святитель Кирилл Александрийский
- О поклонении и служении в духе и истине 412 31K
- Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Бытия 412–418 37K
- Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Исход 412–418 15K
- Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Левит 412–418 6K
- Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Чисел 412–418 4.6K
- Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Второзакония 412–418 5.4K
- Толкование на пророка Исаию 412–418 48K
- Отрывки из толкований на пророков, Варуха, Иезекииля, и Даниила 412–418 2.5K
- Толкование на пророка Осию 412–418 17K
- Толкование на книгу пророка Иоиля 412–418 7.9K
- Толкование на книгу пророка Амоса 412–418 7.8K
- Толкование на книгу пророка Авдия 412–418 4.3K
- Толкование на книгу пророка Ионы 412–418 8.9K
- Толкование на книгу пророка Михея 412–418 10K
- Толкование на книгу пророка Наума 412–418 5.5K
- Толкование на книгу пророка Аввакума 412–418 8.7K
- Толкование на книгу пророка Софонии 412–418 6.1K
- Толкование на книгу пророка Аггея 412–418 6K
- Толкование на книгу пророка Захарии 412–418 19K
- Толкование на книгу пророка Малахии 412–418 11K
- Толкование на Евангелие от Иоанна 425–428 162K
- Толкование на Евангелие от Иоанна (новонайденные фрагменты) 425–428 1.3K
- Две гомилии на Сретение из "Толкования на Евангелие от Луки" 430 5.8K
- Толкование на Послание к Евреям (фрагменты)
- Толкование на Послание к Римлянам (из катен) 1.6K
- Книга сокровищ о Святой и Единосущной Троице 423-425 21K
- Диалог о вочеловечении Единородного 6.1K
- О правой вере царевнам. Часть I 430 1.2K
- О правой вере царевнам. Часть II 430 1K
- О правой вере царевнам. Часть III 430 423
- О правой вере к царицам 430 3.1K
- О воплощении Бога Слова 3.8K
- Защищение «12 глав» против восточных епископов 431 7K
- Послание к Евоптию против опровержения «12 глав», составленного Феодоритом 431 9K
- Изъяснение двенадцати глав 431 10K
- Защитительная речь к императору Феодосию 432 1.8K
- Слово против тех, которые не хотят исповедовать Св. Деву Богородицею 429 4.3K
- Ответы Тиверию диакону с братией 431 1.6K
- Разъяснение догматов 3.6K
- Послание к Несторию, когда узнал о неправильном образе его мыслей 2.4K
- Послание к Несторию 430 6K
- Послание к обвинявшим его в своих письмах за то, что он, узнав о распространении нечестиваго учения Несториева, не умолчал о нем 1.2K
- Послание к одному из ревностных защитников Нестория 1.4K
- Послание к константинопольскому клиру, смущенному разномыслием в церкви 1.2K
- Послание к Келестину, епископу Римскому 2K
- Наставление, данное святейшим епископом Кириллом Посидонию, которого он послал в Рим по делу о Нестории 1.3K
- Послание к Иоанну Антиохийскому 1.8K
- Послание к Акакию епископу Веррийскому о Нестории 1.3K
- Послание к Ювеналию, епископу Иерусалимскому 1.1K
- Послание к Несторию об отлучении [«12 глав»] 430 7.7K
- Послание к клиру и народу константинопольскому 1.2K
- Послание к монахам константинопольским 1.3K
- Послание 1-е, писанное из Родоса, прежде собора 1.1K
- Послание 2-е [писаное из Ефеса, прежде собора] 1K
- Послание к Иоанну, епископу Антиохийскому, отправленное с Павлом, епископом Эмесским 433 1.8K
- Послание к Иоанну, епископу Антиохийскому, и к Собору, собравшемуся в Антиохии 1.5K
- Послание к египетским монахам 429 2.2K
- Два послания к Суккенсу, епископу Диокесарийскому 433–435 4.5K
- На Святой Символ 438 7.2K
- О козле отпущения. Послание епископу Акакию Скифопольскому 432 2K
- Послание к епископам Ливии и Пентаполя
- Послание к Калосирию, епископу Арсеноитскому 1K
- Каноническое послание к Домну, патриарху Антиохийскому
- Правила свт. Кирилла Александрийского 3.3K
- Послание, писанное из Ефеса, к аввам монашествующих 1.1K
- Беседа при вступлении во святую Четыредесятницу 2.5K
- Пасхальные проповеди 207
- Беседа, произнесенная в Ефесе 431 1.8K
- Беседа, произнесенная в Ефесе в день святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова 431 2.9K
- [Беседа, произнесенная 25 декабря в великой александрийской церкви] о Павле, говорившем прежде, и о воплощении Господа 431 1.6K
