святитель Филарет Московский (Дроздов)

282. Слово в день обретения мощей Святителя Алексия

(Говорено мая 20; напечатано в Твор. Св. От. 1853 г. и в собр. 1861 г.)

1853 год

Весь народ искаше прикасатися Ему: яко сила от Него исхождаше, и исцеляше вся (Лук. VI. 19).

Какое счастливое время! Какие счастливые люди! Воплощенный Сын Божий ходит между людьми; и весь народ может приближаться к Нему, и прикасаться, и почерпать исходящую от Него всеисцеляющую силу!

Не хотители вы позавидовать современникам земной жизни Господа нашего Иисуса Христа? – Это было бы грешно, – потому что чувство зависти противно любви к ближнему, и бесполезно, – потому что зависть не доставит нам того, чему завидуем, а только мучит нас: но это и ненужно, – потому что Бог премудрый и всеблагий, конечно, не поставил нас в такое положение, чтобы мы по справедливости могли завидовать другим людям и другим временам, как бы обиженные Провидением.

Что ж? "Исходит» ли и ныне "сила от" Господа нашего Иисуса Христа, чтобы "исцелять вся"? – Так без сомнения. Но почему не всегда видим ее действие, когда желаем? – Если это не от того, что сокрылась, или удалилась Его сила: то конечно от того, что мы не умеем "искать прикасатися Ему».Что это за "сила", которая «исхождаше от» Господа Иисуса «и исцеляше вся»? – Не иная, как сила Его Божеского естества, соединенного с естеством человеческим, и Его человечества обоженного.

Сила Божества бесконечно велика, так как все Его свойства бесконечны, и вечно деятельна, так как все Его свойства вечны и непреходящи. Итак, сила Божества не только деятельно исходила из Его сокровенности во время шестидневного творения, но деятельно исходит и после оного, по реченному Господом: «Отец мой доселе делает, и Аз делаю» (Ин. V. 17). Она исходит в мир невидимый, и действует, как первоначальный свет, просвещающий вторые светы, чистые умы, – как источная жизнь, оживляющая и облаженствующая бессмертное бытие духов. Исходит в мир видимый, и действует, как "свет", который «во тме светится» (Ин. I. 5), который «просвещает всякаго человека, грядущаго в мир» (Ин. I. 9), как жизнь, которая оживляет смертное, и мертвое воскрешает. Святый Апостол Павел видит, и свидетельствует, что Сын Божий "носит... всяческая глаголом силы Своея» (Евр. I. 3), что мы в Боге «живем и движемся, и есмы», что Он дивным образом приближается к нам, «да поне осяжем Его, и обрящем, яко недалече от единаго коегождо нас суща» (Деян. XVII. 27–28).

Но поелику опыт веков показывал, что дух человеческий не умел обрести и духовно осязать приближающегося к нему Божества, и, вопреки своему назначению к блаженному общению с Богом, погрязал в тварях, в тлении, в смерти: то неистощимый в средствах милования Бог изобрел новый необычайный способ преподания Своей животворной и спасительной силы человеку. Это уже не приближение только Божества к человеку, но соединение Божества с человечеством в лице Богочеловека Иисуса Христа, в Котором, по изъяснению Апостола, «живет всяко исполнение Божества телесне» (Кол. II. 9). Его человечество исполнено и орошено Божественною силою, по ипостасному, или единоличному в Нем соединению естеств Божеского и человеческого; а поелику восприятое им и обоженное человечество, яко человечество742, есть единоестественно со всем родом человеческим, – то оно есть открытый для всех человеков и неистощимый источник Божественной, благодатной, животворящей, всеисцеляющей, спасительной силы.

Такова "сила", которая «исхождаше от» Господа Иисуса, «и исцеляше вся». Еще ли кто спросит: исходит ли она от Него и ныне? – Прежде вопроса уже ответствовал на сие Апостол: «Иисус Христос вчера и днесь, Тойже и во веки» (Евр. XIII. 8), – Тойже и днесь, с тоюже силою, от Него исходящею, и исцеляющею вся; поелику это сила Божественная, и следственно не временная, не преходящая, но вечная и вечно действующая, и преимущественно на желающих и щущих прикасатися Ему».Здесь раждается новый, по-видимому, трудный вопрос: как можем мы прикасаться ко Христу, когда Он уже не ходит по земле, как человек между человеками, но, яко Бог, сидит на небеси одесную Бога Отца? Кто из нас может досягнуть, чтобы прикоснуться к Нему? – Если будем внимательны; найдется, на сие недоумение, благоприятное и для нас разрешение в событиях того времени, когда Христос видимо ходил между человеками.

Многие думали тогда, что благотворная во Христе сила ограничена Его телом, и что для получения от нее благотворного действия, надобно прикоснуться телом к Его телу; и потому, даже не прося от Него исцеления, просто бросались для прикосновения к Его телу, и, видно, имели успех, как сие можно примечать из слов Святого Евангелиста Марка: «многи... исцели, якоже нападати на Него, да Ему прикоснутся» (Мк. III. 10).

