святитель Кирилл Александрийский

(376–444)

«Одна ἐνέργεια» у свт. Кирилла Александрийского в «Толковании на Евангелие от Иоанна» (Ин. 6:53) Лоон Х. 0

«Толкование на послание к евреям» свт. Кирилла Александрийского: проблематика, обзор источников, изданий и исследований свящ. Максим Никулин 0

Богословие Евхаристии в творениях свт. Кирилла Александрийского прот. Иоанн Макгакин

Был ли свт. Кирилл Александрийский монофизитом свящ. Максим Никулин 0

Гомилии 3–4 святителя Кирилла Александрийского из «Толкования на Евангелие от Луки» в сирийском переводе по рукописям Damas. 12/19 и Damas. 12/20 с приложением оригинального текста по греческим рукописям иером. Феодор (Юлаев) 0

Две гомилии святителя Кирилла Александрийского на Рождество из «Толкования на Евангелие от Луки» (гомилии 1–2) по рукописям Damas. 12/19 и Damas. 12/20 иером. Феодор (Юлаев) 0

Житие святого отца нашего Кирилла, архиепископа Александрийского святитель Димитрий Ростовский

Защита свт. Кириллом Александрийским выражения «Одна природа Бога слова воплощенная» с точки зрения православных полемистов V-VIII вв. иером. Феодор (Юлаев) 0

Император Юлиан Отступник и литературная полемика с ним св. Кирилла архиепископа Александрийского в связи с предшествующей историей литературной борьбы между христианами и язычниками А. Вишняков 0

Кирилл свт., архиеп. Александрийский иером. Феодор (Юлаев) 0

Нравственно-аскетическое учение свт. Кирилла Александрийского в его «Толковании на послание к евреям» свящ. Максим Никулин 0

Перевод «Толкования на послание к евреям» свт. Кирилла Александрийского свящ. Максим Никулин 0

Превосходство Нового Завета над Ветхим и веры над законом в «Толковании на послание к евреям» свт. Кирилла Александрийского свящ. Максим Никулин 0

Проповеди св. Кирилла Александрийского Миролюбов А. 0

Свт. Кирилл, архиепископ Александрийский. Его жизнь и деятельность свящ. Тимофей Лященко 0

Святитель Кирилл Александрийский как главный оппонент Нестория: его христология до Ефесского Собора проф. А.И. Сидоров 0

Святитель Кирилл Александрийский: его жизнь, церковное служение и творения проф. А.И. Сидоров (Святоотеческое наследие и церковные древности)проф. А.И. Сидоров («Святоотеческое наследие и церковные древности»)

Сиро-Палестинцы и святитель Кирилл Александрийский проф. В. Н. Лосский 0

Сотериологические аспекты христологии святителя Кирилла Александрийского в Толкованиях на Евангелие от Иоанна В. В. Новиков 0

Тринитарная доктрина св. Кирилла Александрийского свящ. Максим Никулин 0

Учение св. Кирилла, архиепископа Александрийского, об Евхаристии П. Пономарев 0

Учение святителя Кирилла Александрийского и преподобного Максима Исповедника о животворящем Теле Христа иером. Кирилл (Зинковский) 0

Учение Севира Антиохийского о «Единой сложной природе» и христология святителя Кирилла Александрийского прот. Олег Давыденков 0

Христологические образы в ранней экзегезе святителя Кирилла Александрийского. Христос, предвозвещенный в Ветхом Завете В. В. Новиков 0

Экзегетический метод святителя Кирилла Александрийского в его «Толковании на послание к евреям» свящ. Максим Никулин 0

Беседы

Догматико-полемические труды

Основное богословие

Послания

Священное Писание Ветхого Завета

Священное Писание Нового Завета

Собрание сочинений

Аудиокниги

Труды на иностранных языках

святитель Кирилл Александрийский
святитель Кирилл Александрийский

Архиепископ Александрийский, отец и учитель Церкви, автор большого количества трудов, посвященных библейской экзегезе, апологетике и догматике. Обличитель ереси Нестория.

Биография

Дни памяти: 18(31) января , 9(22) июня


Кирилл Александрийский родился и вырос в Александрии, будучи представителем знаменитой епископской династии. Его дядей был Феофил Александрийский, после которого он и стал предстоятелем в 412 году.

