святитель Филарет Московский (Дроздов)

438. Речь по случаю совершившегося пятидесятилетия Московской Духовной Академии

(Произнесена 1-го октября; напечатана в кн. «Празднование пятидесятилетия Московской Духовной Академии» 1864 г.)

1864 год

Если вы, любители божественной, духовной, церковной мудрости, конечно, не без благословения свыше, достигнув предела некраткого поприща времени, взыскуете благословения на дальнейшее поприще вашей деятельности: то преклоните ваши умы и сердца пред владычествующим здесь обетованным благословением пресвятой Владычицы нашей Богородицы и, при ее покровительстве, пред благословением преподобного отца нашего Сергия.

Святый Апостол, под покровом примера, показал нам закон действенно простираемых благословений и преподаваемых духовных помощей, когда сказал о Христе Спасителе нашем: "в нем же ...пострада, Сам искушен быв, может и искушаемым помощи» (Евр. II. 18). Как Сам Он претерпел быв искушаем: то может и искушаемым помочь.

И без собственнаго искушения или испытания, Христос Бог не всемогущ ли, чтобы мог помогать искушаемым или испытуемым? Не всепремудр ли, чтобы изобретать верные и неистощимые средства для сей помощи? Не всеблаг ли Он и не безмерно ли сильнее в Нем желание подать помощь искушаемым, нежели в них желание принять ее? Почему же истолкователь тайн Его поставляет помощь Его искушаемым как бы в некую зависимость от Его собственного искушения? Потому, что заслугою собственного искушения, понесенного ради блага человеков, Он приобрел особенное право подавать искушаемым помощь даже при недостоинстве их. Потому, что подвигами собственного искушения Он, так сказать, вошел в область искушений, в ближайшее общение с труждающимися в ней и, тем беспрепятственнее, может простирать на них благотворное и спасительное влияние.

Христос есть образ для христиан и по преимуществу для освящаемых и святых.

Итак, вот закон для них: кто на пути духовной жизни с крепкою и чистою верою перенес искушение, совершил подвиг, неослабно выдержал духовное испытание; тот конечно, получил для сего благодатную помощь и силу, по слову Господню: «без Мене не можете творити ничесоже» (Иоан. XV. 5), и в награду за верность в подвиге, по щедротам Божиим, данная ему помощь и сила в нем утверждается, как благодатный дар, которым он может, явно или сокровенно, простирать благотворное влияние, благословение, помощь на проходящих искушение, подвиг, и на требующих помощи.

Соответственно сему закону, преподобный отец наш Сергий искусился и совершился в добродетелях общехристианских, и имеет дар собирать окрест себя тысячи и мириады христиан всякого чина, звания и состояния, привлекая их не иным чем, как тем, что они на себе испытывают его благодатную помощь в своих искушениях, испытаниях, подвигах жизни в мире и жизни духовной. Искусился и совершился особенно в подвигах жизни монашеской: и приял дар быть отцем и праотцем духовного рода их, хотя, может быть, в сие время уже не так крепкого, как были ближайшие чада его, впрочем, и ныне явленными знаменательными и живыми опытами дознающего благодатное здесь своего родоначальника присутствие, действование, руководство, помощь, охранение.

Скажем ли вам, привитающие здесь, любители Божественной, духовной, церковной мудрости, что преподобный Сергий и для вас имеет дар Божий, и на вас простирает сокровенно действенное благословение? – Не обинуясь, должны мы сие сказать.

Вспомните, как первоначально пришел он сюда, стал на сем «маковце», или темени горы, в темном лесу, и, возведши ум и сердце на небо, сказал: Пресвятая Троице! Да будет на сем месте храм во имя Твое, в Твою ежедневную и вековую и вечную славу! Не видим ли какое пребывающее, какое обширное исполнение даровано сей мысли Праведника; как действительно прославляется здесь имя Пресвятой Троицы народом, царями, веками? Не есть ли это знамение особенного благословения Божия? А в сем благословении не явно ли знамение того, что оно приобретено не простою мыслью, но крепким подвигом веры, высоким богомудрием, светлым созерцанием?

И если надобно указать на видимое знамение того, что искусный в богомудрии Сергий простирает благословение на ищущих здесь богомудрия: указываем на то, что и прежде вашего пятидесятилетия, здесь под его покровом, возжглись светильники, стоявшие потом на высоких свещниках церкви, например: Платон, Амвросий, Августин; и ваше пятидесятилетие принесло церкви двадцать шесть епископов, – жатва, какая едва ли найдется где-либо на подобном не широком поле.

Итак, повторяю, преклоним наши умы и сердца пред обетованным здесь благословением Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и преподобного отца нашего Сергия. Принесем пред ним наше смиренное желание благословения; и да приимут, и да вознесут о нас недостойных свои молитвы к верховному Источнику благословений, – да и на грядущее время подается нам новое благословение и благодатная помощь, не по нашей немощной вере, но по благопотребности для служения вере и церкви, особенно тогда, как духовные подвиги оскудевают, искушения умножаются, духовные испытания слабо выдерживаются, добродетель погрязает в страстях и суете мирской, среди христианства мудрость объюродевает язычески, враги воинствующей церкви беспрепятственно изощряют против нее и старые и новоизобретаемые оружия.

Братия! Нам предлежит не почивать на победах мучеников и на подвигах древних отцов, но подвизаться с напряженною ревностию в охранении веры и православной церкви с готовностью к самопожертвованию за истину Христову, если действительно желаем умудриться во спасение себе и другим.

Благословен Христос, Сый Бог и Божия ипостасная Премудрость! Буди и пребуди Его просвещающее благословение на ищущих просвещения премудростию Его!



Источник: «Сочинения Филарета, митрополита Московского и Коломенского» в пяти томах (1873, 1874, 1877, 1882, 1885) – М., типография А. И. Мамонтова и К° (М., Леонтьевский переулок, № 5). Раздел «Библиотека» сайта Троице-Сергиевой Лавры

Вам может быть интересно:

1. Слова и речи – 436. Ответ Обществу Любителей Духовного Просвещения, на избрание Попечителем оного святитель Филарет Московский (Дроздов) 390K 

2. Слова и речи – 445. Ответ на речь Ректора Московской Духовной Семинарии Игнатия при наречении Его во Епископа святитель Филарет Московский (Дроздов) 390K 

3. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов) 8,4K 

4. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов) 8,4K 

5. Кафедральный во имя Христа Спасителя собор в Москве протопресвитер Владимир Марков 593 

6. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Поликарпов Феодор митрополит Евгений (Болховитинов) 43,9K 

7. Хроника моей жизни. Автобиографические записки – 1834 г. архиепископ Савва (Тихомиров) 13,1K 

8. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том VII – Иосиф (Туробойский) профессор Александр Павлович Лопухин 80,5K 

9. Письма к разным лицам святитель Иоанн Златоуст 124,6K 

10. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Августин Виноградский митрополит Евгений (Болховитинов) 43,9K 

Комментарии для сайта Cackle