святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

§ 171. б) Деятельность и страдания с 402 года до конца жизни.

В 402 г. начаты Феофилом гонения против Златоустого, сперва тайно, потом открыто. Мы уже видели (см. о Епифание), как умел он, отклоняя от себя беду, вооружить простосердечного Епифания против св. Иоанна. Златоуст! с своей стороны действовал со всею осторожностью по делу о великих братьях; дав убежище гонимым слепою злобою, он не принял на себя разбирать дела их, а только с любовью братскою ходатайствовал за них пред Феофилом. Феофил принял это за оскорбление прав своих и отвечал надменным письмом, тогда как должен был явиться к суду по указу императора, как виновный против империи. Он надеялся на тайные свои меры и на положение дел при дворе. Евдоксия имела много влияния и на действия Епифания1080. Беды собирались для св. пастыря: но пастырь и видел их и продолжал дело пастыря. Предлагая толкование на Послание к Солунянам, он говорил любившей его пастве: «Молитесь за нас. Хотя не великую и неудивительную пользу получаете вы от нас, но за сан молитесь... Молитесь за нас, говорю это не без размышления, но сильно желая молитв ваших. Если я должен иметь попечение о вас и должен дать отчет за вас: то тем более должен видеть ваши молитвы за меня»1081. И еще сильнее указывая на готовившиеся беды, говорил пастве: «жестокий и сильный против нас враг... Против нас сильнее ополчается диавол, – так и на войне бывает, что противник прежде всего старается низвергнуть управляющего войною»1082. По окончании этих бесед он предлагал еще последнее свое толкование учения апостольского – толкование послания к евреям1083. Такие труды пастыря не оставались без награды во внимании народа. Народ любил св. пастыря; как ни был он рассеян, перестал наконец ходить на зрелища и с радостью спешил в Церковь Божию, по гласу пастыря; он оставил, по его же убеждениям, многие из худых своих привычек; при благодати Божией Златоустый переменил весь вид Константинополя1084. Но тогда, как одни любили св. пастыря, некоторые при дворе и в духовенстве ожесточились против него. Зависть соединилась с злобою и открылось зрелище самое мрачное1085.

Злоба Евдоксии против св. пастыря доведена была до высшей степени тем, что ей сказали, будто Иоанн в своем слове против суетных женщин имел ее в виду1086. И потому, когда тот, кого вызывали как подсудимого, явился (в авг. 403 г.) в столицу судьею, при том с несколькими Египетскими епископами, которых никто не звал. Севериан, Акакий Берийский, Антиох Птолемаидский, которым архиепископ столицы делал иногда замечания по долгу и в виде советов, немедленно вступила с Феофилом в сношение1087. Иоанн хотел принять Феофила в своем даме, хотел видеться с ним, хотел по крайней мере испросить прощение, если в чем согрешил: Феофил все отверг, и открыл роскошные пиры для знаменитостей столицы1088. За тем открылся Собор при Дубе, едва ли лучший Синедриона Каиафы. Здесь также, как и там, обвиняли то за то, что Иоанн милостив к грешным и язычникам, то за то, что Иоанн слишком строго судит духовенство; также осуждали за несоблюдение некоторых обрядов, и также толковали слова и действия по уставу клеветы1089. В судьях видна также исступленная ревность1090.

Напрасно Собор из 40 епископов представлял Собору Феофила, что Феофил с своими епископами не имеет права судить дел не своей области. Тщетно Златоуст отвечал от себя, что готов явиться на суд, если только удалены будут враги его. Собор Дуба определил низложить Иоанна и, обвиняя его в оскорблении августейшего лица, предоставлял императору предать его казни. Император дал изволение об изгнании1091.

