Часть III. О святых Таинствах
1. О Таинстве Крещения
601. Почему люди бывают крещены?
Люди бывают крещены,
1. чтобы они соединились со Христом и стали членами Его Тела,
2. для достижения очищения от всех грехов и получения благодати Божией,
3. для того, чтобы люди стали способными к новой, святой жизни.
602. От какого греха очищаются в Таинстве Крещения души младенцев?
Души младенцев очищаются в Таинстве Крещения от наследственного греха, так как иных грехов они не имеют.
603. Как совершается Таинство Крещения?
Оно совершается так, что священник погружает крещаемого трижды в воду и при этом говорит: «Крещается раб Божий (раба Божия) во имя Отца – аминь, и Сына – аминь, и Святаго Духа – аминь», причем произносит имя, которое дается крещаемому.
604. Что сказал Господь наш Иисус Христос апостолам, когда устанавливал Таинство Крещения?
Когда Господь наш Иисус Христос устанавливал Таинство Крещения, Он сказал апостолам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что я поведал вам» (Мф.28:19–20).
605. Необходимо ли для человека Таинство Крещения?
Таинство Крещения для человека совершенно необходимо, так как без него мы не могли бы достичь спасения и приступать к остальным Таинствам.
606. Что сказал Христос о необходимости Таинства Крещения?
О необходимости Таинства Крещения Христос сказал: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5).
607. Относятся ли эти слова к Таинству Крещения?
Эти слова Иисуса Христа относятся к Таинству Крещения, ибо так, согласно установленному преданию, всегда были они понимаемы в Церкви.
608. Что при Таинстве Крещения требуется от человека, который уже не является ребенком?
От человека, который уже не является ребенком, при Таинстве Крещения требуется:
1. вера в Господа нашего Иисуса Христа, как в Бога,
2. покаяние,
3. отречение от сатаны, и от всех дел его, и всей гордыни его.
609. Говорил ли Христос о необходимости веры при Таинстве Крещения?
О необходимости веры при Св. Крещении Христос говорил, а именно в следующих словах: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк.16:16).
610. Какую веру разумел Христос под этими словами?
Христос под этими словами разумел веру в Него, как в Единородного Сына Божьего.
611. Откуда мы знаем, что Христос считал эту веру безусловно необходимою?
Что Христос считал эту веру безусловно необходимою, мы знаем из других Его слов: «Неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Ин.3:18).
612. Как при Св. Крещении исповедуется вера?
При Св. Крещении вера исповедуется так:
1. Священник спрашивает крещаемого, соединяется ли он со Христом и верует ли в Него, на что крещаемый отвечает: «Соединяюсь со Христом и верую в Него, как в Царя и Бога»;
2. затем читается Символ веры.
613. Откуда мы знаем, что от крещаемого, который уже не является ребенком, требуется покаяние?
Что от крещаемого, который уже не является ребенком, требуется покаянное направление мыслей, мы знаем из слов св. апостола Петра: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов» (Деян.2:38).
614. На основании чего крестят малых детей?
Малых детей крестят по вере их родителей и восприемников, которые приносят их для совершения Крещения.
615. Почему крестят малых детей?
Малых детей крестят для того,
1. чтобы отделить их от неверующих и соединить с Господом нашим Иисусом Христом,
2. чтобы они росли без первородного греха, в благодати Божией,
3. чтобы было проявлено послушание словам Христа: «Оставьте детей и не препятствуйте им приходить ко Мне» (Мф.19:14),
4. а также потому, что Св. Крещение заняло место ветхозаветного обрезания, которое также совершалось над детьми.
616. Каковы обязанности крестного отца и крестной матери?
Обязанности крестного отца и крестной матери следующие:
1. они должны при Св. Крещении ручаться за веру крещаемого,
2. они должны при совершении Таинства Крещения отвечать вместо младенца на вопросы священника,
3. они должны постоянно заботиться о том, чтобы крестник был и остался добрым православным христианином.
617. Почему при Св. Крещении крещаемому дается имя одного из святых?
При Святом Крещении крещаемому дается имя одного из святых для того, чтобы он знал, что вступает в общество Божиих Святых.
618. Почему при Св. Крещении крещаемому дается крестильный крестик?
При Св. Крещении крещаемому дается крестильный крестик для того, чтобы напомнить ему, что он должен постоянно исповедовать своего Спасителя Господа Иисуса Христа, умершего за него на кресте.
619. Почему при Св. Крещении на крещаемого возлагается белое одеяние?
При Св. Крещении на крещаемого возлагается белое одеяние в знак душевной чистоты.
620. К какому вероисповеданию должны принадлежать крестные отец и мать?
Крестные отец и мать должны принадлежать к православному вероисповеданию, так как иначе они не могли бы исполнять своих обязанностей восприемников.
621. Кто может совершить Таинство Крещения если тому, кто должен быть крещен, грозит смертельная опасность?
Если тому, кто должен быть крещен, грозит смертельная опасность, Таинство Крещения может быть совершено каждым христианином, все равно, мужчиной или женщиной.
622. Кем мы становимся, приняв Таинство Крещения?
Принятием Таинства Крещения мы становимся христианами и членами Церкви.
Пояснения:
I. В некоторых краях Крещение совершается так, что на голову крещаемого при одновременном произнесении слов: «Крещается раб Божий во имя Отца – аминь, и Сына – аминь, и Святаго Духа – аминь», троекратно крестообразно льется вода, которая стекает по всему его телу; в других краях только на голову крещаемого трижды крестообразно льют воду. Новому духовному рождению от воды и Святого Духа, равно, как и полному очищению от всех грехов, лучше всего соответствует троекратное погружение крещаемого в воду. Так первоначально Таинство Крещения было совершаемо над всеми людьми, за исключением тяжело больных, которых нельзя было поднять с постели. Этот первоначальный способ совершения Таинства Крещения является в Православной Церкви правилом. Боязнь, что это может повредить здоровью крещаемого – не обоснована и происходит от ослабления веры.
II. Становясь членом Церкви, мы становимся членами Тела Христова, потому что Церковь есть Тело Христово. Эту духовную реальность апостол Павел выразил словами, что мы во Христа облекаемся, т. е., что с Ним соединяемся и Ему уподобляемся. «Все вы во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал.3:27).
III. В Символе веры говорится ясно: «Исповедую едино Крещение ...», чтобы было подчеркнуто, что человек может быть крещен только однажды.
