Георгий Константинович Властов

Глава LXII

1. Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдет, как свет, правда его, и спасение его как горящий светильник.

Все почти комментаторы1788 согласны в том, что говорящий есть Отрок Господень, „за преступников сделавшийся ходатаем“ (Ис. 53:12), который глаголет и в LXI главе. Но существует и другое мнение (см. напр. Еписк. Петра ч. II, стр. 301), что говорящий „доколе не взойдет правда“ есть совокупность предстоятелей и учителей Церкви, которые умолкнут, когда правда воцарится. Но обратим внимание на то, что Св. Иоанн Богослов говорит в 1Ин. 2что „мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа праведника“, Который Сам сказал ученикам Своим: „не оставлю вас сиротами“ (Ин. 14:18) и „Я с вами во все дни до скончания века“ (Мф. 28:20). Поэтому мы и понимаем ст. 1 главы 62-ой как обетование Мессии, Отрока Господня, не оставить нас сирыми, а ради горнего Сиона и нового Иерусалима (на которых должна проявиться слава Божия, свет и правда и спасение, как знамя для всех народов)-Он обещает нам не умолкнуть, а глаголать к нам до скончания века и в священных книгах Нового Завета и в таинствах и в чудесах, и в словах святых его, и в тайниках души тех, кои с верою вопиют к Нему. Умолкнет на исчезнувшей земле (Евр. 1:11) глас Господа лишь тогда, когда, по выражению Апостола, „мы увидим Его лицем к лицу“ (1Кор. 13:12), и рабы Божии „узрят лице Его“ (Откр. 22:4).

Поэтому утешающий глас есть глас Самого Господа, обещающего глаголать нам чрез Утешителя Духа Святого, наставляющего на всякую истину (Ин. 16:13).

С 2-го стиха по 6-ой (кроме последних слов стиха 6-го) речь обращена к Иерусалиму.

2. И увидят народы правду твою и все цари – славу твою, и назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Господа.

3. И будешь венцом славы в руке Господа и царскою диадемою на длани Бога твоего.

4. Не будут уже называть тебя „оставленным“, и землю твою не будут более называть „пустынею“, но будут называть тебя: „Мое благоволение к нему“, а землю твою – „замужнею“, ибо Господь благоволит к тебе, и земля твоя сочетается.

5. Как юноша сочетается с девою, так сочетаются с тобою сыновья твои; и как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой.

6. На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днем, ни ночью 1789 ...

Новый Иерусалим есть Церковь Господа и Спаса нашего на земле; к нему шли народы, потому что в этой церкви видели правду – единственную абсолютную правду, светящую на земле. Новое имя, которое восприяли члены этой церкви, было Христиане (Деян. 11:26); новое знамя этой церкви было Крест; слава этой церкви были благодатные дары Духа Святого; местопребывание этой церкви не ограничивалось землею, ибо, как говорит Апостол Христианам (Евр. 12:22–29): „вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов; к торжествующему собору и церкви первенцев написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства. И к ходатаю нового завета Иисусу“.

Это место послания к Евреям служит лучшим комментарием на читаемое место прор. Исаии. Вот почему в стихе 3-м и назван новый Иерусалим венцом славы и диадемой на длани Господа. – В стихах 4 и 5 мы опять встречаем намеки на мысли, высказанные в Псалме 44, в Песни Песней и в Еф. 5:25,32, которые все связуются между собою единым образом: Жених есть Господь, Израиль был неверною женою, новая Церковь Христова, омытая кровию Агнца, есть чистая непорочная Невеста Христова. Только бесконечная любовь Творца могла создать такой союз между Творцом и его творением, который подымает полуживотное человека до духовного общения с Творцом. Любовь есть огонь пылающий; если в земной жизни он загорается как временное услаждение между мужем и женой, то он есть только малое преобразование той радости, которую воспринимает душа, когда Творец призовет ее к общению с Собою, вечною благостию и мудростью и правдою.

Первая часть стиха 6-го говорит о том, что благость Божия „на стенах Иерусалима поставила неумолкающих сторожей“, избранных Божиих, которым поручено напоминать своим братиям, что цель человека-вечная жизнь.

6............ … О, вы, напоминающие о Господе! не умолкайте,

7. не умолкайте пред Ним, доколе Он не восстановит, и доколе не сделает Иерусалима славою на земле.

Мы отсылаем к нашему примечанию к 1 стиху этой главы, по поводу того, что Господь не умолкнет доколе не „узрим лице Его“ (Откр. 22:4). Господь глаголет и устами „напоминающих о Господе“. Мы знаем из 1Кор. 13:8, что будет время, что „пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится“, но „никогда не перестанет любовь“.

„Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя“ (Ис. 49:15). Не умолкайте глаголать о милосердии Божием призванные глаголать пред Ним.

8. Господь поклялся десницею Своею и крепкою мышцею Своею: не дам зерна твоего более в пищу врагам твоим, и сыновья чужих не будут пить вина твоего, над которым ты трудился;

Очевидно, что пророк указывает на отмену наказаний, назначенных Израилю за отступничество во Втор. 28:33: „плоды земли твоей и все труды твои будет есть народ, которого ты не знал“, Втор. 28:39: „виноградники будешь садить и возделывать, а вина не будешь пить“. Все это и совершалось неоднократно над Израилем и Палестиной во время нашествия войск Ассирийских, Вавилонских, Египетских, Сирийских и Римских1790. Но при наступлении новой эры, нового царства, новой жизни ветхозаветные наказания отменяются, ибо самое царство нового Израиля получает новое значение и объемлет всю землю, дарованную Господом человеку. Мы увидим, что следующий стих переносит нас в новый мир.

