Настоятель казанского собора священномученик протоиерей Философ Орнатский
(Краткое жизнеописание)
Содержание
Происхождение, семейное положение Жизненный путь: основные вехи (1869–1918)
Протоиерей Философ Николаевич Орнатский (1860–1918) – один из наиболее авторитетных пастырей Санкт-Петербургской епархии. Выдающийся проповедник и общественно-церковный деятель, он известен не только в Петербурге, но и по всей России своими начинаниями в области церковных реформ, а также своими трудами на поприще религиозно-просветительского и социально-благотворительного служения. Отец Философ явился бесстрашным и последовательным обличителем антицерковной политики большевиков. В условиях всё усиливающегося красного террора, как истинный пастырь Церкви Христовой, он не отступил от своих убеждений и веры во Христа и принял мученическую кончину вместе с сыновьями ради блага Церкви и Отечества.
Происхождение, семейное положение
Протоиерей Философ Николаевич Орнатский родился 21 мая ст.ст. 1860г. в Троицкую родительскую субботу и праздник Владимирской иконы Божией Матери в семье священника Николая Платоновича Орнатского, который служил на погосте Новая Ёрга (Поповка) под Череповцом, в церкви Богоявления Господня1. Отец Философ через свою мать Флену (Феону) Ивановну, дочь священника Новоёрговской церкви Белоликова Ивана Стефановича, и троюродную сестру своего отца Марию Ивановну (в девич. Орнатскую), ставшей супругой священника Захарии Ивановича Белоликова, породнился с другим известным родом с Вологодчины – родом Белоликовых. Из этого рода вышел священномученик епископ Пимен (в миру Петр Захарович Белоликов, 1879 – убит 16 сент. 1918), близко общавшийся с о. Философом2.
Прот. Философ был женат на Елене Николаевне Заозерской, 21 мая 1865г. рождения, они обвенчались 17 июля 1885г. В семье было одиннадцать детей, двое старших из них – Николай и Борис вместе с их отцом были причислены к лику общецерковных святых на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной церкви по канонизации Святых, прошедшем в Москве 13–16 августа 2000 года3.
Через свою супругу о. Философ находился в родстве с другим известным священномучеником – прот. Петром Скипетровым (1863 – убит 1 февр. н.ст. 1918г): их жены, Антонина Николаевна и Елена Николаевна – дочери диакона Заозерского Николая Михайловича (ок. 1828 – 13.01.1884), клирика Исаакиевского собора в 1866–1884гг.
Младший брат о. Философа – прот. Иван Николаевич (21.09.1870 – 20.04.1937) был женат на племяннице св. прав. о. Иоанна Кронштадтского Анне Семеновне Малкиной (её мать – Дарья Ильинична (в девич. Сергиева) – родная сестра св. Иоанна Кронштадского)4.
В семье о. Ионна Орнатского было 14 детей, в крещении некоторых принимал участие о. Философ Орнатский (напр., он крестил 2 сент. 1899г. Елизавету, а её крестным был о. Иоанн Кронштадтский). В сентябре 1895г. о. Иоанн Кронштадтский подарил дорогой ему семье свой портрет с надписью: «Своим по духу и по плоти о. иерею Иоанну Николаевичу и Анне Семеновне Орнатским на добрую память. Протоиерей Кронштадтского собора Иоанн Сергиев»5.
В 1911г. было начато издание журнала «Кронштадтский пастырь», ответственным редактором которого в 1912 –1917гг. стал прот. Иоанн Орнатский, автор, как и его брат прот. Философ, многочисленных публикаций в этом журнале как подписанных, так и анонимных. Примечательно, что работу по выявлению и осмыслению духовного наследия о. Иоанна Кронштадтского, начатую о. Иоанном Орнатским и его единомышленниками, в настоящее время продолжает его внучка и внучатая племянница св. Иоанна Кронштадтского, профессор Института русской литературы (Пушкинский Дом), доктор филологических наук Тамара Ивановна Орнатская, издатель дневников святого и автор многих публикаций на эту тему.
Прот. Иоанн Кронштадтский, духовным сыном которого являлся о. Философ, часто бывал у него дома и благословлял все его начинания во благо Церкви и Отечества. Святой пастырь доверил отцу Философу, как опытному полемисту, быть посредником в своей переписке со святителем Феофаном, Вышенским затворником, который первоначально был смущен популярностью, методами пастырской деятельности о. Иоанна Кронштадтского и некоторыми опечатками, обнаруженных в печатных публикациях его трудов, которые превратно пытались истолковать недоброжелатели о. Иоанна. Прот. Философ не только защищал о. Иоанна Кронштадтского от нападок, но и последовательно проводил в жизнь его духовные наставления русскому народу как в своих проповедях, так и в многочисленных публикациях. Так, возглавляя Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, в издаваемом в 1902–1905гг. Обществомжурнале “Православно-Русское Слово”, о. Философ (в этом журнале он был цензором и автором многих публикаций) в Приложении к этому журналу №17 за 1902 год издал «Полный круг слов и поучений» о. Иоанна Кронштадтского.
Жизненный путь: основные вехи (1869–1918)
Философ Николаевич Орнатский в юности в 1869–1874гг. обучался в Белозерском (с 1971/1972гг. оно было преобразовано в Кирилловское) духовном училище. Поступив по экзамену в СПБ. Д. Семинарию, он окончил ее в 1881 г. под № 2, а в 1885г. и СПБ. Дух. Академию под № 10 из 102-х, со „степенью кандидата, с правом получения степени магистра без нового устного испытания»6.
