Источник

Июнь-изок (липань)

5 ч. Память о св. Петре коришском

В рукописи Рыльского монастыря читается житие преп. Петра, в Коришской горе288.

Не имея в руках сего жития, ограничиваемся сведениями о св. Петре коришском, собранными недавним путешественником в местах подвигов св. Петра.

«По страшной трущобе,– пишет путешественник,– ехали мы более получаса, краем горы Мравиница, то поднимаясь, то опускаясь и добрались наконец до площадки, образуемой скалами над глубоким ущельем. Здесь был выстроен Коришский монастырь. Он давно запустел и самое село Кориша, расположенное несколько выше, в горах, перешло в руки арнаутов, мусульман. Место, в котором спасался юный отшельник, св. Петр коришский, по своему уединению, по страшной пропасти и грозным скалам, которыми оно окружено, напоминает ту обитель, где теперь покоится тело его, Чернорецкий монастырь... Мы вошли в небольшую пещеру, в которой св. Петр устроил церковь. В ней еще довольно хорошо сохранился написанный на скале образ Спасителя; подле образа мы могли прочесть слова:

«неимать ходити в тме»

Вблизи от этой пещеры находится другая ниже, но длиннее, в которой, как говорят, постился отшельник и в которой потом устроена была также церковь... несколько далее стоят развалины величественнаго здания. Царь Душан (1337–1351), чтобы почтить достойно память святаго юноши, котораго он знал и любил, вскоре после его смерти решился выстроить подле его пещеры большую великолепную церковь; но как было поместить ее на склоне горы, где природа образовала лишь несколько небольших уступов и узких площадок? Душан смело бросил аркаду в глубину ущелья и на аркаде основал церковь. Арки стоят еще почти невредимо, но церковь мусульмане разрушили; только уцелел большой кусок одной из стен, и именно той, которая стоит над самою пропастью, не примыкая к горе. На ней видны еще образа, написанные в три ряда, один над другим»289. В другом местеe тот же путешественник пишет: «в чернорецкой церкви стоит рака с мощами юноши, св. Петра коришскаго, который (кажется, во время Душана) вел постническую жизнь в горах, близ Призрена. Когда была разрушена церковь, им там устроенная, то люди из села Брияки в Колашине, принадлежавшие к роду Косачи, перенесли его мощи в соседнюю с их селом церковь св. архангела, построенную св. Иоанникием и положили их тут. В раке хранилась и книга, которую св. коришский, как разсказывают, всегда носил с собою; книга была еще цела в прошлом году»290.

15 ч. Страдание св. Лазаря, князя сербского

Блаженный Лазарь291 не был из потомков владетельного дома св. Немани292. В честь св. Стефана Немани те всегда соединяли с собственным своим именем имя Стефана. Но он был женат на Милице, происходившей от св. Сте­фана Немани, чрез второго сына его Волкана293. Потому и он писался Стефан Лазарь. Звание князя дозволил ему носить царь Душан, как родственнику Неманичей.

При ц. Уроше он был правителем Сремской придунайской области. Когда в 1371 году погиб похититель царской власти последнего Уроша, Лазарь, не объявляя себя владетелем всей Сербии, употреблял меры к поправлению печального состояния её. Прежде всего обратил он внимание на дикие своеволия областных правителей. Герцеговинский наместник Николай Алтаман более походил на атамана разбойничьих шаек, чем на охранителя покоя и нравственности общественных: с шайками подобных себе испорченных людей он нападал на соседей и производил грабежи и убийства. Князь Лазарь с сильными отрядами преследовал его из одного места в другое; тот заперся в крепости Ужице; осадив его тут, Лазарь довёл дело до того, что Алтамана выдали Лазарю. Князь приказал лишить его зрения и вывесть за границу. Потом разбил он у Браничева Радича Бранковича. Для довершения победы над разрушительным своеволием мечтательных кралей, Лазарь прошёл с войском Далматию и Боснию294. Выгнав венгров из Срема и Мачвы, присоединил к Сербии знатную часть по правую и левую сторону р. Тиссы до нынешнего Темесвара.– Для того, чтобы наместники не отделяли личных интересов от интересов всей Сербии, он выдал за них дочерей своих. После таких подвигов Лазаря вся Cepбия объявила его верховным властителем Сербии295.

