Источник

Глава 18. Падение Вавилона

Откр.18:1 После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его.

Словами после сего разделяется предыдущее видение великой блудницы на звере от видения падения Вавилона. Иоанн увидел иного Ангела, т. е. уже не того, что в 17,1 – который был одним из имеющих семь чаш. Этот ангел – сходящий с неба, но дальнейшими атрибутами он отличается от того ангела. Как сходящий с неба ангел является особым посланником небес, имеющим важную весть для людей земли. Это один из высших ангельских чинов, так как о нем сказано, что он имеет власть великую и при его явлении земля осветилась от славы его. Столь славны небеса, что от одного их посланника освещается вся земля. Считать, что подобная слава и власть приличествуют только Самому Господу Иисусу Христу, нет никаких оснований. Ибо для возвещения столь великой вести, как падение Вавилона, знаменующей «начало конца», посылается и великий ангел. Так и при втором пришествии Господь «пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною» (Мф. 24:31). Что этот ангел не Господь, видно из того, что в ст. 4 голос Господа назван иным по отношению к голосу этого ангела.

Откр.18:2 И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице.

Итак, в третий раз (14,8; 16,19 и 18,2) и уже третьим ангелом возвещается падение Вавилона – великого города и великой блудницы. Непременно и ужасно всё это будет. Грехи «вавилонской башни» достигнут небес, и она будет низвержена. Прообразом падения Вавилона кончины века было падение древнего халдейского Вавилона, о котором тоже было возвещено: «Пал, пал Вавилон, и все идолы богов его лежат на земле разбитые» (Ис. 21:9).

Итак, город цветущей антихристианской цивилизации сделался

– жилищем бесов

– и пристанищем всякому нечистому духу,

– пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице.

Андрей Кесарийский так об этом пишет: «По Божьему домостроительству, освобождающему людей от вреда, и по собственному человеконенавидению, как зверям, так и нечистым духам свойственно стремление в пустыни». Места руин и развалин, места опустошенные и разрушенные, оставленные людьми и Богом, становятся жилищем и пристанищем как нечистых животных и птиц, так и нечистых духов. Такие места являются стихией нечистых сил, как бесплотных, так и материальных. Вавилон будет «грудою развалин, жилищем шакалов, ужасом и посмеянием без жителей», – как говорит пророк Иеремия (Иер. 51:37). Исайя так пишет об этом же: «И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровергнут Богом... будут обитать в нем звери пустыни, и домы наполнятся филинами; и страусы поселятся, и косматые будут скакать там. Шакалы будут выть в чертогах их, и гиены – в увеселительных домах» (Ис. 13:19,21–22). Об этой разоренной земле сказано: «И завладеют ею пеликан и еж; и филин и ворон поселятся в ней; и протянут по ней вервь разорения и отвес уничтожения... И зарастут ее дворцы колючими растениями, крапивою и репейником – твердыни ее; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов. И звери пустыни будут встречаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой» (Ис. 34:11,13–14; Иер. 50:39; Соф. 2:14). О пребывании нечистой силы в пустынных местах учил и Сам Господь: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит» (Мф. 12:43). А бесноватый, исцеленный Иисусом, «был гоним бесом в пустыни» (Лк. 8:29).

Вот в какое страшное зрелище превратится Вавилон – краса царств, гордость цивилизованного человечества.

Далее ангел поясняет, почему Вавилон – великую блудницу постигла такая участь.

Откр.18:3 Ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы, и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее.

Причина та же самая, что и указана в 14,8, – растлевающее, развращающее влияние на политику, нравы и религию всех народов. И еще здесь особо отмечается экономическая роль города-блудницы: и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее. Великий Вавилон – центр мировой торговли. Через него обогащались все страны. От великой роскоши этого города разбогатели города и страны всего мира. И вот – все рухнуло! Ибо из-за обретения земных богатств люди забыли о небесных. Господь говорил, что «подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин» (Мф. 13:45). Но вот «хорошие жемчужины» неба в забвении, и купцы земные устремились к жемчужинам земным. До поры до времени Господь взирал на все это, но вот – положил конец, пал Вавилон. Душа, ищешь ли ты «хороших жемчужин» небесного Иерусалима или ты – «купец земной», богатеющий от великой роскоши Вавилона?..