28 июля того же 1885г. он был рукоположен во священника митрополитом Петербургским Исидором ко храму в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» при детском приюте принца Петра Георгиевича Ольденбургского в Санкт-Петербурге, где прослужил 7 лет, в том числе и в качестве законоучителя. Открытый как начальное учебное заведение для детей бедных родителей, этот приют впоследствии получил права мужского реального училища с тремя отделениями и женской гимназии с музыкальным отделением. Этот первоначальный опыт приходского пастыря и школьного учителя послужил для о. Философа благоприятным фактором для его дальнейшей более масштабной и значимой церковно-просветительской деятельности.
В 1888 году отец Философ был назначен членом СПб. Епархиального Комитета Всероссийского. Православного Миссионерского Общества, которое было основано в 1865 году для выполнения задач, направленных на просвещение многих крещеных, но по-настоящему не воцерковленных, а поэтому легко поддающихся духовному повреждению, граждан России, на интеграцию различных этносов в рамках единого государства, включению соответствующего этноса в социальную и государственную структуру Российской империи, а также для деятельности далеко за её пределами (в торговых и дипломатических представительствах)7.
В 1890-м – о. Философ был избран членом Совета Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, а 4 мая 1892 года стал и его председателем, вплоть до своей кончины8. Это общество было основано в Санкт-Петербурге в апреле 1881 года в ответ на убийство имп. Александра IIс целью защиты граждан Российской империи, в первую очередь молодежи, от тлетворного влияния бурно распространяющихся в обществе атеистических и нигилистических идей, а также для воспитания православного человека, как подлинного христианина. Прот. Философ к социально-просветительской деятельности Общества в помощь священнослужителям привлекал многих духовно образованных мирян, студентов СПб. Духовной академии (в т. ч. студента Василия Казанского, будущего митрополита Петроградского Вениамина).
С авг. 1892г. до окт. 1913г. о. Философ являлся настоятелем храма во имя прмч. Андрея Критского при Экспедиции заготовления Государственных бумаг. При его содействии с 1895 года при Экспедиции были открыты читальня и техническая средняя школа под его заведыванием, где он был также и законоучителем.
В апреле 1893 года о. Философ был избран гласным СПб. городской Думы от духовенства и нёс свои полномочия до 1917 года. Он принимал участие в устройстве в городе ночлежных домов, сиротских приютов, богаделен, его стараниями в Санкт-Петербурге и окрестностях было возведено 12 храмов, самый большой из них – храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала9.
Прот. Философ был не только талантливым организатором и администратором, но выдающимся священнослужителем, гармонично сочетавшим в своей пастырской деятельности дерзновенное творчество и традиционное благочестие. Его многочисленные проповеди и статьи публицистического характера печатались в Синодальных «Церковных Ведомостях» и в «Прибавлениях к Церковным Ведомостям» (1888–1918); в издаваемом СПб. Дух. академией «Церковном Вестнике» и в неофициальной его части (отд. ежемесячной книжке) – «Прибавлениях»; в «Православном Обозрении»; в основанном им и 6 лет им редактируемого «СПБ. Духовном Вестнике», а также в «Православно-Русском Слове», в «Церковном Голосе», «Отдыхе Христианина», «Трезвой Жизни», «Воскресном Благовесте», цензором которых он являлся. В этих и многих других периодических изданиях он неоднократно печатался.
Его проповеди в различных храмах Северной столицы в церковные праздники и по особенным, либо торжественным случаям; его семь резонансных проповедей в храмах Саровского монастыря при открытии мощей преп. Серафима Саровского, произнесенных по поручению митрополита Антония (Вадковского) в 1903 году, твердого сторонника канонизации преп. Серафима Саровского; его слово на литургии перед отпеванием 23.12.1908 г. о. Иоанна Кронштадтского; его выступления в Городской Думе, в том числе и в 1908 году, против превозношения личности графа Льва Толстого, навязывающего обществу идею «христианства» без Христа, принесли ему заслуженную славу не только как выдающегося проповедника, но и как крупного общественного деятеля всероссийского масштаба.
На рубеже XIX–XXвв. не только в среде духовенства, но почти повсеместно(отчасти из-за привлечения внимания общественности к теме Церкви петербургскими религиозно-философскими собраниями (нояб. 1901 года – апр. 1903), проводимыми и с участием ректора СПбДА еп. Сергия (Страгородского), будущего Патриарха) все чаще стал звучать вопрос об изменении взаимоотношений церкви и государства, о необходимости реформировать внутрицерковное управление для того, чтобы ослабить неканоническое вмешательство Св. Синода в церковные дела, и через созыв Поместного собора восстановить патриаршество и каноническую свободу Православной Церкви в России. В письме Императору Николаю II в марте 1903 года митрополит Антоний (Вадковский) указывал: «Мне всегда казалось, что при усиливающемся развитии русского самосознания само собою – рано или поздно – наступит время, когда общественное мнение вынуждено будет сказать, что стыдно и невозможно Руси Святой жить при таком ненормальном строе церковного управления»10.
Многое было сделано для подготовки церковно-государственных реформ в 1904–1906гг. В феврале-марте 1905 состоялись заседания Петербургского Пастырского совета, одним из выдающихся членов которого был о. Философ Орнатский, где были сформулированы пожелания духовенства о характере необходимых реформ, которые были учтены в записках митрополита Антония Святейшему Синоду. Когда появился Высочайший рескрипт в Синод от 27 декабря 1905г. о необходимости проведения преобразований в строе отечественной Церкви и решение Синода о создании для подготовки созыва Поместного собора РПЦ особой комиссии – Предсоборного присутствия (работала с 6 марта по 15 дек. 1906), многим казалось, что наступила подлинная духовная «весна» окостеневшей синодальной системы церковной организации, что Император, наконец, созовет Поместный собор.Но созыв Поместного Собора был отложен Императором сначала на «благоприятное», а в 1907 году – на неопределенное время.
