Азбука веры Православная библиотека святитель Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский Слово в день тезоименитства благочестивейшего государя-императора Николая Павловича сказанное в Киево-Печерской Лавре 6-го декабря 1854 года


святитель Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский

Слово в день тезоименитства благочестивейшего государя-императора Николая Павловича сказанное в Киево-Печерской Лавре 6-го декабря 1854 года

Сия есть победа, победившая мир – вера наша. Кто есть побеждаяй мир, токмо веруяй, яко Иисус есть Сын Божий? (1Ин. 5:4–5).

Такова, братья, сила веры Христовой, по свидетельству одного из первых и великих проповедников и подвижников оной – святого апостола Иоанна Богослова!

Господь Иисус Христос, предрекая ученикам своим будущую судьбу своей веры на земле, возвестил, что исповедники ее не могут быть в мире с миром, нo мир воздвигнет против них брань, будет ненавидеть их, гнать и убивать, как и Его самого ненавидел, гнал и умертвил (Ин. 15:19, 20, 16, 1, 2). И подлинно, – едва только мир услышал проповедь веры Христовой и увидел в ее святейших и светоносных догматах обличение своих заблуждений, суеверия и идолослужения, в ее возвышеннейшем и чистейшем нравоучении – обличение своего нечестия, страстей и пороков, развращенных нравов и обычаев, – как тогда же объявил ей непримиримую войну.

И как сильно разгоралась по временам сия борьба веры с миром! Казалось иногда, что она не устоит, и мир одолеет ее: но, обетовавши, что будет с верующими во вся дни до скончания века, (Мф. 28:20), что и врата адова не одолеют Церкви Его, созданной на камне веры (Мф. 16:18), и что Он Сам победил уже мир (Ин. 16:33), Господь Иисус Христос тогда-то наипаче являл свою всемогущую силу в защиту своей веры, запрещал ветру и волнению, какие воздвигал на нее мир, и она, как купина, горела огнем искушений, но не сгорала, а каждый раз с торжеством выходила из борьбы своей с миром, побеждала мир.

И, во-первых, светлую победу над миром одержала вера в лице святых Апостолов. Какая, по-видимому, неравная была здесь борьба! Двенадцать только человек выступают против всего человеческого рода. И кто эти двенадцать? Буяя мира избра Бог, говорит Апостол, и немощная мира избра Бог, ιι худородная мира избра Бог, и несущая. И что же? Эти буии посрамили премудрых мира, эти немощные посрамили крепких мира, эти худородные и несущие посрамили сущих мира (1Кор. 1:27, 28)! Несмотря на все усилия мудрости мирской, могущества и власти – остановить успехи веры, – силою одной проповеди апостольской, хотя она казалась вначале иудеям соблазном, а эллинам безумием, – мрак идолослужения и нечестия начал быстро рассеиваться, всюду воссиял свет истинного боговедения, всюду водворилось благочестие евангельское и вера приобретала бесчисленное множество последователей, так что апостол Павел свидетельствует, что в то уже время во всю землю изыде вещание проповедников веры и в концы вселенныя глаголы их (Рим. 10:18). И что могло остановить сии быстрые успехи веры, когда такою дивною и неодолимою ревностью одушевлены были проповедовавшие ее святые апостолы, что, по слову апостола Павла ничто не могло разлучить их от любве Божия, яже о Христе Иисусе, – ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни глад ни, нагота, ни беда, ни меч, ни смерть, ни живот? Сия есть победа, победившая мир – вера наша!