- Беседа против Нестория произнесенная после того, как семь епископов присоединились к Святой Марии 431 2.2K
- Беседа, произнесенная в Ефесе во время Священного собрания, по низложении Нестория 431 1.7K
- Беседа, сказанная в Ефесе, пред тем, как он взят был комитом и заключен под стражу 431 1.3K
- Беседа на Преображение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
- Беседа на сретение Господа нашего Иисуса Христа
- О вочеловечении Бога Слова 4.1K
- Беседа на притчу о винограднике 3.9K
- ТСО 2.5K
- О вочеловечении Бога Слова 4.1K
- Беседа на притчу о винограднике 3.9K
- Беседа, произнесенная в Ефесе в день святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова 431 2.9K
- Беседа при вступлении во святую Четыредесятницу 2.5K
- Беседа против Нестория произнесенная после того, как семь епископов присоединились к Святой Марии 431 2.2K
- Беседа, произнесенная в Ефесе 431 1.8K
- Беседа, произнесенная в Ефесе во время Священного собрания, по низложении Нестория 431 1.7K
- [Беседа, произнесенная 25 декабря в великой александрийской церкви] о Павле, говорившем прежде, и о воплощении Господа 431 1.6K
- Беседа, сказанная в Ефесе, пред тем, как он взят был комитом и заключен под стражу 431 1.3K
- Пасхальные проповеди 207
- Беседа на Преображение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
- Беседа на сретение Господа нашего Иисуса Христа
- Книга сокровищ о Святой и Единосущной Троице 423-425 21K
- Изъяснение двенадцати глав 431 10K
- Послание к Евоптию против опровержения «12 глав», составленного Феодоритом 431 9K
- Защищение «12 глав» против восточных епископов 431 7K
- Диалог о вочеловечении Единородного 6.1K
- Слово против тех, которые не хотят исповедовать Св. Деву Богородицею 429 4.3K
- О воплощении Бога Слова 3.8K
- Разъяснение догматов 3.6K
- О правой вере к царицам 430 3.1K
- Защитительная речь к императору Феодосию 432 1.8K
- Ответы Тиверию диакону с братией 431 1.6K
- О правой вере царевнам. Часть I 430 1.2K
- О правой вере царевнам. Часть II 430 1K
- О правой вере царевнам. Часть III 430 423
- Послание к Несторию об отлучении [«12 глав»] 430 7.7K
- На Святой Символ 438 7.2K
- Послание к Несторию 430 6K
- Два послания к Суккенсу, епископу Диокесарийскому 433–435 4.5K
- Правила свт. Кирилла Александрийского 3.3K
- Послание к Несторию, когда узнал о неправильном образе его мыслей 2.4K
- Послание к египетским монахам 429 2.2K
- Послание к Келестину, епископу Римскому 2K
- О козле отпущения. Послание епископу Акакию Скифопольскому 432 2K
- Послание к Иоанну Антиохийскому 1.8K
- Послание к Иоанну, епископу Антиохийскому, отправленное с Павлом, епископом Эмесским 433 1.8K
- Послание к Иоанну, епископу Антиохийскому, и к Собору, собравшемуся в Антиохии 1.5K
- Послание к одному из ревностных защитников Нестория 1.4K
- Послание к монахам константинопольским 1.3K
- Наставление, данное святейшим епископом Кириллом Посидонию, которого он послал в Рим по делу о Нестории 1.3K
- Послание к Акакию епископу Веррийскому о Нестории 1.3K
- Послание к обвинявшим его в своих письмах за то, что он, узнав о распространении нечестиваго учения Несториева, не умолчал о нем 1.2K
- Послание к константинопольскому клиру, смущенному разномыслием в церкви 1.2K
- Послание к клиру и народу константинопольскому 1.2K
- Послание, писанное из Ефеса, к аввам монашествующих 1.1K
- Послание к Ювеналию, епископу Иерусалимскому 1.1K
- Послание 1-е, писанное из Родоса, прежде собора 1.1K
- Послание 2-е [писаное из Ефеса, прежде собора] 1K
- Послание к Калосирию, епископу Арсеноитскому 1K
- Послание к епископам Ливии и Пентаполя
- Каноническое послание к Домну, патриарху Антиохийскому
- ТСО 2.5K
- Толкование на Евангелие от Иоанна 425–428 162K
- Толкование на пророка Исаию 412–418 48K
- Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Бытия 412–418 37K
- О поклонении и служении в духе и истине 412 31K
- Толкование на книгу пророка Захарии 412–418 19K
- Толкование на пророка Осию 412–418 17K
- Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Исход 412–418 15K
- Толкование на книгу пророка Малахии 412–418 11K
- Толкование на книгу пророка Михея 412–418 10K
