Источник

14-е

Свв. мучч. Назария, Гервасия, Протасия, Кельсия, Виталия и супруги его Валерии

Св. Назарий Римлянин был сын Еврея Африкана и христианки Перпетуи, принявшей св. крещение от св. Апостола Петра. Достигнув совершеннолетнего возраста, Назарий пожелал посвятить себя просвещению язычников и отправился проповедовать веру Христову в разные города. – Придя в Медиолан, где в то время Неронова гонения содержались в темнице христиане Гервасий и Протасий, братья-близнецы, Назарий за посещение их и за вспоможение им подвергся мукам и был изгнан из города. Отсюда отправился он в Галлию, крестил между прочими юношу Кельсия, уроженца города Медиа (Кимелла – близ Ниццы), которого мать отпустила и сопутствовать крестившему его. Продолжая путешествие с целью проповеди, Назарий не раз подвергался побоям и заключению в оковах в темнице. Возвратясь в Медиолан, где ещё содержались в темнице Гервасий и Протасий, он снова посещал их вместе с Кельсием, и за это оба они были схвачены и обезглавлены по повелению правителя Анулина. Вскоре после того были преданы смерти и Гервасий с Протасием, – Гервасий был до смерти засечён оловянными прутьями, а Протасий обезглавлен. – Мощи этих мучеников были открыты св. Амвросием Медиоланским, который таким образом передаёт об этом событии: – «когда в прошедшую св. Четыредесятницу, после причащения св. Таин, я ночью молился, то, задремав, увидел двух юношей, молящихся с воздетыми руками. Когда я очнулся, они стали невидимы. Не зная, как объяснить это видение, не зная, от Бога ли оно, я усиленно постился и в следующую ночь увидел то же видение. В третью ночь явились мне те же юноши уже не спящему, но удивляющемуся, и явились в сопровождении св. Апостола Павла, каким изображают его на иконах, и сказал мне Апостол: – эти юноши, послушав слов моих, презрели мир и богатство и последовали Господу нашему Иисусу Христу. Отрешившись от всех земных и плотских желаний, они прожили здесь, в Медиолане, служа единому Богу, и удостоились быть мучениками за Христа, тела которых ты обретёшь на том месте, где молишься...

На вопрос мой об именах тех юношей, Апостол отвечал: у изголовья их ты найдёшь письмо, в котором сказано и о рождении, и о кончине их. Ты же извлеки тела их из могилы и создай церковь во имя их.

Тогда, созвав братию и епископов, я объявил им о видении, и мы вместе стали разрывать землю на указанном месте, и нашли ковчег с благоухающими телами мучеников. У изголовья их нашли написанное о них следующее: – я, раб Христов – Филипп, похитив тела мучеников – Гервасия и Протасия, скрыл их у себя в доме и предал погребению. Отец их, воин Виталий и мать – Валерия, жили в Медиолане и втайне исповедовали веру Христову. Но, отправившись однажды в Равенну с судьёй Павлином, Виталий был узнан, как христианин, мучим и заживо погребён во рву, заваленном камнями. Супруга же его Валерия, отказавшись есть идоложертвенную пищу, была до того избита, что на третий день по возвращении домой, успев только завещать наставление своим детям Протасию и Гервасию, скончалась. – Далее в записке повторено было сказанное о них Павлом и также о мученической кончине Протасия и Гервасия и о погребении христианином Филиппом и сыном его»174.

Независимо от послания, приписываемого Амвросию Медиоланскому в Римской Церкви об открытии им мощей мучеников, несомненно доказывается событие этого открытия другим произведением св. Амвросия – письмом его к сестре своей Марцеллине, деве, посвящённой Богу, жившей в Риме, в котором, описывая открытие св. мощей Протасия и Гервасия, он говорит, что «оба мужа – необыкновенной величины, что кости их совершенно целы, и много при них крови, и что ими исцелён слепой». Из этого письма также видно, что открытие мощей было в июне 387 г.

