Георгий Константинович Властов

Священная летопись. Том пятый

Глава LX

Эта глава, составляя продолжение предыдущей, указывает, что мрак, окружавший Иудеев вследствие их греховности, (гл. 59, ст. 19), когда приидет Искупитель (id. ст. 20), обратится в свет и слава Господня взойдет над Иерусалимом, (Гл. 60, ст. 1). При объяснении многих земных образов, которые мы встретим в этой главе, надобно обратить внимание на последние стихи этой главы, которые очевидно относятся к Иерусалиму небесному в котором (ст. 19 – 20) не солнце будет служить светом, а „Господь будет граду тому вечным светом“, что нас переносит к Откр. 21:23, 22с тем же пророчеством1765.

1. Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою.

Ирмос песни 9-ой Пасхального канона1766: „светися, светися новый Иерусалиме“!... доказывает, что издавна1767 Церковь признавала в этом пророчестве прославление Церкви Христовой воскресением ее Господа и Пастыреначальника Иисуса Христа. Нет никакой возможности применить это пророчество к каким-либо событиям, предшествующим воплощению Слова Божия, Его славному воскресению и созданию Церкви Божией на земле.

2. Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак – народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою.

3. И приидут народы к свету твоему, и цари – к восходящему над тобою сиянию.

4. Возведи очи твои, и посмотри вокруг: все они собираются, идут к тебе; сыновья твои издалека идут, и дочерей твоих на руках несут.

5. Тогда увидишь, и возрадуешься, и затрепещет и расширится сердце твое, потому что богатство моря обратится к тебе, достояние народов придет к тебе.

Ср. в Ев. Ин. 1„И свет во тьме светит, и тьма не объяла его“. Таково пророческое значение читаемого нами стиха 2-го этой главы Исаии. Мрак язычества густел до пришествия Господа, не смотря на то, что великие монархии Месопотамии были разрушены. Но пока не пришел „Свет“ и не осветил перед духовными очами человека его бессилие и грехи, и не указал ему пути к счастию, пути воздержания и трудов и любви-единственного пути ведущего к Богу и вечному покою, -дотоле человек оставался поклонником идолов, каким бы именем ни назывался этот культ. Не одни фетиши и истуканы были предметами идолопоклонства; после погорма монархий, кланявшихся Ваалу, Астарте и др. богам, более чистый культ древних Персов пошел однакоже по тому же пути суеверий и лжи и поклонения злому началу, по которому шли древнейшие народы, жившие вне откровения; а во многих частях Азии и Африки древние жестокие и цинические культы не только не исчезли, но практиковались с особенным развитием жестокости. И среди более культурных племен Европы, как то Арийцев Греции и Аппенинского полуострова, язычество держалось упорно, как политическое учреждение, не смотря на развитость ума этих племен. У большей же части лучших людей Греции и Рима, культ богов был заменен культом своего „я“, отрицанием Божества и поклонением уму человеческому; и в немногих только высших умах древности мы видим проблесками убеждение в существовании Вечного Разума, создавшего вселенную и управляющего ею. Прибавим к этому, что и эти отголоски первого откровения возникли не в уме мудреца, а повидимому получены с востока из сокровищницы еврейских преданий и откровений. Но и среди Евреев мрак густел, и тьма покрывала их все более и более, как мы видим из самой книги Исаии1768. И они кланялись не Богу, а себе; и они полагали надежду свою не на Творца мира и Бога завета, а на свой ум; а самая бессодержательность их обряда, в которой упрекает их Исаия (ср. и Евангелие), доказывает, какой мрак безверия окружал душу их. Но Господь превратит мрак этот в свет: „и свет во тьме светит и тьма его не объят“ (Ин. 1:5). Вот на горе Господней (Ис. 2:2–3) засветился свет, и пошли к свету этому народы и цари. Все верующие называются Господом Иисусом сынами света (Ин. 12:36)1769и они идут в свету, который привлекает эти сердца, ищущие царствия Божия. Образно в ст. 4 рисует пророк это типическое переселение из страны мрака в страну света, как бы уподобляя его переселению Авраама в землю обетования: идут старцы и юноши, несут на руках слабых чтобы достигнуть обители света и покоя и чистоты и радости, оставляя далеко зa собой мир материальный и плотский, столь утомляющий свободный дух человеческий.

