Источник

Отдел второй

IV. Возобновление обители после пожара и период постепенного благоустройства и процветания оной (с 1693 по 1857 год)

С XVIII столетия история Задонского Богородицкого монастыря становится более замечательной.

Из монастырского синодика (диптиха) видно, что с 1693 по 1697 год настоятельствовал в Задонской обители заботливый игумен Трифон. Им сооружена была вторая деревянная церковь Владимирская на месте прежней сгоревшей, и прочее монастырское сгоревшее строение также было возобновлено «деревянным зданием». По прошествии же 44 лет деревянная постройка вся значительно обветшала от времени и требовала снова поправки, а с умножением числа братии небольшая деревянная церковь казалась уже малоудобной к совершению в ней богослужений. Вследствие этих причин заботливый настоятель игумен Евфимий II (в схиме Евсевий) в 1736 году приступил к делу, и его старанием была построена на месте второй деревянной первая каменная с двумя приделами церковь; главный престол освящен был в 1741 году в прежнее наименование Сретения Богородичной иконы Владимирской, а приделы правый – в честь Рождества святого Иоанна Предтечи, левый же – во имя Евсевия, епископа Самосатского. Этим же игуменом устроена на запад передняя часть ограды каменная, в ней – ворота, ведущие внутрь монастыря; против соборной церкви сооружена была каменным же готическим зданием колокольня, примыкавшая передней стороной к означенной ограде; внутри оной в первом этаже устроен был храм во имя святителя Николая; по обе стороны колокольни построены о двух этажах кельи с кладовыми для настоятеля и казначея; приобретена ризница и утварь престольная35. От всего этого остались: серебряный напрестольный крест со святыми мощами, Евангелие, ветхая стена и башня на северо-западном углу ограды, близ вновь устроенного (1862 год) уездного училища, на месте Колыванского подворья36.

Много способствовало улучшению Задонской обители усердие благочестивых поклонников. По преимуществу казаки войска Донского оказывали свое усердие к Задонскому монастырю37, внутри коего даже покоится тело бригадира Ивана Васильевича, старшего сына атамана войска Донского Василия Фролова, который, возвращаясь из Москвы через Задонскую местность в Черкасск, опасно заболел и в сем монастыре скончался в 1742 году, где, с дозволения начальства и был погребен под алтарем соборной Владимирской церкви38. Мать его по этому случаю много делала пожертвований на украшение обители Задонской. Между прочим, две жемчужные архимандричьи митры, пожертвованные атаманшей Варварой 1 марта 1751 года, и до сих пор напоминают о расположении к сему монастырю Фроловых.

Но слава Задонской обители более возросла с именем святителя Тихона I-го Соколова, который в 1769 году в Великий пост переселился сюда, оставив кафедру Воронежскую по болезни, а более – по любви к безмятежному житию и безмолвию. Убеждение его о пользе безмолвия свидетельствуется следующими словами: «Нигде лучше человек не кается, – говорит святитель Тихон, – как в уединении. Тут все житие прошедшее собирает человек в уме и, на то смотря, по Христу воздыхает и просит милости от Него»39. Вот зрелый плод мыслей разумно изведавшего уединение.

До времени переселения сюда святителя Тихона монастырь Задонский занимал невысокое место в ряду русских монастырей и не имел большой известности. И только отрадная устная беседа святителя, деятельное вспомоществование бедным земледельцам и всем нуждающимся, назидательные и утешительные письма к лицам образованным, подвижническая скромная жизнь уже многих привлекли к сей обители. Когда же начались заупокойные моления о Святителе, гроб его сделался живоносным источником для всех, с верой приходящих в обитель Задонскую почтить память сего праведника40.

Из благоговения к святителю Христову Тихону и для назидания себя взглянем здесь на краткий очерк его благочестивой жизни.

Краткая биография святителя Христова Тихона41

Преосвященный Тихон, бывший епископ Воронежский и Елецкий, был сын бедного дьячка Новгородской губернии, Валдайского уезда, села Короцка, Саввы Кириллова. Родился он в 1724 году и при святом крещении наименован Тимофеем. Тимофей еще в младенчестве лишился своего отца. Старший сын занял место отца, и у него поселилась мать Домникия, имея на своем попечении трех сыновей и двух дочерей. При многочисленности семейства и бедности прихода у сирот часто не доставало дневной пищи, и мать много переиспытала нужды и горя с ними. При такой нищете сирота Тимофей взыскан Божиим Провидением.

В начале 1737 года императрица Анна Иоанновна повелела сделать разбор церковно-служительским детям и лишних, особенно не учившихся, отдавать в военную службу. Вследствие сего Тимофей, уже четырнадцатилетний, был отдан матерью своей в бывшую тогда при Новгородском архиерейском доме духовно-славянскую школу. Здесь, за неимением средств к содержанию, он назначен даже был к исключению из духовного звания и к определению в военную арифметическую школу. Но брат его Петр, бывший тогда причетником в Новгороде, жалея брата, просил духовное начальство о принятии его в училище, обещая при всей своей бедности давать ему содержание, и с 11 декабря 1738 года Тимофей записан был в училище, приняв фамилию Соколова42.