- Толкование на книгу пророка Ионы 412–418 8.9K
- Толкование на книгу пророка Аввакума 412–418 8.7K
- Толкование на книгу пророка Иоиля 412–418 7.9K
- Толкование на книгу пророка Амоса 412–418 7.8K
- Толкование на книгу пророка Софонии 412–418 6.1K
- Толкование на книгу пророка Аггея 412–418 6K
- Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Левит 412–418 6K
- Две гомилии на Сретение из "Толкования на Евангелие от Луки" 430 5.8K
- Толкование на книгу пророка Наума 412–418 5.5K
- Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Второзакония 412–418 5.4K
- Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Чисел 412–418 4.6K
- Толкование на книгу пророка Авдия 412–418 4.3K
- Отрывки из толкований на пророков, Варуха, Иезекииля, и Даниила 412–418 2.5K
- Толкование на Послание к Римлянам (из катен) 1.6K
- Толкование на Евангелие от Иоанна (новонайденные фрагменты) 425–428 1.3K
- Толкование на Послание к Евреям (фрагменты)
- Толкование на Евангелие от Иоанна 425–428 162K
- Толкование на пророка Исаию 412–418 48K
- Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Бытия 412–418 37K
- О поклонении и служении в духе и истине 412 31K
- Слово об исходе души и Страшном Суде 31K
- Книга сокровищ о Святой и Единосущной Троице 423-425 21K
- Толкование на книгу пророка Захарии 412–418 19K
- Толкование на пророка Осию 412–418 17K
- Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Исход 412–418 15K
- Толкование на книгу пророка Малахии 412–418 11K
- Изъяснение двенадцати глав 431 10K
- Толкование на книгу пророка Михея 412–418 10K
- Послание к Евоптию против опровержения «12 глав», составленного Феодоритом 431 9K
- Толкование на книгу пророка Ионы 412–418 8.9K
- Толкование на книгу пророка Аввакума 412–418 8.7K
- Толкование на книгу пророка Иоиля 412–418 7.9K
- Толкование на книгу пророка Амоса 412–418 7.8K
- Послание к Несторию об отлучении [«12 глав»] 430 7.7K
- На Святой Символ 438 7.2K
- Защищение «12 глав» против восточных епископов 431 7K
- Толкование на книгу пророка Софонии 412–418 6.1K
- Диалог о вочеловечении Единородного 6.1K
- Толкование на книгу пророка Аггея 412–418 6K
- Послание к Несторию 430 6K
- Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Левит 412–418 6K
- Две гомилии на Сретение из "Толкования на Евангелие от Луки" 430 5.8K
- Толкование на книгу пророка Наума 412–418 5.5K
- Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Второзакония 412–418 5.4K
- Разговор с Несторием о том, что Св. Дева Богородица, а не Христородица 5K
- Глафиры, или объяснения избранных мест из Книги Чисел 412–418 4.6K
- Два послания к Суккенсу, епископу Диокесарийскому 433–435 4.5K
- Слово против тех, которые не хотят исповедовать Св. Деву Богородицею 429 4.3K
- Толкование на книгу пророка Авдия 412–418 4.3K
- О вочеловечении Бога Слова 4.1K
- Беседа на притчу о винограднике 3.9K
- О воплощении Бога Слова 3.8K
- Разъяснение догматов 3.6K
- О правой вере к царицам 430 3.1K
- Беседа, произнесенная в Ефесе в день святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова 431 2.9K
- Беседа при вступлении во святую Четыредесятницу 2.5K
- ТСО 2.5K
- Отрывки из толкований на пророков, Варуха, Иезекииля, и Даниила 412–418 2.5K
- Послание к Несторию, когда узнал о неправильном образе его мыслей 2.4K
- Послание к египетским монахам 429 2.2K
- Беседа против Нестория произнесенная после того, как семь епископов присоединились к Святой Марии 431 2.2K
- Послание к Келестину, епископу Римскому 2K
- О козле отпущения. Послание епископу Акакию Скифопольскому 432 2K
- Беседа, произнесенная в Ефесе 431 1.8K
- Защитительная речь к императору Феодосию 432 1.8K
- Послание к Иоанну Антиохийскому 1.8K
- Послание к Иоанну, епископу Антиохийскому, отправленное с Павлом, епископом Эмесским 433 1.8K
- Беседа, произнесенная в Ефесе во время Священного собрания, по низложении Нестория 431 1.7K
- Толкование на Послание к Римлянам (из катен) 1.6K
- [Беседа, произнесенная 25 декабря в великой александрийской церкви] о Павле, говорившем прежде, и о воплощении Господа 431 1.6K
- Ответы Тиверию диакону с братией 431 1.6K
