Азбука верыПравославная библиотекаархимандрит Георгий (Капсанис)Православие и гуманизм. Православие и папизм
Распечатать
Скачать как mobi epub fb2 pdf Оригинал (pdf)
 →  Чем открыть форматы mobi, epub, fb2, pdf?


архимандрит Георгий (Капсанис)

Архимандрит Георгий, игумен монастыря Преподобного Григория
Православие и гуманизм. Православие и папизм

Часть 1

   

Содержание

    От издателей
    Предисловие автора ко второму изданию
    Словарь
I. Православие и гуманизм Православная антропология и образование Богочеловек Христос детоводительствует как Слово Божие Богочеловек Христос детоводительствует как Пастырь Богочеловек Христос детоводительствует как Образ Бога Метод православного обучения Историческое обоснование греческого православного образования Православие против старых и новых гуманизмов Свет Христов просвещает всех II. Православие и и папизм Ересь папизма Православные против папизма О необходимости благочестивого рассуждения в отношении к папизму в связи с пребыванием католиков в ересях  

 
От издателей
   Гуманизм и секуляризация — термины, часто употребляемые в разговорной и научной лексике. К сожалению, их истинный смысл часто размыт и неточен, поэтому данные слова неверно употребляются в современном языке. Автор книги «Православие и гуманизм. Православие и папизм» архимандрит Георгий, игумен Афонского монастыря преподобного Григория, раскрывает эти понятия и дает оценку обозначаемых ими явлений с точки зрения православного богослова.
   Современному человеку может показаться парадоксальным, что вне Христа и вне жизни во Христе существование гуманизма как такового вообще невозможно. Отдаление от Богочеловека лишает нас благодатного озарения и делает рабами собственных страстей и пороков, правда, оные прекрасно вписываются в современную схему так называемого «гуманистического общества». Когда люди пытаются создавать «общечеловеческие ценности», отвергая помощь Творца и не опираясь на Его заповеди, они неизбежно впадают в самообман. Любое общество в этом случае движется к распаду, ибо его центробежные силы начинают работать столь сильно и активно, что человек остается один на один со своими проблемами. Без Христа мы — сообщество потребителей, не способных к творческому развитию богоданных талантов на благо себе и государству.
   Даже если человек отрицает бытие Божие, это еще не значит, что Бога нет. Всякий, кто обладает духовной интуицией, наблюдательностью и способностью к аналитическому мышлению, неизбежно придет к пониманию Его существования.
   Другой вопрос — нужно ли человеку строить взаимоотношения с Богом, и как их строить? Евангелие утверждает: нужно! Ибо ради этого приходил на землю Христос — не учитель, не моралист, но Сам Творец и Создатель мира, Творческое Слово. И если человек (а вместе с ним и общество) строит свою жизнь на камне Божественной истины, то он преображается сам и преображает окружающий мир, исполняя богоданную миссию — быть образом и подобием Творца. История знает много тому доказательств. Достаточно вспомнить хотя бы имена восточно-римских императоров: святых Константина Великого, Феодосия Великого, Льва Мудрого, Константина Порфирогенета и др. Добавьте к ним имена сонма святых отцов и жен.
   Уклонение современного общества от пути Божественного промысла неизбежно ведет его к поиску иной «свободы» — свободы от совести, от правды, от Бога. Эта «свобода» не только странна, но и безумна, потому что человек, отказываясь от Божественного покрова, становится бессильным и беззащитным рабом обстоятельств, что рано или поздно ввергает его в состояние подавленности и безысходности.
   Западноевропейский гуманизм, как показывает отец Георгий, является непосредственным порождением римокатолицизма. Отвергнув принцип христианской соборности, западная церковь превратилась в безблагодатную организацию, декоративно обставленную христианскими символами. Это произошло из-за безумных и дерзких притязаний римских пап на главенство в Христианской Церкви. Таким образом, римокатолицизм совершенно справедливо оценивается как форма идололатрии (идолопоклонства), поскольку в нем личность папы подменяет живого Христа.
   Папоцезаризм, к которому пришла западная церковь в результате отступления от Христа, неизбежно породил протестующий гуманизм и протестантизм. Западное общество, лишенное живого богообщения, требовало удовлетворения своих духовных запросов и нашло его в оккультизме и магии. Теперь ни для кого не является секретом, что самые выдающиеся представители европейского гуманизма зачастую не только вели порочную жизнь, но и активно практиковали оккультизм и магию. В этой трагедии западного общества, несомненно, повинен римокатолицизм.
