Источник

16-е

Святых мучениц трёх сестёр: Агапии, Хионии и Ирины

Во время гонения, воздвигнутого Диоклитианом, когда все темницы Римские были переполнены христианами, утешителем и наставником их был старец Хрисогон. Он неутомимо бодрствовал над теми, кому предстояло трудное испытание, он приготовлял их к мученическому подвигу. – Не могло утаиться от гонителей такое влиятельное противодействие их стараниям истреблять христиан. Хрисогон был взят и предан смерти (пам. его 22-го декабря). Обезглавленное его тело было брошено на берегу моря. Близ этого места жил христианский священник Зоил, и по соседству с ним проводили уединённую, благочестивую жизнь три сестры – девы: Агапия, Хиония и Ирина.

Пресвитер Зоил, узнав – чьё тело лежит непогребённым, взял его и сохранил у себя в доме. В 30-й день по кончине мученик Хрисогон явился во сне пресвитеру и сказал ему: «да будет тебе известно, что в течение следующих девяти дней три живущие близ тебя девы будут взяты на мучение. Скажи рабе Божией Анастасии217, чтобы она позаботилась о них и приготовила их к предстоящему им испытанию и мученической кончине... И о себе самом будь спокоен: скоро ты примешь от Господа воздаяние за труды твои и упокоишься со святыми...

Подобное же сновидение имела и Анастасия. Она узнала, где живут три сестры христианки, поспешила к ним и провела с ними всю ночь в беседе и приготовлении их к предстоящему им подвигу. Недолго пришлось им оставаться в ожидании его... Молодые девушки были взяты за исповедание веры Христовой и заключены в темницу.

Молодой возраст их, казалось, подавал надежду, что не трудно будет склонить их к отречению от веры, и потому не пренебрежено было никакими увещаниями, ни блистательными обещаниями, ни угрозами, наконец, чтобы подействовать на них в желанном смысле... Но умудрённые свыше христианки сумели неопровержимо возразить на все богопротивные увещания; проникнутые верой в будущую вечно-блаженную жизнь, они не могли прельститься обещанием земных радостей; носящие в душе Бога не переставали за призраками угроз, видеть Его же образ, обещающий вечное блаженство не отступающим от Него...

И потому, как ни велики были старания сильных земли совратить с пути истины эти три смиренные души, не успевшие окрепнуть житейским опытом, но одной искры Божественной истины, затеплившейся в душе их, было достаточно, чтобы испепелить человеческую неправду и вместе с тем одержать победу над смертью...

Скоро и земная их участь была решена: люди произнесли им смертный приговор... Узнав, что они обречены на сожжение, христианки воскликнули: «благодарим Тебя, Господи Иисусе Христе, что привёл нас быть исповедницами имени Твоего!»

Агапию и Хионию бросили в огненную печь, и они с молитвой предали Богу свои души. Анастасия Узорешительница, посвятившая себя на служение христианским узникам и заботе о погребении останков мучеников, приняла тела Агапии и Хионии, оставшиеся неповреждёнными, и тайно похоронила их.

На следующий день один из верховных судей – Сисиний, призвав младшую из сестёр – Ирину, угрожал ей позором и мучениями, но она с твёрдостью отвечала ему: «на что душа не соизволяет, того Богом не поставляется в грех! Не осквернились святые и прежде страдавшие за Христа, которым мучители насильно вливали в уста кровь идольских жертв... Я не забочусь о том, что вы сотворите над телом моим: осквернению ли, ранам или огню предадите его, я готова вытерпеть все за имя Бога моего!»

Ирину вывели за город. Один из воинов Сисиния пронзил её стрелой. Умирая, она радостно воскликнула: «иду к блаженным сёстрам моим!»

Это было в Великую пятницу и, когда наступила ночь, то св. Анастасия послала слуг своих взять святое тело мученицы и похоронила его с телами святых сестёр её.

Св. Новомученика Михаила Вурлиота

Восемнадцатилетний юноша Михаил, простолюдин (медник по ремеслу), может служить блистательным примером искренности, глубины и действительности покаяния.

