Источник

Глава LXV

1. Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня: „Вот Я! вот Я“ – говорил Я народу, не именовавшемуся именем Моим.

Именем Господа в ветхом завете мог именоваться только один народ, который назван „народом удела Божия“ (Втор. 4:20), „народом святым у Господа Бога, которого избрал Господь Бог, чтобы быть собственным Его народом из всех народов, которые на земле“ (Втор. 7:6). Все другие народы, „которым Бог попустил ходить своими путями“ (Деян. 14:16) и которые не удостоились откровений Божиих, суть те, о которых говорит пророк под именем не вопрошавших и не искавших Господа. И к этим народам, которые не знали святейшего имени Иеговы (вечно живущий), Господь простирает руки Свои, как милосердый Отец, говоря: „Вот Я“, и вы мои дети! приидите ко Мне тоскующие по правде, сидящие в стране и тени смертной,-свет воссияет вам1816; вам верующим будет присвоено право именоваться чадами Божиими1817 к вам теперь простираю Я руки1818.

2. Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям, –

3. к народу, который постоянно оскорбляет Меня в лице, приносит жертвы в рощах, и сожигает фимиам на черепках,

4. сидит в гробах, и ночует в пещерах, ест свиное мясо, и мерзкое варево в сосудах у него;

5. который говорит: „остановись, не подходи ко мне, потому что я свят для тебя“. Они – дым для обоняния Моего, огонь, горящий вcякий день.

По сравнению ст. 1 с стихом 2 мы видим, что Господь, укоряя Израиля в том, что, не смотря на все Его благодеяния и попечения о нем и призывы его к правде, он ожесточился и не захотел услышать милосердого гласа, призывающего его ко спасению, Господь ныне призывает все народы, всех язычников.

Страшны и тяжки обвинения против Израиля, к которому Господь „всякий день простирал руки“. Уже в I главе Исаии Господь глаголал устами пророка (ст. 14 см. наши прим.), что Ему „тяжело нести“ праздники и новомесячия иудейские с их жертвоприношениями, утратившими всякий духовный и нравственный смысл, которые при том приносились народом развратным, лживым и обагренным невинною кровию. Но, кроме общего обвинения народа в „хождении путем недобрым“, мы читаем в 3 стихе, что народ повинен в намеренном оскорблении милосердого Господа; а в стихах 3–5 изображен целый ряд идолопоклоннических обрядов и противузаконных действий, в которых был повинен народ, непокорный Богу.

Намеренное оскорбление Бога есть оскорбление Духа Святого, непрощаемое, потому что оно предполагает злонамеренное и сознательное возмущение против Отца небесного и Его повелений, открываемых человеку действием Духа Святого, „глаголавшего во пророцех“. Господь прощает кающемуся всякую вину, от слабости воли происходящую, но не прощает тому, кто свой разум ставит выше разума Божия: вот почему в стихе 2-м, говоря о народе непокорном, пророчество говорит, что он „ходит путем недобрым, по своим помышлениям“, ставя свои собственные мысли выше повелений Божиих: это и составляет обвинение стиха 3-го, в котором говорится, что непокорный народ „оскорбляет Меня в лице“.

Идолопоклоннический культ, о котором говорят ст. 3–5, заключал в себе, во-первых, жертвоприношения в садах, о которых говорили и которые обличали Осия (Ос. 4:13) и Исаия (Ис. 1:29, 57:5), с указанием мерзостей и преступлений, там совершаемых. Курения фимиама на черепках1819 или черепицах совершались у всех языческих народов. Иеремия (Иер. 19:13) указывает на каждение воинству небесному с кровлей1820.

Сидение в гробах и ночевание в пещерах, по всей вероятности, связуется с культом умерших, с древним шаманством, с магией и вызыванием теней умерших1821. Пророк Исаия (Ис. 8:19) указывал на существование в Палестине в его время этих преступных знаний и поверий.

О запрещении свиного мяса мы знаем из Лев. 11:7 (и прим. во 2 т. Св. Лет. in loco). „Мерзкое варево в сосудах“ напоминает нам не только котлы с идоложертвенным мясом, но и указание некоторых писателей об особенном вареве из разных зерен, которое приносилось в жертву Земле-Деметер, позже триформенной Гекате, (т. е. Персефоне-Гекате-Селене), как „раздающей дары“.

