Георгий Константинович Властов

Глава XXXIV

Господь устами пророка изрекает суд народам языческим под общим именем Едома. Странам их пророчествуется запустение в тех же образах, как в гл. XIII, 19–22. Пророк вместе с тем видит и возрождение человечества в царстве Мессии.

Едом упоминается повидимому, как представитель всех тех народов, которые приговорены к уничтожению с запустением стран, ими занимаемых. Он может быть выбран как представитель этих народов, потому, что, – хотя родственный Израилю1140,-он всегда ненавидел его и враждовал с ним с времен Исхода1141, радовался всегда несчастью Израиля1142 и принимал сторону врагов его. (Ср. ниже главу LXIII Исаии).

Но пророчество, отвечая на стоны современного пророку Израиля, объемлет вместе с тем гораздо обширнейшее поле видения; оно между прочим в стихе 10 главы XXXV отвечает на тоску душ всех времен, которую исцеляет Господь: „избавленные Господом придут на Сион.... печаль и воздыхание удалятся“.

1. Приступите, народы, слушайте и внимайте, племена! да слышит земля и всё, что наполняет ее, вселенная и всё рождающееся в ней!

Воззвание ко всем народам и ко всей земле ясно доказывает, что Едом, упомянутый в стихе 5, есть в этом пророчестве имя, употребленное как собирательное, под которым разумеются все те народы, в которых заглохло нравственное чувство и в которых плоть почти совершенно уничтожила духовные стремления и потребности. Может быть, что Едом взят как тип таких народов, потому что родоначальником его Исав изображен в кн. Бытия с этой точки зрения1143. В этих народах нравственное чувство было почти совершенно задушено плевелами плотоугодия и самоволия; они не признавали никакого закона, кроме нрава насилия. В этом то и лежало основание отделения народа, – избранного хранить обетования и откровения воли Божией,-от всех других народов.

Вторая половина читаемого нами стиха взывает ко всем существам, живущим на земле, и напоминает нам стих 2-й первой главы, о котором мы говорили в своем месте1144. И профессор Якимов, в примечаниях своих на стих 1-й настоящ. главы говорит: „пророк обращается с своею речью ко всему живущему на земле, не только к разумным существам-людям, но и к твари неразумной, хотя и одушевленной“. (Комм. стр. 518).

2. Ибо гнев Господа на все народы, и ярость Его на все воинство их. Он предал их заклятию, отдал их на заклание.

3. И убитые их будут разбросаны, и от трупов их поднимется смрад, и горы размокнут от крови их.

Мы не раз говорили о гибели, на которую были обречены монархии, основанные Семитами и Кушитами, и о замене их власти в VI столетии до Р. Хр. племенем Яфетидов. Мы относим к этому великому событию читаемые нами стихи, хотя надо памятовать, что эти и подобные события1145, заставляющие народы растленные опомниться, или стирающие их как вредные, вместе с их культурою с лица земли, суть вместе с сим преобразования великого судного дня, который и восстает в видении перед пророком, когда он произносит следующий стих:

4. И истлеет все небесное воинство; и небеса свернутся, как свиток книжный; и все воинство их падет, как спадает лист с виноградной лозы, и как увядший лист – со смоковницы.

(К слову „воинство“ Синодальная русская Библия делает примечание: „Звезды“ ).

Падение светил небесных и разрушение системы мировых тел,-(говорит проф. Якимов, стр. 519) знамения кончины мира. Пророк, как и в Ис. 24:18,21, говорит о том же, о чем и Спаситель предвозвестил в Мф. 24:29.

Мы вполне соглашаемся с глубоко уважаемым нами покойным профессором и заметим только, что подобный этому взгляд мы высказали выше в указанном им месте Исаии с главе XXIV, 18–21. Видения о кончине мира являются у ветхозаветных пророков проблесками, внезапно, как молнией, освещают вдали конечный путь человечества и исчезают совершенно, ибо пророк переходит затем всегда к современным событиям1146. Ясное откровение о великом судном дне и кончине земли произнесено впервые только Господом Иисусом. Ему, в гл. XXIV Матфея, предшествует пророчество о разрушении Иерусалима Римлянами, которое составляет прообразование последнего дня1147, по той скорби, которая овладевает живущими в эти и подобные времена и в последние часы жизни земли.

