25-е
Св. Ап. и Евангелиста Марка
Святого Апостола и Евангелиста Марка из лика 70 Апостолов отличают от Марка, называемого в Писании также Иоанном. Последний был родом Еврей, от колена Левиина, из племени священнического, мать его – Мария жила в Иерусалиме; её посещал Ап. Пётр (Деян.12:12). Марк Иоанн был племянник Ап. Варнаве (Кол.4:10), и через него сделался известен Ап. Павлу и был спутником его и Варнавы в первом их Апостольском путешествии (Деян.12:25,13:5,13). Когда Варнава отдельно от Ап. Павла странствовал для проповеди Евангелия, Марк Иоанн сопутствовал Варнаве (Деян.15:37–39). Впоследствии Марк сделался благопотребен Павлу в службу (2Тим.4:11) и был его споспешник (Флм.1:23). Евангелист же Марк был Еллин из Кирены, города в Пентаполе Ливийском. Обращением своим к Иисусу Христу Марк обязан Ап. Петру, который называет его сыном своим (1Пет.5:13), конечно в том смысле, что Ап. Пётр родил его своим благовествованием в благодатную жизнь. Марк был спутником Ап. Петра и сказателем его преданий.
Евангелие проповедал св. Марк на берегах Адриатики и в Египте. Бывши в Риме с Апостолом Петром в качестве его спутника, Марк, по благочестивому желанию Римских из язычников христиан, коим хотелось иметь письменный памятник устно преподанного Апостолом Петром об Иисусе Христе, написал через 10 лет по Вознесении Господа на Греческом языке святое Евангелие, «еже похвали Пётр и Церкви предаде». В Евангелии своём преимущественно описывает действия Спасителя, особенно чудесные, которые имели большее влияние на умы язычников, чем учение. В Венеции доселе хранится весьма древняя рукопись сего Евангелия.
Из Рима посылаемый Апостолом Петром, св. Марк, взяв списанное им Евангелие, около 49 года по Р. X. перешёл для проповеди веры Христовой в Александрию, а вместо себя оставил в Риме ученика своего Гермогора, который рукоположен был в епископа древней Аквилеи. Свою спасительную проповедь Марк простёр в западные области Африки Ливию, Мармарику, Киренаику или Пентаполь. Церковь Александрийская приняла от Марка составленный им чин литургии, который долго сохранялся в его Церкви, и доселе в Богослужении Египетских христиан – Коптов сохраняются некоторые молитвы, приписываемые Марку.
Марк был первым епископом и мучеником Александрийской Церкви. Язычники Александрийские в 14 год царствования Нерона, или около 68 года по Р. X. предали святого Марка мученической смерти, во время празднества своего, отправлявшегося в Александрии в честь Сераписа. Впоследствии мощи святого Евангелиста Марка, в 828 году, перенесены из Александрии в Венецию, где они и доселе почивают. Впрочем, Церковь Александрийская чтит св. Марка своим просветителем и покровителем. Патриарх Александрийский доселе сохранил в своей печати изображение крылатого льва, держащего Евангелие, усвоенного изображению святого Евангелиста Марка, и в своих посланиях даёт благословение: «да будет благословение Владыки Христа, Пресвятой Богородицы и святого Евангелиста Марка.
Церковь величает св. Марка в своём Богослужении, между прочим, просветителем Александрии, в которой «разрушил он риторские плетения».
† Преподобного Сильвестра Обнорского
По рукописным святцам, «преп. Сильвестр, игумен Воскресенского монастыря, иже на Обноре реце, бысть ученик святого Сергия чудотворца». Получив духовное воспитание под руководством великого Сергия, Сильвестр по ревности к безмолвной жизни отправился искать пустынного места по духу своему. Он остановился в глухом лесу на берегу Обноры, поставилъ здесь крестъ и келью и начал подвизаться в молитве и посте. Долго оставался отшельник незнаемым для людей, совершая подвиги самоотречения. Раз один из жителей края того сбился с дороги и неожиданно увидел келью отшельника. К изумлённому вышел пустынник, одетый в рубище. Пустынник неприятно удивлён был появлениемъ человека в месте пустынном, где дотоле никого не видел он и не хотел видеть. Путник сказал преподобному о себе, кто он и как попал сюда; сказал и то, что над местом, где жил преподобный, часто видел он то светоносные лучи, то столб облачный. В ответ преподобный изъявил скорбь, что тайное место его стало известным. По просьбе путника, он сказал ему своё имя и рассказал, что уже не малое время живёт он в пустыне, питаясь травами и кореньями, и умолял его никому не говорить о месте пребывания его. На вопрос пришельца, как мог он жить без хлеба и в такой глуши? преподобный отвечал, что в первое время нередко изнемогал он от голода и от изнеможения сил падал на землю, но явился ему чудный муж, который, прикоснувшись к нему рукой, укрепил его, и с тех пор он безбедно пребывает в пустыне. После того пришелец нарочито посетил отшельника и принёс ему хлеба и муки. Согласно с таким преданием о пустынной жизни преп. Сильвестра, древний тропарь, вышитый на покрове чудотворца Сильвестра 1664 г., говорит: «из млада Христа возлюбив, верою приближился еси к Нему и изнурил многострадальное тело твое, блаженне!»