   В книге опубликованы проповеди архимандрита Георгия, где он касается проблем современной жизни Греции. Однако читатели найдут в них много параллелей с российской действительностью. По мнению автора, и в православной Греции, и в России Церковь все больше становится лишь неким утилитарным элементом общественных запросов. Многих пугает мысль о необходимости воцерковления общества, и страх этот вызван инертностью мышления, привычкой мыслить в пределах заданных штампов и клише. Однако св. Василий Великий, например, получив образование в «языческой» Афинской академии, учил христиан использовать все то лучшее, что накоплено античной культурой, не отвергая ее огульно. Иными словами, в человеке необходимо воспитывать аналитические способности — христианин должен ценить все, но избирать полезное. Совершенно очевидно, что, отвергая христианство с его нравственно-благодатным влиянием на человека, современное общество не просто обедняет себя — в нем деградирует человек как личность, а значит, деградирует и общество. Социум, который создает законы, поощряющие отход от христианства и резко ограничивающие возможности Церкви, обречен на исчезновение. Реальным примером этого является гибель Западно-Римской империи в начале V века, а затем и Восточной — в 1453 г. Эти же тенденции стали причиной распада Российской империи и советского государства.
   Надеемся, что труд архимандрита Георгия, профессора богословия, известного духовника и ревнителя Православия, поможет читателю найти путь к Истине и глубоко осознать, что Православие, по сути, есть живой Богочеловеческий организм, в котором человек призван стать сыном Божиим по благодати. Но это призвание осуществимо только при условии личного подвига и смиренного следования по пути отцов Церкви, достигших духовной высоты обожения, среди которых столь обильно сияет Божественным светом «Православия светильниче и Церкви утверждение» сет. Григорий Палама, архиепископ Фессалоникский.
Предисловие автора ко второму изданию
   Учитывая кризисный период, который все мы переживаем, мы решили переиздать в одном томе два наших уже выходивших отдельными книгами труда — «Православие и гуманизм» и «Православное Предание и папизм».
   К сожалению, антропоцентризм и папизм, который тоже является формой религиозного гуманизма, по-прежнему угрожают нашему православному народу, как и всем православным народам.
   Эти публикации не являются систематическими исследованиями, которые могли бы исчерпать тему, рассмотрев ее со всех сторон. Большей частью это речи, произнесенные по обстоятельствам и затрагивающие только некоторые стороны рассматриваемых явлений. Они касаются отдельных, но по нашему мнению актуальных моментов, а также отражают наши раздумья и беспокойство.
   Думаю, что особенно своевременно переиздание второй работы — о папизме, после того как некоторые православные и католики подписали общее соглашение в г. Баламанде, в Ливане. Представители восьми Православных Церквей пришли к соглашению с римокатоликами и подписали общее заявление, совершенно неприемлемое с православных позиций. Ибо согласно этому заявлению римокатолицизм признаётся как равночестная церковь — равная нашей единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви Христовой по учению, вере, Таинствам, апостольскому преемству.
   После лжесобора в Ферраре и Флоренции1, это второй случай, когда православные предают забвению тяжкие ереси — Filioque, непогрешимость и властное первенство папы во всей Церкви, а также и прочие неправо-славные нечестия. Папизм добился в Баламанде того, чего он хотел веками и к чему был устремлён в ходе диалога «любви и истины», а наша Святая Православная Церковь, непорочная Невеста Христова, вышла из этого «диалога» с язвой.
   Терпимое отношение православных к папизму не может иметь никакого оправдания. На это есть следующие серьёзные причины;
