Источник

8-е

Св. великом. Прокопия

Прокопий, в язычестве Неаний, Иерусалимлянин родом, воспитан был матерью в язычестве и отдан на службу царю Диоклитиану, который и оставил его при дворе своём. Через несколько времени он сделал его воеводой и послал его в Александрию конфисковать имения христиан, а самих христиан предавать суду. При этом Неаний заметил царю: «слышал я о тех людях, что они почитают некоего Христа, Сына Божия, нравом тверды и в вере своей крепки, так что охотнее умирают, нежели приносят жертвы богам нашим; потому, думается мне, неудобно будет преклонять их к законам нашим». Диоклитиан разными поносными словами о христианской вере утвердил Неания в законности преследования христиан и отправил его в путь.

На дороге, миновавши Апамию, во время сильной грозы увидел Неаний в воздухе блестящий крест и услышал голос, призывавший его к вере во Христа и говоривший: «сим знамением побеждай врагов твоих!» Прибывши в Скифополь, он призвал золотых дел мастера и заказал ему сделать крест, по подобию виденного. Мастер отказывался делать крест, как знамение христианское; но получив заверение, что о том никто не узнает, втайне сделал крест по плану и словам воеводы. Когда крест был сделан, то на нём вдруг появилось изображение трёх лиц с Еврейской надписью; на верхней части и изобразился Господь Спаситель, по сторонам архангелы Михаил и Гавриил. Воевода спросил: чьи это лица? но мастер отвечал, что не знает, и рассказал, что не мог никак изгладить изображений. Тогда Неаний, уразумев в кресте Божественную силу, поклонился кресту, облобызал его и стал хранить у себя.

Когда он прибыл в Иерусалим, граждане просили его избавить от окрестных разбойничьих шаек, которые грабили путников и похищали женщин. Неаний с войском погнался за хищниками, поразил их и возвратил всех уведённых ими. Когда после сего мать советовала ему благодарить богов за счастливое окончание предприятия, тогда он, сказав: «мне помог Бог мой», сокрушил всех идолов в доме матери. Мать отправилась в Антиохию к царю и жаловалась на сына за презрение к богам и неуважение к ней самой. Диоклитиап велел Иусту, правителю Палестины, вразумить уклонившегося в христианство, а если не послушает, предать пыткам.

Иуст прибыл из Кесарии и объявил царское повеление; Неаний же, признав себя христианином и готовым на смерть за веру, отвязал воинский пояс свой и бросил его в знак отречения от царской службы и идольского нечестия. Правитель велел, обнажив, повесить и строгать железом тело его, а потом бросить в темницу. Укреплённый небесным явлением, Неаний в ту же ночь принял св. крещение и имя Прокопия. Видя мужество и доблесть исповедника, некоторые воины тоже обратились ко Христу, крещены епископом Леонтием и на другой день открыто славили Христа Бога. Правитель велел отсечь им головы, в присутствии Прокопия. В тот же день подошли к тюрьме 12 женщин и сказали в окно мученику: «и мы – рабыни Христовы!» Донесли об этом правителю, и он велел заключить их в тюрьму, а на следующий день бичевать, палить огнём и отрезать им сосцы. В толпе стояла и мать Прокопия и плакала, видя лютые муки и терпение женщин. Вдруг она приблизилась к судье и сказала: «и я – раба распятого Христа Бога!» Тщетно правитель убеждал её отказаться от своих слов, и наконец велел отвести её с прочими женщинами в темницу. Увидев мать, Прокопий обрадовался, научил её св. вере и через епископа Леонтия крестил, как и других женщин. Когда затем исповедницы вновь представлены были на суд, то мужественными пребыли в вере, не смотря на бичевание по устам оловянными прутьями, и наконец обезглавлены.

Иуст скоропостижно умер, и преемник его вызвал Прокопия в Кесарию (это был главный город провинции), где после многих страшных пыток бичеванием, огнём и растяжением тела, св. великомученик скончал свою земную жизнь от меча (в 303 году).

