13-го числа
Св. муч. Ермила и Стратоника Белоградских
Св. муч. Ермила и Стратоник Белогородские
Сии святые, говорит древней менолог, прославились при императоре Ликинии.
Св. Ермил был диакон церкви Христовой. Ликиний, находясь на р. Дунае, услышав о его славе, велел схватить его и, избитого железными прутьями, приказал беречь в тюрьме Стратонику. Стратоник же, когда в тюремное окно увидел Ангела, разговаривающего с Ермилом, уверовал во Христа и стал другом Ермила. Ермил, выведенный из тюрьмы, был принуждаем поклониться идолам и, не согласившись на то, был бит палками и потом терзаем был крючьями по чреву и груди.
Видя это, Стратоник не мог удержаться от слёз.
Узнанный по этому и он был мучим. Оба, наконец брошены были в р. Дунай и там скончались173.
«В третий же день обретена быша святая телеса их на брезе и погребоша я̀ вернии честно за осмьнадесять стадий от града Сингидона, во едином положивше гробе»174.
По Римскому мартирологу, они страдали в Сингидоне в верхней Мизии в 315 г. Сингидон, или Сингидом – жилище чеха-славянина, нынешний Белград. По такой местности и по званию странника-воина, эти мученики – славяне175.
Св. Иакова Низибского
Св. Иаков Низибский
Св. Иаков по множеству чудес, совершённых им, назывался чудотворцем, а по обилию и высоте духовной мудрости – мудрым. Сын одного из удельных князей Армении, весьма образованный, он с юных лет отказался от удовольствий света и, в 314 году избранный в епископа Низибу, продолжал подвижническую жизнь, заботился о сиротах и вдовах и собственным примером, как и словом, назидал всех. Участвовал в деяниях первого Вселенского собора (325 г.) и в двукратную осаду Низиба Персами, 338 и 347 гг., явил себя мужественным пастырем и пламенным молитвенником пред Богом; уже готовые вторгнуться в город, они по молитвам святителя прогнаны были несметным множеством мух и комаров, произведших расстройство в рядах их.
Он умер в старости, около 450 года. Когда город Низиб в 336 году уступлен был Персам, выселившиеся жители взяли с собой и мощи святителя. Много сочинений догматического и нравственного содержания оставил он. В слове о покаянии, убеждая чистосердечно исповедоваться в грехах, говорит: иначе священник не может знать болезней твоих.
† Память преп. Иринарха Ростовского
Св. преп. Иринарх Ростовский
Преподобный Иринарх, в мире Илия, родился в земледельческом быту дер. Кондаковой, Ростовского округа176. Во время бывшего здесь голода, два года жил он в Нижнем Новгороде, и, потеряв отца, перешёл с матерью и братом в Ростов, где занимался торговлей. На 30-м году жизни, оставив мир, постригся в Ростовском Борисоглебском монастыре, что на Устье. В духовной жизни его очевидна постепенность, с какой переходил он от нелёгкого подвига к тяжёлому и потом к весьма трудному; очевидно и то, как скорби, который наносили ему люди, не понимавшие его, благотворны были душе его. Он начал подвижничество своё тем, что стал ходить босой и в рубище. Монах босой и в рубище – какое неприличие. Так говорили дорожившие нарядом, а не своей душой! Чтобы заставить Иринарха носить обувь и рясу, его то запирали на несколько дней в холодную келью, то в морозы посылали звонить на колокольне. Блаженный переносил всё это. Когда же назначили ему исполнять послушание за монастырём, удаление от молитв храма показалось ему невыносимым, и он перешёл в Авраамиев монастырь. Здесь назначили ему должность келаря. Строгий к себе самому, он сильно скорбел, что другие без страха Божия расточают собственность обители.
По смерти матери уединился он в келье отшельника Лазаря. В это время в Авраамиевой обители подвизался в затворе старец Пимен, и беседа с ним облегчала Иринарха177. Спустя 3 года, возвращённый новым настоятелем в Борисоглебскую обитель, блаженный явился в ней с тяжёлыми веригами на плечах и с оковами на ногах. Страдания распятого Спасителя более и более становились предметом любви его, душа его глубже и глубже наполнялась ими. Он молился в храме пред распятым Спасителем об указании ему пути спасения и, получив тайное извещение, затворился безвыходно в келье, достал трёхсаженную цепь и ею приковал себя к стулу. Послушник Алексий вызвался служить строгому затворнику и с именем Александра стал жить при нём; он-то впоследствии и описал жизнь наставника своего. По совету блаженного Иоанна большого колпака, Иринарх устроил себе сто медных крестов и повесил их на вериги; к ним присоединил он и ещё 30 крестов. Так подвизался труженик Божий 6 лет! Ему прислали из Углича цепь в 3 сажени; он прицепил её к своей и так провёл другие 6 лет; присоединив, затем третью цепь, он просидел на девятисаженной цепи 13 лет. Люди, не понимавшие ни себя, ни подвижника снова выгоняли его из Борисоглебской обители: но спустя год, возвратился он в свой затвор. Здесь он увеличил ещё тяжесть для тела своего. Ночью спал он только два часа; бо́льшая часть времени его занята была молитвой, в другое время занимался он рукоделием – шил власяницы и клобуки, а выручаемые за то деньги раздавал нищим. Христу сораспялся, говорил апостол. Без сомнения, показывал он тем собственно распятие самолюбивых желаний души. Но если для сего распятия употребляется доброй волей какое-либо страдание телесное: такое дело воли не заключает ли в себе распятия внутреннего? Таково значение подвигов блаж. Иринарха!
