Георгий Константинович Властов

Глава XIX. Об Египте.

Династии Ефиопской, (по Манефо XXV), предсказано падение; в настоящей главе XIX предсказывается падение Саитской (XXVI) династии, с указанием на Иафетидов, имеющих заменить владычество Семито-Кушитов. Потрясение всего строя жизни в Азии коснется и Ефиопии и Египта. Заметим, что произносящий это пророчество, как равно и предыдущие, не видит их исполнения. Исаия правда видит избавление Иерусалима при Езекии, но он не видит телесными очами гибели Ассура и Ниневии, а тем менее Вавилона и появления народа крепкого. При нем еще Египтом властвует Тахарака (Таркуу), а в Дельте мелкие цари810, кои лишь позже в союзе делаются опасными Ефиопской династии.

В видении Исаии особенно замечательно место (ст. 19) о „ жертвеннике Господу посреди земли Египетской“ и 21: „Господь явит Себя в Египте“.

Мы увидим в своем месте, что при Птоломеях было формально разрешено Иудеям построить храм Иегове; но для Христиан пророчество это еще яснее; оно видит вдали и бегство во Египет Святого Семейства и ту великую Африканскую церковь Христову, среди которой возникли и великие столпы самоотверженного христианского аскетизма и великие вселенские учители, как св. Климент Александрийский, св. Афанасий великий, св. Кирилл Александрийский и мн. др.

1. Пророчество об Египте. – Вот, Господь восседит нa облаке легком и грядет на Египет. И потрясутся от лица Его идолы Египетские, и сердце Египта растает в нем.

Представление о появлении вездесущего Бога, на определенном месте, есть только способ выразить слабым лепетом человеческим, что грядут события, когда Богу не угодно уже попускать, чтобы известный народ „ходил путями своими“ (Деян. 14:16), а Ему угодно Самому руководить событиями, как бы находясь на месте, где они совершаются. В этом же значении и псалмопевец говорит: „делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра“. (Пс. 103:3).

Господь „грядет на Египет“. Мы не раз говорили, что изыскания новейшей археологии, в совокупности с некоторыми указаниями Греческих писателей об Египте, заставляют нас думать, что тайное учение высших классов Египта было несомненно монотеистическое. Но цари и жрецы намеренно держали в темноте низший класс народа и покровительствовали идолопоклонству, культу животных и растений и вообще фетишизму, находя в том для себя и храмов особую выгоду. Вследствие этого идолопоклонство всех видов и суеверие развились в Египте811 до огромных размеров, исказив мысль народа и унизив его душу. Господь грядет на Египет, чтобы потряслись идолы Египетские, и растаяло сердце Египта. Это великое и далекое указание. Было время и в глубокой древности (Исх. 12:12), когда „над богами Египетскими Господь произвел суд“ ; и тогда, когда Египет посещен был казнями и в особенности в последнюю ночь поражения первенцев: „растаяло сердце Египта в нем“. Но прошедшее было забыто; земля Египетская отдана была идолослужению, и Исаия, как Иеремия (Иер. 43:12,46:25), как Иезекииль (XXX), видят свершающийся над нею и над богами ее приговор Господень. Был когда-то мудр Египет812, но он утратил свою мудрость, он с своей культурой сходит со сцены власти и влияния; Персы и Греки и Римляне переделывают всю жизнь Египта; доколе не явилось „Солнце Правды“, от которого пали идолы окончательно. А с 391 года после Р. Хр. капища в Египте окончательно закрыты законом Феодосия Великого.

Следующие стихи рисуют картину последовательных бедствий Египта; но в 21 стихе этой же главы возвещается о том, что „Господь явит Себя в Египте.... и Египтяне познают Господа“.... Христианская церковь созидается в Египте.

2. Я вооружу Египтян против Египтян; и будут сражаться брат против брата и друг против друга, город с городом, царство с царством.

