Источник

29-е

Усекновение главы Предтечи

В жизни Иоанна Предтечи соединены важнейшие преимущества: от чрева матернего он исполнился Св. Духа, жил св. девственником и скончался мучеником. Будучи Предтечею Спасителя по зачатию и рождению своему, Иоанн был Его Предтечею и в проповеди евангелия. О высоком служении Предтечи, имевшем предварить служение Сына Божия спасению мира, издревле предвозвещено было пророками, по предречению коих Иоанн был Ангел, – вестник, посланный прежде пришествия дня Господня великаго и просвещеннаго, устроить сердце человека ко искреннему его (Мал. III, I, IV, 5); был глас вопиющего в пустыни: уготовайте путь Господень, правы сотворите стези Бога нашего (Исх.40:3. Мк.1:2–3); глас, предшествовавший Богу Слову. Подобно древним пророкам, о служении Предтечи предвозвестили: ангел пред рождением Иоанна, и Захария по рождении его, говоря, что он предъидет пред лицем Господним уготовати пути Его (Лук.1:17, 76–77). Призванный приготовить путь Спасителю, Предтеча до проповеди своей жил в пустыне, чтобы себя возвести до совершенного самоотвержения, какое нужно проповеднику правды; носил одежду из верблюжьего волоса и опоясывался кожаным поясом. Пищею его были акриды и дикий мед.

Имея около 30 лет от рождения, Иоанн послан был от Бога свидетельствовать о свете, да вси веру имут Ему (Ин.1:7). Явясь в пустыне иудейской и проходя всю страну иорданскую, Предтеча проповедал покаяние и приближение царства Христова (Мф.3:2), царства благодати и истины (Ин.1:17). Сила проповеди Иоанна была так могущественна, что к нему для слушания учения его и крещения приходили все жители Иерусалима, Иудеи и всех окрестностей Иордана; фарисеи и саддукеи, мытари и воины (Мк.1:5, Лк.3:7–14).

Когда все помышляли о Иоанне: не Христос ли он (Лк.3:15), а некоторые из иудеев посылали к Иоанну священников и левитов, да вопросят его: ты кто еси (Ин.1:19), Предтеча дал ясное свиетельство о Спасителе: аз крещаю водою: посреде же вас стоит, егоже вы не весте. Той есть грядый по мне, иже предо мною бысть: Ему же несмь аз достоит, да отрешу ремень сапогу Его (Ин.1:26–27). Той вы крестит Духом Святым и огнем. Ему же лопата в руце Его, и отребит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, плевы же сожжет огнем негасающим (Мф.3:11–12).

Когда Иисус Христос пришел из Галилеи на Иордан креститься: Иоанн всенародно исповедал Его Агнцем Божиим, указуя на Него и говоря: се агнец Божий, вземляй грехи мира. По крещении Спасителя Предтеча опять всенародно исповедал Его Сыном и Агнцем Божиим, свидетельствуя, что Спасителя, Которого он прежде не знал, узнал по особенному откровению Божию, по сошествию на Него Св. Духа в виде голубя и по гласу Бога Отца. Аз видех, говорит Предтеча о Иисусе Христе, и свидетельствовах, яко сей ест Сын Божий. На другой день, когда Иоанн опять видел идущего Иисуса, объявил своим ученикам: се Агнец Божий. Двое из учеников Иоанновых, по указанию учителя своего, пошли за Христом (Ин.1:29–37). Впоследствии Иоанн и еще неоднократно свидетельствовал ученикам своим и народу о Спасителе, что Он есть грядый свыше, с небесе, над всеми есть (Ин.3:31). Так Иоанн предшел пред лицем Господним, уготовляя пути Ему и дая уразуметь людям спасение во оставлении грехов их (Лк.1:76–77); и посему назван Предтечею Христа Спасителя. Исповедавших грехи свои Иоанн крестил в Иордане, посему он называется и Крестителем.

Дело своего великого пророческого служения Иоанн совершил так, что он, по словам Господа, есть болий всех рожденных женами: бе светильник горя и светя: Иудеи радовались в час светения его (Ин.V:35). Прииде Иоанн путем праведным (Мф.21:32). Все почитали Иоанна, яко Пророка, мужем праведным и святым. Некоторые, видя великие чудеса Иисуса Христа, считали Его за Предтечу (Мф.16:14), и враги Христовы боялись сказать, что крещение Иоанново было от человек (Мф.21:26).