Частичная демократизация российского общества высвободила такие политические силы деструктивного характера, что не только Император, правительство, но и священноначалие РПЦ были серьёзно обеспокоены состоянием общества, в котором, как оказалось, затруднительно было проводить указанные реформы. Развернувшиеся дискуссии о предполагаемой церковной реформе, если рассматривать их не только в стенах духовных академий Петербурга и Москвы, на собраниях Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви в Петербурге и Общества любителей духовного просвещения в Москве, выявили широкий спектр мнений по этой теме, как здравых, смелых, своевременных, так и очень радикальных, закладывающих в это обновительное течение в церковно-общественной жизни будущие основы искушения обновленчеством, со всей силой проявившегося в РПЦ с 1922 года. Митр. Антоний в какой-то мере тоже начинает уклоняться от спешки в проведении церковно-государственных преобразований.
Прот. Философ Орнатский также выступает за разумную сдержанность в проведении реформ, поскольку духовенство по тем временам могло участвовать в борьбе различных политических партий и из-за этого не наступало единства в лагере сторонников церковных реформ. Работа духовенства в Думе в 1907–1916 гг., не считая принятия нового приходского устава в 1914 году, была малопродуктивной. Митрополит Антоний в 1906 году из-за втягивания Церкви в политику демонстративно отказался от должности в Государственной Думе. Некоторая надежда появляется в 1912 году, когда 28 февраля было учреждено при Св. Синоде Предсоборное Совещание, несколько оживившее обсуждение вопроса о желательности Поместного Собора, но ничего подобного тому, что было сделано Предсоборным Присутствием, сделать им было невозможно. Под натиском разнообразных сил усиливается постепенная паралитизация как государственного, так и церковного руководства. Болезнь митр. Антония в 1910 – 1911 гг. и его смерть 2 ноября 1912 г. явились тяжелой потерей для сторонников обновительных процессов в Церкви.
Осенью 1913 года прот. Философ Орнатский назначается настоятелем Казанского собора вместо скоропостижно скончавшегося прот. Николая Головина11.
1 августа 1914 года Германия объявила войну России, которая продлилась до 11 ноября 1918 года. Эта война обернулась для Российской Империи поражением, падением монархии и ее концом, а для Русской Церкви стала началом ее шествия на голгофу духовной победы и обновления.
В эти годы расцерковленное русское общество начинает поход не только против государства, но и против Церкви. В этих условиях РПЦ, несмотря на необоснованные нападки и критику духовенства, совершает жертвенное служение страждущему Отечеству. Настоятель Казанского собора прот. Философ со всей своей кипучей энергией и громадным опытом социально-благотворительного служения осуществляет свою посильную патриотическую деятельность в многочисленных церковных и светских учреждениях, армии и приходах. Он организовывает работу Приходских и Попечительских советов, устраивает всевозможные сборы для снабжения фронта деньгами, теплыми вещами, подарками, а также для оказания помощи семьям лиц, призванных в армию, раненым и многим другим пострадавшим. Свою квартиру о. Философ отдает под нужды лазарета, а некоторые из его детей помогают оказывать медицинскую помощь раненым. С особой силой в это трудное для всех время о.Философ проповедует, не только устно, но и печатным словом12.
Наступил 1917-й год. Из-за событий Февральской революции, падения монархии, выступления мятежников и угрозы Гражданской войны остро встал вопрос скорейшего созыва Поместного Собора для урегулирования государственно-церковных отношений. Согласно решению Предсоборного Совета 15 августа в Москве, в праздник Успения Божией Матери, открылся Поместный Собор РПЦ. Временное правительство, потерявшее с 21 июля легитимность с назначением Керенского главой правительства вместо князя Г.Е.Львова, становится преимущественно социалистическим и более радикальным, в том числе и по отношению к Церкви. Несмотря на октябрьский переворот и захват власти большевиками, 28 октября Собор восстанавливает в Русской Церкви патриаршество, 5 (18) ноября 1917 избирает патриархом свят.Тихона (Белавина) и продолжает свою работу с небольшими перерывами до сентября 1918 года.
Убийства 31 окт. (13 нояб) 1917г. в Царском Селе прот. Иоанна Кочурова; 20 янв. 1918г. в Александро-Невской лавре прот. Петра Скипетрова; 25 янв. 1918г. в Киеве митр. Владимира (Богоявленского); роспуск Учредительного собрания 6(19) янв. 1918г., отменяющий предложенную Собором модель отношений Церкви и государства; появление 20 янв. (2 февр) 1918г. декрета об отделении Церкви от государства и щколы от Церкви; лишение 10 июля 1918г. духовенства и монашествующих избирательных прав, объявление их нетрудящимися элементами, лищение их детей многих прав, в т.ч. получения высшего образования; появление инструкции к декрету от 24 августа 1918г., в которой предписывается передача власти на приходе от настоятеля к группе мирян (двадцатке),– всё это и многие другие антицерковные действия правительства Советской России положили начало тотальному разрушению церковной жизни русского общества.