Народ, узнав решение дела, толпами собрался около храма с тем, чтобы оберегать невинного пастыря своего от насилий. Когда во второй раз было прислано определение императора, св. Иоанн взошел на кафедру с превосходным словом, в котором живо изображал твердость надежд своих на Господа и любовь к своей пастве, убеждая ее пребывать в молитвах1092. Потом тайно от народа отдал себя в руки чиновника, которому велено было отвести его в Пренесту, что в Вифинии. Народ, узнав об удалении пастыря, пришел в сильное волнение, город наполнился резкими жалобами на неправду. В следующую ночь было сильное землетрясение и удары его особенно чувствуемы были во дворце. Испуганная императрица просила императора немедленно возвратить Златоуста, и в туже ночь письмом почтительным приглашала св. Иоанна в столицу; послы за послами спешили к Златоусту. Иоанн, остановясь в одном предместии, требовал, чтобы новый Собор рассмотрел дело его; нетерпеливый народ опять стал выражать негодование на судей, и Златоуст вступил в Константинополь, оглашаемый радостными восклицаниями паствы своей. Его неотступно умоляли преподать мир в храме и сказать поучение. Любящий пастырь много отказывался, но не мог не исполнить желаний любящих чад своих; в кратной речи, он благословлял Господа за все пути Его1093; на другой день говорил другую беседу, в которой хвалил народ за постоянство в вере, прочел письмо императрицы; храм наполнился рукоплесканиями, и Златоуст должен был прекратить беседу, не кончив ее1094.

Собор, вскоре составившийся в Константинополе из 70 епископов, уничтожил определения Собора Дуба. Златоуст просил императора; чтобы присутствовали на нем и те самые епископы, которые осудили его. Разослан указ; Феофил ночью бежал в Александрию, не явился и после; нового требования. Св. Златоуст вступил в управление делами, но ненадолго. Враги его, спустя два месяца, снова пробудили гнев Евдоксии против вето. Пред Софийским храмом поставлена была статуя в честь Евдоксии; на публичных играх, открывшихся по сему случаю, префект Манихей старался довести и довел народ до сумасбродств: песни, пляски, рукоплескания произвели замешательство при богослужении; пастырь говорил сильную беседу против зрелищ1095. Префект представил это императрице, как оскорбление ее личности. Евдоксия опять запылала гневом, и опять вызваны враги Златоуста; Феофил прислал от себя депутатов с правилами, по которым некогда ариане низвергли св. Афанасия1096. Составившийся (в марте 404 г.) Собор против Иоанна рассуждал весьма долго1097; но принужден был оказать императору, что не может найти твердого правила для низложения архиепископа и предает дело его власти. Златоуст продолжал поучать свою паству. Наконец, пред Пасхою враги Иоанновы просили императора, чтобы он дал указ об изгнании архиепископа. Император согласился1098. Вечером в великую субботу вооруженные солдаты взошли в храм, где был св. пастырь с епископами и паствою; тысячи готовившихся к св. Крещению в ужасе бросились из крещальни, многие были убиты в храме и в крещальне. Св. пастыря отведи в его дом; ночью народ опять собрался в крещальню, и богобоязненные священники Иоанна начали совершать Крещение и читали Свящ. Писание, между тем, как другие храмы были пусты. Язычник Люций с отрядом солдат явился в крещальню, чтобы отогнать народ от храма, и опять полилась кровь1099. Клир Иоанна посажен в темницу, тиранство над верными чадами Иоанна равнялось только тиранству неистовых язычников1100. Два месяца пробыл еще Златоуст в своем доме, и в письме к папе Иннокентию, описав дела судей своих, просил составить Собор; о том же писал и к другим епископам Запада; вместе с тем послали особое послание епископы, составлявшие Собор в его защиту. Император Гонорий писал к Аркадию о составлении Собора: но все было напрасно1101. Отдано было повеление отправить Иоанна в Никею; св. Иоанн, чтобы не возмутилась за него паства, тайно отдал себя в руки чиновника, и 20 июня 404 года1102 прибыл в Вифинию; в тоже число пожар обратил в пепел прекрасный храм св. Софии и сенат; за тем следовали опустошительные набеги варваров. Из Никеи в июле отправили Иоанна, по назначению Евдоксии, в Кукуз1103, что в Армении, а в октябре Евдоксия умерла от родов. Даже язычник Зосима смотрел на этот ряд событий, как на действия суда Божия1104.