Другой св. отец Августин в своей исповеди говорит об открытии св. мощей Протасия и Гервасия вследствие откровения Амвросию и о чудесах, от них бывших, в частности об исцелении слепого. Это событие совершилось за год до крещения Августина. Будучи после епископом, св. Августин в слове к своей Иппонийской пастве на день этих мучеников говорит, что он, в то время бывши в Медиолане, сам видел от них чудеса и исцеление слепого; в книге о Граде Божием, повествуя о том же, говорит, что в то время там был и император и что чудеса совершились при бесчисленном множестве народа.

О том же свидетельствует пресвитер Павлин в жизни Амвросия, написанной в 411 г.

Павлин, очевидец обретения мощей других двух мучеников – Назария и Кельсия, говорит: «мы видели в гробе, в котором лежало тело мученика (Назария), о времени кончины которого до сего времени ничего не знаем, кровь этого мученика такую свежую, как будто она вытекла в тот самый день; глава его была цела и не повреждена, с волосами и бородой, так что как будто он теперь только омыт и положен. Кроме того, мы ощутили такое благоухание, которое могло бы победить все ароматы. Подняв тело мученика и положив на носилки, мы обратились с молитвой к мученику Кельсию, который положен был в том же саду».

На месте обретения мощей Кельсия в саду построена была церковь Амвросием или преемником его, восстановлена в X веке, причём тело мученика вновь открыто, потом осмотрено в XII веке и затем ещё в 1776 году.

Обретение мощей Назария и Кельсия было между 395–397 годами175.

† Память преподобной матери нашей Петкы-Параскевы Болгарской

«Закон любви таков, говорит описатель жизни св. Параскевы, что он побуждает обновлять в памяти любезных нашему сердцу, чтобы могли мы созерцать в уме образ их и живописать речи их. Тем более отрадно для сердца воспоминание о Божиих угодниках, столько полезное для всех. Как в летние дни, под благотворными лучами солнца, всё оживает и растёт, так и духовная повесть, прогоняя облако печали, веселит и живит душу и, подавая силу усердию нашему, ведёт нас к лучшему. Уже во всей Мизии, Фракии и Далматии славится имя преподобной Параскевы»176.

Родители блаженной Петкы были Славяне и люди не бедные, пользовавшиеся известностью; жили они в местечке Эпиватос (Пиват, Турецкий Баядос), на взморье, между Силимврией и Константинополем. Кроме дочери Петкы был у них сын. Его отдали они в училище, а дочь воспитывалась в доме родителей, под надзором матери. В Петке рано открылось пламенное желание жить для Господа. «Иже хощет по Мне идти, да отвержется себе»: эти слова, слышанные ею в храме, как стрела, пронзили сердце её, и она, при выходе из храма, отдала богатое своё платье встретившемуся бедняку, выменяв на его лохмотья. Родители побранили её за выменянный наряд; но сердце её горело любовью к Господу. Спустя несколько времени опять отдала она свою одежду нищенке и потом не раз повторяла то же самое. Бранили её резко; но она чувствовала, что иначе не может она жить.

Брат Петкы, когда достаточно научен был священному Писанию, пожелал иночества и с согласия родителей постригся под именем Евфимия. Восходя постепенно в жизни духовной, он стал мужем твёрдым. По известности о его высокой жизни возведён он был на епископскую кафедру епархии Мадитской; здесь он прославился добродетелями и борьбой с еретиками. Он почил в глубокой старости и тело его положено было в соборном храме, где источало чудеса. Михаил Пселл в похвальном слове п. Михаилу Керуларию (1043–1058 г.) с похвалами отзывается о святителе Евфимии, как о современнике или несколько прежде процветавшем на кафедре Мадитской, на берегу моря177.

По смерти родителей блаж. Петка решилась совсем расстаться с миром. По сведениям, собранным святогорцем Никодимом, прежде чем удалилась она в Палестинскую пустыню, посетила Царьград и обошла святые места его; здесь выслушивала она наставления ревностных подвижников. По их совету поселилась в предместье Ираклийском при уединённом храме Покрова Богоматери; она провела здесь в молитвах, посте и слезах пять лет.

