Как действует грех?
Как мы помним, грех – это нарушение установленного Богом духовного закона, нарушение Его воли. Бывает грех делом, словом, мыслью, желанием и намерением. Грехи бывают большие и малые. Некоторые люди считают, что главное – не делать больших грехов, а на малые можно не обращать внимания. Но это ошибочный взгляд.
Однажды к святому Антонию Муромскому пришли две женщины: одна сокрушалась о своём одном великом грехе, другая самодовольно говорила, что не совершила никаких больших грехов. Тогда старец велел первой женщине принести ему один большой камень, а другой – набрать много мелких камешков. Через несколько минут женщины возвратились. Тогда старец сказал им: «Теперь отнесите и положите эти камни точно в те места, откуда вы их взяли». Женщина с большим камнем легко нашла то место, откуда она взяла его, другая же тщетно кружилась, ищя гнезда своих мелких камешков, и возвратилась к старцу со всеми камнями. Святой Антоний объяснил им, что эти камни означают. У второй женщины они означали многочисленные грехи, к которым она привыкла, считала их за ничто, и никогда в них не каялась. Она не помнила своих мелких грехов, а они выражали безотрадное состояние ее души. А первая женщина, помнившая свой грех, болела этим грехом и сняла его со своей души через исповедь и покаяние.
Когда человек совершает грех, в его душе остается тёмный след. Если человек повторяет этот грех несколько раз, он становится для него привычкой, и так поселяется в душе греховная страсть. Она начинает властвовать над человеком, так что заставляет его грешить даже когда он уже не хочет этого.
Если сорвать листья сорняка, но оставить в земле корень, скоро снова появятся листья от этого корня. Так и страсть, захватившая нашу душу, порождает грехи. Вот почему бывает так, что люди часто каются в грехе, а затем снова совершают его. Нужно вырвать корень, то есть страсть.
Определять и отсекать корни грехов научил нас Иисус Христос, открыв, что борьбу надо начинать с очищения сердца от дурных страстей.
Этих страстей, из которых вырастают все остальные грехи, семь: гордость, сребролюбие, блуд, зависть, чревоугодие, гнев и уныние. Чем побеждаются эти грехи? Противоположными добродетелями, а именно: гордость побеждается
смирением; сребролюбие – милосердием; блуд – целомудрием; зависть – любовью; чревоугодие – воздержанием; гнев – кротостью; уныние – усердием и трудолюбием.
Как ты уже знаешь, обычно грех начинается с ума. К нам приходит мысль о грехе, и если мы не отобьём её сразу же, на эту мысль начинает откликаться страсть, которая склоняет нас к тому, чтобы совершить этот грех на деле.
Легче всего избежать греха если сразу же прогонять мысли, неугодные Богу. Если это не получилось, то надо хотя бы не допустить совершения греха на деле, победить дурное желание, обратившись с молитвой к Господу.
Но при всём этом важно не забывать, зачем мы боремся с грехом, ходим в церковь, делаем добрые дела. Не для того, чтобы нас хвалили люди. Ведь иногда за доброе дело не хвалят, и за плохие дела не сразу накажут. Но христианин де-
лает добро не для того, чтобы получить похвалу от людей и от греха уклоняется не для того, чтобы избежать наказания от людей. Он делает все это ради Бога, чтобы быть с Ним и стать святым, чтобы вечно радоваться в Царствии Божием.
Трудно приходится тем, кто живет без Бога. Они не знают законов духовного мира, лишают себя помощи Божией, и бесам очень легко обмануть их и управлять ими. Многие люди начинают дело с хорошими намерениями, а заканчивается всё плохо. Многие хотят измениться к лучшему, избавиться от вредных привычек, но не могут, потому что не чувствуют в себе силы, которую может дать только Бог, в Которого они не верят. Вот почему очень жалко людей, которые не нашли веру или потеряли её.