§ 62. Учение о благодати и её отношении к свободе человека
Благодать, как показывает самое слово, есть благое деяние, благой дар, все то, что дарует Господь тварям Своим без всякой, с их стороны, заслуги. В этом смысле благодатью называются все дары Божии, какие сообщаются Богом людям для их земной жизни, каковы: жизнь, здоровье, внешнее благосостояние и т.п.
Но благодатью в собственном смысле называется особенная сила Духа Святого, сообщаемая нам, по милости Бога Отца, ради заслуг нашего Искупителя, и совершающая наше освящение, то есть, с одной стороны, очищающая нас от грехов, обновляющая и оправдывающая пред Богом, а с другой – утверждающая и возвращающая нас в добродетели для жизни вечной.
Образ действия благодати Духа Святого на человека непостижим для нас. Спаситель сравнивает это действие с веянием ветра, которое хотя бывает и ощутительно для человека, тем не менее о нем нельзя сказать, откуда он приходить и куда уходить (Ин. 3: 8). Однако, несомненно, что действуя на человека, она не уничтожает и не стесняет его свободы (Апк.3:20).Благодать Божия действует на человека постольку, поскольку сам человек покоряется её действию. Но он может и противиться действию благодати и отвергать ее (Деян.7:51).
Главные виды благодатных действий Св. Духа следующие:
1) Призвание человека ко спасению. В этом случае благодать дает человеку познать его гибельное положение, восчувствовать нуж, в спасении, и, указывая на И. Христа, как единственного Ходатая спасения, возбуждает к вере в Него и таким образом указует ему истинный путь спасения (благодать предваряющая).
2) Призвавши человека ко спасению, благодать, далее, возрождает его для новой духовной жизни во Христе Иисусе, очищает его от грехов, облекает в правду И. Христа и делает его невинным, чистым перед судом Божиим (благодать оправдывающая).
3) Усвоив человеку оправдание искупительными заслугами I. Христа, благодать, далее, освящает его, подает ему «вся божественные силы, яже к животу и благочестию» и приводить его в теснейшее единение с Богом (благодать освящающая).
Благодать Божия не оставляет человека, ищущего её, во всю его земную жизнь, помогая ему более и более укрепляться в добродетели, приходить в меру возраста совершенного и таким образом достигнуть вечного спасения. Таким- образом, без благодати Божией сам человек не может ни обратиться к Богу и уверовать в Него, ни утвердиться в вере и добродетели, по обращении к Богу, ни сохранить эту веру и возвышаться нравственно во все последующее время до конца жизни. Во всех случаях жизни ему нужна благодать Божия. Эту истину ясно проповедует нам и слово Божие: „Никто же может приити ко Мне», говорить Спаситель, аще ни Отец, пославый Мя, привлечет его» (Ин.6:44).