† Преставление блаж. Прокопия Устюжского, юродивого Христа ради

Не известно, шёл ли кто в России прежде блаженного Прокопия по пути юродства; но из православных святых Русской Церкви Прокопий является первым подражателем бл. Симеону и Иоанну, путём юродства взошедшим на небо110.

Прокопий, иностранный купец, торговавший в Новгороде, пленённый уставами и учением православной Церкви, отказался от папизма и принял православие. Жизнь православных иноков так подействовала на него, что он, раздав имение бедным и частью в Хутынскую обитель, вступил на новый путь жизни, на путь юродства111. Избегая известности, он недолго пробыл после того в Новгороде и удалился в Вел. Устюг. Он нашёл полузырянский город с христианскими храмами; соборная церковь была деревянная и очень высокая. На её паперти Прокопий стал проводит ночи в молитве; а днём ходил по городу глупцом. Над ним насмехались, его бранили, били; это делали и дети, и те, у которых духовный смысл ещё менее развит был, чем у детей, чтобы понимать поступки духовного человека. Блаж. Прокопий молился за них молитвой Распятого: «Господи! не постави им греха сего». Отдыхать ложился он то на навозе, то на камне или на голой земле. Одежда на нём была изорванная и в ней он переносил северные морозы. Это был мученик, обрёкший себя на неприятности и лишения всякого рода. Утешением для праведного Прокопия служила праведная чета – Иоанн и Мария. Иоанн Буга или Багу был Монгольским чиновником в Устюги; дозволяя себе своеволия, как и другие подобные ему баскаки, он (1262 г.) взял силой в наложницу себе дочь одного гражданина Марию. Народ взволновался и готов был убить дерзкого баскака. По внушению других, Багу принял крещение и вступил в брак с Марией. Народ примирился с ним, а Багу Иоанн совсем переменил жизнь свою, – он и Мария вели жизнь праведную и чистую; на Сокольей горе, где по Монгольской привычке Багу забавлялся соколиной охотой, построен был храм Предтечи с обителью112. Иоанн и Мария оставили по себе в Устюге память праведных и похоронены у Вознесенской церкви113. Праведный Прокопий по временам посещал их, но не пользовался удобствами земной жизни их. Другом и собеседником его был особенно блаж. Киприан, основатель Архангельской Устюжской обители: но и у него не искал он покоя для плоти своей.

Раз была ночью жестокая стужа. Сильная вьюга забросала снегом дома, а мороз и ветер северный так были резки, что птицы падали мёртвые на землю, даже скот и люди замерзали. Можно представить себе, каково было нагому Прокопию, который обыкновенно проводил ночи на паперти Устюжского собора. Терзаемый морозом, он пытался войти в хижины нищих, бывшие при храме, чтобы сколько-нибудь погреться; но одни запирали дверь, другие прогоняли даже палкой Прокопия. Прогнанный страдалец нашёл сарай, где в углу лежали собаки; он лёг около собак, чтобы от них согреться, но и собаки ушли от него. Не тяжко ли не найти защиты от смерти у людей и даже у псов? «Буди имя Господне благословенно», сказал Прокопий и воротился на паперть; дрожа всеми костями и ожидая смерти, молился он, да примет Бог душу его. И вот, он чувствует какую-то теплоту; взглянув, видит перед собой ангела Божия с прекрасной веткой в руке; небесный гость, коснувшись веткой лица Прокопия, оживил страдальца; приятная теплота разлилась по всему телу его. Это было точно то же, что испытал бл. Андрей в подобном положении. Об этом бл. Прокопий рассказал любимому клирику Симеону, отцу св. Стефана Пермского, под условием – не говорить о том другим до смерти юродивого.

Любимое место, где часто и долго сиживал Прокопий, был камень на берегу р. Сухоны. Здесь, смотря на плывущие мимо суда, молился он молча за вверивших судьбу свою неверной стихии. Он так любил это место, что в последние годы жизни своей говаривал, чтобы погребли его тут114.

От Богобоязненных людей Прокопий принимал пищу, которую вкушал не каждый день; а от богачей, нажившихся неправдой, не брал ничего. – За тяжкие подвиги Господь одарил Прокопия даром прозрения и чудес ещё на земле.