Исполняя давнее желание своё, отправилась она в Палестину и, поклонившись местам, освящённым жизнью Спасителя, осталась жить в Иорданской пустыне. – Одному Господу известны все подвиги равноангельского пустынного жития преп. девы. Истаивая то от зноя, то от холода, она питалась только травой и то по закате солнца. Злой дух искушал её мечтами и привидениями; «но добрая Петка Вышнего положи прибежище себе». Так провела она жизнь до старости, не давая себе покоя, в ожидании небесного Жениха.

Однажды, когда она стояла на молитве, явился ей ангел и сказал: «оставь пустыню и возвратись в твоё отечество, – там тебе надобно оставить тело на земле и душою прейти к Господу». – Преподобная возрадовалась, что близко время разрешения её от тела; но жаль ей было расстаться с пустынным уединением. Повинуясь воле небесной, она отправилась в отечество и на море довелось ей испытать бурю. Прибыв в Константинополь, посетила св. Софию и во Влахернском храме молилась перед чудотворной иконой Богоматери.

Воротившись в родное местечко Пиват, она не застала в живых никого и из знакомых, и при храме св. Апостолов пребывала в молитве. Прошло два года по возвращении её из пустыни. Блаженная молилась в уединении своём и на молитве предала дух свой Богу. Тело её похоронено христолюбивыми, как тело странницы, никому не сказавшей о себе, откуда она. Это было в первой половине XI столетия.

Близ того места, где похоронена была преподобная, подвизался столпник. Случилось умереть моряку и тело его брошено было невдали от того места. Смрад от тела до того был силён, что столпник вынужден был сойти со столпа и просить близких жителей предать земле тело несчастного. Благочестивые люди взялись копать могилу и обрели тело, к которому не коснулось тление. Сперва испугались они и недоумевали: что делать? Как незнакомые с духовными вещами, по простоте, оставили они нетленное тело в могиле и тут же закопали смрадный труп. Потом, когда один из них, благочестивый Георгий, после вечерней молитвы, лёг на покой, явилась во сне облечённая в царственное одеяние дева, окружённая воинами; свет, окружавший её, до того был силён, что не мог он смотреть; один из воинов подошёл и, взяв его за руку, сказал: «Георгий! зачем вы так презрели тело преп. Параскевы? немедленно выньте его из смрадной могилы и положите в раке; Царь хочет прославить её на земле». Тогда и дивная дева сказала смущённому Георгию: «поспеши вынуть мои мощи – не могу терпеть смрада; родина моя Пиват, где вы живете». В ту же ночь благоговейная жена Евфимия имела подобное видение. Когда огласились оба явления, поспешили к могиле и вынули нетленное тело святой девы; оно с торжеством положено было в соборном храме Апостолов и от него потекли потоки исцелений: слепые прозирали, хромые начинали ходить, больные тяжкими болезнями получали здравие.

Прошло почти два столетия после кончины преп. Параскевы. Константинополь и близкие к нему места были в руках папистов – крестоносцев. Болгарский царь Иоанн Ясень, сын старшего Ясеня, решился освободить св. мощи Параскевы из нечистой власти папистов178. Франки трепетали Ясеня. Потому, когда объявил он, что желает перенести мощи преподобной в свой стольный город, они немедленно согласились отпустить их. Так с торжеством встретили их царь и патриарх Василий в Тернове, и они положены были (1238 г.) в построенном для них храме преп. Параскевы179.

Когда султан Баязет взял Тернов, все святыни были разграблены; Валахский властитель успел взять мощи преподобной, одетые в одном рубище, и перенёс их в свою столицу. В 1396 г. Валахия также попала под власть магометан, и владетель её сослан был в Бруссу. Благочестивая княгиня Сербская Милица, быв у султана, выпросила мощи преп. Параскевы, и они перенесены были в Сербию180. При господаре Василии Лупуле, в 1641 г., благоговейно перенесли их в Яссы, и они покоятся поныне в Ясском соборном храме Трёх святителей. – Славой чудес своих они везде прославляли, как и прославляют, веру Христову, на утверждение слабых в вере181.

