Источник

Глава LV

Вся эта глава есть речь воплощенного Слова Божия; это-слово любви, глаголемое устами воплощенного Бога, Отрока Господня, Искупителя. Вся эта глава близко напоминает Евангелия. Так: призвание к водам, дарующим жизнь, пиющие от которых не возжаждут во век (Ин. 4:13–14, 7:37); воспоминания о Давиде и 109 Псалме (по ср. с Мф. 22:42–45; Лк. 20и Мк. 12:32); указание на призвание всех народов (Мф. 28:19) и на прославление Бога Отроком Господним (Ин. 17ср. со стихом 5); предупреждение Израильтян в 6 стихе, чтобы они искали Господа, пока Он близко (по ср. с Ин. 1:4–5 и Ин. 12:35–36); указание 7 ст. на милосердие Божие (по ср. с Ин. 6:37); учение Господа, преподанное Никодиму (Ин. 3:1–12) по ср. с ст. 8–9 настоящей главы Исаии, и наконец учение о Слове Божием, уподобляемом семени (Мф. 13 и пар.), мы находим и в последних стихах пророка, где благодатное учение Господа, уподобляется сходящей с небес благотворной влаге, которая орошая землю, производит плоды, так что „вместо терновника вырастет кипарис, и вместо крапивы мирт“.

Ясность видения пророка зa много веков до мирового события, которое изменило и освятило душу человека, не только поразительна, – но и глубоко умилительна для души человеческой, во прахе плоти созерцающей великие промышления Божии о спасении человечества, дарующие даже слабому уму его доказательства человеческие о приуготовлении мира к восприятию Грядущего Искупителя.

1. Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко.

„Кто жаждет, иди ко Мне и пей“ (Ин. 7:37); „А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать во век“. (Ин. 4:14). Так глаголал Источник жизни ко всем людям: не к одним праведным, но и к грешникам, которым нечем заплатить Богу, у которых нет ничего, кроме неоплатных долгов пред правосудием Владыки мира. Он им даром предлагает воду: живительные дары Духа Святого, вино под видом которого преподается верующим сама животворная кровь Спасителя, пролитая зa грехи мира, и молоко, которое, как многие думают, здесь в пророчестве изображает чистейшую плоть человеческую и символизирует плоть Христову, даруемую вместе с кровью всеочищающим таинством приобщения верных. На эту мысль наводят и следующие стихи:

2. Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб и трудовое свое зa то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком.

3. Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша, и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду.

Speaker’s Commentary in loco очень правильно указует по поводу 2-го стиха на „хлеб жизни“, упомянутый в Ев. Ин. 6:27,32,35,53, с приведением в той же главе, в ст. 45, слов Исаии LIV, 13. (И все будут научены Богом). Первая половина 2-го стиха говорит о том, что не насыщает (Ср. Ин. 6:31,49), вторая говорит о „всяком слове, исходящем из уст Божиих“ (Мф. 4:4), которым „жив будет человек“. „Послушайте“! говорит пророчество, и „вкушайте благо“: уверуйте словам жизни и Господу Иисусу и вы вкусите истинное благо, которое не может дать земля и плоть животная. „Аз есмь хлеб жизни“. „Хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира“, „верующий в Меня имеет жизнь вечную“... „Аз есмь путь и истина и жизнь, никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня“1685.

„Приидите ко Мне, послушайте и жива будет душа ваша“, говорит пророк в первой половине 3-го стиха. „Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас“. „Приходящего ко Мне не изгоню вон“1686, так глаголал воплощенный Сын Божий, Спаситель наш. „Дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду“, говорит вторая половина 3-го стиха. Во 2Цар. 23:1–7 Давид в конце жизни произносит пророческий гимн, в котором восклицает: „Завет вечный положил Господь со Мною, твердый и непреложный“ (ср. 2Цар. 7:16), провидя духом, что спасение мира явится в потомстве его1687. (Ср. Пс. 88:3–5,27–30,36).