Бог наш, – Бог милости и любви, бывает за грехи наши Богом отмщения. Мор и голод, трус и потоп льются из фиала гнева Божия на нечестивых. Кто уцелеть может под тяжестью десницы Всемощной? Но Господь милостив и в гневе Своём. Он обещал пощадить виновные города для десяти праведников и даже для одного великого праведного. – Исполнение этого обещания видим в жизни блаженного Прокопия, тогда как люди не понимали сего праведника.

В один воскресный день Прокопий говорил народу в храме: «покайтеся, братия, во грехах ваших; умилостивляйте Бога постом и молитвами; иначе город погибнет от града огненного». «Он не в уме», говорили слушавшие Прокопия. После литургии Прокопий, сидя на паперти, плакал и рыдал, плакал потом днём и ночью. Проходившие мимо его спрашивали: – «что с тобой, Прокопий? Что за скорбь у тебя?» Блаженный отвечал: «бдите и молитеся, да не внидете в напасть». Но проповеди его не принимали к сердцу. – На третий день Прокопий пошёл по городу и говорил со слезами: «плачьте, други, плачьте о грехах ваших, молитесь, чтобы избавил вас Господь от гнева правды Своей, чтобы не погубил вас, как Содом и Гоморру, за беззакония ваши». Но и теперь ожестевшие во грехах не трогались и не приходили в себя, над проповедником смеялись, как над безумцем. И молитвенником остался один Прокопий. – Через неделю после первой проповеди, в полдень, явилось на небосклоне чёрное облако; приближаясь к городу, оно росло более и более; наконец день превратился в тёмную ночь. Молнии бегали огненными полосами и страшные раскаты грома раскатывались в воздухе, не прерываясь ни на минуту; от громовых ударов тряслись стены зданий и от оглушительных звуков не слышно было людского голоса. Тогда-то увидели, что городу грозит гибель; тогда-то вспомнили о проповеди Прокопия и поверили, что не безумие проповедует о гневе Божием на нечестие. Тогда все бросились в храмы и особенно в соборный храм Богоматери. Прокопий был уже здесь и перед иконой Благовещения Богоматери молился с горькими слезами, да будет Богоматерь тёплой ходатаицей за людей преступных. И весь народ с рыданием молился о спасении от гнева Божия: мужи и жёны, дети и дряхлые старцы взывали: «Владычица! спаси нас». Долго молились, и вот от иконы Богоматери потекло Миро ручейком и по храму разлилось благоухание. В то же время оказалась перемена в воздухе, удушливого зноя более не было; тучи с громами и молниями скатились вдаль – на пустынные места. Скоро узнали, что за 20 вёрст от Устюга пали с градом раскалённые камни, раздробили и уничтожили множество деревьев, но никто из людей не убит и даже скот везде остался цел. Между тем мира из св. иконы истекло столько, что им наполнили сосуды церковные, и мазавшиеся Миром получали исцеление от разных болезней115.

Прокопий стал после того опять юродствовать и юродством закрывал от людей обильную благодать, обитавшую в нём. – Он носил в руке три кочерги. Несколькими опытами замечено было, что, когда он носил их вверх головами, в тот год бывал хороший урожай на хлеб и другие плоды; когда же оборочены они были вниз головами, приходилось смиряться людям, бывал недостаток во всём.

Блаженный Прокопий преставился в старости, 8-го июля 1285 года, у ворот обители архистратига Михаила. Согласно с его желанием тело его похоронили на берегу р. Сухоны, близ соборной Успенской церкви. Камень, на котором часто сидел он на берегу Сухоны, молясь за плавающих, положен над гробом его, а на том месте, где он преставился, поставлена часовня116.