Святейший патриарх Тихон, предвидя ещё большую смуту и расстройство во внутренней жизни страны, обращался с грозными увещеваниями к народу, с призывами опомнится и убоятся участвовать в деяниях безбожников и богохульников, посягнувших на святую веру и Церковь, раздирающих Родину и расхищающих народное достояние. Прот. Философ не только зачитывал в Казанском соборе воззвания патриарха, но размножал и рассылал их по всем храмам Петрограда. Активность о. Философа практически всегда проявлялась нужным образом для Церкви; ещё весной-летом 1917 года, когда тогдашнее Временное правительство обязало церковную иерархию впредь не назначать иерархов на кафедры, а избирать их в епархиях, стараниями о. Философа были проведены все подготовительные мероприятия по подготовке выборов в Петрограде. 6 марта 1917 г., после отставки Петроградского митр. Питирима (Окнова) и уволнения его на покой, Святейший Синод возложил временное управление Петроградской епархией на епископа Гдовского Вениамина (Казанского). В обстановке тотального переустройства общественной и церковной жизни, когда при поддержке Временного правительства начали набирать силу либеральные группировки («Союз демократического духовенства и мирян», председатель – свящ. Д.Попов, члены – протоиереи И. Егоров, М. Попов, К. Агеев; священники А. Боярский, А. Введенский, С. Фокко, А. Мейер, В. Соколов; диакон Т. Скобелев, профессор Б. Титлинов и другие), стремившиеся к радикальным и по существу разрушительным преобразованиям церковной жизни, в противовес этому крайнему либерализму был создан «Союз Церковного Единения» (глава – еп. Вениамин (Казанский), ядро – участники Общества религиозно-нравственного просвещения и Общества в память отца Иоанна Кронштадтского – протоиереи Философ Орнатский, П. Миртов, П. Лахостский, П. Кульбуш, А. Ставровский, П. Скипетров, И. Орнатский, М. Прудников и мн. другие). Прот. Философ Орнатский являлся мудрым наставником и надежной опорой для молодого влыдыки Вениамина в его непростой деятельности, направленной для объединения клира и мирян в решении насущных вопросов церковно-общественной жизни российской столицы. В Вербное воскресенье, 26 марта, на многолюдном собрании петроградского духовенства и мирян в зале Общества распространения религиозно-нравственного просвещения было решено составить организационный комитет для выборов Петроградского митрополита. Весной 1917 года в этом зале состоялось немало многолюдных собраний пастырей и мирян с участием еп. Вениамина, прот. Философа, иеромонаха Мануила (Лемешевского, также будущего митрополита,"грозы обновленцев»), на которых решались вопросы организации приходских собраний, вопросы по объединению ученого монашества, организационные вопросы по выборам правящего архиерея Петроградской епархии.
24 мая 1917г. в Казанском соборе свободным голосованием клира и мирян Петроградской епархии Вениамин (Казанский) вопреки стараниям Временного правительства и значительной части т.н. «прогрессивного» петроградского духовенства подавляющим большинством голосов (976 голос из 1561) был избран архиепископом Петроградским и Ладожским (17 июня 1917 г. титул был изменен на Петроградский и Гдовский), а 28 мая во время торжественного вступления владыки Вениамина на Петроградскую кафедру в Исаакиевском соборе протоиереи Философ Орнатский и Сергий Соллертинский трижды посаждали Владыку на горнее место при пении «Аксиос!» За два дня до открытия Поместного Собора РПЦ, 13 августа 1917 года, архиеп. Вениамин был возведен в сан митрополита.
В августе 1917 года по инициативе о. Философа было учреждено Братство приходских советов Петрограда и Петроградской епархии. При попытке безбожников захватить в январе 1918г. Александро-Невскую лавру(считавшейся ставропигиальной), о. Философ организует крестные ходы из всех храмов города к Лавре, чтобы общим крестным ходом от Лавры к Казанскому собору явить народную волю и желание сохранить лавру как святыню всей Церкви. Он едет во главе депутации духовенстваи мирян в Москву и выступает в Соборном совете и Соборном отделе по монашеству с докладом о сложившейся обстановке в Петрограде и прошением усвоить митрополитуВениамину наименование настоятеля и священноархимандрита Александро-Невской лавры.11 марта 1918г. в зале Общества распространения религиозно-нравственного просвещенияпод председательством о.Философа состоялся съезд духовенства и мирян Петроградской епархии, на котором в согласии с решениями Поместного Собора, были выработаны меры по защите святынь от поругания и постановлено: «При всех приходских храмах создаются союзы из прихожан и богомольцев, которые должны защищать святыни и церковное достояние от посягательств».
Прот.Философ в подклети Казанского собора устраивает подземный храм во имя сщмч. Ермогена, Патриарха Московского. В этом храме предполагалось поместить Казанский образ Божией Матери и иконы святых, имена которых носили мученически пострадавшие митр. Владимир (Богоявленский), протоиереи Иоанн Кочуров и Петр Скипетров, с соответствующими надписями, повествующими об их кончине, а также осколок снаряда, подобранный о. Философом в той комнате в Кремле, где находился во время Поместного Собора митр. Вениамин, – осколок должен был служить лампадой перед образом Казанской.