Весьма замечательно указание на то, что (ст. 4) ядущий свинину и мерзкое варево и совершающий языческие обряды говорит: „остановись, не подходи ко мне, потому что я свят для тебя“.

Несомненно, что мы имеем перед собою древнейший пример табу. По-видимому, совершивший некоторые языческие обряды считал себя святым, и к нему известное время нельзя было прикасаться. Мы встречаемся здесь лицем к лицу с развращающим влиянием язычества, которое не только вовлекало человека во все плотские страсти и преступления, даже до убийства своих детей (Ис. 57:5), но с этими гнусными деяниями соединяло еще гордость, так что преступник считал себя святым1822.

О всех, предающихся указанным выше преступлениям Господь глаголет: „они дым для обоняния Моего, огонь горящий всякий день“ (ст. 5 в конце). Фимиам, который повелено было приносить в скинии на жертвеннике курений (Исх. 30:10,34), назван святыней великой (ср. Пс. 140:2), которая сохраняла (Лев. 16:13) первосвященника от смерти, когда он входил зa завесу, которая в руках не первосвященника убивала незаконно приносящих (Лев. 10), а в руках первосвященника спасала народ от моровой язвы (см. Чис. 16:46–47).

Этой святыни великой противополагается здесь едкий дым греховных деяний, огорчающих Господа. По поводу слов „огонь горящий“ ср. наше примечан. на Исаии I, 31: сильный будет отрепьем и дело его искрою; и будут гореть вместе и никто не потушит.

6. Вот что написано пред лицем Моим: не умолчу, но воздам, воздам в недро их (7) беззакония ваши, говорит Господь, и вместе беззакония отцов ваших, которые воскуряли фимиам на горах, и на холмах поносили Меня; и отмерю в недро их прежние деяния их.

„У Меня отмщение и воздаяние“, глаголал Господь в последней песни Моисея, во Втор. 32:351823. В настоящем пророчестве Исаии очевидно ссылка на известное ему Второзаконие. Отмщение или „воздаяние в недро“ есть выражение, которое встречается в Псалме Асафа (Пс. 78:12) „седмикратно возврати в недро их... поношение, которым они Тебя, Господи, поносили“. Так как в настоящем пророчестве Исаии в ст. 6–7 встречается то же сочетание мыслей, о возмездии в недро поносящих Господа, то мы, кажется, в праве предположить, что и Псалом этот был известен Исаии. Кроме того, для уяснения себе настоящего значения этого выражения вспомним оборот речи, подобный этому в словах Господа: „мерою доброю... отсыплют в лоно ваше“ (Лк. 6:38). В буквальном смысле, в применении к обычаям востока, отсыпать в лоно или недро – есть насыпать даруемое зерно в мешок, который составляется из вытащенной из-за пояса верхней части нижней полотняной одежды (рубашки или хитона). И добро и зло, воспринимаемое в недро, есть счастие и несчастие сердца в переносном смысле. Пребывание в лоне (напр. Авраама, Лк. 16:22) есть пребывание близ сердца Авраамова.

О зле, утаиваемом человеком в сердце своем, так говорится в книге Иова: „если бы я скрывал проступки мои, как человек, утаивая в груди моей пороки мои...“ (Иов. 31:33). Все эти изречения, вместе взятые, достаточно выясняют значение пророчества стихов 6–7.

Господь напоминает Израилю, что Он, карающий преступления и измену, не умолчит, что время долготерпения проходит, что Господь поразить в сердце беззаконных Иудеев вместе с беззаконными отцами их, которые, отступив от Бога завета, воскуряли на горах фимиам (см. выше 3 стих) богам чуждым и поносили этими действиями Бога Всемогущего, не смотря на все Его благодеяния, и, как бы намеренно, оскорбляли Его. Им и назначается наказание, которое поразит их до глубины души их. Это наказание не преходящее, это – тоска сердца, не видящая спасения. Этому именно наказанию „в недро“ подверглись Иудеи, отвергнувшие Господа Иисуса. Пусть читают страшную повесть войны Иудейской Флавия Иосифа, чтобы понять это наказание. Из Иудеев, однако, все верующие в Господа спасены, как бы исхищенные из огня адского.

