного здесь действования. – События сии означаем очень объемистыми пунктами, в той мысли, что стоит только написать всякому подробный конспект сказаний сего отдела, – и он тотчас сам увидит, в каком порядке должны были идти события, поминаемые здесь. Они сами собою строятся в порядок, своим естественным течением. – Заметим только, что 1) сретение должно предшествовать поклонению волхвам; ибо после сего надлежало тотчас бежать в Египет, – и что 2) после сорокадневного поста и искушения Господа в пустыне, должны следовать без перерыва сказания Евангелиста Иоанна с 1 до конца 4 гл., или до возвращения Господа в Галилею. Пункт, в котором сходятся теперь все четыре Евангелиста. Святые Евангелисты Матфей, Марк и Лука свидетельствуют, что Господь из Иудеи возвратился в Галилею по предании Иоанна. Что было от крещения и сорокадневного поста до предания Иоанна, об этом сказывает Евангелист Иоанн в означенном отделе. – Итак, означаем:

– Первые годы Господни, или сокровенная его жизнь (Мф. 1:1–25, 2:1–23; Лк. 1:1–80, 2:1–52).

Явление Иоанна Предтечи, Крещение Господне и Его искушение в пустыне (Мф. 3:1–17, 4:1–11; Мк. 1:1–13; Лк. 3:1–38, 4:1–13).

Свидетельства Предтечи о Господе и первые Его ученики (Ин. 1:19–51).

Брак в Кане и первая Пасха (Ин. 2:1–25, 3:1–36).

Возвращение в Галилею чрез Самарию и еще чудо в Кане (Ин. 4:1–54; Мф. 4:12–17; Мк. 1:14, 15; Лк. 4:14, 15).

– Теперь приступим к упорядочению событий первой грани, от возвращения Господа в Галилею до послания 12 Апостолов на проповедь, припомнив, что сказано о сем отделе в предварительных замечаниях.

Святой Лука поставляет первым действием Спасителя в Галилее Его проповедь в Назарете. Но Евангелисты Матфей и Марк – два свидетеля, – говорят о сем событии гораздо после. Им и следовать должно, – привнесши к сказанию их и те особенности, какие значатся в сказании св. Луки. Из слов святого Евангелиста Иоанна, что пророку нет чести в отечестве своем (Ин. 4:44), видно, что Спаситель, вступая в Галилею, и не имел намерения быть в Назарете. Сказанная Господом истина и служила для Него побуждением, минуя Назарет, как замечает Евангелист Матфей (Мф. 4:13), поселиться в Капернауме.

– Действия свои в Капернауме, по Евангелистам Матфею и Марку, открывает Господь призванием четырех первых учеников к решительному за Ним последованию. У Евангелиста Луки оно стоит несколько ниже. Двое преимуществуют и привлекают к себе одного: из трех сказаний составится одно, в которое внесутся и те особенности, кои значатся у Евангелиста Луки, – именно: проповедь с лодки, чудная ловитва рыб. И так будет:

1. Учение с лодки, чудная ловитва рыб и призвание первых учеников (Лк. 5:1–11; Мф. 4:18–22; Мк. 1:16–20).

За этим, – смотрите в конспект, – у Евангелиста Матфея идет свой особый порядок сказаний. Евангелисты же Марк и Лука совершенно одинакия, и в том же порядке помещают события, за исключением, у Евангелиста Луки, проповеди в Назарете, которая поместится ниже и призывания первых учеников, которое уже взято. – Им и должно следовать, к ним привлекая соответствующие сказания из Евангелия Матфея. – Будет:

2. Господь в Капернауме учит в субботу в Синагоге, и исцеляет бесного (Мк. 1:21–28; Лк. 4:31–37).

3. В доме Симона исцеляет тещу его, и вечером – многих (Мк. 1:29–34; Лк. 4:38–41; Мф. 8:14–17).

4. Утром по уединенной молитве идет с проповедью по Галилее (Мк. 1:35–39; Лк. 4:42–44.

5. Исцеляет прокаженного (Мк. 1:40–45; Лк. 5:12–16; Мф. 8:2–4).

6. Разслабленнаго в Капернауме (Мк. 2:1–12; Лк. 5:17–26; Мф. 9:1–8).

7. Призывает Матфея у него в доме (Мк. 2:13–32; Лк. 5:27–39; Мф. 9:9–17).

Останавливаемся на срывании колосьев, хотя согласные сказания у Евангелистов Матфея и Марка идут далее, как может всякий видеть. Остановиться на сем сказании, заставляет замечание его, что срывание колосьев случилось в субботу второпервую, в первую субботу по втором дне Пасхи; следовательно, после Пасхи. Как исцеление 38-летняго расслабленного, о коем повествует Евангелист Иоанн, в 5-й главе, совершено, по мнению почти всех, во время Пасхи; то совершенно уместно сказание сие в ряду Евангельской истории поместить пред срыванием колосьев. – Что и делаем. –

8. Пасха 2-я. Исцеление 38-летнего расслабленного (Ин. 5:1–15).

9. Учение Христа Спасителя о своем равенстве Богу Отцу (Ин. 5:16–47).

Опять обращаемся к течению событий, по согласному свидетельству Евангелистов Марка и Луки, которое от срывания колосьев идет до нагорной проповеди включительно.

10. Господь оправдывает учеников, что срывают колосья в субботу (Мк. 2:23–28; Лк. 6:1–5; Мф. 12:1–8).

11. Исцеляет сухорукого в Синагоге в субботу (Мк. 3:1–5; Лк. 6:6–10; Мф. 12:9–13).

12. Фарисеи враждуют. Господь к – морю на гору. За Ним народ. Многие исцеления. Ночь в молитве (Мк. 3:6–12; Лк. 6:11–12; Мф. 12:14–21).

13. Утром избирает 12 Апостолов (Лк. 6:13–19; Мк. 3:13–19).

14. К ним и к народу – нагорная беседа (Мф. 5:1–48, 6:1–34, 7:1–29; Лк. 6:20–49, 11:33–36, 12:58, 59, 16:17, 18).

После нагорной беседы у Евангелиста Луки следует исцеление раба сотникова; после сей же беседы оно стоит и у Евангелиста Матфея (Мф. 8), пропустив исцеление прокаженного, которое уже взято. – За исцелением сотникова раба у Евангелиста Луки следует воскрешение наинского юноши, о коем только здесь и говорится, и которому, следовательно, отводить другое место нет никакого повода. Итак –

15. В Каперпауме исцеление сотникова раба (Лк. 7:1–10; Мф. 3:5–13).