Церковь сербская примирена была благочестием его с патриархом цареградским. Тот негодовал на правителей Сербии за присвоение сербскому архиепископу звания патриарха и за провозглашение сербского владетеля Душана царём. Особенно это негодование стало сильно тогда, как царь Душан, завоевав греческие области, подчинил ведению сербского патриарха церкви, дотоле бывшие в ведении константинопольского патриарха и выслал из своих областей греков епископов.– Деспот Иоанн Углеш в 1368 г. передал церкви своей области ведению цареградского патриарха296. Блаженный Лазарь положил устроить дела мирным соглашением. По определению собора послан был умный инок Исаия в Константинополь. На соборе цареградского патриарха определено оставить в силе права независимого сербского архиепиcкoпa, предоставить ему и звание патриарха, но с тем, чтобы пользовался последним только в Сербии.

Новый патриарх, блаж. Ефрем возложил царский венец на кн. Лазаря297.

Десять лет после того Сербия наслаждалась спокойствием полным. Лазарь вызывал жителей в города, разорённые в несчастное время. Богатые рудники серебра, разработываемые в горах, оживили промышленность и торговлю.

Благочестие Лазаря открывалось во многих опытах:

а) Грамотою 1380 г. «благоверный Стефан князь Лазарь» дал больнице хиландарской с. Елчаницу298 и он же распространил главный хиландарский храм пристроенною папертию. В том же 1380 г. пожаловал он построенному им храму введения Богоматери в Горнаке несколько сёл для основавшейся тут иноческой общины299.

б) Русскому Пантелеймонову монастырю «кнезь Серблем и Подунавию» грамотою 1381 г. дал село Длабе и ему же в том же году отдал Спасскую церковь в Хвостне300,– приняв на себя звание ктитора монастыря Пантелеймонова301.

в) В подкрылии горы Кучайны, писали впоследствии в Москву, находится царская священная обитель, называемая Олешковице, в которой храм св. Троицы есть строение святого между царями мученика, князя Лазаря302.

г) Особенно же памятником ему служит «Задушбина» его, монастырь Раваница. В грамоте своей 1381 года писал он: «ревнуя бывшим прежде меня царям благочестивым, на престол коих вознес меня Бог, решился я принесть посильную жертву: построил с основания монастырь в честь вознесения Господня и посильно украсил его, приготовил жилья для общежития братии, установленнаго апостолами. Достаточно приготовил всего: доходы и села, насадил виноградники, другия купил... Все, что отдаю я, не составляет ни чьей собственности,– не учинил я никому насилия, все или куплено или приобретено меною, как кто хотел... Пусть не поставляется игумен со стороны; 12 благоговейных братий, по совещанию с князем, избирают из монастырской братии и положив руку на евангелие скажут: сей достоин быть наставником общежитию нашему и пасти Христово стадо»303.

д) Кн. Лазарь заботился и о поддержании христианского просвещения в народе304.

Страшные беды близились к Сербии. Азиатские дикари турки уже утвердились в Румелии, взяв Одрин-Адрианополь. Болгария почти вся пала пред ними. Эпир и Албания признали зависимость от султана. Насилия турков не знали пределов.