В 1495 году построен был храм в Устюге во имя праведного Прокопия. Это был памятник благодарности за спасение Устюжской дружины в Нижнем от повальной болезни; праведник являлся тогда многим из дружины с обещанием помощи своей против страшной болезни. Лик праведника ещё прежде того написан был на том камне, на котором любил он сидеть. Теперь положили праздновать в Устюге память его каждый год 8 июля. С того времени чаще стали являться исцеления по молитве призываемого на помощь праведника. Устюжский гражданин Григорий был в сильной горячке; расслабленный ею, просил он отнести его к гробнице Прокопия и здесь, когда отпет был молебен, встал здоровым. – Окольничий великого князя Владимир был сильно болен, всё тело его покрыто было язвами и никакие лекарства не помогали ему. – Один из Устюжских граждан, явясь к боярину по делам и узнав о его болезни, сказал ему: «не прогневайся на нас, честной боярин, мы хотим назвать тебе верного врача; за много лет жил у нас в Устюге юродивый Прокопий; в его имя ныне у собора есть церковь и от мощей его получаются разные исцеления». Боярин послал нарочного в Устюг отслужить молебен блаж. Прокопию за него больного; когда возвратился посланный с иконой св. Прокопия, больной встал с постели и, выслушав молебен перед иконой, стал совсем здоровым. – В ряду чудес достойно особенного внимания следующее: был у наместника Устюжского, боярина Семёна Борисовича, служитель любимый им, но который творил много пакостей Устюжанам; худой христианин умер не по-христиански, не удостоившись исповеди и причастия святых Таин. – Боярин велел похоронить любимого служителя близ собора и построить над его могилой палатку; воля его исполнена, но в ту же ночь палатка была размётана. Боярин велел построить новую, но и та была разбросана. Боярин рассердился, думая, что это делают худые люди по неудовольствию на него. – Один Устюжанин взял на себя смелость сказать боярину: «не гневайся, боярин; слышал я от прадедов моих, что здесь лежит блаженный Прокопий, юродивый для Христа». – Боярин понял правду; он велел перенести тело служителя в другое место и с слезами молился: «прости, блаженный Прокопий, меня грешного и неразумного, что осмелился положить вблизи твоей святости нечистого слугу»117.

Набожный Устюжанин XVI века в своей похвале блаж. Прокопию писал: «Царьград ублажает святых блаженных мужей Симеона, Иоанна и Андрея, Христа ради юродивых. Великий Новгород славит архиепископов Иоанна, Евфимия, Никиту, Иону и преподобных Варлаама, Савву и Михаила Клопского; Псков город – блаженного князя Всеволода-Гавриила, преп. Аврамия и Савву. Москва величает митрополитов Петра, Алексия, Иону и Филиппа, блаженных Максима и Василия и иных святых. – Ростов ублажает епископов Леонтия и Игнатия, Исаию и Иакова, преп. Аврамия и блаж. Исидора. Смоленск и Ярославль чтят князя Феодора и чад его; Вологда преп. Димитрия, Корнилия Комельского, Павла и Сергия на Нурме, Дионисия и Амфилохия Глушицких. – Река Вага, на которой город Шенкурск, ублажает Георгия юродивого; Соловецкий остров и поморье – преп. Зосиму и Савватия. Мы же тебя, Прокопий, имеем стражем Христовым и заступником граду Устюгу»118.

Церковь поёт: «ты был бездомным, Прокопий, и, перенося всякое оскорбление, приносил Богу дела добрые, как фимиам благовонный, как жертву приятную. Потому и получил ты дерзновение пред Ним на небе. Моли даровать очищение грехов славящим святую память о тебе»119.

† Преставление преп. Феофила мироточивого

Родители преп. Феофила120 – Македонские Славяне из местечка Сичева121, добрые и благочестивые христиане, дали сыну прекрасное воспитание. Сын, с юных лет, учившись успешно, не любил весёлостей и рассеяния и любил разговаривать с умными и добрыми людьми. Большую часть времени посвящал он чтению христианских книг и любил обогащать ум свой познаниями. Став известным, как по доброй жизни, так и по познаниям христианским, он посвящён был в священника; в этом сане он ревностно сеял семена благочестия в христианских сердцах и для этого сеяния переходил из одного места в другое. Ревность к совершенству духовному сблизила его с Ранданским епископом Акакием, и Феофил остался жить при нём, для душевного назидания. Константинопольский патриарх Нифонт получает письма из Египта с известием о чудесах, совершенных Александрийским патриархом Иоакимом, в посрамление Иудеев, и по поручению патриарха епископ Акакий с Феофилом и другими отправляется в Египет, для личного сношения с патриархом. С посланными отправлено послание Константинопольского патриарха и к Александрийскому с изъявлением радости о милостях небесных.