Вскоре после вступления в училище Тимофей лишился матери, скончавшейся в Новгороде. В 1740 году в Новгороде была устроена епископом Амвросием Юткевичем семинария, куда был переведен в числе лучших учеников и Тимофей Соколов43, в которой продолжал изучать науки до 1750 года под непосредственным руководством ученого монаха Иннокентия Могилевича, вызванного для сего из Киева. В том же 1750 году он сделан был учителем греческого языка и начал слушать лекции курса богословия у ректора Иоасафа Миткевича. 15 июля 1754 года кончил он курс учения определен учителем риторики с увольнением от преподавания греческого языка. Еще будучи учителем греческого языка, Тимофей, по склонности к духовной жизни, имел желание поступить в монашество. Но непредвиденные обстоятельства отклонили его от этой благой цели, хотя ненадолго: ибо вследствие вторичного прошения об этом, посланного в Петербург, он, по благословению Преосвященного Димитрия, архиепископа Новгородского, пострижен вместе с учителем философии Степаном Лаговским 10 апреля 1758 года, в Лазареву субботу, перед литургией, ректором Новгородской семинарии архимандритом Антониева монастыря Парфением Сопковским и назван Тихоном. Новопостриженные иноки в неделю Пасхи отправились в С.-Петербург, где Лаговский посвящен был в иеромонаха, а Тихон – в иеродиакона в Фомино воскресенье. Во время летней вакации Тихон был опять вызван в С.-Петербург и посвящен в иеромонаха.

Когда в 1758 году Стефан Лаговский, в монашестве Симон, сделан был ректором семинарии Новгородской и учителем богословия, Тихон сделан 27 августа учителем философии, а 13 января 1759 года наименован и префектом семинарии.

Преосвященный Тверской Афанасий, зная дарования, просвещение и добродетели Тихона, выпросил его у архиепископа Новгородского Димитрия в свою епархию. 20 августа 1759 года последовал из Святейшего Синода указ об увольнении его в Тверскую епархию для «определения, по рассмотрению тамошяго преосвященнаго, к лучшему пред сим, в коем находился, послушанию».

По прибытии в Тверь он назначен архимандритом Желтикова монастыря; в том же 1759 году переведен в Отрочь монастырь с определением учителем богословия и ректором Тверской семинарии. 13 мая 1761 года44, по определению Святейшего Синода, хиротонисан был Тихон в С.-Петербургском Петропавловском соборе в епископа городов Кексгольма и Ладоги, с тем, чтобы управлял Хутынским монастырем и был викарием Новгородского архиепископа.

В августе 1762 года, когда Святейший Синод для совершения коронации императрицы Екатерины II из С.-Петербурга отправился в Москву, а в С.-Петербурге во время отсутствия своего оставил синодальную контору, Преосвященному Тихону велено было председательствовать в сей конторе, и посему он переехал в С.-Петербург.

Пока Двор и Святейший Синод находились в Москве, 1 января 1763 года скончался Воронежский и Елецкий епископ Иоанникий Павлуцкий. Святейший Синод на место Преосвященного Иоанникия в епископы Воронежские представил кандидатами Варлаама, архимандрита Донского монастыря, и Симона, архимандрита Кирилло-Белозерского монастыря, особенно рекомендуя первого.

На сем докладе государыня 3 февраля 1763 года написала своей рукой: «быть епископом Воронежским викарию Новгородскому».

По возвращении Св. Синода в С.-Петербург отправился епископ Тихон на новую паству свою в конце апреля 1763 года и 14 мая прибыл в загородный Воронежский Троицкий архиерейский дом.

Но не суждено было этой епархии долго наслаждаться сим лучезарным светильником, пресладким витией, ревностным учителем, российским Златоустом. Святитель Тихон только четыре года и семь месяцев правил воронежской паствой. Истинная ревность по благочестию, энергичная пастырская деятельность ко благу Церкви Божией, заботы и огорчения, бывшие следствием различных препятствий к исполнению благих его намерений, расстроили здоровье его. Частая бессонница и тревоги начали беспокоить его и останавливать дела. Вследствие сего, еще в первый год своего служения в Воронеже, боголюбивый и ревностный пастырь вынужден был просить себе увольнения от должности – служения архиерейского.