IV. У православных христиан есть прекрасный обычай постоянно носить на груди крестильный крестик.
V. О Таинстве Крещения, совершенном по необходимости, в виду смертельной опасности, необходимо дополнительно сообщить в надлежащем порядке священнику и как можно раньше.
VI. Так как Таинство Крещения есть духовное рождение крещаемого, восприемники, ввиду принятых ими на себя обязанностей, считаются родителями крестника в духовном смысле. Эта взаимная духовная связь называется духовным родством.
VII. Некоторые люди не признают действительности крещения малых детей и приводят в защиту своего взгляда тот довод, что, якобы, малые дети не могут иметь предписанных покаянных мыслей и веры во Христа, а поэтому не могут быть крещены. Этот довод падает сам собой. Малое дитя не совершило никакого личного греха и поэтому ему не в чем каяться. Дитя несет на себе только грех прародительский, в котором родилось не по своей вине и который снимается в Таинстве Крещения. Долг покаяться касается того, кто уже может пользоваться разумом и провинился в личном грехе. Что касается обязанности веры, то восприемники и родители берут ее на себя в том смысле, что сами они веруют и должны позаботиться о том, чтобы крещенное дитя было этой вере научено и в ней воспитано. По вере их дается новокрещенному младенцу отпущение первородного греха и благодать Божия, точно так, как Господь Иисус Христос простил грехи расслабленному по вере тех, что его принесли (Мк.2:5), или исцелил слугу по вере сотника (Мф.8:13) и дочь хананеянки по вере ее матери (Мф.15:28).
2. О Таинстве Миропомазания
623. Что подается в Таинстве Миропомазания?
В Таинстве Миропомазания подаются дары Духа Святого, через которые человек получает силы для познания и соблюдения правды Божией, равно как и для жизни духовной.
624. Каковы дары Духа Святого?
Дары Духа Святого суть:
1. дар мудрости,
2. дар разума,
3. дар совета,
4. дар силы,
5. дар творчества,
6. дар благочестия,
7. дар страха Божия.
625. Кто совершает Таинство Миропомазания?
Таинство Миропомазания совершает священник, употребляя при этом святое миро, полученное им от своего епископа; само собой разумеется, что это Таинство совершается также и епископом.
626. Что такое святое миро?
Святое миро – это оливковое масло с ароматическими веществами, освященное епископом.
627. Как совершается св. Таинство Миропомазания?
Св. Таинство Миропомазания совершается так, что священник помазует святым миром крестообразно новокрещенного на разных частях тела, говоря при этом: «Печать дара Духа Святаго. Аминь».
628. Какие части тела помазуются при Таинстве Миропомазания?
При Таинстве Миропомазания помазуются следующие части тела:
1. лоб – в знак освящения и просвещения разума,
2. глаза, уши, ноздри и уста – в знак освящения телесных чувств,
3. грудь – в знак освящения внутреннего чувства,
4. руки и ноги – в знак освящения деятельности человека.
629. Указано ли в Св. Писании, когда именно Господь Иисус Христос установил Таинство Миропомазания?
В Св. Писании не указано, когда Иисус Христос установил Св. Таинство Миропомазания, однако о совершении этого Таинства имеются там упоминания.
630. В каких книгах Св. Писания упоминается о Таинстве Миропомазания?
О Таинстве Миропомазания упоминается в следующих книгах Св. Писания:
1. в Деяниях Апостолов – в трех местах,
2. во втором послании св. апостола Павла к Коринфянам,
3. в послании св. апостола Павла к Ефесянам,
4. в первом послании св. апостола Иоанна.
631. Где находится первое упоминание Деяний Св. Апостолов о Таинстве Миропомазания?
Первое упоминание Деяний Св. Апостолов о Таинстве Миропомазания находится в речи св. апостола Петра к собравшимся иудеям, в Иерусалиме.
632. Что сказал тогда св. апостол Петр собравшимся иудеям?
Св. апостол Петр сказал тогда собравшимся иудеям: «Покайтеся, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; получите дар Святаго Духа» (см. Деян.2:38).
633. Какое Таинство имел здесь в виду св. апостол Петр?
Св. апостол Петр имел здесь в виду два Таинства, а именно:
1. Крещение для прощения грехов,
2. Миропомазание для принятия дара Духа Святого.
634. Что является вторым упоминанием в Деяниях Апостолов о Таинстве Миропомазания?
Вторым упоминанием в Деяниях Апостолов о Таинстве Миропомазания является то, что Собор Апостолов, узнав о крещении многих людей в городе Самарии, послал туда апостолов Петра и Иоанна, которые возложили на самарийских христиан руки, чтобы они приняли Духа Святого (Деян.8:14–17).
635. Касается ли это место Таинства Миропомазания, когда здесь говорится о возложении рук?
Хотя здесь и говорится только о возложении рук, – это место касается Таинства Миропомазания, т. к.:
1. при этом возложении рук новокрещенные самаритяне приняли Духа Святого, а это совершается, именно, при Таинстве Миропомазания;
2. если здесь и нет прямого указания на святое миро, то это не значит, что при возложении рук не было употреблено святое миро, т. к. Священное Писание не заключает в себе всего, что совершали Христос и св. апостолы;
3. так же и о Таинстве св. Причащения в Св. Писании говорится только как о преломлении хлеба (т. е. когда говорится о жизни первых христиан) и однако при этом Таинстве всегда была принимаема и Кровь Господа Иисуса Христа под видом вина;
4. все поместные церкви, возникшие еще в апостольские времена, применяют при Таинстве Миропомазания св. миро;
5. также древнейшие христианские книги, писанные на основании устного Святого предания, упоминают об употреблении св. мира при Таинстве Миропомазания, например, сочинение о Священстве, приписываемое св. Дионисию Ареопагиту, ученику св. апостола Павла.
636. С чем связано третье упоминание в Деяниях Апостолов о Таинстве Миропомазания?
Третье упоминание в Деяниях Апостолов о Таинстве Миропомазания связано со вторым посещением апостолом Павлом города Ефеса (Деян.19:1–7).
637. Кого нашел тогда Апостол Павел в Ефесе?
Апостол Павел нашел тогда в Ефесе около двенадцати мужей, крещенных Крещением св. Иоанна Крестителя.
638. Как поступил Апостол Павел с этими мужами?
Апостол Павел поступил с этими мужами следующим образом:
1. прежде всего научил их вере в Иисуса Христа,
2. когда же они уверовали, окрестил их так, как это установил Христос,
3. после этого возложил на них руки, причем сошел на них Святой Дух, чем апостол Павел и совершил над ними, после Таинства Крещения, Таинство Миропомазания.