Довольно было одному видеть святого подвижника, чтобы узнали о нём многие. Окрестные жители стали приходить к нему за духовными советами, и некоторые решились жить с ним. Преподобный не препятствовал доброму желанию, и подражатели святого поставили себе кельи. Когда число желавших подвизаться под руководством Сильвестра стало значительным, преподобный увидел нужду в храме. Он пошёл к святителю Алексию просить благословения на создание пустынного храма. Святитель выдал антиминс и самому Сильвестру поручил игуменство над собравшейся братией. Храм построен и освящён в славу Воскресения Спасителя, и устроился монастырь. Это был первый монастырь на Обноре. Преп. Сергий и Павел пришли в эти места гораздо после преп. Сильвестра и основали обители свои, один в 30-ти, другой – в 20 верстах от Воскресенского монастыря.
Со времени устроения обители посещения искавших у преп. советов умножились. К нему приходили князья и бояре за утешениями духовными, а простой народ ещё усерднее был к преподобному. Это сильно печалило его и – он для безмолвных подвигов удалялся в глухое место дремучего леса. Это место доныне сохраняет название Заповедной рощи, так как преподобный строго заповедал не рубить этого леса. В средине этой рощи труженик Божий выкопал три колодца, а четвёртый на склоне горы к реке Обноре. Последний и до сих пор источает струи чистой воды, с благоговением почерпаемой Богомольцами. Так как народ жаждал видеть и слушать св. старца, то по временам выходил он из своего уединения на определённое место для беседы с народом. Это место издавна отмечено часовней, к которой каждый год бывает крестный ход в день памяти преподобного.
Почувствовав близость кончины своей, преподобный собрал братию и преподал им последнее наставление своё. На свитке древней иконы его написаны вязью следующие слова: «внемлите, о братия моя возлюбленная, Бога бойтеся и страх Его в сердце своём имейте, сохраняйте заповеди Господни, святых церквей не отлучайтеся, святительский и весь освященный и монашеский чин честно соблюдите; в нынешнем веце, братия моя, потерпите мало и причастницы будете Царствию Божию и венцы получите». По надписи на покрове 1664 г. преп. Сильвестр «в лето 6887 (1379) преставися мес. апр. в 25 д. при преосвященном Киприане митрополите – и положены быша честные мощи его в созданном от него монастыре».
Уже в шитой надписи на воздухе 1599 г. преп. Сильвестр называется чудотворцем. На шитом шелками и золотом покрове находится такая надпись: «1664 г. дал в дом Сильвестру чудотворцу покров чёрный старец Сильвестр на Обнору реку по себе и родителех». В середине покрова вышита икона преп. Сильвестра, а по сторонам – тропарь и кондак св. Сильвестру. Дошедшее до нас описание чудес преп. изображает чудеса с 1645 г. Заметим два из них.
В обители Воскресения Христова и преп. Сильвестра был строителем иеромонах Иов. Он собрал крестьян и велел рубить на дрова бывшую за монастырём чудотворцеву рощу. – Крестьяне начали рубить лес, а Иов, прогневавший преп. Сильвестра самовольным распоряжением, вдруг ослеп и четыре недели ничего не видел. Он начал приносить покаяние и просил преп. Сильвестра даровать ему прощение в грехе и прозрение очам, обещаясь отслужить молебен преподобному и вперёд не делать по своей воле, а всё по совету братии. После молебного пения, когда приложился он к св. иконам и облобызал чудотворцеву раку, Бог молитвами преподобного даровал ему опять зрение. Это случилось в 1645 г.».
Земледелец-скоморох Прохор Дружина сошёл с ума; его связывали цепями, но он грыз цепь зубами, драл себе волосы и лицо, навешал себе на ворот и на пояс лаптей старых. Соседи повели его в обитель преподобного и, когда совершено было молебное пение, с трудом подвели его приложиться к раке чудотворца, после чего он сделался совсем здоров. Это было 3 августа 1646 г.
С половины 1860 г. исцеления от гроба преподобного потекли обильной струёй и текут доныне306.
* * *
Чудеса преп. Сильвестра и жизнь его описаны г. Смирновым в Душеп. Чт. 1861 г. III, 229–269. По переписи 1662 г. за Воскресенским монастырём 42 двора.