«Как из Москвы выехал болен, – писал святитель Тихон в прошении Святейшему Синоду от 17 августа 1763 года, – так и ныне в той же болезни нахожусь, еще и паче, которую как внутрь себя, так и в голове чувствую, чего для и литургии служить, и прочих дел по должности и званию отправлять не в состоянии, ибо почасту, как кроме служения, так и в служении, обморок находил, о чем как служащие со мною, так и прочие свидетельствовать могут. Того ради, Вашему Святейшеству о сем донося, всепокорнейше прошу, дабы соблаговолено было мене от Епархии уволить, дабы мне в неотправлении должности своей, как пред Богом, так и пред Вашим Святейшеством ответа не дать, а определить в келию поблизости в Троицкую Сергиеву Лавру, на какой Ваше Святейшество порции соблаговолите». Св. Синод в ответ на эту просьбу советовал святителю Тихону обратиться к врачам за помощью в надежде, что его молодые годы помогут ему освободиться от болезни. В 1766 году 16 марта святитель послал вторичное прошение в Синод, в котором писал: «и до ныне в той же болезни нахожусь и уже в крайнюю пришел слабость, так что по своей должности и отправлять дел, которых по здешней епархии так много, и трудные, а мне, по немощи моей несносные, и служить не могу». Поэтому просил он уволить его от епархии, а если это не будет дозволено, то дозволить жить до излечения от болезни в Задонском монастыре. На эту вторичную просьбу не было никакого ответа. 23 августа 1767 года святитель Тихон, чувствуя себя еще более слабым, послал просьбу об увольнении на имя императрицы, прося вместе с тем дозволить жить ему в каком-либо монастыре Воронежской епархии и назначить какое-либо пособие для содержания. Вследствие троекратной просьбы Преосвященного Святейший Синод сделал 15 октября доклад императрице об увольнении его от епархии, предоставляя ее милости назначение пенсиона. Государыня 17 декабря изъявила согласие на увольнение Преосвященного Тихона и назначила ему ежегодно на содержание 500 рублей, а поселиться дозволить ему в каком угодно из монастырей Воронежской епархии. 3 января 1768 года получил святитель Тихон указ Святейшего Синода, увольняющий его от должности, и 8 числа сдал уже все дела и вещи, принадлежащие архиерейскому дому.

Преосвященный Тихон избрал сначала для своего пребывания в Воронежской епархии заштатный Толшевский монастырь. Сия обитель, основанная в XVII веке, находится от города Воронеж в 40 верстах (42,4 км) к северо-востоку. Она расположена вдали от селений, отовсюду окружена лесами, тогда почти непроходимыми, с восточной стороны ее протекает река Усмань. В это уединенное убежище удалился святитель Тихон. Он надеялся здесь, на свободе от дел епархиальных, на чистом воздухе и при телесных трудах, получить облегчение в своих немощах. Наступившие весну и лето он провел по-видимому с пользой, но осенью вредные испарения от окружающих болот, от самой густоты леса и от иловатой реки Усмань стали действовать вредно на его здоровье. К тому же настоятель этой обители заражен был расколом и роптал на водворение у него пастыря, который усердно хотел обратить его на путь истины.

Посему святитель Тихон принужден был в следующем 1769 году оставить Толшевский монастырь и перешел в Задонский. Близ этой обители тогда было только небольшое селение под названием слободы Тешевки, уже в 1779 году переименованной в уездный город Задонск. Климат Задонской местности, занимаемой Богородицким монастырем, был несравненно полезнее для здоровья Преосвященного Тихона. В Великий пост перешел он в эту обитель – как выше было сказано – и прожил здесь на покое около тринадцати лет.

В сем монастыре благочестивый пастырь особенно прославил себя духовными подвигами, смирением и умственными занятиями. Замечательные духовно-литературные сочинения

его (изданные в 15 томах в Москве в 1869 году), свидетельствуя о его неусыпных трудах, изливают божественный свет веры и уясняют путь спасения для всех людей45. Такая неусыпность трудов его ускорила его кончину. За год и три месяца до оной почувствовал он онемение левой щеки, левой стороны языка, левой ноги и трясение левой руки, что продолжалось до самой его приснопамятной кончины.

Незадолго до кончины свт. Тихона I приезжал навестить его Тихон III, епископ Воронежский, и целые сутки провел в монастыре, утешая болящего своими беседами при его одре.

За три дня Святитель предсказал свою кончину. В этот же день позволил он приходить к себе более близким для него людям. Последние два дня Святитель не велел никого впускать к себе. Вечером в субботу пришел к Святителю игумен Самуил I, спрашивая: не будет ли каких приказаний? Святитель Тихон открыл глаза, взглянул на него и тихо на ухо сказал, чтобы его не беспокоили и что приказания никакого нет. Видимо, наступали последние минуты его жизни, которые хотелось ему исключительно посвятить молитвенному богомыслию. Игумен, поцеловав руку Святителя, велел келейнику сказать, когда наступит кончина.

В полуночи 11 августа сделалось ему хуже, и Святитель, уже два раза приобщавшийся Святых Таин в эту неделю, просил, чтобы скорее совершили раннюю литургию, дабы еще причаститься Тела и Крови Христовых. В третьем часу по полуночи послал просить чередного иеромонаха скорее отслужить литургию, но его просьба не была выполнена. Между тем, святитель Тихон стал заметно изнемогать. На исходе 6 часа утра, когда еще не кончилась утреня, открыл на минуту очи, а потом опять закрыл их тихо – уже навеки... 13 августа 1783 года, в присутствии только четырех келейных, из коих у одного на руках была голова его, святитель Тихон скончался на 59 году от рождения.

17 августа усопшего вынесли из кельи в большую монастырскую церковь. На следующий день прибыл Преосвященный Тихон III и совершил погребение 20 числа46.

Гроб с телом усопшего руками священников перенесен под алтарь соборной церкви, где положен в обложенный камнем склеп, и над ним устроено было надгробие в форме гроба из кирпичей. На надгробии положена была медная доска с надписью, сочиненной Тихоном III: «Здесь скончался 1783 года августа 13 дня Преосвященный Тихон епископ, прежде бывший Кексгольмский, а потом Воронежский, рожденный 1724 года, пребывавший на обещании с 1767 года по смерть, показавший образ добродетели – словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою, 1783 года Августа 20-го погребен здесь».

