Cod. 176. Феопомп

Переводчик: Мещанский Д.В.

Феопомп с Хиоса (др. греч. Θεόπομπος, ок. 376 – после 315 гг. до н. э.), греческий историк и оратор, современник Эфора. Ученик Исократа. Изгнанный из Афин вместе с отцом за сочувствие Спарте, вернулся на родину только в 333/332 г. по распоряжению Александра Великого, после смерти которого бежал в Египет. Автор двух исторических произведений. Элленика (история Греции) в 12 книгах описывала историю Греции с 410 по 394 гг., а следовательно, продолжала сочинение Фукидида; Филиппика (история Филиппа) в 58 книгах (фр.) была крупнейшим произведением греческой историографии; посвященное правлению македонского царя Филиппа II, с 360 по 336 гг. до н. э., благодаря развернутым отступлениям, оно излагало всемирную историю эпохи. Древние причисляли Феопомпа наряду с Геродотом и Фукидидом к исторической классике, его стали меньше ценить со времен Адриана, но, несмотря на это, Филиппика просуществовала почти целиком до IX в., когда ее читал и составил сокращенный вариант патриарх Фотий.

Прочитан исторический труд Феопомпа в пятидесяти трех книгах, которые сохранились. Некоторые из древних авторов говорят, что книги 6, 7, 29, 20 и 30 отсутствовали (уже в их время), поэтому и я их не читал. С другой стороны, Менофан,441 упоминающий Феопомпа [древний писатель, которого не стоит воспринимать всерьез], заявляет, что 12 книга так же потеряна, но мы читали ее вместе с другими.

Она содержит историю египетского царя Aкориса.442 Автор сообщает, что он заключил союз с барсийцами443 и принял сторону царя Кипра Эвагора444 против персов; как, неожиданно для себя, он (Эвагор) он занял кипрский трон, захваченным Абдемоном из Китиума,445 который властвовал над островом; каким образом греки Агамемнона заняли Кипр, после изгнания подданных Кинира,446 остатки которых составили население Аматуса, где до сих пор существуют их потомки.447 Как царь (Персии)448, намереваясь начать войну с Эвагором, поставил стратегом войска Антофардата, сатрапа Лидии, а Гекатомна назначил навархом. Автор рассказывает о мире, который царь заключил с греками, отблагодарив за оказанные услуги,449 но не оставил вражду против Эвагора, усилив ее еще больше, и каким успешным вышло морское сражение, состоявшееся у Кипра.450 Как Афинское государство пыталось остаться верным своим договорам с царем, но спартанцы, полные гордости, открыто его нарушали. Каким образом был заключен Анталкидов мир, и о Терибазе, ответственным за ведение воны с Эвагором, о том, как последний ответил хитростью на хитрость, подставив его (Терибаза) под подозрения персидского царя и заключил соглашение с Оронтом.451 Он сообщает, что когда Нектанеб узурпировал египетский трон,452 Эвагор отправил послов к лакедемонянам и, о том как окончилась война на Кипре.453 О Никокреоне, устроившем заговор, но разоблаченным удивительным образом и бежавшем. О том как Эвагор и его сын Пнитагор одновременно любили выжившую дочь Никокреона и без ведома друг друга одновременно получали от нее удовлетворение своей страсти. Это происходило благодаря стараниям евнуха Фрасидея из Элиды, пользовавшегося этой их страстью к девушке. Оба они и пали жертвой заговора того же евнуха.454

Автор сообщает о том, что царь Египта Акорис455 заключил союз с писидийцами456 и, пользуясь случаем, описывает их страну и, соседний Аспендос.457 Он говорит о врачах Книда и Коса, которых именуют Асклепиадами; первые из них прибыли из Сира, будучи потомками Подалира.458 Он также говорит о прорицателе Мопсусе и его дочерях – Роде, Мелиаде и Памфилии, которые дали названия (городам) Мопсестии и Родии в Ликии, и стране Памфилии.459 Он сообщает как Памфилия была колонизирована греками и о гражданской войне (с местным населением). Ликийцы во главе со своим царем Периклом пошли войною против телмесцев460 и не прекращали сражаться, пока не заперли граждан в стенах, заставив вести переговоры. Таково содержание 12 книги, которую Менофан считает утерянной.

Феопомп прибыл с Хиоса и был сыном Дамосистрата. Он говорил, что был изгнан из своей страны вместе с отцом, который был осужден за поддержку спартанцев. Ему было разрешено вернуться на родину после смерти отца, и его возвращение стало возможным благодаря письму от царя Александра Великого гражданам Хиоса. Феопомпу было тогда 45 лет. После смерти Александра, под угрозой изгнания, исходившей отовсюду, он прибыл в Египет. Птолемей,461 царь этой страны, не только не желал принимать у себя писателя, но и чуть было не лишил его жизни, как человека постоянно вмешивающегося в большинство дел, если бы некоторые из друзей не спасли его своим ходатайством.

