протоиерей Фёдор Голубинский

Жизнь веры

Св. Апостол говорит: верою живу Сына Божия (Гал.2:20). Кратки слова сии; но весьма глубоки. Углубимся в них, и прося просвещения сердцам нашим от Духа истины, размыслим о том, что значит жить верою, и чем жизнь веры охраняется и поддерживается.

Жизнь веры, и обыкновенная плотская жизнь совершенно противоположны. Одна есть истинная жизнь; а другая жизнь мертвая: мертв бог (Лк.15:24), сказано в Евангелии о блудном сыне, проводившем жизнь в удалении от отца. Мы вемы, яко преидохом от смерти в живот (1Ин.3:14), говорили Апостолы, оставившие обыкновенную жизнь и начавшие жить по Духу. И как премудрость Божия научила их всем вещам давать приличные имена; то и не могли они найти приличнейшего имени мирской жизни, как назвать ее смертью. Преидохом от смерти, говорили они: то есть, мы оставили жизнь по плоти, которой удел есть непрестанное смятение, мучение и смерть. И подлинно, если рассмотреть все свойства и действия плотского человека, и вникнуть, как он отравлены грехом, как в душе свирепствуют страсти, как мысли и желания, противоборствующие одни другим, мучат и терзают человека; то должно согласиться, что он носит внутри себя смерть, которая, как червь, точит сердце его, и которую он износит из себя и на ближних, убивая их соблазнительными словами своими, и еще более пагубным примером порочной жизни. Находясь всегда в беспокойстве и волнении, он уже привык к этому мучительному состоянию, и не подозревает, что находится в погибели и смерти. Как жители самых дальних стран северных, в коих обитает вечная зима, не имеют понятия о приятностях весны и лета на юге: так живущие по плоти не имеют никакого чувства и разумения о жизни истинной, о жизни веры. Овладевшее от греха сердце их неспособно чувствовать теплоту святой любви, составляющей жизнь возрожденных. Грубые рабы чувственности, или корысти, преданные пьянству, любодеянию, скупости, приковав сердце свое к мертвым вещам, могут ли находить в них что-нибудь живое, что-нибудь кроме пустоты, тленности и смерти, и могут ли называть себя живыми? – С другой стороны, есть люди, по-видимому, выше их, не совсем порабощенные плоти, а более живущие по разуму, – наружно образованные, прилежно исполняющие обязанности гражданские, даже отличающиеся некоторыми естественными добродетелями, – которые, впрочем, всего более утешаются и услаждаются собою, и в которых самолюбие есть душа всех дел их. Что же сказать о сих людях? – Должно сказать, что и они напрасно почитают себя живыми. Ибо всяко, еже не от веры, грех есть (Рим.14:23), а потому и смерть. И великие дела крайне малы, если сделаны из побуждений нечистых, если корень их – самолюбие, а не дух веры и любви к Богу и ближнему. Вера есть таинственная сила, связующая нас с Богом: но как Бог есть жизнь, то, без соединения с Ним, мы пребываем в смерти; – Бог есть свет, то, без соединения с Ним, мы пребываем во тьме; – Бог есть чистота и святость, то, без соединения с Ним, мы остаемся в нечистоте и грехе. Не ясно ли из сего видно, что без живой веры, которая, как небесный огнь, должна проникать, оживлять и облагораживать дух, душу и тело, и входить во все склонности, чувства, мысли, слова и дела наши, – без сей веры – нет союза с Богом, а потому нет и жизни?