Встретившись с одним магометанином, он по неопытности поддался его влиянию и был доведён до того, что отрёкся от христианства. Это случилось в начале Великого поста, и в первое время после своего отречения, находясь в услужении своего совратителя, стало быть, продолжая быть под его влиянием, несчастный юноша не сознавал всей бездны своего падения, не сознавал своей неизмеримой утраты... Но вот наступила светлая Пасха Господня, великий христианский праздник, – и любовь ко Христу проснулась в сердце воспитавшегося в христианской вере... Привычным стремлением повлекло его в родной храм.

И «Христос Воскресе! Христос Воскресе!» – встретили и окружили его там родные, заветные возгласы! Все ликовали... все приветствовали друг друга, сливаясь сердцем в братском, радостном целовании... Михаил, отступник от Бога, один оставался как бы чуждым всем... Он променял свой крест на чалму Магомета... С ним не делились христиане Божественною радостью... Ему ли место между славящими Воскресение Христа?

Но душа его также ликует и прославляет Господа и горит пламенной любовью... Он – не чужой, он – Христов, он чувствует, что не перестал быть Христовым... «Я – Твой! я – Твой вместе с Твоими!» – взывает вся душа его к Богу своего детства, – «и я пою и славлю: Христос Воскрес! и ничто не оторвёт меня от Воскресшего Христа! И не умолкнет мой вопль к Нему до конца моей жизни... О, громко воспою я славу Отца моего в слух неверных! И ничем, кроме смерти, не принудят к молчанию уста мои, поющие Воскресшего Христа... Но смерти нет! Её победил Воскресший... Он воскресил и мою умершую душу... Я снова живу... люблю и исповедую Христа – Единого Бога!»

Спасение погибшего совершилось. С неизмеримым горем сознав свою вину, он воспылал неизмеримым порывом отрешиться от неё. Раскаяние охватило его душу и сожгло в ней грех...

– Не следует однако же потурчившемуся петь с нами: Христос Воскрес! – заметили иные христиане Михаилу, видя, что он принимает участие в праздновании Того, от Которого отрёкся...

– Завтра же вы увидите, кто я такой! – сказал Михаил. И на следующее утро он отправляется к судье и говорит ему: «скажи, судья, не безрассуден ли и не смешон ли тот, кто променял золото на свинец? Не глуп ли такой поступок? Но если эта мена сделана по незнанию или обману, то рассуди: законна ли она и можно ли обманутому взять назад своё золото и возвратить свинец?» – «И можно и законно», – отвечал судья.

– Если так, – сказал Михаил, – то разреши мне отдать обратно свинец, который мне дали за моё золото; разреши мне отступиться от ложной веры и возвратить себе золото – веру отцов моих... И затем, в присутствии всех и во-всеуслышание, Михаил исповедал Христа – Единым истинным Богом и Судиёй всех.

Поражены были дерзостью юноши мусселим и все присутствующие Турки. Желая удержать в числе своих привлечённого к их вере христианского юношу, они употребили все меры, чтобы убедить его, но видя, что ни лестные обещания, ни угрозы, ни заключение в темнице не в состоянии поколебать его твёрдости в исповедании имени Христова – осудили его на смерть.

Радостно принял Михаил весть о своём смертном приговоре... Спокойно шёл он на казнь, словами и знаками испрашивая прощения у всех собравшихся проводить его христиан, и, бестрепетно преклонив голову под меч, искупил своё отступление мученическою кончиной...

Три дня лежало без погребения его тело и потом было выброшено в море. Это было в Смирне, в 1772 году.

Волны принесли останки мученика Михаила к дальнему берегу и были найдены христианами, которые с честью предали их погребению в храме св. Фотинии.

Св. мученика Леонида

Св. мученика Леонида. Пострадал в Коринфе; после мук брошен с камнем на шее в море, 281 года.