В 1387 г. Лазарь заманил в теснины эпирские 20.000 турок и едва спаслось 500 из них от меча Лазарева305. Гордые османы заскрежетали зубами: они поклялись истребить сербов.– Управившись с другими делами, султан Мурат двинул 300.000 войска против Сербии.– Он потребовал от Лазаря или полной покорности или решительного боя. Князь почтительно отвечал (мая 24, 1389 г.): «я получил писание ваше и понял, что вы повелеваете, чтобы пришел я к вам, принес дань и покорность и не назывался бы ни князем, ни королем. Все это не в моей власти. Меня поставили князья и вельможи всей сербской земли. Я не могу покориться тебе, не нарушая клятвы, данной народу. Да и полезно ли это будет для тебя? Потерпи нам, подожди на месте, где остановился. Я соберу народ мой. Если он скажет, чтобы покорился я: пред всеми поклонюсь тебе. Если же не захотят того, я должен с ними выдти против тебя. Так я клялся им. Преследуя меня одного, ты будешь разорять замлю? В таком случае хотя бы не хотел я, должен стать против тебя». Султан обещал ждать ответа 17 дней. Некоторые из бывших при князе областных начальников советовали покориться. Но Лазарь отвечал им тоже, что султану. Посланы были грамоты ко всем областным начальникам немедленно явиться с войском, если не хотят быть данниками султана306. Сильный захолмский князь не успел придти к сроку за отдаленностию. У Лазаря собралось до 60.000 войска. Оставалось идти с таким числом против 300.000.– Июня 15 д. 1389 г. должна была произойти решительная битва. Этот день Лазарь каждый год праздновал; в этот день он положил основание своей Задушбине – Раванице. На этот раз накануне дня праздничного собрались к Лазарю для советов о битве. Лазарь был грустен. Рано утром следующего дня, по совету святителя, князь причастился св. таин, причастилось и всё войско. Милош и три друга его поспешили в стан Мурата307. Он просил провесть его в шатёр Мурата, чтобы открыть тайну. Явясь пред султаном, он поклонился ему и в ту же минуту выхватил меч и пронзил Мурата. От ужаса оцепенели слуги султана. Милош и три друга его бросились на коней; но их окружили и изрубили. Если бы сербы воспользовались смятением, последовавшим за смертию султана,– напали на турок, победа полная была бы на их стороне. Но Вук Бранкович, тайный приятель сына Вулкашинова, действовавшего теперь за магометан, распространил слух, что Милош отправился предателем в стан вражеский и в стане Лазаря явился страх. Князю Лазарю пришлось возбуждать мужество в дружинах сербских. Между тем сын Мурата – Баязет явился предводителем турецкого полчища. Одушевленные Лазарем, сербы решились дорого продать жизнь. Центром и крылом правым начальствовал Лазарь, левым крылом – Юрий Кастриот с албанцами. Вук Бранкович вызвался стоять с запасным войском позади, чтобы подкрепить сражающихся, когда явится нужда.– Быстрый напор турок встречен был холодно и немного спустя враги начали мешаться. Задние отряды, выдвинутые Баязетом, возобновили жестокую сечу. Пять часов продолжа­лась битва. Пора было подкрепить сражающиеся войска сербов: но Бранкович не трогался с места. Лазарь бился в первых рядах; раненный, на истомленном коне, он бросился сменить коня. Сербы дрогнули. Явясь снова в ряды своих, Лазарь силился удержать пошатнувшихся. Враги, пользуясь колебанием сербов, ударили на них всеми силами. Сражавшиеся сербы то пали от меча, то взяты в плен; цел остался Бранкович, не тронувшийся с места с своими дружинами.

Кн. Лазарь, покрытый 16 ранами, взят был в плен и приведён с несколькими из своих к Баязету. Крепость сил была у него гигантская: он мог одним ударом разсечь двух людей с лошадью. Но теперь он был весь израненный. Отрубить ему голову,– сказал султан;– нет, прежде пусть мы лишимся жизни – не хотим видеть смерти его,– сказала дружина князя. Так умер христианский князь308.

Тело страдальца князя, едва найденное, погребено в ближайшем храме приштинской епископии. Спустя два года и 8 месяцев оно оказалось нетленным и тогда перенесено в Задушбину князя – в Рованицкий монастырь; здесь оно положено было в мраморном гробе. Тогда же написана была служба св. кн. Лазарю. В ней молились: «иже вьса приведи от небытия в бытие, иже от девы неискусомужние нас ради въплъщсе, Измаиля врага покоры борющаго нас, деспоту нашему победу даруй, молбами твоего Лазара и рождъшее те, слово Божие»309. В 1683 г. во время войны турков с немцами старая Раваница совсем была опустошена магометанами и иноки её перенесли мощи св. князя в одну из обителей Фрушской горы, названную новою Раваницею310.

Современный описатель подвига св. муч. Георгия софийского пишет: «когда князь Лазарь побежден был турками на Косовом поле, его одного прославил Бог: тело его до ныне пребывает невредимым, чему был я очевидец; глава его отсечена и обагрена кровью, смотря, думаешь, как будто ныне она отсечена;– испускает благовоние.... Ведь и Мурат тогда же убит и с ним пало несчетное число турок: и однако не явилось знамения ни на начальнике, ни на подчиненном,– все истлели»311.

Живыми чувствами исторической правдивости дышат слова, вышитые золотом вдовою деспота Углеша, инокинею Евфимиею, на шёлковом покрове, приготовленном для Лазаревой гробницы.