Дела происходили истинно дивные, славные для христианства.

В Египте свирепствовала чума: Мисир и его окрестности особенно сильно пострадали. Жид-врач, отъявленный враг христианства, распустил молву между магометанами, что христиане виновники смертности, – они опускают в воду крест. Молва дошла до султана. Тот, уважая патриарха, на первый раз оставил без внимания донесение злобы. Жид-врач обратился к визирю-жиду, любимцу султана, и тот успел довести султана до того, что патриарх потребован в Диван для объяснений. Султан долго разговаривал с патриархом и наконец сказал: «пусть патриарх в оправдание Евангельских слов переставит гору соседнюю с Мисирем». Патриарх выпросил несколько дней для молитвы. Потом, в назначенный день при стечении народа сказал горе: «именем Господа говорю: сойди с места». И гора затряслась и сдвинулась с места. Эта гора с того времени называется дур дого – стань гора. – Это чудо поразило всех. Но жиды ещё более озлились. У них написано, говорили они султану: аще и смертное что испиют, не вредит им (Мк.16:18). Если это не ложь, пусть патриарх докажет это на себе. Султан принял и это внушение злости, согласился на то, чтобы подан был яд патриарху. Полный веры в силу креста Христова, патриарх осенил смертную чашу знамением креста и выпил яд. Все ожидали, что он тотчас умрёт. Патриарх остался невредим. Налив стакан водой, патриарх сказал султану: «пусть Еврей выпьет это, подаваемое хулимою им верою». По приказанию султана Еврей выпил и мгновенно издох. Поражённый такими чудесами, султан велел обезглавить клеветника визиря, а на всех Евреев наложена пеня: сделать водопроводы из Нила в Мисир122.

Акакий и Феофил приняты были Александрийским патриархом с радостью, и блаж. Феофил своей образованностью обратил на себя особенное внимание великого святителя. Пробыв довольное время в Александрии, благочестивые путешественники отправились на Синай, а оттуда в Иерусалим, были на Фаворе и в Дамаске, где получили письма Антиохийского патриарха к Цареградскому. Из Дамаска возвратились в Иерусалим, где блаж. Акакий заболел и умер. Письма Иерусалимского патриарха Феофил доставил уже патр. Пахомию, так как Нифонт удалился на покой. Патр. Пахомий столько полюбил Феофила, что удержал его при себе в должности нотария и экзарха великой церкви. Феофила все уважали за его добродетели, но он отяготился этим уважением и удалился на Афон.

В Ватопедском монастыре поручил он себя руководству пребывавшего на покое епископа; подчинив себя воле его, он каждый день совершал служение. По смерти епископа, перешёл в Иверскую обитель и здесь учился у одного послушанию, у другого любви, у третьего терпению. По поручению обители, он занимался списыванием книг – и многие книги письма его остались в Ивере123. Феофил так стал известен духовною жизнью и образованностью, что Солуняне сильно желали иметь его своим архипастырем. Сам патриарх Феолипт, бывший по случаю в Солуне, по просьбе Солунцев, писал к Феофилу, вызывая его в Солунь. Но смиренный Феофил поспешил облечься в схиму, а патриарху отвечал, что тяжкая болезнь, заставившая его принять схиму, никак не дозволяет ему прибыть в Солунь.

Близ Ивера уединённо подвизался тогда игумен Дионисий. Блаж. Феофил, выпросив у него дозволение, построил вблизи малую келью. Они жили в такой любви между сбой, что, казалось, была у них одна душа.