Таково, по нашему мнению, общее значение стиха 4-го. Но не без основания указывают и на ближайшее значение этого пророчества. Нетление небесного воинства, т. е. звезд,-как предмета идолопоклоннического культа,-некоторые комментаторы считают пророчеством о том мировом событии, которое разрушило сначала Ассирию, а потом и Вавилон1148, эти центры астрономического культа, ударами чистейшего племени, поклонников единого Бога в лице Ахура-Мазда1149. Доказано, что в культе царств Месопотамии каждое божество соответствовало или одному из светил небесных, или неподвижной звезде, или планете. Вот это то воинство небесное, как особой вид идолопоклоничества- должно было истлеть: к этому же взгляду приурочиваются по указанию этих комментаторов и другия выражения стиха 4-го: так напр. по этому толкованию „небо“, имевшее известное значение для поклонников воинства небесного, „свертывается как свиток книжный“, т. е. с истинного неба снимается тот, как бы исписанный ложными верованиями лист, который закрывал от глаз людей истинную красоту и истинное величие творения Божия и закрывал духовным очам их Самого Творца. Тогда звезды, которые доселе были боги, падают как листья с дерева, они теряют свое значение, оставаясь свидетелями мудрости Творца.

Мы повторяем, что не считаем второе толкование несовместимым с первым, нами высказанным, значением стиха 4-го. Это разные толкования на разные моменты человеческой жизни и откровение для разных степеней развития души человеческой.

Все следующие стихи до конца главы под именем Едома грозят карами Божиими всем развращенным и жестоким народам и пророчествуют об их уничтожении.

5. Ибо упился меч Мой на небесах: вот, для суда нисходит он на Едом и на народ, преданный Мною заклятию.

Кей в комментарии Англик. духовенства (Sp. Comm.) замечает, что 5-й стих указывает, что меч Божественного правосудия покарал сначала „воинство небесное“, а потом снисходит на народ, преданный заклятию. Казалось бы, что в этом смысле надо разуметь таинственное действие Божия правосудия и милосердия к человечеству, которое сначала освобождает его от навождения темных сил, овладевших его душею, посредством культа звезд и светил, и потом разрушает те царства, которые служили сатанинской столицей развращения людей. Мы не раз высказывали наш взгляд на религию Ариев, в начале их нашествия на Месопотамию не совершенно чистую, но признававшую Единого только Бога1150. Только позже, при сближении их с туземцами в Мидии и Сузиане и Месопотамии, первоначальные верования изменяются: растет сила соперника Ахура-Мазда, Аримана; является магизм, и наконец опять в Месопотамии является поклонение солнцу, как богу, под именем Митры. Но не такие верования представляют и древнейшие Гаты, и знаменитая надпись Дария Истаспа в Бисутуне, и гневные порывы Камбиза в Египте. Персы и Мидяне шли на завоевание Месопотамии, как братья их шли на Джумну и Ганг, веруя в Единого Бога, Творца вселенной1151. Это движение Яфетидов несло с собой чистейшие начала в тьму суеверий и идолопоклонства, во все те страны, куда ступала нога Ария. Правда, эти религии, удержавшие только первые откровения Адаму и Ною, сами искажались, но благодетельное влияние их на кровожадный и плотский культ тем не менее несомненно, и подготовляло по воле Господней победу над культом по истине сатанинским, которого память доселе мы видим в культе Сивы и других дравидических и южноиндийских культах1152. Этот же культ в Месопотамии и Финикии и Египте выразился в культе кровожадной Истар, и Молоха и Мендеса и других божеств.