Летом 1918 года, с 11 по 16 июня, Петроград посетил патриарх Тихон. Он совершает 13 июня, в праздник Вознесения Господня, в Казанском соборе Божественную литургию. После Литургии был совершен крестный ход с Казанской иконой Божией Матери и с ковчегом со святыми мощами сщмч. Ермогена, привезенными Патриархом из Москвы для вновь устраиваемого подземного храма. Прот. Философ участвует в других торжественных богослужениях и мероприятиях, устраивает собрание Общества распространения религиозно-нравственного просвещения, на котором присутствует Патриарх. Высказав Его Святейшеству благодарность за принятие им звания почетного члена Общества, о. Философ пообещал, что Общество и впредь будет продолжать трудиться для распространения религиозно-нравственного просвещения среди всех слоев населения. В своей речи, обращенной к Святейшему Патриарху Тихону, о.Философ, в частности, сказал: «Социализм – враждебен христианству, он не признает небо и хочет устроить рай на земле. Мы знаем по опыту во что обращаются в социалистическом государстве украденные из христианства святые начала: свобода, равенство и братство. Ныне больше чем когда-либо, и в России больше чем где-либо, ясно, что только на основах подлинного христианства возможно вернуть народу порядок для продолжения спокойной жизни, имеющей конечной целью спасение всех во Христе».
29 июля в Петрограде состоялось чрезвычайное епархиальное собрание ввиду издания советскими властями циркуляра об изъятии из школ предметов религиозного почитания. Прот. Философ призвал духовенство совершить еще один общегородской крестный ход, наподобие того, что состоялся в январе 1918 года в защиту Александро-Невской лавры.
Но осуществить намеченное ему не удалось. Согласно воспоминаниям Лидии Философны, дочери о. Философа, вечером 19 июля (1 августа) 1918 года, в канун празднования памяти св. пророка Илии, после того, как о. Философ по приглашению причта Ильинского храма на Охте отслужил там всенощную, и вернувщись домой, сел ужинать вместе с семьей – супругой Еленой Николаевной, сыновьями Николаем, Борисом и Владимиром, дочерью Лидией и сестрой Елены Николаевны – Антониной Николаевной, вдовой убитого прот. Петра Скипетрова, раздался звонок и в дверях появились вооруженные люди. Прот. Философ был арестован, также были арестованы и два его старших сына – Николай и Борис, вызвавшиеся сопровождать отца.
Несмотря на протесты и коллективные обращения прихожан к властям, о. Философ с сыновьями не были отпущены, об их будущей участи власти давали успокоительные ответы, и где-то, вероятно, во второй половине августа или чуть позже, они в составе группы осужденных, приняли мученическую смерть на берегу Финского залива. По рассказам очевидцев расстрела, о. Философ утешал обреченных на смерть словами: «Ничего, ко Господу идем. Вот, примите мое пастырское благословение и послушайте святые молитвы». И, встав на колени, помня завет св. батюшки Иоанна Кронштадтского – «молясь за других, себе приобретаешь молитвенников», он спокойным и ровным голосом прочел молитвы на исход души. Арестованный в тот день, когда Св. Церковь молитвенно совершает память св. преп. Серафима Саровского, умершего во время молитвы, сам священномученик протоиерей Философ и все с ним пострадавшие, предали Господу свои души тоже с молитвою.«Молясь за усопших, приобретаешь себе их ходатайство перед Богом, если они имеют дерзновение перед Ним. Прославляя святых, сподобляешься их ходатайством перед Богом. Так добро плодовито», – говорил св. Иоанн Кронштадтский. В августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви прот. Философ Орнатский с сыновьями Николаем и Борисом были причислены к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Дни памяти: Собор новомучеников и исповедников Российских (январь 25 ст.ст. при совпадении этого числа с воскресным днем, в ином случае – в ближайшее воскресенье после него); 31 мая (13 июня); Собор Санкт-Петербургских святых (Нед. 3-я по Пятидесятнице).
* * *
Во многих публикациях об о. Философе имеется ошибка в отчестве его отца – Николая (вместо Платоновича пишут Ивановича). Родитель о. Философа свящ. Николай Платонович и его троюродный брат свящ. Иван Михайлович получили фамилию Орнатский в знак заслуг перед Церковью их знаменитого двоюродного дяди епископа Пензенского Амвросия (в миру Андрея, сына диакона Антипы Григорьева и Акилины Макаровой, от брата которой дьячка Петра, родились свящ. Иосиф (отец Платона) и свящ. Михаил (отец Ивана). Епископ Амвросий первым в их роду получил фамилию Орнатский (до конца XVIII века российское православное духовенство оставалось бесфамильным), вероятно, за отличную успеваемость при окончании Александро-Невской семинарии или Санкт-Петербургской духовной академии в 1800 году. Орнатский – семинарская фамилия, от латинского причастия «орна́тус» – украшенный (имелось в виду – добродетелью, заслугами). Еп. Амвросий – автор капитального труда, не утратившего значения до нашего времени, семитомной «Истории российской иерархии» (Москва, 1807–1815). В 1825г. он оставил по собственному желанию архиерейство, удалился в Кирилло-Белозерский монастырь, посвятил себя строгому подвижничеству, работая там над вторым изданием своего главного труда до самой смерти в конце 1827 года.