Не так думала, упоминаемая в Евангелии, жена кровоточивая. Она полагала, что сила Христова не ограничивается Его телом, но простирается далее, что ею орошены и ризы Его, что прикоснуться к Его ризам значит уже прикоснуться к Нему и Его целебной силе, и что следственно посредством прикосновения к ризам Его можно получить исцеление. И сие мнение оправдал опыт. «Прикоснуся ризе Его, – и абие изсякну источник крове ея, и ощути телом, яко исцеле от раны» (Мк. V. 27, 29).

Еще иначе думали десять прокаженных. Прикоснуться ко Христу, или хотя к ризе Его, не позволял им строгий закон, который прокаженных, как нечистых, удалял от сообщения с чистыми. Что же было им делать? Исцеление получить желательно, а к Исцелителю прикоснуться непозволительно. Нужда заставила их возвыситься над чувственным образом мыслей. Они рассудили, что сила во Христе не телесная, но духовная, Божественная, и что следственно можно к ней прикоснуться не только телом, но и кроме тела духом, мыслию, желанием, словом молитвы. Итак, они «сташа издалеча, и... вознесоша глас, глаголюще: Иисусе наставниче, помилуй ны» (Лук. XVII. 12–13). И что чрез сие прикоснулись они ко Христу духовно, и привлекли себе Его всеисцеляющую силу, сие, подобно как и над кровоточивою, показал опыт. «И бысть, идущим им, очистишася» (Лук. XVII. 14).

Из сих примеров открываются нам три вида спасительного прикосновения ко Христу: прикосновение телесное непосредственное, прикосновение чрез некое видимое посредство или знамение, и прикосновение духовное.

Теперь пусть спрашивают: можно ли прикасаться ко Христу, вознесшемуся уже на небо? – Надеюсь, понятен и удостоверителен будет ответ: можно прикасаться ко Христу духовно, не рукою или устами, но духом, мыслию, желанием, молитвою, верою, созерцающим умом, любящим сердцем; потому что дух и его движения не так стеснены пространством и временем, как тело и его движения. Если же для духа, облеченного плотию, нужно и посредство, или видимое знамение, для приближения и прикосновения ко Христу: Он, излиявший Свою благодатную силу даже на Свою вещественную одежду, не паче ли излиял ее в души Святых Своих, которые, во Христа крестившись, во Христа облеклись, и по мере веры и чистоты, сами соделались облачением и вместилищем Его благодатной силы? А от душ святых не излилась ли она и на их нерукотворенные одежды, – на их святые телеса и нетленные мощи; не проявила ли, и не проявляет ли себя и чрез священные изображения? Не исходит ли чрез сии посредства и знамения Христова сила, чтобы исцелять вся? Не часто ли сие испытывают верующие, хотя не все умеют сие видеть и принимать? Желаете ли вы еще более, – желаете ли телесно, непосредственно прикоснуться ко Христу? Что на сие сказать? – Надобно сказать, что Он даровал вам более, нежели могли вы пожелать и представить себе возможным. Он рек: «приимите, ядите, сие есть тело Мое» (Мф. 26:26; Мк. 14:22); «пийте, ...сия... есть кровь Моя» (Мф. 26:27–28); и, чрез служителя таинства, глаголет сие и ныне; и преподает нам верующим всегда и всюду Свое животворящее тело и Свою животворящую кровь, не для прикосновения только, но и для вкушения, дабы мы, вкусив оных с верою, могли из глубины внутреннего чувства воззвать к Нему со святым Василием Великим: «наполнихомся Твоея безконечныя жизни!» Чего же еще тебе, христианин вселенской Церкви? Можешь ли ты завидовать иудею, который, по слуху о Иисусе, устремляясь из Иерусалима, или откуда-нибудь, в Галилею, «искаше прикасатися Ему, яко сила от Него исхождаше, и исцеляше вся»? Станешь ли жаловаться, что, хотя ты ищешь «прикасатися Ему», теми самыми способами, на которые я указал, однако не ощущаешь живительного прикосновения и не обретаешь исцеления твоих страстей, скорбей и недугов?

Рассмотрим сию жалобу, также на основании опытов, которые представляются в Евангельских повествованиях.

В Евангелии не видим, чтобы Христос Спаситель кому-нибудь отказывал в животворном прикосновении Своей силы. Ибо и сказанное Им жене Хананейской: «остави, да первее насытятся чада» (Мк. VII. 27), не было совершенным отказом в исцелении дщери ее, а только это было обличение язычества и воззвание язычницы к чистой вере в единого истинного Бога. Напротив, Евангелие говорит, что сила от Господа Иисуса, как бы сама собою, непрестанно исходила, и простиралась всюду на все, подобно как сила света от солнца. «Сила от Него исхождаше, и исцеляше вся» (Лк. 6:19). И сам Он о Себе свидетельствует, что сила от Него исходила как бы самодвижно, по воле ищущих прикасатися Ему, без предварительного испрошения Его на то соизволения: «прикоснуся Мне некто; Аз бо чух силу изшедшую из Мене» (Лук. VIII. 46). Не так ли сему и подобало быть? Если от видимого солнца непрестанно исходит и на все простирается животворная сила света: не паче ли могущественна и непрестанно и неограниченно деятельна должна быть сила Божественного солнца правды?