В 5-м стихе открывается нам таинственное действие милующей благодати. Господь приказывает остановить дальнейшее развитие зла и послать меч Свой во-первых на „духов злобы поднебесной“ (Еф. 6:12), которые тожественны с „воинством небесным“ пророка Исаии. Это было временное и частное наказание сатане и его воинству, мнившему окончательно овладеть Месопотамией и косвенно через нее Иудеею (Втор. 4ср. 4Цар. 17:16, 21:3). Это было временное царство „князя мира сего“ (Ин. 14:30). Но удар, ему нанесенный в Месопотамии, был только предвестником того поражения, которое ему нанесено Господом нашим Иисусом Христом.

6. Меч Господа наполнится кровью, утучнеет от тука, от крови агнцев и козлов, от тука с почек овнов: ибо жертва у Господа в Восоре и большое заклание в земле Едома.

7. И буйволы падут с ними и тельцы вместе с волами, и упьется земля их кровию, и прах их утучнеет от тука.

8. Ибо день мщения у Господа, год возмездия зa Сион.

Животные, закаляемые как жертвенные, по указанию проф. Якимова (стр. 520) изображают собою народы, поражаемые мечем Господним, во имя правды Божией и как жертва удовлетворения правосудия Божия. Иначе и невозможно понимать эти стихи, памятуя притом, что Едом есть собирательное имя для всех народов, врагов Божией правды.-Жертва совершается в Восоре и заклание в Едоме. Об имени Восор комментаторы расходятся в мнениях; одни указывают на Восор в Едоме1153, другие на Бостру в Перее1154, третьи на Восор Моавитский1155. Конечно самое распространенное есть первое мнение. Но мы позволяем себе высказать несколько иной взгляд.

Как Едом в этом пророчестве представляет собою не определенный народ, а совокупность многих народов, так и Восор „овечий загон“, в который загнаны народы для заклания, хотя географически может быть и приурочен к Едому – но имеет обширнейшее значение. Это употребленное здесь-типическое имя, под которое может быть подставлено имя того города, который должен будет исчезнуть с лица земли. Он есть тип погибающих городов. Он-и Ниневия и Вавилон и Но-Аммон, а в будущем он и Иерусалим, когда благодать Божия (в видении Иезекииля X, 2, 4, 18; XI, 23) отступила от храма и града.

Такое понимание имени Восор оправдывается стихами 1–3 главы 63 Исаии: Господь в червленных ризах от Восора, идя от Едома, глаголет: „Я топтал народы во гневе Моем...“ И у Иеремии (глава 49 ст. 13) Восор упомянут, как неопределенная местность, о которой Господь говорит: „Восор и все города его сделаются вечными пустынями“. Вслед зa сим в главах 50 и 51 Иеремия пророчествует о Вавилоне и очевидно, что Вавилон в числе заклятых местностей, во главе которых поставлен Восор в главе 49. Замечательно еще, что стих 7-й, наст. главы Исаии, „буйволы падут и тельцы...“ повторяется по мысли в 27 стихе главы 50-й Иеремии, описывающей гибель Вавилона: „убивайте всех волов ее...1156 пришло время посещения их“. Очевидно, что у Иеремии, как у Исаии, животные знаменуют заклятый народ. Очевидно также, что Восор Исаии – не определенная местность в Едоме, или где бы то ни было, а типическое имя.

Стих 8-й читаемой нами главы: „день мщения у Господа, год (время) возмездия за Сион“, получает особое освещение, если сопоставить его с Ис. 61и Ис. 63:4.

В гл. 61 ст. 1 и 2 пророк Исаия произносит Мессианское пророчество: „Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем.... проповедывать лето Господне, благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих“.

Итак, вот цель мщения Господа: утешить всех сетующих.

Та же мысль повторяется в Исаии 63:4: „...ибо день мщения в сердце Моем, и год Моих искупленных настал“1157; так глаголет Господь.

