святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

§ 116. Сочинения историко-догматические и относящиеся к изъяснению Свящ. Писания.

II. Во многих из своих сочинений св. Афанасий описал волнения и дела ариан, сопровождая описание апологическими замечаниями в пользу истины Христовой. Апологетико-исторические сочинения его весьма важны для истории190. Высокий образец апологии пастырской составляет письмо св. Афанасия к Имп. Констанцию: оно самое лучшее сочинение и по слогу, но особенно важно потому, что в лице Афанасия представляет нам величественную картину праведника-пастыря, спокойного среди волн, воздвигнутых клеветою мира, – и верно понимающего свое служение.

III. Между сочинениями, относящимися к объяснению Писания, прежде всего обращает на себя внимание Пасхальное письмо св. Афанасия, дошедшее до нас не в целом виде, и с давнего времени вошедшее в число церк. правил191. Это письмо одно из тех, которые, по свидетельству Иеронима192, св. Афанасий писал из пустыни в утешение сиротеющей своей пастве и которых собрание сохранилось в сирском переводе193. Оно весьма важно в том отношении, что в нем перечисляются книги Ветхого и Нового Завета. Поименовав все канонические книги и именно те же, которые и ныне известны, св. Афанасий прибавляет: «Сии суть источники спасения, способные утолить словами своими жаждущего; в них одних благовествуется учение о благочестии. Никто не прибавляй к ним, и никто не отнимай от них ничего». За тем пишет, что «есть еще книги, не введенные в Канон, но назначенные отцами для чтения нововступающим и желающим оглашаться словом благочестия». Между такими книгами, кроме премудрости Соломоновой, Сирахова сына, Есфири и Товии, он помещает так именуемое учение Апостольское» и «Пастыря»19458).

Что касается до Синопсиса Афанасиева которого предмет одинаков с предметом Пасхального письма: то трудно увериться в том, что принадлежит он св. Афанасию. Основания сомнениям в подлинности важны: а) молчание блж. Иеронима о Синопсисе там, где он говорит о подобных древних сочинениях; б) молчание других древних писателей, даже и Экумения, который в доказательство подлинности Апокалипсиса указывает на Пасхальное письмо св. Афанасия и не говорит о Синопсисе св. Афанасия; в) в Синопсисе не помещается между полезными книгами книга Ермы, помянутая в письме; в конце Синопсиса перечисляется несколько книг, подвергающихся порицанию, о которых ни слова нет в письме; между апокрифами Нового Завета поставляются Климентовы беседы – сочинение позднее. г) В Синопсисе некоторые мысли неверны, напр. о браке сродников говорится не так, как у Моисея; д) наконец разность Синопсиса по спискам простирается до того, что едва ли можно доискаться до подлинного вида, в каком вышло сочинение из рук сочинителя, чего конечно не могло быть с сочинением уважаемого всеми великого учителя195.

Послание к Марцеллину о псалмах заключает в себе живое изображение достоинства Псалмов, их разделения, отношения их к состояниям души, наконец наставление, как петь псалмы. В кратком, но превосходном обозрении псалмом говорится о составе и писателе книги псалмов, по руководству экзаплов. В каком уважении было у древних первое из этих сочинений, видно из того, что оно написано пред книгою Псалмов в древнейшем Александрийском списке Библии (4 в.) и встречается едва ли не во всех древних списках Псалтыри.

Псалмы составляли любимое чтение для св. Афанасия: в таком же уважении, были они у всех благочестивых современников его. Св. Афанасий писал объяснение на них в двух сочинениях. Толкование на Псалмы содержит в себе более или менее подробное объяснение каждого стиха псалмов; при чем чаще всего встречаются применения к христианским предметам. Извлечения из этого объяснения встречаются в хронике Алекс. у св. Германа Патриарха и у других. Другое сочинение называется толкованием на надписи псалмов и было известно уже Иерониму. Здесь предлагается самый краткий парафраз слов подлинных, при том нередко иносказательный; всего более замечательно здесь чтение еврейских имен и слов196.