Пророчество произносится во время последнего царя жреческой династии, владевшего всем Египтом, – хотя в Дельте были и местные цари, но признававшие власть его. Царь этот был Тахарака или Тиргак Библии (Ис. 37:9), или Таркуу Египетских надписей. Но после него или даже в его время в северном Египте начинается враждебный Ефиопии союз царей, называемый греческими писателями додекархией813, которая ведет братоубийственную войну с средним и верхним Египтом, которыми властвует Ефиопская династия. Борьба эта, после гибели армии Сеннахерима, готовившагося вторгнуться в Египет814, продолжается долго, не только во времена Езекии, но и во времена Манассии, и кончается около 670 года, как мы выше говорили восшествием на престол Псамметиха815. Мы видим, как ярко и верно обрисовывает 2-й стих грядущие в Египте события.

3. И дух Египта изнеможет в нем, и разрушу совет его, и прибегнут они к идолам и к чародеям, и к вызывающим мертвых и к гадателям.

4. И предам Египтян в руки властителя жестокого, и свирепый царь будет господствовать над ними, говорит Господь, Господь Саваоф.

Под именем „духа Египта, который изнеможет в нем“, надо разуметь самые основания культуры Египта, которая дала такие замечательные плоды. Но культура эта, поражающая нас и теперь своим величием, соделалась великою потому, что во главе Египта стоят в древности мудрые, чтущие Единого Бога, хотя прикрывающие это знание многочисленными символами. Этим только умам могло быть доступно то развитие, которое способно создавать памятники, подобные Египетским816, и развивать науки и искусства и технические знания до той степени, как они были развиты в Египте, в чем мы убеждаемся все более и более817. Но символистика везде и всегда была шагом к забвению истин, скрывавшихся под символами и Египет стал утрачивать свое влияние, потому что, вероятно, и высшие классы утратили высшие верования, а потому и ясность мысли. Не оставим без внимания весьма важного факта: когда жреческая династия удаляется в Ефиопию и теряет власть над Египтом, то с ней удаляются из Египта те духовные и нравственные силы, которые управляли Египтом на основании древних преданий; жреческая мудрость с ее монотеистическими верованиями заменяется влиянием сначала Ассирийских (Семитических и Кушитских) жрецов, а позже прямым влиянием Греков, которым Псамметих впервые открывает доступ внутрь Египта818. „Дух Египта изнемогает в нем“. Влияние Греков весьма человечно, но не они могли поднять высоту религиозного понимания о Боге или даже поднять уровень нравственной чистоты. Потому-то мы читаем между строк в 3 стихе указание, что в училищах Египетских храмов древняя монотеистическая мудрость иссякает, жрецы времен XXVI династии не суть уже те великие жрецы Она (Гелиополиса) или Абидоса или Но-Аммона, которые были современниками великого Аменемха II и Иосифа, или Моисея, и Тутмесов и царицы Хашоп, (Хатазу) которые создавали и медицину и скульптуру и строительное искусство и, в большей части случаев819, соединяли с знаниями строительного искусства звание визиря фараона.-Замечательно пророчество 4-го стиха в связи с историческими сказаниями о Камбизе. С одной стороны, пророчество указывает на развитие идолопоклонства и чародейства, с другой – с необычайной ясностью рисует появление „властителя жестокого“, ненавистника идолов и фетишей, как рисуют греческие писатели Камбиза, убившего, якобы, своею рукою Аписа.

5. И истощатся воды в море, и река иссякнет и высохнет;

6. и оскудеют реки, и каналы Египетские обмелеют и высохнут; камыш и тростник завянут.

7. Поля при реке, по берегам реки и все, посеянное при реке, засохнет, развеется и исчезнет.

8. И восплачут рыбаки, и возрыдают все, бросающие уду в реку, и ставящие сети в воде впадут в уныние;

9. и будут в смущении обработывающие лен и ткачи белых полотен;

10. и будут сокрушены сети, и все, которые содержат садки для живой рыбы, упадут в духе.

