Почему гомосексуализм – это грех?

Содержание

Что говорит Библия о гомосексуализме? Что говорят церковные документы? Что говорит церковное право? Что говорят святые отцы? Что можно сказать гомосексуалисту?  

 

Что говорит Библия о гомосексуализме?

1. Быт. 19, 1–26

Здесь повествуется о том, как Лот, живший в городе Содом, принял в своем доме двух таинственных странников. Узнав об этом, городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом и вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их. Однако странники наслали на содомлян слепоту и вывели Лота из города. После этого пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих. При этом таинственные странники сообщили Лоту, что Содом пострадал за свое беззаконие.

Некоторые западные протестанты утверждают, что беззаконием содомлян было негостеприимство, а не гомосексуализм, однако в Послании апостола Иуды сказано: Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного» (Иуд. 1:7).

2. Лев. 18:22: Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость.

3. Лев. 20:13: Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них.

4. Рим. 1:26–27: Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение.

5. 1Кор. 6:9–10: Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни мужеложники... Царства Божия не наследуют.

6. 1Тим. 1, 9–11: Закон положен не для праведника, но для... нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, для блудников, мужеложников... лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению, по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено.

Что говорят церковные документы?

В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви констатируется, что «Священное Писание и учение Церкви недвусмысленно осуждают гомосексуальные половые связи, усматривая в них порочное искажение богозданной природы человека». Далее подчеркивается, что люди, вовлеченные в гомосексуальные связи, «не имеют права состоять в церковном клире».

Браком может быть признан лишь «богоустановленный брачный союз мужчины и женщины», но ни в коем случае не союз двух однополых индивидов. Гомосексуализм является «греховным повреждением человеческой природы, которое преодолевается в духовном усилии, ведущем к исцелению и личностному возрастанию человека». О «гомосексуальных устремлениях» говорится как об одной из страстей, терзающих падшего человека. Как и другие страсти, она врачуется «таинствами, молитвой, постом, покаянием, чтением Священного Писания и святоотеческих творений, а также христианским общением с верующими людьми, готовыми оказать духовную поддержку».

В Заявлении Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 июня 2012 г. говорится: «Духовный и пастырский опыт свидетельствует, что в большинстве случаев гомосексуальное поведение является следствием личного выбора человека. Поэтому приравнивать так называемые сексуальные меньшинства к национальным, расовым или социальным совершенно некорректно…

Выражаем принципиальное несогласие с любыми попытками объявить нормой противоестественные пороки. Позиция Церкви по данному вопросу основывается на Божественном Откровении, на словах Господа нашего Иисуса Христа: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской... горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18:6–7)…

Православная Церковь, воспринимая всякий грех как болезнь, с надеждой ожидает покаяния и духовного исцеления людей, страдающих тем или иным видом греха.

Церковь не осуждает грешника, но молится об освобождении его от власти греха. В то же время Церковь решительно протестует против легализации порока, объявления греховного поведения нормой, и призывает хранить нравственные устои общества».

То же самое говорится и в заявлении Священного Синода Элладской Православной Церкви от 10 июня 2008 г., где гомосексуализм называется нарушением Божией воли и Евангельского учения.

В свою очередь митрополит Черногорский Амфилохий (Сербская Православная Церковь) указывает, что «Гомосексуализм испокон веков представлял для Церкви – и сегодня представляет – один из смертных и смертоносных человеческих грехов... Для библейского и церковного самосознания мужеложство это: а) осквернение и злоупотребление самой человеческой природой и ее Богом данных сил, б) насилие над моральным порядком вещей, в) осознанный или неосознанный порыв человека к самоуничтожению»1.

Что говорит церковное право?

Как отмечает В.В. Бурега, «В каноническом предании Восточной Церкви содержится ряд правил, прямо говорящих о гомосексуализме. Так, святой Василий Великий в своем седьмом правиле квалифицирует мужеложство как тяжкий грех, заслуживающий осуждения. Повинные в этом грехе должны отлучаться от церковного общения и нести епитимию. Если же этот грех был совершен по неведению или много лет назад, то к согрешившим может быть проявлено снисхождение: «Ибо и неведение творит их достойными снисхождения, и добровольное исповедание, и протечение … долгого времени… Поэтому повели уже неотложно принять их, и тем более, если имеют слезы, преклоняющие тебя к милосердию, и являют житие, достойное милования».

О гомосексуализме говорит в своих канонических рекомендациях и святой Григорий Нисский. В его четвертом правиле мужеложство приравнивается к прелюбодеянию. За гомосексуальные связи он предписывает многолетнее отлучение от Евхаристии. Однако срок епитимии может быть сокращен «для проходящих покаяние ревностнее, и житием своим показующих возвращение ко благому».

