Источник

Праздники переходящие

Воскрешение Лазаря

Св. Церковь в субботу перед шестой неделей Великого Поста вспоминает воскрешение Лазаря.

Исполняя закон Ветхозаветного общественного Богослужения (Исх.23:17) и творя волю пославшего Его Отца, Иисус Христос во дни Своей земной жизни ходил на праздник Ветхозаветной Пасхи в Иерусалим. Четыре Пасхи объемлют время Евангельской спасительной проповеди, которую начал Он после крещения Своего и продолжал до Своего вознесения, Так Иисус Христос шёл в Иерусалим и на праздник последней Своей Пасхи, несмотря на то, что Божественная слава учения и чудес Его, распространившаяся уже повсюду в земле обетованной, сильно вооружила против Него завистливых старейшин Иудейских, которые давно замышляли и старались предать Его смерти. Последнее путешествие Иисуса и Христа на Пасху ещё более явило и увеличило Его Божественную славу, а равно усилило зависть и ненависть к Нему книжников. Первое событие при этом путешествии, особенно прославившее Господа и умножившее против Него злобу синедриона Иудейского, было воскрешение Лазаря четверодневного, совершенное Господом при стечении многочисленного народа и обратившее многих к вере во Иисуса Христа (Ин.11:45). Лазарь был Еврей и фарисей, сын Симона фарисея (Мф.26:6), родом из Вифании. Господь часто во дни Своей земной жизни заходил в дом Лазаря, которого с сёстрами его Он любил и называл другом Своим (Ин.11:3,5,11). Господь допустил его умереть, да прославится Сын Божий и да веруют Его ученики (Ин.11:4,15). Услышав о воскрешении Лазаря, Иудейские первосвященники и старейшины говорили о Иисусе Христе: что сотворим; яко Человек Сей многа знамения творит. Аще оставим Его тако, вси уверуют в Него: и приидут Римляне и возмут место и язык наш (Ин.11:47–48). Архиерей Каиафа дал синедриону совет, послуживший пророчеством о спасительной силе крестной смерти Иисуса Христа: вы не весте ничесоже: ни помышляете, яко уне есть нам, да един человек умрет за люди, а не весь язык погибнет (Ин.11:49–50). С того дня положили непременно убить Иисуса Христа, обнародовав повеление взять Его, где только увидят (Ин.11:53). Воскрешение Лазаря так озлобило книжников и первосвященников, что они решили убить не только Воскресителя, но и воскрешённого (Ин.12:10). Лазарь удалился на остров Кипр, где впоследствии он поставлен был от Апостолов епископом, Богоматерь даровала ему омофор, сделанный Её руками. Жил Лазарь по воскрешении 30 лет и хранил строгое воздержание. Вторично преставился он в Кипре. В IX веке Византийский император Лев Философ перенёс мощи праведного Лазаря из Кипра в Константинополь.

Православная Церковь, по окончании Четыредесятницы, вступая в неделю страданий и смерти Господа, начинает свои священные воспоминания с Лазарева воскрешения, послужившего началом решительного восстания Иудейского совета для погубления Спасителя и даже Лазаря.

Воскрешение Лазаря Церковь воспоминает с древних времён христианских. Отцы Церкви IV века св. Амфилохий, епископ Иконийский, св. Иоанн Златоустый, бл. Августин и другие оставили нам свои поучения, произнесённые ими в Лазареву субботу. «Сегодня, говорит св. Златоуст, Лазарь, воскрешённый из мёртвых, уничтожил для нас многие и различные соблазны». В VII веке св. Андрей Критский написал также беседу на четверодневного Лазаря и канон, ныне поемый Церковью. В VIII веке Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин предали Церкви также каноны на день Лазарева воскрешения, ныне поемые Церковью. В конце IX века император Византийский, Лев Философ, перенесши мощи св. праведного Лазаря от Кипра в Константинополь, составил на день воскрешения его некоторые из священных песнопений, ныне употребляемых св. Церковью.