Сам он говорит, что являлся современником афинянина Исократа, Феодекта462 из Фазелиса и Навкрата463 из Эритреи; и эти трое, говорит он, считали его первым среди греков, кто занимал место в красноречии. Но из-за своей бедности Исократ и Феодект за деньги писали речи и, будучи софистами, занимались обучением молодых людей, тем самым зарабатывая себе на жизнь. Сам же он и Навкрат были достаточно обеспеченны и думали лишь о том, чтобы совершенствоваться в философии и красноречии. И нет ничего что может отрицать его заявление на первенство среди авторов его времени, потому что он не только составил речи по ораторскому искусству, в которых было более 20 000 строк, но и более чем 150 000 строк, в которых отражены исторические события и дела греков и варваров до его времени. Кроме того, он говорит, что в Греции не было города или более менее значимого места, которые он не только не посещал, но и давал общественные лекции, заслуживая большую славу своим ораторским талантом. Говоря о себе, таким образом, он одновременно заявлял, что ведущие писатели прежних времен сильно уступают авторам его времени, по сравнению с которым, первые не заслуживают даже второго места. И это очевидно – говорит он, – судя по книгам, написанным теми и другими, ибо искусство писать претерпевает быстрое развитие. Но кто являются теми, более древними авторами, о которых он говорит? Я не могу определить это ясно, потому что если он имеет ввиду Геродота и Фукидида, то сильно ошибается, ибо эти двое намного его превосходят. Без сомнения это историки Гелланик464 и Филист,465 их он имеет в виду или, возможно, он намекает на Горгия,466 Лисия467 и других подобных авторов, живших незадолго до него и, которые не намного уступают ему в своих сочинениях. Но это мнение Феопомпа.

Говорят, с другой стороны, что Эфор и он были учениками Исократа. И в том можно легко убедиться по их сочинениям, ибо обороты и стиль Феопомпа часто подражают Исократу, с той разницей, что они не так точны и отточены. Он (Исократ) так же предложил им исторические темы: с древних времен – Эфору, а события в Греции, где окончил Фукидид – Феопомпу, соразмеряя, таким образом, задачи в соответствии с их талантом и манерой (письма). Вот почему предисловия их историй имеют большое сходство друг с другом в смыслах и целях, как будто оба начали работу с одного и того же. Но Феопоимп, многочисленными отступлениями на всякие темы, растягивает свой исторический труд. Именно поэтому Филипп,468 который вел войну против римлян, извлек и сгруппировал деяния Филиппа,469 взяв это все только из Феопомпа, и свел их в 16 книг, не добавляя ничего своего и не упуская ничего кроме отступлений. Дурис Самосский в первой книге своей истории говорит так: «Эфор и Феопомп намного уступают другим писателям. Они, по сути, не обладают ни точностью в сообщении, ни красотой стиля, а обеспокоены лишь простым написанием». Однако сам Дурис значительно уступает в этом отношении тем авторам, которых критикует. Является ли это обвинение ответом на претенциозное заявление Феопомпа, который даже, не назвал писателей бывших на втором после него месте? Я не могу так сказать, но я могу утверждать, что ни один из этих двух авторов не заслуживают его осуждения. Клеохар из Мирлеи470 разделяет мои чувства, так как, сравнивая учеников Исократа и Демосфена, он говорит, что речи первых напоминают строй старых вооруженных солдат, а рукописи вторых – группы атлетов; это не значит, что мы должны помещать на последнее место учеников Исократа, но избрать середину. Но нет сомнений, что в своих сочинениях Феопомп не уступает ни одной работе Исократа.

Это то, что я должен рассказать об этом писателе. В нескольких словах я поведал о его личности, образовании, о времени когда он жил, его современниках, о его трудах, общественной жизни, его литературном стиле и о превратностях его существования.

Стремление Евагора к захвату всего Кипра привело к разрыву его с Персией. После десятилетней войны был вынужден ограничиться властью над Саламиноми платить персам дань. Умер в 374 до н. э.

По Гомеру, он прислал Агамемнону богатые доспехи, когда слава о троянской войне дошла до Кипра. Менелай и Одиссей прибыли на Кипр убеждать Кинира присоединиться к походу на Трою. Кинир подарил панцирь Агамемнону и поклялся, что пошлет 50 кораблей, но послал лишь один, а остальные вылепил из земли и пустил в море, тем самым формально исполнив клятву.

* * *

441

Неизвестный писатель, который, должно быть, жил, примерно, в начале нашей эры.

442

Aкорис – фараон Египта в 392–379 гг. до н. э.

443

Жители города Барка, что в Киренаике.

444

Эваго́р или Евагор (греч. Εὐαγόρας) – царь кипрского города Саламина, с 410 до н. э. по 374 до н. э. из рода Тевкридов. Был в дружбе с афинянами и способствовал их сближению с персами против спартанцев. Сначала боролся с Абдемоном.

445

Абдемон (греч. Αυδήμονας) – один из царей Кипра в конце пятого столетия до н. э. По происхождению был финикиец и был рожден либо в Тире, либо в Китионе на Кипре. В 415 году был выбран финикийским правителем Саламина. Абдемон заставил Эвагора, происходящего из греческой династии, покинуть город и уйти в изгнание в Солы. В 411 году Эвагор со своими сторонниками вернулся и сверг Абдемона.