Потом блаженный жил в Карее вместе с старцем Кириллом. Здесь прот Св. горы старец Серафим, духовник Кирилла, так полюбил Феофила, что они остались друзьями до гроба. Когда сильное желание безмолвия увлекло Феофила в уединённую келью св. Василия, принадлежавшую монастырю Пандократора124, а между тем Феофил не имел у себя ничего, чем бы поправить обветшавшую келью и уплатить монастырю, старец Серафим помог ему и потом, отказавшись от должности прота, перешёл жить вместе с блаж. Феофилом. Исключительным подвигом их было хранение ума непрестанной молитвой Иисусовой. Препод. Феофил ни о чём больше не думал, как о Господе Иисусе; Иисус был дыханием его, Он был постоянно в сердце его. Наконец, будучи исполнен дней, преподобный предузнал смерть свою и начал готовиться к переходу в ту жизнь. Он написал исповедание веры и завещание. В пяток, по его желанию, совершено над ним елеосвящение; простившись со всеми, приобщился святых Таин; ученику своему Исааку дал заповедь не хоронить его, а оттащить труп его куда-нибудь и бросить. Преподобный предал дух свой Богу 8 июля 1548 г.

Исаак исполнил волю старца и оттащил тело его в лес. Когда во всей горе разнёсся слух о кончине Феофила, – весьма многие, знакомые и друзья, приходили поклониться могиле преподобного. Исаак указывал всем на одно место взрытое, как на могилу почившего. Только иноки Ивера и Пандократора по какому-то предчувствию не доверяли Исааку. Некоторые из них стали ходить по лесу и, найдя мощи преподобного, скрыли у себя. Когда в 40 день Исаак пришёл в лощину, к изумлению не нашёл мощей старца. После долгого разведывания дознался он, что мощи находятся в обители Пандократора. Он обратился с жалобой к Ерисскому епископу Макарию. Тот созвал игуменов, и решили оставить руку преподобного в обители Пандократора, а прочее отдать Исааку в келейную церковь святого Василия. С того времени мощи преподобного источают благовонное миро.

Св. праведного Прокопия Усьянского

Древняя запись о явлении мощей святого и чудесах его говорит: «сего блаженнаго и приснопамятнаго Прокопия отечество дольно и племя земнородно, град или весь, в нейже святый родися, нам манием Божиим весьма утаися, да известнее вемы, яко святии Божии не земнаго, но небеснаго отечества ищут, не человеческим, но ангельским сродством хвалятся, и не дольнего, но горнего Иерусалима гражданами быти тщатся».

Мощи святого явились на берегу реки Усьи, близ приходской церкви села Верюги (Вельского уезда, Вологодской губернии), около 1600 года, в гробе из ивовых лоз, весьма обветшавшем. Мощи были целы, как-бы того же дня погребены. Никто не знал и не помнил о явленном, но нетление мощей и чудесные исцеления многих больных тотчас убедили всех в святости явившегося. Окрестные жители, воздав хвалу и благодарение Богу за явленную к ним милость, построили часовню над мощами.

Вскоре после того святой явился земледельцу Савелию Онтропову и велел сделать себе новый гроб. На вопрос Савелия «кто ты?» он назвал себя Прокопием и объяснил, что он тот, тело которого недавно явилось при церкви. Савелий сделал гроб, и когда уже хотел везти его к церкви, святой снова явился ему и приказал несколько убавить гроб сверху. Савелий, исполнивши повеленное, объявил народу о бывших ему явлениях святого, через что все узнали его имя и с великим благоговением переложили святые мощи в новый гроб, а старый разнёс по пруткам народ на Благословение себе и память.

Мощи почивали в часовне, пока не перенесены были в новопостроенную, вместо обветшавшей, Введенскую церковь и поставлены открыто подле южной стены. В 1652 году усердием некоего купца из Сольвычегодска написан и образ святого. С того же времени, надобно полагать, начали совершать ему и службу церковную по особенной письменной книжице.

Когда Верюжская церковь из Новгородской отошла к Холмогорской епархии, то мощи, по распоряжению первого Холмогорского архиерея, свидетельствованы были в 1696 году, и затем – вторично 1739 года. С того времени епархиальное начальство дозволяло строить и храмы в честь св. Прокопия Усьянского.

Мощи ныне почивают в старинной деревянной раке в каменной Введенской церкви; они покрыты шитым по атласу шелками, серебром и золотом изображением святого (см. Верюжского Истор. сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии. Вологда, 1880 года).