По гласу Церкви воскрешением Лазаря Иисус Христос хотел, между прочим, показать в Себе Бога и человека, уверить учеников Своих в будущем своём воскресении, всех – в общем воскресении мёртвых, – грешникам явить образ духовного воскресения. Действительно в лице своём Господь Иисус Христос явил при гробе Лазаря очевиднейшим образом Божество и человечество. Как Бог всеведущий, Он возвестил ученикам Своим о смерти Лазаря, не быв уведомлён об этом. Господь приходит в Вифанию; Марфа и Мария, сёстры умершего Лазаря, и другие всенародно исповедуют Иисуса Христа всемогущим и Сыном Божиим. Господи, говорит Марфа, аще бы Ты зде был, не бы брат мой умерл. Но и ныне вем, яко елика аще просити от Бога, даст Тебе Бог. Ей, Господи: аз веровах, яко Ты еси Христос, Сын Божий, Иже в мир грядый. Тоже произносит и Мария, падши к ногам Спасителя. Равно и другие Иудеи говорят об Нём между собой: виждь, како любляше Его; не можаше ли Сей отверзый очи слепому, сотворити, да и сей не умрет. Тогда и Сам Иисус Христос всенародно нарекает Себя жизнодавцем. Воскреснет брат твой, говорит Он в утешение Марфы: Аз есмь воскрешение и живот: веруяй в Мя, аще и умрет, оживет. И всяк живый и веруяй в Мя не умрет во веки. Наконец, как истинный Бог Иисус Христос после краткой молитвы ко Отцу Небесному всемогущим словом Своим воскрешает Лазаря на четвёртый день по смерти его. «Тебе, Владыко, всех Царю, вся возможна, говорит Церковь: глас Твой разрушил адово царствие, и слово власти Твоея восставило из гроба четверодневного, и Лазарь бысть спасительное прообразование пакибытия».

Как истинный человек Иисус Христос, пришед в Вифанию, где жил и умер Лазарь, и видя сестру умершего друга Своего плачущую и пришедших с нею плачущих, Он возмутися Сам, прослезися, и яко неведущий спросил: где положисте его? Так Господь предстал гробу Лазареву, «уверяя нам два существа Своя», говорит Церковь. Якоже человек вопрошал: где погребеся, и якоже Бог воскресил четверодневного».

Рыдаеши Иисусе – сие смертнаго существа:

Оживлявши друга Твоего, сие Божественныя крепости, –

говорит синаксарь в субботу Лазарева воскрешения.

Царский Вход Господа в Иерусалим

На жребя всед словом прострый небо:

Человеки взыскуяй разрешити безсловесия.

Так начинается синаксарь в неделю Ваий. После воскрешения Лазаря второе событие при последнем путешествии Иисуса Христа на Пасху, прославившее Господа и предварившее Его страдания и смерть, был царский вход Господа в Иерусалим. Этот вход называется царским, согласно с пророчествами и Евангелием, где грядущий в Иерусалим Иисус Христос называется Царём: се, Царь твой грядет тебе кроток (Зах.9:9; Мф.21:5), и вход Его был истинно царский. И перед входом, и при самом входе своём Иисус Христос являет, что Ему совершенно известно то, что предстоит Ему в Иерусалиме, и что шествие Его сюда на страдания и смерть добровольны. Перед входом и особенно при самом входе Иисуса Христа в Иерусалим Спасителю оказывается всеобщее почти служение и преданность, яко Царю и Господу. За шесть дней до Пасхи Господь приходит в Вифанию и возлежит на вечери в дому Лазаря, на которой между прочими находился сам Лазарь, Марфа служила Иисусу Христу, а Мария помазала главу и ноги Его нардовой мастью. Иуда Искариотский жалел о сей трате, благовидностью попечения о нищих прикрывая свои намерения татя; но Иисус Христос, добровольно шедший на смерть, предрёк, что это действие Марии есть приготовление Его к погребению. В следующее после вечерни утро, в день настоящего Вербного Воскресения, Господь совершает торжественный Царский вход Свой в Иерусалим (Ин.12:1–18). Приблизившись к горе Елеонской, Иисус Христос повелевает двум ученикам Своим идти в селение и привести оттуда осля и жребя, и аще кто вама ренет: почто отрешаема их? отвечать: Господь требует. Равно и владелец, совершенно покорный велению Его, беспрекословно дозволяет ученикам исполнить волю Господа. Затем следует покорное служение Господу осляти и жребяти, на неже никто от человек вседе. Далее добровольное и царское шествие Господа представляется в полном царском величии. Множайшии народи постилаху ризы своя по пути: друзии же резаху ветви от древ и постилаху по пути. Народи же предходящии Ему и вследствующий зваху, глаголюще: осанна Сыну Давидову. Благословен грядый во имя Господне, Дар Израилев, осанна в вышних. Господь входит в Иерусалиме в церковь, и здесь Его царская власть является в безропотной покорности Ему продающих и купующих, кои по воле Его тотчас удаляются из храма. Царский вход Иисуса Христа запечатлевается всемогущей Его властью над законами природы: приступиша к нему хромий и слепии в церкви, и исцели их. Так всё повиновалось и служило Иисусу Христу при последнем Его входе в Иерусалим, как своему Творцу, Господу и Царю. Одни книжники среди общего торжества Сына Давидова, видя Его Божественные чудеса, негодоваша (Мф.21:15), яко мир по Нем идет (Ин.12:19).

