Слово на Рождество Христа Спасителя

Источник

Произнесено в Кутаиском соборе Гавриилом, епископом Имеретии.

Нынешний день, православные христиане, мы празднуем Рождество Христа Спасителя. Событие это, как всем вам известно, есть одно из величайших событий нашей св. веры, или лучше, оно есть основание всей нашей веры и надежды. Припомним, как оно случилось, и постараемся извлечь для себя из него назидание и утешение. Мы не будем здесь разсуждать о важных богословских вопросах, касающихся сего события, не будем решать причин и необходимости воплощения сына Божия, ни распространяться о плодах, какие оно принесло людям: для того, чтобы уразуметь подобные предметы, требуется слишком много времени и напряжения ума; мы обратим внимание только на те видимые обстоятельства, какими сопровождалось рождение Спасителя и постараемся из них извлечь наставление.

При воспоминании обстоятельств, сопровождавших рождение Спасителя, всего более удивляет нас необыкновенная простота, даже бедность и убожество, в котором родился Он. Он родился от бедной, незнатной матери, в беднейшем иудейском городе Вифлееме, – родился в пещере, куда на ночь загоняли стадо овец, потому что Іосиф и Мария не могли найти дома в городе. Младенец, повитый пеленами, положен был в яслях, и Его появление на свет приветствовали бедные вифлеемские пастухи. Вот обстановка, в которой угодно было Спасителю явиться на землю; но при этой наружной бедности, какая в Нем полнота духовного богатства и величия! В этом слабом Младенце, лежащем в ясляхе, воплотилос само Божество; в Нем вся надежда, вся будущность человеческого рода; Его ожидали все народы целые веки, и, когда Он родился, ангелы, сошедши с неба, приветствовали землю и людей с благоволением небесным: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человех благоволение.

Прекрасно выражает святая Церковь, в одной из своих священных песней, эту противуположность наружной бедности и простоты с внутренним величием, которую видим у колыбели младенца Іисуса. Таинство странное вижу, – восклицает она, – и преславное: небо – вертеп, престол херувимский – Деву, ясли – вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог!

Итак, при самом своем рождении, Сласитель преподал нам великий нравственный урок. Младенец, повитый и положенный в яслях, Он не мог еще учить нас словами; но бедная и простая эта обстановка, в которой Он заключил свое Божественное величие, самым делом показала нам, что человек должен предпочитать внутренния совершенства внешним преимуществам, и более должен заботнться о приобретении первых, нежели последних.

Всем нам известно, что человек состоит из души и тела, и что вся его жизнь слагается из внутренних, невидимых его действий и из наружных, телесных действий, или видимой, внешней обстановки. Зная это, всякий согласится также и с тою мыслию, что душа важнее тела, и что усовершенствование душевных сил необходимее для человека, нежели улучшение наружных, внешних действий и удобств жизни, например, никто не может спорить с тою мыслию, что человеку необходимее и полезнее заботиться об обогащении своей души познаниями и образованностию, нежели об украшении своего тела богатыми нарядами, – или, – что гораздо важнее для его счастия и достоинства приобресть добрые сердечные склонности и образовать в себе привлекательный характер, нежели обогащать свое жилище дорогою мебелью. Между тем большая часть людей во все времена думала и заботилась только о наружной стороне своей жизни, и оставляла в пренебрежении лучшую часть своего существа.

Но в особенности до Рождества Христа Спасителя человек жил одною внешнею жизнию. Даже те учреждения в человеческих обществах, которые имели целию одну только духовную сторону, например религия, до Рождества Христова не могли обратить человека к внутренней стороне его существа, но вместо того сами ограничивались одними наружными обрядами. Не говоря уже об языческих религиях, которые совершенно заключались в одних наружных действиях и в обоготворении видимых предметов, как то: солнца, луны, звезд и проч., даже иудейская вера, хотя была дана евреям самим Богом: но пред Рождеством Христовым до такой степени потеряла свое значение, что не могла уже вести народ к внутреннему усовершенствованию.

Но вот родился в мире Спаситель, и с первого же дня своей жизни обличил заблуждение человечества, и научил его жить более внутреннею жизнию. Да и во всю свою жизнь Спаситель был таким, каким мы видим при рождении. По наружности в Нем величайшая простота: никто не мог бы отличить Его, ни по красоте одеяний, ни по роскоши стола, ни по убранству жилища, напротив того, во всех своих движениях и словах, Он обнаруживал величайшую простоту и безъискуственность: все Его величие заключалось в душевных свойствах. Вид Его был умален паче всех сынов человеческих: но по духу Он блистал Божественными качествами. Словом вся жизнь Его, самым разительным примером, научала людей, что человек всемерно должен стараться о внутреннем душевном усовершенствовании, и обуздывать в себе стремление к наружному только блеску.

Итак, предпочтение внутреннего духовного совершенства наружному видимому преимуществу, стремление возвышать душу, украшать свое сердце нравственными достоинствами, вот главная задача христианской жизни и нравственности и самая общая истина, которую проповедывал нам родившийся ныне Спаситель и словом и примером жизни.

Но всякая общая, нравственная истина, тогда только может сделаться полезною, т. е. перейти в жизнь, осуществиться в самой жизни, когда общество христиан, или даже каждый христианин в частности старается применить эту общую истину к своим частным потребностям и обстоятельствам. Сделаем и мы это для себя.

Общество православиых христиан в нашем городе слагается из русских и туземцев. Последние смотрят на первых, и по справеддивости, как на своих учителей и образователей, как на пример для подражания. Отсюда открывается обязанность первых и забота последних.

Зная о том, что туземцы подражают во всем русским и перенимают у них все, русские священным долгом должны поставлять для себя передавать туземцам не одну внешнюю, наружную сторону цивилизации, не один лоск образованности, а то, что в ней есть истинно полезного, достойного подражания и сообразного с духом веры Христовой. Но в чем же состоит сущность цивилизации и лучшая ея сторона? Отвечать на это подробно у нас недостанет времени. Довольно только сказать, что христианская вера входит, как существеннейший элемент, и составляет основание новейшей европейской цивилизации, следовательно, отличительным ея признаком должно быть внутреннее, душевное совершенство человека и упрощение наружных действий и отношений между людьми. Трудолюбие, честность, справедливость и уважение к личности человека, мягкость и доброта во взаимных сношениях всех людей – вот признаки христиански-образованного человека. Эти свойства должны стараться русские передать туземцам. Последние же должны помнить, что мало для них пользы, если они будут учиться у русских только тому, чтобы одеваться по моде, убирать свои жилища новейшею мебелью, ездить в экипажах и проч.; это значило бы к старому, истлевшему платью приставлять блестящия заплатки.

Наконец, все мы, как русские, так и туземцы должны помнить мудрые слова одного из апостолов ныне Родившегося: телесное обучение мало полезно, а благочестие на все полезно.


Источник: Гавриил (Кикодзе), епископ. Слово на Рождество Христа Спасителя. // Дух христианина. 1862. С. 267-272.

Комментарии для сайта Cackle