святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

§ 109. Антоний – начальник отшельнической монашеской жизни.

И жизнь, и писания Антония представляют великого Антония отцом иноческой скитской жизни. И он действительно начальник сего жития. Это не надобно понимать в том смысле, что будто до времени Антония, или наставника его Павла, не было вовсе того, что видим в жизни великого. Жизнь девственная, соединенная с строгими подвигами воздержания и молитвою, с первых времен христианства, была предметом ревнования между верующими. Доказательство тому в словах Спасителя и Его Апостола, в посланиях Апостольского ученика Климента, в сочинении Мефодия о девстве. Ориген писал, что подвизающихся в постоянном девстве между христианами весьма много104; учитель его Климент называет этих людей избраннейшими из избранных105. Ириней106, Дионисий Александрийский107 и другие108 свидетельствуют, что такие люди не только не вкушали мяса, но часто по два и по три дня, или и более, проводили в посте и занимались молитвою; их иначе называли аскетами и многие из таковых доселе известны по именам между скончавшимися мученически109. Нельзя утверждать и того, чтобы аскеты жили не иначе, как между людьми; напротив, это иногда могло быть вовсе несовместным с решимостью их – как можно более заниматься молитвою. С другой стороны, самые нужды времени заставляли многих и в первые века удаляться в уединение, т.е. гонения, в продолжении которых иные не по страху, а следуя словам Спасителя, удалялись от гонителей. Сам Антоний свидетельствует: «С первых пор, как я начал вести жизнь монашескую (βιον μοναχικον), не было нигде общежития, в котором бы заботились о спасении других: но всякий из древних монахов по окончании гонения подвизался особо. Но в последствии времени отец ваш (говорит о Великом Пахомии), при помощи Божией, совершил столь спасительное дело»110. Что же сделано Великим Антонием? Так-как несомненно, что не все аскеты вели постоянно уединенную жизнь, а с другой стороны гонения, то расточали их, то пожинали как класы, почему они и в жизни, и в истории были явлениями малоприметными: то оставалось частное и малозаметное возвести в правило общее и это то предоставлено Великому Антонию. Примером своей необыкновенно строгой жизни Антоний Великий прославил жизнь отшельническую и духом благодати, в таком обилии обитавшей в нем, возбудил ревнование к подражанию себе, тогда как было уже и более удобств подражать великому примеру, и – пустыни населились не одним, не двумя, а тысячами пустынножителей. По сему-то блаженный Иероним пишет об Антонии: «говорят, что он глава такой (уединенной) жизни; но это только отчасти справедливо: ибо не столько он – прежде всех сколько им ревнование всех пробуждено было»111. Далее, приведенные слова самого Антония показывают, что не он был начальником собственно общежительной монашеской жизни; он освятил монашескую отшельническую жизнь, и именно в том виде, что сотни утвердили кущи свои не вблизи один от другого, но и не вдали от кущи Великого старца, коего пример и наставления служили правилом жизни. Вот то великое место, которое, по предназначению Господа Церкви и по Его Благодати, занимает Великий Атоний в Церкви Христовой!

* * *

104

Cant. Celsum lib. 7. § 48. p. 365. Сл. libr. § 6. Horat. 19. in Ieroniam. § 7.

105

Quis dives selectur. § 36. Сл. Strom. libr. 3. p. 538.

106

У Евсевия H. E. libr. 5. c. 24.

107

Канон, послание – в книге правил, у Бевереджия Candect. Т. 2. р. 3.

108

Епифаний – Expos. fidei § 22.

109

Таковы у Евсевия: Петр, Панфил – аскеты, Селевк – подражатель благочестивых аскетов (De martyr, potest, с. 10, 11); далее Иустин мч., Лукиан мч. великий аскет (Афанасий Op. Т. 2. р. 157), Серапион еп. Антиохийского (Иероним De vir. illustr. § 76).

110

Деяния преп. Пахомия § 77 у Панеброла Act. Sanct ad 14 maii.

111

Vita S. Pauli eremitae. Stud. Mathiae, Neotsadii, Austriae 1760. 4.


Источник: Историческое учение об отцах церкви : [В 3-х т.] / [Соч.] Филарета, архиеп. Черниговского и Нежинского. - Санкт-Петербург : тип. Академии Императорских наук. 1859. - 2 т. - 384 с.

Комментарии для сайта Cackle