- Послание к Иоанну, епископу Антиохийскому, и к Собору, собравшемуся в Антиохии 1.5K
- Послание к одному из ревностных защитников Нестория 1.4K
- Послание к монахам константинопольским 1.3K
- Наставление, данное святейшим епископом Кириллом Посидонию, которого он послал в Рим по делу о Нестории 1.3K
- Беседа, сказанная в Ефесе, пред тем, как он взят был комитом и заключен под стражу 431 1.3K
- Послание к Акакию епископу Веррийскому о Нестории 1.3K
- Толкование на Евангелие от Иоанна (новонайденные фрагменты) 425–428 1.3K
- Послание к обвинявшим его в своих письмах за то, что он, узнав о распространении нечестиваго учения Несториева, не умолчал о нем 1.2K
- Послание к константинопольскому клиру, смущенному разномыслием в церкви 1.2K
- О правой вере царевнам. Часть I 430 1.2K
- Послание к клиру и народу константинопольскому 1.2K
- Послание, писанное из Ефеса, к аввам монашествующих 1.1K
- Послание к Ювеналию, епископу Иерусалимскому 1.1K
- Послание 1-е, писанное из Родоса, прежде собора 1.1K
- Послание 2-е [писаное из Ефеса, прежде собора] 1K
- О правой вере царевнам. Часть II 430 1K
- Послание к Калосирию, епископу Арсеноитскому 1K
- Сочинения свт. Кирилла Александрийского на греческом языке (Αγίου Κυρίλλου Αλεξανδρείας Έργα) 549
- О правой вере царевнам. Часть III 430 423
- Пасхальные проповеди 207
святитель Кирилл Александрийский
Знаменитый отец Церкви, архиепископ Александрийский, борец против несторианской ереси, автор экзегетических, апологетических и догматических сочинений.
Биография
Кирилл Александрийский родился и вырос в Александрии, будучи представителем знаменитой епископской династии. Его дядей был Феофил Александрийский, после которого он и стал предстоятелем в 412 году.
Один из первых обличил ересь Нестория, был организатором и основным действующим лицом III Вселенского Собора в Эфесе. Ему принадлежат многочисленные полемические работы, опровергающие несторианское учение о Христе. Св. Кирилл первым формулирует учение о единстве ипостаси Спасителя, что было истолковано будущими монофизитами, как утверждение и единства Его сущности. Ему принадлежат и толкования на Священное Писание, объяснения учения о Троице, ряд писем богословского содержания.
Помимо церковной деятельности, он обладал большим влиянием и на светскую власть Александрии. Поэтому, его имя связывается с эпизодами многочисленных конфликтов язычников и христиан. Среди городского населения и монашествующих пользовался непререкаемым авторитетом, а после кончины доброй памятью.
Святитель Кирилл управлял Александрийской Церковью 32 года: к концу его плодотворной деятельности паства была очищена от еретиков.
Скончался святитель Кирилл в 444 году, оставив много творений. Особенно следует отметить Толкования на Евангелия от Луки, от Иоанна, Послания апостола Павла к Коринфянам и Евреям, а также апологию в защиту христианства против императора Юлиана Отступника (361–363). Огромное значение имеют пять книг против Нестория, труд о Пресвятой Троице, под названием «Сокровище», написанный против Ария и Евномия, и два догматических сочинения о Пресвятой Троице, отличающиеся точностью изложения Православного учения о Исхождении Святого Духа. Сочинение против антропоморфизма написано святителем Кириллом для некоторых египтян, которые по неведению представляли Бога в человеческом образе. В числе творений святителя Кирилла имеются и «Беседы», среди которых особенно трогательно и назидательно «Слово об исходе души», помещенное в славянской «Следованной Псалтири».
ТВОРЕНИЯ
Экзегетические
Несмотря на то, что св. Кириллу приходилось много писать против своих врагов, основная часть его наследия представляет собой не полемические, а экзегетические трактаты. Св. Кирилл был блестящим комментатором Библии и в своих толкованиях следовал аллегорическому методу, что ставит его в один ряд с Оригеном и другими александрийцами. Однако в отличие от Оригена он считал не все детали ветхозаветной истории имеющими духовное значение. Он обращал мало внимания на исторический и филологический анализ текста, зато в его толкованиях всегда присутствует полемика с еретиками.
