Источник

17-го числа

Преп. Антония Великого

Св. преп. Антоний Великий

Сей великий подвижник Церкви Христовой родился в 252 году в Египте, от благочестивых христианских и знатных родителей, которые и его воспитали в правилах веры и благочестия, необходимых для истинного христианина. Ещё в летах юности храм Божий, где мог Антоний слышать учение Иисуса Христа, Апостолов и других святых, был единственным для Антония прибежищем, доставлявшим наслаждение его душе. По смерти родителей своих, 18 лет, сделавшись наследником богатого имения и питателем юной сестры своей, Антоний, призываемый Промыслом на высшую степень благочестия, обеспечил положение сестры своей и, согласно внушениям Евангелия (Мф.6:36, 19:21), раздав книги и бо́льшую часть имения соседям и бедным, оставил кров родительский для благочестивого уединения, имея около 20 лет от роду. «Я прежде слышал, – говорит блаженный Августин, – что св. Антоний призван был гласом Евангелия, во время чтения которого он как бы нечаянно узнал и обратил к себе следующие, тогда читаемые слова: иди, продаждь имение твое и даждь нищим и имети имаши сокровище на небеси (Мф.19:21). Так Твоё откровение, Боже мой, обратило его к Тебе». «Глас Христов услышав, – говорит о св. Антонии прав. Церковь, – шествовал вослед Его заповедей и отверг все заботы, стяжание имений и любление рабов и сестры. Един в пустынях, чистейше беседуя Богу, приял благодать разума».

Удаляясь от мира, Антоний поселился сначала близ места рождения своего и подвизался под руководством одного старца, с молодых лет проводившего уединённую жизнь. Горя желанием высшего духовного совершенства, Антоний, постепенно преуспевая в благочестии, укрывался от общества далее и строже, вглубь пустыни Фиваидской; всё тщание прилагал к трудам подвижническим. Слыша, что праздный ниже да яст (2Фес.3:10), преподобный работал собственными своими руками, и иное издерживал на хлеб себе, иное же на нуждающихся. Молился он часто, зная, что до́лжно наедине молиться непрестанно (1Фес.5:17); был внимателен к читаемому, так что ни одно слово Писания не падало у него на землю, но всё удерживал он в себе, почему наконец память заменила ему книги. Столько неутомим был в бдении, что часто целую ночь проводил без сна. Пищу вкушал однажды в день по захождению солнца, иногда принимал её через два дня, а нередко и через четыре. Пищей его служили хлеб и соль и питием – одна вода. О мясе и вине не нужно и говорить, потому что и у других подвижников едва ли встретишь что-либо подобное. Во время сна Антоний возлегал на рогоже, а большей частью – на голой земле. Никогда не умащал себя елеем.

Общество благочестивых, привлекаемое славой пустынных подвигов Антония, текло вслед его и населяло безмолвную пустыню. Антоний сделался основателем пустынножития. До Павла Фивейского и Антония преподобные подвизались в мире, – в местах своего рождения или близ оных, ведя жизнь более затворническую. Но преп. Антоний, подражая древним пророкам и пустынножителям Илии и Крестителю, подобно Павлу Фивейскому, сделался в своё время подвижником и, как говорит Церковь, «первым украсителем пустыни, началообразным начертанием добродетельного жития». Антоний убедил многих избрать иноческую жизнь, и таким образом при горах Египетских явились монастыри; пустыня населена иноками. Антоний, как отец, сделался руководителем многих иноков.

Для иноков Антоний был истолкователем монашеской жизни не только своим поведением, но и писанием. В руководство иноков Антоний написал правила для монахов (LXXX); поучения или слова к монахам (XX); разные постановления монахам; изложение некоторых мыслей и ответы на разные вопросы; стезю мудрости и многие письма.

«Паче всего, – заповедует Антоний инокам, – да будет у всех общее попечение о том, чтобы, начав, не ослабевать в деле, не говорить: давно мы подвизаемся. Взирая на мир, не будем думать, что отреклись мы от чего-либо великого. Вся земля эта очень мала пред целым небом. Если бы мы были обладателями всей земли и отреклись от всей земли, то и это не было бы равноценно Небесному Царству. Никто из нас да не питает в себе пожелания приобретать. Какая выгода приобретать то, чего не возьмём с собой. Монаху до́лжно непрестанно молиться, не смотря ни на время, ни на место, ни на занятия. Слова: Господи мой, Иисусе Христе, пошли мне помощь! и проч. до́лжно ему непрестанно иметь в уме. Кроме того надобно ему неопустительно ходить к Богослужению и притом с первым зовом. Как кающийся грешник, монах обязан денно-нощно сокрушаться и печалиться о грехах своих, как бы всегда в келье его был умерший. Время проводить ему надобно в молчании; ходить с лицом всегда печальным, с поникшей головой, не обращая лица своего по сторонам; ослаблять тело, не есть до сытости, спать мало. Как рыбы, оставаясь долго на суше, умирают, – так и монахи, находясь долго вне кельи или пребывая с мирскими людьми, теряют любовь к безмолвию. Посему как рыба рвётся в воду, так и мы должны спешить в келью, дабы, оставаясь вне её, не забыть о внутреннем бдении. Кто живёт в пустыне и в безмолвии, тот свободен от трёх искушений: от искушения слуха, языка и взора; у него одно только искушение, – искушение в сердце».