Празднование Казанской иконе Богородицы

В 1579 году 28 июня при Иоанне Васильевиче IV в Казани, им покорённой, при Московском митрополите Антонии, при архиепископе Казанском Иеремии, в подкрепление веры Христовой среди магометан, населявших Казанское царство, Богоматерь явилась девятилетней девице Матроне и повелела возвестить духовным и светским сановникам города, чтобы они взяли икону её из недр земли, и указала само место на пепелище сгоревшего дома родителей девицы, где икона скрывалась. Видение повторилось трижды. Девица сначала никому не объявила о видении своём, потом открыла матери своей, которая сначала не внимала ей. После третьего видения Матрона со слезами говорила матери: «я видела во сне икону Богородицы, от лица которой исходило ужасное пламя, устремлявшееся на меня и готовое сжечь меня, и слышала голос: если ты не поведаешь глаголов моих, я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь». После этого мать ходила с Матроной к Казанским воеводам и архиепископу Иеремии и заставляла её рассказывать им о бывших ей явлениях Богоматери. Когда они не поверили словам девицы, мать сама решилась рыть землю на указанном дочери месте, чтобы отыскать икону, но напрасно. Рыли землю и искали иконы и другие, и также не нашли. Матрона сама стала копать землю и скоро обрела святую икону Богоматери, как-бы ново-начертанную, а не в земле найденную. Явленный образ с благоговением и радостью извлечён из земли и поставлен на месте, где обретён. Немедленно стеклось к нему бесчисленное множество народа; все с благоговейным удивлением взирали на святыню, молились и стремились приложиться к ней. О дивном обретении известили архиепископа и градоначальников. Архиепископ совершил крестный ход к явленной иконе и с великой честью препроводил её в ближайший храм на руках бывшего в то время священником этого храма Гермогена, впоследствии патриарха, и здесь совершил перед иконой молебствие. Сняв с неё список и изложив обстоятельства её явления и чудеса, послали в 1579 г. в Москву к царю. В 1595 г. благоверный государь Феодор Иоаннович повелел на месте явления иконы, где прежде была деревянная церковь, построить каменную и женский монастырь Богородицкий и от себя принёс великую жертву. В этом монастыре приняли иноческое пострижение дочь и мать, послужившие явлению иконы. Явлению Казанской иконы Божией Матери установлено праздновать в Казани 8 июля – в тот день, когда мать с своей дочерью, сподобившейся видения, ходила к архиепископу и начальникам города объявить им о видении.

Знамение Устюжской иконы Богородицы

В этот день Православная Церковь воспоминает «знамение», явившееся в Устюге от иконы Благовещения Пресв. Богородины в 1290 г. Св. Прокопий, Христа ради юродивый, подвизавшийся в Великом Устюге, объявил однажды своим согражданам, что Бог, за их грехи, хочет погубить город их. Наступил предвозвещённый им день: на небе показалось над самым городом мрачное облако, и со всех сторон начали появляться грозные тучи с непрестанными молниями и громами. Городу угрожали бедствия; жители обратились к покаянию и все стеклись в храмы Божии для молитвы об отвращении предстоящего несчастия. В соборной церкви Богоматери от сей иконы, по молитвам народа, сокрушавшегося о грехах своих, и особенно по молитвам Устюжского чудотворца Прокопия, который, павши перед иконой Богоматери, со слезами молил Владычицу, да будет Она скорой заступницей перед Сыном Своим за люди согрешившие и праведный гнев Его на себя привлекшие, всенародно явлено было знамение благоволения Божия. На иконе Царицы Небесной увидели истекшее из очей её благовонное миро – знамение слёзного моления её о спасении града, и Господь, по заступлению Пречистой Матери Своей, избавил город от погибели. Страшные тучи, угрожавшие, по милосердию Божию, пронеслись над городом и на месте ненаселённом пролился из них дождь и выпали камни. В воспоминание этого спасительного события установлено ежегодное празднество чудотворной иконе Пресв. Богородицы в 8-й день июля.

