Библиотеке требуются волонтёры

Источник

§ 149. Содержание 5-го слова о богословии.

В пятом слове св. Григорий говорит о Боге – Духе Святом. Прежде всего он указывает на врагов Духа Св., замечая при том, что по общему свойству людей неверных истине, как македониане, так и евномиане единодушно восстают против Духа Св., хотя частные мнения их до того различны между собою, что почти нет возможности следить за различием. И начинает свое исследование так: «надобно положить, что Дух Св. или Сам по себе существует, или Его в чем-нибудь только другом можно созерцать. Первое – знакомые с подобными предметами называют существом, а последнее – случайностью. Если Он есть случайность; то он только сила Божия. А если сила, то явно, что Его приводят в действие, а не сам действует, и вместе с действием прекращается. От чего же Дух и действует, и говорит то или другое и печалится, и раздражается и производит все то, что только свойственно движущемуся, а не движению?.. Но если Он существо, а не случайность: то необходимо Он или творение, или Бог; средины здесь нет. Если Он творение, то от чего мы веруем в Него, или усовершаемся Им? Верить в кого-либо и верить чему-либо – не одно и тоже: первое относится к Божеству, последнее всему сотворенному.»

Духоборцы и по отношению к Духу Св. повторяли свою любимую дилемму: «Дух Св. или не рожден, или рожден. Если не рожден, то два начала». Св. Григорий, показав нелепые следствия телесного их умствования, говорит: «мы не принимаем твоего деления, которое не допускает ничего среднего между рожденным и нерожденным.... Ибо скажи мне, где поместишь ты исходящее (τό ἐχπορευτόν.)? в твоем делении оно должно занять средину, ибо введено лучшим тебя Богословом, – нашим Спасителем. Разве ты следуя твоему третьему завету615, изволил исключить из Евангелия слова: «Дух Св., иже от Отца исходит? (Ин. 15:26.) Если же Дух Св. исходит от Отца, то Он не творение; а не Сын–Он, потому что не рожден. Поскольку же Он занимает средину между нерожденным и рожденным: то Он есть Бог». Чего же, говорят, не достает Духу для того, чтобы Он был Сыном? «Мы и не говорим, отвечает св. Григорий, чтобы чего-нибудь не доставало Ему, поскольку у Бога ни в чем нет недостатка. Но различие, так сказать, образа проявления и взаимного отношения причиною различных наименований. По причине сих-то выражений: – не рождаться, рождаться и исходить, мы одного называем Отцом, другого Сыном, а Того, о ком говорится, то исходит, именуем Духом Св., дабы сохранилась неслитность трех Ипостасей во едином естестве и славе Божества.»

Где написано, что должно покланяться Духу Св. или молиться Ему? Св. Григорий приводит слова Писания Ин. 4:24., Рим. 8:26. 1Кор. 14:25. О первом месте замечает: «мне кажется, что προσκινουν τω πνευματι, ἤ προσευχεσθαι не что другое означает, как приносить молитву или поклонение Ему Самому (Духу)».

Евномиане указывали на слова: вся тем быша (Ин. 1:3.). Св. Григорий говорит: «непросто сказано: вся, но вся, еже бысть. Не Сыном Отец, не Сыном и все то, что не имело начало бытия. Докажи, что Дух имел начало бытия, и тогда отдавай Его Сыну и сопричисляй к тварям.»

Если Бог и Бог и Бог, то как же не три Бога? не есть ли это многоначалие? «У нас Един Бог, отвечает св. Григорий, потому что едино – Божество, и то, что от Него, восходит к Единому, хотя и веруем в три лица. Ибо одно не более, как и другое, – Бог, и одно не прежде другого стало Богом. И хотением не разъединяются и силою не различны.... Божество в разделенных – неделимо, как в трех солнцах, которые заключаются одно в другом – одно растворение света.»

«Дух неизвестен по Писанию». Если-бы это и было так, рассуждает Богослов; то а) надобно помнить, что иное должно принимать за истину, хотя буквально не сказано о том в Писании; б) «В продолжении веков были два знаменитые преобразования жизни человеческой, именуемые двумя заветами.... Ветхий Завет ясно проповедовал Отца, темнее – Сына; Новый Завет открыл Сына и дал указание о Божестве Духа Св. Ныне Дух Св. обитает с нами и яснейшим образом обнаруживает Себя пред нами. Пока не признавали Отца Богом, не безопасно было проповедовать о Сыне, и пока не приняли Сына, не безопасно было, выражусь несколько смело, обременять нас Духом Св.» Божество Духа Св. –предмет высокий. «Вот пред тобою – множество свидетельств.... Христос рождается, Дух Св. предшествует. Крещается Христос, Дух свидетельствует. Христос совершает чудеса, Дух сопутствует. Христос возносится, Дух приходит вместо Его. И что же есть великого и божественного, чего Он не мог бы? Какое имя, принадлежащее Божеству, не принадлежит Ему, кроме нерожденности и рожденности?.. Я изумляюсь, когда вижу такое богатство названий, – трепещу, когда подумаю, какие имена хулят те, которые восстают на Духа!» И исчисляет имена, какими Дух Св. называется в Писании, и действия, какие приписываются Ему.

Таково содержание пяти слов о Богословии!

* * *

615

См. выше зам. 62.


Источник: Историческое учение об отцах церкви : [В 3-х т.] / [Соч.] Филарета, архиеп. Черниговского и Нежинского. - Санкт-Петербург : тип. II-го Отд-ния собств. Его. Имппер. Вел. Канцелярии, 1859. / Т. 2. – VIII, 384 с. (В 1-м изд. т. 2 напеч. в тип. Акад. наук; Т. 3 - в тип. В. Безобразова и К°).

Комментарии для сайта Cackle