Господь, как праведный Судья, по выражению ст. 6–7: „воздаст в недро преступников их собственные беззакония и отмерит в недро их прежния деяния их“. Слова эти указывают, что Господь предает народ последствиям их собственного безумия; грех и зло не могут принести добра и покоя совершающему их; они сами несут зa собою свои наказания. Но кающихся Господь милует и „кого хочет, ожесточает“ (Рим. 4:18). Кого милует, Тому Он Заступник. Но Исаия LIX, 16, перечисляя (2–15) грехи Израиля, боится, что павшему низко народу нет заступника. (Ниже ст. 20 он видит Искупителя).

8. Так говорит Господь: когда в виноградной кисти находится сок, тогда говорят: не повреди ее, ибо в ней благословение“. То же сделаю Я и ради рабов Моих, чтобы не всех погубит.

9. И произведу от Иакова семя, и от Иуды наследника гор Моих, и наследуют это избранные Мои, и рабы Мои будут жить там.

10. И будет Сарон пастбищем для овец и долина Ахор местом отдыха для волов народа Моего, который взыскал Меня.

Три эти стиха относятся к „остатку“1824, т. е. к тем из Иудеев, которые спасутся верою.

Кисть полная соку не подлежит уничтожению, хотя висит на испорченной лозе, предназначенной, вместе с виноградником, к уничтожению: вот по-видимому значение стиха 8-го. В главе V мы видели значение песни о винограднике Божием, который принес дикие ягоды (ст. 2) и присужден к запустению и опустошению (ст. 5–6). Мы видели также связь притчи этой и с притчей о злых виноградарях (Мф. 21:33–41) и с учением Господа Иисуса о виноградной лозе, ветви которой суть верующие в Него (Ин. 15). В настоящем пророчестве Исаии, по-видимому, продолжающем пророчество гл. V о винограднике-доме Израилеве (Ис. 5:7), приговор не отменяется, но в 8 ст. наст. LXV главы указывается на милосердие Божие, не хотящее губить виновных с невиновными. Последние изображаются в виде тех кистей, в которых сохранился драгоценный сок. Стих 8 говорит о кисти этой: „не повреди ее“. Пророчество затем ясно прибавляет, что Господу не угодно всех погубить.

В видении гл. VI, ст. 13 Исаия видит, как остается от срубленного дерева корень, и святое семя возрастет на том месте, где будет запустение. „Отрасль“ этого святого семени (гл. XI) спасет „остаток“ Израиля, независимо от спасения всех народов земли. Пророчество читаемых стихов ограничивается здесь только будущностью сынов Израилевых, из которых спасутся только те, которые изображены под образом кисти виноградной, в которой не иссяк сок веры. К ним обращено и пророчество ст. 9–10, говорящее о семени Иакова, о наследнике гор Господних и о избранных, которые будут жить на горе Господней – Сионе. Это те из Израиля, которые, говоря словами Давида, „могут пребывать в жилище Господнем и обитать на святой горе Его“,-потому что „они ходят непорочно, и делают правду и говорят истину“ Пс. 14:1–2 ср. Пс. 23:3–5 („кто взойдет на гору Господню?“).

Ст. 10 в земных образах рисует картину довольства и богатства „избранных Господних“. Коммент. Спб. Дух. Ак. (стр. 918–919) указывает, что долина Саронская, лежащая к западу от Иерусалима, купно с долиной Ахорской, лежащей к востоку от Иерусалима1825, знаменуют вместе обилие богатства, которым будет окружен и пользоваться Иерусалим, как Церковь Божия.

11. А вас, которые оставили Господа, забыли святую гору Мою, приготовляете трапезу для Гада и растворяете полную чашу для Мени,–

(„Гад или Ваал-Гад, и Мени или Мануфи имена божеств солнца и луны“. Примеч. переводч. Русск. Библии в Сунод. изд. 1889).

12. вас обрекаю Я мечу, и все вы приклонитесь на заклание, потому что Я звал, и вы не отвечали; говорил, и вы не слушали, но делали злое в очах Моих и избирали то, что было неугодно Мне.