16. В Наине воскрешение юноши (Лк. 7:11–17).

На этом руководившая нас нить прерывается. Останавливаемся, недоумевая, чему следовать; ибо у каждого Евангелиста пошло свое течение сказаний. – Но употребим другой прием. Спустимся к концу сей грани, до послания 12 Апостолов на проповедь, у Евангелистов Марка и Луки; и от сего пункта пойдем вверх. Смотрите в конспект. У Евангелиста Луки пред посланием Апостолов на проповедь (Лк. 9) стоит воскрешение дочери Иаира (конец 8 главы). Чрез один пункт от сего события стоит оно и у Евангелиста Марка (Мк. 5 конец). Выше сего чуда у обоих Евангелистов согласно значится исцеление кровоточивой, далее – следует исцеление бесных Гадаринских, укрощение бури, – все по два свидетеля. Опять нашли мы свою руководящую нить. И тем благонадежнее должны предаться ее руководству, что с воскрешения дочери Иаира, вверх, к двум свидетелям подходит и третий, Евангелист Матфей (в главах 9-й и 8-й), с выпуском тех сказаний, которые уже взяты у него.

Пред укрощением бури, у Евангелистов Марка и Луки стоят притчи (Мк. 4; Лк. 8). Они привлекают к себе с теми же притчами Евангелиста Матфея (Мф. 13), И заставляют все их собрание поместить здесь.

От притчей еще выше поведут нас Евангелисты Матфей и Марк, – тоже два. У обоих их (над 13 главою и над 4‑ю) пред притчами стоит слово Господа о том, кто мать и кто братья. – Слово сие было вызвано приходом родных, которые хотели взять Его по распущенным Фарисеями слухам. Фарисеи говорили, что Он о князе бесовском изгоняет бесов. Это после исцеления слепого и немого (Мф. 12 гл.), чтò подало повод Спасителю обличить ложь Фарисеев, и предостеречь внимательных от хулы на Духа Святаго. В связи с этим у Евангелиста Матфея стоит выраженное неверами желание знамений от Господа, и укорная им по сему речь; также речь о вторичном возвращении беса. – Такое течение сих событий, по указанию Евангелистов Матфея и Марка, скрепляется и согласием Евангелиста Луки. И у него (во II главе) после исцеления немого Фарисеи говорят, что Господь исцеляет о веельзевуле, и получают укор. Далее говорится у него о вторичном возвращении беса, и присовокупляется речь Господа по случаю воззвания жены: «блаженно чрево...» (Лк. 11:27), которая совершенно однородна с речью Господа на: «кто Мать... и кто братья» (Мф. 12:48; Лк. 8:21) , – которая, как мы уже указали, должна стоять в этом сочетании событий. – Всем, поименованным пред сим, сказаниям и событиям здесь место.

Выше сих событий должно поставить посольство Предтечи с его соприкосновенностями из Евангелия Луки (Лк. 7), которое еще одно не получило своего места, из всего, что у него значится от воскресения наинского юноши до послания 12 Апостолов на проповедь. О сем посольстве поминает еще Евангелист Матфей, вслед за посланием 12 Апостолов на проповедь (Мф. 11). По какому указанию лучше поместить это событие? – Не по указанию Евангелиста Матфея: ибо с посланием 12 Апостолов на проповедь, у двух Евангелистов Марка и Луки, стоит в непосредственной связи смятение Ирода, полагавшего, что Спаситель есть воскресший Иоанн, им обезглавленный. Следовательно, святого Иоанна Предтечи тогда уже не было в живых, и потому посольство его должно иметь место раньше; это заставляет дать ему место по указанию Евангелиста Луки, после воскрешения наинского юноши. – Здесь же должны иметь свое место и прочие соприкосновенные, у Евангелиста Луки, с посольством Иоанна события, – помилование грешницы, помазавшей Господа миром, и хождение Господа по Галилее в сопровождении жен, служивших Ему. – Сказание о посольстве Иоанна Предтечи у евангелиста Луки, привлечет подобное же сказание из Евангелия Матфея (Мф. 11); а у него стоит с ним в связи, кроме общего укора неверам, как и у Евангелиста Луки, еще укор городам, в которых Он больше явил знамений, и прославление Отца за откровение тайн веры младенцам. – Все это здесь должно найти свое правое место.

Еще несколько замечаний. – Господь говорил притчи с лодки. По окончании их Он направился на ту сторону моря. Пред отплытием туда, у Евангелиста Матфея (Мф. 8) Господь дает некоторым, желавшим следовать за Ним, противоположные их расположениям ответы. – Это же обстоятельство с прибавлением, у Евангелиста Луки, помещено гораздо после, в начале последнего шествия Господня в Иерусалим. – Полагаем, что дать ему место по указанию Евангелиста Матфея будет удобнее. Тут, примерно в половине второго года открытого действовали Господа, жар следовать за Ним был в силе; а там, в последней половине последнего года, многие уже отстали от Него, и «ктому не хождаху с Ним» (Ин. 6:66).

Спуститесь опять вниз, к воскрешению дочери Иаира. У Евангелиста Матфея (Мф. 9) вслед за сим стоят исцеление двух слепых и немого бесного. За тем замечается, что Господь ходит по Галилее, как и у Евангелиста Марка, и жалеет о людях, как об овцах, неимущих пастыря. В этом был повод послать 12 Апостолов на проповедь. Очевидно, что все эти обстоятельства стоят здесь очень на своем месте. Потому и удержим их здесь.

У Евангелиста Марка пред посланием святых Апостолов на проповедь стоить посещение Господом своего отечества, т. е. Назарета. У Евангелиста Матфея оно стоит будто ниже. Но если выпустить все, взятое уже у Евангелиста Матфея т. е. 13, 12, 11 главы; а послание святых Апостолов (Мф. 10) ниспустить до смятения Иродова; то у него, проповедь Спасителя в своем отечественном городе Назарете окажется в одинаковых, как и у Евангелиста Марка, обстоятельствах. Т. е. тогда же, как ходил Господь по Галилее и заметил, что люди блуждают, подобно овцам, неимущим пастырей, был Он и в Назарете. – Здесь и поместим это событие, дополнив его тем, что есть особенного у Евангелиста Луки (Лк. 4:16–30).