В след за апостолами, другую славную победу над миром, или лучше, целый ряд побед одержала вера в лице святых мучеников. Это благословенное воинство Царя небесного целых три столетия крепко подвизалось за веру в тяжкие времена гонений, которые почти беспрерывно были воздвигаемы на нее повсюду народом, правителями и самыми кесарями римскими. Истощался ад в изобретении мучений, каким подвергали мучеников, – но терпение их было непоколебимо; утомлялись мучители мучить их, но вера их оставалась непобедимою, и целые сонмы их добровольно и радостно текли, как на пир, на костры, под мечи и другие бесчисленные орудия казней. Кровь лилась рекою во всех концах мира, но не погашала пламени веры, а еще более и более воспламеняла ее; растерзанные члены мучеников, разносимые повсюду, были как бы семенем, из которого возрождались во множестве новые чада веры. Заключаемые в темницы и рудокопни, мученики превращали их в храмы Божии и оглашали песнопениями веры; рассылаемые в ссылки, – приносили слово веры в самые отдаленные страны земли. И чем кончилась эта трехвековая кровавая борьба веры с миром? Решительным и совершенным торжеством ее над миром! В лице Константина Равноапостольного, она завладела самим престолом кесарей, и сделалась господствующею в империи римской и во всем тогда известном мире. Ее исповедниками наполнялись тогда и войска, и города, и веси. Еще одно столетие, – и мир языческий совершенно пал и исчез пред силою веры и никогда уже не восставал и не восстанет из своего праха. Сия есть победа, победившая мир – вера наша!

Побежденный верою совне, мир покушался одолеть ее внутренними распрями и раздорами, какие князь мира – диавол посевал между самими верующими: это ереси и расколы, долго обуревавшие веру после времен гонений. Целые полчища еретиков, от Ария до иконоборцев, преемственно восставали против истинной веры своими лжемудрованиями и иногда, по-видимому, превозмогали ее. Но что же? Как сказал Апостол: подобает и ересям в вас быти, да искуснии явлени будут в вас (1Кор. 11:19), – так и было. Ереси послужили к большему торжеству веры. Против еретических полчищ неодолимо стоял за веру лик богоносных Отцов, пастырей и учителей Церкви. Они, по поводу ересей, во всей полноте и со всей точностью определили, раскрыли и изложили все главнейшие догматы снятой веры в своих богомудрых писаниях, а на семи вселенских соборах окончательно утвердили, как на семи столпах, величественный дом Премудрости Божией – святую Церковь Христову, обличив и отлучив от нее навсегда все еретические мудрования лжеименного разума, мудрствующего не по Христе, а по стихиям мира. Сия есть победа, победившая мир – вера наша!

Покушался еще мир одолеть веру Христову растлением нравов верующих, увлечением их от строгой евангельской жизни к делам и обычаям, страстям и порокам языческим. Вере угрожала опасность – из живой и деятельной, какова должна быть истинная, спасительная вера христианская, сделаться безжизненною и бесплодною. Но и из сей опасности вера вышла с новым, светлым торжеством над миром. Целые сонмы святых подвижников, удалившись от мира, в пустынях, горах и пропастях земных повели неутомимую брань с этим льстивым духом мира. Своею чудною, ангелоподобною жизнью, своими необычайными подвигами воздержания, труда, молитвы, они осуществили в себе самые возвышенные и строжайшие заповеди евангельские, возвели в лице своем нравственную природу человеческую на высочайшую степень совершенства богоподобного, и представили дивные и изумительные образцы истинной христианской жизни, для подражания всем последующим векам и во всегдашнее обличение льстивого духа мира. Не новая ли и это победа веры над миром, в которой он, не только низложен, но и распят, по выражению Апостола, св. подвижниками? Сия есть победа, победившая мир – вера наша!