* * *

Теперь снова приступим к последовательному обозрению монастырских зданий, кои отчасти уцелели еще и до нашего времени. С 1798 года обитель Задонская не переставала благоукрашаться не одним только внутренним строгим чиноположением, но и во внешнем своем виде вызываемыми необходимостью постройками. С этого времени почти непрерывно производились здесь новые постройки и возобновлялись прежние, как-то: каменная Владимирская церковь украсилась настенной живописью, возобновлены кровли, отделаны служебные дворы, вновь построены напротив соборной церкви, на восточной стороне, к саду, деревянные одноэтажные на каменном фундаменте кельи для настоятеля, а потом – братский каменный двухэтажный южный корпус; за ним окончены каменная ограда (вместо частокольной) и по бокам – две башни (из которых одна, на южной стороне монастыря, и доныне существует).

С учреждением уездного города Задонска с 1779 по 1802 год уездное казначейство и другие присутственные места, за неимением помещений в городе, помещались в монастырских зданиях. Из этого видно, что монастырь в конце XVIII столетия был уже не беден зданиями и что домашние средства были уже не скудны для поддержания как внутренней жизни, так и внешнего благолепия в обители.

С наступлением настоящего XIX столетия, с первых его дней, к великому утешению православного народа открылась благодатная слава святителя Тихона во многих чудесных исцелениях у его гроба, то чрез помазанием елеем от надгробной лампады, то от возложения святительской мантии47 на болящего, то от прикосновения к гробнице, скрывавшей святые мощи святителя Тихона, и особенно от панихидных молений у гроба Угодника Божия, с покаянием и с причащением святых Христовых Таин. Многие избавлялись от непредвиденной опасности одним лишь молитвенным призыванием Святителя на помощь. Так, прославлявший Господа – словом, житием, любовью, духом, верою, чистотой и смирением – явно прославляется и Отцом Небесным в нетлении и в благодатных чудесных действиях. Благодать, обильно изливающаяся от святой чудотворной иконы Богоматери Владимирской и честных мощей святителя Тихона, возбуждали усердие и расположение к Задонской обители. А постоянное большое стечение богомольцев потребовало большого числа священнодействующих и дало средства вящему благоустройству монастыря.

В 1803 году храм Богоматери Владимирской, построенный игуменом Евфимием II (в схиме Евсевием), постепенно был внутри перерасписан; против южного братского двухэтажного каменного корпуса, выстроенного в 1798 году, построен был другой о двух этажах каменный корпус в северной стороне монастыря для помещения приезжих паломников, но при построении нового летнего Владимирского храма этот корпус был уничтожен и в 1852 году на том же месте выстроен был вновь каменный одноэтажный корпус для той же цели – к размещению почетных посетителей обители.

В 1806 году архимандритом Иннокентием выстроена на восточной стороне двора монастырского новая, каменным зданием изящной архитектуры, с колоннами и украшениями в приличных местах алебастровыми фигурами, просторная братская трапезная, при ней хлебопекарня и кухня. Из этой трапезной впоследствии архимандритом Иларием устроена была теплая зимняя церковь.

15 июля 1811 года над Задонском пронесся необыкновенный ураган – как бы предвестник Отечественной войны с французами 1812 года. В это время сорвало железную кровлю с церковной трапезы; во многих зданиях монастыря выбило рамы со стеклами. А в городе много поломало садовых деревьев, пораскрывало кровли с обывательских домов, разнесло заборы и т.д.48

В 1814 году Преосвященный Антоний I представлял Святейшему Синоду, что из уважения к чудотворной иконе Богоматери Владимирской и к памяти святителя Тихона стекается большое число богомольцев разного звания из отдаленных мест России в обитель Задонскую; а при таких обстоятельствах потребна со стороны настоятеля способность как приветливой обходительности с лицами, посещающими обитель, так и в наблюдении во всем порядка и в заботе о внешнем благолепии монастыря. Это заявление епархиального владыки было благотворно в последующем времени для обители Задонской.

В 1815 и 1816 годах перестраиваются заново кельи настоятельские, построенные в 1802 году, а также братская трапезная и прочее. В 1817 году к нижнему двухэтажному каменному корпусу, выстроенному архимандритом Тимофеем, сделаны пристройки: с восточной стороны – двухэтажное каменное здание (верх – для церкви Вознесенской49, внизу – кельи для больницы), с западной стороны того же корпуса – в тождественном изящном фасаде – каменное трехэтажное здание для духовного училища (в нижнем этаже и в среднем имелось помещение для учеников, а в верхнем – для наставников).

Весьма благодетельно было возникновение в стенах Задонского монастыря этого нравственно-образовательного учреждения как для пользы государственной, так и для лиц духовного звания и юношества. Официальное открытие в задонском монастыре приходского духовного четырехклассного училища последовало после торжественного молебна с водосвятием, совершенного соборно самим настоятелем архимандритом Самуилом, славным виновником этого события, в воскресный день 26 января 1819 года50. В 1821 году комиссией духовных училищ Задонское училище сделано штатным. В 1846 году, с преобразованием всех духовных училищ в уездные (Указ Воронежской консистории 22 марта 1846 года №2091), для удобнейшего помещения Задонского духовного училища уступлено ему из братских келий еще четыре покоя. Училище сие тогда же непосредственно подчинено было Воронежскому Семинарскому правлению.