18.4–5 И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее; ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее.

После ангельской вести о падении Вавилона-блудницы услышал Иоанн иной голос с неба, говорящий. О том, кому принадлежал этот голос, можно судить из сказанных им слов к христианам: народ Мой. Из этого обращения видно, что говорит не кто иной, как Сам Господь Иисус Христос, ибо только Он, а не ангел, или еще кто, имеет право назвать христиан народом Своим. К чему же призывает Христос чад Своих? – выйди от нее (от Вавилона-блудницы), народ Мой! И сделать это надо непременно по двум причинам.

Чтобы не участвовать вам в грехах ее. Положение в этом великом городе будет таково, что невозможно будет жить самому себе, необходимо будет обязательно участвовать в греховной общественной жизни города. Не имея печати антихриста, невозможно будет ни купить, ни продать что-либо, ни участвовать в чем-либо. Возможность возникновения такого общества подготавливается уже теперь. Мы видим, что человек все менее и менее предоставлен себе, все менее он имеет возможность сам определить свою жизнь. Человек – член определенного общества, и может жить только сообразуясь с понятиями, нравами и обычаями этого общества. Причем со временем все более растет обязательность участия каждого человека в грехах общества. Ложна и обманчива мысль: быть участником греховного общества, но не участвовать в его грехах. Такой мыслью лукавый завлекает простодушных в свои сети. Правильный выход может быть только один: выйди от нее, народ Мой. До самых последних времен христиане еще будут жить в великом городе Вавилоне, в нем будет проливаться их кровь за исповедание веры (17,6). Но настанет момент, когда уже невозможно будет оставаться в городе, не участвуя в его грехах, и верные Христу оставят его.

– Вторая причина выхода из Вавилона-блудницы: чтобы... не подвергнуться язвам ее.

Господь накажет город греха и разврата, но Он не желает вместе с нечестивыми погубить и праведных. Как некогда был выведен праведный Лот с семейством из города, преданного осуждению, так будут выведены праведные из Вавилона, имеющего погибнуть. Ветхий Завет предлагает нам и другие подобия. Так Моисей «сказал обществу: отойдите от шатров нечестивых людей сих (Корея, Дафана и Авирона), и не прикасайтесь ни к чему, что принадлежит им, чтобы не погибнуть вам вместе во грехах их» (Чис. 16:26). Или вот другое сравнение, когда «вывел Моисей народ из страны в сретение Богу, и стали у подошвы горы» (Исх. 19:17), чтобы вступить в завет с Богом. Через пророков Исайю и Иеремию призывал Господь Свой народ выйти из халдейского Вавилона. «Выходите из Вавилона, бегите от Халдеев» (Ис. 48:20). «Идите, идите, выходите оттуда; не касайтесь нечистого; выходите из среды его, очистите себя, носящие сосуды Господни! Ибо вы выйдете неторопливо, и не побежите; потому что впереди вас пойдет Господь. И Бог Израилев будет стражем позади вас» (Ис. 52:11–12). «Бегите из среды Вавилона, и уходите из Халдейской земли, и будьте как козлы впереди стада овец» (Иер. 50:8). «Бегите из среды Вавилона и спасайте каждый душу свою, чтобы не погибнуть от беззакония его... Выходи из среды его, народ Мой, и спасайте каждый душу свою от пламенного гнева Господа» (Иер. 51:6,45).

Так и в кончину века прозвучит глас Господа: выйди от нее, народ Мой, – и выйдут верные из Вавилона, а нечестивые останутся в своем нечестии, и внезапно постигнет их пагуба. Интересно еще немного остановиться на излюбленном, сектантском употреблении этих слов: «выйди от нее, народ Мой». Сектанты и раскольники самых разных толков образуют разные общества под лозунгами, в основу которых положены эти слова. Реформаторам XVI века показалось, что католическая Церковь – блудница, и они возглавляют выход из нее «народа Божия» (каким они себя считают). Но вот и образовавшиеся протестантские общества кажутся уже блудницами, и снова выходит народ: пуритане, баптисты, методисты... Но вот и они уже не то, и выходят адвентисты, иеговисты, пятидесятники, совершенники... Под этим же лозунгом происходят расколы внутри сект. Например, выход «братских» меннонитов от «церковных» (1860 г.). Или недавний (начало 1960-х гг.) выход баптистов-инициативников от евангельских христиан-баптистов. И этому выходу «народа Божия» несть конца. Любят при этом еще приводить слова апостола Павла: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием?.. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому» (2Кор. 6:14,17).