† Преставление преп. Николая Святоши, князя Черниговского

|Сын благочестивого Черниговского князя Давида Святославича, князь Святослав Святоша, в крещении Панкратий, а в иночестве Николай, был женат и имел детей; одна дочь его была супругой блаж. князя Всеволода-Гавриила182. В 1097 г. видим его князем Луцким, но в том же году, осаждённый Боняком и Давидом, ослепившим несчастного Василька, он добровольно выехал из Луцка в Чернигов183, Хотя Грозный царь несправедливо называет кн. Святослава-Николая великим князем Черниговским184, но царь конечно имел в виду памятники того, что живший с 1097 года в Чернигове князь владел землями в Черниговском княжестве и тем устраивал покой своей семьи – жены и детей; Черниговское предание твёрдо помнит, что Навоз и Пакуль с их окрестностями, расположенные на берегу Днепра, принадлежали блаж. князю Николаю Святоше и им потом отданы лавре, которая владела ими до самых поздних времён.

В 1107 г. оставил он жену, детей, известность мирскую и февр. 17 принял пострижение в Печерской обители185. «Три года, пишет блаж. Симон, провёл он в поварне, работая на братию: своими руками рубил дрова для варения гороха братского; часто носил воду с берега на плечах своих. Братья его, Изяслав и Владимир, не могли удержать его от подвигов. Как искренний послушник, он с любовью выпросил дозволение варить пшённую кашицу на братию в течении года. После того приставлен он был, как испытанный и способный, к вратам монастыря и здесь пробыл три года, не отходя никуда кроме церкви186. Много надобно было твёрдости, чтобы перенести упрёки за решимость князя на жизнь послушника безответного. Тогда ещё никто из князей, в летах и положении Святослава, не обрекал себя на труды и смирение иночества. Братья Святослава старались возвратить его миру, особенно через врача, поселившегося для Святослава в Киеве. Врач выставлял, как вредна для здоровья князя суровая жизнь инока. «Да и благочестивые братья твои, Изяслав и Владимир, говорил врач, терпят унижение от твоей бедности. – Кто из князей поступал так? Блаженный ли отец твой Давид, или дед Святослав? Кто из бояр пожелал сего, кроме Варлаама, бывшего здесь игуменом?» Но блаженный отвечал: «брат Пётр! много думал я и положил не щадить плоти моей, чтобы не поднять брани на себя; пусть, стесняемая трудами, смирится она. Правду говоришь ты, что никто из князей не сделал того прежде меня; но пусть я буду первым, и кто захочет, пойдёт по следам моим. – Благодарю Бога, что освободил Он меня от работы мирской и сотворил меня слугой рабам Своим, сим блаженным черноризцам. – Братья же мои пусть внимают себе. Умереть для Христа прибыток мне›. Опыт показал, кто был прав в своих мыслях. Подвижник-князь бывал не здоров, но каждый раз, прежде чем приходил врач, выздоравливал. Раз захворал врач и очень тяжко. Князь-инок послал сказать ему, что, если не будет пить траву, будет здоров; а если не послушается, много будет страдать. Врач не послушался и едва спасся от смерти. Врач был тяжко болен и в другой раз. Блаженный послал сказать ему: «если не будешь лечиться, на третий день будешь здоров». Врач послушался и выздоровел. – После того Пётр стал переменяться в мыслях, потом решился быть иноком и, как назначил блаженный, скоро скончался. Последнее было на шестом году пребывания Святослава в обители; а князь-инок и после того жил ещё 30 лет187. После должности привратника «повелено ему было, пишет блаж. Симон, служить в трапезе, затем волей игумена и братии вынужден он был иметь свою келью. Построив её, он завёл при ней сад, где садил растения руками. О нём говорят и то, что никогда не бывал он без дела во всё время монашества своего: постоянно занимался рукоделием, поя псалмы, и тем снискивал себе содержание. Хотя и получал он имения, но не употреблял для себя, а всё раздавал нищим и на церковное строение»188. Последние слова блаж. Симона дают вероятие тому преданию, что храм Св. Троицы над св. вратами и больничный храм св. Николая построены были усердием св. князя-инока189. По известию Кальнофойского, Троицкий храм над вратами – того же фасада, какого храм Благовещения над златыми вратами Ярослава. – Это служит новым оправданием мысли о строителе св. врат – князе-вратаре. «У нас много книг его», говорит ещё Симон Печерскому иноку. Ныне известно, что св. князь усердно побуждал и других к книжным занятиям. По его просьбе инок Феодосий перевёл на Славянский язык послание св. Льва папы против Евтихия190. В 1142 г. видим князя-инока миротворцем между князьями. По просьбе в. князя, он примирил князей Черниговских с братьями в. кн. Всеволода191. Это было последнее служение его Церкви и отчизне. В следующем году, 14 октября, почил он от трудов своих192. «На погребение его собрался весь Киев. – Брат его Изяслав выпросил себе на благословение крест почившего». Спустя некоторое время Изяслав так был болен, что отчаивались в жизни его. – Лёжа в беспамятстве, больной попросил воды из Печерского колодезя. Игумен послал воды, которой омывали мощи пр. Феодосия, и власяницу пр. Николая. Ещё не возвратился посланный, как больной сказал: «идите встречать пр. Феодосия и Николая». Когда же вошёл в дом посланный, – «Николай, Николай Святоша!» сказал больной. Его напоили водою Феодосия, покрыли власяницей Николая и – больной мгновенно выздоровел. – Князь надевал потом власяницу преподобного, когда выходил на войну, и оставался цел. Царь Иоанн, пересказав сказание Симона о св. Николае, говорит: «и по преставлении его, от деревянной скамейки, на которой сиживал он у ворот, бегали бесы»193.