Поклонение Гаду иногда тожественно с поклонением Ваалу, как это видно из Нав. 11:17, 12:7, где эти имена соединены вместе. Впрочем мы должны сказать, что Ваал означает „господин“, и этот титул придавался божествам других названий, как напр. Ваал Фегор, Чис. 25:31826; Ваал Зебуб 4Цар. 1и друг. Но по-видимому Бел или Ваал имел множество аттрибутов, которые и чтились в разных местностях под разными именами, объединяясь в личности основного Бела Вавилонского.

Самое слово Гад означает „счастье“, как мы указывали, ссылаясь на Митр. Филарета в 1 т. Св. Лет. в примеч. на Быт. 30:11. На это же значение указывает и Ленорман в статье своей о Каабе (Lettres Assyriologiques l. V) говоря об Арабской мифологии. Там же есть указание на обыкновенное сочетание двух божеств: божества счастья с богиней, которая под разными именами была на востоке первообразом Афродиты-Персефоны. Гаду и богине этой принадлежали планеты Юпитер и Венера в астрономической обработке первоначального натуралистического культа. Из сравнения настоящего места с Иер. 44:17 можно, кажется, заключить, что под именем Мени надо разуметь богиню, называемую „богиней неба“ у Иеремии, так как ей преимущественно приносились возлияния и ей приписывались плодородие и умножение людей и животных. Таким образом, мы видим из изучаемого вами стиха 11, что Иудеи подпали сильнейшему влиянию Вавилонян, культ которых, как доказал Ленорман (l. s. tit.), распространился на всю Аравию и Сирию с некоторыми местными изменениями1827. Трапеза учреждалась божеству счастья, а возлияния делались богине плодородия и умножения богатств.

Всех этих отступников от веры в Иегову, которые не слушались гласа Господня (ср. ст. 2), когда „Он простирал к народу руки Свои“, Господь предаст мечу и закланию. Последний раз Господь взывал к народу священными устами Иисуса Христа (Мф. 23:35–39 и парал. Лк. 13).

13. Посему так говорит Господь Бог: вот, рабы Мои будут есть, а вы будете голодать; рабы Мои будут пить, а вы будете томиться жаждою;

14. рабы Мои будут веселиться, а вы будете в стыде; рабы Мои будут петь от сердечной радости, а вы будете кричать от сердечной скорби и рыдать от сокрушения духа.

15. И оставите имя ваше избранным Моим для проклятия; и убьет тебя Господь Бог, а рабов Своих назовет иным именем,

16. которым кто будет благословлять себя на земле, будет благословляться Богом истины; и кто будет клясться на земле, будет клясться Богом истины, потому что прежние скорби будут забыты и сокрыты от очей Моих.

(Ст. 13). Голодны будут отвергнувшиеся Господа, ибо (Ис. 3:1) „отнимет Господь у Иерусалима и Иуды подкрепление хлебом и водою“... „и будут (Ис. 8:21) они бродить по земле угнетенные и голодные... и озлобленные“1828.

(Ст. 14). Они будут в стыде (ср. Ис. 1:29) и сердце их будет разрываться от скорби. Едва ли нужно прибавлять, что глад и жажда духовные и скорбь, и стыд, и сокрушение духа, все это испытали отвергнувшие Христа Иудеи после вознесения Господа на небо; точно также как исполнилось и пророчество следующих стихов 15–16, ибо имя Иудей, Jew, Juif, Jude, Жид, сделалось поношением, ибо народ, как собирательная единица, перестал существовать1829. Он, как народ, убит Богом. Своих же рабов, заменивших народ избранный ветхого Завета (Ин. 1:11–12), Господь назвал другим именем, не по имени плотского родоначальника Израиля1830, а по имени Самого Бога воплощенного Христа Иисуса (ср. Деян. 11:26).