639. В каких словах заключается упоминание о Таинстве Миропомазания во втором послании апостола Павла к Коринфянам?
Во втором послании апостола Павла к Коринфянам упоминается о Таинстве Миропомазания в словах: «Утверждающий же нас с вами во Христе, и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2Кор.1:21–22).
640. Касаются ли эти слова Таинства Миропомазания?
Эти слова касаются Таинства Миропомазания, так как в них одновременно говорится о подтверждении или утверждении христиан в Христе, об их помазании и запечатлении, равно как и о даровании залога Духа Святого в сердца их, а это все совершается в Таинстве Миропомазания.
641. Что говорит упоминание о Таинстве Миропомазания в послании апостола Павла к Ефесянам?
В послании апостола Павла к Ефесянам упоминается о Таинстве Миропомазания так: «Вы... запечатлены обетованным Святым Духом» (Еф.1:13).
642. Что говорит упоминание о Таинстве Миропомазания в первом послании апостола Иоанна?
В первом послании апостола Иоанна упоминание о Таинстве Миропомазания говорит: «Впрочем вы имеете показание от Святаго и знаете все... Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает» (1Ин.2:20,27).
643. О каком помазании здесь говорится?
Здесь говорится о внутреннем помазании, которое дается Святым Духом, но это внутреннее помазание наглядно изображается именно тем, что христиане, принимающие Таинство Миропомазания, знаменуются святым миром.
644. Необходимо ли Таинство Миропомазания?
Таинство Миропомазания необходимо, так как, если бы оно не было необходимо, святые апостолы не придавали бы ему такого значения,
645. Когда совершается Таинство Миропомазания?
Таинство Миропомазания совершается сейчас же после Крещения, как это бывало в Церкви с самого начала.
Пояснения:
I. Святое миро, как правило, приготовляет и освящает сам глава Автокефальной Церкви.
II. Святое миро в Римской Церкви называется «крижмо».
III. Римская Церковь Таинство Миропомазания называет «бирмованием»; однако учение Римской Церкви об этом Таинстве отклоняется от учения Православной Церкви в трех пунктах: а) оно не считает его столь необходимым, как Церковь Православная, вследствие чего некоторые римско-католические христиане остаются вообще без принятия этого Таинства (Таинство не совершается сейчас же после Св. Крещения, но значительно позже); в) в Римской Церкви совершает это Таинство только епископ и только в исключительных случаях может его совершать священник, уполномоченный на это папой.
3. О Таинстве Причащения
646. Что нам подается в Таинстве Причащения?
В Таинстве Причащения подается нам под видом хлеба и вина Пречистое Тело и Драгоценная Кровь Господа нашего Иисуса Христа, для исцеления души и тела, и для жизни вечной.
647. Как сокращенно называем мы Пресвятое Тело и Пресвятую Кровь Господа нашего Иисуса Христа?
Пресвятое Тело и Пресвятую Кровь Господа нашего Иисуса Христа мы называем сокращенно «Евхаристией» или «Святыми Дарами» или «Вечерей Господней».
648. Когда установил Христос Таинство Причащения?
Таинство Причащения Христос установил перед своими страданиями во время Тайной Вечери.
649. Как установил Христос Таинство Причащения?
Христос установил Таинство Причащения так:
1. Он взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф.26:26);
2. и взяв чашу, благословил вино в чаше, подал им и сказал «Пийте из нея все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26:27–28), а затем;
3. сказал им: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк.22:19).
650. Почему установил Христос Таинство Святой Евхаристии?
Христос установил Таинство Святой Евхаристии по неизреченной любви к нам,
1. чтобы наши душу и тело освящать и питать Своим Телом и Своею Кровью для жизни вечной,
2. чтобы этим способом постоянно приносить Себя в жертву за нас,
3. чтобы во Святой Евхаристии пребывать посреди нас, до скончения света.
651. Говорил ли Христос еще перед Тайной Вечерей о том, что думает установить Таинство Евхаристии?
Христос говорил еще перед Тайной Вечерей о том, что думает установить Таинство Евхаристии, а именно, на другой день после чудесного насыщения пяти тысяч людей.
652. Что сказал Христос народу, пришедшему за Ним на другой день после чудесного насыщения?
Народу, пришедшему за Ним на другой день после чудесного насыщения, Христос сказал:
1. «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий» (Ин.6:27).
2. «Я есмь хлеб жизни» (Ин.6:48).
3. «Хлеб же, который я дам, есть плоть Моя» (Ин.6:51).
4. «Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» (Ин.6:55).
5. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин.6:56).
653. Правилен ли взгляд, что Христос словами «сие есть Тело Мое» и «сия есть Кровь Моя» хотел только сказать «сие есть знамение или символ тела Моего и крови Моей?
Взгляд, что Христос словами «сие есть Тело Мое» и «сия есть Кровь Моя», хотел сказать только «сие есть знамение или символ тела Моего или крови Моей» не является правильным, так как Христос никогда не говорил и никогда не дал повода думать, якобы мы должны вкушать и пить знамение или символ Его тела и крови, но всегда говорил так, что мы не можем иначе понимать Его слова, как только в том смысле, что Он нам действительно дает в пищу Свое Тело и Свою Кровь. Христос даже сказал: «Ядущий Меня жив будет Мною» (Ин.6:57).
654. Когда освящаются и пресуществляются хлеб и вино в Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа?
Хлеб и вино освящаются и пресуществляются в Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа во время Святой Литургии, когда священник, после повторения слов, которые произнес Христос на Тайной Вечери, молится, чтобы принесенные дары хлеба и вина были Святым Духом пресуществлены и претворены в Тело и Кровь Христовы.
655. Как называется молитва, в которой священник во время Литургии просит, чтобы хлеб и вино были Духом Святым пресуществлены и претворены в Тело и Кровь Христовы?
Молитва, в которой священник во время Литургии просит, чтобы хлеб и вино были Духом Святым пресуществлены и претворены в Тело и Кровь Христовы, называется «эпиклесис».
656. Правилен ли взгляд некоторых людей, что в Святой Евхаристии мы вкушаем только обыкновенный хлеб и обыкновенное вино и что мы совершаем это только для того, чтобы вспомнить Господа нашего Иисуса Христа, Который соприсутствует нам в этот момент в наших мыслях?