Напротив того, – жить верою есть истинная жизнь. Вера влечет нас к Богу, и Бога к нам привлекает. Ею мы, как дикие маслины, прививаемся к доброй маслине – Иисусу Христу, и почерпаем из Него дух и силу к возрастанию во всех добродетелях, и к принесению плодов Духа, кои суть: любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал.5:22). Спаситель наш бывает тогда, как роса, верующему. Буду, вещает Он, яко роса Израилю, и процветет, яко крин, и прострет корение свое, яко Ливан (Ос.14:6). Итак, жить верою – значит возрастать, процветать и плоды приносить во Христе силою Духа Святаго. -Посему, да испытаем себя, аще есмы в вере (2Кор.13:5)? Да судим по плодам о качестве древа, и да вопрошаем себя: есть ли в нас плоды истинной веры, плоды Духа благодати? – А бесплодною верою не будем обольщать себя. Лучше скорбеть о своем неверии, нежели хвалиться и довольствоваться устною верою, не имея в себе живой ее силы: ибо в скорби о своем неверии скрывается уже семя веры.

Чем же охраняется и подкрепляется в человеке жизнь веры? – Мужественною борьбой со страстями н похотями, страхом Божиим, охотным принятием скорбей и неослабною жаждою духовного преуспеяния.

Жить верою – есть непрестанно стоять в борьбе против различных врагов. Дух веры любит чистоту; ибо он Божественного происхождения: посему, враги его силятся возмутить чистоту его внушением нечистых помыслов, и пожеланий. Так – дух плоти старается ослабить верность его леностью, тайно говоря ему: лев на путех, на стогнах же разбойницы (Притч.26:13); служащий плоти разум своими лжеумствованиями усиливается извинять чувственные наслаждения; мир, советует сообразоваться веку сему (Рим.12:9). А дьявол располагает сими врагами веры, и внушениями своими изощряет козни их и подкрепляет их силы. Но верующий, видя со всех сторон сети, всегда бодрствует, мужественно сопротивляется нападениям врагов, и силою благодати побеждает их, предзревая Господа пред собою выну (Пс.15:8): ибо Господь с ним, яко борец крепкий. (Иер.20:11).

Но как нападения на верующего непрестанны: то и живет он в непрестанной осторожности, наблюдении за собою и страхе Божием, прося помощи у Господа и взывая к Нему, пригвозди страху Твоему плоти моя (Пс.118:120). Страх Божий есть неоцененное сокровище его, которое бережет он, как зеницу ока. Боится всякой худой мысли, могущей угасить его. Старается словом Божиим усиливать его, молясь с Давидом: постави рабу Твоему слово Твое в страх Твой (Пс.118:38). Ибо он чувствует, что страх Божий есть особенная некая сила, твердо противоборствующая в нем всем пагубным влечениям плоти и крови, и доколе он сею силою огражден, дотоле и силен отражать всякие искушения и прельщения. Сей-то страх Божий делает его внимательным ко всему и строгим к самому себе, так что он не доверяет чувствам своим и боится прельщаться и утешаться чем-либо временным: ибо знает, что утешения чувственные отнимают у нас вкус к утешениям духовным, и что христианин должен радоваться с трепетом (Пс.2:11), по той мере, по какой видит в себе, или в братьях своих возрастающую веру и любовь. – Так верующий, живя в страхе Божием, спасается от многих козней и падений. А без страха Божия и вера, и все доброе легко теряется.

Поскольку же истинно верующий ведает и то, что, как злато очищается огнем, так и вера живая укрепляется и просветляется крестом и скорбями: то с охотою и радостью приемлет от руки Божией все наведения, служащие к искушению его веры. Не убегает от креста, но смиренно и тихо покоряется всем судьбам Божиим, направленным к его усовершенствованию, как-бы они ни были строги. Во всех происшествиях взирает на руку Божию, и дающую и отъемлющую все для нашей пользы, и смиряется пред нею, подражая Псалмопевцу, который говорит: се яко очи раб в руку господей своих, яко очи рабыни в руку госпожи своея, тако очи наши ко Господу Богу нашему, дóндеже ущедрит ны (Пс.122:2). Так приучает он себя все делать и все принимать благодушно по мановению руки Божией! Посему, жить верою значит жить в смиренной покорности н любви ко кресту.