С 1844 года в память милосердия и особенного внимания, какое имел к сиротам Преосвященный Тихон I, монастырь Задонский по благословению епархиальных архипастырей принял на себя неизменную обязанность содержать на своем иждивении от 10 до 12 беднейших учеников, которые как стипендиаты именуются воспитанниками святителя Тихона. В 1848 году приобретен на содержание этих 12 бедных учеников билет опекунского совета от почетной гражданки г. Ливны Авдотьи Федоровны Небученовой в 357 руб. 15 коп. серебром, на этот билет московским опекунским советом определено не выдавать процентов до истечения 15 лет и только по истечении срока на накопившийся капитал в 714 руб. 30 коп. серебром предоставлено получать проценты на одежду и обувь. В 1851 году приобретен второй билет Московской сохранной казны от благодетельницы монастыря Екатерины Семеновны Чебышевой в 2857 руб. 15коп. серебром; итого всей суммы на этот предмет обитель имеет в государственных 4-процентных билетах 3571 руб. 45 коп. Воспитанники пользуются в монастыре помещением, одеждой и всем необходимым, за что дети благодарят пением при богослужении в воскресные и праздничные дни51.

В 1822 году Воронежским губернским начальством прибавлено к монастырю из находящейся рядом площади места в ширину 15 саженей (32 м) и в длину во весь монастырь с западной стороны для устроения на нем колокольни с гостиницами52, которые были заложены архимандритом Самуилом по плану воронежских губернских архитекторов 16 июля 1824 года. Перед началом этого дела, 16 июля, в среду, после Божественной литургии, настоятель с братией и со святыми иконами прибыл к месту закладки, где и совершил молебен с водосвятием. По окроплении же святой водой предназначенного места, по свидетельству очевидцев, присутствовавших при этом, положен был тогда в основание четырехугольный белый камень, покрытый для прочности чугунной доской, с такой надписью на ней: «В царствование Благочестивейшаго Государя Императора Александра Павловича самодержца всея России тщанием настоятеля архимандрита Самуила, 1824 года июля 16 дня». По 30 сентября сего же 1824 года выведен из земли фундамент и окончен цоколь. В следующем 1825 году продолжалась постройка колокольни и гостиных корпусов. Заметим, кстати – когда в 1820-х годах раскопали землю к основе бутирования этой колокольни, тогда нашли тут, говорит предание, огромную могилу костей человеческих. Это явление подтвердило историческое сказание о страшных событиях времен татарщины и междуцарствия, оставивших печальные следы в этой местности.

В 1827 году собор Владимирский казался уже тесным для умножающихся время от времени усердствующих посетителей, в летнее время преимущественно притекавших в обитель Задонскую на поклонение здешней святыне. Об этом архимандрит Самуил делал заявление епархиальному начальству и просил дозволения распространить храм Владимирский пристройками с боков самой церкви, а пока составится план, приступить к заготовлению бутового камня и кирпича. Преосвященный Антоний II положил резолюцию: «заготовление материалов дозволяется, но рекомендую отцу настоятелю попещись не о распространении ныне существующей церкви, а о построении новой, соответствующей знатности монастыря»53.

В 1829 году Воронежской строительной комиссией выслан новый план на построение колокольни с церковью под ней и гостиных корпусов для приема богомольцев; вследствие сего для этой работы заключается контракт по смете на 118000 рублей ассигнациями, за работу кирпичную 20000 рублей ассигнациями и за кузнечную 499 руб. 55 коп. В 1830 году колокольня возведена по вторые окна второго этажа.

В 1830 и 1831 годах в Воронежской губернии, как и во многих пределах России, появилась сильная холера. Но эта кара Божия, свирепствовавшая всюду, значительно ослабела тут перед торжественным открытием святых и нетленных мощей святителя Митрофана, первого епископа Воронежского, что происходило августа 7 дня 1832 года. Православный народ, видя явную к себе милость Господа по молитвам новоявленного угодника, обильно изливающуюся на всех, во множестве стекался в Воронеж, чтобы перед ракой святителя Митрофана выразить живые чувства благодарности, а оттуда с радостью спешил и в Задонск к святителю Тихону, тем более, что в обители его, отверстой для всех приходящих, несмотря на большое стечение народа, никто из монашествующих не умирал от холеры, хотя и появившейся в г. Задонске. Такое очевидное, благодатное покровительство Царицы Небесной, охранявшее от заразы Воронежскую епархию по молитвам угодников Божиих Митрофана и Тихона, еще более воспламенило усердие к обители Задонской и привлекало сюда даже из отдаленных мест России почитателей памяти тогда почивавшего под спудом уважаемого Святителя.

