святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

§ 146. письма и стихотворения.

Письма Григория относятся к самым лучшим произведениям словесности. Не одно из них не писано небрежно, и почти все обработаны мастерски. Они большею частью кратки, но в этом полагал достоинство письма Григорий, разумея, впрочем, краткость такую: «писать лаконически не значит писать не много строк, но в немногом уметь сказать многое»604. В одном письме он довольно подробно пишет правила, – как должно быть писано хорошее письмо, и – письма его показывают, что он выполнял свои правила для писем. Письма его то блещут остроумием, то поражают силою и новостью мыслей; они ясны, но все в них останавливает на себе мысль. О том ни слова, что Григорий не мог писать о пустых предметах: но и тогда, как пишет он о обыкновенных предметах, на письме – печать ума образованного; язык везде обработанный, но не изысканный. Всего того и требовал Григорий от хорошего письма605.

Св. Григорий во всем жил для истины Христовой, – в том же расположении писаны им и песненные творения. Во время Григория юношество, как и всегда, любило вдохновения поэзии, особенно же юношество греческое: но образцы поэзии надлежало искать только в одной языческой словесности, в словесности, оскверненной страстями, и освящавшей заблуждения; во время Юлиана и того лишено было христианское юношество. В том не было сомнения, что если что, то особенно истина Христова и может возбуждать высокие вдохновения и достойна вдохновений; и св. Григорий, как пишет он сам, «молодым людям и всем, которые всего более любят словесное искусство, как бы приятное врачевство, подает эту привлекательность в убеждении к полезному.... Вместо песней и игры на лире даю тебе позабавиться стихами.... В них нет совершенно бесполезного; в том, если хочешь, удостоверят тебя самые стихи»606. И точно, вместо гимнов, петых дотоле богам, св. Григорий пел гимны Богу истинному, Триипостасному; на место эпиграмм, предавших потомству имена, не достойные памяти, писал эпиграммы великим мира христианского; на место ямбов, посвящавшихся предметам низким, писал он ямбы, дышавшие святыми чувствами. Еще обстоятельство современное: точно также, как Арий писал Фалию, а у македонян был завет в стихах, Аполлинарий написал псалтырь новую; и Григорий писал: «если у них (еретиков) длинные слова, – новые псалтыри, разногласятся с Давидом, и – приятные стихи почитаются третьим Заветом: то и мы будем петь псалмы, и мы станем писать много, и мы будем составлять метры»607. Вот наконец и еще побуждение для занятий мерною речью: «изнуряемый болезнью находил я в стихах отраду, как престарелый лебедь, пересказывающий сам себе звуки крыльев». Для св. Григория при живости его чувства, при строгости к себе самому, приятным занятием было – озирать самого себя, осматривать состояния души своей, оплакивать силу греха и страстей. И значительная часть стихотворений его – о себе самом. За тем светлый взор его, прозревавший в таинственную область Вечного, падая на мир и людей и обнимая всю пустоту желаний людских, возбуждал в душе его скорбь о людях, иногда горькую посмешку над земным, или же углублялся в отрадные дела Божии. Поэмы его обыкновенно разделяют на три разряда608, на догматические, нравственные и исторические; в числе последних самая большая часть поет о самом себе, о своих немощах, о своих скорбях. Естественно, что стихотворения его, особенно писанные в старости, не все имеют одинаковую полноту вдохновения: но все они – плод души чистой и светлой; более дышат жизнью, чем бы можно было ожидать от старца; некоторые же должны занять первое место между лучшими произведениями творчества. Таковые, напр.: многие гимны его и молитвы609, стихи: жизнь610, добродетель, суета жизни611. Все мерные, краткие изречения его отличаются силою мысли612.

* * *

604

Epist. 3. 18.

605

Вот пример лаконического письма его, писанного от имени матери к Ливанию: «Я мать посылаю сына к тебе отцу, – мать по правам природы к отцу красноречия; как я заботилась о нем, позаботься и ты также». Письмо 203 (238). Письмо с правилами для писем писано к Никобулу. Ер. 209 (19). Для того же Никобула. согласно с его просьбою, сам Григорий сделал собрание своих писем. Всех писем св. Григория по русскому переводу 236.

606

О стихах своих 6. 91–94. Сл. Сократ. 3.16. Созом. 5.18.

607

Письмо к Ледонию 4. 207. Сл. стихи против Аполлинария 5–45–47. Окончание их у Майо Collect, vet. auct. Т. 7. р. 64.

608

Так они разделены у Миня в последнем издании сочинений св. Григория.

609

Гимн вечерний – у Галланда Bibl. Т. 5. р. 446; Гимн Богу; Гимн Христу – у Биллия Т. 2. р. 185.

610

У Биллия р. 185. 155–177–79.

611

В переводе см. Маяк 1841. ч. 23. стр. 76–79.

612

Много спорили о подлинности обширного и прекрасного стихотворения: Χριστος πασχων; но при всем том, что в это сочинение взошло кое-что из других поэтов, оно должно быть признано за сочинение св Григория: ему приписывается оно еще у Эбед-Иисуса в его Каталоге писателей. Assem Bibl. Orient. T. 3. P. 1. p. 24. Сл. Augusti. Denkwürdig. Th. 5. S. 342–343.



Источник: Историческое учение об отцах церкви : [В 3-х т.] / [Соч.] Филарета, архиеп. Черниговского и Нежинского. - Санкт-Петербург : тип. Академии Императорских наук. 1859. - 2 т. - 384 с.

Вам может быть интересно:

1. Обзор языка папы Григория I (по его письмам) профессор Александр Иванович Садов

2. Слова и речи. Том I – Слово пред погребением тела в Бозе почившего Высокопреосвященного митрополита Никанора, произнесенное 21 сентября 1856 года, в... митрополит Никанор (Клементьевский)

3. Церковь и Государство по законодательству РСФСР профессор Павел Васильевич Гидулянов

4. Послания – Послание 185(373). К Феофилу сыну преподобный Феодор Студит

5. Игумения Антония настоятельница Московских монастырей Страстного (1861-1871 гг.) и Алексеевского (1871-1897 гг.) священник Георгий Орлов

6. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том IV – Гельвидий профессор Александр Павлович Лопухин

7. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Иоасаф, четвертый Патриарх Российский митрополит Евгений (Болховитинов)

8. Письма – 481. В монастыре надо жить как подобает: молиться, каяться, пред всеми смиряться, никого не осуждать преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

9. Письма – 221. Оставление церковной службы и келейной молитвы влечет за собою остывание души преподобный Антоний Оптинский (Путилов)

10. Библейская энциклопедия – Фомой архимандрит Никифор (Бажанов)

Комментарии для сайта Cackle