«Не приходите в страх, слыша о добродетели. Она не далеко от нас, не вне нас образуется. Еллины, чтобы обучаться словесным наукам, предпринимают дальние путешествия, переплывают моря, а нам нет нужды ходить далеко ради Царствия Небесного, или переплывать море ради добродетели. Господь ещё прежде сказал: Царствие Небесное внутрь вас есть (Лк.17:21). Поэтому добродетель имеет потребность в нашей только воле. Добродетель образуется в душе, у которой разумные силы действуют согласно с её естеством».

Некто из мудрецов спросил Антония: как ты живёшь, отец, лишённый утешения от книг? Преподобный отвечал: «моя книга есть природа вещей; она всегда готова, как скоро мне захочется читать слово Божие». Благочестивому и мудрому слепцу Дидиму Антоний сказал: «не смущайся, Дидим, что лишился чувственного зрения. У тебя не стало глаз, которыми смотрят комары и мошки: лучше радуйся, что имеешь глаза, которыми смотрят Ангелы, созерцается Бог и воспринимается свет Его».

«Нам потребны, – говорит Антоний, – усильная молитва и подвиги, чтобы, прияв от Духа дарование рассуждения духовом (1Кор.12:10), можно было узнать о демонах. Они всякому христианину, наипаче же монаху трудолюбивому, покушаются положить соблазны через лукавые помыслы, стараются устрашить мечтательными привидениями и коварным велеречием, обмануть подобием образа благоговейного. Но не до́лжно нам бояться их, потому что они бессильны и не могут ничего более сделать, как только угрожать. Нетрудно распознать присутствие Ангелов от демонов. Видение святых бывает невозмутительно и сопровождается радостно. Много раз ублажали меня демоны, а я заклинал их именем Господним».

Антоний столько любил уединение, что в продолжение 85-летних подвигов своих два раза только оставлял пустыню и являлся в Александрию, призываемый обязанностью ревнителя веры и благочестия. В первый раз пришёл он в Александрию во время последнего гонения христиан, воздвигнутого Диоклитианом и Максимианом в 303 году, для помощи, утешения и участия в страданиях св. мучеников. Но Бог сохранил светильника веры и возвратил на путь пустынных великих его подвигов веры. В другой раз в 335 году приходил Антоний в Александрию, чтобы оправдать себя в клевете от ариан, которые говорили, будто бы и он следует их учению, и показать, что он не имеет общения с раскольниками и лжеучителями.

При своей суровой и пустынной жизни преп. Антоний к другим всегда был ласков и человеколюбив, благоразумен и твёрд, в обращении кроток и приятен, в беседах терпелив, в защищении обижаемых неутомим, за которых, он ходатайствовал пред городскими начальниками; св. Афанасия Александрийского, гонимого арианами, часто посещал и неоднократно писал о нём к равноапостольному Константину.

Скрываясь от людей, Антоний не скрыл, однако ж, своей славы от мира. Слава святой его жизни была столь велика, что когда приходил он в Александрию, особенно в последний раз, все жители города сбегались видеть Антония. Даже язычники и жрецы их приходили в храм Господень, говоря: желаем видеть человека Божия. Ибо так называли его все. Многие даже из язычников желали хоть прикоснуться только к старцу, в той уверенности, что получат от него пользу. И действительно, в сии немногие дни столько обратилось в христианство, сколько в иные времена обращалось в продолжение года. Император Константин Великий и дети его уважали великого пустынника, как отца, просили его прийти к себе, или прислать им благословение. Слава его при конце его подвигов пронеслась во всех странах, в Африке, Испании, Галлии и Италии.