Так вошли в свой порядок все события, из трех Евангелий, от воскресения Наинского юноши до послания святых Апостолов па проповедь. – Вы видели, что святые Евангелисты сами все определяли, не давая места нашему произволу. – Итак, будет: –

17. Посольство Предтечи, и ответ ему (Лк. 7:18–23; Мф. 11:1–6).

18. Похвала Предтече и укор неверам (Лк. 7:24–35; Мф. 11:7–19).

19. Укор городам (Мф. 11:20–24).

20. Господь славит Отца, – и зовет всех к себе (Мф. 11:25–36; Лк. 10:21–24)

21. Прощает грешницу, помазавшую Его миром (Лк. 7:36–50).

22. Ходит по городам. Жены служат (Лк. 8:1–3).

23. Исцеляет слепого и немого (Мф. 12:22, 23; Лк. 11:14).

24. Фарисеи хулят: о князе бесовском целит. Укор им по сему (Мф. 12:24–30; Мк. 3:20–27; Лк. 11:15–23).

25. О хуле на Духа Святаго (Мф. 12:31–37; Мк. 3:28–30; Лк. 12:10–12).

26. Знамения просят. Укор по сему (Мф. 12:38–40; Лк. 11:29, 30).

27. Ниневитяне и царица южная – судии (Мф. 12:41, 42; Лк. 11:31, 32).

28. Вторичное возвращение нечистого духа (Мф. 12:43–45; Лк. 12:24–26).

29. Блаженно чрево (Лк. 11:27, 28).

30. Кто мать и братья? (Мф. 12:46–50; Мк. 3:31–35; Лк. 8:19–21).

31. С лодки говорит притчи: о сеятеле; о семени, постепенно развивающемся; о плевелах сельных; о зерне горчичном и закваске1; о сокровище, сокрытом на селе, и бисере многоценном; о неводе и хозяине, износящем старое и новое (Мф. 13:1–52; Мк. 4:1–34, 8:4–18, 13:18–21).

32. Ответы, хотевшим идти в след Господа (Мф. 8:18–22; Лк. 9:57–62).

33. Укрощение бури (Мф. 8:23–27; Мк. 4:35–41; Лк. 8:22–25).

34. Изгнание легиона бесов (Мф. 8:28–34; Мк. 5:1–20; Лк. 8:26–39).

35. Исцеление кровоточивой (Мф. 9:18–22; Мк. 5:21–34; Лк. 8:40–48).

36. Воскрешение дочери Иаира (Мф. 9:23–26).

37. Исцеление двух слепцов (Мф. 9:27–31).

38. И немого бесного (Мф. 9:32–34).

39. Проповедь в Назарете (Мф. 13:53–58; Мк. 6:1–5; Лк. 4:16–30).

40. Хождение по Галилее, и жаление, что люди, как овцы без пастырей (Мф. 9:35–38).

Следует светлая грань. Светлая потому, что простой глаз видит, в каком порядке идут события, по совершенному согласию в нем всех трех Евангелистов. Остается только переписывать заглавия. –

41. Послание 12 Апостолов на проповедь. Наставления им (Мф. 10:1–42; Мк. 6:6–13; Лк. 9:1–6, 12:2–7, 11, 12).

42. Смятение Ирода. Сказание об усекновении (Мф. 14:1–12; Мк. 6:14–29; Лк. 9:7–9).

43. Апостолы возвращаются. Идут в пусто место (Мк. 6:30–32; Лк. 9:10).

44. После учения и исцелений, насыщение пяти тысяч (Мф. 14:13–21; Мк. 6:33–44; Лк. 9:11–17; Ин. 6:1–13).

45. Хождение по водам, и спасение Петра утопавшего (Мф. 14:22–33; Мк. 6:45–52; Ин. 6:14–21).

46. На берег – в Генисарете. Стечение народа (Мф. 14:34–36; Мк. 6:53–56).

47. В тот же день беседа в Капернауме, в Синагоге, о хлебе небесном (Ин. 6:22–71).

(Пасха 3-я миновала. На ней не был Господь).

48. Иерусалимские Фарисеи и книжники укоряют учеников, что не умывают рук. Урок по сему (Мф. 15:1–20; Мк. 7:1–23).

49. Исцеление дочери Хананеянки (Мф. 15:21–28; Мк. 7:24–30).

50. Оттуда к морю в гору. Многие исцеления, – и глухого косноязычного (Мф. 15:29–31; Мк. 7:31–37).

51. Чудо насыщения 4-х тысяч (Мф. 15:32–38; Мк. 8:1–9).

52. В Магдале и Далмануфе Фарисеи просят знамения (Мф. 15:39, 16:1–4; Мк. 8:10–12).

53. О закваске Фарисейской, саддукейской и Иродовой (Мф. 16:5–12; Мк. 8:13–21; Лк. 12:1).

54. В Вифсаиде исцеление слепого (Мк. 8:22–26).

55. В Кессарии Филипповой. Исповедание учеников (Мф. 16:13–20; Мк. 8:27–30; Лк. 9:18–21).

56. Говорит Господь о своих страданиях, смерти и воскресении (Мф. 16:21–23; Мк. 8:31–33; Лк. 9:22).

57. О кресте всех (Мф. 16:24–28; Мк. 8:34–38; Лк. 9:23–26, 12:8, 9).

58. Преображение (Мф. 17:1–13; Мк. 9:1–13; Лк. 9:27–36).

59. Исцеление бесного (Мф. 17:14–21; Мк. 9:14–29; Лк. 9:37–42).

60. Ходит по Галилее, – и опять о своих страданиях (Мф. 17:22, 23; Мк. 9:30–32; Лк. 9:43–45).

61. В Капернауме – чудный статир (Мф. 17:24–27).

62. Кто больше в царствии? Дитя (Мф. 18:1–6; Мк. 9:33–37; Лк. 9:46–48).

63. Иоанн говорит, что запретили кому-то проповедовать. Напрасно (Мк. 9:38–41; Лк. 9:49, 50).

64. Горе от соблазнов (Мф. 18:7–11; Мк. 9:42–50).

65. О суде церкви и силе совокупной молитвы (Мф. 18:15–20).2

66. О прощении обид. Притча о немилосердном должнике – заимодавце (Мф. 18:21–35).

Мы дошли до предпоследнего отдела Евангельской истории, который снизу граничит с торжественным входом Господа в Иерусалим, а сверху означается движением Его в Иудею. Прежде помянуто, что этот отдел требует особого рассмотрения. Ибо только малая часть его, та, которая граничит со входом в Иерусалим, может быть приводима в порядок по согласному сказанию Евангелистов. Прочая наибольшая лишена этого преимущества.