Фотий говорил о св. Афанасии: он писал «Объяснение на Экклезиаста, на Песнь Песней, как и на Псалтырь и на многое другое». Ныне известны краткие отрывки толкований его на Иова, Песнь Песней, Матфея и Луку.

* * *

190

Сочинения сего рода указаны в истории Афанасия. См. прим. 13. 14. 16. 22; и именно: а) Historia аrиаnоrum ad monachos; б) Epistola encyclica; в) Apologia contra arianos; г) Apologia ad Constantium; д) Apologia de fuga sua; e) Epist. ad Afros; ж) De synodis; з) de morte Arii; и) de sententia Dionysii Alex.; й) Tomus ad Antiochenos; к) Ep. ad Rufinianum.

191

Книга правил стр. 337. 339. S. Athanasii Op. T. 1. p. 958.

192

De vir. illustr. 87.

193

Выписки из греческого текста Афанасиева у Козмы Индийского плавателя, изданного Монфоконом в его Coll. nes. Patrum Graec. T. 2. 316. Латинский перевод сирского текста, с выписками Козмы, издан Майом in VI t. Nov. Bibl. Romae 1853 и у Миня іn 26 tom. Patr. В синодальной рукоп. № 20, содержащей перевод 4-х слов Афанасия против ариан, сделанный еще при ц. Симеоне (Калайдовича Иоанн Экзарх стр. 98. 40), помещено послание св. Афанасия «О празднике Пасхи» и оно есть в Чет. Мин. на м. Май № 180. л. 303. Греческий подлинник его известен с именем Златоуста (еd. Montf T. 8. p. 964). Но это послание, или слово, не принадлежать ни св. Златоусту, ни св. Афанасию. Встречающиеся здесь показания Пасхи для четырех годов относятся к 672–675 г. (Ideler Handbuch 4. Chronologie 1, 424.

194

См. Книгу правил.

195

Синопсис Афанасия на греч. у Монфокона; русский перевод в Христ. Чтении 1844. г. О разностях Синопсиса по спискам, после Монфокона, поставившего Синопсис Афанасия между сомнительными сочинениями, см. Lambecii comm. 3, 32. Cum. notis Kollarii, Bandini іn Catalogo cod. Bibl. Medic. Lavren. 1, 87.

196

По славянским ркп. XI и последующих веков встречается толкование св. Афанасия на Псалмы. По греческим ркп. оно известно с именем св. Кирилла Алекс., хотя попадается и с именем св. Афанасия. Patrolog. Т. 27, 605–608.



Источник: Историческое учение об отцах церкви : [В 3-х т.] / [Соч.] Филарета, архиеп. Черниговского и Нежинского. - Санкт-Петербург : тип. Академии Императорских наук. 1859. - 2 т. - 384 с.

Вам может быть интересно:

1. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Неофит, Иеромонах митрополит Евгений (Болховитинов)

2. Святитель Стефан Пермский епископ Можайский Василий (Преображенский)

3. Книга глаголемая "Описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых" – Града Углича Святыя Михаил Владимирович Толстой

4. Святость Руси – Святой Василий Великий, архиепископ Кесарийский, вселенский отец и учитель Церкви профессор Константин Ефимович Скурат

5. Биографические материалы. Том I – Правда против хулы... архиепископ Никанор (Бровкович)

6. Слова и речи. Том I – Слово пред погребением тела в Бозе почившего Высокопреосвященного митрополита Никанора, произнесенное 21 сентября 1856 года, в... митрополит Никанор (Клементьевский)

7. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

8. Отечественная история церковная и гражданская протоиерей Фёдор Титов

9. Sermons – Week After Christmas Антоний, митрополит Су́рожский

10. Простые краткие поучения. Том 1 протоиерей Василий Бандаков

Комментарии для сайта Cackle