«Среди благ миpa сего воспитывался ты от юности, о новый мученик, князь Лазарь! Крепкая рука Господня являла тебя крепким и славным между властителями земли. Господствовал ты над страною отечественною и врученных тебе христиан утешал счастием. Мужественною душею и с решимостию святою вышел на змия супостата церквей святых. Нельзя терпеть того, положил ты, чтобы христианами обладали измаильтяне; если же нельзя того достигнуть, пусть обагрюсь кровию моею, соединюсь тогда с воинством Царя небеснаго. Два желания твои исполнились. Змия убил ты и получил венец от Бога. Не оставляй же в забвении детей твоих, оставшихся сирыми после отшествия твоего. Ты переселился к небесным радостям; а любезныя дети твои – в скорбях тяжких. Ими обладают измаильтяне. Bсе мы требуем помощи твоей. Молим тебя, молись общему Владыке за возлюбленных чад твоих и за всех с любовию служащих им. Много скорбей тяготеет над детьми твоими. Вкушающие хлеб их поднимают на них ковы, забыв твои благодеяния, мученик! Ты переселился с земли; но знаешь страдания детей твоих и как мученик имеешь дерзновение пред Господом. Приклони колени пред венчавшим тебя... Странную меня ты покоил телесно: ныне прошу о сугубом – утиши жестокую бурю души и тела моего. Евфимия усердно приносит тебе cиe святый»312.

В 1550 г. Паисий, игумен Хиландарскаго монастыря, явясь с тремя старцами к царю Иоанну, поднёс ему в дар «образ святаго краля Милютина и св. князя Лазаря и службу им»313.

24 ч. Память св. Никиты, епископа ремесианского

Св. Никита родился в том же городе Ремесиан (Ремешек), в котором родился и друг его Павлин, епископ нольский, и притом в том же 353 году. Так говорит блаж. Павлин314. Св. Никита не был грек: иначе писал бы сочинения на греческом языке; не был и римлянин; иначе назывался бы Виктором, а не Никитою; да и не возбуждал бы латинскими сочинениями удивление в римлянах. Он был славянин, но получил обширное образование римское, вероятно в Риме315. Святителем он был в родном своём городе. Ремешек находился между Софиею и Нишью; это тоже, что нынешний Нирот316.

Кому и как проповедывал евангелие св. Никита, это описывает друг его епископ Павлин в своей поэме о св. Никите.

И Бесы более жестокие, чем снег их,

Став овцами при тебе, пастыре, пасутся во дворе мира.

Словами твоими смиряется Скиф и борясь с собой

укрощает сердце.

При тебе учителе,

И Геты бегут и оба Дака,

Как тот, что обработывает землю,

Так и житель береговый, покрытый волосами

Более быка»317.

Бесы при Страбоне «занимали большую часть горы Эмоса"-Балкан318. При Юстиниане Фрак из племени бесов лицо значительное319; другой бес-Фрак военачальник Величара в войне с персами и потом главный начальник войск в Италии320.– Иначе бесы – балканское племя славян321.

Скифы – славяне Мизии, во время Павлина уже успевшие распространиться за запад от Малой Скифии. Они же и Геты 322 .

Оба Дака – житель левого берега Дуная и другой со времени Аврелиана живший на правом берегу Дуная323. Дакия собственно страна славян на левом берегу Дуная, но где поселились колонии римлян, известных у Нестора и других под именем Волохов324.

В этом описании племён видим подтверждение той справедливой мысли, что после того, как многие славянские племена силою оружия Филиппа македонского вытеснены были из Фракии и Иллирии на северный берег Дуная325, где они известны истории под именем Даков, некоторые племена их остались ещё во Фракии и Иллирии, особенно в ущельях гор южных326.

Св. Никите, по воле Божией, пришлось быть апостолом этих славянских племён юга и путешествовать из страны в страну, чтобы с апостольскою ревностию проповедывать евангельское учение327. Для гетов проповедь не требовала даже долгого пути. «Геты бегут сами»,– говорит Павлин.– Блаж. Иероним писал: «рыжее и белокурое войско гетов носит с собою в палатках церкви»328.

