святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

§ 115. Содержание 4-го слова. Общий характер слов против ариан. Другие догматические сочинения.

В четвертом слове св. Афанасий говорит об ипостасном бытии Слова и об отношении Его к Отцу. «Одно начало божества, а не два; отсюда собственно и единоначалие.... В сем начале было Слово, учит Иоанн: а Слово было у Бога, так-как Бог есть начало.... Но Слово, имеющее бытие от единого начала, не есть что-либо проходящее, или просто звук, что-либо означающий, но есть существенное слово и существенная премудрость ... Иначе, если бы Сын не был истинно сущий, но просто премудрость, Слово и Сын во Отце: то Сам Отец был бы сложен из премудрости и слова. ... Слово Сын в Боге не то, что качество. поелику Бог был бы тогда сложен из сущности и качества».

За тем опровергает он евсевиан, видевших в Сыне Божием вечную, но воображаемую мысль, начавшую действовать при творении мира; св. Афанасий называет сей образ мыслей о Сыне немощным и вместе унижающим Бога. Также отзывается и о тех, которые подобно Валентину представляли Троицу раскрытием Единицы; наконец обличает учение Павла Самосатского. Таково содержание четырех слов против ариан!

Подробное рассмотрение четырех слов св. Афанасия показывает, что, а) св. Афанасий всего более старается противополагать диалектическим тонкостям арианским такую же логическую утонченность умозаключений. С одной стороны, поражает он врагов тем самым оружием, которым они владели с таким вредом для себя, для других и для самой истины; с другой сообщает точность языку для обозначения мыслей откровенных; его диалектика занимается не тем, чтобы играть словами; она соединяет с тонкостью, обилием и важностью мыслей простоту.

б) Окружаемый толпою возражений, из которых многие различались между собою только тонкостью оборотов слова, а не мысли, св. учитель находился в необходимости нередко повторять самого себя – и в его изложении мыслей не всегда сохраняется строгий систематический порядок. Но за то он преследовал арианство на всех его стезях.

в) В словах против ариан вполне видна пламенная душа Афанасия. Оскорбляемый наглостью еретиков, он с жаром ревности святой преследует столько же изворотливую, сколько и бесстыдную диалектику арианскую, производившую опустошения в Св. Церкви. В словах его ясно видны твердость и решительность внутреннего убеждения, точное знание догмата, изложение мыслей живое и вполне приличное свойству дела.

г) Припомним после сего, что четыре слова Афанасия составляют первый опыт полного и подробного рассмотрения тех оснований, на которых ариане построили свое новое учение о Сыне Божием, и для нас вполне откроется высокое достоинство труда Святителя.

После слов против ариан, более других обличений арианам180, замечательно обширное изложение веры, известное Феодориту. Здесь спокойно объясняются изречения Писания, относящиеся к человечеству и к Божеству Христа Иисуса. Здесь же говорится: «По телу Он есть и называется Первосвященник и Апостол и передал нам таинство (μυστήριον), когда сказал: сие есть тело Мое, за вас преломляемое, и кровь новаго завета, а не Ветхого, за вы изливаемая.... Совершая святое таинство (μυστήριον), благословил и сказал: пийте от нея вcu, сия есть кровь моя новаго завета, за вы изливаемая». Любопытное известие сообщается здесь, как древние христиане проводили среду и пяток во весь год, за исключением Пятидесятницы, и дни пред Пасхою181.

В 4-х письмах к Серапиону доказывается божество Духа Св. Здесь читаем: «если бы право рассуждали о Слове, то право рассуждали бы и о Св. Духе: Он от Отца исходит и будучи собственным Сыну преподается Им ученикам и всем верующим.... Дух Святой, по Писанию, исходит от Отца, и воссиявает, посылается, подается от Сына»182.

О том же говорит книга о Троице и Св. Духе183.

Два слова против язычников, из которых одно называется словом о воплощении184, писанные в раннее время жизни, и по слогу и по содержанию обращают на себя особенное внимание нового времени. В первом слове св. Афанасий показывает происхождение и несообразности идолослужения, выставляет пути к верному познанию Бога – путь рассмотрения души нашей и путь рассмотрения видимой природы. Во втором слове св. учитель изображает нужду воплощения Бога-Слова и спасительные действия Крестной смерти. «Сын Божий, приняв на Себя тело, вознес его, как жертву вполне чистую и предавая смерти избавил всех подобных от смерти приношением своей за других»185.

В послании к епископу Эпиктету, обращавшем на себя особенное внимание древних186, доказывается, что в лице Иисуса Христа ни божество не изменилось в человечество, ни человечество в божество, что плоть Его была плоть человеческая, принятая во чреве Девы Марии и Слово, приняв в свое личное единство человеческую природу, не заменяло собою души разумной187.

Тот же предмет, т.е. воплощение Сына Божия пространно объясняется в двух книгах против Аполлинария, которые известны были св. Проклу и другим древним188.

Из трех книг св. Афанасия против новатиан, называвших себя, как и наши раскольники, чистыми, сохранились только выписки. Св. Афанасий учит здесь: «как крещаемый священником просвещается благодатию Св. Духа, так тот, кто исповедуется в покаянии, приемлет чрез иерея прощение благодати Христовой»189.

* * *

180

Против ариан же писаны: слово на слова: вся Мне предана суть Отцом Моим; письмо к Адельфию, где доказывает, что Слову Божию в лице Христа Иисуса надобно воздавать божеское поклонение; о воплощении и против ариан, где обличает аномеев; изложение веры, с объяснением таинства Пресв. Троицы; послание об определениях Никейского Собора.

181

У Миня in Patr. Т. 26. 1283. 1290.

182

У Миня in Patr. Т. 26. 533. 580.

183

Она сохранялась только в латинском переводе Василия Тапсийского. У Миня 26, 1189–1246.

184

У Миня Т. 25, 3–196. Второе слово есть в сирском переводе 563 года. Assemani В. О. Т. 3. Р. 1. р. 22. Maii Collect, vet. auct. V, 39.

185

Patrolog. 25, 112.

186

Это письмо помещено у Епифания Наеr. 77. Места из него у Феодорита (Dialog. 1. 30. 39. 40. Dial. 2. р. 159. 460), у Кирилла (Ер. 38. р. 140. Ер. 134. р. 109), у П. Льва (Ер. 134 ad Leonem imper. p. 107), в 1 деянии Собора Эфесского и в 1 деянии Собора Халкидонского.

187

У Миня 26, 1047–1068.

188

У Миня 26, 1091–1168.

189

У Миня Patr. 26, 1315.


Источник: Историческое учение об отцах церкви : [В 3-х т.] / [Соч.] Филарета, архиеп. Черниговского и Нежинского. - Санкт-Петербург : тип. II-го Отд-ния собств. Его. Имппер. Вел. Канцелярии, 1859. / Т. 2. – VIII, 384 с. (В 1-м изд. т. 2 напеч. в тип. Акад. наук; Т. 3 - в тип. В. Безобразова и К°).

Комментарии для сайта Cackle