Библиотеке требуются волонтёры

Источник

§ 31. Божество Бога Сына и Его личное свойство

Божество второго Лица Св. Троицы, Сына Божия, подвергалось искажению и отрицанию с самых первых времен христианства и особенно со стороны еретика Ария, александрийского пресвитера.

Арий учил, что Сын Божий сотворен Богом Отцом из ничего, что Он не совечен Отцу, и было время, когда Его не было, что Он – Бог по благодати, по природе же Он – тварь, хотя высшая, самая первая, даже через Него Бог сотворил прочие твари, следовательно, Он посредник между Богом и тварями.

Это учение было отвергнуто, как еретическое, первым вселенским собором, на котором был составлен второй член символа веры, направленный к опровержению этого лжеучения. В нем И. Христос называется прямо Господом, Сыном Божиим, единородным, от Отца рожденным прежде всех век, светом от света, Богом истинным от Бога истинного, рожденным не сотворенными, единосущными Отцу, Творцом всего существующего.

Такое учение о Божестве Сына Божия имеет твердые основания и в слове Божием.

Истина единосущия Божия с непререкаемою ясностью засвидетельствована Самим И. Христом. Оправдывая пред Иудеями исцеление 38 – летнего расслабленного при овчей купели в Иерусалиме в субботу, И. Христос говорит: «Отец Мой доселе делает, и Аз делаю». И с этого времени, замечает евангелист, „еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу“ (Ин.5:17–18). И Христос не только не показывает, что Иудеи ошибочно поняли мысль Его о равенстве Богу, но с особенною силою подтверждает ее в дальнейшей беседе с Иудеями.

В другой раз, когда Иудеи в притворе Соломоновом спрашивали Христа: «если Ты – Христос, скажи нам прямо». Он ответил: «Аз и Отец едино есма, во Мне Отец и Аз в Нём» (Ин.10:30:38). Равным образом, когда первосвященник Каиафа на суде спросил Христа: «заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий». Он отвечал: «ты рек еси», т.е. твои уста исповедали, что Я – Сын Божий. Так повествует св. Матфей (26:63–4), а св. Марк передает прямой утвердительный ответь Христа: «Аз есмь» (14:62).

Апостолы в свою очередь выражали веру в истинное, подлинное Божество Христа. «Ты еси Христос, Сын Бога живаго», исповедал ап. Петр от лица всех учеников (Мф. 16:15–16). «Господь мой и Бог мой» говорил ап. Фома явившемуся по Своем воскресении Христу (Ин. 20:28). Эту истину формулировал ап. Иоанн: «вемы, яко Сын Божий прииде и дал есть нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем во истинном Сыне Его Иисусе Христе: сей есть истинный Бог и живот вечный» (1Ин. 5: 20).

Личное свойство Бога Сына состоит в том, что Он предвечно рождается от Бога Отца.

Способ сего предвечного рождения непостижим для ума. Некоторое подобие сего символ веры, на основании слова Божия (Ин1:9), указывает в рождении света от света. В этом подобии имеет значение неразрывность света от своего источника. Солнце нельзя изобразить без лучей, а лучей без солнца. Подобно сему Бог Отец есть вечный свет, от Него рождается Бог Сын, Который есть также вечный свет – единого нераздельного Божеского Существа.


Источник: Очерки православно-христианского вероучения : ученое руководство для 7-го класса гимназии / сост. свящ., законоучитель гимназии, Г. Орлов. – Москва : Т-во «Печатня С.П. Яковлева», 1914. – 146, IV с.

Комментарии для сайта Cackle