Здесь мы имеем явный пример злоупотребления Писанием. Во всем Писании нет ни одного слова, хотя косвенно призывающего к церковному расколу, к выходу из «мирской Церкви» и воссозданию «духовной». Наоборот, Писание ясно учит, что «одно тело (Церковь) и один дух... один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4:4–5). И эта единая Церковь вечна, «и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Ни одно место Писания о «выходе» не говорит о выходе из Церкви, ни ветхозаветной, ни новозаветной. Выйти народ Божий призывается из гибнущих городов Содома и Гоморры, из Египта, от святотатцев Корея, Дафана и Авирона, из халдейского Вавилона, от неверующих и идолопоклонников, из антихристова города Вавилона, но нигде из Церкви! Об отделяющихся же от церковного единства ясно говорит Господь: «Ветвь не может приносить плоды сама собою, если не будет на лозе: так и вы если не будете во Мне... Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин. 15:4,6). А апостол Иоанн уже после написания Апокалипсиса так пишет о них: «Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами» (1Ин. 2:19).

Далее поясняется, почему Вавилон-блудница должна быть наказана: ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее. Строители Вавилона хотели построить себе «башню, высотою до небес» (Быт. 11:4). Это им не удалось. Но им удалось воздвигнуть башню грехов, достигшую неба. От древних строителей Вавилона и до слуг антихристовых Бог как бы все терпел неправды нечестивых царств (всех семи), наконец Бог воспомянул неправды ее, неправды Вавилона, «потому что приговор о нем достиг до небес и поднялся до облаков» (Иер. 51:9). Кончилось долготерпение Божие, настало время праведного гнева и суда.

Тот же голос Господа продолжает.

18.6–7 Воздайте ей так, как и она воздала вам, и вдвое воздайте ей по делам ее; в чаше, в которой она приготовляла вам вино, приготовьте ей вдвое. Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей. Ибо она говорит в сердце своем: сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!

Господь призывает воздаяние на город-блудницу. Но к кому Он обращается совершить это воздаяние, решить трудно. Либо Он обращается к неповинным, чтобы они наказали своих мучителей, либо это обращение к наказующим ангелам, которые принимают обиды, причиненные своим сорабам – христианам, как причиненные самим себе. Либо это обращение к десяти царям, которые «возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне» (17,16).

Наказание соразмерно с преступлением: воздайте ей так, как и она воздала вам. В этом Божественная справедливость, которая все-таки в конце концов победит. И никто не сможет сказать, что наказан более нежели заслужил, как и никто не сможет избежать возмездия за то, что совершил греховного. Но вот далее следует еще усугубление наказания: и вдвое воздайте ей по делам ее; в чаше, в которой она приготовляла вам вино, приготовьте ей вдвое. О сугубом воздании за грех говорит и Ветхий Завет: «Кого обвинят судьи, тот заплатит ближнему своему вдвое» (Исх. 22:9). Как же это согласовать со справедливостью? Да именно этого и требует справедливость, как здесь сказано, и вдвое воздайте ей по делам ее. Истинный суд по делам и должен воздать сугубо. Объясним на примерах. Вор украл у человека 100 рублей. Только ли на 100 рублей он нанес ущерб пострадавшему? Нет! Человек не просто потерял 100 рублей, но весьма расстроился и огорчился. Ему необходимо было купить вещь, которую он долго искал, и вот наконец представилась возможность. Если ему потом возместят 100 рублей, то он все равно уже не сможет обрести то, что хотел. А из-за этого он лишается всего, что мог бы приобрести благодаря той вещи. Таким образом, действительный ущерб гораздо более 100 рублей. Или убийца. Виноват ли он только в прекращении жизни убитого? А разве он не виноват еще в слезах и безутешном горе матери убитого? В седине отца? В безысходном горе жены, оставшейся вдовой? Разве не виноват перед детьми, вырастающими без отца? Или человек, солгавший матери. Разве он виноват только в том, что сказал неправду? Разве не усугубляется его грех тем, что неправда сказана матери, давшей ему жизнь, вскормившей и воспитавшей его? Разве он искупит вину одним только тем, что скажет ей потом правду? И так во всяком грехе. Виновность преступника больше его преступного дела. Потому в двойном воздаянии по делам заключается не формальная, но истинная справедливость.