Нарисованная пророком картина бедствия Египта совершенно соответствует последствиям засухи, зависящей от малого подъема вод Нила820; но в данном случае, кажется, надо принять во внимание и нашествие неприятеля, которое было причиной запущения каналов и всей системы орошения, так мудро устроенной при фараонах XII династии.

Кто был неприятель, предсказанный пророком Исаией? Из Ассирийских надписей мы знаем, что страшный погром Египта имел место при Ассурбанипале821. Вероятно, к этому погрому относятся слова пророка Наума, грозящего Ниневии теми же бедствиями, которые обрушились на Но-Аммон822. Но если Наум, как думают некоторые, пророчествовал ранее времени Ассурбанипала, то надо предположить, что погром Фив или Но-Аммона совершен был или при Саргоне, или при сыне Сеннахерима Есархадоне. Об убитых в Египте засухой и нашествием неприятеля (с разорением системы орошения) промыслах достаточно сказать, что все они издавна известны были, как одни из главнейших, а некоторые из них, как полотняное производство, славились во всем мире823. Под именем истощения моря надо конечно разуметь оскудение того огромного резервуара вод, которого остатки находят в оазисе Фаиума. Реки суть рукава Нила, каналы суть те руками человеческими произведенные огромные и мелкие каналы, которыми с замечательным искусством распределялась вода прибывающего и убывающего периодически Нила, или отводимая для запаса в Меридиво озеро, или выводимая из него для орошения во время низких вод824. Очевидно, что и все посевы должны погибнуть во время засухи, а рыбаки потерять надежду на прокормление от своего ремесла, столь важного в Египте, который считал рыбу одним из главнейших предметов своего продовольствия, что видно и из Чис. 9и из указаний исследователей древней жизни Египта, как Уилькинсон в его Manners and customs of Ancient Egyptians825.

11. Так! обезумели князья Цоанские: совет мудрых советников Фараоновых стал безмысленным. Как скажете вы фараону: „я сын мудрецов, сын царей древних? “

12. Где они? где твои мудрецы? пусть они теперь скажут тебе; пусть узнают, что Господь Саваоф определил об Египте.

Под именем князей Цоанских (Таниских) разумеются царьки северного (нижнего) Египта, враждебные жреческим,-двадцать первой и двадцать пятой,-династиям, два раза бывшим властителями всего Египта, и которые оставались хранителями древней мудрости Египта. В IV т. Св. Летописи мы имели случай говорить по поводу женитьбы Соломона на принцессе Египетской жреческой царской фамилии, что она несомненно была монотеистка, так как верование в Единого Бога, хотя передаваемое тайно среди касты жрецов, – лежало в основании религии Египта826. Но в Дельте Нила со времен Бубастидов устанавливается прочно влияние Ассирии, как доказал то Бругш827. Ассирия же вносит прямое, грубое идолопоклонство, в котором нет высшего тайного учения. Повидимому на этот упадок мудрости в Египте указывает пророк. Древние жрецы теозофы могли еще понимать волю Единого Премудрого Бога и могли разуметь причины гнева Его. Но ныне не стало тех жрецов и царей, которые были посвящены в тайную мудрость Египта. Кто же из царей додекархии,– мог сказать о себе: „я сын мудрецов“. „Я сын царей древних“. Где могут они теперь почерпнуть мудрости? Следующие стихи продолжают развивать ту же мысль.

13. Обезумели князья Цоанские; обманулись князья Мемфисские, и совратили Египет с пути главы племен его.

14. Господь послал на него дух опьянения; и они ввели Египет в заблуждение во всех делах его, подобно тому, как пьяный бродит по блевотине своей.

