святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

§ 156. Св. Григорий – толкователь Свящ. Писания и учитель нравственности.

Св. Григорий писал несколько сочинений в объяснение Свящ. Писания, но это были более размышления о словах богодухновенных, чем толкования их.

а) Восемь бесед на 3 главы Екклезиаста – прекрасные наставления о добродетели и пороке и их действиях. Объяснение оканчивается 13 стихом 3-й главы.

б) 15 Бесед на Песнь Песней с предварительным наставлением, что эту книгу надобно читать тем, у кого сердце чисто в свободно от любви земной. «В песни описывается брачный обряд, но разумеется союз души с Богом.»

в) Исследование о Пифониссе показывает, что являвшийся в виде Самуила есть дух злобы.

г) Два размышления о надписаниях псалмов в беседа о 6 псалме: в размышлениях общее обозрение псалмов и их действия на сердце696.

д) 5 Бесед о молитве Господней в 8 бесед об 8 блаженствах697. Первые драгоценны по высоким мыслям о необходимости и силе молитвы. Беседы о блаженстве с основательными уроками о смирении, кротости, бедности духа и проч.

Отселе уже видно, что св. Григорий заботливо помышлял о христианском благочестии. Для назидания в благочестии он много писал и особых сочинений. Таковы:

а) Три исследования о христианском совершенстве698. В первом разыскивается, к чему обязывает нас имя христианина и наша вера? Во втором определяется, как достигать совершенства? В третьем в ясном виде представляется цель христианской жизни.

б) Жизнь Моисея или совершенная жизнь: в примере Моисея показывает добродетели христианина699. Несколько похожи на то «жизнь св. Григория Чудотворца» и «жизнь св. Макрины»700.

в) Наставления о частных предметах нравственности: о любви к бедным; против ростовщиков? к тем, которые строго судят других; против блудников701; о девстве; против тех, которые неравнодушны к оскорблениям; о том, что не надобно плакать об умерших; против откладывающих Крещение или покаяние702.

г) Между письмами св. Григория703 замечательны два письма о путешествии в Иерусалим. Св. Григорий показывает ошибки и погрешности, которые допускали некоторые из современных ему посетителей Св. Земли; объясняет, как тяжки эти погрешности: но он не говорит, что благочестивые путешествия во всяком случае неблагочестивы, как напротив понимали его старые протестанты704.

д) Каноническое послание к Лemoию, митрополиту Метилены армянской, вошло в состав правил Церкви Вселенской. Оно признается церковным законом не только в Церкви Православной705, но и в Церквах Армянской и Яковитской. Отличие его от других правил состоит в том, что у св. Григория правила выводятся из рассмотрения свойств и сил души. «В душе нашей, говорит первое, правило св. Григория, усматриваются, по первоначальному разделению, три силы: сила ума, сила вожделения и сила раздражения (чувства). Ими совершаются и подвиги живущих добродетельно и падения поползновенных на зло». За тем, поставляя грехи ума самыми важными, определяет за отступление от веры епитимии самые тяжкие. Вообще же врачевания определяются мерою болезни, а болезнь измеряется значением силы, поражаемой болезнью.

* * *

696

Ор. Т. 1. р. 468–712. 257–373. 373–468. Т. 2. р. 35.

697

Т. 1. р. 742–836. Хр. Чт. 1834. 1837. 1842.

698

Т. 3. р. 267–316. Хр. Чт. 1826 г.

699

Т. 1. р. 167–257. Хр. Чт. 1831 г.

700

Т. 3. р. 534. Т. 2. р. 177.

701

Т. 2. р. 49. 235. 144. 132. 165. 129. 260. Хр. Чт. 1835. 1836. 1838. Увещание к покаянию (Т. 2. р. 265) принадлежит Астерию Амасийскому, как и слово в начале поста (Т. 2. р. 247). Photii Bibl. cod. 271.

702

Т. 3. р. 113–179. 311–317. 617–644. Т. 2. р. 215–224.

703

14 писем изд. Закагнием р. 354–400. 7 писем нап. Каракчиоли, Florentiae 1731. Четыре письма в издании Морелля.

704

Т. 3. 651–658. Сл. Lambecii lectiones in h. epistolam in Comm. Vindob. T. 8. p. 82 s. ed. Kollarii.

705

Beveregii Pandecta T. 2. Книга правил.



Источник: Историческое учение об отцах церкви : [В 3-х т.] / [Соч.] Филарета, архиеп. Черниговского и Нежинского. - Санкт-Петербург : тип. Академии Императорских наук. 1859. - 2 т. - 384 с.

Вам может быть интересно:

1. Слова и речи. Том I – Слово в неделю православия митрополит Никанор (Клементьевский)

2. Отечник Проповедника – Находка игумен Марк (Лозинский)

3. Святые южных славян – Указатель святых по алфавиту святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

4. Письма – 88. Поздравление с наступившим Новым годом. Смирением сердца дополняйте недостаток своих дел преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

5. Преподобный Феодор Студит и его время – Глава VIII. Воцарение Льва V Армянина епископ Можайский Василий (Преображенский)

6. Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. Выпуск 4. Славяно-русский пролог, Ч. 2. Январь-апрель – Примечания к тексту издаваемых чтений из Пролога (январь – апрель) профессор Александр Иванович Пономарёв

7. О цветах Божьего сада архиепископ Варфоломей (Ремов)

8. Опыт нравственного православного богословия в апологетическом освещении. Том I – Краткая историческая справка авторе книги протоиерей Николай Стеллецкий

9. Очерк жизни архимандрита Антония, наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры профессор Петр Симонович Казанский

10. Слово пред отпеванием прот. А. В. Мартынова профессор Николай Александрович Заозерский

Комментарии для сайта Cackle