Далее указывается конкретная вина города-блудницы: вино блудодеяния, которым город напоял, как из чаши, все народы, превращается в двойное количество вина гнева Божия, которое приготавливается теперь этому городу. Об этом так пишет пророк Аввакум: «Горе тебе, который подаешь ближнему твоему питье с примесью злобы твоей и делаешь его пьяным, чтобы видеть срамоту его! Ты пресытился стыдом вместо славы; пей же и ты и показывай срамоту, – обратится и к тебе чаша десницы Господней и посрамление на славу твою» (Авв. 2:15–16).

На слова приготовьте ей вдвое Андрей Кесарийский дает несколько объяснений. Или потому, что грешники будут наказаны и в этой жизни, и в будущей. Или потому, что мучимы будут и душа, и тело. Или потому, что грех наказывается не только внешним мучением, но более внутренним, заключающимся в совести.

Далее еще иным образом небесный голос Господа поясняет меру наказания городу. Сколько славилась она (великая блудница) и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей. Сколько было славы и роскоши, которыми город прельщал все народы, столько воздадут ему мучений и горестей. Как высоко взлетишь, так низко и упадешь.

В ослеплении, самообольщении и безумной гордости она говорит в сердце своем: сижу царицею, я не вдова и не увижу горести! Это как псалмопевец Давид описывает: «Я говорил в благоденствии моем: «не поколеблюсь вовек» (Пс. 29:7). А у пророка Софонии о Ниневии так сказано: «Вот чем будет город торжествующий, живущий беспечно, говорящий в сердце своем: «я, и нет иного кроме меня». Как он стал развалиною, логовищем для зверей! Всякий проходящий мимо него, посвищет и махнет рукою» (Соф. 2:15). Так же будет и с великим Вавилоном. Это еще похоже на того богатого человека в притче Господней, который говорит себе: «Душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! В сию ночь душу твою возьму у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12:19–20). Гордая блудница видит себя царицей, а не вдовой, и говорит, что не увидит горести. О, как быстро и резко все изменится!

Откр.18:8 За то в один день придут на нее казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнем, потому что силен Господь Бог, судящий ее.

Много лет кичливо город красовался своей роскошью и самонадеянно уверял, что не увидит горести. Трепетали перед ним все народы. И вот, в один день все это рухнуло под ударами могучей десницы Господа. Царица, не чаявшая себя видеть вдовой (под царем-мужем можно разуметь антихриста, объявившего себя богом) вдруг оказалась блудницей-преступницей, ведомой на казнь. Далее перечисляются четыре казни, которые будут посланы на город.

Смерть, которая совершенно опустошит прежде столь многолюдный город и превратит его в мировое кладбище.

Плач, горько раздающийся на улицах, прежде оглашаемых безумной музыкой и смехом беспечно живущих людей.

Голод, который сменит изобилие в бывшем торговом центре мира.

– И финал всех бедствий: будет сожжена огнем, как и ранее было сказано, что десять царей «сожгут ее в огне» (17,16). Вся краса «царицы» обратится в пепел и руины. Так будет наказана превозносившая себя великая блудница, потому что силен Господь Бог, судящий ее. Никогда не забывай, человек, что силен Бог, имеющий судить тебя. Когда ты будешь себя чувствовать наиболее прочно, в один день ты потеряешь все.

