Георгий Константинович Властов

Глава L

Господь отвечает в первых трех стихах тем, которые утверждали, что Он совершенно отступил от Израиля, как народа завета и обетований. Господь попускает на время несчастиям обрушиться на народ Свой; Он, говоря словами Ис. 54:8: „В жару гнева сокрыл от Израиля лице Свое на время, но вечною милостию помилует его, говорит Искупитель Господь“. Господь, как Супруг неверной жены1587, предает ее бедствиям, но,-говорит 2-й стих читаемой главы, „разве нет силы у Господа спасти“? у Него, Вседержителя мира?

Но с 4-го стиха глаголет Некто другой, посланный Господом; (памятовать Пс. 109:1: „сказал Господь Господу Моему: седи одесную Меня“....). Сей глаголет к народу обетования и ко всему человечеству, раскрывая, что Он, коему Господь даровал язык мудрых, подвергнется оскорблениям и поношениям. Сей зовет к Себе, называя себя (ст. 10) Рабом Господним, зовет от мрака к свету, всех, кто боится Господа и слушается гласа Раба Его: идущий к Нему да уповает на имя Господне и да утверждается в Боге своем.

Все же возжигающие огонь (нечестия и вражды и нечистоты) да идут в огонь вечный.

Этот Раб Господень и есть Искупитель. (См. Ис. 54:8).

1. Так говорит Господь: где разводное письмо вашей матери, с которым Я отпустил ее? или которому из Моих заимодавцев Я продал Вас? Вот, вы проданы за грехи ваши, и зa преступления ваши отпущена мать ваша.

Напомним, что в кн. Исход был момент, когда Господь хотел дать разводную Израилю. Это тогда, когда Он глаголал Моисею: „веди народ сей“ (Исх. 32:34).... и пошлю пред тобою Ангела.... и введет он вас в землю.... но Сам не пойду среди вас. (Исх. 33:2–3)1588. В словах этих Господь отрекался от народа обетования, как хранителя завета Его, хотя не лишал его милости Своей, сравняв его однако со всеми другими народами земли.

Последний раз Господь отрекся от народа, когда он сказал: „се оставляется вам дом ваш пуст“ (Мф. 23:38; Лк. 13:35); прибавив по милосердию Своему: „вы не увидите Меня, пока не приидет время, когда скажете: благословен грядый во имя Господне“.

Не Господь отвергнул народ, а народ отвергался Его; как в пустыне во время исхода, так во время судий и не верных Господу царей, так наконец перед Пилатом1589; и тогда окончательно совершился приговор Господа Иисуса о Иерусалиме и пророчество Исаии: „вот вы проданы за грехи ваши и зa преступления ваши отпущена мать ваша“. „Вы отреклись Святого и Праведного“. (Деян. 3:14). (Но обратившиеся ко Господу спасутся).

2. Почему, когда Я приходил, никого не было, и когда Я звал, никто не отвечал? Разве рука Моя коротка стала для того, чтоб избавлять, или нет силы во Мне, чтобы спасать? Вот прощением Моим Я иссушаю море, превращаю реки в пустыню; рыбы в них гниют от недостатка воды и умирают от жажды.

3. Я облекаю небеса мраком, и вретище делаю покровом их.

Господь укоряет народ Свой, что когда Он проявлял Себя в многократных чудесах и пророчествах и звал к Себе, то никто не приходил на зов Его, никто не отвечал на напоминания об обетованиях, и об обязанностях народа к своему Творцу и Царю. Причина тому было неверие, что и высказано в стихах 2–3, так как в них рисуется затмение мысли народа Израильского, переставшего понимать даже всемогущество Творца. Так понизился умственный и нравственный уровень народа со времени исхода из Египта, когда он воспел вместе с Моисеем величественную песнь, начертанную в гл. ХV Исхода; или со времени песни Деворы во времена Судей, или со времени вдохновенного XVII Пс. начертанного Давидом1590. Это неверие было последствием, во-первых, распущенности нравов: ибо всегда этим путем человек близится к отрицанию Бога, и во-вторых идолопоклонства, которое есть обожание страстей своих и плоти под различными символами.

Но внезапно речь пророчества изменяется. Вседержитель глаголет устами Раба Своего.

4. Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего: каждое утро Он пробуждает, пробуждает ухо Мое, чтобы Я слушал, подобно учащимся.