„Тогда“, говорит пророк новому Израилю, тому Израилю, который уверовал и был послан Господом на проповедь Евангелия, – „тогда (ст. 5) возрадуешься и расширится сердце твое, потому что богатство моря обратится к тебе; достояние народов приидет к тебе“.

Слова эти может быть следует сопоставить с чудесною ловлею рыб Апостолов (Лк. 5:6) этих „ловцов человеков“ (Мф. 4и пар.), но главнейше с типическим ловом на озере Генисаретском после воскресения Господа. В нашем опыте изуч. Ев. Иоанна (ч. II, стр. 272–275) мы в пр. на Ин. 21привели несколько цитат из Отцов Церкви, указывающих на значение сказания этой главы Иоанна. И здесь у Исаии мы читаем что „богатство моря и достояние народов приидет к тебе“, т. е. к церкви Христовой, как понимаем мы. Но если последующий ст. 6 может быть понят в смысле материального богатства, которое также будет достоянием государств Христианских, ибо они обладают высшим развитием ума, – этого дара Господня, – то в ст. 5 мы читаем нечто иное. Расширится и затрепещет от радости сердце Израиля, потому что „достояние народов“ и „богатство моря“ приидет к нему. Богатство моря, как мы видели, есть та масса душ, которые выловлены рыбаками Господними из бездны временной жизни для приуготовления к жизни вечной; это и есть богатство Церкви. Под именем же народного достояния мы разумеем совокупность духовных сил народа, направляемых на благо, а не на зло, как было то в языческом мире. Как часто люди, мало занимающиеся духовным „я“ человеческим, противопоставляют Христианство науке. Но пусть представят себе языческий мир, доживший до нашего времени, и пусть осмелится кто-либо утверждать, что он достиг бы высшего развития и нравственного и научного, не воспитанный откровением и Христианством. Да чья же дочь наука, как не ума, отрезвленного Христианством? чьи же чада гуманность и проповедь любви к ближнему, и помощи слабейшим братьям, и нравственность и уважение к праву других, которые проповедуют и позивитизм и агностицизм и другия секты, отрицающиеся источника света, но не могущие обойтись без того света, который Он, Он Единый, внес в мир? Да, „достояние народов“, их духовные силы Ему принадлежат и суть чада Его Церкви. (Ср. еще ниже ст. 8 и след.).

6. Множество верблюдов покроет тебя дромадеры из Медиана и Ефы; все они из Савы прийдут, принесут золото и ладан, и возвестят славу Господа.

Из кн. Быт. 25:1–4 мы знаем, что Мадиам (в русск. пер. кн. Бытия „Мадиан“) и сын его Ефа суть потомки Авраама от Хеттуры. Шева или Сава упомянут в Быт. 10:7. Повидимому в 6 стихе,-по воспоминанию о постройке храма Соломона,– пророк видит в будущем величественный храм Всевышнему на „горе дома Господня“ (Ис. 2:2), для построения которого перевозятся богатства земли Офир и счастливой Аравии плотскими потомками Авраама, которые, как и все другие языческие народы, пойдут к горе Господней и свету, воссиявшему на ней.

Следующие стихи опять возвращаются к истинному богатству Церкви, они говорят о присоединении к ней многочисленных душ человеческих.

7. Все овцы Кедарские будут собраны к тебе; овны Неваиофские послужат тебе: взойдут на алтарь Мой жертвою благоугодною, и Я прославлю дом славы Моей.