Предтече Господа, предварившему Его своим рождеством и проповедию, надлежало предварить и добровольные Его страдания, смерть и сошествие во ад, своими страданиями, смертию и сошествием во ад для проповеди евангелия и во аде содержимым душам праотцев, о явлении в мир чаемого Мессии. Христос пострадал за грехи человеческие: так Предтеча Его, по беззаконию Иродову, предварил Спасителя своею мученическою смертию.

Ирод Антипа, властитель Галилеи, сын старшего Ирода, избившего своих родственников и детей вифлеемских, злого корня злая отрасль, четверовластник Галилеи, поял себе в супружество сначала дочь Арефы – царя аравийского, но, прельстившись красотою Иродиады, жены Филиппа, брата своего, беззаконно оставил свою первую жену и поял братнюю. Даже и тогда Ирод не должен был принять ее к себе в жену, если бы умер Филипп, потому что она имела дочь: а закон Моисеев повелевал брать в жену только ту братнюю вдову, которая после мужа своего оставалась бездетною (Втор.25:5. Мф.22:24–25). Беззаконие же Ирода было тем тягчее, что Филипп, по свидетельству истории, был жив. Такого беззакония не стерпел ревнитель закона, обличитель неправд человеческих, проповедник покаяния и царствия Христова, св. Иоанн Предтеча Господень, и обличал Ирода пред всеми: не достоит ти имети жену Филиппа брата твоего. Негодуя на обличителя, Ирод повелел заключить его в оковы и крепость Махерунт, близь аравийской границы.

Особенно Иродиада пылала на него яростию и хотела бы тотчас погубить его, но не могла, потому что сам Ирод хранил узника от жены, дышавшей против него злобою и убийством. Ирод, считая Иоанна мужем праведным и святым, которого он прежде слушал с удовольствием, я внимая словам его, делал много добра, боялся предать его смерти. Впрочем боялся не столько Бога, сколько народа, потому что все почитали Иоанна пророком (Мф.14:5. Мк.6:18–20). Итак, желая заградить праведные уста обличителя, Ирод томил его в темнице. «Иоанн обличая, говорит Златоуст, хотел разрешить душу Ирода, связанную грехом; а Ирод связывает того, кто хотел разрешить его. Но Иоанн связанный не преставал говорить, и заключенный в темницу продолжал обличать и учить». Иоанн долго содержался под стражею; к нему собирались ученики его. Поучая их жизни добродетельной и благочестивой, он не переставал свидетельствовать им о пришедшем в мир Мессии, и чтобы утвердить их в спасительной вере в Него, посылал их вопросить Господа: ты ли еси грядый, или иного чаем (Мф.11:2–3).

В 32 лето по Р. X., в день рождения Иродова, великий провозвестник и очевидец пришествия Христова и проповедник правды потерпел усекновение главы своей. Племянница Ирода – дочь нечестивой Иродиады, своею пляскою во время пира пред собранием вельмож, тысященачальников и старейшин, так угодила Ироду и гостям его, что он с клятвою обещал ей дать все, чего ни спросит она, даже до половины царства. Плясавица, по наущению матеря своей, просила дать тогда же на блюде главу Крестителя. Имея великое к нему уважение, но ради клятвы, хотя и неправой, и ради гостей своих не хотел отказать в беззаконном требовании. Отсеченную главу обличителя принесли на блюде и подали девице, а она вручила матери своей. Эта бесстыдная женщина колола иглою язык, обличавший ее нечестие (Мф.14:6–12. Мк.6:21–29). В 38 году вся армия Ирода разбита была в войне с Арефою за бесчестие его дочери. Иудеи это поражение приписывали наказанию Божию за смерть св. Предтечи, которого Ирод приказал обезглавить в темнице ради Иродиады. В 39 году Ирод Антипа сослан был Калигулою в заточение в Галлию, а потом в Испанию.

В память усекновения честные главы Предтечи установлен Церковию 29 августа праздник. Начало его относится вероятно в древним временам, когда жили еще ученики Иоанна, которые погребли тело своего великого учителя (Мф.14:12) в Севастии, самарийском городе, и вероятно творили память его. В III веке над гробом пророка мученика устроена была церковь во имя его, o которой упоминается в сочинениях священномученика Киприана. Таким образом в III уже веке верующие собирались святить храмовый праздник в честь Предтечи, пострадавшего за истину.