Исаия в пророчестве своем об Египте повторяет в других словах и образах ту же мысль, которую он высказывал Ахазу об опасности союза с Ассирией. Как в Иудее, так и в Египте существовала вражда между приверженцами Ассирии и между остававшимися верными обычаям и культу отцов своих. Еще замечательно два выражения стиха 13-го об князьях Цоанских, которые обезумели, и о князьях Мемфисских, которые обманулись. Князья Цоанские, т. е. Бубастиды и другие князья, по многим указаниям, были Ассирияне по происхождению, князья же Мемфисские были повидимому Египтяне. В стеле Пианхи (стр. 649 нашего изд. Бругша) в § 3 этого документа особо упомянуто, что округ Мемфиса лежал на черте, отделявшей верхний Египет от нижнего. „Не заперты для него (Пианхи) крепости“. В § 20 (стр. 653) этого же документа видно, что в Мемфисе царьком был жрец бога Пта, Тафнахт, который соединился с Пианхи. Позже (стр. 671 Бругша) видно, что Тафнахт828 соединился с князьками, которых пророк Исаия называет общим именем Цоанских, и сбрасывает с себя иго Ефиопских (жреческих) царей, примыкая к Ассирийской партии. Кажется, к этому именно положению дел относится ст. 13, говоря о князьях Мемфисских, которые „ обманулись“. Нет сомнений, что пророк видит, что при новом направлении Египет утратил всякое понятие об Едином Боге, и соделается подобным всем языческим народам, между тем как он доселе стоял неизмеримо выше их. И надо действительно отметить явление, которое очень мало замечено, это то, что культ животных (Бубастис, Мендес, Крокодилополис и др.), растений и разных фетишей развивается лишь с 26-й династии, так как мы узнаем об нем лишь от греческих писателей. В древнейших же летописях Египта и в Библии мы не видим ни тени намека на этот культ829. Мы видим, что Божество чтится под разными именами: Аммона, Пта, Ра; что природа символизируется под именем Изиды, Нейт, коровы; что сила творящая чтится под символом тельца Аписа (в Мемфисе) или Мневиса (в Гелиополисе или Оне), но везде в этом многобожии или лучше сказать символизме проглядывает мысль о Едином Боге; настоящего бессмысленного поклонения идолам нет; развращающих обрядов нет; напротив древния рукописи, как папирус Присс (см. в наш. Бругше стр. 141 – 142) и множество надписей свидетельствуют о чистоте воззрений древнего Египта на нравственные обязанности человека. Но Псамметих I впервые открывает Египет иноземцам и толпы не только Греков, но еще Сириян, Финикийцев, Ливийцев, жителей страны Куш и даже негров проникают в Египет. Тогда уже Египет нельзя рассматривать как древний Египет: „Господь послал на него дух опьянения“. В народ вносят культ фетишей и кошек830 как мы думаем, Африканские племена; а культ птиц и животных вообще вероятно переселенцы из Азии, памятовавшие изображения дворцов Месопотамских царей. Но если бы эти культы привились и ранее 26-й династии, то все таки за ними стояла каста жрецов, управлявшая косвенно, а иногда прямо делами Государства,-которая не была идолопоклонниками, а потому и не могла обезуметь. Но когда цари и жрецы стали такими же идолопоклонниками как народ, тогда они „обезумели“ и сделались как „пьяные“ и „совратили Египет с пути его“.

15. И не будет в Египте такого дела, которое совершить умели бы голова и хвост, пальма и трость.

16. В тот день Египтяне будут подобны женщинам, и вострепещут и убоятся движения руки Господа Саваофа, которую Он поднимет на них.