Клятва „Богом истины“ передается в Вульгате и в некоторых западных переводах выражением: „in Deo атеn“. Слово Аминь соответствует слову истина; и выражает торжественное согласие на заключенный договор, как это мы и видим во Втор. 28:14–26 (исполнение этого см. в Нав. 8:32–34), когда народ должен был, выслушав постановления закона, ответить Аминь! В ветхом завете обещано спасение, совершившееся в новом, когда „Бог, глаголавший в пророках, в последние дни глаголал нам в Сыне“ (Евр. 1:1–2): „ибо все обетования Божии в Нем да, и в Нем аминь“ (2Кор. 1:20). Потому переводы, заменяющие слово „истина“ словом „аминь“, заслуживают внимания, как указывающие связь обетований с выполнением. Но и тот и другой переводы дают одну и ту же мысль: (ст. 15 –16 Исаии) Господь назовет рабов Своих иным именем, которое принесет им благословение Бога, который есть абсолютная истина; а клятва может быть только утверждением того, что клянущийся говорит перед Богом истины1831. Потому то Господь Иисус Христос и сказал (Мф. 5:34–37): „не клянись вовсе... но да будет слово ваше да, да; нет, нет“. Простое утверждение истины в устах Христианина, памятующего, что он стоит перед Богом, заменяет всякую клятву. Нет нужды произносить клятву тому, кто памятует, что „диавол есть отец лжи“. (Ин. 8:44).

Перед пророком, хотя в неясных еще очертаниях, но восстает мир Христианский: древния, ветхозаветные скорби забыты, Господь сглаживает их и предает забвению... см. след. стих.

17. Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце.

„Творю“ глаголет Господь, приуготовляя Царствие Божие, начало которого полагается тем „краеугольным камнем, который есть Иисус Христос“1832, Оно должно расти и овладеть миром, а полную славу его и полное совершение пророчества видит в Откровении Св. Иоанн Богослов, говоря: „и увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали“1833.

В прежних пророчествах Исаии, как напр. Ис. 51:16 также указано постепенное устроение царствия Божия: „покрою тебя, чтоб устроить небеса и утвердить землю“, ибо, как сказал Сам Господь: „не приидет царствие Божие приметным образом“ (Лк. 17:20)... но сказал Он далее о пришествии Своем, о страшном дне судном, что „как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой“ (Лк. 17:24).

Мы знаем, что „кто во Христе, тот новая тварь“ (2Кор. 5:17); что человек постепенно благодатию Божиею преобразуется из душевного в духовного человека (1Кор. 15:44–57) и что „мы по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда“ (2Пет. 3:13). И так, до великого дня судного Господь Бог „творит новое небо и новую землю“, возращая в бесконечных миллионах душ человеческих,-составляющих вечно текущую реку жизни существ, сотворенных по образу и подобию Божию, – благодатное семя, слово Божие, из которого должно вырастать царствие Божие, в котором вечный покой, свет, счастие и радость для этих существ, одаренных искрой Божественного разума1834. Слабость человека главнейше заключается в пристрастии и привязанности к видимому, преходящему миру и к плоти своей. Развитие в сердце человека царствия Божия начинается с любви к Богу и любви к ближнему своему. С той минуты, когда любовь к Богу и ближнему станет сильнее любви к себе и к миру с его ложным счастием, начинается развитие царствия Божия, „которое (прежде всего) внутри вас“, как сказал Господь (Лк. 17:21). Это состояние души, отрешающейся от мира, изображено Господом в притчах о жемчужине и о скрытом в поле сокровище, для приобретения которых человек отдает все, что имеет (Мф. 13:44–46). К этому состоянию души должно придти и приидет все человечество, ибо все бедствия и неурядицы общественного строя жизни, начиная с древнейших, известных нам народов, все без исключения были основаны на жадности к богатству и овладении им некоторыми лицами в ущерб многим1835. Только Христианство указало путь счастья – „приобретения царствия Божия богатством неправедным“, – раздачею его (Лк. 16с Мф. 19:21). Но если это сознание проникнет навсегда в сердце человеческое и будет служить основанием общества, то очевидно среда будет готова для образования того человека, который по слову Апостола считает себя „странником и пришельцем на земле“ (Евр. 11:13–14) и ожидает лучшей жизни. В видении настоящего пророчества, пророк Исаия, провидя новую жизнь, провидит и то чувство, которое в Христианине является ранее открытия новой жизни, говоря: „прежние (небо и земля) уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце“.