Этот взгляд является неправильным, так как
1. вспоминать Господа Иисуса Христа и пребывать в мысленном с Ним общении мы можем всегда и без Святого Причащения.
2. Святая Евхаристия была установлена не только для того, чтобы мы Господа Иисуса Христа вспоминали и были с Ним в мысленном общении, но главным образом для того, чтобы мы вкушали Его Пречистое Тело и Драгоценную Кровь и этим освящали свою душу и тело, чего нельзя достичь только воспоминанием и мысленным соприсутствием.
657. Какой хлеб и какое вино надлежит употреблять при Таинстве Евхаристии?
При Таинстве Евхаристии надлежит употреблять квасной пшеничный хлеб и натуральное виноградное красное вино.
658. Почему при Таинстве Евхаристии надлежит употреблять квасной пшеничный хлеб и натуральное виноградное вино?
При Таинстве Евхаристии надлежит употреблять квасной пшеничный хлеб и натуральное виноградное красное вино потому, что
1. Христос на Тайной Вечери употребил такой хлеб и такое вино,
2. также и вся Церковь до самого десятого столетия употребляла такой хлеб и такое вино, как это до сих пор делает Церковь Православная.
659. Откуда мы знаем, что Христос на Тайной Вечери употребил пшеничный квасной хлеб?
Что Христос на Тайной Вечере употребил пшеничный квашеный хлеб мы знаем из Священного Писания, где, в греческом тексте этот хлеб называется «артос», т. е. хлеб квашеный, тогда как неквашеный хлеб по-гречески называется «азимос» (Мф.26:26; Мк.14:22; Лк.22:19).
660. Употребил ли Христос квашеный пшеничный хлеб и по Своем Воскресении?
Господь Иисус Христос употреблял квашеный пшеничный хлеб и по Своем воскресении; двум ученикам в селе Эммаусе Он подал хлеб (Святую Евхаристию), который по-гречески также назван артосом (Лк.24:30).
661. Употребляли ли и апостолы при Св. Евхаристии квашеный пшеничный хлеб?
При Св. Евхаристии всегда и без исключения апостолы употребляли пшеничный квашеный хлеб, ибо и они Евхаристический хлеб называли по-гречески только «артос» (Деян.2:42; 2:46; 20:7; 1Кор.10:16).
662. Откуда мы знаем, что Христос и апостолы употребляли при Св. Евхаристии красное вино?
Что Христос и апостолы употребляли при Св. Евхаристии красное вино, мы знаем из Священного предания.
663. Все ли христиане должны причащаться под видом хлеба и вина, т. е. под двумя видами?
Все христиане должны причащаться под видом хлеба и вина, т. е. под двумя видами, так как:
1. Христос сказал: «Пейте из нее (т. е. из чаши) все».
2. Согласно этим словам Господа Иисуса Христа в первоначальной Церкви все верующие причащались не только Тела, но и Крови Христовых, как это совершается непрерывно в Церкви Православной.
664. Когда в Православной Церкви происходит причащение Св. Таин?
В Православной Церкви причащение Св. Таин происходит за Божественной Литургией; исключение составляют больные, которым Святые Тайны подаются и вне Литургии.
665. Преподаются ли в Православной Церкви Св. Тайны и больным под двумя видами?
В Православной Церкви Св. Тайны преподаются и больным под двумя видами, а именно так, что им преподается Пречистое Тело Христово, пропитанное Драгоценной Кровью Христовой.
666. Преподаются ли в Православной Церкви Св. Тайны также младенцам и малым невинным детям?
В Православной Церкви Св. Тайны преподаются и младенцам и малым невинным детям, если над ними были совершены Таинства Крещения и Миропомазания.
667. Как хранятся Святые Дары, предназначенные для больных?
Святые Дары, предназначенные для больных, хранятся в малом металлическом, обыкновенно серебряном ковчежце, который помещается в дарохранительнице на св. престоле, в храме.
668. Кто и как носит Св. Дары больным?
Святые Дары носит больным священник, а именно в особой дароносице, которую он несет на груди.
669. Как называется хлеб, употребляемый для освящения и пресуществления в Тело Христово?
Хлеб, употребляемый для освящения и пресуществления в Тело Христово, называется просфора, что значит по-гречески приношение или жертвенный дар.
670. Освящается ли и пресуществляется в Тело Христово целая просфора?.
Целая просфора не освящается и не пресуществляется в Тело Христово, а только средняя четверогранная часть, которая для этой цели вынимается из просфоры.
671. Чем бывает снабжена эта средняя часть, вынимаемая из просфоры?
Эта средняя часть, вынимаемая из просфоры, бывает снабжена печатью.
672. Как называется эта часть просфоры, когда она уже приготовлена для Святой Жертвы?
Эта часть просфоры, когда она уже приготовлена для Святой Жертвы, называется «Агнцем».
673. Почему эта часть просфоры называется «Агнцем»?
Эта часть просфоры называется «Агнцем» потому, что освящается и пресуществляется в Тело Господа Иисуса Христа, который, как Агнец Божий, снимающий грехи мира, принес себя в жертву для нашего спасения.
674. Какою печатью снабжен Агнец просфоры?
Агнец просфоры снабжен печатью с изображением креста и греческой надписью «ИИСОС ХРИСТОС НИКА» т. е. «Иисус Христос побеждает».
675. Когда делается оттиск этой печати на просфоре?
Оттиск этой печати делается на просфоре еще перед печением просфоры.
676. Почему в вино, при приготовлении Св. Даров прибавляется немного воды?
В вино, при приготовлении Св. Даров, прибавляется немного воды потому, что:
1. Господь Иисус Христос во время Тайной Вечери пользовался вином, смешанным с водой, а по Его примеру так делали и апостолы;
2. Таинство Евхаристии было установлено также в память страданий и смерти Иисуса Христа, а как известно, из Его прободенного ребра текла кровь и вода (Ин.19:34).
677. Что требуется от желающего приступить к Святому Причащению?
От желающего приступить к Святому Причащению требуется:
1. чтобы перед Богом испытал свою совесть и Таинством Покаяния очистился от грехов;
2. чтобы к Святому Причащению приготовился молитвою и постом, а в день Причащения, до самого принятия Св. Таин, ничего не ел и не пил.
678. Кто, как исключение, не должны поститься перед Св. Причащением?
Перед Св. Причащением не должны поститься только тяжело больные.
679. Необходимо ли Святое Причащение?
Святое Причащение безусловно необходимо, т. к. Иисус Христос сказал: «Если не будете есть Плоти Сына человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин.6:53).