Первая начинается снизу от входа в Иерусалим, и идет кверху до благословения детей. События, здесь значащиеся у трех Евангелистов, идут совершенно одинаково, и следовательно должны быть сочтены определенными в порядке своем. С ними надобно только согласить сказания Евангелиста Иоанна о воскресении Лазаря. И это делается очень легко. После благословения детей, и указания совершеннейшего пути юноше, и притчи о наемниках (у Ев. Матфея), у трех Евангелистов значатся слова Господа: «се восходим во Иерусалим» (Лк. 18:31; Мф. 20:18; Мк. 10:33). Эти слова стоят в прямом соответствии с движением Господа для воскрешения Лазаря у Евангелиста Иоанна (Ин. 11), по получении вести о болезни его, и двухдневном затем еще промедлении за Иорданом. Эти обстоятельства и сочетаем вместе, – и поведем сказание до воскрешения Лазаря, чрез Иерихон и бывшее в нем, поставив пред этим выраженное Зеведеями желание, – и Слово Господа по сему случаю. По воскрешении Лазаря, Спаситель удалится в Ефрем, а за 6 дней до Пасхи придет в Вифанию на вечер, чтоб утром совершить торжественный вход в Иерусалим.

Так эта часть малая получит свой порядок твердый. Учение Спасителя о браке и безбрачии, по случаю вопроса о разводе, у двух Евангелистов стоит непосредственно впереди благословения детей, – и здесь должно иметь свое место. Тоже должно сказать и о движении Господа заиорданскою страною. По принятому нами в начале правилу, все сии сказания не должны быть разрываемы какими либо вставками, – ни отдаляемы от входа в Иерусалим. –

Остальная часть этого отдела, значительнейшая, – у Евангелиста Луки от: «приблизились дни взятия» (Лк. 9:51)... до благословения детей (Лк. 18:15) – треть всего Евангелия, у Евангелиста Иоанна, сказания о празднике кущей и обновления храма, не имеет для своего порядка особых указаний в самом Евангелии. Сказания здесь у каждого Евангелиста идут особо, и не представляют никакой видимой связи. – Спрашивается: какое дать им размещение? Укажем возможное, – и изберем лучшее.

Тут возможно или без перерыва помещать сказания каждого Евангелиста, ставя на первом месте, кто хочет Евангелиста Луку, кто хочет Иоанна; или в течение сказаний Евангелиста Луки вставлять из Евангелия Иоанна, где праздник кущей, где праздник обновления, опираясь однако ж на какие-либо указания самого Евангелиста Луки, – и возвращаясь всякий раз снова к тому пункту, на котором сделан перерыв.

Что избрать? Избираем беспрерывное размещение сказаний и именно такое, чтоб Евангелист Иоанн шел впереди с обоими праздниками; за ним следовал Евангелист Лука, без перерыва с 9:51–18:14; а те события, коим уже дан у нас порядок, составили конец всего, – до входа в Иерусалим.

При этом необходимо предположить, что Спаситель, после праздника обновления удалившийся за Иордан, не остался там, а прошел опять в Галилею, чтоб начать это последнее, многоучительное шествие, которое описывает Евангелист Лука, – и в конце его опять пройти в Иерусалим заиорданскою страною.

Необходимо также установиться при сем в том убеждении, что все это движение, о коем речь у Евангелиста Луки, в означенном отделе, было не столько шествие Господа в Иерусалим, сколько последнее заключительное проповедническое и чудодейственное хождение, в коем видим Его, то в Галилее, то в Самарии попеременно. Ибо когда говорится, что Господа не принимают в одной Самарийской веси (Лк. 9:52–56), а потом, – что Он идет между Самариею и Галилеею и исцеляет 10 прокаженных (Лк. 17:10); это значит, что Он то переходил в Самарию, то возвращался опять в Галилею. В мыслях у Него был все Иерусалим; но Он не хотел оставить ни одного места, где бы не побывал лично в последний раз. Евангелист Лука и замечает, что Он проходил веси, направляясь в Иерусалим (Лк. 13:22). Пред Ним шли по два 70 учеников, посланные в самом начале сего движения, которые конечно возвратились не так скоро, как значится (Лк. 10:17). Означено их возвращение вслед за посланием, чтоб заключить сей предмет и не занимать им более внимание, когда не имелось намерения помещать в сказании особенностей из их проповеди, между тем как в памяти содержались очень многие случаи и уроки из дел самого Господа, которые предлежало описывать. – Когда в сем хождении Господь приближался к местопребыванию Ирода, Ему говорили: «иди отсюда... Ирод хочет убить Тебя» (Лк. 13:31). – Когда говорится, что Господа принимают Марфа и Мария (Лк. 10:38), это не значит, что Он близко подходил к Иерусалиму, как думают. Слова: «вниде Иисус в весь некую» показывают, что это было не в Вифании, столько известной. Слова же: «жена... некая» приняла его в дом свой, дают мысль, что Марфа и Мария не были еще известны Господу. Предполагаем, что Марфа и Мария имели свой дом, где-либо в Галилее, – и что у Евангелиста Луки описывается первый случай, когда Господь только узнал их, и принял их в свое благоволение. В Вифании они потом, или потому что у брата их Лазаря, еще прежде заслужившего любовь Господа, был там свой дом особый (видно, что это семейство имело состояние), и они пришли к Нему временно, или перешли навсегда, после принятия Господа у себя в доме в Галилее. Могли перейти они в Вифанию и вследствие брака, как предполагают иные, Марфы с Симоном.

Таков избираемый нами план размещения сказаний, о коих у нас речь. Считаем его лучшим. Против него ничего нельзя сказать, основываясь на указаниях Евангельской истории. Особенно же важно то, что при этом сохраняется в целости эта величественная картина шествия Христа Спасителя, которую представляет Евангелист Лука, тогда как при других порядках она раздробляется и теряет свой вид.

Можно, как сказали мы, на первом месте поставить Евангелиста Луку со всем рядом его сказаний (- до благословения детей...); а после него из Евангелия Иоанна, праздники кущей и обновления. Причем положить надобно, что на праздник кущей Спаситель прошел тайно заиорданскою страною, куда опять возвратился после праздника обновления; и тут последовало решение вопроса о разводе, благословение детей и все прочее, до входа в Иерусалим, как уже указано.