18. А вы будете веселиться и радоваться во веки о том, что Я творю: ибо вот, Я творю Иерусалим веселием и народ его радостью.

19. И буду радоваться об Иерусалиме и веселиться о народе Моем; и не услышится в нем более голос плача и голос вопля.

20. Там не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих; ибо столетний будет умирать юношею, но столетний грешник будет проклинаем.

21. И будут строить домы и жить в них, и насаждать виноградники и есть плоды их.

По поводу всех этих стихов мы прежде всего приведем прекрасную выписку комментария Спб. Дух. Акад. (стр. 924) из блаж. Иеронима, который говорил: „Все это Иудеи понимают чувственно, что Иерусалим и города Иудейские будут восстановлены по-прежнему. Если мы согласимся с ними, то пусть они выслушают, что это обещается не только Иерусалиму, но и Содому, по слову Иезекииля“ (Иез. 16:55).

Для удобства наших читателей мы приведем здесь подлинные слова Иезекииля ХVI, 55: „И сестры твои (слова Господа обращены к блудной жене изображающей Израиля) Содома и дочери ее возвратятся в прежнее состояние свое; и Самария и дочери ее возвратятся в прежнее состояние свое; и ты, и дочери твои возвратитесь в прежнее состояние ваше“.

Очевидно, что читаемые нами стихи главы 65-й Исаии имеют не материальное, а глубокое духовное пророческое значение, хотя мы не можем не оговорить, что понимание их представляет трудности.

В стихе 18 Господь говорит, по русскому переводу1836, что „Он творит Иерусалим веселием, и народ его радостию“,– хотя в Слав. переводе сказано: „творю веселие Иерусалиму, и людем Моим радость“. Различие, как видно в том, что в Слав. Господь творит веселие и радость граду Иерусалиму и людям его, а по смыслу русского и западных переводов Господь творит Иерусалим веселием (для всех, для всего мира) и народ его радостию (для всего мира). Мы держимся последнего перевода, который отвечает мысли 17-го стиха, что Господь творит новое небо и новую землю. Мы видели в изучении стиха 17-го, что царствие Божие должно расти и распространяться по земле и уловлять души всех людей, даже до великого дня судного: центром же, из которого исходят лучи света и радости всему миру и веселия всем народам, должен быть Иерусалим- колыбель Христианства, а рабы Господни суть ученики Его, Апостолы Господни и все Христиане, названные „народом Божиим“. Мир воплощенных в теле душ еще продолжает свое существование, но он приступает в лице всех народов (Ис. 2:2–3), по словах Апостола (Евр. 12:22–24) „к горе Сиону и ко граду Бога живого“....

Стих 19 указывает на мир душевный, на радость духовную, составляющие сокровище вечное1837. „Отрет Господь Бог всякую слезу“1838. Если и останется слеза, то та слеза покаяния и печали по Боге, которая приводит ко спасению; а не та слеза и печаль по мирском, которая производит смерть (2Кор. 7:10). Слеза печали по Боге неизменно ведет к тому миру и той радости, которые обещаны Богом.

Стих 20 – наиболее трудный из читаемых нами стихов; во всяком случае он указывает на земную жизнь, хотя озаренную высшим светом и идущую неуклонно к горе Господней, к святому развитию, но в которой есть и тени греха и смерть земная. Чрезвычайно любопытно, что мы в книге Премудрости Соломона1839 находим, по-видимому, развитие мысли пророка Исаии или комментарий на 20-й стих этой главы Исаии в словах (Прем. 4:7–9): „Праведник если и рановременно умрет, будет в покое, ибо не в долговечности честная старость-и не числом лет измеряется. Мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь-возраст старости“.

По-видимому пророчество стиха 20-го – лучшее объяснение получает в словах Апостола Павла в IV главе к Ефесеянам, который говорит о достижении Христианами „полного возраста Христова“ (ст. 13), что и составляет „полноту дней каждого из нас“. „Когда же созреет плод, Господь немедленно посылает серп, ибо настала жатва“ (Мк. 4:29).