Ничего не утверждая, предположительно ход событий мы можем себе представить так. Под знаменем Вавилона, столицы северного народа, собирается множество народов мира. Они вместе с народами царей восточных переходят высохший Евфрат и идут войной на Израиль, где в великой битве Армагеддон находят себе могилу. Так пожирает их антихрист, восседающий в иерусалимском храме. А десять царей, верных антихристу, идут на город Вавилон и уничтожают его дотла.

И когда поднимается дым от огня, уничтожившего Вавилон, то восплачут люди о гибели великого города. Особым мистическим ужасом веет от катастроф, уничтожающих великие цивилизации. История знает такие события, как гибель первого мира в водах всемирного потопа, как разрушение Иерусалима Навуходоносором (587 г. до Р. Х.), а позднее римлянами (70 г. по Р. Х.), как гибель Помпеи от извержения вулкана Везувия (79 г.), как падение Рима (476 г.) и падение Константинополя (1453 г.), как атомные грибы над Хиросимой и Нагасаки (1945 г.). Все это – как бы содрогания вулкана, который всю силу своего извержения обрушит на Вавилон антихристова царства. Далее Иоанн описывает плач над Вавилоном. Ст. 9–10 – плач царей; ст. 11–17 – плач торговцев; ст. 17–19 – плач мореплавателей. И своеобразным заключительным аккордом этого плача станет ликование небес (ст. 20).

Плач царей

18.9–10 И восплачут и возрыдают о ней цари земные, блудодействовавшие и роскошествовавшие с нею, когда увидят дым от пожара ее, стоя издали от страха мучений ее и говоря: горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришел суд твой.

Когда они видели город в огне, то сердце трепетало и не верило – неужели город действительно сгорит? Неужели великий, царственный Вавилон может пасть? Разве не навечно утвердился этот город? Но вот огонь прогорел и увидели цари дым от пожара... все кончено. Города нет. Только дым от черных руин печально поднимается вверх, прообразуя дым мучения огня геенского, который будет восходить во веки веков (14,11) И тогда восплачут и возрыдают о ней (о городе-блуднице) цари земные. Это не те десять царей, что совершат суд над блудницей. Те не будут скорбеть о гибели города, который ненавидели и сами уничтожили. Это – цари земные, блудодействовавшие и роскошествовавшие с нею. И вот время их безумного разврата, сладострастия и роскоши кончилось. Они страшатся и подойти к гибнущему городу, сами боясь погибнуть, но только восплачут и возрыдают, стоя издали от страха мучений ее. И как над покойником будут причитать цари, говоря: горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий! Надменная крепость города превратилась в дым. Не с кем царям больше блудодействовать и роскошествовать. Поняли они, что кончилось их время. В один час (сейчас нам уже совсем не трудно и буквально представить себе гибель великого города в столь краткое время), т. е. быстро и незамедлительно, пришел суд твой, Вавилон. Скоро, скоро и час нашего суда.

Плач торговцев

Откр.18:11 И купцы земные восплачут и возрыдают о ней, потому что товаров их никто уже не покупает.

С мировым городом была тесно связана мировая торговля. И вот через падение Вавилона нарушается торговый баланс по всему миру. Не о разрушении города, не о гибели людей, но о том, что товаров их никто уже не покупает, восплачут и возрыдают купцы земные. Глаза, сухие при виде чужого горя и своих грехов, внезапно прослезятся от того, что никому уже не нужны больше их товары. Вот люди, для которых золото и прибыль успешно заменяют сердце и совесть. А пока купцы поняли одно, что успешная торговля кончилась, впереди – банкротство, а то и нищета. Наступает мировой экономический кризис.

18.12–13 Товаров золотых и серебряных, и камней драгоценных и жемчуга, и виссона и порфиры, и шелка и багряницы, и всякого благовонного дерева, и всяких изделий из слоновой кости, и всяких изделий из дорогих дерев, из меди и железа и мрамора, корицы и фимиама, и мира и ладана, и вина и елея, и муки и пшеницы, и скота и овец, и коней и колесниц, и тел и душ человеческих.