По поводу выражений стиха 15-го ср. те же выражения пророка в главе IX, 14. Голова означает высших деятелей народа, хвост низшие классы и занятия; пальма и трость (камыш) рисуют ту же мысль. О событии, которое во времена Езекии предсказывается пророком, трудно сказать, что-либо определенное. Мы только, как предположение, решаемся высказать, что пророчество стиха 16-го относится, как нам кажется, ко времени Персов. Во время XXVI династии Египет не терял своей самостоятельности, но в конце этой династии он узнает, что Кир дозволяет Иудейской колонии возвратиться в Иерусалим и снова возвести храм Вечно Живущему,-священное имя Которого очень хорошо было известно жрецам. Тогда в Египте возникает тот страх, который соделывает жителей его подобными женщинам: они трепещут перед поднятой десницей Господа Саваофа и вскоре Камбиз, по- видимому без серьёзного сопротивления занимает Египет831. Таково, по нашему мнению, значение стиха 16-го,-хотя ст. 17–18 может быть рисуют события, предшествующие вторжению Персов.

17. Земля Иудина сделается ужасом для Египта; кто вспомнит о ней, тот затрепещет от определения Господа Саваофа, которое Он поставил о нем.

Земля Иудина несомненно делается ужасом для Египта, когда Иерусалим взят Навуходоносором, храм Господень разрушен, народ уведен в плен, и Египет ожидает той же участи. Сначала, при Нехао и Уафрии, Египет еще защищается, но около 570 года до Р. Хр. Навуходоносор занимает Египет, свергает, иди убивает Уафрия, и возводит на престол избранного им Амазиса. Но, как мы выше говорили, полное исполнение пророчества Исаии мы видим в нашествии Камбиза.

И следующие стихи однако переносят нас еще во время XXVI династии, с пророческим проблеском на грядущие мировые события распространения в мире учения Евангельского.

18. В тот день пять городов в земле Египетской будут говорить языком Ханаанским и клясться Господом Саваофом; один назовется городом солнца.

Некоторые комментаторы разумеют пророчество о Ханаанском языке не в прямом смысле; так Епископ Петр832 говорит: „здесь разумеется не внешний глагол, а глагол сердца, или истинное Богопознание“. Он же сближает пять городов с пятью главными городами нижнего Египта: Мемфисом, Цоаном (Танисом), Бубастом, Саисом и Гелиополем, который и указан по его мнению, в последних словах 18-го стиха.

Но другие комментаторы (Кей, Шмидер и др.) принимают пророчество в прямом, буквальном его значении. Они думают, что пять неупомянутых по имени городов были действительно нам неизвестные Еврейские поселения в земле Египетской, где существовал культ Бога Завета833.

Надо еще сказать по поводу выражения „город солнца“, что слова еврейские Ир-Херес переводятся часто словами „город разрушения“. Можно сблизить с этим пророчество Иезекииля XXX, 17, что „молодые люди Она (Гелиополя) падут от меча“. В переводе же Семидесяти этот город назван Аседек, т. е. город правды. См. следующий стих.

19. В тот жe день жертвенник Господу будет посреди земли Египетской и памятник Господу у пределов ее.

20. И будет он знамением и свидетельством о Господе Саваофе в земле Египетской, потому что они воззовут к Господу по причине притеснителей, и Он пошлет им спасителя и заступника, и избавит их.

Стих 18-й, по мнению большей части западных комментаторов, пророчествует о событии, которое сохранялось в преданиях Иудеев, и записано у Флавия Иосифа834, а именно что при Птоломее VI (Филометоре) около 160 л. до Р. Хр. первосвященник Оний IV строит храм Господу Богу, с позволением царя, в Леонтополисе (Бубастисе), в пределах Гелиопольского нома. Частное исполнение пророчества Исаии можно видеть и в переводе на греческий язык священных книг Ветхого завета, во время царствовании династии Лагидов, и самое восшествие на престол Египта этих греческих фараонов, которые дали временно мир и благоденствие Египту после ряда кровавых нашествий Ассирийских последних монархов, и Навуходоносора и Камбиза. Об умиротворяющем характере династии Лагидов в Египте можно видеть у Маттера, в его Histoire de l’école d’Alexandrie, vol. I, ch. 2, p. 60,-ed. de 1840.