680. Какую жизнь имел в виду Христос, произнося эти слова?
Христос имел в виду здесь настоящую духовную жизнь в Боге, т. е. жизнь, ведущую к вечному блаженству.
681. Чего достигает тот, кто достойно приступает к Таинству Св. Причащения?
Достойным принятием Св. Таин мы достигаем:
1. благодатного соединения с Господом Иисусом Христом так, что Он в нас пребывает, а мы в Нем,
2. невыразимой внутренней радости и счастья,
3. освящения души и тела,
4. надежды на воскресение и вечную блаженную жизнь.
682. Достигает ли соединения со Христом тот, кто причащается Святых Таин недостойно?
Тот, кто причащается Св. Таин недостойно, не только не достигает соединения со Христом, но наоборот, оставляет и предает Христа, как Иуда, и совершает новый тяжелый грех.
683. Когда мы должны во время Св. Литургии приступать к Св. Причащению?
К Св. Причащению мы должны приступать во время Св. Литургии после того, как священник выйдет со Святыми Дарами из алтаря и произнесет возглас: «Со страхом Божиим и верою приступите!»
684. Какая молитва читается непосредственно перед Св. Причащением?
Непосредственно перед Св. Причащением читается молитва: «Верую Господи, и исповедую ...», во время которой обычно становятся на колени.
685. Как мы должны после молитвы: «Верую, Господи, и исповедую ...» принять Святые Тайны?
После молитвы: «Верую, Господи, и исповедую ...» мы должны принять Святые Тайны следующим образом:
1. мы должны встать, сложить на груди крестообразно руки и стать перед священником,
2. ясно сказать свое имя,
3. со всей скромностью приподнять голову и благоговейно открыть уста для принятия Св. Таин.
686. Чем подаются Святые Дары в уста?
Святые Дары, т. е. Тело и Кровь Господа Иисуса Христа, подаются в уста серебряною, вызолоченною лжицей.
687. Было бы разумным бояться при Св. Причащении заразных болезней?
Бояться при Св. Причащении заразных болезней было бы не только совершенно неразумно, но и прямо грешно, так как это свидетельствовало бы о маловерии.
688. Почему не следует бояться заразы при Св. Причащении?
При Св. Причащении не следует бояться заразы потому, что мы принимаем Тело и Кровь Господа и Бога нашего Иисуса Христа, каковыми Святыми Дарами никакие болезни не могут быть перенесены.
689. Как мы должны смотреть на принятие Св. Таин из одной чаши?
На принятие Св. Таин из одной чаши мы должны смотреть, как на проявление искреннего братства и сестерства всех православных христиан, которые без различия положения, образования и материальных средств не испытывают чувства брезгливости друг к другу, но радуются, что могут из одной чаши принимать Святые Дары.
690. Что мы должны делать после принятия Святых Таин?
После принятия Святых Таин мы должны:
1. слегка склонить голову в знак горячей благодарности, держа при этом руки все еще крестообразно на груди,
2. затем сейчас же отойти в сторону,
3. только после этого благоговейно перекреститься,
4. отойти на то место, где мы стояли от начала Литургии, и там совершить молитвы после Причащения.
Пояснения:
I. После принятия Св. Таин мы уже не становимся на колени, так как мы приняли в свое сердце Господа нашего Иисуса Христа.
II. Во многих местах существует обыкновение непосредственно после Св. Причащения испить немного воды, смешанной с небольшим количеством вина, чтобы быть уверенным, что в устах не осталось и наименьшей частицы Святых Даров.
691. Что поется во время Причащения верующих?
Во время Причащения верующих поется: «Тело Христово приимите, источника безсмертнаго вкусите. Аллилуия, аллилуия, аллилуия». Если причащающихся много, это песнопение повторяется с небольшими промежутками, а также поются иные песнопения, указанные в молитвенниках, как «Хвалите Господа» и «Ядый Мою плоть ...».
692. Почему Святые Дары именуются источником бессмертия?
Святые Дары именуются источником бессмертия потому, что являются для нас залогом воскресения и вечной жизни в небесной блажености, так как Господь Иисус Христос сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» (Ин.6:54).
693. Как часто приступали к Святому Причащению первые христиане?
Первые христиане приступали к Св. Причащению во время каждой Литургии, и было бы желательно, чтобы и мы, с чистой совестью, без принуждения, по доброй воле, часто принимали Святые Дары.
Пояснения:
I. Господь наш Иисус Христос хочет, чтобы в Таинстве Св. Евхаристии мы с Ним соединялись столь же тесно и органически, как соединены ветви со стволом. Христос сказал: «Я есмь Лоза, а вы ветви: кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне. извергнется вон, как ветвь, и засохнет: а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин.15:5,6). Это внутреннее соединение осуществляется лучше всего принятием внутрь себя. Поэтому Христос решил дать нам в пищу Свое Тело и Свою Кровь, чтобы мы Ими жили подобно тому, как мы живем пищей и как ветви живут от ствола. Кто достойно принимает Святые Тайны, соединяется так тесно со Христом, что может сказать вместе с апостолом Павлом: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал.2:20).
II. Действие достойного принятия Св. Таин на человека ярко выражено в молитве, помещенной в Литургии Св. Василия Великого перед «Отче наш». Там говорится: «Научи нас совершать освящение в страхе Твоем, дабы с чистым свидетельством совести своей принимая часть Святых Таин Твоих, мы соединились со Святым Телом и Кровью Христа Твоего, и достойно Их принимая, имели Христа, живущего в сердцах своих и стали храмом Духа Твоего Святого» (Сборник, стр. 197).
III. О необходимости принимать Святые Дары с чистой совестью апостол Павел пишет: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1Кор.11:27–29). Недостойное принятие Св. Таин относится к тем грехам, которые называются святотатственными.
IV. В Церкви Христовой никто не должен ни ставить себя выше другого, ни пренебрегать другим, но все должны пребывать друг с другом в любви и единении. Согласно словам Господа нашего Иисуса Христа, все христиане – братья. Апостол Павел говорит: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1Кор.10:16,17).
V. О значении причащения из одной чаши напоминается нам и в Литургии Св. Василия Великого, после освящения и пресуществления Святых Даров – словами: «Нас же всех, от одного хлеба и чаши причащающихся, соедини вместе в общении единого Духа Святаго» (Сборник, стр. 190).