9. Но собирающие его будут есть его и славить Господа, и обирающие виноград будут пить вино его во дворах святилища Моего.

Сион есть Церковь Христова, а под пшеницею и вином Сиона (как указыв. Комм. Спб. Дух. Ак. стр. 902) согласно блаженному Иерониму „здесь разумеются тело и кровь Христовы, от ко торых приобщаются лишь принадлежащие к церкви“1791. Только славящие Господа, которым „Он дал власть быть чадами Божиими“, которые „приняли Его и уверовали в Него“ (Ин. 1:12), те будут питаться этим небесным хлебом, который дает жизнь миру1792. Выражение „будут пить вино (его) во дворах святилища Моего“ указывает на священное таинство Евхаристии.

10. Проходите, проходите в ворота, приготовляйте путь народу! Ровняйте, ровняйте дорогу, убирайте камни, поднимите знамя для народов!

Ср. „приготовьте путь Господу“.... (Ис. 40:3) „равняйте путь, убирайте преграду с пути народа Моего“ (Ис. 57:14). „Вот Я подниму руку Мою к народам и выставлю знамя Мое племенам, и принесут сыновей твоих на руках и дочерей твоих на плечах“ (Ис. 49ср. 11–12).

Величественный восстает пред нами образ народов, идущих к счастью вечной жизни одними вратами, к Тому, который глаголал: „Аз есмь дверь“! (Ин. 10:9). Но чтоб придти к Нему, надо идти не широким путем животных страстей, а тесными вратами обуздания своего я и сосредоточения всех духовных сил своих на одной цели-достижения царствия Божия, как единого блага (Мф. 7:13–14 и Мф. 13:45–46 притча о жемчужине).

Вот Господь взывает к посланным Его: равняйте дорогу, убирайте камни с пути, поднимите Мое знамя для всех народов! Пусть идут ко Мне!

11. Вот, Господь объявляет до конца земли: скажите дщери Сиона: грядет Спаситель твой; награда Его с Ним и воздаяние Его пред Ним.

12. И назовут их народом святым, искупленным от Господа, а тебя назовут взысканным, городом неоставленным.

Ст. 11 сравни с торжественным входом Господа в Иерусалим (Мф. 21и след.) с Ис. 40:9–10; с Зах. 9:9. Это событие есть начало всемирной проповеди всей земле: „грядет Спаситель твой“! И будет еще момент, когда чада Божии уже с вечною радостью встретят Спасителя и Судию своего в последний день. Он Первый и Последний, „награда Его с Ним и воздаяние Его пред Ним“.

В ст. 12 граждане Сиона и нового Иерусалима, которые суть Христиане, составляющие Церковь Божию, называются народом святым (1Пет. 2:9), как указывало пророчество гл. LXI, 6 (см. прим.); „искупленным дорогою ценою“ (1Кор. 6:20) „кровию Агнца, закланного зa нас“ (Откр. 5:9), „Который и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле“ (Откр. 5:10) – на земле обновленной и украшенной, на которую сходит новый святый град Иерусалим (Откр. 21:1–2). К этому новому, просветленному Иерусалиму и относятся последние слова ст. 12: „тебя назовут взысканным, городом неоставленным“.

* * *

1788

Так Коммент. Спб. Дух. Ак. стр. 819; так и Кей к Speak. Comm. с оговоркою, о которой мы говорим в тексте. Так понимают это место (по указанию Кея) Таргумы, Кимхи и друг.

1789

Окончание стиха см. ниже.

1790

По всей вероятности, и Персидских и Македонских.

1791

Со ссылк. На Ин. 6и Евр. 13:10.



Источник: Священная летопись / Георгия Властова - Том V. : Пророк Исаия. – Санкт-Петербург : Тип. Глазунова, 1898. – 926 с.

Вам может быть интересно:

1. Простые краткие поучения. Том 1 протоиерей Василий Бандаков

2. Sermons – Dormition Of Mother Of God Антоний, митрополит Су́рожский

3. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том III – Вата, монах профессор Александр Павлович Лопухин

4. Послания – Послание 200(388). Чаду Геннадию преподобный Феодор Студит

5. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Кирилл, Митрополит Киевский митрополит Евгений (Болховитинов)

6. Библейская энциклопедия – Шелемияга архимандрит Никифор (Бажанов)

7. Собрание сочинений. Том 3 – Речь Благочестивейшему Государю Императору АЛЕКСАНДРУ АЛЕКСАНДРОВИЧУ, произнесенная при посещении Его Величеством Спасова Скита, 11... архиепископ Амвросий (Ключарев)

8. Священная история Андрей Николаевич Муравьёв

9. Слова и речи. Том II – Слово в день Преподобного Сергия митрополит Никанор (Клементьевский)

10. Письма – 488. Ответ на поздравление с праздником преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

Комментарии для сайта Cackle