Далее перечисляются товары, которыми они торговали. Прежде всего идут благородные металлы и драгоценности: товаров золотых и серебряных, и камней драгоценных и жемчуга. Потом идет то, что служит для одеяния и украшений: и виссона и порфиры, и шёлка (китайский шелк) и багряницы (17,4). Все это предметы царской роскоши, которая соответствует столичному городу Вавилону. Далее следуют материалы различных изделий и предметов роскоши: и всякого благовонного дерева (вечнозеленое дерево африканского побережья), и всяких изделий из слоновой кости, и всяких изделий из дорогих дерев, из меди и железа и мрамора. Далее идут товары из благовонных веществ: корицы (азиатское кустарниковое растение, дающее мазь для волос) и фимиама, и мира и ладана. Возможно, эти вещества будут использоваться и в богомерзком культе антихриста. Далее перечисляются предметы питания, сначала растительные, потом – животные: и вина и елея, и муки и пшеницы, и скота и овец. Затем предметы человеческого общежития: и коней и колесниц. И наконец в качестве товара идут сами люди – рабы, являющиеся собственностью своего господина и товаром. Так мы видим, что всё, от безжизненных металлов, растительности, предметов питания, животных, и до тел и даже душ человеческих, обращено в товар. Кроме того, еще раз видим, что «смертельная рана зверя исцелеет» и в кончину века с новой неслыханной силой воскреснет работорговля.

Откр.18:14 И плодов, угодных для души твоей, не стало у тебя, и все тучное и блистательное удалилось от тебя; ты уже не найдешь его.

Под конец перечисления всех товаров еще раз отдельно упоминается о плодах, услаждавших чрево, и плодов (осень, осенние плоды), угодных для души твоей, не стало у тебя, и все тучное (жирное, располагающее к веселью) и блистательное удалилось от тебя; ты уже не найдешь его. Так оправдаются слова апостола Павла: «Их конец – погибель, их бог чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном» (Фил. 3:19). Возрыдают купцы, ибо все это утеряли и уже не найдут больше этого нигде никогда!

18.15–17 Торговавшие всем сим, обогатившиеся от нее, станут вдали от страха мучений ее, плача и рыдая и говоря: горе, горе тебе, великий город, одетый в виссон и порфиру и багряницу, украшенный золотом и камнями драгоценными и жемчугом, ибо в один час погибло такое богатство!

Как и цари, так и торговцы, не смея приблизиться к гибнущему городу, бывшему некогда их царицей, станут вдали от страха мучений ее. И восплачут и возрыдают о внезапной гибели такого богатства! Вот единственное, что еще может вызвать слезы в продавшихся мамоне. Наличие печати антихриста навсегда гарантировало им беспрепятственную торговлю по всему миру, но вот в один час уничтожено самое сердце мирового рынка. Как и цари, так и торговцы будут только причитать: горе, горе...

Плач мореплавателей

18.17–19 И все кормчие, и все плывущие на кораблях, и все корабельщики, и все торгующие на море стали вдали и, видя дым от пожара ее, возопили, говоря: какой город подобен городу великому! И посыпали пеплом головы свои, и вопили, плача и рыдая: горе, горе тебе, город великий, драгоценностями которого обогатились все, имеющие корабли на море, ибо опустел в один час!

Перечисляются все виды мореплавателей: кормчие, и все плывущие на кораблях, и все корабельщики, и все торгующие на море. И вот, все они, как и цари и торговцы, не смея приблизиться к гибнущему городу, стали вдали и, видя дым от пожара ее, возопили. Помни, Вавилон, тебе поклоняются все, тобою восторгаются все, ты растлеваешь всех, ты обогащаешь всех, но настанет день, и никто не придет тебе на помощь! Все твои поклонники, соучастники в грехах и удовольствиях, все тобою обогащенные и обольщенные останутся вдали и, созерцая дым от пожара, уничтожившего тебя, будут плакать и рыдать – не о тебе, о, нет! – об утрате своих удовольствий и богатств. А тебе только прозвучит их траурный реквием: горе, горе тебе... и дикий хохот десяти царей. Некогда слуги антихриста восклицали, «говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сражаться с ним?» (13,4). О, насколько иначе прозвучит теперь: и посыпали пеплом головы свои, и вопили, плача и рыдая: горе, горе тебе... Возложившие божеские почести на главу антихриста, посыпят с плачем и воплями пепел на головы свои. Посыпание пеплом головы – знак печали (Иов. 2:8,12; Иез. 27:30). Вот оно – «лучшее и совершеннейшее из всех обществ»! Вот – финал: ибо опустел в один час!