Сион-церковь Божия; когда правосудие Божие карает врагов церкви Божией и восстановляет на земле правду Его, то это время радости для всего человечества, хотя вполне понимают эту радость избранные Господом, члены церкви Христовой. Радость их заключается не в чувстве безопасности, а в понимании того, что человечество движется к добру и к высшему развитию, что равносильно слову Господа: „приблизилось к вам царствие Божие“.

„Великий день, страшный день!“ восклицал Иоиль (Иоил. 1:15, 2:1) о дне Господнем, но несет он ужас только отверженным; с глубокою радостию ждут его те, которые веруют. „Гряди Господи Иисусе!“ (Откр. 21:20).

Следующие стихи с 9–15 возвращаются к наказанию той части ветхого, истлевающего мира, который означен словом Едом. Все, указанные в этих стихах, наказания применяются ко всем городам древнего мира.

9. И превратятся реки его в смолу, и прах его – в серу, и будет земля его горящею смолою:

10. не будет гаснуть ни днем, ни ночью; вечно будет восходить дым ее; будет от рода в род оставаться опустелою; во веки веков никто не пройдет по ней;

Эти два стиха имеют повидимому ближайшее отношение к вулканической почве стран, окружающих Мертвое Море. Мы думаем еще, что угроза всем развращенным и жестоким народам того времени начинается намеренно напоминанием о гибели Содома и Гоморры, так как стихи 9–10 очевидно напоминают эту именно катастрофу. Профессор Якимов (стр. 522) замечает, что и в Идумее есть признаки деятельности подземного огня, как напр. горячих источников, о которых упомянуто в Кн. Бытия, а также серных источников и жерл с остатками лавы1158.

Но и проф. Якимов указывает, что слова: „горящая земля... не угасающая вечно“, могут быть понятны только в приложении к месту суда Божия и в отношении ко всему человечеству1159.

Таково и наше мнение, высказанное выше, а именно: что Едом есть представитель всех назначенных к гибели царств, и что все эти частные катастрофы, начиная с гибели пятоградия на берегу Мертвого Моря и включая гибель Иерусалима и при Навуходоносоре и при Тите, и может быть и многие другия гибели народов и великих городов в будущем, суть прообразования великого судного дня Господня1160.

11. и завладеют ею (землею) пеликан и ёж; и филин и ворон поселятся в ней; и протянут по ней вервь разорения и отвес уничтожения.

Мы останавливаемся, чтобы обратить внимание на выражения, которыми оканчивается стих. Вервь разорения указывает на уничтожение с поверхности земли всего созданного руками человеческими; отвес уничтожения дополняет эту мысль, указывая, что все, воздвигнутое человеком, будет не только опрокинуто, но уничтожено до основания, потому что все это им осквернено и Господь возвращает землю в первобытное состояние, отдавая ее только животным, которые живут вдали от человека, не вынося его присутствия1161.

12. Никого не останется там из знатных ее (земли), кого можно было бы призвать на царство, и все князья ее будут ничто.

Замечательно, что после падения Месопотамских монархий, нет никаких следов в истории о потомках дарственных или знатных родов этих монархий1162. Племя Яфетово как бы стерло с лица земли всю Семито-Кушитскую культуру, с ее знатными родами и с потомками царственных династий. Даже в надписи Бисутуна не видно, чтобы провозглашавшие себя царями во время возмущения,-в Вавилоне и других местах,-против Персидского владычества,-вели свой род от царей Ассирии или Вавилона. Это тем удивительнее, что мы не встречаем нигде намека на знатные роды Вавилона или Ассирии, – что живущие и жившие издавна в Месопотамии и по правому берегу Евфрата Арабские племена сохраняют свято мифическую или традиционную память о своих предках, возводя ряд их в каждом семействе до баснословной древности. Вопрос конечно не в правдивости этих Арабских семейных сказаний, а в том факте, что на востоке, где вообще развито уважение к предкам, никто не считал почетным вести линию своих предков от царей и князей Вавилона и Ассирии. Точно также исчезли бесследно роды сынов Исава и старейшин Хорреев в Едоме1163.

