Источник

§ 63. Римско-католическое учение об оправдании и спасении человека. Католический догмат о сверхдолжных делах и сокровищнице святых. Протестантское учение об оправдании верою. Крайности реформатства в учении о безусловном предопределении.

Римско-католическая церковь учит, что спасение человека совершается не заслугами только Христа Спасителя, но и заслугами самого человека, дающими ему право на получение вечного блаженства. Такими заслугами признаются добрые дела человека. Человек, по её ученью, еще на подготовительной ступени к крещенью, только что призванный благодатью к вере во Христа, уже может совершать добрые дела. А удостоившийся полученья благодати в крещении имеет возможность совершать даже сверхдолжные дела, превышающие обязательные требования закона Божия. Праведные, святые люди, особенно св. Дева Мария, сделали так много добрых дел в своей жизни, что не только заслужили себе высокую степень блаженства, но и, кроме того, от них остается еще известное количество как бы излишних сверхдолжных добрых дел. Правосудье Божье не может оставить и эти добрые дела без награды; оно может оставшиеся от святых людей излишек добрых дел зачислять, – вменять в собственность, – в заслугу другим грешным у которых своих добрых дел не достает для того, чтобы получить им спасенье и блаженство.

Каким образом это может совершаться? В церкви Христовой есть целая сокровищница преизбыточествующих или сверхдолжных добрых дел – высочайших заслуг Христа Спасителя, Божией Матери и других святых. Сокровищница эта, как и вся церковь, находится в распоряжении у папы, который есть глава церкви, Божий наместник на земле. Папа может силою своей власти вменять добрые дела святых в заслугу грешным людям. Такое ученье римской церкви об оправдании и спасении человека имеет, очевидно, внешне-юридический характер: человек зарабатывает себе спасенье, как наемник в дому Отца, а Бог дарует блаженство в качестве платы за наемнический труд. Неправильны и все отдельные положения римско- католического учения. Так, основная мысль, проникающая все это учение, будто человек выслуживает своё спасение, есть мысль ложная. На самом деле спасение человека есть дар Божий: «благодатию есте спасени чрез веру, и сие не от вас Божий дар» (Еф.2:8). Без заслуг Христа Спасителя ни за какие дела не было бы нам даровано спасение, а Его заслуги достаточны для спасения всего мира и на все времена. Нет и не может быт и никаких сверхдолжных человеческих дел. Христос указывал людям такой идеал добра: «будите совершены, якоже Отец ваш небесный совершен есть» (Мф.5:48), а в Самом Себе явил высочайший образец святости, которому христиане должны подражать (Ин.13:15;1Пет.21). В условиях земной жизни ни один человек не может не только осуществить этот идеал добра и святости, но не может достигнуть даже только совершенного освобождения от греха. Каким же образом можно говорить о добре сверхдолжном, когда человек не в состоянии сделать и должного? Как бы в обличение такого самомнения Спаситель говорит: «егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы (мы рабы, ничего не стоющие), яко, еже должны бехом сотворити, сотворихом» (Лук.17:10).

Лютеранство провозгласило новое учение об оправдании, противоположное римско-католическому, однако, не менее одностороннее. Это есть учение о том, что человек оправдывается одною верой, – разумеется, без дел или независимо от дел. Слово Божие ясно указывает, что для спасения недостаточно одной веры, а необходимы и добрые дела: «Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в царствие небесное, но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех», говорит Господь Спаситель (Мф.7: 21). Св. ап. Иаков учить: «вера без дел мертва есть» (2:26). А ап. Павел увещевает верующих «обучати себе ко благочестию (1Тим.4:7), богатитися в делах добрых» (6: 18), присовокупляя, что „всем явитися нам подобает пред судищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага, или зла» (2Кор.5:10).

Реформаты учат о безусловном предопределении Богом одних из людей ко спасению, других к погибели.

Никакие личные усилия человека не могут изменить его участи. Он необходимо спасается или необходимо погибает Благодать Божия непреодолимо действует и побеждает все препятствия к тому, чтобы предопределенный человек был спасен.

Такое учение реформатства неправильно. Слово Божие учит, что Бог наш есть Бог любви (Ин. 4:16) и нравственной правды (Рим. 2:6:11). У него нет и не может быть отдельных любимцев, наподобие того, как они были у богов Гомера. Сердце Его принадлежит всем, и Христос умер за весь Мир. Бог хочет, чтобы все люди спаслись, и не хочет, чтобы хоть один из них погиб. Голос благодати Его взывает всем: «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обременнии, и Аз упокою вы» (Мф.11:28).


Источник: Очерки православно-христианского вероучения : ученое руководство для 7-го класса гимназии / сост. свящ., законоучитель гимназии, Г. Орлов. – Москва : Т-во «Печатня С.П. Яковлева», 1914. – 146, IV с.

Комментарии для сайта Cackle