   А. Ватикан не только не отрекается от своих еретических догматов или даже не только не умалчивает о них, но возобновляет их проповедь и возглашает о них по всему миру. Вспомним, что в энциклике Папы «епископам Католической Церкви», от 28 мая 1992 г., единственной «Католической», то есть «Вселенской», Церковью признаётся римская церковь, а единственным Вселенским епископом признаётся римский папа. Римская церковь и её епископ, как прямо заявлено в энциклике, составляют «сущность» всякой другой церкви. Всякая другая церковь, т. е. поместная, представляет собой просто выражение непосредственного «присутствия» и «власти» римского епископа и его церкви, которая и предопределяет «изнутри себя собственную сущность церковности всякой поместной церкви». Такое же «папоцентрическое» учение о Церкви представляет и «Руководство по применению принципов и распоряжений об экуменизме» римокатолической церкви (10—15 мая 1993 г.).
   Б. Ватикан действует против православных народов через унию и через политическое и экономическое вмешательство, которое сегодня все громче заявляет о себе и всё шире распространяется.
   В. Папизм претерпевает серьёзный кризис веры.
   Известные католические богословы стали еще большими рационалистами, чем их протестантские собратья, при попустительстве Ватикана, для которого всё приемлемо, лишь бы ни в чём не было задето папоцентрическое учение о Церкви.
   Г. Многие западные христиане, разочаровавшись в отпавшем от истины римокатоличестве, взыскуют Православия, но не находят его, так как состоящие в диалоге римокатолики и православные говорят им: «Оставайтесь там, где вы есть. Мы одно и то же. Должно быть единство». Так закрывается дверь в Царствие Небесное для множества душ, которые взыскуют истины и спасения своего.
   Сегодняшние богословы из числа тех, кто славится «широтой мысли», восторгаются великими отцами Церкви — святым Григорием Паламой, святым Максимом Исповедником, чье богословие считается актуальным, но они забывают, что сии великие светильники Церкви очень строго относились к ересям. Большая часть их трудов — это сочинения против еретиков, а св. Григорий Палама писал сочинения и против латинян.
   Надеюсь, что свидетельство и исповедание отцов Святой Горы Афон по этим важным вопросам будет принято ко благу. В Православной Церкви нет подобного непогрешимого папы, который один только отвечал бы за истину церковную. Прежде всего, каждый епископ, а также и верующий народ — все чувствуют ответственность за сохранение веры в неповреждённости. 06 этом объявили в 1848 г. четыре восточных патриарха: «У нас ни патриархи, ни соборы никогда не могут вводить новшества, ибо защитник веры — это само тело Церкви, то есть сам народ, который желает, чтобы вера его вечно была неизменной, единовидной с верой святых отцов его, как на деле убедились после раскола многие из пап и латиномыслящих патриархов, которые ничего не добились».
   С другой стороны, в наши дни повсеместно признано, что православное монашество образовывало и образует круговой бастион, противостоящий любой попытке обмирщения Церкви
   Если бы наша вера не была под угрозой, было бы незаконным с нашей, монашеской, стороны обсуждать эти вопросы. Мы бы не оставляли нашего любезного безмолвия.
   Разве не так же поступали до нас святые и богоносные отцы, прежде всего великий Григорий Палама?
   Сердцевед Господь знает, что мы потрудились с любовью не только ради колеблющихся православных наших братьев, но и ради инославных христиан. Ибо и для них не фальшивое, но чистое Православие есть последняя надежда, единственный выход из кажущегося безвыходным положения, в котором они находятся, и единственное спасение.
   С такими мыслями мы вручаем благочестивым христианам этот труд и просим: если всё, что мы написали, согласуется с учением святых наших отцов, то пусть они примут эту книгу. А если (чего да не будет!) наш труд не согласен со святоотеческим учением, — да отвергнут его, потому что мы, будучи православными, стремимся «следовать за святыми отцами».
   Игумен святого монастыря преподобного Григория архимандрит Георгий 1 января 1995 г. Память святых отцов наших Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских.
Словарь

Папа римский (лат. рара — «отец») — глава католической церкви и государства Ватикан.

Папабиль — кандидат на пост римского папы.

Папат — папское достоинство и духовное управление папы римского.

Папизм (от лат. рара — «папа римский») — католицизм.

Папист-католик.

Папский — относящийся к государству, имуществу или личности папы римского. Папство — управление католической иерархией через римских пап.



1   Собор проходил в 1437—38 гг.

Часть 1


Источник: Архимандрит Георгий, игумен монастыря преподобного Григория на Святой Горе Афон. Православие и гуманизм. Православие и папизм. - Пермь: Православное общество "Панагия", 2005. - 88 с.