13. И зарастут дворцы ее (земли ст. 9) колючими растениями; крапивою и репейником – твердыни ее; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов.

14. И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой.

15. Там угнездится летучий змей, будет класть яйца и выводить детей и собирать их под тень свою; там и коршуны будут собираться один к другому.

Опустение страны рисуется в тех же образах, которыми Исаия в гл. ХIII, 19–22 описывал будущее запустение Вавилона. (Ср. Иер. 50:39). К диким животным пророк прибавляет упоминание о ночном привидении, о летучих змеях и о коршунах. Слово лилит, которым обозначено „ночное привидение“, обитающее в пустыне, находится в Ассиро-Аккадских заклинаниях, как указывает Ленорман1164; оно отдыхало днем, а ночью нападало на человека. О летучих змеях ср. Ис. 24:29, 30:6. Мы прибавим, что змеи, упомянутые в Чис. 21:6,8, и названные в нашем русском переводе „ядовитыми“, во многих западных переводах названы „летучими“, а в некоторых названы „огненными“1165. Мы полагаем, что и первое, и второе и третие название змей есть свойственное восточной речи преувеличение; название же летучих змей объясняется тем, что многие породы, – как напр. ядовитейшая черная австралийская змея, – обладают способностию, бросаясь на животное или человека, делать довольно далекие полеты.

Слово леший: „саир“ (ср. Лев. 16:5,7 и пр. в 2 т. Св. Лет.) переводится иногда в русском тексте, как напр. Ис. 13:21, словом „косматый“. Трудно решить, разумеются ли под этим именем саир – козлы, как в кн. Левит, или – большие обезьяны, или особые образы, созданные Аккадской демонологией.

Мы отсылаем для более полного знакомства с этимологией слов стихов 13–15 к ученому исследованию проф. Якимова в толковании на пророка Исаию (стр. 524–527).

16. Отыщите в книге Господней и прочитайте; ни одно из них не преминет прийти, и одно другим не заменится. Ибо сами уста Его повелели, и сам дух Его соберет их.

17. И Сам Он бросил им жребий, и Его рука разделила им ее мерою; во веки будут они владеть ею, из рода в род будут жить на ней.

Под именем книги Господней разумеются здесь и пророчества, вписываемые в книгу (выше XXX, 8), но главнейше – книга Второзакония. Ее повидимому вспоминает пророк и в особенности, (начиная с главы XXVIII) последнюю часть этой книги, в которой излагаются благословения и проклятия. Мы убеждены в том, что пророк Исаия хорошо был знаком с Второзаконием, – и мы выше не раз высказывали мнение, что Тора должна была свято храниться и в пророческих школах и в тайниках храма. Указание 4Цар. 22и 2Пар. 34не может служить доказательством противного, а может только навести на мысль, что книгу закона прятали от таких царей, как Ахаз или Манассия, но по-видимому Езекия очень хорошо знал обряд совершения Пасхи, а при Иосии священники нашли возможным познакомить благочестивого царя с священной книгой1166. Кажется, никто не обратил внимания на то, что по сказанию, записанному в 4Цар. 22:12–20 о пророчестве пророчицы Олдамы, – совершенно ясно, что пророчица знала содержание той книги, о которой ее спрашивали и о которой сказали царю Иосии, что она только что найдена. Не надо забывать, что так называемые книги царей иудейских и израильских (3Цар. 14:29, 15:7,31) писались с ведома царей и для них, и что по всей вероятности существовали тайные записи священников, пророков и пророческих школ, о которых упоминают и книги Паралипоменону. (Напр. 1Пар. 29:29; 2Пар. 26:22). По поводу стиха 17-го ставился вопрос: кому бросил жребий Господь? Кто будет владеть пустынною землею из рода в род? Большая часть комментаторов держится мнения, что это есть приговор Божий, произнесенный над страною, отданною животным, потому что люди, которым она принадлежала, соделались недостойными своего дела. Мы знаем, что во Втор. 32ясно указано, что Господь Сам назначает уделы племенам, и они дотоле составляют собственность нации, племени, народа, пока он не осквернит земли своими злодеяниями. Земля, дарованная Богом народу, есть хартия, на которой он фактами записывает свои деяния, свою культуру, свое нравственное развитие, любовь к правде и миру. В стране, помнящей Бога и закон Его, и памятующей о завете трудовой жизни, все процветает1167, в стране же несправедливостей, грабежа, произвола и насилия все плодороднейшие части страны обращаются в бесплодные пустыни. Когда же Господу угодно отнять удел от народа, то народ исчезает, и на уделе своем заменяется другим народом, или же, – как было с Месопотамскими монархиями, проклятие от народа падает на страну, им прежде занимаемую, и тогда страну эту Господь отдает в удел животным, временно или навсегда1168. Но милость Божия безмерна; как во Второзаконии после главы 29-й, заключающей в себе проклятие, следует глава 30-я, которой первые десять стихов заключают в себе обещание прощения в случае покаяния, так после 34-й главы Исаии, следующая 35-я глава начинается словами: „Возвеселится пустыня!“