Но с особой подробностью о мужеложстве говорит Константинопольский патриарх Иоанн Постник (VI в.). Он также приравнивает мужеложство к прелюбодеянию и устанавливает для повинных в нем епитимию в пятнадцать лет. Если же согрешивший, «не упорствуя в этом деле, придёт в раскаяние искреннее и исповедует грехи свои, отлучается на три или четыре года от причастия». Если же человек впал в этот грех лишь однажды и по невежественности или из-за безграмотности, или же если согрешивший был младше тридцатилетнего возраста, то «для такого достаточен канон в 1 или 2 года»

В канонической традиции Церкви гомосексуальные практики всегда квалифицировались как тяжкий грех. При этом мы встречаем дифференцированный подход к обстоятельствам совершения этого греха. Среди причин указываются «горячность от природы», «неразумие и волнение страстей», то есть сильное влечение, которое понуждает человека к греху. При этом авторы канонов считают необходимым противостать этому влечению и преодолевать его в борьбе с плотью»2.

Что говорят святые отцы?

Святитель Феофан Затворник: «Заметь, какие сильные выражения употребляет Апостол в Рим. 1:26–27. Не сказал, что они питали взаимную любовь и вожделение; но что: разжигались похотью своею друг на друга…. Ибо всякий, преступающий законы, постановленные Богом, питает вожделение к несродному и незаконному.

«Диавол видел, что само вожделение всего более соединяет полы; посему старался разорвать сей узел, дабы не только противозаконным расточением семени пресечь род человеческий, но истребить, вооружив людей друг против друга» (святой Златоуст).

Наказание, которое следовало получить им за такое нечестие, они в себе самих получали, получали в самом унижении и посрамлении естества своего. Блаженный Феодорит пишет: «как не покусился бы поступить с ними ни один из врагов, то возлюбили они со всем усердием – и сами на себя навлекли наказание, к которому не приговорил бы их ни один судья». Объяснив это место, святой Златоуст слышал возражение: что за наказание, когда не чувствуют, а сами бросаются на него? – и отвечает: «не дивись, что они не чувствуют того, а услаждаются. (Подобным образом и) бешеные и страждущие помешательством ума, сами себя мучая и находясь в жалком положении, смеются и забавляются этим, хотя другие о них плачут».

Преподобный Максим Грек: «Вы, ослепляясь и прельщаясь богомерзкою вашею плотскою похотью, не только лишаетесь этого достоинства и красоты образа Божия, которым были почтены, но и соделываетесь неразумнее и бессловеснее всех бессловесных скотов, дерзая бесстыдно пред пречистыми очами Создавшего вас, на богомерзкую скверну… Поэтому следовало бы христианам, и к тому же имеющим такое страшное указание гнева Божия, не только гнушаться такой богомерзкой скверны, которая, преимущественно пред всеми другими беззакониями прогневляет Вышнего... и предавать анафеме тех, которые творят такую скверну и не считают ее преступлением, тогда как эта богомерзкая скверна разжигает нестерпимый гнев Божий».

Что можно сказать гомосексуалисту?

Архимандрит Рафаил (Карелин) советует: «В беседе с гомосексуалистами укажите на целесообразность мира, особенно ярко проявляющейся в устройстве и функциях человеческого организма. Каждый орган человеческого тела осуществляет определенные задачи, гармонично связанные с другими. Одна из таких задач – сохранение и умножение человеческого рода, является главной причиной разделения полов. Гомосексуализм извращает функции человеческого тела, которое является божественным творением, как бы картиной, нарисованной великим Художником, и превращает эту картину в карикатуру. В этом отношении гомосексуализм является нарушением божественных законов и надругательством над собственным телом.

Религиозное мировоззрение включает в себе чувство красоты. Гомосексуализм это превращение человеческих отношений в безобразие и клоунаду. Бог сотворил мужчину и женщину, а демон, как бы надругаясь над этим, хочет превратить мужчину в женоподобное существо, а женщину – в мужчину. В браке мужчина и женщина восполняют друг друга; а гомосексуализме каждая сторона только теряет, не приобретая ничего. Мужское семя является потенциальным носителем жизни, которое соединяясь с женской клеткой создает живой эмбрион, в котором заложена программа всего человеческого организма и живая душа. Гомосексуализм – это надругательство над семенем человека. «Потенциал новой жизни» ради чувства извращенной похоти бросают в грязь – в этом демонический аспект разврата».

Некоторые люди говорят, что не от разврата или злой воли, но словно бы от природы чувствуют себя принадлежащим к другому полу и испытывающим сексуальное влечение к людям своего пола. Греческий старец Порфирий Кавсокаливит описывал, что знал таких людей, «однако они не только не уклонились ко злу, но напротив, удержали свою природу связанной целомудренными и святыми помыслами. И прожив свою жизнь подобно земным ангелам, эти люди получили от Христа великий венец девства».

* * *

1

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/41963.htm

2

Бурега В. Отношение к проблеме гомосексуализма в современном зап. христианстве.

Комментарии для сайта Cackle