В 362 году язычники, по повелению Юлиана отступника и гонителя христиан, разрыли для поругания гроб и сожгли кости пророка Елисея и Иоанна Крестителя, вероятно бывшие предметом благоговения благочестивых христиан, которые при этом разрытии приобрели драгоценные части св. мощей Крестителя и препроводили их для лучшего охранения в Александрию к св. Афанасию александрийскому. Памятником особенного благоговения христиан к св. Иоанну Предтече служат поучения, кои в IV веке, в день Усекновения его, говорили пастыри, напр. Амвросий медиоланский, Иоанн Златоуст, Августин. В VII в. св. Андрей критский, в VΙΙΙ-м Иоанн Дамаскин и Герман константинопольский написали многие песнопения, коими ныне прав. Церковь прославляет страдания и смерть Крестителя.

День Усекновения Предтечи есть праздник великий и табельный, хотя и не дванадесятый. Для живейшего участия верующих в страданиях и смерти Крестителя, как великого постника, праздник соединен с постом.

Табельный день Усекновения назначен в Церкви Российской, может быть, потому, что в 1530 году в этот день родился царевич Иоанн, сына царя Иоанна Васильевича, и «бысть на Москве радость велия о государской радости, о государском сыну рождении, також и по всей земле возрадовашася людие».

Церковь в своих песнопениях и сказаниях в день Усекновения Предтечи прославляет его священнопроповедником покаяния и царствия Божия, честнейшим из пророков, потому что в струях крестити сподобился Проповеданного. «Что тя наречем пророче, взывает Церковь; ангела ли, апостола ли, или мученика; яко пророк проповедуеши Агнца Божия, явившагося Христа; яко ангел предпослався и яко безплотен пожил еси; апостол, яко научил языки; мученик же, яко твоя глава усечеся». Св. Димитрий, митрополит ростовский, говорит: «св. Иоанн и в животе своем, и по кончине Христу бысть Предтеча. Того бо во аде сошествие предварив, благовести тамо бывшим Бога явльшагося во плоти, и обвесели св. праотцы: с ними же оттуду по разорении ада в воскресение Христово изведен быв, многих венцев в небесном царствии сподобися, яко девственник, яко пустынножитель, яко учитель и проповедник покаяния, яко пророк, яко предтеча и креститель, и яко мученик».

Св. Иоанн Креститель, по свидетельству Самого Господа, бе светильник горя и светя (Ин.5:35); «он исполнял сказанное в Писании: глаголах пред цари и нестыдяхся. Иоанн не боялся смерти, но боялся говорить неправду». Так истинный христианин и гражданин должен быть непрестанною жертвою любви е Богу и ближним. Светильник горя и светя истощается: в подобном духовном горении и светении заключается наша истинная жизнь и Богоугодная жертва.

Примером клятвы, которою Ирод связал себя незаконно и, по ложному стыду своему, не смев ее нарушить, повелел обезглавить Предтечу, Церковь внушает: «лучше не клятися (Ироду), ащели же и клялся, но не о добре клялся: лучше бы отступить от нея и жизнь сохранить, неже истинствовавшу главу Предтечеву усекнути». Если поклялся, и оказалось, что исполнение клятвы противозаконно: то лучше нарушить, нежели исполнить беззаконную клятву.

† Страдание св. Анастасия

Св. Анастасий родился в струмницкой епархии, в селе Родовичах286. Добрые родители научили его св. вере, и для того, чтобы мог он честным ремеслом добывать себе хлеб, отдавали его учиться оружейному мастерству и он изучил это мастерство. – На 20 году случилось ему побывать у учителя своего в Солуне; у мастера было несколько турецких одежд, которые захотелось ему сбыть с рук без платежа таможенной пошлины. Оружейник уговорил бывшего ученика надеть на себя одно платье и выйти за город в этом платье: «в этом платье ты – чистый турок», говорил мастер. Ученик отговаривался, чувствуя опасность поручения: но по добродушию, по желанию оказать услугу учителю, согласился исполнить поручение его. Сборщики хараджа останавливают его и спрашивают тескэре – письменного вида об уплате хараджа. Анастасий отвечал, что он – турок. Сборщики потребовали, чтобы прочитал салеват – магометанскую молитву. Это неожиданное требование смутило юношу. Он молчал. Сборщики с толчками ведут его к своему начальнику. Тот, допросив Анастасия, предлагает ему потурчиться. Молодой человек слишком далек был, чтобы согласиться на такое предложение. Выслушав ответы его, чиновник отвел его в главному сборщику. Этот сперва старался обольстить обещаниями наград за согласие принять магометанство, потом обратился к угрозам. Юноша был непреклонен. Он сознавался в своей ошибке гражданской, но ни за что не соглашался изменить св. вере.