Мы обратим внимание на то, что как Мадиам и Ефа суть чада Авраамовы от Хеттуры, так и в настоящем 7 стихе упомянутые имена принадлежат потомкам Авраама, ибо Кедар и Наваиоф в Быт. 25:131770 названы в числе сынов Измаила, сына Авраама от Агари. Плотские потомки Богом избранного отца верующих Авраама здесь избраны как типы чад духовных по вере Авраама, „которые и благословляются с верным Авраамом“ (Гал. 3:9). Эти чада Авраама служат Господу и, как говорит многознаменательно пророчество: „взойдут на алтарь Мой жертвою благоугодною“, предсказывая, что многие праведники, мученики и исповедники „предоставят тела свои в жертву святую, благоугодную Богу“ (Рим. 12:1), не только для служения Богу, но и для возношения во славу Божию, как кровавая жертва, которою первые века Христианства утвердили ту великую истину, что жизнь и радость человека в величии духа его, что мир и плоть ничто, что единая цель жизни – поклонение Богу в духе и истине. Таким образом сбылось пророчество, что чада Авраамовы „вошли на алтарь Божий жертвою благоугодною и Господь прославил дом славы Своей“.

Следующие стихи образно рисуют стремление к граду Бога, вечному Иерусалиму чад Божиих по благодати (Рим. 4:16, 5:15–16).

8. Кто это летят, как облака, и как голуби – к голубятням своим?

В IV т. Св. Летописи (ч. II, стр. 238) мы говорили, что из Священного Писания видно, что в душе человека Образ Божий не умирает даже среди язычников,-как напр. в Ниневии при проповеди Ионы, – и что душа человеческая внезапно светлеет, слыша проповедь слова Божия. Но когда явилось воплощенное Слово, и весть о Нем разнесена была по миру Апостолами, то масса скорбящих сердец с радостным трепетом обратили взоры свои к воссиявшему среди мрака свету (Ин. 1:4–5; 2Пет. 1:19). О себе и о подобных ему сердцах во всех племенах пророчествовал Давид, говоря: „Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому“ (Пс. 83:3). Он же образно выражает тоску жаждущих правды и ждущих спасения в Пс.54:7, возвещая: „Кто дал бы мне крылья, как у голубя? я улетел бы и успокоился бы“. Это чувство радостной надежды успокоения, при виде воссиявшего света, к которому стремятся неудержно души человеческие, как голуби к гнезду, месту своего успокоения,-изображается и ст. 8 наст. главы Исаии. Этот взгляд на пророчество находит оправдание и в след. стихах.

9. Так, Меня ждут острова, и впереди их-корабли Фарсисские, чтобы перевести сынов твоих издалека и с ними серебро их и золото их, во имя Господа Бога твоего и Святого Израилева, потому что Он прославил тебя.

10. Тогда сыновья иноземцев будут строить стены твои, и цари их – служить тебе; ибо во гневе Моем Я поражал тебя, но в благоволении Моем буду милостив к тебе.

Мы видели (Быт. 10 и др.), что под именем островов вообще разумеются все племена земные в книгах ветхого завета; но под именем островов иногда преимущественно разумеются страны, омываемые Средиземным морем (ср. 23 гл. Исаии и пр.). Иногда эти западные страны, с которыми можно было сообщаться лишь на кораблях, называются Киттим, как в пророчестве Валаама, в кн. Чис. 24:24 (и наши пр. в 3 т. Св. Лет.). Весьма многознаменательны слова Милосердого Владыки вселенной: „Меня ждут острова!“ Да, с глубокою тоскою ждал древний мир правды Божией и Избавителя, по сохранившемуся почти у всех народов воспоминанию о первом обетовании (Быт. 3и наше пр. в 1 т. Св. Лет.). Говоря о древних государствах и народах, об их разврате и роскоши и атеизме, соединенном чаще всего с идолопоклонством по политическим целям, мы почти неизменно говорим о высших, богатых классах общества, которые могли совершенно забыть Бога посреди наслаждений плоти и мира. Но что же мы скажем о массах не только рабов, но о полнонравных даже, но беднейших гражданах Рима или городов Греции, или покоренных народов, или гражданах Римских колоний, или о беднейших гражданах всех больших городов, которые испытывали всю жизнь только лишения, притеснения, голод, и были, не смотря на политические права, полными рабами богатых1771? Эти сотни миллионов людей угнетенных, бедствующих, которые были воспитаны в школе горя и насилия, они-то и ждали правды; о них говорит ст. 9: „Меня ждут острова“. Они то первые и откликнулись на зов Апостолов; они впервые увидели свет правды и любви, и сердце их озарилось светом радости при мысли, что в мире наконец возникла правда, что есть жизнь загробная, радость вечная, дарованная им воскресшим из мертвых Страдальцем, который был Бог воплотившийся, освятивший Собою все, что в царстве мира сатаны презиралось, освятивший и превознесший бедность и смирение и унижение мирское и самую позорную смерть, которая была торжеством истины и добра над ложью и злом и торжеством духа над плотию и миром.

