Источник

Слово в третью неделю св. Великого поста59

Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой (Мк.8:34).

Когда земной царь приглашает своих подданных идти с ним на поле брани: кто откажется от приглашения? Ныне, Царь неба и земли, Господь Иисус призывает нас, христиане, в своём Евангелии к последованию за Ним; кто дерзнёт отговариваться от призывания?

Можно сказать утвердительно, что таких, кои бы не желали идти за Христом, не окажется между христианами. Быть христианином, и не хотеть идти за Христом – есть мысль нелепая, которая противоречит сама себе. Но нельзя утверждать, чтобы все те, кои хотят идти за Христом, шли за Ним постоянно и неуклонно. Одних устрашает трудность пути, других колеблет неизвестность. Одни, пройдя несколько, возвращаются опять к прежним своим привычкам и удовольствиям; другие останавливаются, и предаются беспечности. Таковы люди! Обещают и не исполняют; где нужно ходить делами, там ходят только мыслями и желаниями.

Чтобы утвердить мысль и желание на пути Христовом, надобно прежде рассмотреть, как идти, куда и зачем. Рассмотрим.

Желающему вступить в путь Христов предложат к исполнению два дела. Первое, отречься самого себя, второе, взять крест свой. Дела трудные, но возможные.

Первое: отречься самого себя значит то же, что перестать любить самого себя. Чтобы понять, как можно не любить себя, надобно показать, в чём состоит любовь к самому себе. Она заключается в пристрастии к своему уму и воле, в привязанности к своим умствованиям и суждениям, к своим чувствованиям и действиям. Кто любит себя таким образом, тот не иначе думает о себе, как что он лучше всех, то есть, умнее всех, добрее всех, справедливее и безошибочнее всех. Он не знает другого вождя, кроме своего разума, и другого закона, кроме своей воли. Вот что значит любить себя! Теперь судите, совместна ли эта любовь с желанием идти за Христом? Скоро ли пойдём, влюбясь в свои совершенства и преимущества? Далеко ли уйдём, увлекаясь своими выгодами?

Перестать любить себя есть то же, что прекратить всякое пристрастие к своим мнениям и суждениям, и пресечь привязанность к своей чести и выгодам. Кто перестаёт любоваться своими совершенствами, тот начинает удаляться от гордости и тщеславия; а это есть начало христианского смирения. Кто начинает мало мечтать о своих достоинствах и выгодах, тот начинает много думать о достоинствах и выгодах ближнего; а это есть основание любви к ближнему. Кто отвязывается от своих прихотей и страстей, тот прилепляется к слову Божию и старается исполнить его; это есть отличительная черта в последователе Христовом. Не думайте, христиане, что самоотвержение есть дело невозможное. Не делаем ли мы сами часто того для мира, чего требует от нас Господь для себя? Не покоряем ли своего ума и воли уму и воле других? Не жертвуем ли миру своими выгодами и своим здоровьем, следуя его правилам и обычаям? Правда, мы не одобряем иногда того, что делаем, и жалуемся на дух времени; но осмеливаемся ли противоречить ему и располагать иначе собою? Нет, мы последуем ему и тогда, когда он подавляет нас своими требованиями. Не есть ли это самопожертвование?

Второе дело взять крест свой: это значит, что желающий идти за Христом должен быть готов к перенесению всякой скорби, с которою встретится на пути; терпеть и мужественно переносить всё тяжкое, трудное и неприятное значит нести крест.

Как воин без мужества, так христианин без терпения суть жалкие люди. Воин, услышав выстрелы, приходит в робость; увидев поле сражения, трясётся; вступив в бой, мешается в действиях: христианин, услышав клевету на себя, сетует; увидев себя в бедности и нищете, ропщет; вступив в брань с искушениями плоти, слабеет и падает. Но тот не воин, кто идёт на сражение с робостию и страхом; мужество и храбрость должны одушевлять прямого воина; и тот не последователь Христов, кто идёт за Ним с грустию и скорбию. Радость и веселие должны оживлять истинного христианина. Чем более мужества в духе, тем менее тяжести в скорбях. Чем слабее терпение, тем чувствительнее страдание.

Крест свой: каждый из нас, христиане, имеет в себе какую-либо господствующую наклонность ко греху: иной любит более славу и честь, другой привязан более к золоту и серебру, третий предан более наслаждениям чувств. Посему, кто желает последовать Христу, должен взять для себя такой крест, на котором можно было бы распять любимую наклонность. Тяготит ли кого любочестие? Да возьмёт крест смирения и уничижения. Беспокоит ли кого корыстолюбие? Да возьмёт крест бедности и нищеты. Изнуряет ли кого сластолюбие? Да возьмёт крест лишений и скорбей. И этот крест есть крест свой, собственный.

Взяв крест, куда пойдём с ним? На Голгофу? О, как страшно идти туда! Кто были апостолы? Но и они не могли идти на Голгофу. А нам ли слабым и немощным идти? Но да утешимся! Иисус не возлагает на нас Своего Голгофского креста, но заповедует только взять каждому свой собственный не для того, чтобы распяться на нём, но чтобы распять им плоть со страстьми и похотьми (Гал.5:24); не для того, чтобы умереть на нём, но чтобы умертвить им уды наша сущия на земли (Кол.3:5). Что тут страшного? Распятия, какое претерпел Иисус, не происходит, и смерти, какою Он умер, не совершается; а всё делается таинственно в душе и сердце.

Куда наконец приводит путь Христов? Он приводит на небо и вводит в славу Божественную. Если подобаше, то есть, должно было, сообразно с премудростию, правдою и благостию Божиею, пострадати Христу и внити в славу Свою (Лк.24:26): не подобает ли и нам, то есть, не должно ли, сообразно с примером нашего Подвигоположника, многими скорбми внити в Царствие Божие (Деян.14:22)? Так, братия! Ибо верен Тот, кто сказал: яко на крылех орлихидеже есм Аз, ту и слуга мой будет (Ин.12:26). Если Господь наш путём креста пришёл к Богу Отцу Своему, то приведэёт к Нему с Собою и нас. Если Христос вошёл в Свою Божественную славу, то введёт с Собою и нас. Далеко небо от земли, но недалеко от Голгофы. Стоит только пройти путь креста, который укажет нам Господь, и небо сделается досязаемым; а Тот, Который ведёт, подымет нас, яко на крылех орлих (Исх.19:4), и вознесэёт к престолу славы и величия Божия.

Взирая на славный конец пути Христова, можем ли не сказать Вождю и Спасителю нашему: Господи! идем по Тебе, аможе аще идеши? (Лк.9:57) Скажем и сделаем. Можем ли не отречься самих себя и не взять креста своего? Отречёмся, возьмём и пойдём за Христом в вечную славу. Аминь.

* * *

59

Произнесено марта 21, 1837 года.


Источник: Никанор, митрополит Санкт-Петербургский, Новгородский, Эстландский и Финляндский. Избранные слова и речи. Т.I. СПб, 1857. – 405 с.

Комментарии для сайта Cackle