5. Господь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивился, не отступил назад.

Прежде всего напомним слова Господа нашего Иисуса Христа: „Как научил Меня Отец Мой, так и говорю“ (Ин. 8:28)1591. В человеческих образах говорит священная речь человеку об Богочеловеке.

Рассматривая выражения стихов 4-го и 5-го Исаии, мы заметим, что в Пс. 39есть разность чтения по Еврейскому тексту и по переводу 70-ти1592. В первом стих этот читается: „Ты открыл Мне уши“; в переводе 70-ти: „Ты уготовал Мне тело“. Еврейский текст Псалма Давида очевидно лежит в основании пророчества стихов 4 и 5 наст. главы L Исаии, и в этих параллельных местах говорится о единстве Существа и Мысли Бога Отца и Бога Сына. Между тем по таинственному произволению Божию переводчики в Египте произнесли другое пророчество во Псалме 39-м, в котором открывается вочеловечение Сына Божия, идущего исполнить волю Божию „в теле человеческом, уготованном Ему“. – Таинственны пути Божия откровения! Мы прибавим только, что, как видно из Евангелий и посланий, текст перевода Семидесяти был во времена Господа нашего Иисуса Христа во всеобщем употреблении посреди Иудеев Палестины.

Раб или „Отрок Господень“ говорит о Себе, что Господь Бог1593 дал Ему „язык мудрых“, ибо единственная мудрость возможная в мире истекает от Господа Бога-источника ее.

Упоминание о живительном слове, которое будет подкреплять изнемогающего и о постоянном („каждое утро“) напоминании вечного Слова в ст. 4 знаменует, что во время пребывания на земле Богочеловека, Он находится в непрерывном единении воли с Отцом, „как бы учащийся“.

В стихе 5 пророк видит то состояние смирения и покорности воле Божией1594, которые выражены в словах Господа в Гефсиманском саду: „не Моя воля, но Твоя да будет“. (Лк. 22:42, Мф. 26:42, Мк. 14:36).

В следующих стихах (ср. более ясное откровение в гл. 63) рисуется страждущий по человечеству1595 облеченный в плоть Мессия.

6. Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания.

7. И Господь Бог помогает Мне: поэтому Я не стыжусь, поэтому Я держу лице Мое как кремень, и знаю, что не останусь в стыде.

Прежде всего остановимся на словах стиха 7-го, упоминающего о стыде всякого обыкновенного человека, подвергающагося побоям и насилию, и напомним, что по Быт. 3стыд явился немедленным последствием преслушания воле Божией и содеянного греха, даже ранее чем Господь произнес обличение праотцев и приговор над ними1596. Там, где нет греха и преступления, там не может быть чувства стыда, ибо стыд есть совокупность чувствований сознания греха и бессилия, отделения от Бога и вечной правды и своей ничтожности, и ко всему этому присоединяется глубокое убеждение, что все наносимые оскорбления телу моему совершенно мною заслужены зa грехи мои, хотя я и возмущаюсь против биющего меня, столь же грешного, как и я человека. Перенесясь мыслию к лицу воплощенного Бога, Мессии, единого безгрешного1597, мы поймем всю глубину слов пророчества, освещающего в грядущих веках личность Еммануила, Который с покорностью и смирением (ст. 6) переносит оплевания и удары (страшно говорить) нечестивых людей, вызванных Им из небытия в бытие. В коротких словах в стихах 6–7 рисуется картина, переносящая нас, Христиан, к священным минутам скорби и страданий Богочеловека и в саду Гефсиманском и в Синедрионе и на скорбном пути и наконец на ужасном орудии пытки и страданий и смерти-Кресте, – этом позорном до того времени древе, – которое с этой минуты делается выражением славы и победы и спасения1598.

Но и верные слуги Господа, не чувствуя зa собой преступления, когда их били и истязали, были освобождены от стыда и, напротив, радовались унижению1599.

8. Близок оправдывающий Меня: кто хочет состязаться со Мною? станем вместе. Кто хочет судиться со Мною? пусть подойдет кo Мне.

9. Вот, Господь Бог помогает Мне: кто осудит Меня? Вот, все они как одежда обветшают; моль съест их.

В стихе 8 пророческим гласом беззаконный приговор пристрастного суда, произнесенный над Богочеловеком, сопоставляется с вечным приговором правды Божией.