Любовь сопровождала св. учителя и в место заточения, уважение к нему теперь даже возросло; каждый день приходили в дикий Кукуз из разных мест слушать наставления Златоуста1105. Св. Иоанн продолжал действовать для пользы верных с прежнею ревностью. Письмами своими он старался одушевлять и подкреплять усердных миссионеров своих в Финикии, Аравии и Персии; назначал новых помощников им, изыскивал средства для содержания их и для построения храмов1106. Известие о ярости язычников, умертвивших в Финикии пресвитеров, сильно опечалило его, и он спешил послать туда человека, способного смирить любовью ненависть слепцов1107. Иноки, посланные им к дунайским Готфам, также получили от него и утешения и подкрепления. О готфской Церкви сильно теперь беспокоился он. Од получил известие, что «чудный епископ Унила, которого посвятил, он не так давно и послал в Готфию, сделав много полезного, скончался, и готфский князь требует новаго епископа». Зная епископов, оставшихся в Константинополе, он тревожился, не посвятили бы они, по своему обыкновению, кого попало, в епископа готфам. С другой стороны там и в других местах люди, искренние в вере и благочестии, терпели от врагов его1108. Сердце его, как сердце Павла, расширялось теперь в любви более и более, и он обнимал заботливою любовью все Церкви: епископам Азия, Африки, Европы, писал он то внушения чистой любви христианской, то мысли о высоких нравственных предметах1109. Особенно же заботился утешать страдавших друзей своих в Константинополе1110, и между прочим двух пресвитеров, учителей училища Константинопольского1111. Образец любви его ко врагам своим представляет письмо его к Леонтию епископу1112 Анкиры Галатской, к тому самому, который замышлял убить его в дороге1113. Почти два года пробыл св. Златоуст в Кукузе, по его словам, довольно покойно, но так покойно, как можно жить там, где непрестанно надобно было ожидать набега дикарей1114, и при том тому, который весьма слаб был здоровьем. «Болезнь, писал он сам, сильно сокрушила меня и почти совсем истощила, приковав на целую зиму к постеле». Так было зимою и во всю весну 404 года1115. В конце 405 и в начале 406 г. он принужден был, по причине набегов исаврян, переходит из одного места в другое и потом укрылся в арабисской крепости1116. Зимою 406 года опять терзала его жестовая болезнь1117. В пользу невинного Западные епископы и имп. Гонорий заботились довольно: в начале 406 года были посланы в Константинополь пять Западных епископов с требованием возвратить Златоуста на кафедру: но послы заключены в темницу1118. «Так надлежало тому быть, чтобы совершил ты и поприще мученика», справедливо говорил Феодорит1119. Указом велено было в известное число дней перевести Иоанна в Питиус Колхидский (в нынешней Абхазии1120). И без того слабый страдалец, и в зной и дождь, был три месяца в пути, и здоровье его совсем истощилось в Команах. Ночью явился ему мученик Василиск и сказал: «не унывай, брат Иоанн! завтра мы будем вместе!» св. Иоанн просил стражей оставить его в Команах до 11 часов; они повлекли его далее, но болезнь усилилась до того, что надобно было по неволе возвратиться назад. Приобщившись Св. Тайнам, он сказал: «Слава Богу за все»1121, и переселился ко Господу в 14 день сентября 407 года. «По заточении праведника, писал св. Нил, весьма многие из участвовавших в сем деле, призваны были на суд Божий и с воплем горьким исповедовали, что они тяжко согрешили против св. мужа»1122. «Дом Давидов укрепляется, а дом Саулов слабеет, как ты видишь», писал св. Исидор; он победил бурю жизни и переселился в небесный покой»1123. В 438 году мощи св. Иоанна торжественно перенесены были в Константинополь1124.

* * *

1080

Сократ 6, 20. Созомен 8, 22.

1081

Т. 11. Hom. 11, р. 504.

1082

Hom. 4, р. 534. сл. р. 536. Hom. 8, р. 484.