† Память о пр. княгине Феодоре

Дочь Тверского боярина Анастасия (Васса) Ивановна ещё в юных летах любила читать назидательные книги и желала посвятить себя Богу. Ей было немного более 12 лет, когда благочестивый князь Андрей Константинович Нижегородский просил у родителей её руки её, и в исполнение воли родителей вступила она в супружество. – Ни почести, ни богатство не увлекли за собой души её. – Под богатой одеждой носила она тело строгой постницы и часто пребывала в молитве. Князь Андрей был кроткий, набожный, добродетельный, и после 13 лет супружеской, но бездетной, жизни скончался иноком218. Княгиня его пробыла ещё в миру вдовой 4 года. Потом, даровав свободу всем слугам, раздав богатство церквам и нищим, на 40 году своей жизни вступила в Зачатьевский монастырь, построенный ею ещё при жизни супруга, на берегу р. Волги, при подошве Нижегородского Кремля. – Преподобный Дионисий, впоследствии архиепископ Суздальский, постриг её в иночество с именем Феодоры. В иночестве увеличила она строгость к себе: пребывала без пищи день, иногда два, а иногда и пять дней; ночи проводила в слёзных молитвах; пропитание себе приобретала трудами рук своих. На теле её была власяница без рубашки. «Если царь, говорил опытный подвижник, захочет взять неприятельский город, то прежде всего удерживает воду и съестные припасы, и неприятель, истомись от голода и жажды, сдаётся. Так бывает и с плотскими страстями. Если человек пребывает в посте, враги, ослабев, оставляют душу»219. Так и поступала с собою блаж. Феодора. Но она старалась ещё обучать себя смирению и любви. Как бы ни оскорбляли её и кто бы ни оскорблял, она переносила всё незлобиво. Пример её строгой жизни увлекал за собой других: княгини и боярыни вступали в обитель Зачатиевскую, и до 100 дев и вдовиц под её наблюдением жили в обители по уставу общежития. Княгиня подвижница скончалась 47 лет в 1378 году220.

Празднование Ильинской-черниговской иконе Богоматери

В Троицком Ильинском монастыре, близ Чернигова, на Болдиной горе есть чудотворный образ Богоматери, именуемый Ильинским-Черниговским. Он написан в 1658 году монахом Геннадием Константиновичем Дубенским, который до монашества назывался Григорием.

В 1662 году при архиепископе Черниговском Лазаре Барановиче и игумене Ильинского монастыря Зосиме от сей иконы, в знамение любви, текли слёзы в продолжение восьми дней, с 16 до 24 апреля. Свидетелями этого были почти все жители Чернигова. В тот же 1662 год Татары сделали набег на Чернигов, разорили уже все окрестные селения, но иноки Ильинского монастыря не знали о близости врагов. Ночью получили они весть, собрались в церковь, помолились в ней, и сокрылись в пещере Антониевой. В полночь ворвались Татары в монастырь, вошли в церковь, опрокинули все иконы, взяли всю церковную утварь, по чудотворная икона осталась неприкосновенной со всеми своими украшениями. Невидимая сила не допустила варваров коснуться св. иконе; та же невидимая сила не допустила им войти в пещеру, где скрывались иноки, хотя они и много покушались на это, подбегая с зажжёнными лучинами и обнажёнными мечами, но всегда, как бы отрываемые, уходили без нападения.

Святой Димитрий Ростовский, заключая свою книгу: «Руно орошенное», в которой он исчислил 24 чуда от иконы Богоматери Ильинской, говорит: «конец книжки, но не чудес Пресвятой Богородицы: кто бо я исчести может». Ныне сия икона находится в Черниговском Ильинском монастыре, в церкви Св. Троицы, на правой стороне.

* * *

217

Анастасия Узорешительница (пам. 22-го декабря) была ученицей Хрисогана и ревностной христианкой.

218

По Троицкой летоп. (Карамз. 5, пр. 4) кн. Андрей скончался в чернцах 2 июня 1365 г. Никон. л. 4, 8. 78. Степ. кн. 1, 486.

219

Иоанн Колов в достопам. сказ., стр. 121. М. 1846 г.

220

Троиц. летоп. у Карамз. 5, пр. 4. Никон. л. 4, 78. 79. Степ. кн. 1, 482. 483. В Никон. л. и в степ. кн. помещено, как видно, церковное сказание о св. княгине. Оно оканчивается словами: „Ему же слава во веки веков, аминь“. Ркп. святцы: „св. и благов. княгиня Васса, во иноцех Феодора, яже бысть в Нижнем Новеграде, в Зачатском монастыре, его же созда, и ту преставися, в лето 6800. Потом перенесена бысть в соборную церковь и положена на правой стороне у западных врат“. Здесь, в Спасском соборе, и ныне мощи её почивают под спудом. – Свед. о монаст., стр. 367. 364. Нижег. Губ. Ведом. 1847 г. № 5.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других : С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург : Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892. / Апрель. – 316, IV с.

Комментарии для сайта Cackle