VI. Для Причащения больных должны их близкие или лица за ними ухаживающие приготовить столик, покрыть его чистой скатертью и поставить на него крест и хотя бы одну свечу в подсвечнике.
VII. Остаток просфоры, из которой был вынут Агнец, бывает тостью* (так в оригинале, возможно, имеется в виду «святостью» – прим. ред. «Азбуки веры») алтарной (или же, точнее, «Св. Таинами престольными»).
X. Остаток просфоры, из которой был вынут Агнец, бывает разделен на небольшие части, которые во время пения «Буди имя Господне благословенно...», и обычно после окончания Литургии, раздаются верующим, чтобы еще в храме были с благоговением потреблены верующими для утешения и внутренней радости. Если верующих много, то можно употребить для этого и просфору, из которой была вынута частица в память Пресвятой Богородицы. Эти раздаваемые частицы просфор называются антидорами. (Слово «антидор» – греческое и означает замену дара, «вместо дара».) Обычай этот происходит еще от первых времен христианства и возник, по всей вероятности, из «вечери любви», на которую сходились первые христиане после богослужения, чтобы в братской любви все без различия насытились от даров, приносимых состоятельными членами Церкви. Позже вечери любви отпали, когда количество христиан возросло настолько, что в здании храма уже не оказывалось подходящего помещения и когда, вследствие этого, прекратилось и приношение даров. Антидоры особенно желательны для тех из присутствующих, которые в этот день еще ничего не ели и, не имея возможности, по каким-либо причинам, приступать к св. Причащению, хотели бы принять хотя бы частицу того хлеба, который был освящен во время проскомидии священником и из которого был вынут Агнец. Православная Церковь неизменно соблюдает обычай раздачи антидора.
4. О Таинстве Покаяния
694. Что подается в Таинстве Покаяния?
В Таинстве Покаяния подается прощение грехов, совершенных нами после Таинства Крещения.
695. Когда установил Христос Таинство Покаяния?
Таинство Покаяния Христос установил после Своего Воскресения, когда Он явился апостолам и сказал им: «Приимите Духа Святаго: кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся» (Ин.20:22,23).
696. Как мы должны приступать к Таинству Покаяния?
К Таинству Покаяния мы должны приступать следующим образом:
1. мы должны внимательно и со всем прямодушием вспомнить, какие грехи мы совершили со времени последнего своего покаяния и просить Святого Духа помочь нашей памяти,
2. мы должны от всего сердца сожалеть о своих грехах,
3. мы должны принять твердое решение исправиться,
4. мы должны с твердой верою в Иисуса Христа чистосердечно исповедаться перед священником во всех своих прегрешениях,
5. мы должны честно исполнить все, что возложит на нас священник.
697. Как лучше всего мы вспомним, в чем мы согрешили?
В чем мы согрешили мы вспомним лучше всего, если последовательно будем брать заповеди Божии и о каждой спросим себя, когда и как мы ее нарушили.
698. Почему мы должны сожалеть о своих грехах?
О своих грехах мы должны сожалеть потому, что ими мы оскорбили Милостивого и Пресвятого Бога.
699. Что должен делать тот, кто искренне решил исправиться?
Кто искренне решил исправиться, тот должен:
1. простить своим врагам,
2. ущерб, нанесенный ближнему, по возможности возместить,
3. остерегаться всех поводов ко греху, в особенности избегать дурного общества.
700. Действительна ли исповедь, при которой умышленно был затаен тяжелый грех?
Исповедь, при которой умышленно был затаен тяжелый грех, является недействительной, и сверх того допускается новый тяжелый грех тем лицом, которое умышленно затаило грех.
701. Как мы должны исповедоваться, если мы совершили тяжелый грех несколько раз?
Если мы совершили несколько раз тяжелый грех, то и об этом мы должны сказать на исповеди.
702. Имеет ли священник право открывать то, что слышал при исповеди?
Священник никогда и никоим образом не смеет открывать то, что слышал при исповеди; если бы он это сделал, то был бы лишен сана.
703. Как можно совершать исповедь, если кающихся много, а время не позволяет, чтобы каждый исповедовался отдельно?
Если кающихся много, а время не позволяет, чтобы каждый исповедовался отдельно, необходимо совершить хотя бы общую исповедь.
704. Когда священник дает разрешение от грехов?
Священник дает разрешение от грехов после признания в них, а именно так, что молится над покаявшимся и прощает ему его грехи именем Святой Троицы.
705. Почему при исповеди священник иногда налагает на кающегося совершение определенных добрых дел, или же церковное взыскание?
При исповеди священник иногда налагает церковное взыскание или же совершение добрых дел для того, чтобы мы легче отвернулись от определенных грехов и стали лучше.
706. Как мы называем то, что священник налагает на кающегося?
То, что священник налагает на кающегося, называется «эпитимия», что значит по-гречески «запрещение».
707. Почему мы не должны откладывать принятие Таинства Покаяния?
Принятие Таинства Покаяния мы не должны откладывать потому, что откладыванием мы еще более укореняем грех в наших сердцах и, кроме того, мы подвергаемся опасности умереть без покаяния.
708. Почему мы должны совершать покаяние еще перед смертью?
Покаяние мы должны совершить еще перед смертью потому, что после смерти уже нельзя принять никакого Таинства, в том числе и Таинства Покаяния.
709. Как мы должны приготовиться к Таинству Покаяния?
К Таинству Покаяния мы должны приготовиться постом и молитвою.
710. Как часто мы должны приступать к Таинству Покаяния?
Мы делали бы лучше всего, если бы к Таинству Покаяния приступали по возможности вскоре после совершения тяжелого греха, чтобы долго не оставаться без благодати Божией; у православных христиан имеется похвальный обычай приступать к Таинству Покаяния главным образом во время постов и перед праздниками, а также во время болезни.
711. Нужно ли Таинство Покаяния для спасения души?
Таинство Покаяния безусловно необходимо для спасения души, так как после Крещения Покаяние является единственным действительным средством для получения прощения грехов.
Пояснения:
I. Воспоминание о своих грехах называется также испытанием своей совести.
II. Испытание своей совести, сожаление о допущенных грехах, намерение в будущем их избегать, признание в грехах и готовность принять на себя эпитимию, которая будет наложена, являются необходимыми. Это вытекает из притчи Господа Иисуса Христа о блудном сыне, который, когда впал в нужду, тоже проверил свою совесть, сокрушался над своими грехами, обещал себе исправиться, признался во всем своему отцу и хотел у отца быть уже не как сын, а только в услужении (Лк.15:11–19). Также и заботливые родители требуют от своих провинившихся детей раскаяния, обещания исправления и признания в том, в чем провинились. Тоже самое требует от всех нас и Отец Небесный.