Великий подвижник Египетский после 85-летних пустынных подвигов мирно преставился на 105 году от роду, в 358 году по Р.X. Честное тело Антония, по завещанию его, предано земле учениками его в прославленной им пустыне, – в сокровенном месте. Современник Антония св. Афанасий, епископ Александрийский, который был другом Антония и которому завещал Антоний свою милоть и ризу, написал о его примерном и назидательном житие. По словам, св. Афанасия, «жизнь Антония есть образец подвижничества; все знавшие Антония называли его Боголюбивым, человеком Божьим. Антоний был истинный Богоносец, имевший благодатные дары прозорливости, целения, совета и различения духов. Он дарован был Богом Египту как врач, отец и руководитель. Всюду говорили о нём, все удивлялись ему, даже не видавшие любили его, – и это служит доказательством его добродетели и Боголюбивой души. Лицо Антония было выражением его св. души – имело великую и необычайную приятность, так что не знавшие его прямо подходили к нему. Поскольку душа его была безмятежна, то внешние чувства оставались невозмутимы. Весьма чуден был по вере и благочестив; никогда не имел общения с отщепенцами и еретиками; был готов умереть за Христа. По блаженном успении Антония каждый из получивших милоть и изношенную одежду его – хранит, как нечто великое. Ибо взирать на сие значит как бы видеть самого Антония».

Св. Иоанн Златоуст говорит о нём: «Египет произвёл славнейшего после Апостолов мужа, блаженного и великого Антония, о котором все доныне говорят непрестанно, что он предсказал о недугующих Ариевым зловерием и о вреде, который имел от него произойти». С особенным уважением также упоминает о св. Антонии Иероним, называя его блаженным, о коем слава распространилась по всему Египту.

Созомен пишет об Антонии: «все согласны, что монашеский образ жизни на высоту строгости и совершенства, своими правами и приличными упражнениями, возвёл монах Антоний Великий». Феодорит говорит: «много сияло вождей иноческого жития, но превосходнейшим руководителем в исполнении подвижнических уставов был многохвальный Антоний». Имя Великого усвоено было Антонию при жизни его.

Память преп. Антония тотчас по смерти его стали творить иноки его обители. В V веке Анатолий Константинопольский предал Церкви некоторые песнопения для прославления св. Антония Великого. Кирилл Скифопольский, писатель VI века, упоминает о празднике в честь св. Антония Великого, бывшем в монастыре св. Евфимия. В 544 году мощи Антония Великого перенесены из пустыни в Александрию. В IX веке. Феофан и Студит умножили священные песнопения Церкви на день св. Антония. В начальных буквах канона преподобному Феофан заключил речение: «Антония божественного восхвалити лепо».

Церковь между прочим почитает Антония покровителем немощных, называя его «искуснейшим и честным врачом недугующих».

При Богослужении в день памяти св. Антония Великого Церковь произносит паримии (первую из Прем.5:15–16; вторую из Прем.3:1–9; третью из Прем.4:7, 16–20, 5:1–17) о блаженной участи преподобных как в этой, так и в вечной жизни. Евангелие утреннее благовествует о благом и лёгком иге Христовом, которое возложили на себя преподобные (Мф.11:27–30); на литургии чтение – Апостола и Евангелия то же, какое положено в день святителя Алексия, митрополита Всероссийского, 12 февраля. Ибо и преподобный Антоний есть пастырь и отец.

† Память преподобного Антония Дымского

Св. преп. Антоний Дымский

По житию преп. Варлаама Хутынского, близкий к кончине своей преп. Варлаам сказал ученикам своим: «блюстителем вашим по душе и телу назначаю вам игумена Антония, который возвратился из Царяграда и св. мест и в этот самый час уже не далёк от нас». Вслед за тем сказал, что Антоний уже в монастыре, и святой с радостью вручил вошедшему Антонию своё стадо. Это было в 1192 году197.

Не известно, как долго оставался настоятелем Хутынской обители посетитель св. мест; но в 1230 году уже и другой игумен Хутынский Арсений переведён был на игуменство в Юрьев монастырь198.

Преподобный Антоний, отказавшись от управления Хутынской обителью, на берегу озера Дымского, что в 15 вёрстах от города Тихвина, основал свой монастырь199.

С давнего времени преп. Антоний на иконах держит хартию со словами: «се удалихся, бегая, водворихся в пустыни». Ещё и ныне обитель его окружена лесами. Площадь, на которой стоит она, поднята как холм над окрестностью; при подошве её тихое, тёмное озеро, а кругом, в необозримую даль, идут леса, ныне по местам исчезающее. Над ракой преподобного лежит железная шляпа его. В ней 15 фунтов веса; широкие поля её прибиты к тулье толстыми гвоздями; шляпки гвоздей, рубцы окраин, должны были врезываться в покровы головные, останавливаясь только на твёрдых черепных костях, а тяжесть шляпы усиливала боль язв. Так приобретал покой и радости вечной жизни подвижник Божий преп. Антоний, кроме Дымской пустынной обители, основал ещё Вырдомскую пустынь.