Но как (спрашивает комментатор Кей в Sp. Comm. in loco) могло это совершиться, когда объявлено было уже пророчество о том, что сыновья (или потомки) Езекии будут отведены в плен? и когда все происшедшие из чресл Давида должны были подвергнуться неминуемой участи всех смертных – умереть? „кто из людей жил и не видел смерти?“ (Пс. 88:49, – сынов Кореевых). Но Давиду было открыто, что потомство его не исчезнет и что некто из его потомков (которого он отожествляет с собою, (Пс. 15:10) не увидит тления: „ибо ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому Твоему увидеть тление“1688. И пророку Исаии было открыто что для „Отрасли Корня Иессеева“ (гл. XI) не будет предела умножению владычества Его и мира на престоле Давида и в царстве его“ (Ис. 9:6–7), и что „Он узрит потомство долговечное“ (Ис. 53:10); „Он будет светом народов“ (Ис. 49:6).

Напомним, еще что Апостол Павел, говоря в Антиохийской синагоге о Господе Иисусе, в Котором исполнились обетования, дарованные Израилю, и Которого Господь воскресил из мертвых, приводит, во-первых, слова 2-го Псалма: „Ты Сын мой“ (ст. 7), а во-вторых приводит слова стиха 3-го читаемой нами 55-й главы Исаии, поясняя, что это место пророка, совокупно с пророчеством Пс. 15:10, получило исполнение в воскресении Господа нашего Иисуса Христа (Деян. 13:32–37), ибо, говорит он: „Давид приложился к отцам своим и увидел тление, а Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тления“.

Вслед зa словами 3-го стиха: „и дам вам завет вечный неизменные милости, обещанные Давиду“, пророк указывает в Ком и как исполнится это обещание.

4. Вот, Я дал Его свидетелем для народов, вождем и наставником народам.

5. Вот, ты призовешь народ, которого ты не знал; и народы, которые тебя не знали, поспешат к тебе ради Господа Бога твоего и ради Святого Израилева, ибо Он прославил тебя.

Слова Господа в стихах 4 и 5 обращены к Израилю, но обетование даруется для всех народов и все народы поспешат к Сиону, потому что из среды Иуды „изыдет вождь, который упасет народ Мой Израиля“ (Мф. 2:6 цит. из пр. Михея Мих. 5:2); и „спасение от Иудеев“ (Ин. 4:22); наконец Господь сказал по воскресении: „дана Мне всякая власть на небе и на земле“ (Мф. 28:18).

„Он“, – Которого Господь даровал „свидетелем для народов“ и „вождем и наставником их“, сказал Пилату: „Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего“ (Ин. 18:37)1689. Мы не раз видели при изучении и пророка Исаии1690, и Евангелия от Иоанна1691, что не одному Израилю, а всему человечеству дарован будет Спаситель и вождь и наставник. (Ср. Исаии ХLII, 6 и прим.)1692.

Но призвание всего мира по ст. 5 происходит через народ обетования1693, ибо среди его избраны Апостолы, посланные „проповедать всему миру“. Израиль прославлен тем, что среди его родился Спаситель, что имя Господне прославилось по всей земле сынами народа его, что пророки Израиля были провозвестниками судеб Божиих, и что он и доселе, хотя невольный по упорству своему, но вечный свидетель совершившагося над ним гнева Божия за то, что он „не принял пришедшего к своим“. (Ин. 1:11) во исполнение древнего пророчества, произнесенного от имени Божия Амосом: „Так говорит Господь: только вас призвал Я из всех племен земли, потому и взыщу с вас за все беззакония ваши“, (Ам. 3:2).

„Жаждущие! идите к водам“ (ст. 1). „Приклоните ухо ваше и приидите ко Мне“ (ст. 3); „ищите Господа“! (ст. 6).

6. Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко.

Воззвание это, как мы видели, обращено ко всем народам, но есть различие во времени благоприятном для Израиля, к которым первым пришел Господь1694, и для язычников. Об Иудеях мы знаем, что пророчество Исаии, Ис. 61:1–2, прочитанное в синагоге Назарета и указывавшее на воплощенного Сына Божия, вызвало не умиление и веру, а взрыв против Господа Иисуса ярости почти бесовской (Лк. 4:16–30). Они „не узнали времени посещения их“ (Лк. 19:44) Господом и приговорены, как народ, к рассеянию. Для язычников же и для отдельных „призванных Иудеев“1695 время посещения и близости Господа определялось тою минутою, когда они слышали проповедь Евангелия и сердце их трепетало радостью, слыша благую весть о воскресении Господа и о нашем спасении. „Придет Желаемый всеми народами“, говорил пророк Аггей Агг. 2:7, но, как говорил Ап. Павел, „смотрите, не отвратитесь от говорящего“. (Евр. 12:25) „Посему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших“ (Евр. 3:7–8,15).