Из Евангелий (Мф. 26:63–66 и пар.) мы знаем, что осуждение на смерть Господа нашего Иисуса Христа последовало зa признанием Им, что Он Христос Сын Божий. Но „близок был Оправдывающий Его“; „Отец открылся Сыном Божиим... чрез воскресение из мертвых“ Господа Иисуса Христа. (Рим. 1:4) Ибо: „великая благочестия тайна, Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе“. (1Тим. 3:16). Осудившие Господа и не признающие Господа не имеют в себе жизни (Ин. 1:4, 5и наши прим.) и как не имеющие ее, подлежат общему закону разрушения и тления. Таков стал удел Иудеев, (как народа) отвергнувшихся Спасителя; но многие из сынов их пришли к Нему и посему „стали судьями“ отцов своих, (Мф. 12:27).

Следующие стихи обращаются к этому будущему молодому или обновленному поколению, из которых одни послушаются милостивого гласа, призывающего их, а другие по упорству своему погибнут.

10. Кто из вас боится Господа, слушается гласа Раба Его? Кто ходит во мраке, без света, да уповает на имя Господа и да утверждается в Боге своем.

Комментарий Спб. Дух. Академии (стр. 787 – 8) указывает, что греческий перевод Семидесяти читал в первом предложении 10-го стиха вместо слов „слушается Господа“ слова в повелит. накл. „да послушает раба Господня“.

Перевод с еврейского видит толпы уже „умилившихся сердцем“ (Ср. Деян. 2:37,41, 5:14, 6и мн. др.), а перевод греческий видит момент призыва к Господу Иудеев, из которых многие и откликнулись в первый же день сошествия Духа Святого на проповедь Св. Петра (Деян. 2). А проповедь его и Апостолов была повторением призыва к свету и жизни Того, Который был Свет и Жизнь1600. „Люди, сидящие во тьме, увидели свет великий“ (Мф. 4и Ис. 9с прим.). К ним слова, которые мы читаем в ст. 10, гл. L, обращены пророком: он предупреждает их зa восемь веков: „не ожесточить сердца своего“, (говоря словами Давида (Пс. 94:8) и послания Евр. 3:8), когда они услышат проповедь спасения, почувствовав сердцем, что мрак исчезает, ибо является свет великий, покрывало снимается. (2Кор. 3:16).

11. Вот, все вы, которые возжигаете огонь, вооруженные зажигательными стрелами, – идите в пламень огня вашего и стрел, раскаленных вами! Это будет вам от руки Моей; в мучении умрете.

Двоякое значение имеет этот Божий приговор. Одно из них относится к безумию Иудеев, как народа и государства. Господу угодно было послать на них тьму мысли, дух безумия в борьбе своей с Римлянами „за то, что не узнали дня посещения своего“ (Лк. 19:44). Они сами, можно сказать, зажгли тот костер, в котором погибли и их государство, и их народность, и их храм – этот центр единения всех Иудеев древнего мира. Вместо того, чтобы послушаться гласа Пастыря (Ин. 10:27), пришествие Которого предсказано было всеми пророками, народ, ведомый слепыми, (Мф. 15:14; Ин. 9:39–41) мнил в самонадеянности своей, что Бог должен сделать его первым народом мира, но пламень восстания погубил его согласно приговору Господню. Ср. Иер. 17:4: „ты чрез себя лишишься наследия твоего, которое Я дал тебе.... потому что вы воспламенили огонь гнева Моего, он будет гореть во веки“.

Но стих 11 может иметь и другое значение: он есть приговор и всем тем, кои вносили и вносят пламень ересей и лжеучений и раздоров в Церковь Божию.

Заметим, что с стиха 4-го глаголет „Раб Господень“. Выше в гл. Исаии ХLVIII, ст. 16 (и ср. ст. 12) открывается, что „Посылаемый“ единосущен Отцу и Он есть Тот, который „первый и последний“ (Ср. Ин. 1и Откр. 21:6). Ибо Ему принадлежит суд: (Ин. 5и наши прим.).