Царский вход Иисуса Христа был вместе и кроткий: се, Царь твой грядет тебе кроток. Ничто не отличает Его от народа, путешествующего в Иерусалим, кроме того, что Он благоволил воссесть на жребя осла, покрытого скудными одеждами учеников. Но се точно Царь твой грядет. Ибо весь народ, Его сопровождающий, исполнясь чувством благоговения к Нему, вдруг, единодушно изъявляет Ему почесть, достойную царя. Се, Царь твой; только Он идёт не с тем, чтоб воцариться на престоле земном и земными же благами обогатить народ: се, Царь твой грядет тебе кроток и спасаяй: идёт, неся спасение вечное, если примешь Его верой. Сей кроткий Царь готов принять и Иерусалим и всех чад его под своё отеческое покровительство, и всем Иудеям даровать мир истинный. Видев град, Он плакася о нем, глаголя, яко аще бы разумел и ты, в день сей твой, еже к миру твоему: ныне же скрыся от очию твоею (Лк.19:41–42).

Торжественный и кроткий вход Иисуса Христа в Иерусалим был новым побуждением для ослеплённых завистью и злобой книжников и старейшин народа Иудейского – ускорить погубление Мессии. Негодуя на Него за Его чудеса, и за то, что отроки возглашали Ему: осанна сыну Давидову (Мф.21:1–17), фарисеи говорили: видите, се, мир по Нем идет (Ин.12:19).

Благоговея к Царскому входу в Иерусалим, Церковь в первые времена христианства установила праздник Ваий, положенный в числе дванадесятых. Событие входа Господа в Иерусалим было радостно для первоначальной Апостольской Церкви, члены коей, видя это событие, начаша, радующеся, хвалити Бога гласом велиим о всех силах, яже видеша (Лк.19:37). В III веке Мефодий, епископ Тирский или Патарский, в этот праздник говорил поучение, сохранившееся до наших времён. В ΙV веке св. Амвросий Медиоланский, св. Иоанн Златоуст, Епифаний Кипрский, в V веке св. Прокл, архиепископ Константинопольский, в день входа Господа в Иерусалим говорили также поучения.

Св. Амвросий Медиоланский в слове на неделю Ваий говорил: «здесь, прежде всего, надобно заметить день, в который вошёл Иисус Христос в Иерусалим. Это был десятый день месяца, в который избирался агнец пасхальный, которого Израильтяне закалали в четырнадцатый день месяца; следовательно, Христос, истинный Агнец, Который должен был принять распятие в пятницу, вошёл в Иерусалим в тот день, в который избирался прообразовательный агнец. Далее св. Церковь, – сия нежная мать наша, велит и нам, по примеру встретивших тогда Иисуса Христа, постилать Ему по пути одежды и резать ветви древесные, – только духовным образом. Ныне ослицу заменяет всякая праведная душа: на ней Господь ныне входит в Иерусалим тогда, когда, обитая в душах наших, возбуждает в них отвращение от мира и любовь к небесному отечеству. Одежды по пути вы постилаете перед Господом тогда, когда, уготовляя Господу путь к вам, усмиряете тела ваши воздержанием; а ветви от дерев приимете, если, возлюбив добродетели святых, уготовите Господу путь к вам; ибо что иное были Авраам, Иосиф, Давид и прочие праведники, как не плодоносные древа Церкви Божией? Посему, если вы хотите достигнуть вечного спасения, то научитесь у Авраама послушанию, у Иосифа целомудрию, у Давида смирению; и поскольку финик есть знамение победы, то тогда мы правильно будем держать в руках финиковые ветви, когда, воспевая победные песни, будем стараться победить диавола добродетельной жизнью; потому что тот напрасно держит в руках финиковые ветви, кого лестью одолевает диавол».