В 1832 году древняя соборная церковь, несмотря на рекомендацию Преосвященного Антония II, последовавшую в 1827 году, возобновляется по новому фасаду и распространяется; иконостас и стенная живопись обновляются, крыши на церкви и на каменных корпусах окрашиваются. В 1835 году преемником Самуила архимандритом Иларием с помощью собранных им сумм окончена начатая в 1827 году монастырская колокольня и тогда же 21 августа 1835 года освящена архиепископом Антонием II. Колокольня эта устроена отдельно от церкви соборной Владимирской в три с половиной этажа со шпицем. Первый этаж квадратный, с восточной и западной стороны имеющий колонны, а с северной и южной вплотную пристроены корпуса гостиниц. Прочие этажи круглые, украшены также колоннами и полуколоннами, между которыми в третьем круглом фонаре, или этаже, имеются в нишах четыре изображения евангелистов, белые, выпуклые, из алебастра; вся же колокольня покрыта голубой краской, внутри и снаружи убрана изображениями Ангелов, вазами, капителями и другими белыми фигурами изящной лепной работы. В среднем этаже этой колокольни устроена церковь о трех престолах; главный престол освящен в 1838 году во имя св. Николая Мирликийского, а два боковые – в 1845 году: правый – в честь рождества св. Иоанна Предтечи, левый же – во имя Евсевия, епископа Самосатского54. Под этим храмом – главные святые ворота для торжественных крестных ходов и для встречи знатных посетителей, ведущие внутрь монастыря; над ними с подъезда в арке – живописное изображение двух ангелов, держащих образ свт. Николая с надписью: «Радуйся, Николае, великий чудотворче!» В основании ширина и длина ее 30 аршин (21,3 м), высота от земли до шпица – 24 сажени (51,1м), белой жести шпиц, возобновленный в 1860 году55, через 25 лет, с яблоком и крестом, золоченными чрез огонь, – 14 саженей (29,8 м); вся же высота колокольни – 38 саженей (80,9 м). Ход на нее устроен небольшими лестницами, расположенными спирально. Под шпицем колокольни, в верхнем ярусе, в 1836 году устроены недельные с боем часы с циферблатом на три стороны; весу в часах 40 пудов (640 кг), стоимость их 3500 руб. ассигнациями56. Под ними висят колокола, числом до пятнадцати: главный большой колокол в 700 пудов (11,2 т) отлит в 1886 году в Москве на заводе г-на Самгина при настоятеле архимандрите Прокопие иждивением купца Михаила Ивановича Шапошникова с участием монастыря на третью часть; второй отлит в 1846 году в 307 пудов 3 фунта (4913 кг); третий – в 120 пудов (1920 кг); четвертый, вседневный – в 70 пудов (1120 кг). Во всех колоколах весу 1400 пудов 36 фунтов (22 т 415 кг). В числе их находится и малый колоколец, который найден в 1815 году в земле на месте пустынки на Данщине в городище.

Корпуса гостиницы, тесно примкнувшие к колокольне с обеих ее сторон, окончены постройкой в 1837 году. Каждое из этих зданий, исключая колокольню, имеет в длину 16 саженей (34 м), а с колокольней длина 42 сажени (89,5 м). Северная часть этого здания в два, южная – в три этажа; в обеих половинах дома жилых 78 теплых покоев, 5 теплых сеней с лестницами и длинных четыре галереи. На постройку обоих корпусов израсходовано 51600 руб. 28 коп. ассигнациями. Архитекторам заплачено до 5000 руб.

В следующем 1838 году на полуденной стороне от гостиницы устроен довольно вместительный конюшенный двор для экипажей господ посетителей, в длину – 17 саженей (36,2 м), покрыт железом. Гостиница и при ней конюшенный двор отделяются от монастыря высокой каменной оградой, уцелевшей с 1739 года от построек игумена Евфимия II, и мирное, дорогое спокойствие иноков не возмущается суетой светской жизни. В этой ограде есть двое ворот: одни против самой колокольни (и нового Владимирского собора), а другие, более официальные, от подъезда к гостинице, открывают всю внутренность двора монастырского, симметрично обрамленного двухэтажными каменными корпусами, и тротуар, по обеим сторонам обсаженный пирамидальными тополями, ведущий прямо в теплый трехпрестольный храм Рождества Пресвятой Богородицы, первоначально построенный архимандритом Иларием в 1834 году при братской трапезной.

В том же 1838 году окончена ограда каменная, новая, вокруг монастыря, начатая кладкой в 1836 году. По углам этой ограды с севера и юга устроены (архим. Досифеем) две грандиозного вида трехъярусные высокие башни готической архитектуры со шпицами, на которых прикреплены парящие Ангелы с трубою; и тут же вдоль этой западной ограды устроены двое больших ворот с восемью колоннами для обыкновенных входов и въездов (помимо имеющихся входов в Евсевиевской, внутренней ограде, отделяющей монастырь от двора гостиного); из них над юго-западными, от подъезда к монастырю, в арке, видно живописное изображение старцев Кирилла и Герасима, первых основателей монастыря в 1620-х годах. Коленопреклоненные, они держат образ Богоматери в память о том, что они пришли сюда с копией иконы Сретения Владимирской Богоматери; в ландшафте представлен малый храм и кругом царившая в то время пустынность избранного ими места для обители; вверху – Живоначальная Троица, а внизу картины надпись: «Поклоняемся Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущней и нераздельней».

Размер монастырской площади распределяется по частям в таком порядке: длина ограды с западной стороны 85 саженей (181 м), с северной – 112 саженей (239 м), с восточной – 74 сажени (158 м), с южной – 115 саженей (245 м)57. В окружности же всего монастыря 387 сажен (823 м); высота ограды кругом 4 аршина (2,8 м). Между упомянутыми наружными подъездными воротами в западной ограде устроены в 1830-х годах две торговых лавки. Но в 1861 году к ним прибавлено было, в ограде же, еще десять лавок58.