Чудотворный образ Благовещения Богородицы, перед которым молился св. Прокопий, называется Устюжским и ныне находится в Московском Успенском соборе, куда этот образ перенесён вероятно во время княжения Иоанна Васильевича Грозного, около 1567 года. На месте же этого образа в Устюге поставлен в 1747 году 3 июля новонаписанный с него. В 1812 году неприятели, бывшие в Москве, лишили Устюжский образ богатого оклада, но Устюжане, и поныне благоговеющие к чудотворному образу, в 1817 году заменили новым.

* * *

110

Ркп. житие св. Прокопия в Синод. б. в ркп. XVI в. № 477, 636, у Толстого 1, № 306. 2, № 375. О житии блаженн. Прокопия: а) написана была записка ещё Симеоном, отцом Стефана Пермского, вскоре по смерти Прокопия. «Раб Божий Симеон, почудися зело глаголанным от святаго и прослави Бога и скры тайные его глаголы и никому же поведа о великом терпении его, донележе он изыде от жития сего. По преставлении же святаго все написа по ряду, еже виде и слыша от святаго пользы ради душевные последним родом нашим», б) Полное житие написано было по построении храма в Устюге ок. 1500 г. не совсем искусной рукой. Сочинитель (в 30 гл.) говорит, что он составил своё описание по «церковным повестницам», в которых писано было о св. муже «ово же в тетрадех, а иное в свитцех, и не по ряду, передняя назади, а задняя напереди».

111

Ркп. житие блажен. Прокопия говорит, будто Прокопий слушал наставления в православии у пр. Варлаама в его обители; но св. Варлаам Хутынский, преставившийся в 1193 г., не мог преподавать наставлений в вере Прокопию, скончавшемуся почти столетием позже св. Варлаама; вероятно жизнеописатель принял одного из преемников св. Варлаама за самого преподобного Варлаама, по тождеству имен. Вершинский в Месяцеслове повторяет старую ошибку.

112

Архапгельск. Летоп. 59. Устюж. лет. у Карамз. 4, пр. 106. 3, пр. 186.

113

Ркп. святцы называют Иоанна и Марию праведными, но не показывают ни года, ни дня кончины их.

114

Устюжский летописец у Савваитова: опис. Устюжск. Архангельского м-ря. СПб. 1848 г., стр. 40.

115

Устюжский летописец у Савваитова, стр. 45. 46. «Повесть о страшном чудеси» в ркп. Минее Серг. лавры № 5. Слава Богоматери 3. 3, 51–53. Несколько камней, павших при св. Прокопии из воздуха, издавна хранятся во Владимирском соборе. Доброхотова о Владимире, стр. 97.

116

Устюжский лет. у Савваитова, стр. 40. Год кончины показан по лит. Савваитова. У Карамзина IV, пр. 206, показан 1303 г. годом кончины.

117

Житие; Фризова летоп. г. Устюга – в Север. архиве 1822 г. № 12. Сольвыч. XVII стол. в записк. архив. общ. в. 33. Служба прав. Прокопию – в опис. муз., стр. 591. 604. Царского № 563. В святцах устава XVI в. (Толстого 1, № 100) июля 8: «пр. Прокопия Устюжского чудотворца».

118

Ркп. Ундольского. В Соловец. сборн. несколько иначе. Правосл. собеседн. 1860 г., стр. 203.

119

Служба на 8 июля в Минее. Μ. 1646 г.

120

Житие преп. Феофила из рукописи Пандократорской кельи св. Василия нап. в Афонском патерике 2. 69–81.

121

Сичево невдали от Солуня и Брегальницы у Григоровича стр. 142. В рукописи испорченное Ζυχυας.

122

Об этих событиях говорят: а) Трифон Коробейников, бывший в Египте в 1583 г. (Путешествие его, стр. 149. 150. СПб. 1849 г.); б) п. Нектарий у Лекеня Ог. ehr. II, 502. О патр. Иоакиме Христ. чт. 1856 г. 1, 391. 392.

123

О Славянах в Ивере – и поклонника св. горы, стр. 61. 63.

124

Монастырь Пандократора и его скиты избирали и избирают для пребывания своего особенно Русские. Заметки поклонника, стр. 78. Письма Святогорца 2, 201. 202.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900. / Июль. – 332, IV с.

Комментарии для сайта Cackle