1083

Что это было последнее из толкований св. Иоанна, в том все согласны: самое заглавие их показывает, что св. пастырь не имел времени и пересмотреть их. Их заглавие: «Св. отца нашего Златоуста, архиепископа Константинопольского объяснение послания к евреям, изданное после его смерти с записок (ἀπό σημειων) Константина пресвитера Антиохийского». О Констанции – ниже. В беседах ясно виден беседующий пастырь (Т. 12. Hom. 4, р. 48) и беседующий с теми, с которыми он уже очень много беседовал. «Вы слышали, как упрекал евреев, желавших учиться всегда одному и тому же. Опасаюсь, не прилично ли сказать и вам тоже самое, т.е., что вы по времени должны бы быть учителями, а не занимать место учеников». Hom. 9, р. 92, сл. Hom. 23, р. 218. Схоластик Муциан, – друг Кассиодора, переводил сии беседы на лат. язык (Cassiod. de Instiot с. 8); а тот же Антиохийский пресвитер Константин, который записывал беседы со слов Златоуста, часть их переводил на арабский язык. Maii Collect, auct vet. Т. 5, cod. Arab. Vatic. 42, p. 79).

1084

Созомен 8, 5. Палладий p. 47, 48.

1085

«Когда перехожу я к сей части истории, говорит Феодорит, не знаю, чтó чувствую; ибо когда хочу повествовать об оскорблениях, нанесенных ему (Златоусту), то все добродетели оскорбителей покрывают лице мое стыдом». Н. Е. 5, 34. Точно также говорил св. Исидор Пелусиот: «ты требуешь от меня, чтобы предоставил я тебе трагедию божественного мужа Иоанна. Сомневаюсь, могу ли это сделать: дело побеждает мой ум». Lib. 4. Epist. 452, ad. Simmahum.

1086

Созомен 8, 16. Сократ 6, 15.

1087

Созомен там же. Каков был Акакий, показывает следующее: не быв принят в столице так, как ему хотелось, он сказал: «вот я ему (Златоусту) приготовлю дружеский горшок». Палладий.

1088

Письмо св. Златоуста к Иннокентию Т. 3. р. 516.

1089

В образец можно представить следующие обвинительные пункты: «Принимает язычников, от которых терпели христиане». «Бранит клириков». «На епископском месте одевается и раздевается, и ест пастилу». «Вопреки правилам приобщает вкусивших пищу». Дело было только в том, что Златоуст приказал по приобщении закусывать и запивать, а в Антиохии приглашал слушать проповедь и после трапезы. О приобщении же Златоуст писал: «если я это делал: пусть имя мое изгладится из книги епископов и не впишется в книгу верных». Ep. ad. Cyriacum. Т. 7. р. 169. К тому же разряду: «входя в церковь и выходя из нее не молится». «В церкви так о себе говорит: я в восторге, в исступлении», (см. зам. 119) «Ест один и не знает гостеприимства». И вместе: «Дарит поставляемых им епископов» (см. зам. 143). «Обижает епископов и велит, чтобы выгоняли из своего дома прислужниц (без сомнения συνεισακτους см. зам. 113). И вместе: «принимает жен один на-один, затворив двери». Отвратительная клевета! «Вторгается в чужие области и поставляет там епископов». Это по Эфесскому делу. Доносчики диакон Иоанн, отлученный, как сам говорит, за то, что бил своего слугу, а по словам Палладия, убивший его; монах Исаак, «бродяга и отъявленный клеветник», которого пастырь обличал за бродяжничество. Photius Bibl. cod. 59. Палладий р. 66–79.

1090

Обвинение Исаака: «Он изрыгал хулу в церкви: ибо говорил, что Христос не услышан, потому что молился не так, как должно». Конечно, злоба перетолковала по-своему какие-нибудь слова Златоуста. Феофил, повторяя это обвинение в соборном письме, доходил до решительного исступления: Salvator clamavit et dixit: tollite Iohannem et mittite in tenehras exteriores, largissimos fomites ante tribunal Dei suo ministravit іncendіo... alia ei poena quaerenda sit, eo quod vinceret sceleris magnitudo multitudinem tormentorum... Факунд делает такое замечание на «безобразную книгу»: nos autem in illo libro non qualis Iohannes, qui nihil horum merebatur, nec qualis Theophilus, cuius virtus, in multa probata, non ex isto accidenti morbo judicanda est, sed potius qualis est miserabilis humana vita, cognoscimus, de qua scriptum est: quia tentatio est super terram. Facundi def. tr. cap. lib. 56. ap. Galland. T. XI. p. 730. Но дела Феофила были более, нежели дела немощи.