Во время св. Никиты христианство уже сильно распространено было во Фракии: на средечском соборе 347 г. присутствовали епископы: Средца, Скуп, Липляны, Ниша, Водины (Aquae) и Чехова дома (Sigindum)329.– При Максимиане в Потаме замучены были Боголеп (Феопрепий) и Зотик с Акиндином330. Но не только многие сёла славянские, целые племена славян как по дикости, так и по недоверчивости к грекам, неохотно слушали проповедь греков, которая притом большинству их была вовсе и непонятна. Св. Никита, первый епископ Ремешка, посвятил свою жизнь на проповедание веры своим родичам-славянам. И успехи проповеди его были блистательные.

О перемене, произведенной Никитою между бесами, тот же современник его блаж. Иероним говорил: «зверские бесы и толпы тулупников (pellitorum), которые некогда приносили в жертву людей, изменили свой скрежет на сладкую песнь Христу»331. Блаж. Павлин поёт ещё о св. Никите:

«Не любившие склонять шею под рабство,

Неукротимые никакою войною,

Ныне покорные истинному Владыке, весело

Протягивают шею332.

Ныне более богатый ценою труда

Бес радуется: из земли рукою

Копал прежде; теперь умом на небе

Собирает золото333.

Какая перемена! И какая счастливая!

Непроходимыя и кровавыя дотоле горы

Ныне скрывают разбойников, ставших монахами,

Питомцами мира.

Где был обычай зверей,

Ныне там чин ангелов;

Скрывается праведник в пещере,

Где был разбойник»334.

Так деятельность св. Никиты, проповедника славянского, обращена была преимущественно на славян балканских. Это и естественно по близости их к месту кафедры его. Павлин восхищался тем, что неукротимые бесы, усмиренные проповедию св. Никиты, стали мирны в отношении к империи; по отзывам же истории, один из питомцев св. Никиты уже сидел на престоле восточной империи; это Лев великий, родом Фрак и точнее бес335, а когда имп. Анастасий начал насилиями проповедывать евтихианство в империи, воспитанные в чистой вере св. Никитою жители Фракии, Мисии и Малой Скифии явились (в 514 г.) самыми жаркими защитниками православия и защищали его с оружием в руках336.

Св. Никита в 392 г. по поручению собора отправлялся увещевать соседнего епископа Боноза, запутавшегося в ошибки о вере337.– В 397 г. путешествовал он в Рим и в Ноле виделся с другом своим епископом Павлином. Павлину очень хотелось, чтобы святитель пробыл у него подольше, но дела паствы отозвали святителя к его пастве. Спустя четыре года (в 402 г.) св. Никита явился в Нолу к празднику св. Феликса (февр. 14), не взирая на опасность времени. Друг его Павлин был в восторге от этого неожиданного посещения. Он написал поэму о св. Феликсе, где изображает радость свою и о посещении его святителем338. Как долго после того подвизался св. Никита, точных известий о том нет. Но так как блаж. Павлин, ровесник св. Никиты, скончался в 431 г. на 87 г. своей жизни, то, вероятно, и кончина св. Никиты последовала не прежде 420 г. июня 22 д.339

Геннадий массилийский писал: «Никита, епископ Ремессианы, сочинил слогом простым и чистым, приспособленным к оглашаемым в вере, шесть книг. Первая о готовящихся к вере; вторая о заблуждениях язычества; третья о вере в Высочайшее существо; четвёртая против родословия; пятая о символе; шестая о жертве пасхальнаго агнца. Кроме того издал он книгу о падшей деве, возбуждающую каждаго падшаго к исправлению»340.– Kaccиoдор весьма хвалит сочинения св. Никиты за благочестивый дух и за основательное знание341. Сочинения св. Никиты известны и ныне342.

* * *

288

Григоровича Путешествие стр. 187.

289

Гильфердинг в Зап. геогр. общ. ХШ, 217–219.

290

Там же стр. 162.

291

Житие св. кн. Лаваря, в Гласнике XI, 108–115, очень бедно по содержанию: это – набор напыщенных, диких фраз, обличающих бедность мысли сочинителя.– Чтобы видеть жизнь кн. Лазаря, надобно пересмотреть другие памятники былого.

292

Лазарь был из боярского дома Гербляновичей, Раича Ист. 3: 4, 5. Сербляк л. 144. Сам Лазарь говорит, что у него «брат челник Млье и сестра Драгана». Хиландар. грам. 1381 г.