Св. Златоуст говорит о входе Господа в Иерусалим: «через ослёнка означается Церковь и народ новый, который был некогда нечист, но после того, как воссел на нём Иисус Христос, соделался чистым. Заметь же, какая точность во всём прообразовании. Ученики отвязывают подъяремников: – и Иудеи и мы призваны в новоблагодатную Церковь через Апостолов. Наша блаженная славная участь и в Иудеях возбудила ревность; осел идёт позади ослёнка. И действительно, после того как Иисус Христос усвоит Себе язычников, тогда и Иудеи, по своей ревности, приидут к Нему, – что ясно показывает Апостол Павел, говоря: яко ослепление от части Израилевы бысть, дондеже исполнение языков внидет: и тако весь Израиль спасется. В противном случае не нужно говорить пророку так подробно о возрасте осла. Видно отсюда и то, что Апостолы приведут язычников без труда. И действительно, как никто не препятствовал Апостолам, когда они повели оных животных, так никто не мог остановить их в призвании язычников, когда они их уловляли проповедью. Далее – Христос садится не на нагого ослёнка, но на покрытого одеждами Апостолов: это значит, что Апостолы, принимая что-либо от усердия язычников, и своё всё отдают им, как говорит Павел: аз же в слабость иждиву, и иждивен буду по душах ваших (2Кор.12:15). Но обрати внимание и на послушание ослёнка: как он, вовсе не обученный и не знавши ещё узды, не помчался быстро, а пошёл тихо и спокойно. И это служило предзнаменованием будущего, выражая покорность язычников и скорую их перемену к благоустроенной жизни. Всё это совершилось словом: отрешивша приведита Ми; и беспорядочное пришло в благоустройство, и нечистое сделалось чистым».

Св. Епифаний Кипрский в праздник Ваий беседовал к своим слушателям: «для чего Христос, ходив прежде всего пешком, ныне, и только ныне, воссел на животное? Дабы показать, что Он вознесётся на крест и прославится на нём. Что знаменует противоположная весь? – строптивое расположение духа выгнанного из рая человека, к коему Христос послал двух учеников, т. е. два завета – Ветхий и Новый. Кого означает ослица? – без сомнения синагогу, которая под тяжким бременем влекла жизнь, и на хребте которой когда-нибудь воссядет Христос. Кого означает ослёнок? – необузданный языческий народ, на которого никто не садился, т. е. ни закон, ни страх, ни Ангел, ни пророк, ни Писание, но только един Бог Слово, Который был в Вифлееме в одних с бессловесными яслях, чтобы, освободив нас от бессловесия, соделать Богословами. Что означает отрешение ослёнка? – освобождение от идолослужения и прекращение идольских жертвоприношений. Кого знаменовали не дававшие отвязать ослёнка? – Иудеев и демонов. В ознаменование чего дети постилали одежду? – в ознаменование и совлечения ветхого человека, обнажения и запустения синагоги. Кого означали Богословствовавшие дети? – без сомнения верный народ Церкви, поколение Христово. Кого матери их? – купель крещения, в коей верующие возрождаются. Кого образуют ветви маслиничного дерева? – милосердые души; дорога знаменует тот путь, на котором приобретаются добродетели, совлекающие с нас ветхого человека. Что значат финиковые ветви? – Чистые души праведников, которые как финики процветают и как кедры в Ливане умножаются, насаждённые в дому Господнем; также победу над адом и свободу от власти их, что доставил победитель Христос. Кого означали предшествовавшие? – праведных пророков; а последствовавшие – Апостолов и язычников, уверовавших после них, град же знаменовал вышний Иерусалим; святилище – Царство Небесное, из коего Христос изгнал Иудеев, как недостойных. Вот как мы должны смотреть на праздник сей и представлять себе таинство, которое совершил Господь».

В VII веке св. Андрей Критский, в VIII Косьма Маиумский, Иоанн Дамаскин, в IX Феодор и Иосиф Студиты, император Лев Философ, Феофан, в XIV Никифор Ксанфопул написали священные песнопения и сказания, кои ныне Православная Церковь совершает для прославления входа в Иерусалим.


Источник: Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1892. / Март. - 1892. - 296, портр.: ил.

Комментарии для сайта Cackle