1091

Палладий 63. 64. 70–73. Сократ 6, 45. Созомен 8, 17.

1092

Т. 3. р. 413. Хр. Чт. 1821, ч. 4. стр. 291.

1093

Т. 3. р. 424. Хр. Чт. 1823. 4. 299.

1094

Орр. Т. 3. р. 427. Сократ 6, 16. Созом. 8, 16. Феодор. 5, 34. Палладий 75.

1095

Сокр. гл. 18. Созом. гл. 20. Феофан. р. 68. Беседа сия не дошла до нас.

1096

Сократ и Созомен говорят, что Иоанн, услышав о намерениях Евдоксии, говорил резкое слово: паки Иродиада бесится. Слово сие известно и ныне; оно известно было Анастасию Синаиту и есть в сирском переводе по рукописи 8 в. (Maii coll. vet. auct. T. 5. p. 42). Но трудно поверить, чтобы оно принадлежало Златоусту: кроме того, что по слогу различается оно от слов Златоуста, в нем есть места, которые читаются в 49 слове прп. Ефрема: «против порочных жен». Монфокон поместил его в 8 томе между подложными.

1097

Созом. гл. 20.

1098

Палладий 79–82. Беседы, о которых говорит Палладий, вероятно составляли окончание толкования на Послание евреям. Ныне известна одна только беседа, говоренная после первого возвращения. Т. 3. р. 432.

1099

Злат. в письме к Иннокентию Т. 3. р. 518. Сокр. гл. 18 Палладий 83–85. Созомен говорит: «чтò при сем смятении происходило, о том с намерением умалчиваю, чтобы описания моего не стал читать кто-нибудь из язычников».

1100

Созомен гл. 21. Сократ гл. 19. Палладий 86.

1101

Палладий 9. 10. 22–24. 29. Innocentio Episcopo Romae Т. 3. р. 515.

1102

Ер. 221. Т. 3.

1103

Οειν εκειφευσεν ημας η Βασιλισσα εξορισθηναι. Ep. 143. ad Cyriac. f. 174.

1104

Зосима кн. 5. Созомен гл. 25. Сократ гл. 19. Палладий 93. 94.

1105

Сократ гл. 24. Созомен гл. 28. Палладий 142. О пути своем писал он в письмах 120. 11. 12. 14. 125.

1106

Между ними св. делателями упоминаются пресвитеры: Констанций, Николай, Иоанн, Феодот, Геронтий, Херей. Т. 3. Ер. 53. 55. 63. 145. 54. 121. 125. Письмо 123 «пресвитерам и инокам в Финикии, оглашающим Эллинов». См еще о Маруфе; о пособиях миссионерам письма 50. 51. 21.

1107

Epist. ad Rufinum 126.