Следующая часть ст. 9 провидит полное пересоздание общества, ибо богатства текут не в общество воинов-завоевателей, а в общество, основанное на началах братства всех людей, кротости и любви.

В ст. 10 эти сыновья иноземцев строят стены духовного града Израилева: не о каменных стенах здесь речь, а о „доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины“. (1Тим. 3:15). Цари служат этой церкви, которую Господь Бог поражал, когда она в ветхозаветном детстве своем1772 отреклась от Него,-но которая, достигнув в Новом Завете полноты любви, была счастлива особенным благоволением Божиим и Его милостью.

В след. стихах рисуется развитие этой Церкви и обладание миром.

11. И будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днем, ни ночью, чтобы приносимо было к тебе достояние народов и приводимы были цари их.

12. Ибо народ и царства, которые не захотят служить тебе, -погибнут; и такие народы совершенно истребятся.

Мы видели в ст. 5, что под именем „достояния народов“ надо разуметь духовные силы и способности народов, посвящаемые на служение Церкви, ибо ум человеческий может развиваться лишь при свете Христовом.

Ст. 11 пророчествует о мировом значении Церкви, в которую доступ никому не закрыт: никто не привлекается насильно, никто обязательно, (как среди Евреев) не принуждается быть членом Церкви Христовой, но никто из грядущих ко Христу не изгоняется Им, Милосердным (Ин. 6:39).

Стих 12 однако устанавливает в будущем закон, по которому народы и царства, которые не захотят служить Церкви Христовой, погибнут и будут истреблены. Это не угроза, это закон развития; это раскрытие той роковой необходимости, вследствие которой высшие и развитейшие существа вытесняют слабейших. Общества, основанные на „краеугольном камне Христе“, на основаниях добра и любви, Им положенных, не могут рушиться, им предстоит бесконечно развиваться. Другое будущее предстояло империям, могущественным во время проповеди Евангельской, но основанным на песке всегда изменяющейся лжи, на морях пролитой невинной крови, на насилии и неуважении к правам человека, – эти государства должны были погибнуть и погибли силою тех элементов правды, которые возникли среди их и которые, как сильные молодые деревья, разорвали и выворотили корнями своими фундамент, на котором построен был древний мир.

Таков был закон развития добра и любви среди человечества, после освещения его светом Христовым, таков он и будет.

13. Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтоб украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих.

14. И придут к тебе с покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног твоих все презиравшие тебя и назовут тебя городом Господа, Сионом Святаго Израилева.

15. Вместо того, что ты был оставлен и ненавидим, так что никто не проходил чрез тебя, Я соделаю тебя величием навеки, радостью в роды родов.

16. Ты будешь насыщаться молоком народов, и груди царские сосать будешь, и узнаешь, что Я Господь – Спаситель твой и Искупитель твой, Сильный Иаковлев.

Все эти стихи рисуют мировое значение нового Иерусалима, который есть святилище „Святого Израилева“, „Сильного Иаковлева“, который есть Сам Господь, „Искупитель“ и „Спаситель человечества“.