Наконец, жить верою значит иметь пламенную, неослабную жажду к благочестию и постоянное стремление к совершенству. Сколько ни приобретает верующий благ небесных, но никогда не перестает еще желать и искать их. Блага духовные таковы, что кто их приобретает, в том скоро утихают земные желания, и он все силы духа своего устремляет к тому Источнику, от Которого свыше нисходит всякое даяние благое и всяк дар совершенный (Иак.1:17). Кто получает просвещение свыше, тот не сильнее ли после сего начинает желать просвещения? В ком открываются новые сладкие чувства любви к Богу и ближнему, как он алчет, как печется, как молится, чтобы чувства сии еще более, еще полнее в нем открывались! Потому-то Премудрость Божия и говорит: ядущий Мя еще взалчут, и пиющий Мя еще вжаждутся (Сир.24:23). И притом, получая многие и богатые дары от Господа, верующий не забывает, что он сам по себе нищ и ничего не заслуживает. И при совершенствах своих он не престает скорбеть о своих слабостях и несовершенствах, жалеть о холодности своей в любви к Богу и ближнему, сокрушаться о своей рассеянности в молитве, о малом внимании к слову Божию, воздыхать о своей склонности к плотскому покою и послаблении своим чувствам; и сия скорбь не только не уменьшает, но еще усиливает и совершенствует его веру. Таков путь верующего, что он то алчет, то насыщается; то богатеет, то нищенствует; то радуется, то скорбит: однако же и радуется и скорбит во Господе, радуется об откровении, скорбит о сокровении благодати Божией. Впрочем, в обоих случаях ничего не теряет: ибо и в радости, и в скорби дух его устремлен к единому Господу и прилеплен к Нему единому; для него всегда благо прилеплятися Богови (Пс.72:22). О, как непонятен истинно-верующий в глазах людей обыкновенных! Ибо, как им понять это, что довольно совершенный скорбит о своих несовершенствах, воздержный – о невоздержании своем, целомудренный сокрушается о нечистотах своих, мудрый часто плачет о безумии своем, вопия с Давидом: скотен бых у Тебе, Господи (Пс.72:22). Но такова сила истинного совершенства, что чем более человек приближается к нему, тем яснее усматривает свои несовершенства. На ком удивляет Господь Свои милости, в том много дивного.

Вот, скудное изображение жизни по плоти, и жизни по Духу. Сличим с оным нашу собственную жизнь, и если усмотрим, что сердце наше еще во власти чувств и в плену плоти и мира; то отвергнем земные утешения, престанем довольствоваться одним устным исповеданием веры, не приносящим плодов Духа; возскорбим всею душою о том, что дела наши разлучают нас от Бога, и заграждают вход в сердца наши животворящему Духу Утешителю. И когда скорбь сия будет искренна и постоянна; то она приблизит нас к великой радости, по обетованию Спасителя: блажени плачущии: яко тии утешатся (Мф.5:4). Приидите убо, поклонимся, и восплачемся пред Господем, сотворившим нас, и воззовем: Владыко Человеколюбче! Оживотвори в нас веру, пригвозди ко страху Твоему плоть нашу, очисти нас от всякой скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Вам может быть интересно:

1. Светлая сторона смерти, примечаемая взором веры епископ Вениамин (Платонов)

2. Вопрос о происхождении и основаниях веры в Бога в рациональной философии от Декарта до Канта Алексей Иванович Введенский

3. Беседы об основных истинах святой православной веры архиепископ Сергий (Спасский)

4. О вере и неверии. Часть 1. Основные религиозные истины священномученик Михаил Чельцов

5. Плод любви, смирения и веры схимонах Феодор Свирский

6. Религиозные сомнения наших дней. Т. 1 протоиерей Александр Введенский

7. Главные моменты в истории вопроса об отношении веры к знанию профессор Пётр Павлович Кудрявцев

8. Христианская вера и жизнь, как таинство иеромонах Пантелеимон (Успенский)

9. Об основных истинах христианской веры профессор Николай Павлович Рождественский

10. Отступление от веры в Бога в последние времена профессор Александр Дмитриевич Беляев

Комментарии для сайта Cackle