1108

Epist. 107, к блж. Олимпиаде в 404 г. писал он, чтобы она употребила все внимание к тому, чтò хочет поручить он ей. «Меня известили, говорит он ей, Марсы и иноки Готфские, у которых постоянно укрывался епископ Серапион, что диакон Модуарий пришел с таим известием, что чудный оный епископ Унила, которого я не так давно посвятил и послал в Готфию, совершив великие и полезные дела, успокоился; и он же (Модуарий) принес письмо Готфского князя с просьбою послать к ним епископа. поелику же для отклонения бедственного переворота не вижу я никакого другого средства, кроме замедления дела, ибо они не могут теперь плыть в Босфор или в те страны: то употреби все старание, чтобы удержать их до зимы; дело это весьма важное Два обстоятельства (да отвратит их Господь) сильно опечаливают меня теперь, т.е. что посвятят те, которые наделали столько зла, и которые не должны бы поставлять, и что поставлен будет кое-как. Что они не заботятся об избрании мужа достойного, это тебе известно. Если это сделается, чего избави Бог: ты поймешь сама, чтò из этого выйдет. Итак, употреби все старание, чтобы не случилось того. Если бы Модуарий мог прийти к нам тайно и без шума: это было бы очень хорошо. Если же нельзя: пусть будет сделано возможное», р. 600. 601. О том же писал он между прочим и к диакону Феодулу. Ер. 206, сл. зам. 134. О начале христианства между Готфами. Созом. 2, 6. Филост. 2. 5. Василий Великий в 338 письме сл. Сокр. 2, 34. Соз. 6, 37. Кир. Иерус. Catech. 16. § 22. Епифания Her. 70. § 14.

1109

См. перечень писем у Монфк.

1110

Т. 3. р. 256.

1111

Ер. 113. 118.

1112

Ер. 83.

1113

Ер. 44. р. 595.

1114

Ер. 144.

1115

Epist. 138. ad Elpidium. Ep. Epist. 6. ad. Olympiadem.

1116

Ep. 69. 67. 68 127. 131. По древнему дорожнику Антонина (ed Wesseling p. 214) от Арабисса до Кукуза считается 52 мили, т.е. почти 75 верст.

1117

Epist. 127. ad Polybium.

1118

Феодорит Η. E. 5, 34. Созомен гл. 28. Палладий 131. 132. 214.

1119

Слова Феодорита in Photii Bibl. р. 1,518. «Святость его и буря гонения языческого достигли заслуг мученичества»; говорил и Кассиан (de Incarnation contr. Netorium lib. 7. с. 30).

1120

Новые сведения о Пицунде см. Ж. Μ. Η. П. 1838 г. ч. 20. стр. 415–18.

1121

Палладий 97–100.

1122

Epist. S. Nili ad Severum exconsulem, lib. 2. Ep. 199. Evstathio. Более чем вероятно, что св. Нил, говоря о суде Божием над врагами Иоанна, разумеет между прочим Феофила Александрийского. Св. Иоанн Дамаскин, основываясь на сочинении (ныне неизвестном) диакона Исидора пишет, что Феофил страшно терзаем был смертными муками, пока не принесли ему изображения св. Иоанна, и что, когда поцеловал изображение, успокоился. Orat. 3. de imaginibus ар. Bіllium р. 480. В 413 г. Александр архиепископ Антиохийский, едва вступил на кафедру, озаботился тем, чтобы имя Иоанна внесено было в диптихи святителей Церкви: он внес его сам и сильно убеждал к тому же других, возвратил на кафедры двух епископов, низложенных врагами Златоустого (Феодорит Н. Е. 5, 95). Западные епископы не вступали и в сообщение с Аттиком Конст. пока тот в 417 г. не внес имя Златоустого в диптихи пастырей Церкви; вслед за Аттиком тоже сделал и Кирилл Александрийский (Феодорит ibid. Сократ 7, 25).

1123

Epist. Lib. 4. Epist. 156.

1124

Именно Янв. 28 д. 438 г. при сыне Аркадия Феодосие (Феодор Lib. 2. р. 568. Сократ 7, 45. Феодорит 5, 36. Марцеллин Chronic. ad. an. 438). Марцеллин пишет, что еще в 428 г. «начали в Константинополе праздновать память блаженнейшего Иоанна епископа, некогда сосланного завистью дурных епископов, и именно в 26 д. Сентября».


Источник: Историческое учение об отцах церкви : [В 3-х т.] / [Соч.] Филарета, архиеп. Черниговского и Нежинского. - Санкт-Петербург : тип. II-го Отд-ния собств. Его. Имппер. Вел. Канцелярии, 1859. / Т. 2. – VIII, 384 с. (В 1-м изд. т. 2 напеч. в тип. Акад. наук; Т. 3 - в тип. В. Безобразова и К°).

Комментарии для сайта Cackle