Один из первых обличил ересь Нестория, был организатором и основным действующим лицом III Вселенского Собора в Эфесе. Ему принадлежат многочисленные полемические работы, опровергающие несторианское учение о Христе. Св. Кирилл первым формулирует учение о единстве ипостаси Спасителя, что было истолковано будущими монофизитами, как утверждение и единства Его сущности. Ему принадлежат и толкования на Священное Писание, объяснения учения о Троице, ряд писем богословского содержания.

Помимо церковной деятельности, он обладал большим влиянием и на светскую власть Александрии. Поэтому, его имя связывается с эпизодами многочисленных конфликтов язычников и христиан. Среди городского населения и монашествующих пользовался непререкаемым авторитетом, а после кончины доброй памятью.

Святитель Кирилл управлял Александрийской Церковью 32 года: к концу его плодотворной деятельности паства была очищена от еретиков.

Скончался святитель Кирилл в 444 году, оставив много творений. Особенно следует отметить Толкования на Евангелия от Луки, от Иоанна, Послания апостола Павла к Коринфянам и Евреям, а также апологию в защиту христианства против императора Юлиана Отступника (361–363). Огромное значение имеют пять книг против Нестория, труд о Пресвятой Троице, под названием «Сокровище», написанный против Ария и Евномия, и два догматических сочинения о Пресвятой Троице, отличающиеся точностью изложения Православного учения о Исхождении Святого Духа. Сочинение против антропоморфизма написано святителем Кириллом для некоторых египтян, которые по неведению представляли Бога в человеческом образе. В числе творений святителя Кирилла имеются и «Беседы», среди которых особенно трогательно и назидательно «Слово об исходе души», помещенное в славянской «Следованной Псалтири».


ТВОРЕНИЯ


    Экзегетические


Несмотря на то, что св. Кириллу приходилось много писать против своих врагов, основная часть его наследия представляет собой не полемические, а экзегетические трактаты. Св. Кирилл был блестящим комментатором Библии и в своих толкованиях следовал аллегорическому методу, что ставит его в один ряд с Оригеном и другими александрийцами. Однако в отличие от Оригена он считал не все детали ветхозаветной истории имеющими духовное значение. Он обращал мало внимания на исторический и филологический анализ текста, зато в его толкованиях всегда присутствует полемика с еретиками.


17 книг О поклонении и служении в Духе и истине, написанных в форме диалогов между св. Кириллом и Палладием, представляют собой аллегорическое объяснение отдельных мест Пятикнижия, избранных не в том порядке, в каком они находятся в Библии, а в том, который наиболее удобен автору для подтверждения его основной идеи. Св. Кирилл доказывает, что буква закона отменена, а дух - нет, и потому толкование ветхозаветных текстов должно быть не буквальным, а аллегорическим. В 1-й книге св. Кирилл говорит об избавлении человека от рабства греху и диаволу, во 2-й и 3-й - об оправдании через Христа, в 4 -5 - о человеческой воле, в 6 -8 - о любви к Богу и ближнему, в 9-13 - о Церкви и священстве, в 14-16 - о духовном поклонении христиан, и в 17-й - об иудейских праздниках, в особенности о Пасхе. Трактат написан после епископской хиротонии св. Кирилла, но до начала антинесторианской полемики (412 - 429).


13 книг Искусных толкований («Глафира») написаны в тот же период жизни святителя и также содержат изъяснение избранных мест из Пятикнижия, однако в порядке их нахождения в Библии. В кн. 1-7 обсуждается книга Бытия, в 8-10 - Исход, в 11-й - Левит, в 12-й - Числа, в 13-й - Второзаконие.


Толкование на пророка Исаию написано, вероятнее всего, после экзегетических трудов на Пятикнижие, но до 429 г. и состоит из пяти книг. Св. Кирилл предлагает читателю «двойное» толкование, включающее «историю», т. е. буквальный смысл текста, и «теорию» - его аллегорическое объяснение.


Толкование на двенадцать пророков состоит из 12 частей, разделенных на тома. После обширного вступления, в котором св. Кирилл указывает на предшествующих экзегетов, следует его собственное толкование, причем каждой книге предпослано свое предисловие.