Мы увидим ниже великое значение этой главы, в которой мы остановим внимание на возгласе стиха 4-го: „Бог придет и спасет их“.

* * *

1140

Быт. гл. 36-я и см. наши заметки в I т. Св. Летописи.

1143

См. в I т. Св. Лет. Быт. 25:23–34, 26:35, 27:38–41, 33:1–20. См. в особенности примечания на Быт. 25:22–23,30–34.

1144

Просим обратиться к зам. на Исаию I, 2.

1145

Как напр. нашествие Германских племен, потоки Гуннов и других племен вел. Азии и другие мировые передвижения целых народов, ведомых очевидно Провидением.

1146

Ср. Псалом Давида Пс. 101:26–28; Иез. 37; Дан. 12:2–4.

1147

Ср. в наш. изуч. Ев. Иоанна ч. I, стр. 161, и прим.

1148

Что культы Халдеи, Ассирии и позднейшей Халдеи, т. е. Вавилонии, имели астрономический характер, см. все наши авторитеты: Роулинсона, Масперо, Делича, Смитта, Фаукса и см. Сейса в vol. III Transact. of Bibl. Arch. Societ: p. 145. Тоже надо сказать и об Египте; ср. Лепсиуса об Сотийском годе и об хронологии Египта. (В Берлине 1849) ср. Поля Пьерре (Pantheon Egypt.) и только что вышедшее в 1894 г. сочинение астронома Локиера: The dawn of astronomy, by Norm. Lockyer. (London 1894).

1149

См. наши статьи в Христ. Чтении 1886 г. Зендавеста и Гаты.

1150

Наши статьи в Христ. Чтении 1886, а также многочисленные указания наши в „Гезиоде“ и „Promethée“ на остатки и в Греции монотеистических верований. См. также в 4 т. Св. Летописи ч. II „пророк Иона“.

1151

Кроме указанных нами выше статей в Христ. Чтении, представляющих извлечение из сочинений каноника Кука, – бывшего общего редактора Комментария Англ. духовенства, – мы укажем на многочисленные указания Макса Мюллера и в его lectures on the science of religion, и в ero lectures on the science of language, с добавочными его лекциями, изданными под названием „lect. on the origin and growth of religion“. Везде одно и то же явление; мы в древности в Яфетических племенах (как и в Египте см. Масперо) встречаем поклонение Единому Богу, но под различными именами или прозвищами. Так и Варуна и Дий (Феос и Деус и Зевс и Деус Патер-Юпитер) и Ахура-Мазда (великий и святый) были имена Единого Бога. Потом только каждое название или аттрибут стали особенными божествами.

1152

Древний брамаизм, принявший в свои недра религии низших рас, превратился в Индуизм. Заметим, что возмущение против него выразилось в учении Сакья Муни, по происхождению чистого Ария. Но и сам поздний Буддизм пошел по пути идолопоклонства.