446

Кинир (др. – греч. Κινύρας) – мифический первый царь Кипра, основатель кипрского культа и первый жрец Афродиты. Он принадлежит ещё финикийской эпохе Кипра, но поселившимися впоследствии на острове греками был включен и в греческие мифы. Сын Сандока и Фарнаки (или сын Пафоса, или сын Пигмалиона и Галатеи), или сын Аполлона и Пафы (либо возлюбленный Аполлона). Любимец Аполлона и Афродиты, бог осыпал его богатствами.

447

Аматус или Амафунт (греч. Αμαθούς) – один из древнейших городов Кипра, находящийся на южном побережье острова. Легендарным основателем города считается Кинир.

448

Артаксеркс II.

449

Афинянин Конон оказал большую помощь Артаксерксу: он, совместно с Фарнабазом, командовал объеденным (Афиняне, персы, финикийцы, киприоты, киликийцы) флотом в сражении при Книде, в 394 г. до н. э., где одержал победу над спартанцами. Артаксеркс заключил с греками мирный договор, включив туда и спартанцев, которые этот договор, спустя некоторое время, нарушили.

450

В 381 г. до н. э., у г. Кития Конон одержал победу над флотом Эвагора, и тот был вынужден укрепиться в Саламине, но в 380 г. до н. э., наконец, был вынужден подчиниться персидскому царю и выплачивать ему ежегодную дань.

451

См. Диодор Сицилитйский, XV, 8, 2–5 и XV, 9, 1–2.

452

Нектанеб I (по–египет. Хеперкара Нехтнебеф) – фараон Древнего Египта, правивший в 380 – 362 годах до н. э. Первый фараон XXX (Себеннитской), последней коренной древнеегипетской династии. Нектанеб I был родом из Себеннита (егип. Теб–Нутер). Он занял престол, свергнув Неферита II. Своей резиденцией сделал родной город Себеннит.

453

В 380 г. до н. э., см. ссылку 11.

454

Диодор Сицилийский (XV, 47,8.), сообщает, что Эвагор пал жертвой евнуха Никокла. Никокл правил Саламином Кипрским 374–368 гг. до н. э. Существует мнение, что Диодор ошибался, и Никокл был сыном Эвагора.

455

Фараон Египта, ранее оказывал помощь Эвагору военными кораблями в его войне с Персией.

456

Писидия (греч. Πισιδία) – историческая область в Юго–Западной Малой Азии. На юге граничит с Ликией, на севере с Лидией, на востоке с Памфилией, на западе с Карией.

457

Город в Памфлии.

458

Врачи этих городов имели высокую репутацию и считали себя потомками Подалира, сына Асклепия, бога медицины. Подалир, после участия в Троянской войне, поселился в Сире.

459

Памфилия (др. – греч. Παμφυλία, лат. Pamphylia) – в древности прибрежная область в южной части Малой Азии, между Киликией и Ликией.

460

Город в Ликии.

461

Птолеме́й I Соте́р – сатрап, а затем и царь Египта, правил в 323 – 283/282 годах до н. э. Родоначальник династии Птолемеев.

462

Феодект, ( Θεοδέκτης) ликиец из Фаселиды, ученик Исократа, Платона и Аристотеля, жил в начале IV в. до Р. Х. Сначала он посвятил себя изучению греческой риторики, потом трагической поэзии и получил награду в состязании, устроенном Артемисией в честь Мавсола.

463

Навкрат (Ναυκράτης). Так же, греческий поэт, имевший риторической состязание с Феопомпом и Феодектом, предметом которого была похвала Мавзола, умершего царя Карии.

464

Гелланик (Гелланик Митиленский, Гелланик Лесбосский, др. – греч. Ἑλλάνικος, лат. Hellanikos) из Митилены на Лесбосе, ок. 485 – ок. 400 гг. до н. э., греческий историк, современник Геродота.

465

Филист Сиракузский (ок.430 – 356/355 до н. э.) – древнегреческий историк, политический деятель и военачальник. Автор несохранившегося до наших дней исторического труда «История Сицилии» в 13 книгах. Труд этот был создан по образцу сочинения Фукидида и излагал историю Сицилии с древнейших времен до первых лет правления Дионисия Младшего.

466

Горгий (др. – греч. Γοργίας; 483 до н. э., Леонтины, Сицилия – 380 до н. э., Ларисса, Фессалия) – древнегреческий софист, крупнейший теоретик и учитель красноречия V века до н. э.

467

Ли́сий (греч. Λυσίας, ок. 445 г., в Афинах – 380 г. до н. э.) – афинский оратор, логограф.

468

Филипп V (греч. Φίλιππος, 238–179 годы до н. э.) – сын Деметрия II, с 221 год до н. э. царь Македонии.

469

Филипп II (греч. Φίλιππος, 382–336 годы до н. э.) – македонский царь, правивший с 359 года до н. э. Отец Александра Великого.

470

Ритор III в. до н. э.

Комментарии для сайта Cackle