В Катенах на Ветхий Завет сохранились фрагменты из других толкований св. Кирилла: на книги Царств, Псалмы и библейские песни, Притчи, Песнь Песней, Иеремию, Иезекииля и Даниила. Фрагменты толкований св. Кирилла на Иезекииля сохранились в армянской рукописи, хранящейся в Оксфордском университете (Bodleian Library). О комментариях св. Кирилла на псалмы упоминает патриарх Фотий («Библиотека», № 229). В литературе встречаются упоминания и о других библейских работах св. Кирилла, которые до нас не дошли.
Из Толкования на Евангелие от Матфея, написанного св. Кириллом после 428 г. , сохранились только немногие фрагменты. Это толкование было известно Леонтию Византийскому, Ефрему Антиохийскому и Факунду Ермианскому.


Собрание Бесед на Луку-евангелиста сохранилось в сирийской версии VI -VII вв. , включающей 156 бесед, тогда как на греческом языке дошли целиком только три беседы и некоторые фрагменты. Беседы содержат ярко выраженную противонесторианскую полемику, и ссылка на анафематизмы показывает, что эти беседы были произнесены около 430 г.


Из 12 книг Толкований на Иоанна-евангелиста 10 книг (1-6, 9 - 12) сохранились целиком, а две (7 и 8) - во фрагментах, подлинность которых сомнительна. Комментарий св. Кирилла носит догматико-полемический характер, на что автор указывает во введении. Св. Кирилл находит в Евангелии от Иоанна доказательства единосущия Сына Отцу, опровергая учения ариан и евномиан, а также христологию антиохийской школы. Имя Нестория, а также термин «Богородица» отсутствуют в толковании, поэтому предполагается, что оно составлено до 429 г.


        Догматико-полемические и апологетические


Ранние догматико-полемические работы св. Кирилла направлены против ариан. Трактат Сокровище, о Святой и Единосущной Троице написан предположительно в начале епископства св. Кирилла, не позднее 425 г. Трактат состоит из 35 глав. В триадологии св. Кирилл следует своему предшественнику св. Афанасию. Часть трактата является воспроизведением 3-й книги св. Афанасия «Против ариан». В качестве одного из источников св. Кирилл использует книгу Дидима «Против Евномия».


Трактат О Святой и Животворящей Троице
 написан вскоре после «Сокровища» и является переработкой последнего. Трактат посвящен «брату» Немесию и состоит из семи диалогов автора с другом Ермием: в шести диалогах речь идет о Сыне, в седьмом - о Святом Духе.
Первый антинесторианский трактат - Пять книг против Нестория - написан около 430 г. Он представляет собой критический разбор сборника проповедей, опубликованных Несторием в предыдущем году. Имя Нестория не упоминается в тексте, однако приводятся цитаты из его работ. В первой книге св. Кирилл разбирает места, в которых Несторий высказывается против того, чтобы называть Марию Богородицей; четыре другие книги посвящены двум природам Христа.


Трактат О правой вере, написанный в 430 г., состоит из трех посланий, отправленных св. Кириллом в императорский дворец по поводу несторианской ереси. Первое адресовано царю Феодосию, два других - царицам (без указания имен). По утверждению Иоанна Кесарийского (VI в. ), второе послание адресовано младшим сестрам императора - Аркадии и Марине, а третье - старшей сестре Пульхерии и жене императора Евдокии.


Двенадцать анафематизмов против Нестория написаны в том же 430 г. от лица Собора в Александрии.
Св. Кирилл был вынужден защищать свои анафематизмы в трех апологиях. Первая называется Защищение двенадцати глав против восточных епископов и направлена против Андрея Самосатского, обвинившего св. Кирилла в аполлинарианстве и монофизитстве. От обвинений Феодорита Кирского св. Кирилл защищается в Письме к Евоптию, епископу Птолемаиды Ливийской, от которого он получил текст сочинения Феодорита против анафематизмов. Оба трактата написаны до III Вселенского Собора. Третий трактат в защиту анафематизмов под названием Объяснение двенадцати глав написан в ефесской тюрьме, где св. Кирилл находился в августе - сентябре 431 г. после III Вселенского Собора.