Деревья, растущие на Ливане, которые употреблены будут (по подобию храма Соломонова) на украшение святилища, не определены точно. Под именем пегвы нашего перевода (pine-tree Англ. узак. текста) кажется надо разуметь пихту или одну из других смолистых пород, которые растут рядом с кипарисом и кедром на Ливане1773.

Господь прославит подножие ног Своих (ст. 13): вся земля названа „подножием ног Господних“ (Мф. 5:35), нашим Пастыреначальником Иисусом Христом1774. В ветхозаветный период подножием ног Бога завета преимущественно считался храм, в котором покоился ковчег завета; так царь Давид (1Пар. 28:2) говорит: „у меня на сердце построить дом покоя для ковчега завета Господня и в подножие ногам Бога нашего“. (Ср. Пс. 131и Иез. 43:7). Заметим, что уже и в последних Мессианских пророчествах Исаии, как напр. в главе LXVI, (ст. 1) на которую ссылается первомуч. Стефан, указывается, что нет и не может быть на земле храма, достойного имени и славы Творца неба и земли. Таким образом мы провидим в этом последнем пророчестве указание на грядущее изменение в общем настроении человечества, которому Господь сказал: „грядет час, егда ни в горе сей, ни во Иерусалимех поклонитеся Отцу,.... но грядет час и ныне есть, егда истиннии поклонницы поклонятся Отцу духом и истиною: ибо Отец таковых ищет поклоняющихся Ему“. (Ин. 4:21–24, и см. наши объясн. в Оп. изуч. Ев. Иоанна). И в вышеприведенном месте Ев. Мф. 5:35 Господь глаголет не о храме, а о всей земле, которая делается освященною, как храм, кровью Агнца, и потому упоминается вся как подножие владыки мира. Вся земля есть храм Божий, ибо Церковь Христова объемлет всех и вся, так как мы видели, что в ст. 11 этой главы говорится ей: „и будут всегда отверсты врата твои“.... (см. прим.).

В 14–15 стихах повторяется пророчество о стремлении к Сиону сыновей всех тех, которые презирали и угнетали Израиля (выше ст. 10; и см. гл. II, 2 Исаии). При этом мы сделаем общее замечание, что из массы народа не современники Господа, а следующее за ними поколение вошло в состав Церкви Христовой.

Сам Господь, говоря к Иудеям, указывал им: что „сыны ваши будут вам судьями“ (Мф. 12:27)1775. Точно также и в 14 ст. этой главы Исаии „сыновья угнетавших тебя“ падут к стопам церкви Христовой. Современники Христа, видевшие славу воскресения Его и восприявшие в последнюю ночь священные слова Его (Ин. XIII-ХVII), были немногочисленны: но им освященным Св. Духом было поручено „свидетельствовать о Нем“ (Ин. 15:26–27); озлобленные Иудеи и в неведении находившиеся современники Господа иноземцы не могли еще вместить благодатного Слова Божия; но сыны их, – это поколение будущности, – не успевшее закоснеть в греховных привычках, сердце которого было открыто еще проповеди правды,-и составили главный контингент язычников, которые, увидевши возженный на Сионе светильник правды, призывающий к Господу и спасению, бросились к святой горе, чтобы получить исцеление и утешение и прозрение, изнывая от тоски в той среде лжи и зла, в которой они возрасли. Среди Иудеев, как мы думаем, молодое поколение менее было отзывчиво, потому что находилось под гнетом фарисеев и строгого строя еврейской семьи. Заметим, что Четьи Минеи, повествуя о мучениках из язычников, почти исключительно говорят о молодых людях обоих полов. Старцы же мученики суть преимущественно Священнослужители Церкви Христовой.

Ст. 16, говоря о царях и народах питателях Церкви, повторяет мысль, высказанную в пророчестве Исаии 49:23, которую мы встретили еще в Пс. 44:13, в словах: „и дочь Тира с дарами и богатейшие из народа будут умолять лице твое“ (см. объясн. в 4 т. Св. Лет. ч. I, стр. 234). Это пророчество заключает в себе двойное указание: верующий в Христа и Его учение пренебрегает благами мира и не привязывается к ним душою, а, прилепляясь любовью к Церкви Христовой, состоящей из братьев его, естественно считает долгом своим питать от избытков своих братьев своих и мать свою Церковь.