Тяжкими и долгими подвигами очистилось духовное зрение преподобного и дух его стал так силён, что начал он оказывать услуги не только ростовскому краю, но и целой России. В одно время в тонком сне видит он Москву в огне и во власти Ляхов и голос сказал ему: иди, скажи об этом царю. Он явился к царю Василию Иоанновичу и рассказал о видении; царь принимал его с честью, но он пробыл в Москве только сутки. Пророчество его скоро сбылось.
В 1609 году ляхи завладели Ростовом; свирепый пан Микульский явился в Борисоглебский монастырь и, войдя к старцу с другими панами, спросил: кого признаёт он за царя? «Я живу в России, – отвечал старец, – и признаю Русского; другого же не знаю».
Когда подошёл Сапега с войсками к монастырю: все ожидали, что монастырь будет истреблён вместе с иноками. Преп. Иринарх слёзно молился Господу. Сапега пришёл к старцу в келью. «Благослови батько! как терпишь ты эту муку в такой темнице?», говорил подвижнику Сапега. «Для Бога», отвечал старец. Он не молится ни за короля, ни за Димитрия, сказали пришедшие с Сапегой. Старец повторил прежний свой ответ, и Сапега сказал: «правда в батьке велика: в какой земле жить, тому и служить». Старец сказал Сапеге: «возвратись, пан, в свою землю; полно тебе разорять Россию: если не выйдешь из России, или опять придёшь, – уверяю тебя Богом, – убьют тебя в России». Сапега призадумался и сказал: «что бы подарить тебе? Такого батьку не видал я нигде, столько бесстрашного пред нашим мечом. «Господь питает меня, отвечал старец: но как наставит тебя Бог, так и поступай». Сапега прислал 5 рублей денег и строго запретил тревожить обитель.
Князь Димитрий Пожарский, готовясь идти на помощь Москве, опасался Заруцкого, по проискам которого убит был Ляпунов. Преподобный послал князю благословение и просфору, со словами: «ступай в Москву, не боясь Заруцкого; увидите славу Божью». Князь пришёл сам к св. старцу и преподобный дал ему свой крест и благословение. Пожарский, совершив подвиг, возвратил крест затворнику и освободил своей грамотой монастырь от доставления припасов для войска.
За два года до кончины, блаженному Иринарху пришлось вытерпеть ещё насилие от иноков, какого не терпел он от ляхов: его вытолкали из затвора и сломали при том руку ему. Снова явились затем Ляхи в Ростове; иноки разбежались; Иринарх остался в своём затворе. «Благослови батько! сказал вошедший к нему польский начальник; Сапега убит под Москвой, как сказал ты». «Если не уйдёте в свою землю, не быть и вам живыми», сказал старец. Поляки оставили Ростов, не тронув никого, по уважению к старцу.
Подвижник Божий 38 лет изнурял тело своё на особенном пути своём и скончался на 69 году жизни своей, января 13 д. 1616 года178. По смерти его совершилось несколько исцелений для призывавших молитвенную помощь его; особенно бесноватые боятся креста его и получают здравие при возложении его на них179.
† Преставление преподобного Елеазара Анзерского
Св. преп. Елеазар Анзерский
Уроженец г. Козельска, сын купца Севрюкова, Елеазар ещё в молодых летах пришёл в Соловецкую обитель180 и испытанный послушаниями пострижен был в монашество; строгим постом, крепостью в молитве, глубоким вниманием к себе самому он приобрёл себе уважение братии и любовь игум. Иринарха. Ревнуя служить Господу с самоотречением более тяжким, по благословению преподобного Иринарха, удалился он на Анзерский остров, за 20 вёрст от обители, и здесь стал подвизаться отшельником, не развлекаемый никем. Сперва жил он на горе у озера. Для пропитания своего на пустынном острове делал он своими руками деревянные чашки, ставил их у морской пристани, и временные гости – моряки оставляли отшельнику хлеб и другие съестные припасы. Спустя 4 года, в 1616 г., постриженный в схиму, перешёл он к ветхой церкви с. Николая, поставленной для временных тружеников на солеварнях. Здесь поставил он себе малую келийку и жил с Господом.