Отнеся пророчество ст. 19–20 к времени Птоломеев, мы заметим, что оно переходит в другое пророчество высшего значения, знаменуя время истинного спасения жителей Египта, что особенно ярко выступает в следующих стихах.

21. И Господь явит себя в Египте; и Египтяне в тот день познают Господа и принесут жертвы и дары, и дадут обеты Господу и исполнят.

22. И поразит Господь Египет; поразит и исцелит; они обратятся к Господу, и Он услышит их, и исцелит их.

Первое, что останавливает наше внимание в этом пророчестве это то, что об Египтянах пророк говорит в тех же выражениях, в каких книги ветхого завета доселе говорили только об народе обетования: Египтяне познают Господа дадут обеты и исполнят; обратятся к Господу и Он исцелит их. Наконец, что всего важнее: „Господь явит Себя в Египте“. Очевидно, что мы стоим перед особенно важным моментом духовного перерождения Египтян.-Поэтому и слова „в тот день“ переносят нас мыслию и к временному пребыванию в Египте Младенца Христа Спасителя (Мф. 2:14–15 и Ос. 9:1: „из Египта воззвал Я Сына Моего“); и к просвещению Египта проповедию о Христе Спасителе, когда создана в Александрии Христова церковь Евангелистом Марком, посланным туда Апостолом Петром, как на то указывает св. Епифаний и Евсевий Епископ Кесарии Палестинской835.

По преданию доселе, близь места, где стоял древний Он (город Солнца),-местные христиане, Арабы и Копты чтут и показывают смоковницу, где отдыхало Св. Семейство. „Господь явил Себя в Египте“, но торжественно признан Он после воскресения Его, когда Апостолы получили повеление: „шедше научите все языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа“. Тогда просветитель Египта Св. Марк нашел множество душ, откликнувшихся на призыв Господа, и „Египтяне познали Господа и принесли жертвы и дары и дали обеты и исполнили“. Последнее выражение может быть в особенности относится к появлению в Египте первых Христианских аскетов и общин, связывавших себя обетами воздержания и целомудрия и отрешения от мира, из которых общин и возникла монашеская жизнь, перенесенная во все страны, где были Церкви Христовы.836

22-й стих в нескольких словах рисует всю жизнь Египта: „и поразит Господь Египет.... и исцелит“.

23. В тот день из Египта в Ассирию будет большая дорога, и будет приходить Ассур в Египет, и Египтяне – в Ассирию; и Египтяне вместе с Ассириянами будут служить Господу.

24. В тот день Израиль будет третьим с Египтом и Ассириею; благословение будет посреди земли,

25. которую благословит Господь Саваоф, говоря: благословен народ Мой – Египтяне, и дело рук Моих – Ассирияне, и наследие Мое – Израиль!

Мы постоянно приходим к пророчествам древнейшим, обнимающим все человечество в благословении Господнем. „Благословятся в тебе все племена земные“, глаголал Господь верному Аврааму (Быт. 12:3). „Веселитесь язычники с народом Его“, говорил от имени Господа,-Моисей (Втор. 32:43). Та же мысль повторяется и в пророчествах Исаии XI, 16837 и в настоящем пророчестве. Для сынов Божиих, просвещенных светом Евангелия, древний мир теряет свою замкнутость; „несть Еллина, ни Иудея, ни варвара, ни Скифа.... но всяческая и во всех Христос (Кол. 3:11). К исполнению повеления Божия содействовали и события, ведомые тою же премудростью Божиею. Исчезли жестокие монархии Месопотамские; утратила власть и более мягкая и человечная Персия, сошли с власти и Греки, хотя при двух последних Арийских государствах средства сообщения сделались и легче и безопаснее. Наконец овладевает миром строгий, но глубоко разумный в государственном отношении Рим. При владычестве его не только водворяется полная безопасность сообщений, так как он грозно карает нарушителей законов, – но еще создаются такие дороги, которых не знал древний мир838. Большая безопасная дорога из глубины Азии от Бактрии до Ливии, с разветвлениями на север к Кавказу, на юг к Индии и к Аравии, способствует благой проповеди о спасении всего человечества: в этом спасении участвует не один Израиль, с ним вместе, как братья его,-названы как представители всего язычества Египтяне и Ассирия839. Сион, – Сион высший, духовный, горний Иерусалим (не земной, который разрушен) есть та гора, к которой текут народы, как указывал пророк Исаия II, 2 и сл. XII.