17 книг О поклонении и служении в Духе и истине, написанных в форме диалогов между св. Кириллом и Палладием, представляют собой аллегорическое объяснение отдельных мест Пятикнижия, избранных не в том порядке, в каком они находятся в Библии, а в том, который наиболее удобен автору для подтверждения его основной идеи. Св. Кирилл доказывает, что буква закона отменена, а дух - нет, и потому толкование ветхозаветных текстов должно быть не буквальным, а аллегорическим. В 1-й книге св. Кирилл говорит об избавлении человека от рабства греху и диаволу, во 2-й и 3-й - об оправдании через Христа, в 4 -5 - о человеческой воле, в 6 -8 - о любви к Богу и ближнему, в 9-13 - о Церкви и священстве, в 14-16 - о духовном поклонении христиан, и в 17-й - об иудейских праздниках, в особенности о Пасхе. Трактат написан после епископской хиротонии св. Кирилла, но до начала антинесторианской полемики (412 - 429).
13 книг Искусных толкований («Глафира») написаны в тот же период жизни святителя и также содержат изъяснение избранных мест из Пятикнижия, однако в порядке их нахождения в Библии. В кн. 1-7 обсуждается книга Бытия, в 8-10 - Исход, в 11-й - Левит, в 12-й - Числа, в 13-й - Второзаконие.
Толкование на пророка Исаию написано, вероятнее всего, после экзегетических трудов на Пятикнижие, но до 429 г. и состоит из пяти книг. Св. Кирилл предлагает читателю «двойное» толкование, включающее «историю», т. е. буквальный смысл текста, и «теорию» - его аллегорическое объяснение.
Толкование на двенадцать пророков состоит из 12 частей, разделенных на тома. После обширного вступления, в котором св. Кирилл указывает на предшествующих экзегетов, следует его собственное толкование, причем каждой книге предпослано свое предисловие.
В Катенах на Ветхий Завет сохранились фрагменты из других толкований св. Кирилла: на книги Царств, Псалмы и библейские песни, Притчи, Песнь Песней, Иеремию, Иезекииля и Даниила. Фрагменты толкований св. Кирилла на Иезекииля сохранились в армянской рукописи, хранящейся в Оксфордском университете (Bodleian Library). О комментариях св. Кирилла на псалмы упоминает патриарх Фотий («Библиотека», № 229). В литературе встречаются упоминания и о других библейских работах св. Кирилла, которые до нас не дошли.
Из Толкования на Евангелие от Матфея, написанного св. Кириллом после 428 г. , сохранились только немногие фрагменты. Это толкование было известно Леонтию Византийскому, Ефрему Антиохийскому и Факунду Ермианскому.
Собрание Бесед на Луку-евангелиста сохранилось в сирийской версии VI -VII вв. , включающей 156 бесед, тогда как на греческом языке дошли целиком только три беседы и некоторые фрагменты. Беседы содержат ярко выраженную противонесторианскую полемику, и ссылка на анафематизмы показывает, что эти беседы были произнесены около 430 г.
Из 12 книг Толкований на Иоанна-евангелиста 10 книг (1-6, 9 - 12) сохранились целиком, а две (7 и 8) - во фрагментах, подлинность которых сомнительна. Комментарий св. Кирилла носит догматико-полемический характер, на что автор указывает во введении. Св. Кирилл находит в Евангелии от Иоанна доказательства единосущия Сына Отцу, опровергая учения ариан и евномиан, а также христологию антиохийской школы. Имя Нестория, а также термин «Богородица» отсутствуют в толковании, поэтому предполагается, что оно составлено до 429 г.
Догматико-полемические и апологетические
Ранние догматико-полемические работы св. Кирилла направлены против ариан. Трактат Сокровище, о Святой и Единосущной Троице написан предположительно в начале епископства св. Кирилла, не позднее 425 г. Трактат состоит из 35 глав. В триадологии св. Кирилл следует своему предшественнику св. Афанасию. Часть трактата является воспроизведением 3-й книги св. Афанасия «Против ариан». В качестве одного из источников св. Кирилл использует книгу Дидима «Против Евномия».
Трактат О Святой и Животворящей Троице написан вскоре после «Сокровища» и является переработкой последнего. Трактат посвящен «брату» Немесию и состоит из семи диалогов автора с другом Ермием: в шести диалогах речь идет о Сыне, в седьмом - о Святом Духе.
