Известно 45 слов свт. Григория Богослова. Они были записаны скорописцами и затем исправлены святителем. Лишь 35-е слово, «В память мучеников и против ариан», признано неподлинным.
По содержанию «Слова» можно разделить на несколько групп:
1. Догматические. «Пять слов о богословии» (Слова 27-31, 380 г.) представляют собой классическое изложение православной триадологии и написаны в защиту церковного учения о Святой Троице против евномиан и македониан. Это сочинение снискало свт. Григорию имя «Богослов». В 27-м слове святитель рассуждает о том, каким должен быть истинный богослов. В 28-м – говорится о сущности, природе и свойствах Бога. В 29-м – содержится учение о Боге Сыне, направленное против арианства. В 30-м – затрагивается вопрос о божественной и человеческой природах в воплотившемся Боге. В 31-м – доказывается божественное достоинство Святого Духа и равенство Его двум другим Ипостасям Святой Троицы.
2. Похвальные и надгробные. Непревзойденным по силе и глубине является 43-е слово, «Надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской» (379 г.), в котором свт. Григорий излагает мысли о своей любви к Афинам и к эллинской учености, об уединенной и безмолвной жизни, о догмате Святой Троицы.
3. На разные случаи, автобиографические и защитительные. В 3-м слове свт. Григорий излагает основы пастырства в христианской Церкви. Это классический трактат о священстве. Впоследствии свт. Иоанн Златоуст использовал его в качестве источника для своих «Шести слов о священстве». 42-е слово, «Прощальное, произнесенное во время прибытия в Константинополь ста пятидесяти епископов» (381 г.), является апологией свт. Григория, обращенной к отцам II Вселенского Собора: он отвергает возводимые на него обвинения, обращается с прощальными словами к пастве и основанному им храму св. Анастасии.
4. Обличительные. 2 трактата «Обличительные на царя Юлиана» (Слова 4-5), посвящены императору-отступнику, написанными уже после смерти Юлиана (363 г.). Свт. Григорий выступал против волны языческой реакции, вызванной недолгим правлением отступника.
5. Праздничные слова и проповеди. 37-е слово (на Мф.19:1) является единственной экзегетической проповедью свт. Григория Богослова. 38-е слово (первая рождественская проповедь на Востоке) произнесено на Богоявление (379 г.). Полагают, что оно было произнесено свт. Григорием на уже разделившиеся праздники Рождества Христова и Богоявления, считая слово 38 самым ранним константинопольским свидетельством о таком разделении в греческой традиции. Деятельность свт. Григория Богослова как проповедника завершилось словом на Пасху (Слово 45). Это важнейшее святоотеческое сочинение на тему Крестной Жертвы и Искупления (кроме того, здесь вкратце дается вся система христианского богословия).
Слово 13. Произнесенное при рукоположении Евлалия в епископа Доарского
1. Примите, братия, слово мое, хотя оно весьма кратко и далеко от совершенства. Но Владыка Бог знает, как праведным судом взвешивать милость; ибо приемлет и Павлово насаждение, как Павлово, и Аполлосово напоение (1Кор. 3:6), и две лепты вдовицы (Лк. 21:3), и смирение мытаря (18:13), и Манассиино исповедание (2Пар. 33:13). Примите и вы новосоставленное слово о новопоставленном пастыре. Примите глас благодарения за видимые нами чудеса. Хотя мы малы и последние в сынах Израилевых, но благодарить богато ничто не препятствует и малым. Конечно, совершеннейшие воздадут Богу и хвалу совершеннейшую, а мы принесем ему ныне, какую можем.
Итак, воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори (Пс. 97:1)! Мы были обуреваемы волнами, побораемы, изгоняемы; одни бедствия уже угнетали нас, а другие угрожали нам. Кто же переменил бурю в тихий ветер? Кто сокрушил оружие, меч и брань? Кто принял нас, изгнанных и отверженных? Не Ты ли, Боже, сотворил сие? Господь крепок и силен, Господь силен в брани (Пс. 23:8), – 2. Он рассек море, Он питал в пустыне народ бегствующий, послав ему чудный дождь93, Он источил воду из камня, Он победил Амалика неизъяснимым и таинственным воздеянием рук (ибо руки священника, воздвигаемые на горе и принимающие молитвенное положение, совершили то, чего не могли сделать многие тысячи); Он разрушил стены без стенобитных орудий и битвы; скажу, наконец, Он низложил Голиафа, гордого и надменного потомка исполинов, дерзнувшего выйти против великого Давида. Посему скажем единодушно: благословен Господь, Иже не даде нас в ловитву зубом их. Поток прейде душа наша, яко птица избавися от сети ловящих (Пс. 123:4, 6, 7); присовокупим и прочее, что вещает душа, обрадованная великим даром Божиим.
Я шел, чтобы принести не меч, но мир. Я шел не к посрамлению великого пастыря94, который председательствует в славном городе 95.
Знаю, что он достопочтен, признаю его главой, именую святым, хотя и потерпел обиду; пусть он только будет чадолюбив и печется о своей Церкви. Я старался увеличить, а не сократить число иереев; низложить еретиков, а не уменьшить число православных.
2. Что говоришь ты, сын Дафана и Авирона96, не вразумляющийся вождь, осмелившийся восстать против Моисея и поднять на нас руки, как те отверзали уста на великого раба Божия? И ты не пришел в ужас? Ты не устыдился? Не рассыпалась плоть твоя по земле, когда злоумышлял сие? И после сего будешь простирать те же руки к Богу, станешь приносить Ему дары, молиться о народе? Боюсь, чтобы меч Божий и до того не остался в бездействии и покое. Ты пастырю своему не сделал ничего важного, а себе причинил весьма много вреда, отчуждив себя от благодати Божией.
3. Теперь приступи, лучший и совершеннейший из пастырей97, и вместе с нами или еще прежде нас прими народ свой, который поручил тебе Дух Святой, который приводят к тебе Ангелы, который приобрели тебе твоя жизнь и добрые нравы! Не удивляйся же, что наследуешь престол при различных искушениях и препятствиях. Ничто великое не бывает без искушения и испытания; ибо по естественному порядку маловажное сопровождается удобством, а высокое трудностью. Ты слышал сказавшего, яко многими скорбми подобает нам внити в Царствие Небесное (Деян. 14:22), скажи и сам: проидохом сквозе огнь и воду, и извел ecu ны в покой (Пс. 65:12). О чудо! Вечер водворися плач, и заутра радость (Пс. 29:6). Пусть кричат враги и расширяют уста, как псы, которые лают по-пустому, а мы не будем вести брани. Учи поклоняться Богу Отцу, Богу Сыну, Богу Духу Святому, в трех Ипостасях, в единой же славе и светлости. Погибшее взыщи, немощное укрепи, крепкое снабди (Иез. 34:16). Мы ожидаем от тебя такого же благоискусства в делах духовных, какое ты, как известно нам, имеешь в мирских. Итак, прими от высших вождей совершеннейшее вооружение, посредством которого возможешь стрелы лукаваго разженныя угасити (Еф. 6:16) и представить Господу люди избранны (Тит. 2:14), язык свят, царское священие (1Пет. 2:9), во Христе Иисусе Господе, Которому слава во веки. Аминь.
* * *
Манну.
В Кесарии.
Сии и последующие слова относятся к Анфиму, епископу Тианскому, который был во вражде с Василием Великим.
Речь обращена к Евлалию.