Защитительное слово к царю Феодосию был написан св. Кириллом немедленно после его возвращения из Ефеса в Александрию. В Слове он защищает свои действия до Ефесского Собора и во время его проведения.


Схолии о Воплощении Единородного написаны после 431 г.: в них св. Кирилл дает объяснение имен Христос, Эммануил и Иисус, после чего защищает ипостасное единство природ, опровергая мнения о «смешении» и «связи» между ними. Сочинение против аполлинаристов. Полный текст сохранился в латинской, сирийской и армянской версиях; из греческого оригинала сохранилась лишь часть.


В диалоге О том, что един Христос св. Кирилл опровергает учение о том, что Слово Божие не стало плотью, но соединилось с человеком Иисусом, так что честь Первого не принадлежит Второму. Св. Кирилл ссылается на свою раннюю полемику с Несторием и демонстрирует такую зрелость мысли, что диалог, высоко оцененный в древности, представляется одной из поздних работ св. Кирилла.


Небольшая Книга против не хотящих признавать Святую Деву Богородицей продолжает антинесторианскую полемику. На этот трактат как на подлинное сочинение св. Кирилла в 542 г. ссылался император Юстиниан в своем «Слове против монофизитов».


В трактате Против Диодора и Феодора св. Кирилл опровергает доктрину учителей Нестория - Диодора Тарсийского и Феодора Мопсуестийского. Трактат состоит из трех книг: 1-я посвящена Диодору, 2-я и 3-я - Феодору. Трактат написан около 438 г. Сохранились фрагменты в греческой и латинской версиях. Также во фрагментах сохранился трактат Против антропоморфитов.


Трактат Против синусиастов, т. е. против крайних аполлинариан («синусия» - сосуществование двух природ) написан в поздний период жизни святителя и сохранился в отрывках на греческом и сирийском языках.


Монументальное апологетическое сочинение О святой религии христианской против безбожного Юлиана написано в период между 433 и 441 гг, т. е. после примирения с Иоанном Антиохийским, но до смерти последнего, поскольку из 83-го письма бл. Феодорита явствует, что св. Кирилл послал это сочинение Иоанну. Оно посвящено императору Феодосию II и содержит опровержение трактатов Юлиана Отступника «Против галилеян». Юлиан в 363 г. опубликовал три трактата под этим заглавием. Предисловие св. Кирилла показывает, что язычество в его времена было еще сильно и трактаты Юлиана с обвинениями против христиан пользовались популярностью. Сохранились только первые десять книг св. Кирилла, где он разбирает 1-й трактат Юлиана и говорит о связях между христианством, иудейством и язычеством. Фрагменты из 11-й и 20-й книг, дошедшие в греческой и сирийской версиях, показывают, что в книгах 11-20 речь шла о втором трактате Юлиана. Дж. Ньюман предполагает, что в последующих книгах св. Кирилл опровергал 3-й трактат Юлиана и всего в его сочинении было около 30 книг. Однако из предполагаемых книг 21-30 ничего не сохранилось: возможно, что св. Кирилл и не имел в виду опровергать все трактаты Юлиана, а ограничился лишь первыми двумя (Quasten J. , р. 129-130).


    Пасхальные послания


Подобно своим предшественникам - ев. Афанасию, Петру и Феофилу Александрийским, св. Кирилл ежегодно обращался к своей пастве с посланием относительно даты празднования Пасхи. Издатели сочинений св. Кирилла собрали 29 посланий под общим названием Пасхальные беседы. Они написаны между 414 и 442 гг. и посвящены по преимуществу нравственно-аскетическим темам: посту и воздержанию, бдению и молитве, делам благотворительности и милосердия. Обсуждаются также догматические вопросы: в Беседах 5, 8, 17 и 27 св. Кирилл защищает учение о Воплощении против ариан и других еретиков, отрицающих вечность Сына; в Беседе 12 речь идет о Святой Троице. Во многих беседах содержится полемика с иудеями и язычниками.