При общем постепенном улучшении монастырских зданий древний храм соборный Владимирский, построенный в 1736 и 1741 годах игуменом Евфимием II, несмотря на значительную поддержку заботливых настоятелей, в начале тридцатых годов резко обнаружил свое столетнее существование трещинами в разных местах. Поэтому еще в 1839 году предполагалось устроить новый соборный храм напротив нововыстроенной в 1836 году колокольни, отступив несколько к северу от ветхого Владимирского храма, а также предполагалось и прочие здания, клонившиеся к разрушению, снести и выстроить вновь у самой ограды на северной стороне, вместо них поставить каменный двухэтажный келейный корпус. И с этой целью в 1840 году заготовляется материал для предполагаемого соборного храма59.

В 1841 году ветхий храм Владимирский положительно уже стал угрожать разрушением. Вследствие сего архимандрит Мартирий доносил епархиальному начальству, что «из монастырских зданий в трапезной церкви Владимирской Богоматери, она же и летняя соборная, трещины в сводах; на братском корпусе, где училище, течь; на сараях и конюшнях крыша совершенно разрушается»60. Посему приказано церковь запечатать; для нового собора предписано озаботиться чрез кого следует и составить план и фасад61.

Наконец, в 1845 году храм Владимирский, запечатанный по причине трещин на сводах, предписано разобрать за ветхостью62, а на месте его заложить новый, к чему епархиальное начальство – как мы сказали – еще с 1827 года побуждало настоятелей монастыря. И на этот раз без отлагательства уже приступили к сооружению нового каменного великолепного храма соборного, который и был окончен постройкой в 1853 году. По причине сломки ветхого Владимирского собора Божественная служба все это время совершалась уже в теплой Рождества Богородичной церкви.

За собором, на северной стороне, одноэтажный каменный корпус начат в 1853 году. Дом сей длиной 23 и шириной 5 саженей (49 м и 10,7 м соответственно); половина его предназначена для приема архипастырей и высоких посетителей, а другая – для настоятеля.

Восточный двухэтажный каменный корпус отстроен в 1857 году; длина его 55 аршин (39 м), ширина 16 аршин (11,4 м); в нем помещения отцам казначею, ризничему, благочинному и для братии до 40 человек. Вблизи сего корпуса указывают место, где с 1820 по 1836 год подвизался затворник Георгий Машурин, из дворян, который своей благочестивой подвижнической жизнью привлекал внимание народа к сей обители.

В северо-западном углу внутреннего монастырского двора – одноэтажный деревянный домик, построенный в 1857 году, крытый железом, с крыльцом, обращенным к соборному храму, с палисадником, усаженным тополями и другими деревьями. В нем в настоящее время живет о. наместник монастыря.

В юго-западном углу – двухэтажное небольшое каменное здание, построенное в 1814 году; вверху живут эконом и помощник его, а внизу столярное помещение. От сего дома расположена ограда каменная до корпуса Вознесенского; в ней ворота, ведущие на экономский черный двор.

По оставшимся древним стенам и башням видно, что прежде монастырь занимал менее места. В южной стене очень заметно место, где были прежде главные монастырские ворота. Башня юго-восточная есть памятник архимандрита Самуила; северо-восточная – игумена Евфимия II; западные угловые две каменные башни величественной архитектуры, которые начаты постройкой в 1837 году, – архимандрита Досифея. Северо-западная поднята была на 5 саженей (10,6 м) до купола, юго-восточная – на три сажени (6,4 м), и оставались недостроенными после архимандрита Досифея до 1862 года, почему – неизвестно; хотя план на них был выдан с разрешения Воронежской строительной комиссии за подписью Преосвященного Антония II от 17 марта 1837 года, и употреблено уже было на них 19386 руб. 20 коп. ассигнациями.

V. Название монастыря

Монастырь сей первоначально именовался Задонским Тешевским Богородицким. Первое название произошло оттого, что монастырь этот лежит от московской стороны за рекой Дон и, вероятно, основатели оного пришли из Москвы; второе прозвание произошло от протекавшей под ним речки Тешевки, а третье – от первого в сем монастыре храма во имя Сретения Богородичной иконы Владимирской.

Название «Задонский» остается и до сих пор, хотя, по отношению к епархиальному городу своему Воронежу, правильнее было бы назвать его «Придонским». Богородицким называется основательно, в честь Богородицы, чья чудотворная икона здесь издавна всеми почитается, и Ее святому имени посвящен главный Владимирский храм. Второе название, употреблявшееся до 1782 года, оставлено, как не имеющее значения; ибо речка Тешевка, протекавшая у подошвы горы с южной стороны монастыря, давно превратилась уже в ручей вследствие истребления леса и засорения от времени ключей, а в селении Тешевка 1779 года учрежден уездный город, наименованный Задонском63. Теперь монастырь знаменательно именуется в документах по классу: первоклассным Задонским Богородицким – в честь иконы Богоматери Владимирской, а в устах народа – Тихоновским – в память угодника Божия святителя Тихона I, открыто почивающего в обители Задонской.