293

Описатель жизни св. Стефана деспота, сына Лазарева, пишет: «Влькан вторый сын Симеона, брат же Саввы, великий князь, роди сына Жупана Димитра, в иноческом сане Давид именовался и светый, созда церковь при peце Лиме в месте Бродареве. С же роди сына Вратислава кнеза. Вратислав же роди сына Вратка кнеза; Вратко же роди дщерь Милицу. Сия ж бысть сьпружница великаго кнеза Лазаря». Тоже Цароставник у Раича 3, 3 и Никон. лет. 2, 289.

294

Марко, сын Вулкашина, называл себя призренским кралем; Владимир, незаконный сын Душана, также писался на монетах кралем (Гласник VIII, 276; VÏ 186, 189).

295

Раича Ист. 3, 1–17. Летоп. в Гласнике I, 166; V: 77, 78. XÏ 148, 149. Сын Вулкашина отказался и на общем собрании признавал верховную власть Лазаря; но Лазарь скоро выгнал его из призренского кралевства его. Тронош. лет. § 40, 41.

296

Acta patriarch. Constant. 1, 558–566. Vindob. 1860. Гласник VIII, 126–128.

297

О постановлении второго патриарха Сербии – в муз. Румянцева стр. 157. Раича Ист. 3, 17–20; 2: 627, 628. Синаксарь Сербляка л. 145. На монетах «кнезь Лазарь», но в византийской короне и со скипетром в руке (Зап. археол. общ. 1: 359, 366, 367. Гласник V, 214). По другим памятникам, он то князь, то царь; последнее означало, что народ уважал его как царя, хотя он и не носил имени царя.– Сербляк (л. 145) говорит, что примирение Константинополя с сербскою церков было при п. Феофане; но в 1376 г. патриархом кон. был Филофей, столько же кроткий, сколько умный и просвещенный. В другом месте (л. 152) и Сербляк говорит, что примирение последовало при п. Филофее.

298

Григоровича Путеш. стр. 51. Грамота нап. в Гласнике XI, 138–140.

299

Вуич Путеш. по Cepбии стр. 71, 73. Гласник IV: 192, 194.

300

Порфирии указатель стр. 55. Григоровича Путеш. стр. 81. Грамоты напеч. в Христ. Чт. 1853 г. 11: 309, 310.

301

Заметки поклонника св. горы стр. 349, 350.

302

Это писано в 1583 г. Тогда приходили в Москву из Сербии за милостынею «Троицкаго олешковскаго монастыря священник Иоаким и Вознесенскаго монастыря священник Авксентий». Сношения России с востоком стр. 128.,132, Спб. 1858 г.

303

Описание Румянц. муз. стр. 147, 148. Диплом изд. в сербской летописи за 1847 г.

304

По воле сына его Волка, при патр. Спиридоне, когда п. Ефрем жил на покое, написан летовник Георгия Амартола. Григоровича Путеш. 23, 24.

305

Летоп. в Гласнике 1, 166; XI, 149.

306

Письмо Султана и ответ кн. Лазаря сохранились в летописи изд. в Гласнике V, 82–84.

307

Гласник IV: 194, 195, выставляет достоверное предание, что Милош Обилич, зять кн. Лазаря и воевода браничевский основал близ Голубца мон. Тумане, поныне существующий. Милош ненамеренно застрелил инока Зосиму на молитве. Этот несчастный случай вызвал Милоша построить богатый монастырь. Не тот же ли несчастный случай усилил в нём решимость – пожертвовать своею жизнию, лишь бы убить страшного врага веры и отчизны – Мурата?

308

Известиe современного русского паломника Игната, Никон. лет. 3, 161, и в сказаниях рус. народа.– Два сказания XV в. о Косовской битве у Гидьфердинга в XIII т. Зап. геогр. общ. 271–273. Там же стр. 265–270 народные сказания. Из них одно в полном виде напеч. в Чтен. общ. ист. 1860 г.; об историческом достоинстве их давно сказал Раич: «о Милоше в простой повести сказуемое на басни походит». Троношская летоп. в Гласнике V: 84, 85, 88–92; 3: 51, 3. В сербском прологе XIV в. под 15 июня: «в си же день, а в л. 7897 (1389) бысть бои кнеза Лазаря с Амуратом царем на Косова поли и ту многа трупня падоше от христиан и турок. Сербле бо испръва разбили беху и царя Амурата убыше. И за пробежение некоих от срьбских войск преодолеша турци и бысть велико сьражение. Убыше же и славнаго срьбскаго господина, кн. Лазаря. Все же погубенные и кровь свою пролявше христиани Бог сподоби с всеми пострадавшими за име Его, Ему же слава». Гласник X: 341, 342.