Со всем описанным перекликается пророчество Иезекииля о Тире: «И с кораблей своих сойдут все гребцы, корабельщики, все кормчие моря, и станут на землю; и зарыдают о тебе громким голосом, и горько застенают, посыпав пеплом головы свои, и валяясь во прахе... и в сетовании своем поднимут плачевную песнь о тебе, и так зарыдают о тебе: «кто как Тир, так разрушенный посреди моря! Когда приходили с морей товары твои, ты насыщал многие народы; множеством богатства твоего и торговлею твоею обогащал царей земли. А когда ты разбит морями в пучине вод (Тир погиб в водах, Вавилон – в огне – Г. Ф.), товары твои и всё толпившееся в тебе упало. Все обитатели островов ужаснулись о тебе, и цари их содрогнулись, изменились в лицах. Торговцы других народов свистнули о тебе; ты сделался ужасом, – и не будет тебя во веки» (Иез. 27:29–30,32–36).

Горе, горе тебе – рыдают о Вавилоне цари.

Горе, горе тебе – рыдают торговцы.

Горе, горе тебе – плачут мореплаватели...

И вдруг резко меняется тон, раздается торжествующий возглас:

Откр.18:20 Веселись о сем, небо и святые Апостолы и пророки; ибо совершил Бог суд ваш над ним.

Не к злорадству призываются праведники, но к великой радости о долгожданном пресечении зла. Ничто так не радует праведника, как прекращение греха. «Блаженны алчущие и жаждущие правды» и им обещаю, что «они насытятся» (Мф. 5:6). Но нынешний век полон неправды и несправедливости. И поколение за поколением уходит, так и не встретив торжества истины и справедливости, уходит, не насытившись правдой. А потому даже в загробном мире души праведников вопиют «громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святой и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» (6,9–10). Но вот наступил день, и совершил Бог суд над беззаконием и беззаконниками в ответ на эту молитву святых о праведном воздаянии. Поэтому и суд здесь назван суд ваш, т. е. святых. Господь ставит Себя как бы только Исполнителем того суда, который призывали праведники. Потому веселись о сем, небо, т. е. ангелы; и святые – вообще все праведники, достигшие спасения; апостолы – ученики Христовы, основавшие Церковь и почти все претерпевшие мученическую кончину (в русском переводе неправильно переведено: святые Апостолы (в то время, как должно быть отдельно сказано: святые, Апостолы – как два различных класса людей); и пророки, еще в Ветхом Завете предвозвещавшие грядущее спасение и суд. Великое веселье у всех святых, ибо наступил пир, на котором они насытились правдою! Восторжествовало Божественное правосудие.

Далее Иоанну предлагается символическое изображение падения Вавилона.

Откр.18:21 И один сильный Ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его.

Это напоминает, как в древности пророк Иеремия записал в книгу все бедствия, которые должны были прийти на Вавилон, и послал Сераию, сына Нирии, в Вавилон прочитать это все там и наказал ему: «Когда окончишь чтение сей книги, привяжи к ней камень и брось ее в середину Евфрата, и скажи: так погрузится Вавилон и не восстанет от того бедствия, которое Я наведу на него, и они совершенно изнемогут» (Иер. 51:63–64). Как стремительно, безвозвратно и не оставляя никакого следа на поверхности моря, тонет брошенный большой камень, подобный жернову, таким же будет и падение великого города Вавилона. Погибнет быстро, «в один час», навечно и бесследно. И Господь употреблял в Своих речах образ тонущего жерновного камня в знак падения и вечного низвержения. Так он говорил: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море» (Мк. 9:42). Но если так будет наказан соблазнивший одного из верующих, то сколь более будет наказана великая блудница, вином своего блудодеяния соблазнившая все народы и «если возможно, и избранных»! (Мф. 24:24).