Отвергать решительно такой порядок, нет основания. Но он не должен быть предпочтен первому. При нем слишком далеко отойдут сказания Евангелиста Луки. Приступая к ним, он говорит: приблизились дни взятия Его – Господа; а тут время надо, чтобы совершилось все описываемое Евангелистом Лукою, да от праздника кущей до взятия Господа полгода; между тем, как, если поставить сии сказания после праздника обновления, то слышать такое замечание будет очень естественно. – Это и заставляет предпочесть первый способ. Надобно, однако ж, заметить, что сей второй способ имеет и свою выгоднейшую сторону, – именно, при нем нет необходимости в предположении, что Господь, сошедши в Иудею, возвращался еще раз в Галилею.

Что сказать о последнем способе размещения занимающих нас сказаний чрез внесение в течение событий Евангелиста Луки, из Ев. Иоанна, где праздника кущей, и где праздника обновления? – Желательно, чтобы он был покинут, хотя ему следуют все составители Евангельской истории. Вставляют; но как нет определенных указаний, где вставить одно, где другое, то всякий делает это, как ему рассудится, – и произволу большой простор. Читающий тотчас чувствует, что вставка сделана не знать почему. Тоже верно чувствует и всякий, составляющий историю. Между тем делать такие вставки, никакой решительно нет нужды. Ничто к ним не обязывает составителя истории. И от них течение событий не делается ни яснее, ни стройнее. – Не скорее ли нарушается строй событий, данный Евангелистами?

Не одобряя такого рода сочетания означенных сказаний, мы должны, однако ж, сказать, что иные делают это с меньшим произволом и с некоторым видом основательности. Это те, которые основывают перерывы сказаний Евангелиста Луки и вставку в них праздников, на каких-либо указаниях Евангел. Луки. – Укажем здесь кажущиеся сколько-нибудь основательными вставки. –

Так – смотрите в конспект, – пошел Господь в Иерусалим из Галилеи (Лк. 9:51). Вот Он в пределах Самарии, где в одной веси не принимают Его (Лк. 9:52–56); несколько ниже, вот Он в доме Марфы и Марии, предполагается – в Вифании; наконец Он дает образец молитвы, по преданию – это на Елеонской горе (Лк. 11:1–4). Вот и Иерусалим, и праздник кущей. – Первая вставка! – Неудобство тут с первого раза видно из того, что на праздник кущей Господь шел тайно; а здесь на пути помещается торжественное посольство 70 учеников. К тому же принятие Господа Марфою и Мариею в Вифании и предание образца молитвы на Елеоне – пункты оспариваемые.

Сделав перерыв и вставку, опять начинаем оставленное у Евангелиста Луки течение событий (Лк. 11:37... с 14 по 36 ст. взяты вверх). Идем в след его, и доходим до замечания, что Господь проходит веси, направляясь в Иерусалим (Лк. 13:22). Стало Он возвратился в Галилею. И здесь в одном месте Ему говорят: «иди отсюда; Ирод хощет убить тебя» (Лк. 13:31–35). Это можно принять за основание к ускорению пути в Иерусалим; – и допустить, что Господь пошел туда заиорданскою страною, и, побывавши на празднике обновления, опять возвратился туда же. Вторая вставка! – Произвольность ее очевидна.

Возвращаемся опять к прерванному ряду сказаний у Ев. Луки (Лк. 14), и идем опять вслед их. Встречаем, что Господь проходит между Самариею и Галилеею, и исцеляет 10 прокаженных мужей (Лк. 17:10). Следовательно, Он опять поднялся в Галилею. Надобно, стало быть, провесть Его снова в Иудею, – теперь уже на страдания. Это сделать надобно заиорданскою страною, чтобы поместить тут же события, начиная с вопроса о разводе, и проч., до входа в Иерусалим. –

Такой порядок! Кажется все так стройно! – И действительно, если держаться плана вставок, то предложенное размещение есть единственно сносное. Один грех за ним – совершенный произвол, отнимающий у него всякую цену. – В сем предположении три раза заставляют Господа спускаться в Иерусалим, и два раза восходить в Галилею, без всякой нужды. События, будут все на своих местах, если мы поставим их, как сказано, без перерывов и вставок. – Тут же, желая упорядочить сказания, вносим в них беспорядок, расстраивая течение, как оно значится у святого Евангелиста Луки, своими произвольными вставками. Так план сей за себя ничего не имеет; против себя не малое; выгод же никаких не представляет. Особенно неприятно разрывать картину шествия Христа Спасителя, и при том вставками, которых произвольность тотчас чувствуется. –

Итак, будет:

Из Святого Иоанна.

67. Пред праздником кущей (Ин. 7:1–13).

68. В половине праздника речь (Ин. 7:14–36).

69. События в последний день Праздника (Ин. 7:37–53).

70. О жене блуднице, – и проч. (Ин. 8).

71. Исцеление слепорожденного (Ин. 9).

72. О пастырстве Господа (Ин. 10:1–21).

73. Праздник обновления (Ин. 10:22–42).

Из Евангелия Луки.3

74. В Самарийской веси не принимают (Лк. 9:51–56).

75. Посылаются 70 учеников. Уроки им. Возвращение их (Лк. 10:1–20)4.

76. Заповедь о любви. Причта о добром Самарянине (Лк. 10:25–37).

77. Господь в доме Марфы и Марии (Лк. 10:38–42).

78. Образец молитвы и правила для нее (Лк. 11:1–13).

79. В доме Фарисея, укор Фарисеям (Лк. 11:37–54).

80. Повод к причте об: «угобзися нива», и урок по сему (Лк. 12:13–34).

81. Уроки о бдении, верности, и внимании к знамениям (Лк. 12:35–57).

82. Уроки о покаянии (Лк. 13:1–9).

83. Исцеление 18 л. скорченной. Урок по сему (Лк. 13:10–17).

84. Подвизайтесь, пока дверь не заперта (Лк. 13:22–30).

85. Ответ на: Ирод хочет убить (Лк. 13:31–35).

86. Исцеление водяной, в доме Фарисея (Лк. 14:1–6).

87. О месте на пире, и учреждении пиров (Лк. 14:7–14).

88. Притча о званных на вечери (Лк. 14:15–24).

89. Об отрешении от всего (Лк. 14:25–35).

90. Притчи: об овце, драхме, блудном сыне (Лк. 15:1–32).

91. Притчи: о неверном управителе (Лк. 16:1–15).

92. О богатом и Лазаре (Лк. 16:19–31).

93. Не давать себе льгот (Лк. 17:7–10).