309

Никон, л. 3, 244. «Видится ные яко жив в той, юже сам созда великую обитель, глаголемую Раваницу». В грамоте Стефана 1405 г. «светы кнез Лазарь» (Миклошича Monum р. 268). Служба к. Лазарю в белградской рукоп. (Гласник IX, 252).

310

Раича Ист. 3: 69, 70. Сказание нап. в Гласнике XII, 681–684. Ныне Раваница кн. Лазаря опять с иноками, хотя и немногими. Дантон в «Хрис. Чт.» 1865 г. 2, 141.

311

Мученичество св. Георгия изд. в летоп. археогр. ком. стр. 5, 6. Спб. 1864 г.

312

Сербский текст у Гильфердинга в Зап. геогр. общ. XIIÏ 280, 281. В Изв. акад. 1, 347 Евфимия считается супругою кн. Лазаря. Но инокиня Евфимия – вдова деспота Углеша и по житию св. Стефана деспота вместе с вдовою кн. Лазаря Милицею являлась к султану. На завесе шитой в 1399 г. по атласу серебром, золотом и шелками, инокиня Евфимия называет себя: «дъщи господина кн Кесара Воихне, лежащаго зде, некогда же деспотица». (Гласник V).

313

Сношения России с востоком стр. 54 Спб. 1858 г.; служба св. кн. Лазарю сербскому на 15 июня – у Царского № 563 в серб. ркп. Гласник 1, 160. Вершинского Месяцеслов под 15 июня.

314

Carmen 17 Paulini nolani. Геннадий De script § 22.

315

Павлин в письме к Северу, писанном в 202 г.; «в таком виде рекомендовал я тебя уважаемому и ученнейшему епископу Никите, который пришел из Дакии, и по справедливости составляет предмет удивления для римлян». Ер. 29.

316

См. пр. 39. Гиерокл, признаваемый за современника имп. Юстиниана, пишет: «в области Дакии средиземной, находящейся под правлением консула, пять городов: Сардина (Сердика, Средец) – главный город, Пайталия, Германа, Наис (Ниш) Ремесиана... В области Дардании, находящейся в управлении воеводы, 3 города: Скупы – главный город, Мирион, Ульпиана». Тоже у Константина De themat. 3, 393; 56: 297, 298, 434, 435. Ульпияна – у славян Липляна (у Кедрина и Анны Комниной Липенион).

317

Paulini роеmа v. 206–203; 246–252.

318

Strabo VIII, 7.

319

Procopius de bello gothico 1, 5; II, 26.

320

Procopius de bello persico 1, 13.

321

Временник и. общ. ист. X: 19, 20, 74, 105. Города Бесов – Пловдин (Филиппополь), Самаков(Uscudama); по округу Драговичи митрополит пловдинский назывался зкзархом Фракии-Драговитии. Κωνσταντινου εγχειρ. περι επαρχ. Φιλιππουπολεως. Βιεννη.1819. Шафарик знал по Птоломею бесов, славянскую ветвь, в восточной Галиции, под Карпатами (Древн. § 10. ч. 10). Но опустил вовсе из виду балканских бесов, которых часть ушла под Карпаты.

322

Об этом говорено 20 января. Мальчик Гет, с славянскою надписью, приносящий в жертву гуся – у Классена в Памятн. II, 12. М. 1854.

323

См. прим. 29.

324

Славянский перевод Зонары: «Троян воинствова на Даки сиречь на Срьбле, начальник же их сръбскыи Диковал». Чтен. общ. ист. 1847 г. стр. 57. Временник X: 40–49, 79–81. Славянская надпись о спасении некоторых славян от Траяна – у Классена, в материал. IÏ 37, 38. Феодорит говорит о Сардике: «этот иллирийский город – главный город народа Даков» (Ц. ист. 2, 4).– Нельзя не пожалеть, что даровитый Шафарик, ошибочно приняв волохов за кельтов, скоро исчезнувших в истории, потерял из виду историческую нить событий, происходивших в славянском мире со времени Александра македонского, при императорах римских и до самого имп. Ираклия.