Продолжалась и далее сия борьба веры с миром. Так явился на востоке страшный враг веры – лжепророк, и своим темным и нечестивым лжеучением затмил обширные страны, где некогда так ярко сиял свет веры Христовой. Более тысячелетия тяготеет сей мрак над матерью церквей – церковью Иерусалимской, и целых четыре столетия томится под ним матерь нашей отечественной церкви – церковь Византийская. Но что же? И во тьме этой свет веры Христовой светится и тьма его не объят (Ин. 1:5). Огонь и меч, унижение и оковы рабства, самого тяжкого, не погасили там совершенно света веры, и сколько новых мучеников, исповедников и подвижников веры являлось там в продолжение всего этого времени, подобно как в древние, лучшие времена Христианства! Не победа ли и это веры над миром, при самом, по-видимому, низложении и унижении ее? А что сказать о нашем возлюбленном отечестве, где Господь давно уже приуготовил угодное Себе селение для истинной, православной веры, угнетенной и униженной на востоке? Не великое ли торжество веры Христовой видно было в самом обращении нашего отечества к свету Евангелия? И в дальнейшей судьбе его сколько раз повторялось победное торжество ее! Так, победила она мир, когда, несмотря на двухвековое порабощение отечества игу иноплеменному и неверному народу, осталась целою и невредимою и помогла наконец сынам России свергнуть это тяжкое иго. Победила она мир, когда в другое время отечеству нашему угрожало иноземное владычество, а вере православной западное неправославие, – но Господь разрушил замыслы врагов, и на престоле Всероссийском воссело благословенное Племя, доселе продолжающееся к славе и величию отечества, к радости и утешению веры православной. Победила она мир, когда в недавнее еще время он ополчился на нас в несметных полчищах двадцати языков, под водительством дотоле непобедимого вождя. Но Александр Благословенный и народ русский, вооружившись во имя Бога и веры православной, низложили гордого исполина, рассеяли н уничтожили его полчища.

И в настоящее время что это за шум оружия бранного на юге нашего отечества? О! Это тоже не простая брань народов, но борьба веры с миром. Ее воздвигли на нас древние Враги веры – зловерные чтители лжепророка, и их клевреты, неправоверные, имущие, по Апостолу, только имя и образ благочестия, силы же его отвергшиеся (2Тим. 3:5), сыны запада. За что? За то, что Благочестивейший Монарх наш, единый в целом свете православный Царь, верный Своему призванию свыше и Своему праву, и обязанности, завещанных Ему от древних родов Его предками – быть покровителем веры и Церкви православной на востоке, требовал должного уважения к ним и неприкосновенности. И вот – вызванный на брань, Он в Царском Своем слове изрек к подданным: «Пойдем за веру православную!», – явившись таким образом истинным исповедником ее пред целым светом, ревнителем и защитником. И можем ли сомневаться в том, что и теперь вера, в лице Благочестивейшего Монарха нашего и православного народа русского, явится победительницею мира? Бог нам прибежище и сила: сего ради не убоимся внегда смущается земля. Бог посреди нас, и неподвижемся: поможет нам Бог утро за утра. Господь сил c нами заступник наш Бог Иаковль. Отъемля брани до конец земли, лук сокрушит, и сломит оружие и щиты сожжет огнем (Пс. 45). Сие упование, одушевляющее ныне и Монарха нашего и всех верных сынов России, искушенное продолжительным терпением, очищенное не малою скорбью о пролитой уже крови христолюбивых наших воинов, укрепленное молитвою, повсюду возвышаемою пред алтарем Господним, – не начинает ли оправдываться уже самым делом? Не видим ли, что Сам Господь поборает нашему правому делу, и по Его мановению самые стихии восстали на истребление врагов веры: тлетворное дыхание воздуха погубило болезнями целые тысячи их, дух бурный на море рассеял, сокрушил и потопил множество кораблей их, и они, обманутые в своих надеждах и претерпев страшные лишения, вероятно раскаиваются уже в том, что вторглись в пределы наши, внесши туда с собою опустошение и кровопролитие! Не верный ли это залог того, что Августейший Монарх наш выйдет из настоящей борьбы с светлым торжеством и явится истинным НИКОЛАЕМ, победителем народов, с тем вместе и отечество наше облечется в новую славу и величие, а таким образом еще раз оправдается слово апостольское: сия есть победа, победившая мир – вера наша?

Когда же кончится совершенно эта исконная брань веры с миром? Кончится вместе с миром. В последнее время, по откровению Слова Божия, она особенно возгорится с страшною силою, когда князь мира – диавол соберет и употребит все свои последние усилия против веры и Церкви Христовой. Но Господь поспешит на помощь своей вере и Церкви, вторым славным пришествием своим на землю вновь победит, обличит и осудит мир, и тогда настанет новое, уже вечное и неизменное торжество веры и вновь навсегда оправдается слово апостольское: сия есть победа, победившая мир – вера наша!