Итак, если ты жалуешься, что, и при употреблении известных средств приближения и прикосновения ко Христу, ты не ощущаешь животворного и всеисцеляющего действия силы Его: то пойми, что твоя жалоба должна пасть не на кого-либо другого, как на тебя самого. Как никто не может по правде жаловаться на солнце, будто оно не дает ему своего благотворного света и силы: так никто не может по правде жаловаться на Христа, будто Он не дарует Своего благодатного света и силы; с тою разницею, что свету и силе солнца могут препятствовать облака и ночь, а свету и силе Христовой никакие темные и противные силы препятствовать не могут. Если ты не видишь радостотворного света Христова: то конечно потому, что не умеешь или не хочешь открыть твое духовное око. Если ты не ощущаешь благодатной силы Христовой: то конечно потому, что твое внутреннее чувство не возбуждено, или отуманено впечатлениями внешних чувств, по невниманию и небрежению твоему над тобою господствующих; или, может быть, благодатная сила предусмотрительно удерживает свое явственное влияние, чтобы не разрушить твой некрепкий сосуд, когда ты еще не укрепился, а только укрепляешься ее же сокровенным действием. Если дух твой не находит силы вознестись к небесному, и оживительно прикоснуться ко Христу верою: то не потому ли, что его задерживают земные привязанности, которым ты позволил слишком укрепиться? Если дарованные тебе средства для приближения ко Христу, и для общения с Ним, не оказывают над тобою желаемого действия: то не потому ли, что ты неверно или небрежно употребляешь оные? не потому ли, что мысли твои рассеяны, желания непостоянны, молитва неприлежна, вера мертва неделанием благих дел, любовь к Богу подавлена любовию к тварям?

«Братие святая», взываю к вам Апостольским воззванием, «звания небеснаго причастницы, разумейте посланника и святителя исповедания нашего Иисуса Христа» (Евр. III. 1). Разумейте, что в Нем наша жизнь, в Нем наш свет и сила, в Нем наше всецелебное врачевство для души и тела, в Нем наше благо настоящее и блаженство будущее, что вне Его и в удалении от Него только преходящие призраки добра и счастия, а за ними зло, и тление, и смерть. И потому, не будем менее внимательны к нашему собственному благу, нежели оный иудейский народ, который отвсюду во множестве, забывая свои домы и дела, притекал к Нему, для слышания Его учения, и для исцелений от Него, и с неудержимыми усилиями «искаше прикасатися Ему». Да притекаем и да приближаемся к Господу Иисусу во святом храме Его, и в сердце нашем, которое также должно быть храмом Его. К Нему да собираем наши мысли от рассеяния в мире. К Нему да устремляем наши желания от пристрастия к тварям. Да прилежим к молитве, дабы она могла, наконец, обратиться в непрестанную беседу сердца с Богом. Верою деятельною да приобретаем веру созерцающую. Не только да не позволяем себе любить суету, но и естественной, законной любви земной поставим пределы, и над нею вознесем любовь Божию. И, по мере верности и усердного подвига, по дару же Христа Бога, да сподобится каждый истинного, живого и животворного не только прикосновения, но и "вселения» благодатной "силы» (2Кор. XII. 9), от "Него исходящей, и исцеляющей вся". Аминь.

* * *

742

В рукописи авт.: «обоженное человечество Его».



Источник: «Сочинения Филарета, митрополита Московского и Коломенского» в пяти томах (1873, 1874, 1877, 1882, 1885) – М., типография А. И. Мамонтова и К° (М., Леонтьевский переулок, № 5). Раздел «Библиотека» сайта Троице-Сергиевой Лавры

Вам может быть интересно:

1. Слова и речи – 348. Беседа в день тезоименитства Благочестивейшей Государыни Императрицы Марии Александровны святитель Филарет Московский (Дроздов) 388,8K 

2. Слова и речи – 224. Слово пред благодарственным молебствием за прекращение губительной болезни святитель Филарет Московский (Дроздов) 388,8K 

3. Изъяснение о проклятии, наложенном от собора 1667 г. святитель Филарет Московский (Дроздов) 2,3K 

4. Краткий указатель содержания слов и речей святитель Филарет Московский (Дроздов) 2,8K 

5. Основы христианской нравственности – Глава VI. Становление отношений человека с окружающими его людьми протоиерей Геннадий Нефёдов 165,6K 

6. Творения. Том I святитель Григорий Нисский

7. Бог не хочет страдания людей профессор Жан-Клод Ларше 11K 

8. История религий – Глава 5. Синтоизм митрополит Иларион (Алфеев) 82,1K 

9. Жития святых – Житие преподобного отца нашего Иоанникия Великого святитель Димитрий Ростовский 2891,7K 

10. Экзамен без права на пересдачу или как пройти мытарства протоиерей Олег Стеняев 10,7K 

11. Наставления в духовной жизни – Выпуск 1 святитель Феофан Затворник 565K 

Комментарии для сайта Cackle