Мало-помалу собралось к нему несколько ревнителей скитского жития. Преподобный Елеазар ввёл для сподвижников древний чин скитского жития. Кельи безмолвных пустынников поставлены были в версте одна от другой. В субботу вечером собирались они для общей молитвы и в следующий день, совершив воскресное пение, расходились по кельям для Богомыслия. Молитва, псалмопение, рукоделие по силе, составляли обыкновенное занятие их. О душевных смущениях открывали они пр. старцу. Преподобный был не только великим подвижником, но и любителем духовного просвещения. «От многого божественного писания, сказано о нём во вкладной книге скита, различные повести собра и три книги цветника своей рукой написа уставом; такожде и чин монашеского келейного правила в писании – от искуса, добре истолкова». В другое время преподобный то коленопреклонно молился, то рубил дрова и носил их на спине своей. Немало пришлось ему претерпеть искушений то от духа злобы, то от людей немощных.
Раз явился ему искуситель в виде брата обители, с приглашением в обитель. Подвижник не хотел идти в путь, прежде чем совершит правило келейной молитвы, и стал на молитву. Но когда приводилось ему читать молитву Господню – Отче наш, мнимый брат выходил из кельи; подвижник изумлялся и продолжал молиться. Наконец, после нескольких опытов повторения той же истории, мнимый брат исчез без следа: а подвижник увидел, что если бы отправился он в обитель, то бурное море поглотило бы его.
Царь Михаил, скорбевший о том, что не имеет наследника престола и узнавший о пр. Елеазаре от прежнего келаря лавры, а теперь подвижника Соловецкого Александра Булатникова, вызвал старца в Москву и просил молитв его. Старец сказал царю, что родится наследник, и после тёплой мольбы старца, в 1629 году родился царевич Алексей. Признательный царь Михаил до гроба своего благотворил Анзерскому скиту. Царь Алексий, по вступлении на престол, предписал строить каменный храм в скиту, начатый по воле отца его, но постройка которого была остановлена. Он желал видеть старца лично, и старец, уже дряхлый, опять был в Москве. Старец был обласкан царём. Но в Соловецкой обители негодовали на то, что Анзерскому скиту предоставлена была независимость от обители. Вследствие того не только не оканчивалось построение храма, невзирая на царский указ, но сам старец заключаем был в оковы и темницу181.
Преподобный образовал из учеников своих строгих подвижников. Таков был Никодим, бывший преемником наставника своего в скиту; великий Никон также был учеником Елеазара. Когда сей анзерский скитник стал восходить со степени на степень власти и силы, он делал всё, что мог для покоя преп. Елеазара. Будучи митрополитом, писал он к архимандриту: «поберегите анзерских старцев, строителя и братию», и предписывал исполнить просьбу старца Елеазара – отпустить в его скит больничного старца Кирика182; в 1655 г. патр. Никон выпросил у царя отпускать в анзерский скит более прежнего свеч, ладана, вина и муки для церковной службы; установил быть 17 братиям в скиту и послал от себя серебряные оклады на икону и дары скитникам деньгами и рыбой. Св. старец скончался, после 40 летних подвигов, янв. 13 д. 1656 г. Память его чтится местно183.
* * *
Menologium Basilii ad 13 ianuarii.
Четь-минея 13 января.
Вершинского месяцеслов, стр. 9. О древнем Сигиндоне, нынешнем Белграде, исследование в Гласнике V, 113–211. О Сигах, Сигинах Геродота, Савельева Славянский сборник, стр. 99–106. Чертков во Временнике XVI, 76. В 885 г. Сигиндон-Белград Славянский: так по житию св. Климента.
Ркп. житие преп. Иринарха, опис. учеником его Александром. Отрывки жития напеч. в чтен. м. общ. ист. 1847 г. № 2. Ундольского в библиогр. разысканиях стр. 62–68. Москва. 1846 г.
В 1618 г. по прошению архимандрита Авраамиева монастыря Иосифа и затворника Пимена, ц. Михаил утвердил за обителью земли её. След., тогда ещё жив был старец Пимен. В Ркп. святцах «преп. Афанасий и Пимен в Аврамьеве монастыре». Здесь же ещё «преп. отец Пимен затворник Богоявленский», по другому списку, «затворник и вержиник, что в Богоявленском монастыре во Острове».
Ркп. святцы: «преп. отец Иринарх затворник Борисоглебского монастыря, преставился в л. 7123 (1615), января 13 д.». По житию, скончался в 1616 году.
Записки монастырские о чудесах.
Ркп. житие преп. Елеазара нап. в Православн. собеседн. 1860 г. 1. 108–120, 237–259. Писатель говорит: «бысть по нем царь Алексий Михаилович, ныне царствующого родитель» (стр. 241). Далее он выставляет себя жителем скитским, но который пишет то, что слышал от «сказателей» (стр. 249). Потому житие писано в 1706 г.
Опис. Соловецкого монастыря, 128, 317–324, 328, 353–355.
Грамота Никона, напечатана в III части описи Соловецкого монастыря 329–331.
Опис. Соловецкого монастыря, стр. 324–326. Ркп. святцы: «преп. Елеазар, строитель Анзерского скита, иже на Океане». Тропарь и молитва преподобному Елеазару – у Царского № 744.