17. Вместо меди буду доставлять тебе золото, и вместо железа серебро, и вместо дерева медь, и вместо камней железо; и поставлю правителем твоим мир и надзирателями твоими – правду.

Последние слова этого стиха никак не допускают буквального толкования этого стиха, как увеличение материального богатства Иудеев (как толкуют то равнины), Спб. Дух. Ак. комментарий указывает на Св. Кир. Алекс., признававшего в этом пророчестве высшее духовное воспитание, в котором медь древних умствований о законе Моисеевом заменяется воспитанием о Христе, которое уподобляется золоту. В этом же смысле он толкует и другие образы, употребленные в этом стихе. Шмидер, указывая на храм Соломонов и его построение, говорит, что храм новый будет построен из других лучших и крепчайших материалов, знаменующих его вечность. Еп. Петр (ч. II, стр. 280–281) указывает на прославление Церкви, в которой материалы будут лучше и превосходнее, чем те, которые входили в состав ветхозаветной церкви. Более всего останавливают внимание последние слова стиха, рисующие тот идеальный еще пока строй жизни общества, когда порядок в обществе охраняется не меченосцем и его слугами, а миром и правдою, то есть, когда общество будет состоять из членов, настолько развитых о Христе и проникнутых его учением, что ими будет управлять мир, дарованный Господом ученикам Его (Ин. 14и наши объяс. в изуч. Ев.) и в сердце каждого будет сиять тот луч света, который называется истиною и правдою, и который принесен на землю Господом нашим Иисусом Христом (Ин. 1и 2Кор. 3:17).

См. следующие стихи, которым отвечает Откр. гл. XXI-XXII, глаголющее о новой земле.

18. Не слышно будет более насилия в земле твоей, опустошения и разорения – в пределах твоих; и будешь называть стены твои спасением и ворота твои – славою.

19. Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны – светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой – славою твоею.

20. Не зайдет уже солнце твое, и луна твоя не сокроется, ибо Господь будет для тебя вечным светом, и окончатся дни сетования твоего.

21. И народ твой весь будет праведный, навеки наследует землю, – отрасль насаждения Моего, дело рук Моих, к прославлению Моему.

22. От малого произойдет тысяча, и от самого слабого сильный народ. Я, Господь, ускорю совершить это в свое время.

Ст. 18 представляет Сион сильною огражденною от всякого нападения крепостью (ср. XXVI, 1 – 2, и 19; XXXIII, 20– 24; XXXV с примеч.). Среди его жизнь правды и добра, отсутствие зла и насилия (Ср. Откр. 21:4).

Ст. 19–20 пророчествуют о полном совершении Божиих предначертаний, когда, говоря словами Откровения, „город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне.... ибо слава Божия осветила его, и светильник его Агнец“ (Откр. 21:23). Дни сетования, дни пребывания в болезненном смертном теле окончены; в теле преобразованном, просветленном, духовном (1Кор. 15:40,44,51–55) нет места скорби: „поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц“ (Ис. 25и наши пр. ср. Откр. 7:17, 21:4).

Ст. 21–22 обнимают весь период от основания Церкви Христовой до скончания веков. Как понимать слова, что праведный народ „навеки наследует землю“, это – тайна, нам вполне нераскрытая.

Мы оставляем в стороне вопрос о миллениуме, весьма занимающем западных богословов, который, по их мнению, должен предшествовать последнему великому судному дню. Господу одному это известно (Ср. Деян. 1:6–7). Мы же да творим во смирении повеленная нам Господом. А Господь не оставит великий народ свой, создавшийся из слабого общества Христианского после воскресения Господа.

Главы шестьдесят первая и шестьдесят вторая

В обеих этих главах глаголет вторая Ипостась Святой Троицы, Господь воплощенный, Еммануил, которого будущее явление в мире проповедует Исаия в ряде глав. (См. VII, IX и XI, и с особенною ясностью, начиная с XL главы, в XLII, XLIX, LIII; см. прим.).