Таким образом и объясняются слова пророчества, что нераскаянный грешник, хотя бы и старец, будет проклинаем; но для тех, которые „достигли полноты дней своих“, „полного возраста Христова“, нет различия между малолетним и старцем, ибо последний, сохранив юное, отзывчивое к добру сердце и смиривший и умаливший себя, как дитя, приемлется, как и малолетний в царствие Божие. Ср. „Если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в царство небесное“ (Мф. 18:3–4)1840.

В ст. 21 мы читаем пророчество о том строе жизни, о котором мы говорили выше в пр. на ст. 17, и который может установиться среди людей только высоко развитых и глубоко проникнутых сознанием, что богатства мира сего ничто, и что имущие суть „верные и благоразумные домоправители рабы Господни“ (Мф. 24:46; Лк. 12:42–44).

Следующие стихи уясняют значение предыдущих, сопоставляя „жизнь отчужденных от жизни Божией“ (Еф. 4:18) и жизнь „обновленных духом“ (Еф. 4:23).

22. Не будут строить, чтобы другой жил, не будут насаждать, чтобы другой ел; ибо дни народа Моего будут, как дни дерева, и избранные Мои долго будут пользоваться изделием рук своих.

23. Не будут трудиться напрасно и рождать детей на горе; ибо будут семенем, благословенным от Господа, и потомки их с ними.

24. И будет, прежде нежели они воззовут, Я отвечу; они еще будут говорить, и Я уже услышу.

Прекрасную мысль дает Шмидер по поводу стиха 22-го. Указывая, что в те дни покоя и счастья человек будет жить на земле не только так долго, как дерево, но и до полного, как оно, развития всех природных сил своих; он прибавляет в объяснении конца стиха 22-го, что в пророчестве этом есть еще обещание, что „как не будет рановременно умерших людей, так не будет и недоконченных человеческих начинаний. Каждый человек внесет в жизнь общую все, что Господь даровал ему; он выживет жизнь свою сполна“ („ Jeder Mensch wird sich ganz ausleben) „и вполне исполнит дела своей жизни“.

Действительно одна из великих печалей нашей настоящей жизни это горе – видеть невозможность докончить начатое доброе и общеполезное дело, предприятие или сооружение, с примесью и страха, что даже оконченное и устроенное может быть вскоре разрушено волею другого. Мы видели уже это грустное чувство в Екклезиасте, восклицающем (Еккл. 2:17–19) „и возненавидел я жизнь.... и возненавидел я весь труд мой, которым трудился под солнцем, потому что должен оставить его человеку, который будет после меня. И кто знает, мудрый ли он будет или глупый“1841? В наст. пророчестве слова: „избранные Мои долго будут пользоваться изделием рук своих“ отвечают на боязнь Екклезиаста. Человек, удостоившийся быть избранным, удостоится и радости видеть, что его разумный, в благоговении и страхе Божием предпринятый труд, принесет ту пользу, которую он ожидал, начиная его.

„Не будет он трудиться напрасно“, продолжает стих 23-й, дарующий и другое обетование, что в Церкви Христовой и дети будут рождаться на радость, а не на горе, как бывает часто ныне и в материальном и в нравственном отношении. Обетование это, по-видимому, связуется и с пророчеством о совершении дел, задуманных человеком.

Стих 24-й исполняется в слове Господнем: „Отец ваш небесный знает, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него“ (Мф. 6:8,32).

25. Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею; они не будут причинят зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь.

Первое значение, которое надо признать за этим стихом, есть символическое, нравственное; звери знаменуют здесь людей, возсозданных всеочищающею кровию Христа и благодатию Святого Духа. Но сопоставляя с этим местом Ис. 11:6–9 и Рим. 8:19–22 и наше зам. в 1 т. Св. Летописи на текст Бытия 1:30, где сказано, что вначале всем зверям земным предназначена была растительная пища1842, мы смеем думать, что Господу угодно, чтобы во времена, Ему лишь известные, вся жизнь земли и обитающих ее животных изменилась.

Указание на змия, ядущего прах земной, есть повторение глагола Божия в Быт. 3:14. (Ср. наше пр. в 1 т. Св. Лет.).

* * *

1816

Ис. 9:1–2 и прим. Ср. Мф. 4:16.

1818

Ср в Рим. 10:19–21 и ссылки на Втор. 32:21 и на читаемое место Исаии.