Камень, подобный большому жернову, означает и великую тяжесть прегрешений города. И за эти грехи города уже не будет, он будет повержен в море вечных гееннских мучений.

Показав символически гибель Вавилона, ангел присовокупляет и словесное описание печальной картины павшего города.

18.22–23 И голоса играющих на гуслях, и поющих, и играющих на свирелях, и трубящих трубами в тебе уже не слышно будет; не будет уже в тебе никакого художника, никакого художества, и шума от жерновов не слышно уже будет в тебе; и свет светильника уже не появится в тебе; и голоса жениха и невесты не будет уже слышно в тебе: ибо купцы твои были вельможи земли, и волшебством твоим введены в заблуждение все народы.

Вот и результат! До этого, как в дни Ноя, ели, пили, женились и выходили замуж. И вот внезапно быстро, как тонет большой камень, вверженный в пучину моря, все «утонуло», прекратилось. Прекратилась беспечная безоблачная жизнь. Прекратилось вообще все. Нет веселящихся и отдыхающих, нет искусства, нет производства, нет жениха и невесты, нет ничего! Только ветер разносит дым от пожарища, да плачут и стонут видевшие катастрофу...

Подобные описания запустения есть и у пророков (Иер. 7:34; 25:10; Ис. 24:2; Иез. 26:13).

Неоднократно уже была указана причина падения Вавилона, но ангел, ввергнувший камень в море, еще раз указывает на причины этого события. Во-первых, ибо купцы твои были вельможи земли. Не в том грех, что они вели торговлю, даже не в том, что они обрели богатства, но в том, что они все это обратили не на нужды людей, а на свое собственное обогащение, на прославление себя, на безумную роскошь и увеселения. Причем все это достигалось ими не иначе, как через принятие печати антихриста и поклонения ему как Богу. Вторая причина падения Вавилона: и волшебством твоим введены в заблуждение все народы. Это – о растлевающем влиянии города на весь мир. К тому же мы видим, для того чтобы ввести в заблуждение все народы, чтобы все поклонились антихристу как Богу, недостаточно было просто средств пропаганды и насилия. Люди все-таки не хотели принимать антихриста. Тогда необходимо было действовать волшебством. Необходимо было привлечь непосредственно силы преисподней, чтобы заворожить умы людей и овладеть ими. Тогда во всей силе развернут свою деятельность все тайные мистические общества масонов, оккультистов, магов, колдунов, сатанистов. Так что заблуждение людей часто бывает не просто следствием неведения или неправильного понимания, но следствием одержимости духом заблуждения, помутнения разума волшебством. Таковым доказывай хоть сколь убедительно, их не переубедишь, они заворожены, одержимы и прельщены. И третья причина падения города та, что

Откр.18:24 И в нем найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле.

У пророка Иеремии так сказано: «Обида моя и плоть моя – на Вавилоне, скажет обитательница Сиона, и кровь моя – на жителях Халдеи, скажет Иерусалим. Посему так говорит Господь: вот, Я вступлюсь в твое дело и отмщу за тебя, и осушу море его, и иссушу каналы его. И Вавилон будет грудою развалин, жилищем шакалов, ужасом и посмеянием, без жителей... Как Вавилон повергал пораженных Израильтян, так в Вавилоне будут повержены пораженные всей страны» (Иер. 51:35–37,49).

Вавилон как столичный мировой город, как царица-блудница на водах многих, виноват не только за убиенных в нем самом ( в нем найдена кровь), но и за всех убитых на земле. Все зверства, учиненные в подвластных Вавилону странах, взыщутся с него самого. Причем Вавилон виноват не только в крови пророков и святых, но и всех убитых. Почуяв кровь, он уже не насыщается только одними христианами, но убивает кого ему вздумается, убивает людей, даже не знающих, за что они погибают. Так бывает при диктаторских режимах, когда начинают уничтожать уже не только неугодных режиму, но всех, кого вздумается. Чем больше убитых – тем крепче диктатура. Но в один день и один час вся эта кровь взыщется от рук убийц.


Источник: Толкование на Апокалипсис / протоиерей Геннадий Фаст – Красноярск : Енисейский благовест, 2004. - 496 с., ил.

Комментарии для сайта Cackle