Глава LXI начинается словами, которые, как мы знаем из Ев. Луки 4:18, Господь Иисус Христос прочитал вслух в синагоге Назарета, прибавив (ст. 21): „ныне исполнилось писание сие, слышанное вами“. Итак, этими пророческими словами, произнесенными Исаией по повелению Духа Божия, начинается проповедь любви Богочеловека1776.

В первых трех стихах гл. 61 Господь глаголет, что Он восприял на Себя образ человеческий, ради любви к своему созданию, ради восстановления правды, ради утешения скорбящих и ради дарования человечеству надежды на лучшее будущее.

В ст. 4 – 5 Господь указывает на улучшение и временной жизни и на привлечение к Нему и к церкви Его всех народов земли.

В ст. 6–11 Господь указывает Христианам, что им принадлежит название „рода избранного, царственного священства, народа святого“ (1Пет. 2:9), которое должно было принадлежать всему народу Израильскому (Исх. 19:6), но которого он оказался недостойным и которое передается „верующим во имя Его“, которым принадлежит и именоваться и быть „чадами Божиими“ (Ин. 1:12). Как таковые, они пользуются особым покровительством Божиим и число их множится на земле.

Великой радостью будут радоваться они о Господе и великою славою увенчаны будут, да славится имя Господне во веки (ст. 10–11).

В 62-ой главе речь продолжается от имени воплощенного Господа.

Возглаголет Он и не умолкнет, доколе не воссияет свет на земле, и доколе не познают люди правду, и доколе не возрадуется Творец земли творению Своему (ст. 1–5).

В ст. 6–9 повелевается и посланным Им и поставленным Им на стражу не умолкать, доколе не утвердится на земле царствие Божие, спокойствие и радость о Господе.

В ст. 10 – 12 Господь повелевает им же уравнивать и улучшать пути к Господу народа Его, поднять Его знамя, немолчно глаголать, что грядет Спаситель и с Ним суд и награда тем, которые искуплены Господом, названы народом святым и которые собраны в град новый Иерусалим, град взысканный милостию Всевышнего.

* * *

1765

Ср. параллельн. прор. Исаии, напр. Ис. 40:5, 41:27, 49:13, 51:11,16, 52след. с прим. Ис. 54:12 с прим.

1766

Песнь 9-я Ирмос. (См. в изд. 1875 Богослужебные каноны проф. Ловягина, стр. 73). Ср. указ. на это сближение и в толков. паремий Еп. Виссариона (1890) стр. 292 и в толк. Спб. Дух. Ак. стр. 885.

1767

Канон начертан Иоанном Дамаскиным († в 756 г. в глубокой старости).

1768

Passim; ср. в особ. Ис. 8с примечаниями.

1769

Ср. наши прим. в изуч. Ев. Иоанна ч. I, стр. 451–452.

1771

См. у Шлоссера т. III, (изд. 1862 г.) стр. 454 и следующие; „характер Римской жизни в период пунич. войн“.

1772

См. в Песн. 8:8–14 и см. наши замечания в 4 т. Св. Летописи ч. I, стр. 333–334.

1773

Комм. Спб. Дух. Акад. (стр. 890) указывает на предание, по которому св. Крест Господа Иисуса был сделан из этих негниющих дерев с хребта Ливана.

1774

Это вспоминает первомученик Св. Стефан в речи своей Деян. 7:49,50.

1775

Ср. в Пс. 44„вместо отцов твоих, будут сыновья твои“ и см. наши зам. в 4 т. Св. Лет. ч. I, стр. 236.

1776

По Ев. Луки событие в Назаретской синагоге следует непосредственно за искушением (Лк. 4:13–16). Заметим, что чудо в Кане в Ин. 2 было до начала проповеди; ср. Ин. 2и прим. в наш. изучении этого Евангелия.


Комментарии для сайта Cackle