святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

§ 108. Содержание и дух наставлений его.

Краткое оглавление семи писем (по древнему лат. переводу) может отчасти показать достоинство их: 1-е письмо об удалении от мира; 2-е о ковах диавола и о средствах избавляться их; 3-е о благодеяниях Божиих человеку; 4-е о воплощении Христа Сына Божия; 5-е о бодрствовании христианском; 6-е о познании самого себя и о нужде воплощения Сына Божия; 7-е, о познании самого себя с увещанием против Ария.

В наставлениях своих Великий Антоний представляется тем же, чем представляет его жизнь его. Вот что писал он о ходе надежного образования души. «Мы должны прежде всего стараться познать самих себя. Кто имеет правильное познание о самом себе: тот имеет правильное познание и о тварях, которые Бог произвел из ничего; тот знает также и достоинство умного и бессмертного духа человеческого, заключенного на время в бренное тело, дабы в нем усовершить себя в добродетелях. Кто же знает это, тот знает, что должно любить Бога, а кто любит Бога, тот любит всех»101.

Вот наставление о нашем состоянии и о способах к исправлению его. «Возлюбленные! если мы хотим приблизиться к Творцу нашему, должны сообразно с духовным законом стараться об освобождении душ наших от страстей. Неправедные дела наши и множество диавольских искушений, ослабили нас; сила душ наших почти совершенно уничтожилась; и мы уже не можем видеть достоинства природы своей, по причине владычества страстей над нами. Мы не иначе можем получить спасение, как только чрез Господа нашего Иисуса Христа. Ибо Апостол Павел написал, что как в Адаме все умерли, так во Христе все получают жизнь (1Кор. 15:22). И так Господь наш Иисус Христос есть жизнь для всех разумных тварей, созданных по подобию его. Он Сам есть истинное подобие и не изменяемый образ Отца; но образ видимый в тварях изменяем, и потому мы подверглись смерти, хотя духовная природа наша и бессмертна. Рождаясь в теле, мы уже бываем жилищем греха. Когда мы лишились всех сил, а Бог-Отец увидел наше бессилие, что мы не можем сносить явление Его в собственном и истинном Его образе: то послал к нам единородного Сына Своего, Который принял тело наше, посетил всю тварь и облагодетельствовал дарам святых своих служителей. И так возлюбленные дети мои! умоляю вас моею любовью к вам, обратитесь ко Господу всем сердцем вашим.... Мы должны очищать себя от грехов, сообразовать волю свою с волею Божиею и освящать все чувства свои; должны непрестанно обновляться, чтобы быть достойными посещения Господа нашего Иисуса Христа.... Смерть и Воскресение Его, положили основание нашему воскресению, и уничтожили власть смерти, т.е. диавола, и мы, удаляясь от греха, можем соделаться истинными учениками Его. Возлюбленные в Господе дети мои! дух и тело мое смущаются, когда представляю, что мы почтены именами Святых и облачены в одежду, которою хвалимся пред неверными, но не смотря на то, нимало не украшаемся добрыми делами.... Я грешный открываю вам о себе, что когда Бог пробудил ум мой от сна смерти, – вся протекшая, довольно долговременная жизнь моя, после того была ни что иное, как непрестанный плачь и стенание о грехах моих: ибо чем мы можем возблагодарить Господа за все, чтó Он сделал для нас»102. Сколько здесь мыслей! и какая глубина в них! Это проповедь опыта, и опыта долговременного, опыта, глубоко изучившего духовную природу и ее нужды, догнавшего и усвоившего сокровище и силы благодати Христовой! Это беседа Отца с детьми, Отца, каким только мог быть столетний ученик любви Христовой!

Вот еще наставление о действии духов добрых и злых на душу: «Явление добрых Ангелов не производит никакого смятения в душе; их присутствие мирно и успокоительно; оно исполняет душу радостью и одушевляет ее доверенностью. Тогда чувствуешь столь крепкую любовь ко всему богоестественному, что готов оставить жизнь, чтобы следовать за ними в блаженную вечность. Напротив, явление духов злых производит в душе возмущение; они повергают душу в смятение помыслов, или в страх; они возбуждают в душе отвращение от подвигов и делают душу колеблющеюся в намерениях своих»103. Таково наставление того, кто долговременною борьбой с плотию и кровию очистил дух свой и пробрел твердое знание состояний души!

* * *

101

Письмо 6-е по древн. лат. тексту.

102

Письмо 7-е по арабск. тексту – в Хр. чт. 1828 г. 7, 31, стр. 12 cл.

103

У Афанасия: Vita S. Antonii.


Источник: Историческое учение об отцах церкви : [В 3-х т.] / [Соч.] Филарета, архиеп. Черниговского и Нежинского. - Санкт-Петербург : тип. II-го Отд-ния собств. Его. Имппер. Вел. Канцелярии, 1859. / Т. 2. – VIII, 384 с. (В 1-м изд. т. 2 напеч. в тип. Акад. наук; Т. 3 - в тип. В. Безобразова и К°).

Комментарии для сайта Cackle