Блаж. Симон, окончив свою повесть, говорит иноку Поликарпу нужное и для других: «ты что подобное сделал? Богатство ли оставил? Но у тебя не было его. Славу ли? Но ты не владел ею. Ты из бедности перешёл к известности и счастью. Подумай об этом князе. Подобного ему никто из князей не сделал; никто из них волей не пошёл в иночество: истинно он выше всех Русских князей. – Как же сравняется твоя низость с его власяницей? Ты рождён для наготы и украшаешься одеждами. Не будешь ли ты лишён за то одежды нетленной и осуждён, как не имеющий брачного одеяния?.. Вчера ты – инок, и уже отрекаешься от иночества. Не научившись иночеству, желаешь епископства и выставляешь из себя законодателя грозного. Не научившись сам покорности, хочешь смирять других. Думаешь высоко о себе, повелеваешь гордо, отвечаешь вопреки. Из твоих уст узнал я об этом. Ты помышляешь о земном, а не о небесном, о плотском, а не о духовном, о похотях, а не о воздержании, о богатстве, а не о нищете. – Ты удалился от света и уклонился во тьму. Взяв оружие против врага, вонзил его в твоё сердце. Пробудись, брат, и заботливо подумай о твоей жизни»194.

Яхромской иконы Богоматери

Яхромская или Яхремская св. икона находится в мужском Космине монастыре Владимирской губернии, в 40 верстах от Владимира, на реке Яхроме или Яхреме. Эта святая икона явилась в 1482 г. 14 октября благочестивому отроку Косме, который сопутствовал одному болящему. Однажды остановились они на пути при потоке Яхремы. Во время сна, в который погрузился болящий, отрок внезапно видит необычайный свет и слышит голос: «внемли и разумей глаголы жизни, яви житие Богоугодное и пожелай радости праведных, да насладишься вечных благ». Косма увидел, что лучи блеснувшего ему света исходили от иконы Успения Богоматери, явившейся на древе. Отрок приблизился и взял с древа святую икону, от которой болящий немедленно получил исцеление. Следуя небесному внушению, Косма с иконой Богоматери тайно удалился от исцелённого, которому был уже не нужен, и прибыл в Печерскую обитель Киева, где находился подлинник явившейся ему иконы, и здесь принял пострижение иноческое. После многих лет подвигов иноческих, которыми ознаменовал свою духовную жизнь и прославил себя, Косма, по тайному внушению Божию, взяв с собой явившуюся ему икону, удалился из Киевской обители на то место, где явилась ему св. икона, и здесь пособием христолюбивых христиан соорудил церковь во имя Успения, в которой поставил Яхромскую икону, и сам поселился при церкви, при которой образовалась обитель Косыгина.