О том, что Господь всегда близок к призывающим Его, см. Втор. 4:29–31, 30:12–141696 и Иер. 29:12–13: „.... помóлитесь Мне и Я услышу вас, и взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим“.

7.                                             Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник – помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив.

В 4 т. Св. Летописи (ч. 1, стр. 211) мы, говоря о Псалме L, назвали его не только Мессианским, но пророчески Христианским и содержащим христианское учение о покаянии и благодати Духа Святого, возрождающего истинно кающагося. Подобное же значение имеет и читаемый нами ст. 7 этой главы Исаии. Он напоминает проповедь Иоанна Предтечи Господня: „покайтесь, ибо приблизилось царство небесное“ и „сотворите плод достойный покаяния“. (Мф. 3:2,8,10). „Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменит греха“ (Пс. 31:1–2), вопиял Давид. Но кто же мог прощать грехи, кроме воплощенного Бога? и Он Сам прощал грехи (Мф. 9и мн. др.) и через Апостолов Своих даровал эту власть священникам, говоря: „Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся“ (Ин. 20:22–23).

8. Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – Мои пути, говорит Господь.

9.                                             Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших.

Поучение это обращено к Иудеям, весьма наклонным судить о судьбах Божиих, как бы они судили о мнениях своих танаимов, аморраимов и раввинов1697. Но не то же ли отсутствие понимания величия Божия мы встречаем у наших материалистов, обожающих ум человеческий и ставящих его превыше всего в мире? Судьбы Божии не только непостижимы ничтожному уму человеческому, как мысли всеобъемлющего, всеведущего, вечного Существа, создавшего мир и человека, и предначертавшего его жизнь и развитие, (закрыв от него весь мир, кроме обитаемой им земли), но в мыслях и путях Божиих есть то важное еще различие от путей и мыслей человеческих, что последние на самой земле, ему отданной, весьма часто не производят ни какого плода и что-воля человеческая всего чаще бессильна пред окружающей ее средой, между тем как сравнение стиха 9-го и 10-го о небе и земле указывает на то, что как с неба сходит оплодотворяющий землю дождь, так с неба сходит слово Божие, никогда не остающееся бесплодным. Слово Божие есть и семя, сеянное на ниве сердец человеческих (Лк. 8:11), и благодатный дождь (ниже ст. 10), оплодотворяющий это семя.

По поводу стихов 8–9 мы вспоминаем слова Митрополита Филарета, сказанные им в Зап. на кн. Бытия в объяснении на Быт. 1„да будет свет“, в котором наглядно объясняется разница мыслей и путей человеческих от мыслей и путей Божиих:

„Рече Бог!“ Сказать может означать помыслить, вознамериться; и так глаголание Божие есть решительное изволение Божие“ (О. cit. стр. 11). Мы в 1 т. Св. Лет. прибавили к этому: „Надо помнить различие между словом человеческим и глаголом Божиим. Наше слово есть звук, глагол Божий есть действие; наше слово говорит о существующем, глагол Божий творит“.... „Что такое весь мир, как не слово, произнесенное Господом?“ (на Быт. I, 3).

Развитие высказанных в предыдущих стихах мыслей см. в следующих стихах.

10. Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтоб она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, –

11. так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, – оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его.

И Епископ Петр (стр. 231 ч. II) указывает, что в 11 стихе говорится о слове Евангельском, а по мнению блаж. Иеронима, приводимому в толк. Спб. Дух. Акад. (стр. 848), под Словом Господним разумеется и самое Ипостасное Слово, которое „совершило дело, которое Отец поручил Ему“ (Господу нашему Иисусу Христу, см. Ин. 17:4). В этом смысле мы и понимаем стихи 10 – 11 в совокупности с предыдущими стихами. Ср. о хлебе жизни, Ин. 6:33; о схождении с небесе Ин. 6:38–40; об исполнении воли Отца Ин. 6и Мф. 26:39,42.