Тогда совершается обетование, дарованное Аврааму: „в семени твоем благословятся все народы земли“ (Быт. 22:18). Это обетование даровано ему как награда за ту жертву, которая прообразовала великую жертву-Христа.

И вот в великий и священый день сошествия Св. Духа, как бы представителями от всех стран мира, являются в Иерусалим: „Парфяне и Мидяне, и Еламитяне, и жители Месопотамии и Египта и Ливии“,-кроме жителей ближайших не поименованных местностей840. Все они видят совершающееся чудо, слышать первую Христианскую проповедь, о том, что Господь Иисус Христос воскресший, Сын Божий всех призывает к спасению, всем верующим и крестящимся во имя Его дарует прощение грехов и дары благодати Духа Святого.

И умилилось сердце их841.

* * *

810

Заметим кстати, как увидим то и ниже, что, когда Таркуу идет на встречу Сеннахериму, Геродот указывает на местного царька Сетоса, по поводу гибели армии Ассириян (Герод. II, 141).

811

Все эти суеверия с магией перешли потом в утративший всякие верования Рим (См. Апулея, Петрония, и мн. др.).

812

Моисей научен был мудрости Египетской; и Иосиф, приближенный фараона, (при ХII дин.) оставался верным Единому Богу.

813

См. у Бругша в нашем издании список этих царей с нашими примечаниями стр. 647 и сл. (Стела Пианхи).

814

Несомненно как союзник северных царей. См. ниже главу XXXVII.

815

См. нашего Бругша, стр. 692.

816

Памятники указывают на замечательные астрономические, строительные, архитектурные знания. В последнее время проф. Локьер: (Lockyer: „The dawn of Astronomy: a study of Temple worship of the Anc. Egyptians 1894) пришел к заключению, что изучение Египетских храмов указывает, что самая ориентировка их зависела от изучения звездного неба во время их возведения. Некоторые храмы были солнечные, другие звездные.

817

Египет имеет целую литературу ему посвященную. Каждый исследователь, начиная с Шамполлиона и Лепсиуса вносить каждый день новую причину удивляться культуре Египта.

818

Просимь отмеетить влияние на искусство времен XXVI династии Греческих скульпторов. См. нашего Бругша стр. 701.

819

См. нашего Бругша, passim, и сравни список зодчих в прил. к стр. 610.

820

Ср. пр. на гл. XLI Бытия в Св. Лет.: в 1-м томе; и во 2-м см. прил. в Книге Исход § 9 о Меридовом озере, при Аменемхе III, XII династии. Ср. нашего Бругша, стр. 194–197.

821

См. нашего Бругша стр. 679–791 с нашими примечаниями и ссылками.

822

Египетские Фивы, нынешний Карнак, см. Наум. 3.

823

Иез. 27:7; Герод. II, 37; Страбон ХVII, 41, 813 о Панаполисе.

824

См. в нашем Бругше об этих работах замечания известного инженера Линант-Бея на стр. 104, 195, 741 прим. – См. в особ. стр. 195, о том, что имя (нариц.) Мери означало не лицо, а именно этот огромный водоем. См. еще прекрасную статью о местности, которую занимал древний водоем и о попытках восстановить его в настоящее время англичанами С. Ю. Раунера в VI выпуске XXIX тома (1893) Известий И. Р. Геогр. Общества.

825

Жрецы не ели рыбы, как видно изь стелы Пианхи, XXV жреческой династии. Но все жители Дельты питались ею. Ср. любопытное указание в нашем Бругше стр. 671 и наше примечание.