Первый антинесторианский трактат - Пять книг против Нестория - написан около 430 г. Он представляет собой критический разбор сборника проповедей, опубликованных Несторием в предыдущем году. Имя Нестория не упоминается в тексте, однако приводятся цитаты из его работ. В первой книге св. Кирилл разбирает места, в которых Несторий высказывается против того, чтобы называть Марию Богородицей; четыре другие книги посвящены двум природам Христа.
Трактат О правой вере, написанный в 430 г., состоит из трех посланий, отправленных св. Кириллом в императорский дворец по поводу несторианской ереси. Первое адресовано царю Феодосию, два других - царицам (без указания имен). По утверждению Иоанна Кесарийского (VI в. ), второе послание адресовано младшим сестрам императора - Аркадии и Марине, а третье - старшей сестре Пульхерии и жене императора Евдокии.
Двенадцать анафематизмов против Нестория написаны в том же 430 г. от лица Собора в Александрии.
Св. Кирилл был вынужден защищать свои анафематизмы в трех апологиях. Первая называется Защищение двенадцати глав против восточных епископов и направлена против Андрея Самосатского, обвинившего св. Кирилла в аполлинарианстве и монофизитстве. От обвинений Феодорита Кирского св. Кирилл защищается в Письме к Евоптию, епископу Птолемаиды Ливийской, от которого он получил текст сочинения Феодорита против анафематизмов. Оба трактата написаны до III Вселенского Собора. Третий трактат в защиту анафематизмов под названием Объяснение двенадцати глав написан в ефесской тюрьме, где св. Кирилл находился в августе - сентябре 431 г. после III Вселенского Собора.
Защитительное слово к царю Феодосию был написан св. Кириллом немедленно после его возвращения из Ефеса в Александрию. В Слове он защищает свои действия до Ефесского Собора и во время его проведения.
Схолии о Воплощении Единородного написаны после 431 г.: в них св. Кирилл дает объяснение имен Христос, Эммануил и Иисус, после чего защищает ипостасное единство природ, опровергая мнения о «смешении» и «связи» между ними. Сочинение против аполлинаристов. Полный текст сохранился в латинской, сирийской и армянской версиях; из греческого оригинала сохранилась лишь часть.
В диалоге О том, что един Христос св. Кирилл опровергает учение о том, что Слово Божие не стало плотью, но соединилось с человеком Иисусом, так что честь Первого не принадлежит Второму. Св. Кирилл ссылается на свою раннюю полемику с Несторием и демонстрирует такую зрелость мысли, что диалог, высоко оцененный в древности, представляется одной из поздних работ св. Кирилла.
Небольшая Книга против не хотящих признавать Святую Деву Богородицей продолжает антинесторианскую полемику. На этот трактат как на подлинное сочинение св. Кирилла в 542 г. ссылался император Юстиниан в своем «Слове против монофизитов».
В трактате Против Диодора и Феодора св. Кирилл опровергает доктрину учителей Нестория - Диодора Тарсийского и Феодора Мопсуестийского. Трактат состоит из трех книг: 1-я посвящена Диодору, 2-я и 3-я - Феодору. Трактат написан около 438 г. Сохранились фрагменты в греческой и латинской версиях. Также во фрагментах сохранился трактат Против антропоморфитов.
Трактат Против синусиастов, т. е. против крайних аполлинариан («синусия» - сосуществование двух природ) написан в поздний период жизни святителя и сохранился в отрывках на греческом и сирийском языках.
Монументальное апологетическое сочинение О святой религии христианской против безбожного Юлиана написано в период между 433 и 441 гг, т. е. после примирения с Иоанном Антиохийским, но до смерти последнего, поскольку из 83-го письма бл. Феодорита явствует, что св. Кирилл послал это сочинение Иоанну. Оно посвящено императору Феодосию II и содержит опровержение трактатов Юлиана Отступника «Против галилеян». Юлиан в 363 г. опубликовал три трактата под этим заглавием. Предисловие св. Кирилла показывает, что язычество в его времена было еще сильно и трактаты Юлиана с обвинениями против христиан пользовались популярностью. Сохранились только первые десять книг св. Кирилла, где он разбирает 1-й трактат Юлиана и говорит о связях между христианством, иудейством и язычеством. Фрагменты из 11-й и 20-й книг, дошедшие в греческой и сирийской версиях, показывают, что в книгах 11-20 речь шла о втором трактате Юлиана. Дж. Ньюман предполагает, что в последующих книгах св. Кирилл опровергал 3-й трактат Юлиана и всего в его сочинении было около 30 книг. Однако из предполагаемых книг 21-30 ничего не сохранилось: возможно, что св. Кирилл и не имел в виду опровергать все трактаты Юлиана, а ограничился лишь первыми двумя (Quasten J. , р. 129-130).