325

Временник X: 1–49, 80–89. Савельева Славянский сборник стр. 255–260.

326

Геты, бесы, славяно-влахи, скифы, как особые племена славянские, объясняют собою известие о славяниях, покоренных в 657 г., чего не могли понять Шафарик и другие (Христ. чтен. 1858 г. 11, 142). По известию Феофана (р. 288) и Кедрина (1, 435) в 657 г. император (Констанс 2) предпринял поход против славяний (κατα σκλαβινιας, κατα σκλαβινων) и взяв в плен многих покорил. Одной малой Скифии нельзя здесь разуметь: дело идёт о славяниях, о нескольких областях и княжествах славянских. Даже в Македонии было несколько жуп славянских. В 758 г. Копроним ворвался «в славянии, лежащия в Македонии» τας Μακεδονιαν σκλαβινιας. Stifferi 11, 79. Шафарик то говорит, что в Македонии занята область славянами поселившимися за Дунаем в первых столетиях (III, 398), то пишет (III, 259), что поселение славян в Мизии, Дардании и Македонии относится к концу 5 столетия. Эта колеблемость – улика в том, что почтенный учёный потерял верную дорогу.– О войне славян во Фракии и Паннонии с готами в 334 г. и с греками в 358 г. см. Классена материалы 2: 34, 35. М. 1854 г.

327

О путешествиях Павлин: «Ты проходишь по полям Филиппов Македонии, Шествуешь чрез город Томы. И близкия к отчизне Скупы Дарданский гость».

328

Epist. 107 ad Lætam. Письмо писано в 403 г.

329

О кафедрах Wiltsch Kirchl. Stat. 1, 128.

330

Память их август. 22 д. Менолог Василия; «когда прибыл (префект) в город Потаму, то умертвил Зенона, Феопрепия (Боголепа) и Акиндина». Синаксарь минеи: «прибыв в местечко называемое Патама умертвил катапультою св. Зотика, Феопрепия (Боголепа) и Акиндина».– О Боголепе – в Изв. археол. общ. IV: 521, 523.

331

Epist. 60 ad Heliodorum in ed. Vallarsi. О приношении людей в жертву славянами см. мар. 28 пр. 42.

332

Блаж. Иероним, сказав о гетах, что у них походные храмы, прибавляет: «потому-то конечно, что у них одинаковая (с нами) вера, они мало воюют с нами».

333

Павлин: «Искусных копателей золота превращаешь В болото и сам подражаешь бесам. Из них словом проникающим живое добываешь золото». v. 269–272.

334

Роеmа v. 209–225. Под руководством св. Саввы палестинского (484–532) спасались иноки из бесов. Cyrilli scythop. vita Sabbæ in Cotelerii monurn. græc. eccl. 3, 265.

335

Менолог Василия под 6 ноября: «в последнее время имп. Льва великаго, называемаго беса (επιλεγομενου Βεσσου) небо покрылось облаками» и пр. Лев был императором 457–473 г.

336

Феофан chronog. 107–111. Кедрин hist. 1, 285 ed. Ven. сл. Черткова о Манассииной летописи стр. 39–41.

337

Амвросий epist. 9. Weiss Leben d. Heiligen 8, 360.

338

Poema 27. Yenisti tandem, quarto mili rebitno anno. Sed grates Christo, quia te ves Sero revexit. r. 373, 345–350.

339

Martyrologia Adonis, Usuardi ad X calend. julii. Бароний поставил того же святого под 7 января. Weiss, Leben d. Heiligen 8: 361, 358.

340

De vir. illustr. c. 22.

341

Institut. c. 238.

342

Изд. 10 Patrologiæ t. LII. Здесь же помещены сомнения о подлинности сих, но вовсе напрасные. Особенно странны объяснения слов Павлина о св. Никите: автор, не зная истории славян, перетолковывает слова Павлина наперекор значению их. Да и никто из славянских писателей доселе не обращал внимания на апостольскую деятельность св. Никиты между славянами, описанную Павлином.


Источник: Святые южных славян описания жизни их / Соч. Филарета, архиеп. Черниговского. СПб.: Изд. 4-е. И.Л. Тузова, 1894. – 312 с.

Комментарии для сайта Cackle