12. Итак вы выйдете с весельем и будете провожаемы с миром; горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам.

13. Вместо терновника вырастет кипарис; вместо крапивы возрастет мирт; и это будет во славу Господа, в знамение вечное, несокрушимое.

Заметим, что в гл. 48-ой ст. 20-й Исаия, говоря о будущей радости Израиля, еще указывает на исход из Вавилона, но по мере просветления и вознесения пророческой мысли, событие прообразовательное принимает более возвышенный характер, и в главе 52 ст. 11–12, говоря также об исходе „людей, которых Господь спасает“, пророк не говорит уже о Вавилоне, а о другом таинственном событии. (Ср. наши зам. на 52 главу).

Веселье природы, как бы одушевленной человеческим разумом, и поющей и плещущей руками, имеет особое таинственное значение. В гл. 44 (см. стихи 22–24), говоря о ликовании глубины земли, гор, лесов, он указует причины тому: „изглажу беззакония твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя“.... „искупил Господь Иакова.... Так говорит Господь, искупивший тебя.... Я Господь, Который сотворил все“.

Ликование природы, по прекрасному замечанию Шмидера (in loco Seite 117) связуется с искуплением человека, ибо после греха „терны и волчцы стала произращать земля человеку“ (Быт. 3с прим. в Св. Лет.); но творение Божие получает прежнюю красоту и славу с просветлением и очищением духа человеческого. Эту же мысль и выражает ст. 13-й.

Напомним еще таинственное указание Ап. Павла в Рим. 8:19–22: „тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих.... и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божих“.

Народ, принадлежащий Богу, выходит с веселием из типической страны зла, лукавства, лжи, животных страстей и злобы, идет с миром; там, где устрояется царствие Божие, терны и волчцы исчезают и возрождаются кипарис и мирт, и это будет в славу Господа, в знамение вечное, несокрушимое.

Какое это знамение? Это есть Крест Господень1698. Им и с Ним начался исход человечества из царства сатанинского и из тьмы к свету; воскресением Христа явлена слава Его во веки. „Во имя и знамение вечное будет Господь называющимся по Его имени Христианами и имеющим на себе образ Креста Его“. (бл. Иероним в цит. толк. Спб. Дух. Ак. стр. 850).

* * *

1685

Ин. 6:47–48,51, 14и см. гл. ХVII с нашими зам. в изуч. Ев. Иоанна.

1687

См. 4 т. Св. Лет. ч. I, стр. 155 и ср. стр. 238–239 о Псалме 109, о котором Господь глаголал книжникам Мф. 22:41–46. Ср. благовестие ангела в Евангелии Лк. 1:32–33 и слова Симеона, Лк. 2:30–32.

1688

Что так следует понимать слова Пс. ХV, 10 см. слова Апостола Павла, Деян. 13:35–37. Ср. еще в 4-м т. Св. Летописи ч. I, стр. 224 по поводу Пс. 21-го и см. вообще главу IX о Псалмах Мессианских.

1689

Ср. наши зам. в Опыте изуч. Ев. Иоанна ч. II, стр. 163–168.

1690

Напр. см. изуч. гл. II и мн. др.

1691

См. в Ев. Иоанна ч. I, стр. 438–444; см. ч. II, 163–168, 222 и др. Повеление Божие Мф. 28:18–20.

1692

Ср. чрезвычайно ясное определение времени и событий, имеющих совершиться у Дан. 9:24–27.

1693

Некоторые (как Кей) думают, что ст. 5 обращен в Отроку Господню, но мы держимся взгляда переводчиков наших: ибо местоимение ты написано малою буквою.

1696

И см. наше прим. на эти места Второзакония в 3 т. Св. Летописи, с приведением текстов из Нов. Завета. См. Рим. 10:6–9.

1697

Весь талмуд с его часто кощунственными сближениями, тому свидетель. См. напр. вступление Дональда Спенса к Талмуду на кн. Бытия, составленному по еврейскому талмуду Гершоном (Лондон 1883 на Англ. языке).

1698

Также мысль Шмидера l. cit.


Источник: Священная летопись / Георгия Властова - Том V. : Пророк Исаия. – Санкт-Петербург : Тип. Глазунова, 1898. – 926 с.

Комментарии для сайта Cackle