     Беседы


Из проповедей, произнесенных св. Кириллом в период его епископского служения в Александрии, сохранилось не более 22, среди которых некоторые дошли во фрагментах. Издатели назвали их Другими беседами в отличие от Пасхальных бесед (посланий). Первые восемь бесед произнесены в Ефесе во время работы III Вселенского Собора. Из них 1-я произнесена в начале работы Собора, 2-я - в день памяти апостола Иоанна Богослова, 5-я - после осуждения Нестория, 6-я - после разрыва с Иоанном Антиохийским, 7-я - перед арестом. 4-я беседа, Похвальная Святой Марии-Богородице, произнесенная между 23 и 27 июня 431 г. в храме Пресвятой Богородицы в Ефесе, является самой знаменитой в древности проповедью, посвященной Пресвятой Деве Марии: св. Кирилл называет Ее «неугасимой лампадой», «венцом девства», «скипетром Православия», «нерушимым храмом», «вместилищем Невместимого» - некоторые из этих выражений впоследствии вошли в Акафист Пресвятой Богородице. В Беседах 3, 15, 16 и 20 речь идет о Воплощении Сына Божия. Беседа 10-я, О Тайной Вечере, принадлежит, вероятно, Феофилу Александрийскому; 11-я представляет собой не что иное, как 4-ю беседу, расширенную и дополненную в VII -IX вв. 13-я, В Неделю ваий, восходит к Евлогию Александрийскому. Знаменитая 14-я беседа, Об исходе души из тела и о Втором Пришествии Христовом, пользовавшаяся особой популярностью в Средние века (она помещалась в славянской Следованной Псалтири), является произведением сомнительной подлинности: в «Апофтегмах отцов» она упоминается как сочинение Феофила Александрийского. Беседы 8-я, На Преображение Господне, и 12-я, На Сретение Господне, принадлежат к корпусу Бесед на Евангелие от Луки (см. выше).


    Письма


Собрание писем св. Кирилла, напечатанное в Патрологии Миня, включает 88 писем, из которых 17 являются письмами других, адресованными ему, и некоторые подложны. Большинство писем св. Кирилла датируются временем после Ефесского Собора. Для истории взаимоотношений Востока и Запада представляет интерес переписка св. Кирилла с папами Целестином и Сикстом. На письма св. Кирилла впоследствии ссылались Вселенские Соборы: письмо 4, второе к Несторию, зачитывалось на III, IV и V Вселенских Соборах. Письмо 17, третье к Несторию, содержит описание деяний Александрийского Собора 430 г. В письме 39, к Иоанну Антиохийскому, св. Кирилл выражает радость по поводу состоявшегося примирения: оно начинается словами «Да возрадуются небеса». Три указанных письма (4, 17, 39) в силу своей догматической значимости получили наименование «вселенских». Письмо 76 содержит отказ св. Кирилла вписать имя Иоанна Златоуста в диптихи. Письмо 80, Ипатии к Кириллу, является подложным, так же как и 86 - Кирилла к папе Леонтию.

***

Сегодня части мощей свт. Кирилла Александрийского находятся в нескольких местах, среди которых: музей-сокровищница Мюнхенской Резиденции (Германия), Евфросиниевский женский монастырь г. Полоцка (Беларусь), Кирилло-Афанасьевский мужской монастырь г. Ярославля (Россия), Николаевский монастырь г. Форт-Майерса (США).

В Греции частицы мощей свт. Кирилла находятся:
- на острове Патмос в мон-ре св. ап. Иоанна Богослова
- в монастыре Мега-Спилео на Пелопоннесе.
По свидетельству епископа Порфирия (Успенского), в середине XIX в. частица мощей свт. Кирилла находилась в мощевике новопостроенной церкви свт. Николая при православной Александрийской Патриархии в Каире.


Тропарь святителю Кириллу Александрийскому, глас 8

Православия наставниче, / благочестия учителю и чистоты, / вселенныя светильниче, / архиереов богодухновенное удобрение, / Кирилле премудре, / ученьми твоими вся просветил еси, / цевнице духовная, // моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак святителю Кириллу Александрийскому, глас 6

Бездну нам учений богословия источил еси / яве от источник Спасовых, / ереси погружающую, / блаженне Кирилле, / и стадо невредимо от треволнений спасающую, / странам бо всем наставник, преподобне, // яко Божественная являя.