III. Многие люди, допустившие множество тяжелых грехов, когда начинают сознавать свое положение, предполагают, что им не может быть прощено, и что было бы безнадежно помышлять о прощении. Некоторые большие грешники совершенно костенеют в своих грехах, а иные впадают в отчаяние и покушаются на свою жизнь. Черствость и отчаяние ввергают человека в вечную гибель. Поэтому неправильно ожесточаться и отчаиваться. Даже самый большой грешник должен надеяться на милосердие Божие и решиться приступить к Таинству Покаяния. Господь не желает смерти грешника, но желает, чтобы он исправился, остался жить и спасся (Иез.33:11).
IV. Некоторые люди стыдятся признаться в своих грехах. Это неразумно. Если мы не стыдились грешить перед Богом, который все видит, почему же мы должны стыдиться признаться в этих грехах? Искренней исповедью облегчится наша совесть, и ее перестанут мучить угрызения. Лучше признаться в своих грехах, чем с ними умереть и потом на Страшном суде быть пристыженным перед всеми людьми и ангелами.
V. Как важно покаяние и признание в своих грехах, явствует из проповеди святого Иоанна Крестителя, который без устали призывал своих слушателей к покаянию. Многие из них послушались и покаялись в своих грехах. Также и Господь Иисус Христос начал свою деятельность Искупителя проповедью, содержанием которой было: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство небесное» (Мф.4:17).
VI. Неправилен тот взгляд, что наложенной на кающегося священником эпитимией, правосудие Божие будет удовлетворено. Человек не может за свои грехи, легкие или тяжелые, удовлетворить сам правосудие Божие, а эпитимия служит только для того, чтобы человек упражнялся в стремлении начать новую жизнь.
5. О Таинстве Священства
712. Что подается в Таинстве Священства?
В Таинстве Священства совершается посвящение в сан Священства и подается помощь Святого Духа для достойного несения обязанностей, связанных с этим саном.
713. Что может совершать тот, кто был возведен в сан Священства?
Тот, кто был возведен в сан Священства, может:
1. учить людей Божественному откровению,
2. совершать Таинства и богослужения,
3. блюсти церковную дисциплину.
714. Установлено ли Таинство Священства самим Господом Иисусом Христом?
Таинство Священства установлено самим Господом Иисусом Христом потому, что
1. Христос сказал апостолам, что как Отец послал Его, так и Он посылает их, и повелел Апостолам, чтобы они шли и учили все народы Божественному откровению (Мф.28:19);
2. Христос уполномочил апостолов совершать Таинство Крещения, Евхаристии, Покаяния и другие (Мф.28:19; Лк.22:19; Ин.20:22,23);
3. Он им поручил заботиться о том, чтобы в Церкви сохранялось, т. е. соблюдалось и исполнялось то, чему Он учил, и указал, что тот, кто Церкви, т. е. ее законных органов не послушается, будет как язычник и мытарь (Мф.18:17).
715. Каким образом совершается Таинство Священства?
Таинство Священства совершается таким образом, что Епископ возлагает руку на главу того, кто возводится в сан Священства и молится, чтобы Святой Дух снизошел на посвящаемого и дал ему благодать для достойного несения своего сана.
716. Как называется действие, которым Епископ посвящает в сан Священства?
Действие посвящения называется «рукоположение» или по гречески «хиротония».
717. Над кем может быть совершено Таинство Священства?
Таинство Священства совершается над лицами мужского пола, которые для этой цели выбираются и от которых требуется богословское образование, благочестивая жизнь и ревность к служению во славу Божию.
718. Сколько степеней имеет Священство?
Священство имеет три степени или сана:
1. епископский сан,
2. иерейский, пресвитерский или священнический сан, и
3. диаконский сан.
719. Каким правомочием обладают эти три степени священнослужителей относительно совершения Святых Таинств?
Что касается совершения Св. Таинств, эти три степени священнослужителей имеют следующие правомочия:
1. Диакон прислуживает при совершении Таинств.
2. Иерей совершает Таинства в зависимости от Епископа.
3. Епископ не только совершает Таинства, но еще имеет право рукополагать и назначать Иереев и Диаконов.
720. Кто посвящает и возводит в сан Епископа?
Епископа посвящает и возводит в этот сан Собор Епископов.
721. Как еще иначе называется Епископ?
Епископ еще называется «архиереем», или «владыкой».
722. Что обозначает слово «архиерей»?
Слово «архиерей» – греческое и обозначает начальника священников.
723. Как называется область, над которой распространяется правомочие Епископа?
Область, над которой распространяется правомочие Епископа, называется епархией.
724. Как называется область, над которой распространяется правомочие священника?
Область, над которой распространяется правомочие священника, называется приходом или парохией.
725. Как называется священник, который имеет духовное правомочие над определенным приходом?
Священник, который имеет духовное правомочие над определенным приходом называется приходским священником, настоятелем прихода.
726. Кому подчинены священники и диаконы?
Священники и диаконы подчинены своему Епархиальному Епископу.
727. Кому подчинен Епископ?
Епископ подчинен Собору Епископов.
728. Как называются Епископы, священники и диаконы общим именем?
Епископы, священники и диаконы называются общим именем духовенство, или духовными пастырями.
729. Как называются члены церкви, не являющиеся духовными лицами?
Члены церкви, которые не являются духовенством, называются верующими, или мирянами, или светскими членами Церкви.
730. Какими правами пользуются в Церкви миряне?
Миряне пользуются в Церкви следующими правами:
1. Совместно с епископами, священниками и диаконами охраняют Святую веру, потому что все члены Церкви являются членами Тела Христова и при совершении Таинства Миропомазания получили печать дара Духа Святого.
2. Быть духовно обслуженными, поскольку это отвечает церковным предписаниям.
3. Выбирать своего Епископа посредством своих представителей, совместно со священниками и диаконами. Если такое лицо удовлетворяет церковным предписаниям, то его в этой должности устанавливает Собор Епископов.
4. Выбирать своих священников и диаконов, которые, если они удовлетворяют церковным предписаниям, утверждаются Епископом.
5. При содействии священников и диаконов проводить при церкви, под дозором Епископа, религиозную работу и управлять церковным имуществом.
731. Какие обязанности имеют в Церкви миряне?