Пасхальные послания
Подобно своим предшественникам - ев. Афанасию, Петру и Феофилу Александрийским, св. Кирилл ежегодно обращался к своей пастве с посланием относительно даты празднования Пасхи. Издатели сочинений св. Кирилла собрали 29 посланий под общим названием Пасхальные беседы. Они написаны между 414 и 442 гг. и посвящены по преимуществу нравственно-аскетическим темам: посту и воздержанию, бдению и молитве, делам благотворительности и милосердия. Обсуждаются также догматические вопросы: в Беседах 5, 8, 17 и 27 св. Кирилл защищает учение о Воплощении против ариан и других еретиков, отрицающих вечность Сына; в Беседе 12 речь идет о Святой Троице. Во многих беседах содержится полемика с иудеями и язычниками.
Беседы
Из проповедей, произнесенных св. Кириллом в период его епископского служения в Александрии, сохранилось не более 22, среди которых некоторые дошли во фрагментах. Издатели назвали их Другими беседами в отличие от Пасхальных бесед (посланий). Первые восемь бесед произнесены в Ефесе во время работы III Вселенского Собора. Из них 1-я произнесена в начале работы Собора, 2-я - в день памяти апостола Иоанна Богослова, 5-я - после осуждения Нестория, 6-я - после разрыва с Иоанном Антиохийским, 7-я - перед арестом. 4-я беседа, Похвальная Святой Марии-Богородице, произнесенная между 23 и 27 июня 431 г. в храме Пресвятой Богородицы в Ефесе, является самой знаменитой в древности проповедью, посвященной Пресвятой Деве Марии: св. Кирилл называет Ее «неугасимой лампадой», «венцом девства», «скипетром Православия», «нерушимым храмом», «вместилищем Невместимого» - некоторые из этих выражений впоследствии вошли в Акафист Пресвятой Богородице. В Беседах 3, 15, 16 и 20 речь идет о Воплощении Сына Божия. Беседа 10-я, О Тайной Вечере, принадлежит, вероятно, Феофилу Александрийскому; 11-я представляет собой не что иное, как 4-ю беседу, расширенную и дополненную в VII -IX вв. 13-я, В Неделю ваий, восходит к Евлогию Александрийскому. Знаменитая 14-я беседа, Об исходе души из тела и о Втором Пришествии Христовом, пользовавшаяся особой популярностью в Средние века (она помещалась в славянской Следованной Псалтири), является произведением сомнительной подлинности: в «Апофтегмах отцов» она упоминается как сочинение Феофила Александрийского. Беседы 8-я, На Преображение Господне, и 12-я, На Сретение Господне, принадлежат к корпусу Бесед на Евангелие от Луки (см. выше).
Письма
Собрание писем св. Кирилла, напечатанное в Патрологии Миня, включает 88 писем, из которых 17 являются письмами других, адресованными ему, и некоторые подложны. Большинство писем св. Кирилла датируются временем после Ефесского Собора. Для истории взаимоотношений Востока и Запада представляет интерес переписка св. Кирилла с папами Целестином и Сикстом. На письма св. Кирилла впоследствии ссылались Вселенские Соборы: письмо 4, второе к Несторию, зачитывалось на III, IV и V Вселенских Соборах. Письмо 17, третье к Несторию, содержит описание деяний Александрийского Собора 430 г. В письме 39, к Иоанну Антиохийскому, св. Кирилл выражает радость по поводу состоявшегося примирения: оно начинается словами «Да возрадуются небеса». Три указанных письма (4, 17, 39) в силу своей догматической значимости получили наименование «вселенских». Письмо 76 содержит отказ св. Кирилла вписать имя Иоанна Златоуста в диптихи. Письмо 80, Ипатии к Кириллу, является подложным, так же как и 86 - Кирилла к папе Леонтию.
***
Сегодня части мощей свт. Кирилла Александрийского находятся в нескольких местах, среди которых: музей-сокровищница Мюнхенской Резиденции (Германия), Евфросиниевский женский монастырь г. Полоцка (Беларусь), Кирилло-Афанасьевский мужской монастырь г. Ярославля (Россия), Николаевский монастырь г. Форт-Майерса (США).
В Греции частицы мощей свт. Кирилла находятся:
- на острове Патмос в мон-ре св. ап. Иоанна Богослова
- в монастыре Мега-Спилео на Пелопоннесе.