94. 10 прокаженных исцеляются (Лк. 17:10–19).

95. О внезапном пришествии Господа (Лк. 17:20–37).

96. Притча о немилосердном судье и вдове (Лк. 18:1–8).

97. О Мытаре и Фарисее (Лк. 18:9–14).

98. Заиорданскою страною. О разводе и безбрачии (Мф. 19:1–12).

99. Благословение детей (Мф. 19:13–15; Мк. 10:13–16; Лк. 18:15–17).

100. Указание совершеннейшего пути (Мф. 19:16–30; Мк. 10:17–31; Лк. 18:18–30).

101. Притча о наемниках (Мф. 20:1–16).

102. Весть о болезни Лазаря, и речь по сему (Ин. 11:1–16).

103. Говорит Господь о своей смерти и воскресении (Мф. 20:17–19; Мк. 10:32–34; Лк. 18:31–34).

104. Желание Зеведеев. Негодование прочих. Вразумление (Мф. 20:20–28; Мк. 10:35–45).

105. Иерихон: исцеления. Закхей. Притча о мнасах (Мф. 20:29–34; Мк. 10:45–52; Лк. 18:35–43, 19:1–27).

106. Воскрешение Лазаря (Ин. 11:17–44).

107. Решение Синедриона. Господь в Ефрем (Ин. 11:45–57).

108. За 6 дней до пасхи вечеря в Вифании (Ин. 12:1–11).

109. Вход в Иерусалим (Мф. 21:1–16; Мк. 11:1–10; Лк. 19:28–48; Ин. 12:12–50).

110. События до тайной вечери (Мф. 21–26:16; Мк. 11:11–14:11; Лк. 20–22:6).

111. Тайная вечеря (Мф. 26:17–35; Мк. 14:12–31; Лк. 22:7–38; Ин. 13–17).

112. Страдания. Суд. Распятие. Погребение. Стража (Мф. 26:36–75, 27:1–66; Мк. 14:32–72, 15:1–47; Лк. 22:39–71, 23:1–56; Ин. 19:16–42).

113. Воскресение и Вознесение (Мф. 28; Мк. 16; Лк. 24; Ин. 20–21).

В заключение считаем не лишним сказать, что в предлагаемом здесь порядке составлена Евангельская История о. Протоиереем Богословским, исключая некоторых частных пунктов, и вставок в последней части, которые у него сделаны по тем указаниям, какие и мы признали имеющими некоторый вес, хоть кажущийся. Обозрение Евангелий о. Протоиерея Гречулевича тоже во многом сходно с ним; но во многом и отступает. Из иностранных близка в сему История Иисуса Христа Штольберга немца, переведенная и на французский язык, тоже за исключением некоторых частностей и вставок в последней части, которые у него сделаны совершенно произвольно. У всех других, сколько их пришлось видеть, царствует совершенный произвол по всему пространству Евангельской истории.

Наглядный конспект евангельской истории в 4-х параллельных столбцах


ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА
1.2.) Первые годы Господни.

2.4.) Явление Предтечи. Искушение, возвращение в Галилею (Мф. 4:12–17).

4.) Призвание 4-х учеников (Мф. 4:18–22). Общий очерк дел Господа (Мф. 4:23–25).

5.6.7.) Нагорная проповедь.

8.) Исцеление прокаженного (Мф. 8:1–4). Слуги Сотника в Капернауме (Мф. 8:5–13). Тещи Симона, – вечером многих (Мф. 8:14–17). Идет на другую сторону. Ответы (Мф. 8:18–22). Укрощает бурю (Мф. 8:23–27). Исцеляет бесных Гадаринских (Мф. 8:28–34).

9.) Исцеляет расслабленного (Мф. 9:1–8). Призывает Матфея. У него в доме (Мф. 9:9–17). Исцеляет кровоточивую (Мф. 9:18–22). Воскрешает дочь Иаира (Мф. 9:23–26). Исцеляет двух слепцов (Мф. 9:27–31). Немого беснаго (Мф. 9:32–34). Ходит по Галилее. Жалеет о народе (Мф. 9:35–38).

10.) Посылает 12... наставления им (Мф. 10:1–42).

11.) Посольство Предтечи, ответ ему (Мф. 11:1–6). Похвала Предтече. Укор неверам (Мф. 11:7–19). Укор городам (Мф. 11:20–24). Славит Отца. Зовет всех к Себе (Мф. 11:25–30).

12.) Срывание колосьев. Речь по сему (Мф. 12:1–8). Исцеление сухорукого (Мф. 12:9–13). Фарисеи враждуют. Удаляется. Целит (Мф. 12:14–21). Исцеляет слепого и немого (Мф. 12:22–23). Фарисеи хулят. Речь по сему (Мф. 12:24–30). О хуле на Духа Святаго (Мф. 12:31–37). Знамения просят. Укор (Мф. 12:38–40). Ниневитяне и Царица Южская – судии (Мф. 12:41, 42). Возвращение нечистого духа (Мф. 12:43–45). Кто мать и братья? – (Мф. 12:46–50).

13.) С лодки – притчи: о сеятеле; о зерне горчичном и квасе; о сокровище на селе; о бисере многоценном; неводе; хозяине взносящем старое и новое (Мф. 13:1–52). Проповедь в Назарете (Мф. 13:53–58).

14.) Смятение Ирода. Сказание об усекновении Предтечи (Мф. 14:1–12). В пустыне целит. Насыщает 5 тысяч (Мф. 14:13–27). Ходит по водам. Петра извлекает (Мф. 14:22–33). На берег в Геннисарете. Народ (Мф. 14:34–36).

15.) Иерусалимские Фарисеи: почему не моют рук? (Мф. 15:1–20). Исцеление дочери Хананеянки (Мф. 15:21–28). Оттуда к морю. Многие исцеления (Мф. 15:29–31). Насыщение 4-х тысяч (Мф. 15:32–48). Оттуда в Магдал (Мф. 15:39).

16.) Фарисеи и Саддукеи просят знамения (Мф. 16:1–4). О закваске Фарисейской и Саддукейской (Мф. 16:5–12). В Кесарии Филип. Исповедание уч. (Мф. 16:13–20). Предречение о смерти. Укор Петру (Мф. 16:21–23). Учение о кресте всех христиан (Мф. 16:24–28).

17.) Преображение (Мф. 17:1–13). Исцеление беснаго (Мф. 17:14–21). По Галилее. Опять о смерти своей (Мф. 17:22, 23). В Капернауме – статир (Мф. 17:24–27).