Миряне в Церкви имеют следующие обязанности:
1. Они должны руководиться учением Церкви.
2. Они должны участвовать в богослужениях и принимать деятельное участие в церковной жизни.
3. Они должны посредством взноса церковной дани и иными путями помогать содержать храмы и духовенство (там, где государство не выплачивает содержание духовенству) и вообще всех, кто несет в храме службу, потому что Христос повелел, чтобы тот, кто благовествует евангелие, жил от благовестования.
Пояснения:
I. Святой Павел назвал Апостолов Божьими сотрудниками, служителями Христовыми и домостроителями таин Божиих (1Кор.3:9; 4:1).
II. Епископы образуют в Церкви иерархию, т. е. начальство над священниками и мирянами. Епископат является настолько важным, что без него Церковь перестала бы быть Церковью.
III. Уважай духовных лиц и будь им благодарен за то, что они пекутся о твоей душе.
IV. Молись, чтобы Господь послал нам хороших и совестливых духовных пастырей. Христос сказал своим ученикам: «Итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву свою» (Мф.9:38).
V. Жить от благовествовании это значит жить с пожертвований, которые дают в пользу Церкви миряне, которым благовествуется Евангелие.
6. О Таинстве брака
732. Что преподается Таинством Брака?
Таинством Брака преподается благодать, которая сочетает жениха и невесту, чтобы они, соединенные во Христе:
1. совместно жили, любя друг друга и были верны друг другу в течение всей своей жизни,
2. взаимно друг другу помогали,
3. детей от Бога вымолили и хорошо их воспитали.
733. Откуда мы знаем, что брак является Таинством?
Что брак является Таинством, мы знаем из слов апостола Павла, который называет брак великим таинством или тайною (Еф.5:32).
734. Когда был установлен брак?
Брак был установлен в раю, сразу же после сотворения людей. Господь Иисус Христос повысил брак на степень Таинства.
735. Как должны жених и невеста приготовляться к Таинству Брака?
Жених и невеста должны приготовляться к Таинству Брака следующим образом:
1. они должны хорошо познакомиться с вероучением, чтобы могли ему учить своих детей;
2. они должны все хорошо взвесить до вступления в брак;
2. они должны перед вступлением в брак принять Таинство Покаяния и Евхаристии.
736. Как совершается Таинство Брака?
Таинство Брака совершается следующим образом:
1. жених и невеста провозглашают перед священником, что они добровольно вступают в брак;
2. священник их благословляет и молится над ними: «Господи Боже наш, славою и честию соедини и венчай их».
737. Возможно ли вступление в брак до принуждению и против своей воли?
Никто не может вступить в брак по принуждению и против своей воли, потому что такой брак был бы недействительным.
738. Что препятствует вступлению в брак?
Вступлению в брак препятствует главным образом:
1. кровное родство;
2. свойство.
739. Из чего состоит обряд Таинства Брака?
Обряд Таинства Брака состоит из двух частей, из обручения и венчания.
740. Что благословляется при обручении?
При обручении благословляется добровольное взаимное согласие жениха и невесты на вступление в брачный союз и обещание хранить супружескую верность до конца жизни.
741. Что благословляется при венчании?
При обряде венчания благословляется самый брачный союз и испрашивается на вступающих в брак благодать Духа Святого.
Пояснение:
Церковное благословение супружескому союзу уделяется после гражданского брака, совершенного по законным предписаниям нашего государства.
Бракосочетание иногда называется мирским словом – свадьба.
7. О Таинстве Елеосвящения
742. Что преподается Таинством Елеосвящения?
Таинством Елеосвящения преподается благодать, которая:
1. больного душевно укрепляет,
2. от грехов его очищает,
3. страдания его облегчает,
4. часто его и исцеляет.
743. Упоминает ли Священное Писание о Таинстве Елеосвящения?
Священное Писание дважды ясно упоминает о Таинстве Елеосвящения:
1. в евангелии от Марка, в котором читаем, что апостолы совершали помазание многих больных и их исцеляли (Мк.6:13),
2. в послании апостола Иакова, в котором говорится: «Болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак.5:14,15).
744. Каким образом преподается больным Таинство Елеосвящения?
Таинство Елеосвящения преподается больным так, что священник крестообразно помазует на разных местах тела св. елеем и молится о их телесном и душевном исцелении.
745. Что означает освященный елей?
Освященный елей означает благодать Божию.
746. Является ли боязнь Таинства Елеосвящения у больных разумной?
Боязнь Таинства Елеосвящения у больных совершенно неразумна, потому что действие этого Таинства является исцеляющим, а не умертвляющим.
747. Кто освящает елей для Таинства Елеосвящения?
Елей для Таинства Елеосвящения освящает священник.
Пояснения:
I. Во время болезни без боязни, не откладывая, причем это святое Таинство. Откладывание – признак слабой веры, а эта слабость является препятствием для исцеляющего действия Таинства.
II. Перед принятием Елеосвящения мы должны исповедоваться и причаститься Святых Таин.
III. То, что священник, перед уходом от больного, провозглашает ему многая лета, указывает, что Таинство Елеосвящения помогает исцелению больного.
IV. Православная Церковь своими святыми Таинствами сопровождает человека от его рождения до самой могилы и в радости и в печали.
V. Кроме семи Таинств, Православная Церковь сохраняет еще некоторые обряды, которые не являются Таинствами. К ним относятся освящение воды, храмов, кладбищ, домов, икон, крестов и иных предметов, так же как и обряд погребения, воцерковления и т. д.. Некоторые христиане отвергают освящение мест, домов и предметов, считая это суеверием. Такая точка зрения неправильна. Освящение мест, зданий и предметов состоит из двух действий: во-первых, все эти места, здания и предметы исключаются из повседневного употребления и посвящаются только для религиозных целей, во-вторых, возносится молитва к Богу, чтобы Он эти места, здания и предметы принял, освятил и сделал достойными для священных действий. В этом нет никакого суеверия. Освященной водой нельзя ни стирать, ни умываться. Она служит только для религиозных обрядов, как символ духовной чистоты. Точно так же дело обстоит и с остальными предметами, освященными для достойного ими пользования, как например, домами. Кладбища и храмы освящаются для того, чтобы их не употребляли для светских целей. Театры открываются, а не освящаются, потому что в них люди не собираются для молитв и богослужений. Если кто-нибудь говорит об открытии, а не об освящении храма, то это не свидетельствует о его правильном христианском мышлении.