Сборщик известил о новом случае муфтия (высшее духовное лицо магометанства) и просил совета его. Тот отвечал: «у тебя в одной руке меч, в другой закон; употребляй что хочешь». – Это значило, что по закону сборщик мог выдать тескэре об уплате пошлины, но тогда он, по суду муфтия, не последователь Магомета, вооруженный мечем. Что же это такое? Муфтий не только не хочет признать прав правды и любви к человечеству, но он требует беспощадных насилий и самой смерти, лишь бы христианин был исповедником алкорана. А что такое алкоран? Сборник басней, самых оскорбительных для здравого смысла287. Вот и полагайтесь на человеческий смысл, оставленный без откровения божественного!

Получив ответ муфтия, начальник хараджа препроводил Анастасия к местному мулле, а с ним пять туров, которые должны свидетельствовать, что христианин хулил магометову веру, т. е. клеветать. Мулла пробовал своим красноречием склонить юношу в магометанству, но потерпел неудачу. После жестоких побоев он приказал заковать Анастасия в вандалы и бросить в темницу. – При втором допросе та же неудача красноречия, те же пытки и темница. Анастасий спокойно переносил палочные побои, тяжелые оковы и смрад темничный. И в третий раз приводят исповедника к мулле и опять выслушивает исповедник лестные обещания и страшные угрозы. Анастасий оставался твердым. На обличения свидетелей в хуле на Магомета отвечал, что не хулил он Магомета, но в совести признает показываемую хулу за верную оценку Магомету и потому не принимает закона его. – Обманутый в своих надеждах мулла отсылает Анастасия к Мусселиму. Тот употребил все средства склонить юношу к магометанству. Чего не предпринимал он? Чего не говорил, чтобы принудить юношу к магометанству? Наконец предложил ему пару пистолетов в серебряной оправе, бархатную одежду и место чехондара при нем. Юноша, просвещенный благодатию Христовою, оставался при прежнем. Земное счастие, думал он, при муках совести – плохое счастие; а еще страшнее явиться туда с нечистою совестию. Какова вера магометан? Плоха, это давно известно. Как ни мойся они, души не вымоешь водою. Христос Сын Божий – Спаситель мира. Значит, блаженная доля страдать за веру чистую и святую. И он отверг предложения обманчивые. Раздраженный мусселим принялся за насилия. Он жестоко избил Анастасия; потом запирают страдальца в тюрьму, на руки и на ноги набивают колодки, а шею отягчают цепью, – за ногти вбивают острые иглы из тростника; бесчеловечные целый день мучили молодого человека. Не один раз мусселим призывал его к себе и заставлял принять магометанство. Страдалец был не поколебим. – «Я христианин, говорил он, не откажусь от моей веры». Градоначальник приговорил повесить Анастасия за городом; вместе с тем тайно поручил он своим людям уговаривать Анастасия дорогою. Смерть, бывшая в виду, не изменила мыслей страдальца. Идя на казнь, истерзанный и измученный, он упал на дороге и предал дух свой Господу, августа 29-го 1794 г.

* * *

286

О мученичестве его – христианские мученики Востока 240–244.

287

По алкорану Бог в утешение Адаму и Еве послал с неба ковчег с изображениями всех пророков, в том числе и Магомета, и этот ковчег путешествовал с израильтянами в пустыни и хранится в храме Соломоновом (Сур. 2). Авраамом принесен был в жертву не Исаак, а Измаил, с которым он после путешествовал в Мекку и построил храм Каабу (Сур. 3, и 37). Соломон за преступление лишен был царства на 40 дней, но потом путешествовал в Мекку на ковре; а дарице Савской Соломон посылал письмо с птицею Гугуд, убеждая ее принять Магометов закон (Сур. 27. 34. 38). Пресв. Дева Мария была сестра Аарона и Мариамны (Сур. 19). Иисус Христос делал из глины подобия птиц и зверей (Сур. 3 и 6). Небылицы в лицах! Иначе: не любо не слушай, а лгать не мешай, хотя бы Магомет подчас невежда темный.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других : С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург : Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1885. / Август. – 292, IV с.

Комментарии для сайта Cackle