18.) Кто больше? – дитя (Мф. 18:1–6). Горе от соблазн (Мф. 18:7–11). Притча о погибшей овце (Мф. 18:12–14). О суде церкви, и силе совокупной молитвы (Мф. 18:15–20). Сколько раз прощать? – (Мф. 18:21, 22). Притча о немилосердном должнике заимодавце (Мф. 18:23–35).

19.) Идет в Иудею заиорданскою страною (Мф. 19:1, 2). О разводе и безбрачии (Мф. 19:3–12). Благословение детей (Мф. 19:13–15). Указание совершеннейшего пути (Мф. 19:16–30).

20.) Притча о наемниках (Мф. 20:1–16). Восходя в Иерусалим, говорит о смерти (Мф. 20:17–19). Желание Зеведеев. Негодование. Вразумление (Мф. 20:20–28). При выходе из Иерусалима, исцеление 2-х слепых (Мф. 20:29–34).

21.) Вход в Иерусалим (Мф. 21:1–16). События до тайной вечери (Мф. 21:17–26:16). Тайная вечеря (Мф. 26:17–35). Страдание. Суд. Распятие. Погребение. Стража (Мф. 26:36–75, 27:1–66). Воскресение и Вознесение, глава (Мф. 28).
1.) Явление Предтечи. Крещение. Искушение (Мк. 1:1–13). Возвращение в Галилею (Мк. 1:14, 15). Призвание 4-х учеников (Мк. 1:16–20). В Капернауме, в Синагоге, исцеление беснаго (Мк. 1:21–28). Тещи Симона, – вечером многих (Мк. 1:29–34). Утром, по уединении, идет в Галилее (Мк. 1:35–39). Исцеление прокаженного (Мк. 1:40–45).

2.) В Капернауме – расслабленного (Мк. 2:1–12). Призвание Левия Алфеева. У него в доме (Мк. 2:13–22). Срывание колосьев (Мк. 2:23–28).

3.) Исцеление сухорукого в субботу в Синагоге (Мк. 3:1–5). Фарисеи враждуют. Господь к морю. За Ним народ. Многие исцеления (Мк. 3:6–12). На горе позвал и избрал 12-ть (Мк. 3:13–19). Книжники худят. Укор по сему (Мк. 3:20–27). О хуле на Духа Святаго (Мк. 3:28–30). Кто мать и кто братья? (Мк. 3:31–35).

4.) С лодки притчи: о сеятеле; о постепенном развитии семени; о зерне горчичном (Мк. 4:1–34). Едет на другую сторону. Укрощает бурю (Мк. 4:35–41).

5.) Исцеляет беснаго Гадаринского (Мк. 5:1–20). Кровоточивую (Мк. 5:21–34). Воскрешает дочь Иаира (Мк. 5:35–43).

6.) Проповедь в Назарете (Мк. 6:1–5). Ходит уча. Посылает 12-ть (Мк. 6:6–17). Смятение Иродово. Усекновение (Мк. 6:14:29). Апостолы возвратясь, идут в пустыню (Мк. 6:30–32). Насыщение 5-ти тысяч (Мк. 6:33–44). Хождение по водам (Мк. 6:45–52). На берег в Геннисарете. Народ (Мк. 6:53–56).

7.) Иерусалимские Фарисеи: почему ученики рук не умывают? Урок по сему (Мк. 7:1–23). Исцеление дочери Хананеянки (Мк. 7:24:30). К морю. Исцеление глухого косноязычного (Мк. 7:31–37).

8.) Насыщение 4-х тысяч (Мк. 8:1–9). В Далмануфе – просят знамения (Мк. 8:10–12). О закваске Фарисейской и Иродовой (Мк. 8:13–21). В Вифсаиде исцеление слепого (Мк. 8:22–26). В Кесарии Филипповой исповедание (Мк. 8:27–30). Господь говорит о своей смерти. Укор Петру (Мк. 8:31–33). О кресте всех (Мк. 8:34–38).

9.) Преображение (Мк. 9:1–13). Исцеление беснаго (Мк. 9:14–29). Ходит по Галилее. Опять о смерти (Мк. 9:30–32). В Капернауме. Кто больше? – дитя (Мк. 9:33–37). Иоанн говорит: запретили проповедывать... Напрасно (Мк. 9:38–41). О соблазнах (Мк. 9:42–50).

10.) Идет в Иудею – заиорданскою страною (Мк. 10:1). О разводе и безбрачии (Мк. 10:2–12). Благословение детей (Мк. 10:13–16). Указание совершеннейшего пути (Мк. 10:17–31). Восходя в Иерусалим, говорит о смерти (Мк. 10:32–34). Желание Зеведеев, и проч. (Мк. 10:35–45). Исцеление слепого, при выходе из Иерихона (Мк. 10:46–52).

11.) Вход в Иерусалим. (Мк. 11:1–10). События до тайной вечери (Мк. 11:11–14:11). Тайная вечеря (Мк. 14:18–31). Страдание. Суд. Распятие. Погребение (Мк. 14:32–15:47). Воскресение и Вознесение (Мк. 16).
1.2.) Первые годы Господни.

3.4.) Явление Предтечи. Крещение. Искушение. Возвращение в Галилею (Лк. 4:14, 15).

4.) Проповедь в Назарете (Лк. 4:16–30). В Капернауме в Синагоге исцеление беснаго (Лк. 4:31–37). Тещи Петра; вечером многих (Лк. 4:38–41). Утром уединение. Идет по Галилее (Лк. 4:42–44).

5.) Учение с лодки. Чудная ловля. Призвание 4-х (Лк. 5:1–11). Исцеление прокаженного (Лк. 5:12–16). Расслабленного (Лк. 5:17–26). Призвание Левия. У него в доме (Лк. 5:27–39).

6.) Срывание колосьев (Лк. 6:1–5). Исцеление сухорукого (Лк. 6:6–10). Враждуют. Он в горе. Ночь в молитве (Лк. 6:11–12). Избирает 12... Народ. Исцеления (Лк. 6:13–19). Нагорная беседа (Лк. 6:20–49).

7.) В Капернауме. Исцеление раба Сотника (Лк. 7:1–10). В Наине – воскрешение юноши (Лк. 7:11–17). Посольство Иоанново. Ответ ему (Лк. 7:18–23). Похвала Предтече. Укор неверам (Лк. 7:24–35). Грешница мажет миром (Лк. 7:36–50).