1819

Западные переводы дают чтение „на кирпичах“ или на кирпичных алтарях. Комм. Спб. Дух. Акад. (стр. 916) указывает на обычай Ханаанских народов возжигать фимиам на древних памятниках, известных под именем мегалитических.

1820

Ср. Соф. 1:5; и ср. реформу Иосии и уничтожение языческих обрядов, введенных Манассией в 4Цар. 23:5,8.

1821

Ср. видение Ендорской волшебницы 1Цар. 18 и 4 т. Св. Лет. ч. I, стр. 105–108.

1822

Ср., что мы говорили о публичных женщинах, носивших имя Кадеша (посвященная или освященная) в 1 т. Св. Лет. примечания на Быт. XXXVIII, 15; и Втор. XXIII, 2–3; 17–18.

1823

См. эту цитату в Рим. 12и Евр. 10:30.

1825

Ср. о Сароне Ис. 33и в 4 т. Св. Лет., ч. II, стр. 25. Это приморская равнина, отделенная отрогом Кармила от долины Ездрелонской. Долина Ахор упомянута у Нав. 7:24, между Иерихоном и Гайем.

1826

Мы просим посмотреть примечание на это место в 3 т. Св. Летописи. Фегор или Пеор было не только имя долины, но это быдо имя собств. бога, оно означало (Мишна и Талмуд) открытие стыда; блаж. Иероним называет его Приапом. См. еще наши замечания на Исаия XLVI, 1–2 со ссылками на мног. уч. авторитеты.

1827

Как издавна было сильно на Палестину влияние Месопотамии и в особенности Вавилона, из которого вышел и Ассирийский пантеон, видно из истории патриарха Иуды и Фамари см. в 1 т. Св. Лет. прим. 14, 15 в 16 на Быт. 38.

1828

Ср. пр. in loco.

1829

Ср. в нашем Опыте изуч. Ев. Иоанна зам. на Ис. 19на слова: „не имамы царя токмо Кесаря“ (ч. II, стр. 184–186).

1830

Ибо „не плотские дети суть дети Божии“ (Рим. 9:8).

1831

См. Ин. 8„И рече им Иисус: начаток, яко и глаголю вам“. Ср. наше объясн. в Оп. изуч. Ев. Ин. ч. I, стр. 326, „Я то, что Я говорю вам, Я слово, Я истина“.

1833

Откр. 21:1. Ср. ветхозаветное откровение в Пс. 101:26–28.

1834

См. подробнее в 1 т. Св. Лет. примечания на Быт. 1:26–28 и Быт. 2:7–9,15–25.

1835

История городов Греции и история Рима дают разительные примеры этого развития общества. То же повторяется и в наше время. Во времена римских императоров измученные неправдой бежали в Христовы оазисы из этой пустыни. Мы еще просим просмотреть главу VII вступления в 1 т. Св. Лет. (в 1 изд. стр. 111). См. „развитие, охватившее мир во имя Сына Божия не допустит ужасающей нужды масс“...

1836

Так перев. в Англ. узак. текста Библии; и в немецк. переводе Лютера и в Вульгате: „creo Ierusalem exsultationem“...

1837

Ср. „мир Мой оставляю вам“... Ин. 14:27 и см. в нашем изуч. Ев. ч. II, стр. 61.

1838

См. выше Ис. 25(Ср. Ис. 35:10) и см. Откр. 7:17, 21:4.

1839

Относимой Фарраром прибл. к 50-му году по Р. Хр. См. вступление Фаррара (в дополнительном издании в Speaker’s Comm. под назв. Apocrypha , edited by Wace, два тома Lond. 1888) к книге Премудр. Соломона vol. I, р. 420–422.

1840

Ср. Pимл. 6:4.

1841

См. в 4 т. Св. Летописи „Екклезиаст“ ч. 1, глава XIV, стр. 356 – 372. Но см. в особ. стр. 360–364.

1842

То же предание сохранялось и у древних. См. сс. на Виргилия.


Источник: Священная летопись / Георгия Властова - Том V. : Пророк Исаия. – Санкт-Петербург : Тип. Глазунова, 1898. – 926 с.

Комментарии для сайта Cackle