Источник

§ 33. Разбор догмата римско-католической церкви

Римско-католическая церковь учит, что Дух Святой исходить не только от Бога Отца, но и от Сына, так что слово Filioque здесь внесено в символ веры.

Это дополнение к символу веры в первый раз было допущено в Испании, в конце 6-го века, на частном соборе Толедском. Потом в начале 9-го века на соборе Ахенском ревностным защитником его явился Карл Великий. Он обратился к папе Льву 3-му с просьбой дозволит чтение символа веры с употреблением Filioque при богослужении; но Лев 3-й не только не согласился на это, а даже повелел вырезать на особенных досках без всякого изменения символ веры, составленный на первых двух вселенских соборах, и поставить эти доски в храме ап. Петра, для охранения православной веры. Несмотря на это, по настоянию Карла Вел., в его империи продолжали употреблять символ веры с дополнением Filioque. Впоследствии папа Адриан 3-й (в 9-м в.) признал учение об исхождении Св. Духа „и от Сына» догматом веры. С того времени оно внесено в символ веры и утвердилось на всём западе.

В 16-м веке это дополнение перешло к лютеранам, так как они приняли символ веры от римской церкви без перемены.

Но учение об исхождении Св. Духа от Бога Отца не может и не должно подлежать изменению, потому что оно основано, во- 1-х, на ясных словах Самого И. Христа: «егда приидет Утешитель, Его же Аз послю вам от Отца, Дух истины, Иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне» (Ин.15:26); во-2-х, на всеобщем учении об этом св. отцов и учителей церкви; в-3-х, на точном определении второго вселенского собора, который ясно и прямо выразил это учение в символе веры. А на 3-ем вселенском соборе строго запрещено было изменят символ веры, составленный на первых двух вселенских соборах.

Обратимся теперь к разбору тех месть св. писания, в которых, по мнению римских богословов, находится учение Filioque.

1)Католические богословы говорить, что в словах: иже от Отца исходит (Ин.15:26), содержится мысль об исхождении Св. Духа и от Сына, потому что Отец и Сын едино по существу, и всё, что имеет Отец, имеет и Сын. Но если допустить, что словами: иже от Отца исходит, в силу единосущия Сына с Отцом, предполагается исхождение Св. Духа и от Сына, то мы должны будем допустить, что и словами: от Отца рождается, предполагается рождение Сына и от Духа Святого, ибо и Дух едино со Отцом по существу. Но если это последнее предположение неправильно, то в одинаковой степени и первое не может быть допущено.

2)Останавливаются на изречении Спасителя: «Его же Аз послю» и умозаключают: если Дух посылается от Сына, то, следовательно, от Него и исходит, ибо иначе Сын не мог бы послать Духа. Но это умозаключение неправильно и должно быть отвергнуто. В приведенных словах св. писания Дух представляется посылаемым от Сына, но в других местах св. писания Сын представляется посылаемым от Духа Святого (Ис. 48:16:61:1; Лк. 4:16). Следует ли из этих последних мест, что Сын рождается от Духа Святого, потому что Он посылается от Него? Но если это заключение недопустимо, то должно быть отвергнуто и первое умозаключение. По объяснению отцов церкви, посольство в мир Лиц Св. Троицы – Сына и Духа Св. – относится не к личным Их свойствам, а к внешней Их деятельности и именно под этим посольством Сына и Св. Духа разумеется временное явление Их в мир для искупления и освящения человека.

Ссылаются еще на Ин.16:12–15, где Спаситель, говоря о Духе Святом, Который продолжит Его учение, употребляет выражение «от Моего приимет». Это выражение, по мнению католиков, будто тождественно словам: „от Меня исходить». Но такое толкование ни на чем не основано. Христос, во-1-х, говорить только об учении, а не о существа Своём; во-2-х, слово «приимет», употребленное в будущем времени, исключает всякую возможность понимать это выражение в католическом смысле. Для оправдания учения католиков этому слову следовало бы стоять в настоящем времени.

Римская церковь, уча, что Дух Святой исходить, т.е. имеет вечное ипостасное бытие Свое не от одного Бога Отца, но и от Сына Божия, тем самым утверждает, что Дух Святой имеет двойственный источник и начало Своего Божества.


Источник: Очерки православно-христианского вероучения : ученое руководство для 7-го класса гимназии / сост. свящ., законоучитель гимназии, Г. Орлов. – Москва : Т-во «Печатня С.П. Яковлева», 1914. – 146, IV с.

Комментарии для сайта Cackle