См. в интернете сайт Белоликовых, где приведены родословные Белоликовых, Орнатских и других их сродников: http://belolikovi.narod.ru/ornatskie.htm; http://belolikovi.narod.ru/ornatskie_2/rod_ornatskih.jpg
. Матушка о. Философа – Елена Николаевна (р.21.05.1865), дочь Мария Философовна (род. 31.05.1895), в замужестве Балыкова (её супруг – прот. Петр Павлович Балыков, род.1.02.1892 – ?), и сын Александр Философович (род. 21.10.1905) – умерли в блокаду; старшие два сына – мч. Николай Философович (р.4.05.1886, военный врач, после оконч. Мировой войны вернулся домой, занялся частной врачебной практикой и пел в храме в церк. хоре; женат на дочери прот. Иоанна Успенского, полкового священника лейб-гвардии Финляндского полка; имел двух дочерей – Ирину,1917 г.р. и Елену) и мч. Борис Философович (р.30.05.1887, штабс-капитан артиллерии, награжден пятью орденами; после возвращения с фронта жил вместе с родителями, помогая в храме отцу) расстреляны в августе 1918 года вместе с их отцом; третий сын Владимир (р.15.07.1888) по одним данным также был расстрелян вместе с братьями, по другим, – умер в 1939/1940 гг. Годы жизни остальных детей о. Философа Орнатского: Вера (род.13.08.1889–1967), в замужестве Яворская (её супруг – прот. Михаил Семенович Яворский, р.1883–28.09.1937); Лидия (р.15.02.1892–1967), в замужестве Рюмина (её супруг – Константин Рюмин, г. Л-д – Канада); Сергей (р.2.03.1898–1924, г. Лен-д); Елена (р.18.02.1903 – ум. в юности); Константин (р.6.05.1908–1985), топограф, его супруга – Клавдия Иосифовна (г. Лен-град).
Иоанн Орнатский в 1892/93–1894гг. – псаломщик Благовещенской церкви в Череповце, а с августа 1894 г. определен псаломщиком в храм Иоанна Богослова в СПб. Леушинское подворье. Через месяц, 25 сент. ст. ст, он посвящен в сан диакона, а на следующий день, в праздник св. ап. и еванг. Иоанна Богослова –– в сан пресвитера. Здесь о. Иоанн Орнатский прослужил десять лет, а потом по ходатайству о. Иоанна Кронштадтского был переведен в Иоанновский монастырь на Карповке: он был первый священник Леушинского подворья и последний священник Иоанновского монастыря, закрытого в 1923 году. Весной 1922 г. он оказался под судом по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей» и по процессу митрополита Вениамина. Несмотря на это о. Иоанн продолжал свою пастырскую деятельность в пос. Графская (ныне Песочная) Парголовской вол. Пригородного района. Здесь у него был летний дом (построенный и подаренный его семейству в 1902 году о. Иоанном Кронштадтским) и церковь (Серафима Саровского Чуд.), освященная им же вместе с о. Философом Орнатским. В ней о. Иоанн начал временно исполнять обязанности священника, а с 10 фев. 1924г. общее собрание членов общины церкви пригласило о. Иоанна занять штатное место взамен прежнего священника, ушедшего на покой. С 16 (29) июня 1928г. о. Иоанн резолюцией св. сщмч. митрополита Серафима (Чичагова) получил новое назначение вторым священником в Симеоновскую церковь на Моховой. Вторично он был арестован в конце февр. 1936 года. Приговорен 01.10.1936г. к 5 годам лагерей, через несколько месяцев от побоев погиб в лагере.
Отец Иоанн Орнатский был одним из самых духовно близких о. Иоанну Кронштадтскому сподвижников. Характерны слова о. Иоанна Кронштадтского из предисловия к книге своих проповедей за 1907г. Он писал: «Издаваемые о. Иоанном Орнатским слова мои, говоренные без приготовления во время Литургии в созданной мною женской обители и в некоторых других церквах столицы, воспроизведены им совершенно согласно с тем, что я говорил, хотя в некоторых местах о. Иоанн искусно и метко дополнял своими словами некоторые места речи для большей полноты и связи текста, за что остаюсь ему благодарен». Все последние часы земной жизни о. Иоанна Кронштадтского, 20 дек. 1908г., о. Иоанн Орнатский провел у его постели, читал канон на исход души Батюшки и отходную – и он же закрыл усопшему глаза на смертном одре.
В 1874г. он пытался поступить в СПб. Семинарию, но не выдержал вступительных экзаменов. По совету и благодаря прошению своего дяди Алексия Ивановича Белоликова (род.1844, родного брата своей матери Флены Ивановны, который в это время учился в СПБ. Дух. Академии и состоял в числе братства Ал.-Невской лавры, а также был причислен к крестовой церкви Его Преосвященства) он поступил на повторительный курс в 4-й кл. Ал.-Невскаго СПБ. Дух. Училища.
Преобладающими в социокультурных структурах Российской империи явились русская культура, русский язык и Русская православная церковь. В помощь миссионерскому обществу на местах учреждались епархиальные комитеты. За первые 25 лет деятельности общества комитеты возникли в 43 епархиях. В это время появляется огромного количество миссионерской литературы, в том числе периодической (“Миссионерское обозрение”, “Православный благовест”, “Православный собеседник” и др.). С 1887г. стали проводиться миссионерские съезды. Представители миссий, выполняя свой миссионерский долг, способствовали развитию просвещения и сохранению традиций милосердия и благотворительности среди населения – местного и переселенного. Сформированные в пореформенном периоде новые организационные формы и методики миссионерства сохраняли свою актуальность до 1917г. В современных условиях возрастания роли религиозного фактора в обществе, исторический опыт осуществления миссионерской деятельности РПЦ на территории, где переплетались интересы разных этносов и конфессий, может быть востребован в качестве инструмента мирного урегулирования межконфессиональных и межэтнических проблем.