826

См. Св. Лет. т. IV, ч. 1-я, глава XI, стр. 273 – 275.

827

См. в нашем издании Бругша стр. 609–610, 614 – 616 Абидосская надпись; вся глава XXI, (стр. 624) и XXII стр. 642, разъясняющие весь ход событий, – до воцарения XXVI династии.

828

Или может быть после смерти его сыновья его, так говорит Бругш.

829

Независимо от всего вышесказанного по поводу женитьбы Соломона на дочери Фараона, мы напоминаем, что во Втор. 23сказано: „Не гнушайся Египтянином“.

830

Кошка по указанию многих писателей были совершенно неизвестны в древнем мире, а об Египте Ленорман со ссылками на Urwelt Линка говорит, что и в Египте нет следов кошки на памятниках древнего Царства. С 12-й же династии богиня Баст (как одна из форм природы) чтится не как богиня-кошка, а как богиня-львица. В царствах Месопотамии о кошке нет указаний (Premières Civilisations; v. I, р. 365 et suiv. ed. de 1874).

831

В история фараонов Бругша (наше издание стр. 701–702): он замечает, что в конце XXVI династии замечается возврат к древним образцам Египта, к древним титулам, и как мы полагаем возврат влияния древних жрецов с древними тайными учениями. Эти жрецы могли знать и понять пророчества Исаии, Иеремии и других пророков. В отделе „Персы в Египте“ (стр. 709 и сл.) видно, что перед Камбизом (Камбатет) Египет преклонился без боя, начиная с Саиса.

832

Объяснение на прор. Исаию, стр. 236.

833

Повидимому Ионафан (У Иеремии ХLI, 16-XLIII, 7) выводит массу народа в Египет (ср. и 4Цар. 25:26), зная, куда он идет, потому что у него в виду верный приют: Иудейские прочные поселения в Египте.

834

Древн. Иуд. кн. XII, гл. 6 и в письме Опиаса, (см. его же войну Иуд. кн. VII, гл. 36). Может быть прозвание Аседек принадлежит Леонтополису.

835

Св. Епифаний о ересях 51, § 6 и Евсевия Церк. Хроника II, 16.

836

В Откр. 12сказано: „даны были жене два крыла большего орла, чтобы летела в пустыню“. Епископ Игнатий (Брянчанинов) в своих опытах об Аскетической жизни высказывает мысль, что это пророчество о пустынножительстве в Фиваиде, дарованное Христианам, чтобы спастись от змия, преследовавшего их.

837

Частное значение XI, 16 см. выше.

838

Вся книга Деяний Апостольских свидетельствует о свободе и безопасности сообщений в самых отдаленных местах Империи. Ср. также Евсевия Церк. Хрон. III, 1 и Мильмана (History of Christianity, vol I, p. 105, note).

839

Ассирия употребляется часто как общее имя царств Месопотамских или как географический термин.


Вам может быть интересно:

1. Священная летопись. Том 5 – Глава XXIV Георгий Константинович Властов 25K 

2. Священная летопись. Том 5 – Глава XXV Георгий Константинович Властов 25K 

3. Письма – 214. «Господь будет нас судить не о том, была ли на нас мантия с длинным хвостом...» преподобный Антоний Оптинский (Путилов) 18,5K 

4. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том I – Аполлос, мученик профессор Александр Павлович Лопухин 164,4K 

5. О молитве – Слово первое святитель Иоанн Златоуст 153K 

6. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов) 8,6K 

7. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов) 8,6K 

8. Письма – 245. Перемена обители может послужить и во благо преподобный Антоний Оптинский (Путилов) 18,5K 

9. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том I – Альцог профессор Александр Павлович Лопухин 164,4K 

10. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том III – Вавила, св. муч. никомидийский профессор Александр Павлович Лопухин 72,2K 

Комментарии для сайта Cackle