Братья христиане! Как чада Церкви воинствующей, все мы необходимо должны участвовать в борьбе веры с миром: ибо мир воюет против веры и в каждом из нас, силясь исторгнуть нас из спасительных недр ее, уловить в свои сети и погубить ла своих распутьях. Чтобы получить венец живота и несомненно войти в светлое торжество веры на небесах, надобно нам непременно победить мир. Как же победить? Кто есть побеждаяй мир, говорит святой Апостол, токмо веруяй, яко Иисус есть Сын Божий? Мир воюет на верующих духом неверия, сомнения в святейших истинах евангельских, мудрования по плоти, по началам разума лжеименного, возносящегося на разум Божий: побеждай его твердою верою, яко Иисус есть Сын Божий, и все, чему Он учил нас и что заповедал нам, до малейшей йоты, есть истинно, несомненно, непреложно н необходимо для спасения нашего. Мир воюет на нас, увлекая похотию плоти: это – невоздержное стремление к чувственным наслаждениям, к роскоши, сластолюбию, забавам и увеселениям, вообще – к жизни беспечной о спасении и рассеянной. Побеждай его верою, яко Иисус есть Сын Божий, есть Спаситель наш, учивший не так жить, а идти путем тесным и прискорбным, путем креста и самоотвержения, плача и сетования о грехах, чистоты плоти и духа и распятия страстей и похотей. Мир воюет на нас, увлекая в похоть очес: это непомерная жажда корысти, стяжаний, богатства, дабы все это употреблять только в свое удовольствие. Побеждай его верою, яко Иисус ест Сын Божий, учивший, напротив, искать прежде всего и паче всего царствия Божия и правды его, а о многостяжании и не помышлять, расточать богатство, если оно есть, убогим, а не копить, не беречь и не иждивать его только для своего удовольствия, и провозглашает даже горе богатым и насыщенным ныне, ублажая, напротив, алчущих и жаждущих. Мир воюет, увлекая в гордость житейскую: это желание без меры почестей и отличий между людьми, преобладания и власти над другими и употребление всего этого не в славу Божию, не в пользу ближних, а в пищу своему самолюбию и тщеславию. Побеждай его верою, яко Иисус есть Сын Божий, учивший, напротив, нищете духовной, самоуничижению и смирению пред Богом и людьми, чрез которые только достигается истинная высота духа и блаженство вечное, и порицавший всякую гордыню и превозношение, как мерзость пред Богом и путь к унижению и погибели,

Так победил мир и достиг премирных обителей блаженства на небесах празднуемый ныне наши великий Угодник Божий Святитель Николай. Мир воздвиг на него гонение за веру: но он дерзновенно исповедал ее, и претерпев узы и темницу, вышел оттоле победителем. Мир в его время воздвиг пагубную ересь арианскую; но он победил его, ревностно обличив еретика на первом вселенском соборе. Победил он мир и своею строгою и во всем верною Евангелию жизнью, быв, как воспевает Церковь, не только правилом веры, но и образом кротости, воздержания учителем, и стяжавши смирением высокая и нищетою богатая. Его молитвами и содействием да дарует Господь и всем нам победить мир! Аминь.

Вам может быть интересно:

1. Слово в неделю десятую по Пятидесятнице святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

2. Гомилия, сказанная на амвоне Великой церкви святитель Фотий, патриарх Константинопольский

3. Размышление на слова: во благословении правых возвысится град (Притч. 2:11) протоиерей Фёдор Голубинский

4. Слово о перенесении из Самофракии в Сигриану священных мощей святейшего чудотворца отца нашего Феофана преподобный Феодор Студит

5. К вопросу о книге пророка Софонии профессор Фёдор Герасимович Елеонский

6. Слова и речи говоренные в разные времена святитель Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский

7. Похвала Италу Михаил Пселл

8. Не противление злу профессор Павел Иванович Горский-Платонов

9. Слово во Святый и Великий Четверток святитель Прокл, патриарх Константинопольский

10. Слово, говоренное при освящении знаков новаго военнаго ордена святаго Великомученика и Победоносца Георгия митрополит Платон (Левшин)

Комментарии для сайта Cackle