Первоначально Общество фактически возглавлял в должности делопроизводителя протоиерей Михаил Ильич Соколов, его создатель, его первый почетный член, с 1882 года и до самой своей смерти 5 июня 1895 являющийся священником Казанского собора. В первые годы духовные беседы и лекции в «Обществе» носили отрывочный характер. Но через несколько лет стали появляться традиции: хоровое пение молитв, беседы со старообрядцами и сектантами, издаются первые брошюры церковного содержания, появляется периодическое издание. В Отчете Общества, за 1889г. говорится, что в Казанском соборе 8 ноября 1887г. по почину члена Совета Общества священника М.И. Соколова устроен народный церковный хор. Состоял хор из 150 прихожан, и можно утверждать, что именно о. Михаил положил в Об-ве начало народного хорового пения. Второй такой же хор был создан им в каменной Троицкой церкви (Стремянная ул., 20), строительство которой началось весной 1891 года. Благодаря стараниям о. Михаила, блестящего проповедника, Казанский собор становится центром религ.-просветительской деятельности в столице.Он устроил бесплатную столовую для бедных Казанского прихода, которая давала им не только стол, но и одеяние и приют. В Казанском соборе о. Михаил устраивает духовные беседы, проводит торжественные собрания Общества. К тому же он проповедует Закон Божий в гимназиях, коммерческих училищах и частных домах. Став членом СПб. комитета грамотности, редактирует многие издания, составляет неск. учебников для гимназий и начальных училищ. Попечителем Об-ва был правящий митрополит. Ввиду тяжелой болезни о. Михаила, Совет Об-ва из священников стал с 1892г. возглавлять уже в качестве его председателя прот. Философ Орнатский. Почетным членом Об-ва был протоиерей Иоанн Ильич Сергиев – духовный наставник отца Философа. Совет ежегодно созывал пастырские собрания для обсуждения проблем миссионерской работы. Беседы велись духовенством С.-Петерб. епархии в храмах, проповеднич. пунктах и публ. залах. Прот.Философ впервые стал привлекать студентов Дух. Академии к работе в Обществе. К 1917 число членов Об-ва превышало 1 тыс. чел. В состав Об-ва входили: Ал.-Невское братство трезвости (до 1914), Религ.-просветит. союз (занимался проповедью гл. обр. в б-цах, богадельнях и тюрьмах), Школьный к-т (заведовал двумя школами и курсами), Христ. содружество учащейся молодежи, Церк.-певч. об-во, Кружок законоучителей. В 1909г. была открыта Противосектантская миссия, имевшая отделения в приходских церквах. При зале Об-ва (Стремянная ул., 20) находились книжный склад и б-ка-читальня. Об-во издавало журнал «Православно-Рус. Слово» и религ. лит-ру для народа. Его духовным центром была Троицкая церковь (Стремянная ул., 21).
Прот. Философ, участвуя в работе городской Думы, выбирался Членом Комиссии по народному образованию в СПБурге, заведуя 27 школьным участком из 22 начальных Училищ, и Членом Комиссии по благотворительности (в качестве члена этой Комиссии состоял Председателем 5-го городского попечительства о бедных, открытого в районе 2 и 3 участков Нарвской части). Он состоял Товарищем Председателя Православного СПБ. Эстонского Братства, – Членом Совета Братства во имя Царицы Небесной для призрения детей–идиотов и эпилептиков, – Членом Союза для борьбы с детской смертностью в России, – Членом СПБ. Комитета Правосл. Мисс. Общества и др. Состоял Членом Комиссии по преобразованию средней школы при министрах Боголепове и Ванновском.
РГИА. Ф. 1579. Оп. 1. Д. 36. Л. 1 обор. Священник Георгий ОРЕХАНОВ. Витте contra Победоносцев: дискуссия о церковной реформе весной и летом 1905 года. ЖМП, 2001, №11. См.: http://www.jmp.ru/jmp/01/11–01/12.htm.
Предшественница Казанского собора церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Невской першпективе, стоящая до осени 1811 года между современным фонтаном перед Казанским собором и Невским проспектом (освящ. 13.06.1737, разобрана в конце 1811): её настоятели – о. Тимофей Васильевич Семенов (июнь–дек.1737); о. Иоанн Константинов и о. Симеон Иоаннов (до 1756); о. Феодор Дубянский (наст. 1756–1763); о. Иоанн Тимофеев (наст. 1763–1771); о. Иаков Навроцкий (Навродский) (наст. 1771–1798); о. Феодор Васильевич Семивский (Семевский) (наст. с 16.06.1798 – 1810, при нем начали возводить новый храм – Казанский собор, залож. 27 авг. ст.ст.(ныне 9 сент.)1801г., освящ. 15 ст.ст. (ныне 28) сент. 1811); о. Иоанн Сырохнов (по имп. Указу настоятель церкви Рождества Пресвятой Богородицы с конца 1810 – до осени 1811, затем в 1811 – 1814 первый настоятель только что построенного Казанского собора). Последующие настоятели Казанского собора: прот. Бедринский Иоанн Иванович (1814 – 18.02.1831); прот. Мысловский Петр Николаевич (1831– 06.03.1846); прот. Никольский Тимофей Ферапонтович (март 1846– 16.07.1848); прот. Райковский Андрей Иванович (июль 1848–29.10.1860); прот. Дебольский Григорий Сергеевич (нояб.1860–14.06.1881); прот. Булгаков Александр Петрович (штатный священник с 1870, настоятель – июнь 1881–28.12.1883); прот. Лебедев Александр Алексеевич (28.12.1883– 23.03.1898); прот. Мегорский Евграф Иоаннович (01.04.1898–26.11.1904); прот. Мегорский Дмитрий Тимофеевич (нояб.1904 –27.01.1909); прот. Сосняков Николай Адрианович (ключарь с 01.04.1908, настоятель – 30.01.1909–04.05.1913); прот. Головин Николай Николаевич (штатный священник с 1881, ключарь с 1909, настоятель – 26.05.1913 – 6.10.1913); сщмч. прот. Орнатский Философ Николаевич (с 10.10.1913 – арестован 19 июля/01 августа 1918, расстрелян осенью 1918); прот. Маренин Василий Иванович (штатный священник с 05.06.1895, настоятель с декабря 1918 до 14.12.1920, затем почетный настоятель до самой смерти 12 [25] 12.1921); прот. Чуков Николай Кириллович (будущий митрополит Григорий) (настоятель с декабря 1920 – арестован 30 мая 1922, освобожден из тюрьмы 30 ноября 1923; за время его нахождения тюрьме Казанский собор летом 1922 захватили обновленцы, которые обосновались в соборе вплоть до его закрытия в январе 1932; о. Николай Чуков в марте 1935 выслан из Ленинграда в Саратов; 13.11.1942 пострижен в мантию, с 14.11.1942 – епископ Саратовский, с 07.09.1945 – митрополит Ленинградский и Новгородский, умер в Москве 05.11.1955); прот. Прозоров Василий Аникитич (июнь 1922 – 12.03.1923); в 1922 году временно и. о. настоятеля прот. Рождественсий Дмитрий Васильевич и проф.– прот. Афанасьев Владимир Павлович (июль 1922); прот. Андреев Феодор Константинович (1922–1923, он с 1917– до марта 1923 служил в штате Казанского собора).