8.) Ходит по городам. Жены служат (Лк. 8:1–3). Притчи: о сеятеле (Лк. 8:4–21). Плывет на ту сторону. Укрощает бурю (Лк. 8:22–25). Исцеляет беснаго Гадаринского (Лк. 8:26–39). Исцеляет кровоточивую (Лк. 8:40–48). Воскрешает дочь Иаира (Лк. 8:46–56).

9.) Посылает 12-ть (Лк. 9:1–6). Смущение Ирода (Лк. 9:7–9). Апостолы возвратились. Идут в пусто место (Лк. 9:10). Насыщение 5 тысяч (Лк. 9:11–17). Исповедание учеников (Лк. 9:18–21). Господь говорит о смерти своей (Лк. 9:22). О кресте всех (Лк. 9:23–26). Преображение (Лк. 9:27–36). Исцеление беснаго (Лк. 9:37–42). Опять... что будет предан (Лк. 9:43–45). Кто больше? дитя (Лк. 9:46–48). Иоанн: запретили. Напрасно (Лк. 9:49, 50). Приблизились дни взятия. Идет в Иерусалим (Лк. 9:51). В Самарийской веси не принимают (Лк. 9:52–56). Ответы хотевшим идти в след Его (Лк. 9:57–62).

10.) Посылает 70 учеников пред Собою (Лк. 10:1–20). Славит Отца... (Лк. 10:21–25). О любви. Притча о добром Самарянине (Лк. 10:25–37). В доме Марфы и Марии (Лк. 10:38–42)

11.) Образец молитвы, и правила (Лк. 11:1–13). Исцеление беснаго немого (Лк. 11:14). Не о веельзевуле. Против Фарисеев (Лк. 11:15–23). Возвращение нечистого духа (Лк. 11:24–26). Блаженно чрево носившее и. проч. (Лк. 11:27–36). В доме Фарисея, укор Фарисеям (Лк. 11:37–54).

12.) Разные уроки (Лк. 12:1–12). О нелюбостяжании (Лк. 12:13–34). О бдении, верности, и проч. (Лк. 12:35–59).

13.) Уроки о покаянии (Лк. 13:1–9). Исцеление 18-летней скорченной. Урок по сему (Лк. 13:10–17). Притча о зерне горчичном и квасе (Лк. 13:18–21). Проходит веси, направляясь к Иерусалиму (Лк. 13:22). Подвизайтеся войти (Лк. 13:23–30). Ответ на: Ирод хочет убить (Лк. 13:31–35).

14.) Исцеление водяной (Лк. 14:1–6). О месте на пире, и учреждении пиров (Лк. 14:7–14). Притча о званных на вечерю (Лк. 14:15–24). Об отрешении от всего (Лк. 14:25–35).

15.) Притчи об овце погибшей, драхме потерянной, блудном сыне (Лк. 15:1–32).

16.) Притча о неверном управителе (Лк. 16:1–18). О богатом и Лазаре (Лк. 16:19–31).

17.) Горе от соблазн, и проч. (Лк. 17:1–6). Не давать льгот (Лк. 17:7–10). Идя в Иерусалим между Самариею и Галилеею исцеляет 10 прокаженных (Лк. 17:11–19). О внезапном пришествии Господа (Лк. 17:20–37).

18.) Притча о судье недобром и вдове (Лк. 18:1–8). О Мытаре и Фарисее (Лк. 18:9–14). Благословение детей (Лк. 18:15–17). Указание совершеннейшего пути (Лк. 18:18–30). Се восходим в Иерусалим... убиют... (Лк. 18:31–34). При входе в Иерихон исцеляет слепца (Лк. 18:35–43).

19.) Уверование Закхея (Лк. 19:1–10). Притча о 10 мнасах (Лк. 19:11–27). Вход в Иерусалим (Лк. 19:28–48). События до тайной вечери (Лк. 22:39–71, 23). Страдание. Суд. Распятие. Погребение (Лк. 22:7–38:56). Воскресение и вознесение (Лк. 24).
1.) Иисус Христос Бог, Творец, Спаситель (Ин. 1:1–18). Свидетельства Предтечи о Спасителе, и первые ученики (Ин. 1:19–51).

2.) Брак в Кане, и первая Пасха в Иерусалиме (Ин. 2:1–25).

3.) Беседа с Никодимом, и пребывание в Иудее (Ин. 3:1–36).

4.) Возвращение в Галилею чрез Самарию, – и еще чудо в Кане (Ин. 4:1–54).

5.) Пасха 2-я. Исцеление 38 лет. расслабленного (Ин. 5:1–15). Учение Господа о равенстве Богу Отцу (Ин. 5:16–47).

6.) Пред 3-ю Пасхою Насыщение 5-ти тысяч (Ин. 6:1–13). Хождение по водам (Ин. 6:14–21). В Капернауме, в Синагоге беседа о хлебе небесном (Лк. 6:22–71).

7.) Пред праздником Кущей (Ин. 7:1–13). В половине праздника, речь (Ин. 7:14–36). События в последний день праздника (Ин. 7:37–53).

8.) О жене блуднице... и проч. (Ин. 8:1–59).

9.) Исцеление слепорожденного (Ин. 9:1–12). Суд о сем Фарисейский (Ин. 9:13–41).

10.) О пастырстве Господа (Ин. 10:1–12). Праздник обновления (Ин. 10:22–42).

11.) Весть о болезни Лазаря (Ин. 11:1–16). Воскрешение Лазаря (Ин. 11:17–44). Решение Синедриона. Господь уходит в Ефрем (Ин. 11:45–57).

12.) За 6 дней до Пасхи вечер в Вифании (Ин. 12:1–11). Вход в Иерусалим (Ин. 12:12–50). Тайная вечеря (Ин. 13–17). Страдание. Распятие. Суд. Погребение (Ин. 18–19). Воскресение (Ин. 21–22).

* * *

1

О зерне горчичном и квасе притча стоит у Евангелиста Луки, в другом месте. Но как о зерне горчичном кроме Евангелиста Матфея здесь ставит и Евангелист Марк; то они двое заставляют удер­жать сию притчу на сем месте. По связи же с нею притчи о квасе, поставить и сию здесь же. –

2

Пред этим у Евангелиста Матфея стоит притча об овце погибшей. Как она у Евангелиста Луки (гл. 15) значится в связи с другими однородными; то туда и относим ее.

3

Господь возвратился в Галилею и опять идет в Иерусалим.

4

Взятые уже отсюда сказания, опускаются, и здесь и далее.