По свидетельству епископа Порфирия (Успенского), в середине XIX в. частица мощей свт. Кирилла находилась в мощевике новопостроенной церкви свт. Николая при православной Александрийской Патриархии в Каире.
Тропарь святителю Кириллу Александрийскому, глас 8
Православия наставниче, / благочестия учителю и чистоты, / вселенныя светильниче, / архиереов богодухновенное удобрение, / Кирилле премудре, / ученьми твоими вся просветил еси, / цевнице духовная, // моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак святителю Кириллу Александрийскому, глас 6
Бездну нам учений богословия источил еси / яве от источник Спасовых, / ереси погружающую, / блаженне Кирилле, / и стадо невредимо от треволнений спасающую, / странам бо всем наставник, преподобне, // яко Божественная являя.
Литература об авторе
- «Одна ἐνέργεια» у свт. Кирилла Александрийского в «Толковании на Евангелие от Иоанна» (Ин. 6:53) Лоон Х. 629
- «Толкование на послание к евреям» свт. Кирилла Александрийского: проблематика, обзор источников, изданий и исследований свящ. Максим Никулин 278
- «Толкование на послание к евреям» святителя Кирилла Александрийского как источник по богословию первой половины V в. свящ. Максим Никулин 65
- Богословие Евхаристии в творениях свт. Кирилла Александрийского прот. Иоанн Макгакин
- Был ли свт. Кирилл Александрийский монофизитом свящ. Максим Никулин 455
- Гомилии 3–4 святителя Кирилла Александрийского из «Толкования на Евангелие от Луки» в сирийском переводе по рукописям Damas. 12/19 и Damas. 12/20 с приложением оригинального текста по греческим рукописям иером. Феодор (Юлаев) 141
- Две гомилии святителя Кирилла Александрийского на Рождество из «Толкования на Евангелие от Луки» (гомилии 1–2) по рукописям Damas. 12/19 и Damas. 12/20 иером. Феодор (Юлаев) 88
- Житие святого отца нашего Кирилла, архиепископа Александрийского святитель Димитрий Ростовский
- Защита свт. Кириллом Александрийским выражения «Одна природа Бога слова воплощенная» с точки зрения православных полемистов V-VIII вв. иером. Феодор (Юлаев) 2.4K
- Император Юлиан Отступник и литературная полемика с ним св. Кирилла архиепископа Александрийского в связи с предшествующей историей литературной борьбы между христианами и язычниками А. Вишняков 7.3K
- Кирилл свт., архиеп. Александрийский иером. Феодор (Юлаев) 606
- Нравственно-аскетическое учение свт. Кирилла Александрийского в его «Толковании на послание к евреям» свящ. Максим Никулин 196
- Перевод «Толкования на послание к евреям» свт. Кирилла Александрийского свящ. Максим Никулин 416
- Превосходство Нового Завета над Ветхим и веры над законом в «Толковании на послание к евреям» свт. Кирилла Александрийского свящ. Максим Никулин 431
- Проповеди св. Кирилла Александрийского Миролюбов А. 4.9K
- Свт. Кирилл, архиепископ Александрийский. Его жизнь и деятельность свящ. Тимофей Лященко 8.2K
- Святитель Кирилл Александрийский как главный оппонент Нестория: его христология до Ефесского Собора проф. А.И. Сидоров 2.7K
- Святитель Кирилл Александрийский: его жизнь, церковное служение и творения проф. А.И. Сидоров (Святоотеческое наследие и церковные древности)проф. А.И. Сидоров («Святоотеческое наследие и церковные древности»)
- Сиро-Палестинцы и святитель Кирилл Александрийский проф. В. Н. Лосский 2.7K
- Сотериологические аспекты христологии святителя Кирилла Александрийского в Толкованиях на Евангелие от Иоанна В. В. Новиков 8.4K
- Тринитарная доктрина св. Кирилла Александрийского свящ. Максим Никулин 174
- Учение Севира Антиохийского о «Единой сложной природе» и христология святителя Кирилла Александрийского прот. Олег Давыденков 7.6K
- Учение св. Кирилла, архиепископа Александрийского, об Евхаристии П. Пономарев 626
- Учение святителя Кирилла Александрийского и преподобного Максима Исповедника о животворящем Теле Христа иером. Кирилл (Зинковский) 966
- Христологические образы в ранней экзегезе святителя Кирилла Александрийского. Христос, предвозвещенный в Ветхом Завете В. В. Новиков 2.4K
- Экзегетический метод святителя Кирилла Александрийского в его «Толковании на послание к евреям» свящ. Максим Никулин 207