Главы: пятьдесят первая и пятьдесят вторая

В этих двух главах также глаголет Отрок, Раб Господень, Посланный Его, Еммануил, продолжающий речь, начатую в стихе 4 главы пятидесятой, и Который в деяниях и словах Своих сливается во едино с Богом Завета, Иеговой. Он, Который призвал Авраама (ст. 2, гл. LI) „поставит суд Свой во свет для народов“, (id. ст. 4, по ср. Лк. 2:32; Ин. 5:22). Тот, Кто иссушил море пред Израилем (LI, 10), есть Спаситель (id. ст. 5–6), Утешитель (id. ст. 12), восстановитель Сиона (id. 16–17), отмщающий за народ, Ему принадлежащий (id. 22–23).

Он же взывает к Сиону и восстановляет Иерусалим (LII, 1–2) и искупит народ Свой, (id. ст. 3), ибо „Он тот же, Который сказал: вот Я! (id. ст. 4). Он пошлет по миру благовестников (ст. 7); и возвратится в Сион (ст. 8), искупив Иерусалим (ст. 9); и тогда „все концы земли увидят спасение Бога нашего“ (ст. 10). В ст. 13–14 гл. LII повторяется откровение, что это есть Раб Господень, который был обезображен (неистовством беззаконных), которого вид: „паче сынов человеческих“1601, ибо Он возвысится и вознесется и возвеличится. „Он.... народы приведет в изумление.... цари закроют пред Ним уста свои“....

Таким образом, две следующие главы раскрывают деяния Мессии на земле и открывают единосущность Его с Отцем.

* * *

1587

См. ряд этих уподоблений в Исх. 20:5, Втор. 29:20–28; Пс. 77и кроме многих мест Исаии, см. Иез. 16, 23и у всех пророков. Ср. еще нашу заметку в 4 т. Св. Лет., ч. I, стр. 311, пр. 23 в конце.

1588

Просим по этому важному месту Писаний просмотреть общее вступление к гл. XXXII-XXXIV в кн. Исход во 2 т. Св. Летописи и замеч. на текст Исх. XXIII, 20–21 и на Исх. XXXIII, 2–3.

1589

Ср. „не имамы царя, токмо Кесаря“! Ин. 19:15 и нашу заметку in loco в изучен. Еванг. Иоанна, ч. II, стр. 184.

1590

См. Суд. 4, 5 и в 4 т. Св. Лет. ч. I. стр. 36 – 44. Пс. 17 начинается: „возлюблю Тебя, Господи, крепость моя“.

1591

Ср. Мф. 11:27; Ин. 5:36,43, 10:18, 15:15: „сказал вам все, что слышал от Отца Moeгo“ и мн. др.

1592

См. прим. Синод. Библии на русск. языке на Пс. 39(изд. 1889 ст. 676 прим.) Вульгата в Пс. 39 ст. 7 дает Евр. текст, а в посл. Евр. 10дает текст LXX.

1593

„Адонаи Иегова“: Владыка, имя Которого вечно Существующий.

1594

„Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной“. (Флп. 2:8).

1595

„Не Бог страдал во плоти, а Богом во плоти Его совершено страдание“ (Афанасий Вел. прот. Аполлинария ч. III стр. 400 изд. 1853 г. См. нашу ссылку в изуч. Ев. Иоанна ч. I, стр. 116 и вообще весь отдел о Сыне Человеческом стран. 109–123).

1596

См. прим. на эту главу Бытия в 1 т. Св. Лет.

1597

См. ниже Ис. 53и ссылку на него в 1Пет. 2:22; см. 1Ин. 3:5; Евр. 4:15.

1598

Мф. 26, Ин. 19 см. в изуч. Ев. Иоанна наши зам. на эту главу.

1599

Деян. 5:40–41 и примеры всех Апостолов и мучеников и святых.

1600

Ин. 1:1–9,17–18, 3:13,19, 5:26, 6:40, 8:12, 9:5,39–41, 12:35–36,46 и просим просмотреть наши замечания в Опыте изуч. Ев. от Иоанна.

1601

Ср. Мессианский Пс. 44о грядущем Судии и Царе правде. „Ты прекраснее Сынов Человеческих“. И см. в 4 т. Св. Лет. ч. I, стр. 225–228 и ср. подоб. выраж. Песн. 2:3.


Источник: Священная летопись / Георгия Властова - Том V. : Пророк Исаия. – Санкт-Петербург : Тип. Глазунова, 1898. – 926 с.

Комментарии для сайта Cackle