Достигнув 67 лет в трудах и подвигах, блаженный Антоний мирно почил 24 июня 1224 г.200. Мощи преподобного обретены нетленными в 1330 году, и с того времени прославленные чудесами стояли открыто в храме обители. В 1409 г., по слуху о приближении полчищ свирепого Едигея, св. мощи сокрыты были в земле; сосуды, колокола, шляпа препод. опущены были в Дымское озеро; татары сожгли обитель. Мощи преподобного, со времени Едигея, остаются под спудом.

В 1585 г. в октябре и ноябре, когда в Антониевой обители укрывались и Валаамские иноки, выгнанные лютеранами Шведами из Валаама, преподобный два раза спас свою обитель от пожара, благовременно пробуждая настоятеля Симеона от сна. В 1744 г.

Петербургский купец Калитин, долго страдавший не исцелявшейся ничем болезнью, получил исцеление при мощах преподобного Антония. Признательный Калитин устроил раку преподобного и иконостасы в храм201.

Память преподобного чтится 17 января, в день памяти великого Антония, а 24 июня, в день кончины преподобного, бывает крестный ход на озеро; в обители посвящён храм преподобному202.

† Память преп. Антония Краснохолмского

Св. преп. Антоний Краснохолмский

Преподобный Антоний, будучи иеромонахом, в 1461 году прибыл из Белозерской стороны в пустыню на левый берег р. Молоти, и здесь, невдалеке от Красного холма и в 30 вёрстах от Бежецка, положил основать обитель. Тогда в здешнем краю ещё не было обителей. Преп. Антоний построил деревянный храм в честь св. Николая. К нему собрались братия, и он ревностно учил их путям спасения, примером жизни своей и наставлениями.

Набожный боярин Иван Нелединский, владелец тех мест, щедро доставлял средства для обители. На его иждивение преп. Антоний построил каменный храм святителю и вскоре по освящению его, в 1481 г. мирно скончался. Мощи его почивают под спудом203.

† Память преп. Антония Чернозерского

Св. преп. Антоний на Чёрных Озёрах

В бывшем Богородичном монастыре, на берегу Чёрного озера, Череповецкого уезда, почивают под спудом мощи препод. Антония Чернозерского, основателя пустыни. Подвиги его и их время неизвестны, но вероятно они принадлежали 16 веку. Местная память его чтится 17 января204.

* * *

197

Ркп. житие преп. Варлаама.

198

Собр. акт. 3, 47.

199

Ркп. житие преподобн. Антония с чудесами составлено поздно, в XVII веке, и потому со многими ошибками; напр., в нём говорится, что храм в своей обители преп. построил по грамоте князя Александра Невского и по благословению Новгородского архиепископа Исаии. Но такого архиепископа не было в Новгороде, как это известно по летописям (Собр. л. 3. 54–57. § 180–182). Говорится, что Антоний отправлен был из Хутына к блаженному патриарху Афанасию в Константинополь. Но в Константинополе не было тогда между патриархами Афанасия. Патриархами были: с 1186 года – Никита, с 1190 – Леонтий, потом Феоктист, Досифей и Георгий Ксифилин, скончавшийся в 1198 г.; после него Иоанн Каматер, при котором в 1204 г. Константинополь взят Латинянами; с того времени патриархи стали жить в Никее; но и здесь не было патриарха Афанасия.

200

Так показаны лета Антония и день кончины в ркп. житии. Поскольку же в 1192 г., когда преп. Варлаам назначил его своим преемником, было ему не менее 35 лет, то остальные 32 года из 67 лет жизни оканчиваются 1224 годом. По ркп. святцам «преп. Антоний, игумен Дыменский, ученик Варлаамов, преставися», по одному списку: «апреля в 13 день», по другому: «августа в 13 день». Свед. о монаст., стр. 387, 403.

201

Ркп. житие: Тихвинские монастыри, стр. 101, 104–108. СПб. 1854 г. Валаамские иноки жили в Дымской обители с 1561 г.; в 1618 г. переведены они в Васильевский монастырь (Писцовая книга во врем. общ. ист. кн. 6, стр. 86. А. э. 3, 131).

202

Ист. иер. 4, 71. Свед. о монаст. 378. Ркп. житие.

203

Ист. иер. 4, 807–809. Свед. о монаст. 511. Словарь свят. СПб. 1836. По переписи 1662 г. у Антониева монастыря 529 дворов поселенцев.

204

Ркп. святцы; ист. иер. 3, 103. 104. Свед. о монаст. 405. Словарь святых 39. Черноозерский монастырь сожжён, игумен и братия убиты Поляками в 1585 г. Неволин о пятинах, стр. 86.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892. / Январь. - 1900. - 355, IV с., [1] л. портр.: ил.

Комментарии для сайта Cackle