1153

Восор в Едоме упомянут в Быт. 36:33, см. еще в 1Пар. 1:44; Ис. 63:1; Иер. 49:13,22; Ам. 1:12; Мих. 2:12. У посл. пророка слова: „как стадо в овечьем загоне“, суть настоящее значение имени Восор, и пророчества. Ныне место древнего Восора занято селением ель-Буссейре в Кам. Аравии.

1154

Ныне Босра, местность, лежащая на южной границе равнин Хаурана с каменистым Арговом. О нем см. наши прим. в 3 т. Св. Летописи на Втор. III (1–4) со ссылкой на путешествие Английск. пастора Портера (Porter''s Travels, II, 12).

1155

Упомянуть у Иеремии (Иер. 48:24). Гров (Grove) однако в Библ. Слов. Смитта, считает его тожественным с Хауранским (см. предыд. примечание).

1156

Земли Халдейской см. Иер. 50:25–27.

1158

О горячих источниках см. Быт. 36:24; о вулканической деятельности, оставившей следы в Едоме, см. у Якимова (l. s. cit.) ссылки на Букгардта, Риттера и Розенмюллера и др.

1159

Якимов, l. s. cit. со ссылками на Ис. 66:24 и Откр. 19:3.

1160

См. выше ссылки на Мф. 24, и на наше Изуч. Ев. от Иоанна, ч. I, стр. 161, прим.

1161

Ср. видение Амоса (Ам. 7:7–9). У Господа в руках отвес: значение его в 9 стихе таково: „разрушены будут святилища Израилевы“. Ср. 4Цар. 21:13, угрозы Манассии, может быть произнесенные еще Исаией, и подобные читаемому нами 11 стиху.

1162

Есть у Моисея Хоревского легенда о сыновьях Сеннахерима, бежавших в Армению. Но эта и подобные другие легенды в Грузии и Армении не подтверждаются никакими данными. Все ведущие от Месопотамских царей роды, несомненно Мидийского или Персидского происхождения.

1163

Ср. Быт. 36; и о царях в особ. ст. 31.

1164

Еврейское лилит; по Аккадски гелал в ж. роде киель-гелаль. Подробнее см. у Ленормана в его „Magie“ (франц. текст 1874, стр. 30 и 36).

1165

Ср. Англ. „fiery Serpents“; франц. пер. de Sacy: „Serpents brûlants“, Вульгаты: „Serpentos ignitos“.

1166

Мы напоминаем, что и в ранние времена священная книга была спрятана при Гофолии, но у Иодая была книга Закона, когда он возвел на престол Иоаса (см. 4Цар. 11:12,17 и см. в 4 т. Св. Лет. ч. II, стр. 187, прим. 10-е).

1167

Начиная с храмов Божиих.

1168

Таково положение стран, составлявших когда-то сильные государства, как Месопотамия, Сирия, Палестина.


Вам может быть интересно:

1. Священная летопись. Том 3 – Четвертая книга Моисеева. Числа Георгий Константинович Властов

2. Вопросы и ответы в изъяснение церковного благочестия и душепопечения архиепископ Аверкий (Таушев)

3. Толкование на книгу пророка Аввакума или опыт церковной теодицеи – ПРОТОИЕРЕЙ ГЕННАДИЙ ФАСТ протоиерей Геннадий Фаст

4. Библейская энциклопедия – Иоркеам архимандрит Никифор (Бажанов)

5. София-Логос. Словарь – Иоанн Лествичник профессор Сергей Сергеевич Аверинцев

6. О евангелиях и евангельской истории – Заключение епископ Михаил (Лузин)

7. Евангелие от Иоанна. Исторический и богословский комментарий – Библиография митрополит Иларион (Алфеев)

8. В день памяти мучеников святитель Иоанн Златоуст

9. Книга пророка Иезекииля – Глава 35 профессор Павел Александрович Юнгеров

10. История религии – Универсальная Библиотека священник Александр Ельчанинов

Комментарии для сайта Cackle