* * *

174

См. «Чет. Мин.» 14-го октября.

175

См. «Поли. Месяцесл. Вост.», т. II, ч. 2, стр. 330, архим. Сергия.

176

Житие св. Параскевы, описанное п. Евфимием около 1385 г., нап. в Гласнике VIII, 131–141, но по такому списку, в котором листы перебиты, а издатель не позаботился привести их в порядок. Список у Царского № 135. Несколько изменённое у св. Димитрия в Четьи-Минее окт. 14 дня.

177

Wiltsch kirchl. Statistik 1. 425. Leonis expositio ecclesiarum p. 46 ed. Tafel.

178

Сказание: «Грьчскаго царствиа скиптру извемогшу, попущением Божиим Римляне… царствующий удрьжаше град, весь святые сьсуды безстудне вьземше и еще же и честные святых мощи, церковну всю утварь и царскаа вьса имения и вьсу, просто рещи, града красоту. Вьса в Рим отпустите и отслаше... Благочестивому цару Бльгарскому Иоанну Асеню, сыну стараго царя Асеня, никакоже тех лаяний ужасьшуся, нь и паче време благополучно обреть, на нечестивых одрьжаше храборне вскочи и вьсе Македонское обьемшу одрьжание и еще же и Серь» и лр. Македонию и Фракию отнял у Латинян и Греков Ясень старый, а не сын Ясеня старого. Сын доканчивал дело отца: он восстановлял Болгарскую народность, почти не употребляя крутых мер. Stritten Bulgarica § 267. 274. 277–281.

179

Пролог окт. 14. Изд. акад. VII, 153. 154. Храм св. Петки – ныне мечеть. Григорович 173.

180

У Царского № 135 «сказание, како принесена бысть преподобная в славную Сербскую землю, списано Григорием Цамблаком». В списке Русских городов XIV в.: «обону страну Дуная Трънов, ту лежит св. Пятница».

181

Даскалова открытия в Тернове, в чтен. общ. ист. 1859 г., кн. 2. Григоровича путеш. 173. П. Нектарий (в ответах паписту Петру), перечисляя святых нового времени, пишет: «известна нам и Параскева новая, чтимая пресветлыми торжествами во всей Болгарии, но её тело перенесено из Константинополя в Молдовлахию и врачует, как сами видели, многих».

182

Карамз. 2, пр. 211. О жене и детях сам он у Симона: «си вся Христа ради оставих, и жену и дети и дом и власть». Всеволод взял дочь его за себя в 1123 г. (Собр. л.3:5) и след. после удаления его в монастырь. По синодикам супруга его – к. Анна.

183

Собр. лет. 1, 115.

184

Акт. ист. 1, 381.

185

Собр. лет. 1, 115. 11. V. 155. VII, 20. IX, 140. 11, 287.

186

1 послание Симона к Поликарпу по ркп.

187

Симон в послании; степ. кн. 1, 235–240.

188

Симон; степ. кн. 1, 236. 336.

189

Опис. лавры, стр. 32. 33. Святыни Киева, стр. 36. 37. Только напрасно приурочивают построение врат к 1106 г.

190

Этот перевод с предисловием и послесловием нап. в чтен. общ. ист. 1848 г. № 7. «Веде же господин мой кир Николае, яко никакоже достойно твоего чаяния преложение... призываю же раб твой Феодосии моего патриарха молитвы».

191

Собр. л. 2, 18. 19.

192

Послание Симона; степ. кн. 1, 239.240. Сл. Чернигов, стр. 39. Черн. 1863 г.

193

Послание 1578 г. в ист. акт. 1, 381. Житие пр. Николая в ркп. прологе XVII в. у Румянцева № 325.

194

Ркп. послание, о кн. Святоше.


Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах / Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900. / Октябрь. – 369, IV с.

Комментарии для сайта Cackle