* * *

35

В 1836 году с дозволения епархиального начальства старая колокольня с существующими при ней кельями за ветхостью разобрана. И только оставшаяся до 1870 года в ограде арка напоминала о прежней колокольне; в настоящее же время на месте прежней колокольни построена каменная под железной кровлей иконная лавка.

36

Этот каменный одноэтажный дом, называвшийся Колыванским подворьем по имени жертвователя, первоначально построен был в 1845 году. В 1862 году за ветхостью дом этот уничтожен, а на месте его выстроено от монастыря двухэтажное каменное здание для уездного духовного училища.

37

На Минее за июль, напечатанной в 1698 году, на первых листах надпись следующая: «Лета 7205 (1693 г.) ноября куплена на присланные деньги Донскаго казака Федора Зарубина, в Задонский Тешевский Богородицкий монастырь, при игумене Трифоне». В 1749 году подарено было в Задонский монастырь одно Евангелие (в лист) знаменитым Войсковым атаманом Даниилом Ефремовым – свидетельствует надпись.

38

Близ могилы бригадира вырыта была могила и для святителя Тихона.

39

См. Сочинения святителя Тихона, т. 1, с. 66. СПб, 1825 г.

40

Болховитинов Е. А. Указ. соч., с. 141.

41

См. Полное жизнеописание св. Тихона. СПб, 1863 г.

42

По отцу Тимофей был записан в учение как Савельев (прим, ред.).

43

Согласно биографам св. Тихона, работавшим с оригиналами семинарских документов, в этом учебном заведении Тимофей Савельев получил фамилию Соколовский (прим. ред.).

44

В жизни святителя Тихона 61-й год замечателен по двум весьма важным событиям, кои невольно, так сказать, останавливают на себе внимание, именно: в 1761 году хиротонисан был во епископа и ровно через сто лет в 1861 году последовало дивное во святых прославление его. Замечательно и то, что свт. Тихон прибыл в Воронеж 13 мая; 13-го же под 14-е мая 1864 года в ночь этот светильник веры и добродетели воссиял в Церкви Православной нетлением мощей своих.

45

Многие статьи из творений свт. Тихона переведены англичанами на их язык.

46

Погребение пространно описано в полном жизнеописании святителя Тихона, Задонского чудотворца издания 1863 года, СПб, с. 224–233.

47

В этой мантии святитель приобщался Святых Таин и облачен был по кончине. Она тщательно сохраняется в церкви в прекрасном киоте; при ней же имеется та митра, в коей Святитель литургисал, и жезл деревянный.

48

Не менее грозная буря пронеслась над монастырем и в 1877 году. Многие из монастырских зданий были раскрыты, а на главном куполе летнего Владимирского собора снесена была крыша и согнут крест.

49

Церковь во имя Вознесения Господня – одноэтажная, внутри длиной и шириной в 12, высотой в 9 аршин (около 8,5 м и 6,4 м соответственно – Ред.), отштукатуренная, внутри была расписана альфреско (настенная живопись красками по сырой штукатурке – Ред.) Освящена 12 августа 1822 года Преосвященным Епифанием Воронежским и Черкасским. Но в 1892 году церковь эта была заново перестроена и расширена вместе с трапезным корпусом.

50

Донесение архимандрита Самуила Воронежскому Семинарскому правлению от 21 марта 1819 года.

51

Монастырь Задонский с 1834 года отличается хорошим стройным четырехголосным пением. Но церковное пение особенно благолепно и мелодично установилось здесь под управлением отличного знатока церковной музыки Владимира Максимовича Свирдинского, бывшего некогда дирижером лейб-гусарского Преображенского полка, а затем, в 1847 году, поступившего в Задонский монастырь в число послушников, где исполнял должность регента и умер схимонахом в 1875 году.

52

Благодеяние сие оказал Задонскому монастырю Воронежский гражданский губернатор Н. П. Дубенский, утверждено же это место за монастырем генерал-губернатором А. Д. Балашовым.

53

Указ Воронежской консистории 1827 года №8639.

54

Эти два престола – первый в честь святого Иоанна Предтечи и второй – Евсевия, епископа Самосатского, – по сломке ветхого Владимирского собора перенесены были оттуда и устроены по бокам Никольского храма в колокольне, а посему храм святителя Николая с 1815 года именуется уже трехпрестольным.

55

Рапорт настоятеля от 17 апреля 1860 года.

56

В 1869 году часы эти исправлены заново.

57

К южной стене ограды примыкают: братская баня, квасоварня, выход, ледник и прочие хозяйственные службы.

58

Лавки эти в последнее время за ненадобностью снова заложены и остаются только две первых.

59

Рапорт настоятеля от 11 февраля 1840 года.

60

Донесение настоятеля от 27 февраля 1847 года.

61

Указ Воронежской консистории 13 мая 1841 года№3101.

62

Указ Воронежской консистории 13 мая 1841 года№3101.

63

Полное собрание законов. Т. XX, № 14922 и 14984.


Источник: Историко-статистическое описание первоклассного Задонского Богородицкого монастыря / Иером. Геронтий (Кургановский). - Задонск : Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь, 2010. - 303 с.

Комментарии для сайта Cackle