С лета 1922 года в Казанском соборе совершает богослужения обновленческий архиепископ Петроградский Соболев Николай Васильевич (с 16.07.1922 по апр. 1923; с марта по нояб. 1923 г. Казанский собор становится у обновленцев кафедральным). Обновленческие настоятели Казанского собора: «протоиерей» Теодорович Лев Михайлович (с 12 марта – 17.09.1923); «архиепископ» Артемий (Ильинский Александр Матвеевич) (с сент. по 25 нояб. 1923); «протопресвитер» Красницкий Владимир Дмитриевич (25.11.1923–17.01.1925); «митрополит Ленинградский» Вениамин (Муратовский Василий Антонович) (20.01.1925 – июнь 1927); «митрополит» Серафим (Руженцев Сергей Семенович) (июнь 1927– янв. 1932).
29 января 1932г. Президиум Смольнинского райсовета определил передать Казанский собор в ведение Академии наук под Музей истории религии; 10.02.1932г. – составлен акт о передаче оставшегося церковного имущества музею; 15.10.1932г. – музей открылся.
С весны 1991г. в Государственном Музее истории религии и атеизма с благословения митрополита Иоанна (Снычева) начинается совершение богослужений в приделе во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских (иконостас тогда полностью отсутствовал, были установлены только временные престол и жертвенник).
Временным настоятелем Казанского собора в 1991–1996 годы был игумен Сергий (Александр Иванович Кузьмин) (настоятель Казанского собора с ноября 1990 до июля 1996; по совместительству с декабря 1991 по ноябрь 1995 был также настоятелем Феодоровского Государева собора в Царском Селе; с 1 сентября 1995 года по совместительству, а с июля 1996 уже штатный настоятель храма св. вмч, и целителя Пантелеимона на ул. Пестеля, в котором прослужил до самой своей кончины 17 января 2007);
С 1996 года и по сей день настоятелем возрожденного Казанского собора является прот. Павел Григорьевич Красноцветов (с 01.07.1996 – по настоящее время). Указом патриарха Алексия II от 31 дек. 1999г. собору был присвоен статус кафедрального, и он стал главным храмом Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви. В престольный праздник Казанского собора 21 июля 2002 года Казанская икона Божией Матери заняла свое историческое место в главном иконостасе собора. В 2006 году был восстановлен разрушенный в 1924 году главный иконостас. К 200-летию собора в 2011 году был воссоздан северный придел в честь святых преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев. Многочисленные реставрации и реконструкции продолжаются. Под началом протоиерея Павла Красноцветова возродилась и духовная жизнь собора. В храме действуют воскресные школы для взрослых и детей, культурно-просветительский центр с православным клубом для молодежи и лекторием. Ведется просветительская, издательская, выставочная деятельность, с 2006 года выпускается газета «Казанский собор», работает библиотека.
Даже в страшное время 1917 года, когда фактически русская армия была брошена на произвол судьбы Временным правительством, о. Философ Орнатский продолжает оказывать помощь русским воинам, о чём свидетельствует, в частности, такое благодарственное письмо:
«Настоятелю Казанского собора протоиерею Ф. Н. Орнатскому
Петроград, Казанская ул., 1
Командир 145-го пехотного Новочеркасского Императора Александра III-го полка
18 мая 1917 года N6787
Действующая армия
Ваше Высокоблагословение!
Я, господа офицеры и солдаты вверенного мне полка сердечно благодарят Вас за присланные Вами подарки. Они прибыли в полк 12-го мая и 13-го розданы солдатам.
Согласно выраженного Вами пожелания подарки распределены между нами и 147 Самарским полком. Вдали от родных и друзей отрадно видеть, что тыл заботится о нас и не забывает действующей армии.
Примите уверение в совершенном почтении и глубоком уважении И. Штакельберг» (Цит. по: В.П.Филимонов. «Крестом отверзается небо...» – СПб.: Сатисъ. – 2000. С. 179–180).